Животные на фасаде дома
Баннер «Животные не рабы» на фасаде цирка на Цветном бульваре «Альянс защитников животных» выступил против использования животных в цирке
Вечером 18 ноября возле здания цирка Никулина на Цветном бульваре прошла акция против выступлений животных в цирках. Об этом в фейсбуке сообщили представители «Альянса защитников животных».
Перед началом очередного представления зоозащитники забрались на крышу цирка, повесили на фасад здания баннер с надписью «Животные не рабы» и зажгли три фаера.
Каменный зверинец: животные на фасадах Петербурга
В Древнем Египте кошка считалась священным животным, олицетворением солнца и богини Баст, изображавшейся с кошачьей головой. Кошек почитали, после смерти их мумифицировали, а при жизни старались не причинять им вреда и содержать в роскоши. Для них строились гробницы и специальные кладбища, знатный египтянин мог забрать любимую кошку с собой в загробный мир. Часто котов изображали на стенах храмов и дворцов, кошачьим возводили статуи.
Однако европейская архитектура берёт истоки от Античности - где кошкам не придавали особого значения. Долгое время их даже не держали в качестве домашних животных: использовать для ловли грызунов котов стали только в Древнем Риме, до того для этих целей содержали хорьков и ласк. В Средние века европейцы стали отождествлять кошек с ведьмами, считая, что они могут в них превращаться. Чёрная кошка стала источником суеверного страха, спутницей тёмных сил, колдунов, чертей и прочей нечисти. Изображать её на зданиях не торопились.
Появляться на фасадах кошка стала в эпоху модерна, часто прибегавшего к натуралистичным мотивам . Обычно изображения этого животного не имеют подтекста и водружаются на фасад в качестве декора или в «прямом» значении. Многие скульптуры, которые сегодня можно встретить в Петербурге, являются памятниками кошкам: например, Елисей и Василиса на Малой Садовой установлены в память о ярославских котах, прибывших в Ленинград вскоре после прорыва блокады для спасения осаждённого города от грызунов. Во дворе главного здания СПбГУ «живёт» памятник лабораторной кошке, а на карнизе дома №34 по улице Марата уже десять лет «гуляет» бронзовая Тишина Матроскина - памятник бездомным кошкам Петербурга.
Кот Елисей и кошка Василиса, Малая Садовая улица, 8 и 3.
Памятник подопытной кошке во дворе главного здания Санкт-Петербургского государственного университета, Филологический переулок, 3П.
Тишина Матроскина, улица Марата, 34.
Котёнок Фунтик, улица Якубовича, 10.
Малый проспект П. С., 66 / улица Ленина, 32, доходный дом И. Ф. Алюшинского. Годы постройки: 1907–1908, архитекторы А. Л. Лишневский, П. П. Светлицкий.
Каменноостровский проспект, 1-3, Дом Лидваль . Годы постройки: 1899-1904, архитектор Ф. И. Лидваль.
Каменноостровский проспект, 69-71, Дом работников Института экспериментальной медицины . Годы постройки: 1933-1935, архитекторы Н. Е. Лансере, А. С. Рюмин.
Где встретить медведей, лося и пеликанов в Выборге
В парках и на фасадах исторических домов Выборга часто можно встретить скульптуры животных и птиц. Многие из них — наследие Финляндии, частью которой Выборг был в первой половине XX века. Финские скульпторы и архитекторы украсили город символами страны, героями национального эпоса и просто обитателями северных лесов. «Карповка» вместе с экскурсоводом Виталием Кибитлевским прогулялась по Выборгу и выяснила, где в городе можно встретить медведей, пеликанов и лося.
Парки и скверы
1. Медведи в Треугольном сквере и на Театральной площади
Скульптуры медведей украшали дореволюционное здание выборгского вокзала. Гранитное здание в стиле северного модерна построили в 1913 году по проекту финских архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса. Центральный вход в здание украсили фигурами женщин, у ног которых сидели по два медведя.
Старый вокзал Выборга был похож на вокзал в Хельсинки. Его тоже спроектировали Сааринен и Гезелиус.
Здание вокзала почти полностью разрушили в 1941 году во время советско-финской войны. Постройку взорвали отступающие советские войска. От вокзала осталось лишь маленькое багажное отделение. Также сохранились две скульптуры медведей.
Одного медведя сначала установили в парке имени Ленина, затем перенесли к фонтану на Театральной площади. Там скульптура находится и по сей день.
Вторая скульптура сильно пострадала и долгое время хранилась на складе комбината благоустройства. В 70-е медведя установили во дворе дома в Каменном переулке. В 2015 году памятник отреставрировали и установили в Треугольном сквере рядом с Вокзальной площадью.
2. Лось в парке имени Ленина
Лось — творение финского архитектора Юсси Мянтюнена. Он создал фигуру в 1924 году и представил на Северной охотничьей выставке в Финляндии. В 1928 году лося установили в Выборге.
Лось — герой карело-финского эпоса «Калевала» и один из символов Финляндии в начале XX века. Но после советско-финской войны Выборг стал частью СССР, а часть жителей переехала в город Лахти. Там в 1955 году решили установить копию скульптуры.
Копии «Лося» также можно встретить в Турку и в Хельсинки. А оригинальная скульптура сейчас украшает выборгский парк имени Ленина. Лось стоит у библиотеки имени Алвара Аалто. Памятник является объектом культурного наследия регионального значения.
В парке имени Ленина можно встретить еще одну скульптуру с историей — это «Лесной юноша», который держит на привязи медвежонка. Бронзовую статую установили в 1932 году. Скульптуру купили на деньги владельца городской аптеки фон Цвейгберга. Он завещал крупную сумму на благоустройство Выборга — 167 тысяч финляндских марок. (На деньги фон Цвейгберга, кстати, купили и скульптуру Лося).
«Лесной юноша» символизирует покорение природы человеком. Мальчик олицетворяет молодую быстро развивающуюся Финляндию, которая не забывает о своих корнях, то есть Карелии, символом которой является медведь.
С «Лесным юношей» также связана одна из городских легенд. Якобы мальчик — это сын скульптора. По легенде, мальчик захотел приручить медвежат, но был растерзан медведицей.
1. Дом фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» на Вокзальной улице
В 1907 году для фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» в Выборге построили четырехэтажный дом с торговыми и жилыми помещениями. Здание в стиле «северный модерн» спроектировал финский архитектор Аллан Шульман.
Фасады здания облицовали тёмно-красным гранитом, который гармонировал с гранитной мостовой. Дом украсили высокими остроконечными фронтонами, стрельчатыми арками, асимметрично расположенными балконами и эркерами, а также разнообразными по форме окнами: полуциркулярными, прямоугольными, стрельчатыми, щелевидными и круглыми.
Главная особенность Дома фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» — многочисленные животные на фасаде здания. Здесь можно разглядеть собаку и кошку, волка, лису, белку, оленя, зайца, сову, мышей, лебедей и пеликанов, баранов, козлов, коров, раков и рыб. Они сгруппированы по категориям: на одном наличнике можно увидеть домашних животных, на другом — диких, на третьем — морских обитателей, на четвертом — птиц. Фасад здания также украшают фигуры охотников и сцены охоты, навеянные уже упомянутым карело-финским эпосом «Калевала».
Дом фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко» сильно пострадал во время советско-финской войны. Здание сгорело, интерьеры и декор были утрачены. В послевоенные годы памятник архитектуры восстанавливали.
2. Дом купца Маркелова на проспекте Ленина
Еще одно творение финского архитектора Аллана Шульмана — дом для купца Демьяна Маркелова. Здание в стиле «северный модерн» построили в 1903 году. Два эркера дома на уровне четвертого этажа украшают скульптуры медведей.
В этом году фасад дома Маркелова отреставрировали. Медведей снимали и увозили на реставрацию в мастерскую.
Как это устроено: гаргульи, химеры, гротески
Откуда повелось украшать стены готических соборов диковинными фигурами, почему они так разнообразны (считается, что во всей Франции не найти двух одинаковых), и как вообще вышло так, что на стенах храмов появились изображения чертей, драконов, а то и просто людей в непристойных позах; а также о том, почему знаменитые химеры собора Парижской Богоматери одновременно годятся и не годятся на роль символов времени соборов
Сначала поговорим немного о терминологии.
Гротески и химеры - это на самом деле одно и то же: статуи фантастических или мифических существ, которые устанавливались на фасадах в декоративных целях.
Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом ниже Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом нижеГаргульи , они же горгульи и гаргуйли (все три варианта написания - правильные!) - гротески, нагруженные полезной работой: отводом дождевой воды. Чаще всего они лежат горизонтально, таким образом, сильно вынесены вперед и резко выделяются на фоне здания, сразу обращая на себя внимание.
Гаргулья на фасаде базилики Сакре-Кёр, Париж; виден желоб для воды Гаргулья на фасаде базилики Сакре-Кёр, Париж; виден желоб для воды Гаргульи собора Парижской Богоматери Гаргульи собора Парижской БогоматериСамо слово "гаргулья" - от французского gargouille , происходящего, в свою очередь, от латинского gurgulio, gula, gargula ("горло"), от корня gar , "глотать". Получившееся слово по звучанию напоминает журчание воды, так что оно очень хорошо подходит для обозначения фигуры, как бы глотающей воду и затем изрыгающей ее. Функциональная же роль гаргулий частично объясняет, почему использовались изображения разных существ: сложно представить, чтобы ангел лежал на животе и изрыгал воду, а вот дракон, черт или лев вполне могут!
В Средние века и гротески, и гаргуйли назывались часто одним словом - babewyn , от итальянского babbuino - "павиан". И действительно, чаще всего это были смешные и необычные изображения, не обязательно фантастических существ - встречались и вполне обычные животные.
Дракон-утконос на фасаде Миланского собора, Италия Дракон-утконос на фасаде Миланского собора, Италия Гаргулья в форме льва на фасаде собора святого Стефана, Мо, Франция Гаргулья в форме льва на фасаде собора святого Стефана, Мо, ФранцияМогли быть и фигуры людей:
Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигурыВстречаются и совсем неожиданные решения - посмотрите на фигуру слева:
Гаргульи на фасаде Фрайбургского собора, Германия Гаргульи на фасаде Фрайбургского собора, ГерманияКак рассказывают во Фрайбурге, когда горожане скидывались на строительство собора, один бюргер не очень торопился расставаться с золотом. В отместку строители собора изготовили фигуру человека и развернули стратегической частью в сторону его дома. Не стоит ссориться со строителями, особенно строящими что-то на века.
Непристойно, зато весело: типичное народное искусство Средневековья! Собор всегда был общим делом - деньги на постройку жертвовали и знать, и простые горожане, на строительстве работали те же окрестные крестьяне, что возделывали поля, на витражах соборов были, помимо библейских сюжетов, портреты графов и королей - и изображения ремесленников за работой. Поэтому и на фасадах органично смотрелись рядом торжественные статуи святых и гротескные фигуры.
А откуда вообще взялся обычай украшать стены фантастическими фигурами? По легенде - от святого Ромена, епископа Руанского, и его охоты на дракона , которого звали Гаргуй. Отыскав и победив дракона, епископ Ромен привел его в Руан, где чудовище было сожжено, но голова и шея его на костре не сгорели, потому что были закалены пламенем самого дракона, вот их и установили на стене городского собора.
Но драконья охота епископа - это VII век, а гаргульи впервые появились уже в XIII веке - на фасаде собора в Лаоне, так считал Эжен Виолле-ле-Дюк, французский архитектор и реставратор XIX века, работе которого обязаны своим существованием по сей день многие памятники средневековой архитектуры. Вот что, кстати, он писал о гаргульях:
Почему же на фасадах зданий, в том числе на наших больших соборах, мы так часто встречаем этих тварей — реальных и вымышленных? Здесь стоит вспомнить то, что мы уже сказали ранее о склонности светского жанра, воздвигшего эти сооружения, видеть в них подобие конспекта мироздания, подлинный космос, энциклопедию, заключающую в себе всё творение — и не по одной лишь идее, но и во вполне последовательном воплощении.
В Средние века собор должен был быть своего рода энциклопедией в камне, причем энциклопедией для в основном не умеющих читать людей. Поэтому на стенах изображались не только сцены из Ветхого и Нового завета, но и бытовые сцены (например, работ времен года), великие ученые прошлого, а также разные животные и птицы - таким образом, получалась одновременно библиотека человеческого знания и отражение безграничности Творения. Высокое Средневековье ознаменовалось как раз новым интересом к познанию мира и возникновением множества школ (некоторые из которых позднее превратились в университеты), включая школу при Шартрском соборе.
Фрагмент фасада Шартрского собора, справа - греческий математик Пифагор Фрагмент фасада Шартрского собора, справа - греческий математик ПифагорВиолле-ле-Дюку же, кстати, обязаны своим существованием знаменитые химеры собора Парижской Богоматери, которые стали прямо-таки символом готической архитектуры - хотя появились они на его фасаде только в ходе реставрации в XIX веке!
Эжен-Эмманюэль Виолле-ле-Дюк - фигура, роль которого в истории сложно переоценить. Восстановление памятников средневековой архитектуры было делом практически всей его жизни; именно он восстановил замок Пьерфон, цитадель Каркассона, собор Сен-Сернен в Тулузе и собор Парижской Богоматери - и это только немногие из его работ. Но в его методе была одна особенность, вызывавшая справедливую критику: он считал, что при реставрации следует не возвращать зданию его историческую форму, а придавать идеальную. Поэтому при реставрации собора Парижской Богоматери он решил украсить балюстраду фигурами сидящих животных и птиц - и они действительно удачно вписались в архитектурный ансамбль собора, даже не слившись с ним в единое целое, а просто став его частью.
Еще несколько химер собора Парижской Богоматери Еще несколько химер собора Парижской БогоматериИ современные реставраторы иногда решают не делать копии средневековых гаргулий и гротесков, а использовать современных монстров (особенно когда средневековая фигура или хотя бы ее подробные описания не сохранились). Иногда это кажется спорным решением, но это всегда необычно и мгновенно привлекает внимание - все как когда-то в Средние века.
Единороги, горгульи, грифоны: кто еще притаился на фасадах московских домов
Москва вобрала в себя множество архитектурных стилей — от деревянного зодчества XV века до конструктивизма. Русские и зарубежные архитекторы, работавшие в столице в разное время, вносили в ее облик что-то новое.
Самые смелые эксперименты и самые изысканные «украшательства» пришлись на эпоху модерна, то есть на конец XIX — начало XX века. Переосмысливая старые течения, архитекторы тех лет свободно соединяли их элементы. Тогда в Москве на фасадах новых домов и поселилось множество фантастических созданий.
«Фасад-зоосад» для доходного дома
Одно из самых заселенных подобными существами зданий — дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, дом 6/1). Два его корпуса формируют целый квартал на Сретенском бульваре. Дом был построен в 1902 году по проекту Николая Проскурнина. Для крупнейшей в Российской империи страховой компании он же спроектировал доходный комплекс на Лубянской площади, впоследствии перестроенный и известный ныне как здание органов госбезопасности, а также доходный дом в Риге.
Дома на Сретенском бульваре в то время считались самыми технически оснащенными многоквартирными жилыми зданиями в стране: здесь работала автономная электростанция, было отопление и новая система кондиционирования. Кроме того, постояльцы доходного дома — ученые, профессора университета и члены Государственной думы — располагали собственной артезианской скважиной глубиной 45 метров.
После революции жильцами дома стали представители советской интеллигенции, на нижних этажах расположились Российское телеграфное агентство, Главное артиллерийское управление, Наркомпрос РСФСР и литературный отдел Главполитпросвета, первое место работы Михаила Булгакова в Москве.
Свидетелей тех времен можно найти в этом квартале и сейчас. Балконы главного фасада стерегут, глядя на Тургеневскую площадь, химеры со слоновьими хоботами-флейтами. Круглые эркеры поддерживают стайки летучих мышей, а балконы в проезде между корпусами — хищные птицы, напоминающие знаменитых горгулий Нотр-Дама. Если приглядеться, на фасадах можно увидеть и саламандр — в представлении средневековых магов и алхимиков эти земноводные не горели в огне. Есть здесь и образы более реальных животных: грозный лев устроился возле циферблата, пеликан — в нише под часовой башней, ястребы — по соседству с ним.
Разглядывать эти уникальные здания можно долго — в их декоре, помимо фигур вымышленных и реальных животных, использованы античные, средневековые и барочные мотивы. Тимпан фронтона украшает горельеф — сюжетная композиция, герои которой — философы античности. На фасадах со стороны Боброва переулка можно увидеть крылатые женские фигуры, выполненные в виде корабельных ростров, а в основаниях небольших колонн — амуров.
Чтобы полюбоваться еще одним знаменитым «домом-зверинцем», достаточно прогуляться по Чистопрудному бульвару в сторону Покровки: в 15 минутах ходьбы от Тургеневской площади, возле Чистых прудов, стоит «кружевное» бирюзово-белое здание — бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3). При ближайшем рассмотрении «кружево» оказывается барельефом, изображающим сказочных животных — и пересчитать их с ходу не так-то просто.
Здание построили в 1909 году по проекту Льва Кравецкого, а за оформление отвечала художественная артель «Мурава» — объединение учеников Строгановского училища, вдохновленное Абрамцевским заводом майолики — керамико-художественной мастерской, созданной Саввой Мамонтовым в своей усадьбе. Терракотовые барельефы создавались по эскизам художника Сергея Вашкова — ученика Виктора Васнецова и одного из мастеров московского модерна.
Вашков в свою очередь черпал вдохновение для этой работы во Владимире. Образы сказочных зверей частично повторяют барельефы Дмитриевского собора — храма XII века. Однако это не точные копии, а их образное прочтение в укрупненном масштабе и гротескной прорисовке. Кого здесь только нет: грифоны, драконы, жар-птицы, коронованные лебеди, огнедышащие псы, птицы о двух главах и в гордом одиночестве лев с человеческим лицом и роскошными усами.
Часть квартир в доме предназначались для временного проживания нуждающихся прихожан церкви Святой Троицы на Грязех, часть сдавалась внаем. Изначально здание было четырехэтажным, с шатровыми башенками по краям. В 1945 году надстроили еще два этажа — из-за этого ряд верхних барельефов был утрачен.
В итоге премию в размере 800 рублей выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа, занявшая второе место, — проект Сергея Малютина. Здание в стиле русский ампир, придуманное им, не совсем соответствовало условиям конкурса, и Перцов планировал переработать проект, но идеальный вариант нашелся среди черновых конкурсных эскизов художника.
Малютин собственноручно проработал все детали будущего здания, в том числе рисунки для наружной майолики. На этих панно, которые и выполнили мастера керамической мозаики из артели «Мурава», изображены герои русских сказок и легенд — птица Сирин, лиса и заяц, щуки и змеи, бык, борющийся с медведем, и многие другие.
Анималистические мотивы встречаются не только на мозаиках — трубы дома выполнены в виде спящих сов, кронштейны балконов — в виде драконов, а на коньке крыши установлена решетка с позолоченными львами.
Петр Перцов прожил в своем доме 15 лет. Кроме того, в разное время здесь жили художники Роберт Фальк, Василий Рождественский, Александр Куприн, а в 1908–1909 годах в подвале дома находилось кабаре «Летучая мышь». После революции здание было национализировано.
Единороги — солидные и юные
Геральдические эмблемы — вот где в первую очередь следует искать единорога в наше время. Там они часто встречаются в паре со львом — всем известна их вечная борьба за корону. В стихотворении Льюиса Кэрролла речь шла о британской короне, однако эта пара противников не чужда и российской геральдике — льва с единорогом изображали на золотых российских монетах начиная со второй половины XV века, со времен правления Иоанна III.
В 1561 году единорог появился на печатях Ивана Грозного — в том числе на груди двуглавого орла, где также размещали изображение Георгия Победоносца. А в паре со львом он встречается на фирменном знаке Московского печатного двора и… на фасаде выездной башни Синодальной типографии (Никольская улица, дом 15).
Современное здание типографии было построено в 1815 году. Оно возводилось одновременно с Никольской башней Московского Кремля, поэтому с ее готическими мотивами перекликается и оформление типографии. Архитекторам — Алексею Бакареву и Ивану Мироновскому необходимо было подчеркнуть древность этого места, и именно готический стиль в начале XIX века ассоциировался со стариной. Нарочито архаичными выглядят и звери, расположившиеся над входом, — лев, символ власти, и единорог, олицетворение чистоты и строгости.
Их же (в позолоте, по соседству с державными орлами) можно без труда найти на шпилях башен Исторического музея (Красная площадь, дом 1). В 1935 году металлические скульптуры сняли со шпилей — орлов переплавили, а вот львов и единорогов сотрудникам музея удалось спрятать. Они вернулись на прежнее место 68 лет спустя.
Совсем другой единорог, далеко не воинственный, украшает еще одно неоготическое здание — доходный дом, выстроенный в Нащокинском переулке по заказу почетного гражданина Москвы Константина Лазарева. Автор особняка — Петр Щекотов. Здание (Нащокинский переулок, дом 8), оформленное резным декором и фигурными вставками, резко выделяется на фоне соседних домов.
Однако у здешнего единорога есть тайна — он гораздо моложе, чем кажется. Как и химера, голова которой установлена на выступающем эркере. Дело в том, что они появились на фасаде всего 14 лет назад в ходе реконструкции здания. В авторском проекте подобные украшения отсутствовали, однако специалисты Центра историко-градостроительных исследователей решили включить их в проект реконструкции — и новые обитатели фасада удачно вписались в ансамбль.
По одной из версий, именно этот дом послужил прообразом для готического особняка из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». С 1934 года Михаил Афанасьевич жил напротив — в квартире, отведенной ему в доме кооператива писателей (был снесен в 1970-х). Булгаков провел здесь последние годы жизни. По мнению литературоведов, «готическим» особняк Маргариты стал в поздних версиях знаменитого романа.
Впрочем, существует как минимум десяток версий, касающихся того, какое же московское здание стало прототипом того самого особняка. «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата», — пишет Булгаков. Согласно еще одному популярному мнению, под это описание больше всего подходит удивительной красоты дом на Спиридоновке — особняк Зинаиды Морозовой (улица Спиридоновка, дом 17).
Он также выстроен в неоготическом стиле по проекту Федора Шехтеля. Как и полагается всякому готическому зданию, здесь есть горгульи на водосточных трубах и по краям террас.
Крылатые стражи
Другой памятник архитектуры, связанный с этой купеческой фамилией и принадлежавший Арсению Морозову, появился на Воздвиженке в 1899 году. Эклектичный дворец в мавританском стиле построен по проекту Виктора Мазырина, Разумеется, в композиции столь причудливого и при этом масштабного здания нашлось место для мифологических элементов: розетку над главным входом украшает фигура крылатого льва с рыбьим хвостом. А особняк матери Арсения — Варвары Морозовой, который находится по соседству (улица Воздвиженка, дом 16), украшен скульптурами грифонов — они восседают на портиках здания, несколько теряющегося из виду на фоне мавританского дворца.
Образы этих мифических существ не случайно часто использовались в оформлении особняков, а также банков и казнохранилищ: символ грифона как хранителя золота сложился еще в искусстве Древнего Востока. В этом же качестве он выступает и в мифах других культур — стережет путь к сокровищам. Поэтому в Москве, городе купцов и промышленников, грифоны на фасадах зданий XIX — начала XX века встречаются часто.
Примечательны бдительные ушастые грифоны на крыше особняка Анны Олениной — Владимира Думнова в Малом Кисловском переулке (дом 5а/8). Этих грозных стражей упоминал Андрей Белый в автобиографическом романе «Крещеный китаец»: «Сворачиваем в Малый в Кисловский переулок; боюся невнятиц; а здесь есть невнятица — “эдакое такое свое”: два грифона, крылатые: и — я боюсь двух крылатых грифонов, поднявших две лапы над бойким подъездом».
Этот особняк был построен в середине XVIII века, но нынешний облик обрел в конце XIX века: здание перестроил архитектор Павел Самарин, придав ему неоклассические черты. После революции грифонов сняли с крыши и вернулись сюда только в 2013 году во время реставрации. Специалисты провели восстановительные работы с сохранением всех элементов исходной планировки и художественного оформления — и стали лауреатами конкурса «Московская реставрация».
Схожим образом расположены фигуры крылатых львов на крыше дома Фалеева в Гагаринском переулке (дом 11): на углах крыши со стороны фасада. Небольшой одноэтажный особняк построили после пожара 1812 года. В 1895-м дом приобрел гражданский архитектор Николай Фалеев — и сам же разработал проект его перестройки. Он соединил в облике дома ренессансные элементы и черты стиля ампир, а также барочные элементы — над окнами, например, можно увидеть барельефы в виде маленьких раковин.
Напоминание о профессии хозяина дома — символы, изображенные над входом в здание (скрещенные треугольник, лопатка, топор, кирка, циркуль и канат), часто ошибочно связывают с масонской тематикой. На самом деле это эмблема гражданских инженеров, которая была официально утверждена законами Российской империи.
После революции особняк перешел в ведение Народного комиссариата иностранных дел. Дом предоставляли для проживания важным иностранным гостям. Знаменитый американский журналист Джон Рид, автор книги «10 дней, которые потрясли мир», провел здесь свои последние дни — в доме Фалеева он жил в 1919–1920 годах.
Список московских мест, охраняемых мифическими полульвами-полуптицами, внушителен. На барельеф с грифонами опирается портик особняка Ивана Морозова в Леонтьевском переулке (дом 10), на территории усадьбы Высокие Горы на Земляном Валу (дом 53) прекрасно сохранились чугунные фигуры грифонов, их же изображения красуются на барельефах над боковыми входами. А на Ильинке их можно заметить как минимум дважды: на здании Московской купеческой биржи (дом 6/1) и на фасаде доходного дома, где располагались Русский внешнеторговый и Сибирский банки (дом 12/2/1, строение 1).
Бышему доходному дому К.Х. Каракаш (Малый Каретный переулок, дом 3/2) достались куда более оригинальные крылатые стражи. Архитектор здания Вячеслав Жигардлович разместил над окнами второго этажа — причем по всей длине фасада — мистических ночных хищников: со стороны Лихова переулка — сов, а со стороны Малого Каретного — летучих мышей.
Дом построен в 1902 году, и маскароны в духе модерна на фасадах — типичное решение для того времени. Почему же архитектор выбрал для оформления этого здания образы ночных животных — загадка. Если верить одной из городских легенд, по задумке заказчика, летучие мыши и совы должны были устрашать сомнительную публику, появляющуюся на улицах в темное время суток, — пьяниц, бродяг и воров. Впрочем, есть весомый повод усомниться в этой версии: летучие мыши в Малом Каретном выглядят скорее трогательно, нежели пугающе.
В городские легенды можно верить, а можно вовсе не знать их. Но сказка, несомненно, есть в Москве — в первую очередь благодаря талантливым архитекторам прошлого и мастерам реставрации, которые помогают сохранить эти шедевры архитектуры.
Улица как выставка. Гуляем по Остоженке
Доходный дом купца Я.М. Филатова: «под рюмкой»
Улица Остоженка, дом 3/14, строение 1
Форма крыши на угловом эркере-башенке подарила этому зданию неофициальное название — дом «под рюмкой». Необычный доходный дом построил Валентин Дубовский в 1907–1909 годах для купца Якова Филатова. Архитектор любил сочетать в своих работах стиль модерн с элементами готических и романских мотивов. После революции в доме были коммуналки, которые к концу столетия переделали в обычные квартиры.
Есть несколько объяснений значения перевернутой рюмки на крыше дома Филатова. По одной из версий, она символизирует важное событие из жизни владельца, который якобы любил выпить, но смог избавиться от пагубной привычки. Согласно другой легенде отец купца пообещал подарить ему дом, если тот бросит пить. Не исключено, впрочем, что рюмка — это не более чем маркетинговый ход. В начале XX века среди доходных домов шла конкуренция, каждое здание должно было чем-то выделяться. В газете «Московский еженедельник» в свое время вышла заметка про дом «под рюмкой», однако нелестная.
«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. »
Некоторые историки архитектуры считают, что на самом деле это не рюмка, а чаша, из которой растекаются по стенам обитатели подводного царства: морские чудища и водоросли, раковины и ундины, рыбы и кальмары. Если вспомнить о любви архитектора к средневековой готике, можно разглядеть в этом здании подобие замка с остроконечной башенкой.
Особняк Кекушевой на Остоженке: готический дом Маргариты
Улица Остоженка, дом 21, строение 1
Продолжаем готическую тему и переходим к особняку Кекушевой. Трехэтажное здание, построенное Львом Кекушевым, напоминает средневековый замок благодаря граненой башенке с высоким шатром и выполненному из гранита цокольному этажу. Стены облицованы розовой керамической плиткой, которая контрастирует с оштукатуренными поверхностями, обрамляющими окна разной величины. Здание украшено лепными цветами и листьямив, на башне есть лепнина в виде орлов, а на фронтоне уличного фасада высится трехметровая фигура льва — изображение этого животного Кекушев размещал на многих своих постройках. Изначально лев был, вероятно, гипсовым; он не сохранился. С 2017 года на здании красуется его медная копия.
Лев Кекушев построил особняк для своей семьи в 1903 году и записал на имя жены. Дом возводили по чертежам, которые архитектор подготовил для Саввы Мамонтова. Однако меценат обанкротился, здание не смогли построить. Кекушев недолго прожил в особняке — уже в 1906-м он расстался с женой и продал дом. После революции здание перешло в ведомство Центрального бюро по обслуживанию иностранцев.
Некоторые поклонники и исследователи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова считают, что именно там жила главная героиня. Среди возможных адресов Маргариты называют еще особняк Листа в Глазовском переулке, также построенный по проекту Кекушева. Писатель обозначил место жительства героини неопределенно:
«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!»
Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев: лев и ангелочки
Улица Остоженка, дом 7, строение 1
Еще одно здание, попавшее в роман «Мастер и Маргарита», — огромный доходный дом на углу Пожарского переулка. В произведении дом появляется в главе «Погоня» — сюда попадает поэт Бездомный, преследующий Воланда. Булгаков часто бывал здесь: в одной из квартир жил его друг, филолог Николай Лямин.
«В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз».
Главная архитектурная деталь дома — два ряда эркеров, расположенные с обеих сторон фасада. Центральная часть дома несколько вынесена вперед, на уровне четвертого и пятого этажей размещена арочная ниша на несущих колоннах с украшенным решеткой балконом. Под ним находится маскарон, арку украшает лепнина в виде головы льва и цветов. Окна балкончиков, расположенных над эркерами, обрамляют барельефы в виде фигур женщин, а выше красуются ангелочки, которые держат герб.
Дом был построен в 1898 году архитектором Александром Ивановым для Варваринского акционерного общества домовладельцев. Это была одна из первых компаний в Москве по строительству и приобретению недвижимости. В разное время здесь жили инженер Владимир Шухов, профессор Московского университета Алексей Абрикосов, биолог и основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Николай Кольцов.
Дом, в котором жил Иван Тургенев: дом Муму
Улица Остоженка, дом 37/7, строение 1
Особняк, где сейчас находится Дом-музей Ивана Тургенева, стал прототипом дома барыни из рассказа «Муму». В действительности здесь жила его мать Варвара Тургенева, урожденная Лутовинова. Она была строгой и властной женщиной, с Тургеневым они не ладили. В пылу одной из ссор Варвара Петровна разбила портрет сына. Сегодня разбитый портрет — один из экспонатов музея писателя, открывшегося после масштабной реставрации в 2018 году.
Одноэтажный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолями, семью окнами на фасаде является типичным образцом московской послепожарной застройки. Его возвел в 1818–1819 годах неизвестный архитектор для титулярного советника Федорова.
Доходный дом Г.Е. Бройдо: серны и кувшинки
Улица Остоженка, дом 20
Один из самых необычных домов Остоженки (и, возможно, всей Москвы) — это доходный дом Бройдо. Самой примечательной частью здания является скульптурный фриз, на котором изображены серны между цветов на фоне гор и стая летящих птиц. Такая тематика не встречается больше ни на одном московском здании. К нему стоит присмотреться на закате: при определенном освещении фигурки серн становятся объемнее — кажется, будто они вот-вот начнут двигаться.
Необходимо обратить внимание и на характерные для стиля модерн металлические кронштейны, поддерживающие выступающий карниз, и металлический козырек, расположенный над главным входом. В центре фасада красуется огромное витражное окно, захватывающее три этажа. Над ним возвышается аттик с лепниной в виде растений, напоминающих кувшинки. Балконы украшены чугунной ковкой завитков орнамента и удара бича. Рамы окон на углу здания имеют специфические модерновые изогнутые линии.
Дом был построен по заказу московского застройщика Германа Бройдо и его жены, которые выкупали участки и возводили на них здания для продажи. Проект стал первым опытом архитектора Николая Жерихова, впоследствии построившего несколько десятков доходных домов.
Москвичам рассказали о доме района со звериным орнаментом на фасаде
Жителям столицы рассказали 1 августа, где можно увидеть в районе архитектурные дома, как в Португалии или Швеции.
Речь пойдет о здании, которое расположено по адресу: Чистопрудный бульвар, дом 14/3. Его называют по-разному: дом со зверями, или доходный дом церкви Троицы на Грязех.
Как сообщили на сайте мэра Москвы, на фасаде здания можно увидеть представителей флоры и фауны. Все фигуры сплетаются в один большой узор, который находится на уровне третьего и четвертого этажей.
На доме можно разглядеть жар-птицу, сову, грифонов, драконов и других существ. До нашего времени здание не сохранилось в первоначальном виде. В ходе реконструкции в 1945 году специалисты потеряли ажурную решетку крыши, балконы и шатровую кровлю.
Почему на фасадах дореволюционных питерских зданий много разных цветов и что они означают
Отписаться можно в любой момент.Даниле-мастеру из сказки Бажова, может быть, и нелегко было создать каменный цветок, а вот зодчим, украшавшим в начале прошлого века фасады Санкт-Петербурга, отлично это удавалось. Проходя по улицам северной столицы мимо бывших доходных домов и других дореволюционных зданий, не каждый будет всматриваться в детали. Однако это стоит сделать – на фасадах можно увидеть самые разнообразные растения – от лотосов до подсолнухов.
В эпоху модерна у архитекторов, а значит, у заказчиков стало популярным украшать здания ирисами, маками и другими подобными цветами.
Например, каменные ирисы красуются на фасаде доходного дома Палкиных на улице Рубинштейна, а маки – на домах Потаповой (улица Некрасова) и Орлова (Вознесенский проспект). Завоевали популярность и подсолнухи, которые можно увидеть, например, на Набережной мойки, 58, на улице Маяковского, 30, и опять же на доме Орлова – на Вознесенском, 18.
Если взять во внимание, что у каждого цветка есть свое философское или (если кто верит в магию цветов) мистическое значение, то подсолнух можно ассоциировать с достатком, благополучием и солнечным настроением. Ирис – с величием и уверенностью. А вот мак – со спокойствием, сном и даже с забвением и смертью. Кому как угодно. Находились ли владельцы домов с маками в состоянии депрессии или мрачно-лирическом расположении духа, сейчас сказать сложно. Для современного поколения эти цветы на фасадах – прежде всего уникальные штрихи, напоминающие об удивительной эпохе северного модерна.
Несмотря на популярность «деревенских» цветов – маков и подсолнухов, на фасадах новых домов той эпохи нередко появлялся и такой «универсальный» цветок, как роза. Например, огромные розы украшают дом Бадаева.
Ну а если пройтись по Захарьевской улице и посмотреть на дом 23, то здесь можно увидеть лотосы. Этим цветком украшен бывший доходный дом Нежинской.
А вот на доходном доме К. Шмидта на Херсонской улице, 13 декор мрачноват – фасад покрыт цветами чертополоха, здесь также можно увидеть сов, ящериц и зловещего вида мифических существ.
Есть заросли чертополоха и еще на одном мрачно украшенном здании – знаменитом Доме городских учреждений – (угол Вознесенского и Садовой). Здесь на фасаде тоже хватает «темных» персонажей – есть и совы, и летучие мыши, и драконы, и всякая «нечисть». Так что чертополох отлично вписывается в эту «компанию», создавая общее ощущение мрачноватой таинственности.
Кстати Дом городских учреждений, или, как его еще называют, Дом с совами, сам по себе уникален, и об этом шедевре архитектуры обязательно стоит узнать подробнее. Например, о том, как в Питере появилось это здание с летучими мышами и совами и чем оно знаменито.
Читайте также: