Вид углубленной гравюры основанный на протравливании кислотой металлической доски
Способ гравировки или травления с оттенком, близким к работе кистью
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(итал. acquatinta, от acquaforte ≈ офорт и tinto ≈ окрашенный, тонированный), вид гравюры , основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку;.
Примеры употребления слова акватинта в литературе.
Гойю, который извлекал из акватинты, часто в сочетании с офортом, выразительные контрасты темных тонов и внезапные удары светлых пятен, и французского художника Л.
Дебюкура, цветные акватинты которого привлекают глубиной и мягкостью тонов и тонкими цветовыми нюансами.
Гравер Жан-Батист Лепренс применил способ акватинты для гравирования рисунков тушью.
Рисунки эти были очень забавны, и на эти акватинты и ярко раскрашенные гравюры было очень приятно смотреть.
Но были и выдающиеся оригинальные мастера, которые достигали в акватинте замечательных результатов.
Акватинта
АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия
Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь
акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник
Акватинта
Содержание
Технология
Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования [1] . Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола — канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле. Акватинтные пятна позволяют достигать названных эффектов в чрезвычайно широком диапазоне, зависящем от величины, формы и разреженности протравленных углублений. Существует много дополнительных приёмов, обогащающих тональные характеристики акватинты (применяются, например, промежуточные способы обработки досок с помощью наждачной бумаги, соли, сахарного песка, применяют так называемую «офсетную» грунтовку, зернение стали, «пропечатку», тонирование стальной щёткой и другие виды механического воздействия на поверхность печатной формы). Отсутствие возможности нанесения рисующего штриха, линии, и делает настоящий богатейший эффектами приём вспомогательным, заставляет использовать его в офорте только в сочетании с основными способами и манерами работы на доске; все названные особенности и определяют то, что обычно акватинту сочетают с травлёным штрихом и сухой иглой, и уже крайне редко — в чистом виде. Такое травление создаёт при одноцветной печати эффект тонового рисунка, помимо названных графически техник, напоминающего также гризайль. Цветные виды офорта с использованием акватинты, печатающиеся с нескольких досок, могут иметь сходство с литографскими оттисками или карандашными рисунками. [2]
Технология эта подразумевает несколько этапов и соответствующий набор инструментов и приспособлений, что делает возможным полноценное использование данной техники в гравюре на металле только при наличии хорошо оборудованной мастерской и владении достаточно сложными приёмами, обладании навыками и некоторыми «секретами». [2]
История
Авторство этого нового вида офорта приписывают трём французским художникам. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был Жан Батист Лепренс — создатель знаменитых «Русских типов», В других источниках первым называют Ж.-Ш. Франсуа, в то же время третьи приписывают первенство в использовании этого приёма Р. де Сен-Нону, якобы изобретшему запудривание доски асфальтовой пылью [3] Как бы то ни было, появление этой манеры всеми исследователями относится к 60-м — 70-м годам XVIII века. [2]
Мастера акватинты
Акватинта была разработана и нашла применение, прежде всего, как репродукционная техника, в настоящем качестве она имела место и развивалась до конца XVIII века. Французские мастера достигли необычайной изощрённости в совершенствовании методов репродуцирования, виртуозного воспроизведения сложных тональных градаций. В своих офортах эти художники, добиваясь передачи тончайших нюансов фактурного насыщения, о трудоёмкости рабочего процесса с печатной формой говорит тот факт, что используя с этой целью мелкодисперсную пыль, они доводили число травлений более чем до двадцати этапов. [2] [4]
Очень возрастает спрос на использование акватинты по мере развития цветного репродуцирования, когда совершенствующаяся цветная печать стала нуждаться в обогащении воспроизведения разной степени насыщением, глубиной тонального фактора. В числе достигших наибольшего успеха в этом направлении нельзя обойти молчанием имя Ж.-Ф. Жанине, который был первым, кто начал применять цвет в лависе, что дало ему возможность с помощью этой новой манеры весьма эффектно имитировать и репродуцировать акварельные и гуашевые работы, в основном мастер воспроизводил этим способом произведения О. Фрагонара. Больших успехов в использовании акватинты добились также Ш.-М. Декурти, А. Ф. Жирар и Л.-Ф. Дебюкур. [2] [4]
В Европе эта техника не находила широкого распространения вплоть до конца XVIII века, и её развитие в предшествующий период протекало значительно менее активно нежели во Франции и под сильным влиянием добившихся большого успеха в её освоении тамошних мастеров. Только благодаря Франциско Гойе на рубеже XVIII и XIX веков произошли радикальные перемены в использовании этой богатой своими выразительными возможностями офортной манеры. Художник дал толчок новому, по-настоящему творческому пониманию широты валёрных возможностей акватинты. Мастер использовал сочетание основных рисующих качеств травлёного штриха и сухой иглы с лаконичными разной насыщенности плоскостями настоящей манеры, он с успехом демонстрирует достоинства этого сочетания в полнокровном решении замыслов своего «Капричоса». В отдельных случаях Ф. Гойя прибегал к применению акватинты и практически в чистом виде. Вообще художником сделано очень много красивых, выразительных офортов в настоящей манере. Помимо указанной наиболее известногой графической сюиты, с применением нескольких тоновых технологий им созданы «Деспаратес» (1814—1819).. «Тавромахия» (1815), «Бедствия войны» (1810—1820) и другие циклы. Н. Ф. Гойя известен не только как блестящий офортист, но и как автор детально разработанной системы приёмов, большая выразительность которых построена на хорошо согласуемых лаконичном глубоком штрихе и больших локальных однородных пятнах акватинты. художник был одним из первых, кто начал применять строгую, но живую и экспрессивную линию и глубокие по тону, структурно насыщенные протравленные плоскости, когда формирование объёма не входит в задачи штриха, лишь контурно, конструктивно поддерживающего эти большие самостоятельно тонально активные «заливки», притом использование ахроматических градаций крайне «экономно», и этот лаконизм служит, в конце концов, достижению большей содержательности и драматическому соответствию ему формы. [2] [4]
Достаточно быстро акватинта была принята хорошо развитой полиграфией Германии, из немецких мастеров репродукционной и авторской гравюры на металле можно назвать К. Кунца и Ф. Флейшмана. Во всех европейских странах акватинта получила постепенное распространение на протяжении XIX века. Её развитие сопровождалось последовательным поиском новых выразительных средств, совершенствованием техники и технологии. В арсенал приёмов приходит использование наждака, широкое применение жидких грунтов, обработка доски морской солью и другими способами, улучшающими графические, валёрные возможности этой манеры. С вхождением в обиход станковой авторской гравюры на металле, такое применение акватинты медленно, но планомерно вытесняет репродукционную её функцию, чему в немалой степени способствовало появление и совершенствование литографии и фотомеханических способов воспроизведения. Уже к началу XX века очень сильно возрос интерес к акватинте. как богатой возможностями художественной станковой графической технике. Многие мастера офорта создают произведения, в которых приёмы травления настоящим способом находят весма удачное применение. Среди тех, кто использовал акватинту мы видим Э. Мане. Т.-А. Стейнлена, Ф. Ропса, М. Клингера и очень многих других художников. Современная западно-европейская и американская графика использует акватинту очень активно, мастера офорта постоянно экспеиментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы. [2] [4]
Россию, если не брать в учёт А. Н. Оленина и А. Г. Ухтомского, а также некоторых других художников начала—середины XIX века, которые в своих эпизодических офортных опытах прибегали к использовнию мягкого лака, лвиса и акватинты, наиболее интересными работами, с точки зрения использования художественных качеств акватинты, представлены в конце XIX — начале XX века В. Д. Фалилеев, М. В. Якунчикова и И. И. Нивинский, а также М. А. Фомин и М. А. Добров.
вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической пластины, 9 букв, 4 буква «А», сканворд
Слово из 9 букв, первая буква - «А», вторая буква - «К», третья буква - «В», четвертая буква - «А», пятая буква - «Т», шестая буква - «И», седьмая буква - «Н», восьмая буква - «Т», девятая буква - «А», слово на букву «А», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
А К В А Т И Н Т АОтгадайте загадку:
Стоит красивый сундучок, Его не тронешь — он молчок, Но стоит ручки повертеть, Он станет говорить и петь. Показать ответ>>
Стоит курочка на золотых яичках, А хвост деревянный. Показать ответ>>
Стоит лепёшка На одной ножке, Кто мимо пройдёт, Всяк поклонится. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Два братца не могут расстаться, Ночью к порогу, утром в дорогу.
Случайный анекдот:
- Девушка, какие у вас красивые, ровные, белые зубы!
- Да (смущается). Они достались мне от бабушки.
- Надо же как подошли! Сидят как родные!
Знаете ли Вы?
Во внутреннем ухе около 25 000 клеток реагирующих на звук Диапазон частот, воспринимаемых слухом, лежит между 16 и 20 000 герц. С возрастом он сокращается, особенно за счет снижения чувствительности к высоким звукам. К 35 годам верхняя граница слуха падает до 15 000 герц. Всего человек различает 3-4 тысячи звуков разной высоты.
CodyCross Вид гравюры, основанный на протравливании кислотой ответ
Ниже вы найдете CodyCross - ответы на кроссворды. CodyCross, без сомнения, одна из лучших словесных игр, в которые мы играли за последнее время. Новая игра, разработанная Fanatee, которая также известна созданием популярных игр, таких как Letter Zap и Letroca Word Race. Концепция игры очень интересна, так как Коди приземлился на планете Земля и нуждается в вашей помощи, чтобы пройти через раскрытие тайн. Это бросит вызов вашим знаниям и навыкам в решении кроссвордов по-новому. Когда вы найдете новое слово, буквы начнут появляться, чтобы помочь вам найти остальные слова.
Пожалуйста, не забудьте проверить все уровни ниже и попытаться соответствовать вашему правильному уровню. Если вы все еще не можете понять это, пожалуйста, прокомментируйте ниже и постараемся помочь вам.
вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической пластины, 9 букв, сканворд
Слово из 9 букв, первая буква - «А», вторая буква - «К», третья буква - «В», четвертая буква - «А», пятая буква - «Т», шестая буква - «И», седьмая буква - «Н», восьмая буква - «Т», девятая буква - «А», слово на букву «А», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
А К В А Т И Н Т АОтгадайте загадку:
Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. Показать ответ>>
Всегда во рту, А не проглотишь. Показать ответ>>
Всегда он в работе, Когда мы говорим; А отдыхаем, Когда мы молчим. Показать ответ>>
вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической пластины, 9 букв, 9 буква «А», сканворд
Слово из 9 букв, первая буква - «А», вторая буква - «К», третья буква - «В», четвертая буква - «А», пятая буква - «Т», шестая буква - «И», седьмая буква - «Н», восьмая буква - «Т», девятая буква - «А», слово на букву «А», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.
А К В А Т И Н Т АОтгадайте загадку:
Пять амбарушек, одни ворота. Показать ответ>>
Пять пломбиров пять ребят Ровно в пять минут съедят. А за сколько смогут съесть Шесть ребят пломбиры, если И пломбиров тоже шесть? Показать ответ>>
Пять сестёр один домик строят. Показать ответ>>
Другие значения этого слова:
Случайная загадка:
Каким образом чабан может спасти стадо овец на острове, если на них движется пожар, не заходя при этом в воду и ничем не туша огонь?
Случайный анекдот:
Вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической пластины
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Акватинта разновидность офорта , собственно одна из основных его манер , приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
АКВАТИНТА (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.
Примеры употребления слова акватинта в литературе.
Гойю, который извлекал из акватинты, часто в сочетании с офортом, выразительные контрасты темных тонов и внезапные удары светлых пятен, и французского художника Л.
Дебюкура, цветные акватинты которого привлекают глубиной и мягкостью тонов и тонкими цветовыми нюансами.
Гравер Жан-Батист Лепренс применил способ акватинты для гравирования рисунков тушью.
Рисунки эти были очень забавны, и на эти акватинты и ярко раскрашенные гравюры было очень приятно смотреть.
Но были и выдающиеся оригинальные мастера, которые достигали в акватинте замечательных результатов.
Метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Акватинта разновидность офорта , собственно одна из основных его манер , приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.
Примеры употребления слова акватинта в литературе.
Гойю, который извлекал из акватинты, часто в сочетании с офортом, выразительные контрасты темных тонов и внезапные удары светлых пятен, и французского художника Л.
Дебюкура, цветные акватинты которого привлекают глубиной и мягкостью тонов и тонкими цветовыми нюансами.
Гравер Жан-Батист Лепренс применил способ акватинты для гравирования рисунков тушью.
Рисунки эти были очень забавны, и на эти акватинты и ярко раскрашенные гравюры было очень приятно смотреть.
Но были и выдающиеся оригинальные мастера, которые достигали в акватинте замечательных результатов.
Читайте также: