Ваше слово товарищ браузер первоначальный вариант
Обозреватель «НЕДЕЛИ» выбрал самые важные события 2005 с точки зрения наибольшей их читаемости в Интернете.
Начало марта ознаменовалось памятной битвой депутата от нашего избирательного округа Виктора Алксниса с Комитетом солдатских матерей России. В середине марта тот же депутат стал членом некоего «теневого кабинета» - самопровозглашенного альтернативного правительства России. А Одинцовский район пытался смягчить последствия введения в действие 122-го федерального закона, для чего обратился за помощью к предпринимателям района и объявил о выпуске облигаций внутреннего займа. Совет депутатов района разработал комплекс мер по социальной защите жителей района. В результате квартплата в Одинцовском районе хотя и увеличилась, но осталась на самом низком уровне в Московской области. В городе усилиями энтузиаста, пенсионера МВД Камала Аламова, появилась добровольная народная дружина. А в Жаворонках на Митькинском шоссе произошло покушение на Чубайса. Подозреваемый в этом преступлении отставной полковник Квачков до сих пор находится в тюрьме.
Первое апреля ознаменовалось традиционными розыгрышами, а 6-е - известием о том, что известный природозащитник Олег Митволь подал в суд на газету «ОДИНЦОВСКАЯ НЕДЕЛЯ». Обиделся на газетный розыгрыш.
Оксана Шкрадун, учительница из Голицыно, вышла в финал областного конкурса «Педагог года». Май отмечен празднованием 60-летия Победы. Очень много мероприятий прошло в связи с этим, и не только непосредственно 9 мая - различные акции по этому великому поводу продолжались не только весь месяц, они шли фактически весь год. А в конце мая случилось знаменитое отключение электроэнергии в результате аварии подстанции в Москве. Одинцово оно затронуло лишь частично, а вот на Петелинской птицефабрике погибли 700 000 кур, предприятие понесло большие потери.
В июне стало известно, что Одинцово закрыли для движения грузового транспорта.
В городе и районе начинают работу общественные советы при главе Одинцовского района. Первая смена школьников района отправилась в Анапу, на море, поправляться и закаляться в рамках программы «Здоровое поколение». А студенты ОГУ организовали и провели праздник «Экополис Одинцовский». Для первого раза получилось очень и очень неплохо.
На сайте администрации Одинцовского района появились списки квартир микрорайона 7-7а, в которые должны будут переселиться жители старых домов по улице Вокзальная. Тем самым было дано понять, что практика двойных продаж квартир в Одинцове не пройдет, и решить свои проблемы за счет жителей города у застройщиков не получится.
В Муниципальном детском центре хоккея и фигурного катания прошла волейбольная программа Международных юношеских игр, которые в прошедшем году принимало Подмосковье.
В июле началась подготовка к выборам в местные органы власти. Выразилось это в проведении сходов жителей района, предвыборных публикациях на страницах одинцовских газет и даже акциях по уборке мусора.
Самым горячим месяцем лета стал август. Предвыборных материалов все больше и больше. Город заклеен листовками, а одинцовский интернет бурлит в полемике по поводу достоинств и недостатков различных кандидатов. В Одинцово привозят мощи святого Георгия Победоносца.
Начало сентября - День города. Как всегда, большая спортивная и развлекательная программа, на этот раз совмещенная с выборами. Районный избирком под залпы праздничного салюта подводит итоги: выборы состоялись, хотя явка невелика, чуть более необходимых 20 процентов. В Горках-Х прошла выставка современного искусства «Artполе» под открытым небом.
На митинги выходят покупатели квартир в микрорайоне7-7а, требуя от властей заключения мирового соглашения с застройщиками микрорайона, в результате действий которых часть квартир, предназначенных переселенцам с улицы Вокзальная, оказалась проданной.
В это время «ОДИНЦОВСКАЯ НЕДЕЛЯ» опубликовала рейтинг лучших невест города. Этот материал стал рекордсменом года на портале «ОдинцовоИНФО» по количеству посещений (более 13000) и комментариев (567). В октябре открылось здание Одинцовского гуманитарного университета. И в этот же день - футбольное поле на крыше гаражного комплекса, построенного компанией «ЮАСстрой». Родители обсуждают проблемы детских садов района (которых попросту не хватает) и предлагают создание попечительских советов. Проблема упирается в то, что людей, способных возглавить такие советы в помощь садам, тоже не то чтобы не хватает - нет вообще.
В ноябре в микрорайоне «Кутузовский» открывается новая школа, под номером 16. Хотели открыть раньше, в сентябре, да госкомиссия не стала принимать школу с недоделками. А в самом микрорайоне проблемы - с электричеством и теплом.
В декабре обсуждали Уставы района и муниципальных округов. Теперь, в соответствии с законом, это необходимо делать на общественных слушаниях. А еще - и это еще не стало историей - готовимся к Новому 2006 году. Всем здоровья, успехов и такой же насыщенной жизни. Главное, чтобы во благо!
Поначалу я принял Кузнецова за моряка, главным образом, из-за его походки вразвалочку, манеры неспешно закуривать и столь же неспешно цедить слова — и эта холодноватая пластика не замедлила отозваться в его стихах, с их плавающим ритмом, словно заданным болтанкой океанского шторма. Но важнее здесь, как мне кажется, факт проживания поэта в ядреной (почти ядерной) атмосфере черного угольного бассейна, звонко называющегося Кузбасс. Как в текстах поэтов уральской школы явно различим плохо сдерживаемый грохот свердловских машиностроительных заводов, а иные строчки, как у желчного Кальпиди, дают отчетливое послевкусие смога, пахнущего химикатами, так строки Игоря Кузнецова плотно оседают в памяти, точно угольная пыль в нетронутых никотином легких, «и тогда пустота черным снегом стучится в мое окно. », а за окном «в панцире белом река — подобно заснувшей рыбе». Его строки шершавы на ощупь, никакой тебе гладкописи, они поскрипывают на зубах, словно песок, который ветром швырнуло тебе в лицо. Впечатление от них — будто пожал чью-то мозолистую ладонь: рукопожатие, как наждачная бумага, дерет кожу, но при этом неожиданно придает сил.
Вот это ощущение обретенной от его стихов силы, пожалуй, самое главное — я за практическую пользу, приносимую стихами, уж извините, вот такой я прагматик. Незадолго до того, как получить от смазливого выродка маслину в живот, «наше все» написал, что любезен он будет читателю хоть и через сто лет потому, что «чувства добрые я лирой пробуждал». Там дальше и про свободу, и про милость к падшим, но все же вот это, о пробуждении добрых чувств, Пушкин поставил на первое место, а уж он понимал в иерархиях, и не только дворцовых. Времена, впрочем, изменились, они теперь «и для брутов слишком круты», так что можно уже, не кокетничая, высказаться шире: поэзия существует для того, чтобы попросту — пробуждать чувства. Возбуждать ощущения, выводить из спячки, воскрешать полумертвых. Кто сказал, что книга должна делать человека лучше? Лучше кого? И что такое хороший человек, уж не оксюморон ли? Пробуждать чувства, да хоть бы и злые, должна поэзия, потому что нет у нас другого спасения от всеобщей анемии, прописанной нам главврачами мировой закулисы. Мы не в темном царстве проживаем — но в сонном, и не лучи света тут нужны, но прожектора, пусть их ослепительный свет и гарантирует неминуемую пальбу. Петр Вайль однажды заметил, что, когда не знаешь, как поступить, надо срочно совершить поступок, неважно, какой. Стихи Игоря Кузнецова к этому как раз и подталкивают, несмотря на то, что их лирический герой в роли «долбоеба-мячика без хозяйки-Тани» в основном рефлектирует, лежа на диване и отвернувшись к стене, в то время как вокруг него разворачиваются вот такие галлюциногенные дела:
Прохладный линолеум целует ступни,
трубка захлебывается в гудках,
мысли плавают как в аквариуме гуппи,
шевеля хвостами в больших зрачках…
И получается интересная вещь — вот «ты разгребаешь разный хлам, / над каждой безделушкой плачешь», но приходит, наконец, минута, когда надо выплюнуть окурок и выйти из подъезда, хлопнув дверью, с открытым забралом отправившись навстречу судьбе. Если читать внимательно, то практически в любом стихотворении Игоря Кузнецова присутствует этот поворотный момент действия, который надо просто не прозевать. Говоря же о вещах терапевтических, то лишь в первой примерно части стихотворения, какое ни возьми, Кузнецов ставит диагноз персонажам, обстоятельствам или мирозданию («…я поставил судьбу на карту, а карта бита»). А вот ближе к концу — начинается поиск не только обезболивающего, в роли которого далеко не всегда выступает пиво из холодильника, как это может показаться на первый взгляд, начинается поиск противоядия почти метафизической пробы: «…мы идем по мосту в роддом, мы оттуда родом, завязать пуповины как гордиевы узлы…».
Как читает свои стихи Кузнецов, я, к сожалению, никогда не слышал. Ничего, послушаю еще — что же касается собственно слуха, кстати, то у автора он безупречный, иначе не возникали бы здесь и там роскошные аллитерации типа «за Кая я не проканаю». Но когда я читал стихи Игоря с листа, нужная интонация прорывалась сама собой. И это даже не интонация чтеца, это интонация текста, он живет сам по себе, он, если угодно, сам себе тождественен. Звучит он с легкой, неистеричной мужественной хрипотцой. Как справедливо заметил в одном из своих стихотворений Сергей Жадан, «поэзия пишется горлом, но это горло безнадежно простужено». И я уверен, что такая вот «высокая болезнь» Игоря Кузнецова будет только прогрессировать.
Как относится к Интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах Интернета в беседе с корреспондентом журнала «Нескучный сад» Анной Пальчевой рас суждает ведущий одно го из православных фору мов, руководитель школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и моло дежи Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов).
- Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма - ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо…
- Молитва - это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку - и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться - уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.
Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него - раскрывать акафист и читать перед монитором, - я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет - это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.
Или возьмем интернет-рассылки с просьбами «прошу молитв». Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио «Радонеж» в каждой передаче слышим: «Братья и сестры, просим помолиться» - и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: «Помоги, Господи!» Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.
Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их «реальном» а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.
- Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека - страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?
- Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов - порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте - 150 участников одномоментно, а гостей - 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.
Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.
В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: «…сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (Сир. 37, 30-31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте - на своем или на чужом.
Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь - это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.
- Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?
- Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример - это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев - как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян.
И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы - оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем «в реале», необходимости «включать тормоза», - но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.
Ну а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.
Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой - как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья - моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: «Этого не делай!» - он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.
Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь - это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.
Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви - вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.
Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного - и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.
Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое - это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление - как это было всегда в истории - евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась. и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.
Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.
Как относится к Интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах Интернета в беседе с корреспондентом журнала «Нескучный сад» Анной Пальчевой рас суждает ведущий одно го из православных фору мов, руководитель школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и моло дежи Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов).
- Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма - ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо…
- Молитва - это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку - и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться - уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.
Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него - раскрывать акафист и читать перед монитором, - я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет - это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.
Или возьмем интернет-рассылки с просьбами «прошу молитв». Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио «Радонеж» в каждой передаче слышим: «Братья и сестры, просим помолиться» - и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: «Помоги, Господи!» Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.
Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их «реальном» а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.
- Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека - страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?
- Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов - порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте - 150 участников одномоментно, а гостей - 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.
Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.
В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: «…сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (Сир. 37, 30-31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте - на своем или на чужом.
Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь - это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.
- Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?
- Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример - это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев - как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян.
И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы - оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем «в реале», необходимости «включать тормоза», - но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.
Ну а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.
Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой - как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья - моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: «Этого не делай!» - он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.
Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь - это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.
Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви - вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.
Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного - и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.
Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое - это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление - как это было всегда в истории - евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась. и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.
Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.
Читайте также: