Как создать приложение в делфи 7
Ознакомившись с теорией предмета изучения, перейдем к практическому его освоению. В этой главе вы узнаете, из чего состоит Delphi, какие программы с ее помощью можно делать, и, собственно, создадите первую программу в среде Delphi!
Состав Delphi и требования к системе
Прежде, чем приступать к работе с какой-либо программой, было бы полезно ознакомиться с ее требованиями к компьютеру. Разумеется, требования у разных версий Delphi разнятся, постепенно повышаясь от версии к версии. В частности, в рассматриваемой нами Delphi 7 рекомендуется процессор не ниже Pentium II и не менее 256 Мбайт оперативной памяти. Более ранние версии требовали меньший объем памяти, однако для комфортной работы я в любом случае рекомендовал бы не менее 256 Мбайт, а для Delphi 7 и выше, да еще и под управлением ОС Windows XP, не помешало бы иметь 512 Мбайт ОЗУ.
Что касается требований к операционной системе, то хотя формально Delphi может работать на любой 32-разрядной версии Windows, я бы настоятельно рекомендовал использовать Windows из линии NT, т.е. Windows 2000 или XP. Дело в том, что Windows 9x, из-за своего 16-разрядного наследия, имеет серьезные ограничения на количество доступных системных ресурсов, вне зависимости от того, насколько мощный ПК вы используете. Кроме того, Windows 9x не может эффективно задействовать даже относительно большие - свыше 128 Мбайт - объемы оперативной памяти. Я уже не говорю о том, что в Windows 9x не поддерживаются ни многопоточность, ни набирающие в последнее время популярность двуядерные процессоры, а производители аппаратных компонентов ПК давно уже забросили оптимизацию драйверов для данного семейства ОС. Результатом всего этого является низкая производительность на современных компьютерах и вполне ощутимый риск "повесить" систему в процессе работы над сложным и ресурсоемким приложением.
Еще один важный вопрос - это монитор. Опять-таки, формально достаточно любого SVGA-монитора. Но работать в среде Delphi при разрешении экрана ниже, чем 1024 на 768 точек, крайне затруднительно: учтите, что вам постоянно надо видеть как элементы управления самой Delphi, так и собственное (разрабатываемое) приложение. Для комфортной работы я бы рекомендовал качественный 19" монитор с рабочим разрешением 1280 на 1024 точки. Причем, если это будет обычный монитор на ЭЛТ (или даже ЖК, но с аналоговым подключением), то вам понадобится еще и качественная видеокарта, способная обеспечить кристально четкую, без "замыливания" картинку. Для ЭЛТ-мониторов также важно обеспечивать поддержку указанного разрешения при частоте регенерации изображения не ниже 85 Гц.
ПРИМЕЧАНИЕ
Помните, что программирование - это напряженная работа с текстом. И если ваша связка "видеокарта-кабель-монитор" не может выдать четкий текст и (или) отсутствие видимого мерцания в нужном вам разрешении, то со временем вы рискуете испортить себе зрение.
Определившись с компьютером, перейдем к установке. В процессе установки про-грамма спросит вас, для каких версий тех или иных третьесторонних приложений следует устанавливать компоненты. Прежде всего, это версии MS Office, для одной из них вы сможете установить набор компонент, обеспечивающих взаимодействие между приложениями office и Delphi. Если вы устанавливаете старшую версию Del-phi (Client/Server, Enterprise, Architect), то вас спросят еще и о том, для каких версий баз данных следует установить компоненты. Наконец, в процессе установки, помимо самой Delphi будут установлено множество дополнительных программ, в основном, связанных с базами данных. Причем некоторые из них (например, сервер InterBase или виртуальная Java-машина) вообще устанавливаются отдельно, хотя и в процессе общего хода инсталляции.
По завершению процесса установки в программном меню Windows будет сформирована группа Borland Delphi, в которой, помимо самой Delphi, будут находиться ярлыки всех вспомогательных компонент среды. В частности, там будут находиться ярлыки для следующих программ:
- Image editor - простой графический редактор для рисования иконок и курсоров. За время, прошедшее с момента последнего обновления (в 1996 году), морально устарел, но может пригодиться, если нет ничего другого;
- WinSight - позволяет просматривать отладочную информацию в любых работающих приложениях;
- BDE Administrator - позволяет настраивать базы данных;
- Data Pump - позволяет переносить данных между БД;
- Database Explorer или SQL Explorer - средство просмотра БД;
- SQL Monitor (только старшие версии) - позволяет отслеживать обращения приложений к SQL-серверу.
Кроме того, в этой группе будет находиться подгруппа Help, а в ней, среди множества справочных файлов, - еще одна, с еще большим их количеством - MS SDK Help Files. Так вот, все эти файлы вам придется регулярно использовать, причем положение усугубляется не только их количеством и объемами, но и тем, что в русском варианте их не существует. Таким образом, знание английского языка будет вам хорошим подспорьем при изучении как Delphi, так и программирования вообще.
СОВЕТ
Если вы не знаете английского, но владеете немецким или французским, то вы можете установить версию Delphi на том языке, который знаете лучше. Русских версий Delphi, равно как и других серьезных средств разработки, нет, никогда не было, и, увы, даже не предвидится.
Таким образом, мы вкратце ознакомились с составом среды Delphi. Отдельные вспо-могательные приложения, при необходимости, мы еще рассмотрим, ну а сейчас пора приступать к изучению главной составляющей - самой среды Delphi.
Интегрированная среда разработки
Интегрированная среда разработки Delphi (Delphi IDE) является многооконной системой. Она включает в себя все необходимое для быстрой разработки Windows-приложений, и может гибко настраиваться.
Тем не менее, как и всякая другая программа, Delphi имеет некоторый стандартный, предусмотренный разработчиками вид, в котором она предстает вам при первом запуске. В таком "стандартном" варианте среда Delphi имеет 6 окон (рис. 2.1). Это: главное окно (Delphi 7 - Project1), окно дерева объектов (Object TreeView), окно инспектора объектов (Object Inspector), окно конструктора форм (Form1), а так же совмещенное окно редактора кода и проводника кода (на заднем плане, под Form1). При этом окно проводника пристыковано к левому краю окна редактора. Впрочем, ничего не мешает отсоединить проводник от редактора, или, наоборот, состыковать все окна, кроме главного и конструктора форм, в одном окне, или объединить их по какому-либо иному принципу.
Рис. 2.1. Вид Delphi 7 IDE по умолчанию
К вопросу об удобстве следует отметить, что предлагаемая разработчиками компоновка годится, в принципе, для любого экранного разрешения. Но если у вас имеется возможность установить разрешение экрана в значение 1280 на 1024 точки, то вы можете скомпоновать все кнопки главного окна в одной строке, а все освободившееся внизу место выделить для палитры компонентов (рис. 2.2).
Рис. 2.2. "Оптимизированный" вид главного окна Delphi
Такой шаг позволит иметь перед глазами гораздо большее количество категорий компонент, что положительно сказывается на продуктивности работы. В принципе, это можно сделать и при более низком разрешении, однако при этом частью кнопок на панелях инструментов придется пожертвовать.
Содержание и предназначение панелей инструментов, имеющихся в начальном виде, следующее:
- Debug - отладка. Позволяет запустить программу (Run), приостановить ее выполнение (Pause), а так же выполнять построчное выполнение программы;
- Standard - стандартные. Служит для таких операций, как сохранение, созда-ние, добавление и удаление файлов;
- View - вид. Используется для быстрого нахождения форм и файлов проекта;
- Desktops - рабочая среда. С помощью этих инструментов можно переклю-чаться между различными настройками рабочей среды Delphi;
- Custom - произвольная. Изначально содержит одну-единственную кнопку - для вызова справки;
- Component palette - палитра компонентов. Содержит все доступные для разработки приложений компоненты.
Отметим, что все инструментальные панели настраиваются: кнопки можно перемещать между панелями, добавлять на них новые, или же удалять. Для обычных панелей (Standard, View, Debug) это делается точно таким же образом, как во многих других современных Windows-приложениях (например, как в Word, т.е. при помощи окна настройки - Customize).
Что касается самой большой панели - палитры компонентов, то для ее настройки следует использовать специальное окном свойств палитры (рис. 2.3). Это окно доступно через пункт Configure Palette из меню Component. Однако учтите, что при настройке важно знать как предназначение компонент, так и понимать принципы их организации, поэтому максимум, что можно себе позволить для начала - это поменять местами группы, перетаскивая их в списке страниц (Pages).
Рис. 2.3. Настройка палитры компонентов требует знания VCL
ПРИМЕЧАНИЕ
Следует учитывать, что поскольку палитра компонентов является ничем иным, как визуальным представлением VCL, то ее вид и состав могут меняться в зависимости от того, какие модули подключены, устанавливались или нет дополнительные компоненты или их наборы, и т.д. В любом случае, в начале изучения Delphi, экспериментов в этой области лучше не производить.
Все компоненты сгруппированы по вкладкам, число и состав которых несколько разнятся в зависимости от версии и варианта поставки. Так, в Delphi 7 Enterprise имеется 33 вкладки, содержащие компоненты, принадлежащие к той или иной группе VCL (табл. 2.1).
Здравствуй уважаемый новичок! В этом уроке мы познакомимся с Delphi 7 и научимся компилировать программу.
Итак, если вы приняли решение изучать язык программирования Delphi, то сразу без предисловий перейдем к делу.
Программа Delphi 7 состоит из четырех основных окон:
Главное окно (Рис 1).
Инспектор объектов (Рис 2). | Окно Form (Рис 3). |
Редактор кода (Рис 4).
Главное окно – окно управления проектом и средой разработки. Здесь же находятся вкладки с компонентами (Рис 1).
Инспектор объектов – окно, в котором задаются свойства различным компонентам (Рис 2).
Окно Form – визуальное окно программы. (Рис 3)
Редактор кода – окно, в которое мы будем записывать код (Рис 4).
Давайте уже напишем нашу первую программу!
Нажмите на зеленый треугольник в главном окне.
После нажатия на зеленый треугольник, наша программа начнет компилироваться (создаваться), то есть компилятор проверит окно редактора кода на наличие ошибок, но так как мы в окно редактора кода еще ничего не писали, то ошибок возникнуть не должно. После компиляции, Delphi запустит нашу программу для тестирования.
Вот что мы увидим:
Теперь закройте скомпилированную программу и мы продолжаем знакомство с Delphi. В главном окне можно увидеть палитру компонентов. На рисунке она обведена красным прямоугольником.
Между компонентами можно переключаться, щелкая по вкладкам. Каждая вкладка имеет свои уникальные компоненты. Так же, если у вас не помещаются все вкладки в палитру компонентов, то появляются так называемые ушки, для перелистывания вкладок в ту или иную сторону. На вкладке Standard самым первым стоит значок курсора (к нему проведена зеленая линия), это не компонент. Он нужен для отмены выбора компонента. Вот например, вы выбрали какой-то компонент и для того, чтобы отменить свой выбор, нужно просто щелкнуть по этому значку курсора. Существуют не только стандартные компоненты Delphi, но и создаваемые любителями. О том как устанавливать компоненты мы поговорим в следующих уроках.
А теперь добавим на форму компонент под названием Button (кнопка). Он находится в на вкладке Standard. Нажмите на него, а потом нажмите где-нибудь на форме.
Получится вот так:
Готово! Кнопка на форме! Перейдем в инспектор объектов.
На вкладке Properties отображены все свойства компонента, в данном случае свойства нашей кнопки.
На вкладке Events отображены все события компонента, в данном случае опять же свойства нашей кнопки.
Изменим свойство Caption (заголовок). Вместо Button1 напишем Выход:
Вы можете поэкспериментировать с другими свойствами, изменяя их значения. Например попробуйте изменить свойства Width и height (ширина и высота), left и top (расстояние слева и сверху внутри формы), Cursor (выберите любой курсор из списка и после компиляции при наведении на кнопку будет отображаться выбранный вами курсор).
Маленько отвлеклись от курса. Продолжаем. На форме изменилось название кнопки. Теперь перейдем на вкладку Events и кликнем 2 раза напротив надписи OnClick:
Если все сделано правильно, то автоматически станет активным окно редактора кода, в него мы и будем вписывать действие, которое случится при клике на кнопку.
Кликая 2 раза по событию OnClick, мы вставили процедуру, такую некую заготовку. Думаю, по названию кнопки вы догадались, что при нажатии на нее программа закроется. Нам надо осуществить это действие. Пишем команду close между ключевыми словами begin и end. Все команды в Delphi заканчиваются точкой с запятой, по этому между ключевыми словами должен быть код close; Вообще в Delphi, все команды пишутся между ключевыми словами begin и end, то есть начинаем и заканчиваем.
После всех манипуляций получилось вот такое чудо: Компилируем нашу программу, нажимая на зеленый треугольник или на клавишу F9. Кстати, для того, чтобы просто скомпилировать программу и проверить код на ошибки, не запуская программу потом для тестирования, нужно нажать Ctrl + F9.
По умолчанию программа компилируется в папке C:\Program Files\Borland\Delphi7\Projects. Давайте сохраним проект в другую папку. Нажимаем в меню главного окна File->Save Project As… и выбираем папку для сохранения. Сейчас в папке находится только проект, для того чтобы там появился exe-файл, нужно еще раз скомпилировать программу.
Теперь давайте закроем наш проект, а потом снова откроем. Нажимаем в главном окне File->Close All, если вы не сохранили проект или после сохранения где-то его изменили, то у вас вылезет окно с запросом на сохранение проекта, нажмите на кнопку Save и сохраните проект.
Далее в главном окне нажимаем File->Open Project. и открываем проект. У меня проект называется Project1.dpr, если вы при сохранении изменяли название, то соответственно открывайте то, что сохранили :)
Что бы создать новый проект, нажмите File->New->Application.
В данном практикуме представлены практические работы по созданию консольных приложений в системе программирования Delphi 7.
Практическая работа № 1
“Создание первого консольного приложения”
1. Загрузите Delphi 7.
2. Из меню File выберите команду New | Other, затем на вкладке New появившегося диалогового окна New Items - тип создаваемого приложения — Console Application.
Рис.1.1. Выбор создаваемого консольного приложения в окне New Items
Рис.1.2. Шаблон главной процедуры консольного приложения
3. В результате этих действий на экране появится окно Project1.dpr, в котором можно набирать инструкции программы (Рис.1.2). Директива предназначена для компилятора и сообщает ему, что программу нужно генерировать как консольное приложение. Далее используем знания языка Pascal: операторы записывается между begin и end, константы и переменные объявляются выше основной программы, процедуры и функции размещают между объявлением переменных и основной программой. Добавьте в тело программы строчку Writeln('Hello!'). Запустите ее на выполнение, щелкнув по кнопке или нажав клавишу F9.
4. Быстро появится и исчезнет черное окно. Как следует поступить далее, чтобы можно было “остановить” это окно? Простейший метод — добавить оператор Readln.
Рис.1.3. Окно с кодом программы
5. Запустите программу на выполнение.
Рис.1.4. Результат выполнения программы Console.dpr
6. Сохраните проект в отдельной папке Консоль под именем Console, выбрав пункт меню File-Save All. В момент сохранения проекта имя программы будет автоматически заменено на имя, под которым сохранен проект.
7. Откройте папку Консоль, затем файл Console.dpr — это и есть та основная программа, которая редактируется.
Практическая работа № 2
“Выведение на экран русского текста”
Цель работы: изучить технологию выведения на экран консольного приложения текста на русском языке.
1. Создайте копию папки Консоль (Практическая работа №1).
2. Переименуйте ее: Консоль_рус.
3. Загрузите файл Console.dpr
4. В программном коде замените команду вывода на Writeln('Здравствуй!'); и запустите программу на выполнение. Наверняка, вместо приветствия вы увидели какую-то “чушь”.
5. Чтобы русский текст можно было прочитать, нужно его перекодировать. Чтобы перекодировать символьную строку s из кодировки Windows-1251 в кодировку CP-866 используется команда:
CharToOEM ( PСhar(s), PChar(s) );
Здесь PChar(s) обозначает адрес символа, с которого начинается строка s. Первый параметр функции — адрес исходной строки, а второй — адрес строки-результата. В данном случае оба адреса совпадают.
Объявите символьную переменную (var s:string;).
Внесите изменения в код основной программы таким образом:
CharToOEM (PChar(s), PChar(s) );
6. Добавьте модуль Windows в список uses:
Рис. 2.1. Окно с кодом программы
7. Запустите программу.
Рис. 2.2. Результат исполнения программы Console_rus.dpr
8. Сохраните программу (Console_rus.dpr) и закройте проект.
Практическая работа № 3
“Программы с линейноЙ структурой”
Цель работы: научиться создавать консольные приложения для алгоритмов с линейной структурой.
1. Ознакомьтесь с условием задачи: Создать консольное приложение для вычисления площади прямоугольника.
2. Создайте консольное приложение по предложенному на рис.3.1. образцу:
Рис.3.1. Окно консольного приложения Plosh_pryamoug.exe
3. Сравните свой программный код с листингом 3.1.
Листинг 3.1. Площадь параллелограмма
dl,shir,pl:integer; // длина, ширина, площадь
s:= 'Площадь прямоугольника';
CharToOEM (PChar(s), PChar(s) );
i:='Введите значение длины';
CharToOEM (PChar(i), PChar(i) );
h:='Введите значение ширины';
CharToOEM (PChar(h), PChar(h) );
p:='Площадь прямоугольника равна ';
CharToOEM (PChar(p), PChar(p) );
Writeln(p,pl) ; readln; end.
Практическая работа № 4
“Создание консольного приложения
“Hello, world! Здравствуй, мир!”
1. Дана задача: Создать консольное приложение для выведения на экран текста:
2. Создайте консольное приложение по предложенному на рис.4.1. образцу.
Рис.4.1. Окно созданного консольного приложения Hello_mir.exe
3. Сравните свой программный код с листингом 4.1.
Листинг 4.1. Hello, world! Здравствуй, мир!
WriteLn ('Hello, world!');
s:= 'Здравствуй, мир!';
CharToOEM (PChar(s), PChar(s) );
Практическая работа № 5
“Алгоритмы разветвляющейся и циклической структуры”
- самостоятельно создать консольное приложение с использованием оператора for, который используется для организации циклов с фиксированным, определяемым во время разработки программы, числом повторений;
- повторить оператор ветвления if…then;
- закрепить навыки выведения текста на экран.
Задача: С клавиатуры вводятся N чисел. Составьте программу, которая определяет количество отрицательных, количество положительных и количество нулей среди введенных чисел. Значение N вводится с клавиатуры (стр.35, № 14 - сборник “Основы информатики и вычислительной техники. 9 класс”, Б.Бурибаев, Р. Дузбаева, А. Махметова, Алматы “Мектеп”, 2005 год).
Листинг 6.1. for_if
var a,b,n,so,sp,sn:integer; // a -параметр цикла, n - число вводимых чисел, b - вводимое число, so - число введенных отрицательных чисел, sp - число введенных положительных чисел, sn - число введенных нулей.
Первая программа конечно будет очень простой! Для начала выложим на форму простую кнопку. Для этого в панели инструмментов ищем на вкладке Standard компонент Button и щелкаем по нему левой кнопкой мыши. Далее щелкаем той же кнопкой в нужном месте на форме.
Итак, компонент разместили. Теперь рассмотрим его основные свойства. Если кнопка не выделена, то ее необходимо выделить чтобы инспекторе объектов отображались именно ее свойства.
Name - название компонента;
Caption - текст, отображаемый на кнопке;
Left - позиция по горизонтали;
Width - ширина кнопки в пикселях;
Height - высота кнопки в пикселях;
Cursor - курсор, который будет отображаться при наведении на кнопку;
Hint - текст подсказки, которая появится при наведении и задерживании указателя мыщи над кнопкой;
ShowHint - будет ли отображаться подсказка. True - будет отображаться, False - не будет;
TabStop - Определяет возможность доступа пользователя к кнопке с помощью клавиши Tab.
В надписях кнопок (свойство Caption) можно предусматривать использование клавиш ускоренного доступа, выделяя для этого один из символов надписи - ставя перед ним символ амперсанта "&". Этот символ не появляется в надписи, а следующий за ним символ оказывается подчеркнутым. Тогда пользователь может вместо щелчка на кнопке нажать в любой момент клавишу Alt совместно с клавишей выделенного символа.
Основное событие кнопки - OnClick, возникающее при щелчке на ней. В обработчике этого события записываются операторы, которые должны выполняться при щелчке пользователя на кнопке.
Свойство Cancel, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши Esc будет эквивалентно нажатию на данную кнопку. Это свойство целесообразно задавать равным true для кнопок Отменить в различных диалоговых окнах, чтобы можно было выйти из диалога, нажав на эту кнопку или нажав клавишу Esc.
Свойство Default, если его установить в true, определяет, что нажатие пользователем клавиши ввода Enter будет эквивалентно нажатию на данную кнопку, даже если данная кнопка в этот момент не находится в фокусе. Правда, если в момент нажатия Enter в фокусе находится другая кнопка, то все-таки сработает именно кнопка в фокусе.
Вот и все основные свойства. Теперь рассмотрим события. Для этого перейдем на вкладку Events.
onClick - код который будет выполняться при нажатии кнопки (обратите внимание что нажать кнопку можно не только мышкой, но и клавишей Enter);
onMouseDown - код который выполнится при нажатии любой кнопки мыши на кнопке, причем не нужно кнопку отпускать;
onMouseUp - код который выполнится при отпускании любой кнопки мыши;
onMouseMove - код который выполнится при вождении мышкой по кнопке.
Обратите внимание что некоторые свойства и события у разных компонентов совпадают.
Итак, теперь нам нужно чтобы по нажатию на эту кнопку наша программа закрылась. Щелкаем по выложенной кнопке два раза, тем самым создаем процедуру которая выполнится при нажатии кнопки. После данного действия активируется окно редактора кода с уже созданной процедурой, но еще пустой.
То же самое можно было бы сделать, перейдя на вкладку Events и щелкнув два раза по пустому полю справа от onClick.
Пишем между Begin и End следующую строку:
Написанной строчкой мы вызвали процедуру Close у формы, которая закрывает ее. А Form1 - это свойство Name нашей формы.
Теперь напишем на нашей кнопке текст "Выход", чтобы было понятно что эта кнопка делает. Для этого нужно чтобы кнопка была выделенна. Находим свойство Caption и изменяем его на текст "Выход".
Ну теперь можно попробовать запустить нашу программу, для этого жмем кнопку F9 или на кнопку рядом с панелью инструментов.
Если Вы все сделали правильно то программа должна запуститься. А при нажатии на кнопку "Выход" программа закрывается.
Теперь нужно сохранить результаты, для этого нажимаем кнопку Save All . Желательно сохранять каждый проект в отдельную папку, т.к. проект содержит много файлов. В появившемся окне вводим имя модуля (я не буду менять имя) и жмем кнопку сохранить. Следом появляется еще одно окно, т.к. нажата была кнопка сохранить все. Снова жмем кнопку сохранить. Только что сохраненный файл нужно будет запускать для загрузки нашего проекта, чтобы продолжить работу. А файл который был сохранен первым и есть тот модуль где содержится исходный код нашей программы.
Теперь если снова откомпилировать программу - Ctrl+F9 (др. словами проверить на ошибки) или запустить - F9, то рядом с исходниками появится EXE файл - это и есть написанная программа. Этот файл можно будет перенести на другой компьютер без исходников - вся необходимая информация хранится в нем.
Терерь вернемся в Delphi и перейдем в окно редактора кода. Там написанно следующее:
Разберемся с основными блоками кода:
unit Unit1 — указание названия модуля;
interface — секция интерфейса. В ней объявляются процедуры и функции, описываются типы, классы и глобальные переменные;
uses — секция модулей, в ней указываются те модули которые используются в программе;
var — зарезервированное слово, означающее что за ним будут идти объявления переменных. В данном месте кода это глобальные переменные;
implementation — секция определяет процедуры и функции, которые объявлены в секции интерфейса;
end. — указание окончания программы. Любой текст находящийся после этого слова не читается. End обязательно должен быть с точкой;
Пишем программу дальше
Итак, теперь научимся обращаться к свойствам компонентов из кода программы. Выложим на форму еще одну кнопку. И по клику на нее будем писать следующий код (для тех кто не уловил как это делается - щелкнем по выложенной кнопке два раза):
Теперь после нажатия на вторую кнопку первая сместится вправо на 10 пикселей. Жмем F9 и проверяем.
Почему мы написали именно так? Многие просто не понимают почему в событиях связанных с Button2 изменяет свое положение кнопка Button1. Постараюсь объяснить доступно. Чтобы обратиться к свойствам любого компонента нужно написать имя этого компонента — в данном случае это Button1. Далее через символ "." осуществляется доступ к его свойствам и методам. Для удобства работы в Delphi после ввода точки было сделанно появление меню в котором отображаются все доступные свойства и методы объекта.
Рис 1. Меню выбора свойств объекта
Через точку мы и написали свойство Left, т.е. координаты по горизонтали от левой границы родителя, в данном случае формы. Мы свойству Left присваиваем координату на 10 пикселей больше чем она сама. Свойство Left можно найти в инспекторе объектов.
Таким образом можно обратиться к любому свойству которое видно в инспекторе объектов (например поменять Caption кнопки, шинину, высоту, и т. д.)
Читайте также: