Лфз 1с что это
В одной из антикварных галерей России посетителям представляют произведения искусства.
Синие львы-хранители из Китая на Российском Антикварном Салоне
Антикварный салон познакомит посетителей с традициями Китая, представив фарфоровые статуэтки.
«Изгнанники и идеалисты» на первых онлайн-торгах
Главный аукционный дом Christie’s был основан ещё в 1766 году. Ежегодно эти аукционом проводится.
Наша рассылка
В годы существования СССР одним из крупнейших заводов по производству художественных фарфоровых изделий являлся Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ). Этот завод еще до революции 1917 года был ведущим фарфоровым предприятием Российской империи, и назывался, соответственно, Императорским фарфоровым заводом. В 1918 году завод был передан под крыло Народного комиссариата просвещения и стал называться Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ). Продукция, выпускаемая на предприятии, стала одним из главных рупоров в пропаганде молодого советского государства. Многочисленные тарелки и чайная посуда в белье, сделанные про запас еще до революции, запестрели серпом и молотом, рабочими, колхозницами, жизнеутверждающими лозунгами и цитатами В. И. Ленина.
В те годы художественным направлением завода руководил С. Чехонин. Он и его армия скульпторов и художников, таких как К. Малевич, Л. Лисицкий, В. Кандинский, Н. Данько, А. Щекатихина-Потоцкая, М. Адамович и многих других, творили настоящие шедевры своего времени, вошедшие в историю искусства под названием «пролетарского стиля».
В 1925 году Российская академия наук отмечала свое 200-летие. В честь этого события предприятию было присвоено имя великого русского ученого М. В. Ломоносова и завод стал именоваться ЛФЗ. Именно благодаря науке стало возможным появление этого завода, первого в России по производству фарфора. Благодаря науке завод развивался и шел в ногу со временем. Здесь впервые в стране был осуществлен выпуск химического и технического фарфора, позднее была создана технология выпуска костяного фарфора. Эти открытия заметно расширили поле для творчества скульпторам и художникам.
В довоенные годы в СССР создается первая в стране художественная лаборатория, во главе которой становится Н. Суетин, один из учеников К. Малевича. К уже упомянутым художникам и скульпторам присоединились А. Воробьевский, И. Ризнич, А. Яцкевич, Л. Блак, Л. Протопопова. Продолжает свою блестящую творческую деятельность Н. Я. Данько. В первые годы после Победы появляется вкус к жизни, стремление творить мир и счастье и желание поскорее позабыть тяготы и потери. Заводом массовыми тиражами выпускаются статуэтки серии «Счастливое детство», актеры театра и балерины, пионерки и школьники, работницы и спортсмены, литературные персонажи, многочисленная анималистика. Эти фигурки украшают почти каждый советский интерьер.
Продукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть в крупнейших музеях мира, таких как Эрмитаж, лондонский музей Виктории и Альберта, нью-йоркский Метрополитен-музей и во многих других музеях и частных коллекциях. Да и в простых российских семьях всегда найдется ваза, чайный сервиз или статуэтка с легендарным логотипом «ЛФЗ». За годы своей работы завод всегда стоял в авангарде фарфоровой промышленности Российской империи и СССР.
Высокую марку предприятие держит и в современной России, беря на вооружение самые передовые технологии по производству фарфора и внедряя новые образцы посуды, мелкой пластики, предметов быта и интерьера. Сегодня завод ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор». Всего в ассортименте выпускаемой продукции насчитывается более 4000 наименований изделий. Производство смело выполняет заказы на изготовление сервизов для торжественных приемов, включающие до 27 тысяч столовых предметов. Кроме того, в год празднования 300-летия г. Санкт-Петербурга завод был удостоен знака «Официальный поставщик Московского Кремля».
Ведущим предприятием по производству художественных фарфоровых изделий в СССР был Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова , он же ЛФЗ, его же иногда называют Ломоносовский фарфоровый завод. Этот завод еще до революции 1917 года был ведущим фарфоровым предприятием Российской империи, и назывался, соответственно, Императорским фарфоровым заводом.
Юбилейные фарфоровые штофы «Ленинград. 250 лет», фарфор ЛФЗ, 1950-е Юбилейные фарфоровые штофы «Ленинград. 250 лет», фарфор ЛФЗ, 1950-еПродукцию, которая выпускалась на Ленинградском фарфоровом заводе в советские годы, можно увидеть в крупнейших музеях мира, таких как Эрмитаж, лондонский музей Виктории и Альберта, нью-йоркский Метрополитен-музей и во многих других музеях и частных коллекциях. Да и в простых российских семьях всегда найдется ваза, чайный сервиз или статуэтка с легендарным логотипом «ЛФЗ».
Маленькая интерьерная ваза «Олимпиада-80, Москва», фарфор ЛФЗ Маленькая интерьерная ваза «Олимпиада-80, Москва», фарфор ЛФЗЗа годы своей работы завод всегда стоял в авангарде фарфоровой промышленности Российской империи и СССР. На протяжении всего советского периода у завода не раз видоизменялось клеймо , которое ставилось на изделиях. Давайте посмотрим, как оно менялось.
Сразу после Февральской революции 1917 года с изделий исчезла императорская символика. Какое-то время ставилось клеймо в виде года «1917», позднее, после утверждения нового государственного герба по рисунку Билибина, клейма ставили в виде двуглавого орла, лишенного символов государственной власти.
При установлении советской власти, клеймо сменилось на серп и молот с шестерней, которое ставилось надглазурно. Их существует огромное количество вариантов, поскольку рисовались от руки. Клейма были нестойкие и со временем стирались. Встречаются также клейма без шестерни. В 1923-1924 годах в честь 5-летнего юбилея пребывания завода в ведении Наркомпроса, ставилось клеймо с буквами «НКП» и цифрой 5.
В первой половине 1920-х годов на некоторых скульптурных изделиях начали ставить клеймо в виде серпа и молота с шестерней, тисненое в тесте. С 1928 года на экспортных изделиях ставилось клеймо красно-кирпичного цвета «Made in Russia». Были разновидности этого клейма с буквами «U.S.S.R.» и серпом и молотов в центре.
В 1930-х годах с резким ростом объемов выпуска фарфоровых изделий, клеймо «Серп и молот с шестерней» стали ставить штампом. Часто клеймо пропечатывалось некачественно. В 1937-39 годах было введено так называемое юбилейное клеймо «НКТП Завод им. Ломоносова Ленинград» в честь 20-летнего юбилея Октябрьской революции. В период с 1936 по 1949 год на изделиях, изготовленных из отходов производства, также ставилось клеймо «Ширпотреб из отходов».
В 1937 году появляется первое клеймо-логотип в виде монограммы ЛФЗ. В нем нижний хвостик буквы «Ф» был загнут влево. Это самое распространенное довоенное клеймо завода. Автором логотипа «ЛФЗ» стал художник завода Анна Адамовна Яцкевич в 1936 году.
1950 года клеймо «ЛФЗ» немного видоизменяется: нижний хвостик буквы Ф уходит вправо, а нижние хвостики букв Л и З находятся на одном уровне с полуовалами буквы Ф. Такое клеймо применялось долго и ставилось на большом количестве изделий. С 1950-х годов на клейме можно встретить буквы ГР — группа сложности рисунка с нумерацией от 6 до 15 по степени сложности.
Книга «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, 1944-2004» Книга «Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, 1944-2004»В 1960-х годах клеймо более упрощается: верхний хвостик буквы Ф становится более прямым, а нижний мене изогнут. В 1970-х эта тенденция продолжилась. В 1970-80 годах на экспортных изделиях ставилось красное клеймо «ЛФЗ Made in USSR».
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) начал свою деятельность в 1744 г. в г. Санкт-Петербург и первоначально назывался Порцелиновой мануфактурой. Общая таблица клейм с основания завода в 1744 году до Октябрьской революции выглядит следующим образом:
Клейма Императорского фарфорового завода с 1760 по 1917 годы.
С начала действия до 1760 года на изделиях завода выдавливались или ставились краской клейма в виде двуглавого орла золотого, голубого или черного цвета.
С середины 1760 г. до 1796 года марки и клейма императорского фарфорового завода изображались в виде императорской монограммы правящего монарха золотым, синим надглазурным или синим подглазурным цветом и представляли собой букву Е с римской цифрой II (Екатерина II)
В эти же годы выпускалась продукция, предназначенная для использования в императорском дворце, на которой клеймо содержало слова «Придвор», «ПК» или изображение короны над решеткой. Иногда на клеймах указывался год (1766, 1780, 1782).
С 1796 по 1801 год клеймо представляло собой букву П (Павел), увенчанную короной и выполненную синим надглазурным или синим подглазурным цветом, в некоторых случаях золотом.
С 1801 по 1825 клеймо изображало заглавную букву А (Александр) с императорской короной вверху. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.
В 1825 – 1855 годы на клеймах императорская монограмма представляла букву Н в различном написании с традиционной короной. Цвета: синий (надглазурный и подглазурный) и золотой.
С 1855 по 1881 годы цвет клейм становится оливково-зеленым под глазурью, иногда золотым по глазури. Изображение представляет собой букву А и римскую цифру II над которой парит корона (Александр II). Некоторое время монограмма заключалась в лавровый венок.
С 1881 по 1894 год в перииод правления императора Александра III монограмма представляла собой букву A c римской цифрой III и выполнялась в синем и золотом цветах надглазурно или оливково-зеленом подглазурно.
В 1894 – 1917 годах на продукции марки и клейма императорского фарфорового завода изображались в виде буквы Н с римкой цифрой II с короной и указанием года - период правления императора Николая II.
В 1917 году на период правления Временного правительства вместо монограммы появляется изображение двуглавого орла.
Клейма ЛФЗ. Советский период.
С 1918 года завод переименован сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а затем Ленинградский государственный фарфоровый завод. Клейма ЛФЗ по годам отражают все основные политические события в стране.
1917 МАЙ - ДЕКАБРЬ (КЛЕЙМО КЕРЕНСКОГО)
Данное клеймо ИФЗ, сделанное в соответствием с печатью Временного правительства, ставилось на продукцию завода с мая по декабрь 1917 года. То есть весь срок пребывания Керенского у власти и даже пару месяцев после.
Для удобства это клеймо можно условно назвать КЛЕЙМОМ КЕРЕНСКОГО.
Уже в марте 1917 г. во Временное правительство начали поступать запросы от различных учреждений, финансовых ведомств и торговых фирм – с какой печатью должен быть подлинный документ или платежное обязательство? Особое совещание по делам искусств при комиссаре Временного правительства создало Комиссию по делам искусств, возглавленную А.М.Горьким.
Он привлёк к созданию нового герба художников из "Мира искусства", в частности И.Я.Билибина и Г.И.Нарбута. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование "во всех предусмотренных законом случаях" двуглавого орла без всяких атрибутов власти и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла и нарисовал Иван Билибин, впрочем особо не заморачиваясь:
у двуглавой птицы просто отобрали скипетр и державу, а также сняли с неё три властные короны, которыми её наградил ещё царь Пётр Великий. В результате этой "художественной" вивисекции получилось омерзительное изображение, тут же названное народом "ощипанной курицей".
Клеймо на фарфоре - подглазурное зелёное.
Клеймо на бисквите - поверхностное по трафарету.
1918 ЯНВАРЬ - МАЙ (КЛЕЙМО ПЕРИОДА "ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ")
Следующее, третье по счёту "нецарское" клеймо ИФЗ относится к периоду с января по май 1918 года. Период "триумфального шествия Советской власти", как писали раньше в учебниках.
И всё же первые 5 месяцев 1918 года завод не спешил ставить на свою продукцию знаки большевицкой власти, а по прежнему использовал "клеймо Керенского" - ту самую "ощипанную курицу" по рисунку Ивана Билибина. Единственное, что поменяли - это убрали из под орла цифры 1917 года. Почему при этом не поддержали разумную традицию и не поставили цифры следующего 1918 года? Не знаю. я же говорю, ИФЗ всегда не везло с клеймом.
Дело в том, что ИФЗ начиная с февраля 1917 года был практически предоставлен сам себе, и финансово и административно. Завод умирал без заказов, без денег, без топлива для печей.
Ни у Керенского, ни у Ленина руки до него не доходили вплоть до весны 1918 года, пока большевики не придумали наконец применение любимой царской игрушке и не решили сделать из неё рупор своей пропаганды, передав фарфоровый завод наряду с театрами. художественными мастерскими и прочими "очагами старой культуры" (как тогда выражались) в ведение знаменитого Наркомпроса.
Наркомпрос (Наркомат просвещения) - могущественное ведомство А. В. Луначарского, ближайшего друга и сподвижника Ленина.
В 20-30-е годы этот мощнейший государственный орган контролировал все культурно-гуманитарные сферы страны: образование, библиотечное дело, книгоиздательство (даже знаменитый Госиздат ему подчинялся), музеи, театры, кинозалы, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Но здесь следует уточнить некоторые исторические детали: создание самого Наркомата и, соответственно, взятие под крыло ИФЗ проходило в несколько этапов.
Отсюда запутанность и неясность в положении завода, растянувшаяся на полгода.
Сам Наркомпрос был сформирован только 18 июня 1918 г., а до того времени действовал его праобраз - Государственная комиссия по народному просвещению, созданная декретом Второго съезда Советов 9 ноября 1917 года.
Комиссию возглавил сам Луначарский, а в её состав входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. Н. Лепешинский и другие большевики-интеллектуалы старой школы.
Декрет предписывал Комиссии "организовать источники материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классовым просветительным учреждениям в государственном масштабе".
Вот такую вполне здравую государственную политику продемонстрировали "красные варвары" в отличие от высоколобых масонов Временного правительства.
Первая попытка помочь ИФЗ была предпринята уже в декабре 1917 года, когда завод ещё не был встроен в новую систему управления. Тогда в связи с сокращением военных заказов проходила так называемая “демобилизация промышленности” (ИФЗ исправно работал на войну с Германией, производя автосвечи, электроизоляторы и прочую продукцию военно-технического назначения).
В декабре 1917 вышел приказ народного комиссара труда, согласно которому ИФЗ должен был "возобновить производство фарфора". Тогда же и произошло первое переименование завода, его окрестили “Испытательной керамической лабораторией республиканского значения” (Е. Я. Данько, 1917-1937, с. 23) Возможно, именно эти "возобно
Читайте также: