Как подключить сабвуфер к компьютеру sven sps 828
Хочу поделиться с вами своим опытом модернизации акустической системы F&D (еще она распространяется под маркой SVEN) модели SPS-828. Сразу хочу извинится за качество фото, фотографировал когда и делаются подобные поделки — вечером, телефоном на «скорую руку».
Фотографий «девственного» вида акустической системы сделанных самостоятельно у меня нет, как то не думал об этом во время разборки, так что я позаимствовал их с разных ресурсов с помощью Google Images, чтобы у вас было представление как АС выглядела до вмешательства.
Начнем с оригинального внешнего вида.
Так выглядит АС в целом:
Сабвуфер выполнен из ДВП толщиной около 1см, колонки полностью из пластика толщиной около 2мм. Все компоненты акустической системы выкрашены в черный цвет.
Панель интерфейсов и управления, которая находится сзади сабвуфера:
Как можете видеть, доступ к элементам управления реализован очень неудобно, регуляторы и выключатель питания стоило вывести на переднюю панель ну или хотя бы сбоку, что я поначалу в принципе только и хотел сделать, но потом передумал.
Панель интерфейсов в разобранном виде:
Сама плата держится за алюминиевую пластину посредством двух гаек переменных регуляторов, одного шурупа, который вкручивается в пластиковый корпус гнёзд RCA разъемов и кучи клея. Алюминиевая пластина в свою очередь прикручена к самому сабвуферу с помощью 10 шурупов.
Сердце этой акустической системы находится на днище корпуса сабвуфера, после отвинчивания 14 шурупов, мы можем наблюдать следующую картину:
Трансформатор крепится с помощью двух болтов с гайками которые проходят сквозь днище, плата прикручена четырьмя шурупами к двум небольшим брускам, которые в свою очередь приклеены к днищу.
Радиатор побольше охлаждает микросхему LM1875T отвечающую за НЧ динамик сабвуфера, на радиаторе поменьше разместились две микросхемы TDA2030 на которых реализованы левый и правый каналы колонок.
Посмотрим поближе на сам трансформатор (дальше уже пойдут мои фото):
Трансформатор располагает двумя вторичными обмотками со средней точкой.
Характеристики обмотки которая питает ОУ LM1875T (сабвуфер) 18V, 1.2A, обмотка питающая ОУ TDA2030 (колонки) довольствуется меньшим напряжением и током 13V, 1A.
Хочу заметить, что в деревянном, закрытом корпусе, без активного охлаждения, особенно в летнее время, силовой трансформатор и радиаторы на которых установлены операционные усилители очень сильно грелись, невозможно было прикоснуться к ним пальцем и это в режиме простоя, без какой-либо нагрузки, вообще странно как за столько жарких летних деньков не сработал термистор в трансформаторе, разве что его там нет, ну да ладно, оставим это на совести инженеров, хотя какая там совесть, особенно если взять во внимание цену сего изделия, не помню точно сколько оно стоило, но знаю что немного.
Чего мне хотелось больше всего — заменить некачественные китайские электролиты входящих цепей питания, на более качественные и ёмкие, но как мы знаем — чем больше ёмкость и напряжение, тем больше размер самого конденсатора. Вместо четырех штатных 2х3300мкФ 35В (саб) и 2х2200мкФ 25В (колонки) неизвестной фирмы Konmo, хотел поставить 2х4700мкФ 35В фирмы Samwha (саб) и 2х10000мкФ 25В фирмы Jamicon (колонки), но они попросту не влезли в корпус сабвуфера, последние упирались в фазоинвертор.
Тогда то ко мне и пришла идея, переместить всю середину из деревянного активного сабвуфера, в ATX корпус от 400Вт компьютерного блока питания, сразу заменив некоторые детали.
-Раз уж на то пошло, первое что я сделал, заменил две микросхемы TDA2030 на TDA2050, у последних характеристики АЧХ получше.
-Потом взялся за замену всех мелких электролитов на плате, за семь лет работы день в день в таком температурном режиме они точно высохли и частично утратили свои свойства.
-Еще заменил диоды в мостах, вместо одинаковых, мелких 1А 1000В, поставил побольше, 3А 1000В для LM1875T (сабвуфер), и 3А 80В Шотки для TDA2050 (колонки).
Часть, в которой я делал замеры, сверлил, крутил, пилил… Пропущу, так как фотографий всего этого процесса все равно нет, да и нудное это занятие, по крайней мере для меня :D
Ладно, хватит рассказов про замену, смотрим что из всего этого получилось.
Заменены все выше перечисленные детали и само собой термопаста на микросхемах.
Усилитель в собранном состоянии без верхней крышки:
Радует что все компоненты усилителя поместились в корпус от компьютерного БП и даже больше — EMI фильтр на разъеме питания.
Плату усилителя закрепил на четыре стойки, трансформатор установил на две прокладки из войлока дабы не передавалась вибрация и прикрутил его двумя болтами к корпусу, крепление платы интерфейсов не дорабатывал, закрепил ее на те же две гайки переменных регуляторов и шуруп.
Не нравится только один момент, радиатор который охлаждает микросхемы TDA2050 закрыт платой с разъемами, она будет мешать циркуляции воздуха, но как бы я ни крутил и не переставлял все местами, по другому никак не получилось.
Разъемы задней панели:
Слева внизу две клеммы на НЧ динамик сабвуфера, выше них два гнезда RCA входящего сигнала, регулятор слева отвечает за громкость колонок, правый за громкость сабвуфера, два гнезда на мини-джек левый/правый каналы соответcтвенно.
В полностью собранном виде:
Самоклеющиеся «ножки» с комплекта коммутатора D-Link DES-3200F отлично подошли.
Самое время включать.
Честно говоря, звук просто превосходный и сильно отличается от того, что был до модернизации, словами не передать, но.
Если приставить руку к решетке, то шел ощутимый жар как от трансформатора, так и от радиаторов микросхем. Не представляю, как все это так долго жило в деревянном не проветриваемом корпусе?! Тогда я решил поставить 120мм вентилятор на вдув.
Вместо EMI фильтра, который по сути ничего не дает и не отнимает, прикрутил 9В импульсный БП от роутера TP-Link WR340GD для отдельного питания вентилятора:
В импульсном БП роутера, трансформатор издавал высокочастотный писк, пришлось обклеить его эпоксидкой, когда эпоксидка затвердела, писк уменьшился, но не исчез полностью, его практически не слышно, разве что когда ухом приблизиться к усилителю, ничего страшного, человек ко всему привыкает.
А так выглядит уже закрепленный БП роутера в усилителе:
Запитывать вентилятор от платы усилителя не хотелось, судя по характеристикам / габаритам трансформатора он и так слабоват и не рассчитан на нагрузку такого типа. Подключил вертушку через резистор (номинала уже не помню, 80 Ом где то, не охота разбирать), вместо 9В, получилось
5,3В, этого вполне достаточно для обдува компонентов.
Конечный вид устройства:
Еще модернизировал сами колонки, они были как на первых фото, в маленьких пластмассовых корпусах, звук был просто отвратительный, особенно когда сбавить НЧ.
К сожалению фото переделанных колонок я не делал, в принципе там не на что смотреть, сейчас они весят на стене, как нибудь сниму на чистку, сфотографирую и дополню эту заметку.
В общем завалялось у меня две новые колонки от советского магнитофона Маяк:
С динамиками 15-ГДШ, 15Вт, 4 Ом:
В корпусе колонки, над большим динамиком, вырезал дыру под штатный, стандартный маленький динамик этой АС (не валяться же им без дела) и прикрутил его туда на четыре шурупа. Динамики в колонке между собой подключил последовательно, получилось 8 Ом, судя по даташиту, это для TDA2050 идеальное сопротивление, минимум побочных гармоник. Правда хотел включить параллельно, громче было бы, но сопротивление тогда бы составило 2.6 Ом, что не есть гуд.
Судя по дате снимков, делал я это 21.09.2012, но только сейчас руки дошли написать об этом заметку.
На всё про всё у меня ушло часов восемь.
Модернизация и потраченное на нее время себя оправдали как со стороны качества звучания, так и эстетического удовольствия от проделанной работы.
Эту акустическую систему я купил в далеком 2005г. вместе со своим первым компьютером, с того времени я поменял много системных блоков, мониторов, УПС'ов на своем столе, но этот усилитель оставался со мной все это время и радует меня до сих пор.
Мы продолжаем публикацию статей, посвященных 2.1-комплектам мультимедийной акустики, имеющим неплохое качество звучания и не требующим большого количества свободного места на рабочем столе. Руководствуясь последним, обычно и приобретают компактные компьютерные колонки. Сегодня речь пойдет о таком симпатичном комплекте SPS-828 фирмы F&D, которая хорошо знакома нашим читателям своими удачными и недорогими решениями в области деревянной мультимедийной акустики. Обзоры IHOO 5.1, SPS-866A, SPS-678 и SPS-699 вы уже могли читать на нашем сайте.
Итак, что же представляет из себя модель F&D SPS-828?
Коробка, в отличие от общепринятой кубической формы, выполнена в форме параллелепипеда. Видимо это сделано с целью облегчения транспортировки. Но её вес не особо большой — всего около десяти килограмм.
- два спикера;
- сабвуфер;
- соединительный провод (стерео миниджек на два тюльпана);
- руководство пользователя.
Сателлиты комплекта абсолютно одинаковые и, как видно на фотографии, однополосные. Корпуса колоночек сделаны из пластмассы толщиной два миллиметра. Но не будем заострять внимание на материале изготовленных корпусов и воздержимся от заочных выводов относительно звучания комплекта. Ведь не только материал стенок определяет качество звучания. В компьютерной акустике не редки случаи хорошего звучания динамиков в пластмассовых корпусах и плохого в деревянных.
Динамические головки имеют магнитное экранирование и заключены в корпуса цилиндрической формы. Схему акустического оформления — закрытый ящик. То есть фазоинвертор у сателлитов отсутствует, но не очень-то и хотелось. :) Как известно, чем меньше у корпуса колонки острых углов снаружи, тем меньше дифракция звуковых волн и, соответственно, ровнее АЧХ колонки (см. любой букварь по акустическим системам). Идеальным вариантом в этом случае является сферический корпус, однако его изготовление связано с рядом технологических сложностей. Таким образом, форма сателлитов не такая уж и вычурная, как это может показаться на первый взгляд. При этом не стоит забывать, что если сама динамическая головка плохая, то никакие чудесные формы корпуса ей не помогут.
Посмотрим как с этим у SPS-828. Диаметр диффузоров составляет 75 миллиметров. Гибкий подвес бумажного диффузора выполнен из пропитанной ткани. Импеданс динамической головки 4 Ом. Магнит довольно внушительный. В целом, с учётом цены набора, сателлиты производят благоприятное впечатление.
Хотя подставка имеет достаточно большую площадь соприкосновения с поверхностью, никаких ножек или прокладочек, к сожалению, не предусмотрено. При передвижении спикеров лакированные и полированные покрытия могут быть поцарапаны.
Провода, с помощью которых спикеры подключаются к сабвуферу, имеют длину 2,5 метра. Для компьютерного уголка такая длина вполне достаточна.
Если спикеры выполнены в космическом дизайне, то сабвуфер имеет геометрически строгую форму. Элемент круга прослеживается только в отверстии резонатора, которое выведено на переднюю панель. Диаметр отверстия составляет 60 мм. В трубу длинной 12 см вмонтирована решеточка, предотвращающая попадание предметов. Надо заметить, что края трубы внутри корпуса острые, что не добавит звучанию качества, поэтому их лучше сразу же обработать мелкозернистой шкуркой или обернуть сами края поролоном. Корпус сабвуфера выполнен из дерева. Толщина стенок составляет 13 мм.
Сабвуфер устанавливается на большие резиновые ножки высотой 15 миллиметров, что говорит об уверенной устойчивости саба на любой горизонтальной поверхности.
На задней стороне расположен вход (стерео RCA), выходы на колонки (миниджеки), регуляторы громкости (сабвуфер отдельно) и выключатель питания. Ну что же, давайте "поблагодарим" производителя за то, что он усложнил жизнь пользователям подобным расположением регуляторов громкости и выключателя питания. Как вы помните подобная проблема (выключателя питания) встречается у большинства комплектов F&D.
Вам, вероятно, интересно узнать, каковы внутренности сабвуфера? Внутри он разделен на две акустические камеры. В верхней находится низкочастотный динамик. Его диффузор выведен в нижнюю камеру. Диаметр бумажного диффузора составляет 125 миллиметров. Гибкий подвес выполнен из материала на основе резины и это отлично! В нижней части сабвуфера, находится плата с усилителем, она приклеена к нижней панели корпуса. По бокам приклеен ватин и расположены два радиатора. Один отведен для сабвуферной микросхемы LM1875, второй — для двух сателлитных TDA2030A. Давайте взглянем на их характеристики.
График зависимости искажений от мощности для микросхемы LM1875
График зависимости искажений от мощности для микросхемы TDA2030A
Тестовое прослушивание
Как и всегда, мы прослушали музыкальные композиции различных направлений.
В музыкальном тестировании претензии, в основном, к сабвуферу. Как известно, нижний диапазон частот играет также очень важную роль в музыке. Иногда случается, что при сравнивании акустических систем многие пользователи отдают предпочтение той, у которой качественней нижний регистр, хотя при этом имеются существенные огрехи на средних и высоких частотах (например, искажения или завал АЧХ).
Мы же склонны судить комплекты колонок по качеству звучания системы в целом. Относительно звучания сабвуфера сегодняшней модели можно сказать, что саб, к сожалению, играл не совсем так, как мы ожидали. В звучании были ощутимы искажения и дополнительные призвуки. Возможно, ситуацию спасло бы увеличение крутизны спада фильтра НЧ, так как при воспроизведении музыки в сигнале довольно ощутимо слышны нежелательные в данном случае средние частоты (существенно выше 300 Гц).
Но вместо того, чтобы скорей накидываться на SPS-828 и ругать этот комплект, найдя в нем кучу недостатков, давайте посмотрим на продукцию конкурентов в том же ценовом диапазоне. Найти альтернативу среди россыпи пластмассовых изделий, которые с нашей точки зрения вообще ниже критики, будет не так-то легко.
Теперь хорошие слова. На удивление, сателлиты и сабвуфер играют как единое целое: нет провалов между средними частотами сателлитов и низкими частотами саба. При этом сабвуфер захватывает нижнюю область средних и помогает сателлитам вытягивать все нюансы исполнения.
Звучание спикеров можно охарактеризовать как достаточно хорошее. Несмотря на то, что колоночки однополосные, в диапазоне воспроизводимых частот явных провалов АЧХ не наблюдается. Благодаря сферической форме сеток и корпусов у сателлитов набора SPS-828 хорошая равномерная характеристика направленности.
Пластмассовый оттенок является обычно тем самым больным местом у колоночек подобных размеров, чьи корпуса сделаны из тонкого "подыгрывающего" пластика. Но в случае с 828 я бы не стал переоценивать значение материала спикеров, так как здесь подобный недостаток не выделяется из общего звучания и не заставляет постоянно обращать на него внимание. А если не доводить спикеры до ощутимых искажений регулятором громкости, то можно получить достаточно ровное и сбалансированное звучание.
Поп-вокал в современных композициях передаётся сателлитами отчётливо и ясно. Высокие частоты в перкуссии хоть и навраны, но присутствуют в достаточном количестве. Басовые партии во всех тестовых композициях хорошо прослушиваются и легко определяются на слух вплоть до самых нижних нот. Отдача звука на НЧ довольно ощутимая даже на 30% положении регулятора уровня громкости саба. Запаса по мощности хватит, чтобы озвучить компьютерный уголок или комнату небольших размеров.
Измерения АЧХ
Измерения проводились разработанной нами программой RMAA AE 3.1 по стандартной методике.
АЧХ сателлита из набора F&D SPS-828 (swept sine)
АЧХ сателлита из набора F&D SPS-828 (musical noise)
АЧХ сабвуфера из набора F&D SPS-828 (swept sine)
В общем-то, графики не нуждаются в особых комментариях. Измерения дополняют и подтверждают результаты слуховых тестов.
В целом набор произвёл на нас благоприятное впечатление. Для своей ценовой категории SPS-828 является пожалуй одним из наиболее удачных 2.1-комплектов акустики.
Однажды попала мне в ремонт компьютерная акустика SVEN SPS-820. При её включении кнопкой "Power" встроенный низкочастотный динамик издавал громкий низкочастотный гул.
Если с вашей системой также происходит что-то неладное, то этот маленький рассказ будет вам полезен.
Чтобы разобраться, в чём дело, отключаем акустику от электросети и откручиваем 10 шурупов по периметру задней стенки.
Устройство данной акустики довольно примитивное. Основная часть электронной начинки смонтирована на печатной плате, где установлены три одноканальных микросхемы-усилителя TDA2030A, причём на правый и левый канал смонтированы аналоги этой микросхемы – UTC2030A, а на сабвуфер установлена TDA2030A производства ST Microelectronics. Не знаю, в чём причина, но, возможно, TDA2030A от брендового производителя лучше работает на басах.
В качестве охлаждающего радиатора выступает задняя стенка из алюминия.
Восьмиконтактным разъёмом к главной печатной плате (SPS-820D-1-2.1V) подключаются переменные резисторы (регулятор громкости, тембра и уровня низких частот), а также светодиодный индикатор включения питания.
К разъёму +SW/-SW подсоединяется низкочастотный динамик, который встроен в корпус.
К трёхконтактному разъёму подключаются две вторичных обмотки от силового трансформатора, так как питание усилителей TDA2030A двухполярное.
На обратной стороне печатной платы чуть больше половины всей площади занимают SMD-элементы, смонтированные по технологии SMT-монтажа. Можно заметить, что пару элементов на плате криво запаяны. Небольшой дефект производства.
Среди россыпи SMD-резисторов и керамических конденсаторов ютится операционный усилитель JRC4558 (NJM4558) в корпусе SO-8. Это микросхема выполняет роль предусилителя.
При внешнем осмотре выяснилось, что один из двух электролитических конденсаторов, которые установлены после выпрямительного моста, вздутый. Его корпус имел разрыв защитного клапана.
Стало ясно, почему сразу при включении акустики сабвуфер громко гудит. Дело в том, что электролитические конденсаторы после выпрямительного моста служат для сглаживания пульсаций.
Как известно, частота пульсаций после двухполупериодного выпрямителя, которым и является диодный мост, равна удвоенной частоте питающей сети. В нашем случае частота электросети 220V равна 50-ти герцам. Так как электролитический конденсатор потерял ёмкость, то фильтровать пульсации стало некому. В результате пульсации с частотой 100 Гц по цепям питания "прошли" в усилительный тракт.
Причиной выхода из строя конденсатора мог стать либо кратковременный скачок напряжения в электросети 220V, что привело к завышению напряжения на выходе силового трансформатора, а, следовательно, и на конденсаторах фильтра, либо низкое качество самого конденсатора.
Дальше дело оставалось за малым – заменить неисправный электролитический конденсатор. И, хотя второй конденсатор оказался исправным, я решил заменить и его.
В качестве замены подойдут любые электролитические конденсаторы. Никаких "особенных" конденсаторов здесь не нужно, вроде LOW ESR или для работы в импульсных цепях с высоким током пульсаций.
В наличии были лишь конденсаторы Jamicon серии TK (с расширенным температурным диапазоном) ёмкостью 2200 мкФ (35V).
Если есть возможность, то конденсаторы лучше взять с запасом по рабочему напряжению. Например, на 35V вместо родных на 25V. На 63V уже явный перебор, да и по габаритам они могут быть велики. У меня в наличии были конденсаторы на 35V ёмкостью 2200 мкФ, что маловато.
Чтобы добрать ёмкость до нужных 3300 мкФ пришлось соединить параллельно по два конденсатора ёмкостью 2200 мкФ (35V) и 1000 мкФ (25V).
Так как с верхней стороны платы места под ещё один конденсатор не хватало, то разместил их с нижней стороны. О том, как правильно соединять конденсаторы и рассчитывать их общую ёмкость, я уже рассказывал здесь.
При запаивании электролитических конденсаторов не забываем учитывать полярность их подключения!
Отверстие на печатной плате, куда нужно запаять минусовой вывод электролитического конденсатора обычно заштриховывается или заливается сплошным цветом. Взгляните на фото, и вам всё станет ясно.
Если всё запаяли правильно, то подключаем разъёмы и включаем компьютерную акустику. При первом включении лучше быть подальше от печатной платы. Если допустили ошибку в полярности подключения конденсаторов, то они могут "хлопнуть". О том, что это опасно, я уже рассказывал на странице про свойства электролитических конденсаторов.
Далее можно замерить напряжение на конденсаторах фильтра, которые меняли.
На них я намерил 17,8V. Если вас удивляет то, что трансформатор выдаёт 13V, а на конденсаторах фильтра у нас почти 18V, то вспомните, что оно должно быть больше в 1,41 раза (минус падение напряжения на диодах моста). Об этом я подробно рассказывал на странице про блок питания на базе готового DC/DC преобразователя.
В моём случае, после замены конденсаторов компьютерная акустика стала работать исправно. 100 герцовый гул пропал. Но, в начале ремонта я ещё проверил целостность микросхем усилителей TDA2030A (UTC2030A). Открутил прижимную планку и просто осмотрел их.
Обычно, если микросхемы выходят из строя по причине завышенного питания, то на их корпусе легко обнаружить трещины и сколы, а вокруг видны следы копоти.
На фото показана микросхема TDA2030A с треснувшим корпусом от аналогичной компьютерной акустики SVEN SPS-820, но с другой версией печатной платы (SPS-800H A1-1).
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Тонкая прослойка кипящей канифоли между жалом и деталью - пожалуй, получше тепло передавать будет, чем воздушный зазор.
Катушечниками не пользовался, мне кажется на слух разницы не будет.
Гм, я бы сказал - "заблуждение". Просто, при демонтаже - как и при монтаже (кстати) - канифоль улучшает. что называется, "смачиваемость" (расплавленным припоем с жала паяльника - не расплавленного припоя в месте пайки.) За счёт чего и происходит лучшая теплопроводность от жала паяльника к отпаиваемой\припаеваемой детали. А, про "теплопроводность" канифоли - уж лучше про её аморфность и теплоизоляционные свойства говорить. Ибо, при попытках банально - перетопить канифоль - приходится тратить неимоверно большое количество времени и энергии. А, всё из за её черезвычайно низкой теплопроводности.
с чего бы это грязь ? или приемлемо только то, где нужно как Левша допиливать под микроскопом паровоз до истребителя ? Я не мазохист.
Читайте также: