Веранда в японском доме
litvinenko_ai
Энгава - японская открытая галерея, огибающая с двух или трех сторон японский дом. Сейчас этот термин также стал применяться для обозначения веранды. Энгаву можно сравнить с нашей террасой, которая представляет собой открытый настил, как правило, на опорах, примыкающий к дому. Частным случаем террасы является веранда - закрытая, примыкающая к дому терраса. Итальянцы с начала XVI века широко строили еще галереи, которые были обычно крытыми и служили для перехода между частями здания или соседними зданиями, в то время как терраса и веранда служили плавным переходом из дома на улицу или в сад. Слово веранда происходит, вероятно, от португальского слова Baranda, которой обозначали элемент гибридной индийской архитектуры. Но широкое распространение веранда получила при возведении англичанами колониальных зданий в викторианскую эпоху, особенно в Австралии и Новой Зеландии. И только после этого веранда была адаптирована в метрополии и распространилась по всей Европе. В европейской культуре веранда служила для разведения цветов, отдыха и развлечения гостей, часто использовалась как летняя кухня и место для барбекю. у нас веранда и терраса в жаркие дни является приятным убежищем от солнца, в ненастье - от дождя. Легкая открытая пристройка перед домом служит дополнительным пространством для отдыха, здесь приятно выпить чашечку чая или кофе.
Японская энгава является непременным элементом японского дома и существует уже много столетий. Чтобы правильно понять ее назначение, надо осмыслить японское понятие ма. В японском языке много пауз или пустых пространств, обозначаемых словом ма. В этих пропусках японцы ищут бессознательное, скрытое содержание и стараются определить смысл сказанного или написанного через ощущение атмосферы, создаваемой словами. Ма - это пустое пространство, полное смысла, которое лежит в основе всего японского искусства и присутствует во многих сферах, включая живопись, архитектуру, музыку и литературу. Иногда молчание может оказаться красноречивее слов. Эти паузы есть и в дизайне.
С японского языка "ма" переводится как "пространство", "промежуток". Понятие ма вообще является одной из черт японской культуры. В живописи ма широко используется как негативное пространство. Это означает, что большие куски полотна оставляются пустыми или едва закрашенными, чтобы вызвать ощущение облаков, далеких гор и широких водных просторов. В каллиграфии расположение в пространстве имеет еще более важное значение, и признаком настоящего мастера является способность естественно расположить иероглиф в правильном месте. Пространство ма должно соблюдаться и в дизайне одежды. Здесь это пространство между человеческим телом и тканью. Фигура каждого человека индивидуальна, следовательно, пространство ма уникально для каждого отдельного человека и требует своей индивидуальной формы. Ма также проявляется в музыке, танце, драме, комедии и литературе. Одна из причин немногословности японской поэзии, всего лишь восемнадцать слогов в случае хайку, заключается в том, что читатель сам должен войти в пространство ма между каждым словом и фразой и разглядеть замысел поэта.
В дизайне ма - это пространство между предметами, оно должно быть не слишком большим и не слишком малым. Ма служит для обеспечения гармонии пространства и связан с пространством и временем, в нем много от эстетики дзэн, в которой простота и технология объединены с искусством и функциональностью. Идеальным примером такого пространства в традиционной японской архитектуре является энгава - обычная полоса деревянного настила перед окнами под расширенными карнизами в традиционном японском доме. В наши дни энгава преобразовалась в веранду за пределами комнаты, раньше она называлась нурэъэн. Дизайнеры, воплощая свои идеи, стремятся к простоте конструкций. Основные материалы для энгавы является дерево. Мебели нет вообще, или она сведена к минимуму, простота и пустое пространство – главные критерии японской террасы.
Традиционный японский дом
Традиционный японский дом – явление не имеющее аналогов в мировой архитектуре. В своём классическом виде такой вид жилья сложился в XVII–XVIII веках. В его конструкции отразились все особенности мышления японцев: здесь воедино слились практицизм и эстетика.
Постоянные природные катаклизмы, потребовали создания очень лёгкой, но, в то же время, прочной конструкции. Традиционное жилище японцев приподнято над поверхностью земли на деревянных сваях примерно на 60 см. Это придаёт устойчивость при землетрясениях и одновременно решает проблемы, связанные с высокой влажностью грунта.
« Строя себе жилище – говорили японцы, - мы, прежде всего, раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на землю упала тень, а потом поселяемся в этой тени ». И действительно, дом японцев - это крыша, которую поддерживают сваи.
Стены в таком доме не являются несущими архитектурными конструкциями - весь дом держится на опорных столбах, между которыми устанавливаются лёгкие бумажные или шёлковые передвижные перегородки – внешние – сёдзи и внутренние - фусума .
При необходимости их можно убирать, расширяя пространство дома. Наличие таких подвижных стен-ширм позволяло, в зависимости от ситуации или настроения, менять расположение и величину комнат по усмотрению хозяев, то есть моделировать собственное пространство.
Окон в японском доме нет: бумага, которой затягивались сёдзи , промасливалась так, что в результате она становилась полупрозрачной и хорошо пропускала дневной рассеянный свет. В зимнее время наружные стены забирались деревянными ширмами – амадо .
Дом окружала веранда, с которой открывался вид на обязательный в японской архитектуре сад . В летнее время, когда внешние перегородки снимались, создавался эффект отсутствия чёткой границы между садом и домом: так японцы могли полнее ощутить собственное слияние с природой.
В доме всегда имелась лучшая точка для созерцания парка, который, чаще всего, создавался не для прогулок, а именно для любования им.
Не было в домах японцев и постоянной мебели. В интерьере присутствовали только небольшие низкие столики, которые одновременно служили и для приёма пищи и для различных занятий.
Необходимые в быту вещи, японцы хранили в специальных встроенных шкафах. То есть что-то появлялось в доме на время, а затем исчезало. Это весьма соответствовала буддийской концепции изначальной пустоты, и бренности, временности бытия. Эта бренность выражалась в категории мудзё, и была неотъемлемой частью мышления японцев.
Пол устилают циновки – тата́ми , на которых проходит вся жизнь японца: сидя на них едят, читают, занимаются какими-то делами, на них спят и т.д.
Интерьер японского дома практически лишён какого-либо декора. Единственным украшением служит живописный свиток или ваза с икэбаной , расположенные в «нише красоты» - токоно́ма , устроенной в единственной постоянной стене жилища. Это своеобразный духовный центр дома, по которому можно было судить о характере, вкусе и интересах его хозяев.
Как говорилось ранее, для японцев чрезвычайно важным было ощущения близости природы. Наличие сада или парка стало обязательным элементом любого строительства. О садово-парковом искусстве , сформировавшемся в средневековой Японии читайте здесь.
Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Очень японский домик с двориком
Заказчик этого дома надеялся на образ жизни, в котором главное здание, содержащее гостиную и другие комнаты, будет связано с ванной комнатой в дополнительном стиле через покрытый брезентом двор. Однако, поскольку дверь должна была функционировать как пожарный выход, были юридические ограничения в отношении размера и типа стекла, которое можно было использовать. Вопрос был в том, будут ли сад и пристройка, соединенные через дверь, казаться объединенными.
Татами и стены из бумаги. Как устроен традиционный японский дом
В отличие от многих других стран, в Японии основа дома - не стены. Традиционный японский дом держался на деревянных столбах и перекрытиях, на которые дальше опиралась крыша.
Бумажные стены
Не имея нужды в крепких стенах, японские строители их и не делали. Вместо этого ставили деревянные рамы, оклеенные плотной бумагой. Наружные стены могли еще сделать из глины, но часто и они были бумажными. Эти бумажные перегородки делали двух типов.
Более плотные назывались фусума, их использовали обычно как перегородки между комнатами. Фусума делают скользящими, так что их можно раздвигать и задвигать - открывая и закрывая, как дверь.
Традиционные дома строит сейчас мало кто, но в интерьерах даже в квартирах часто до сих пор используют фусума. И, конечно, такие интерьеры с фусума используют в традиционных гостиницах - рёканах.
Сдвигая одни фусума и задвигая другие, можно было при необходимости менять размеры комнат. В одном стиле с фусума оформлены стенки шкафов и шкафчиков по всей комнате.
В богатых домах, дворцах и монастырях на фусума еще делали росписи. Вот например, в монастыре Рёан-дзи.
жилой дом настоятеля в монастыре Рёан-дзи в Киото жилой дом настоятеля в монастыре Рёан-дзи в КиотоВторой тип бумажных стен называется сёдзи, их делают из более тонкой, прозрачной бумаги - и чтобы эта бумага не рвалась, укрепляют решеткой из тонких пластинок. Прозрачную бумагу используют, чтобы сёдзи пропускали свет, так что ставят их в основном по периметру дома.
Сёдзи часто тоже раздвигающиеся, особенно те, что со стороны сада. Если раздвинуть их летом, можно было из комнаты сделать веранду.
В рёканах сёдзи чаще используют, чтобы отделить пространство у окна от основной части комнаты, создав маленькую лоджию.
Татами и обувь
Пол в японском доме, даже в обычной токийской квартире, часто устлан традиционными плетеными соломенными матрасами татами.
Татами так плотно подогнаны друг к другу, что задаешь вопросом: а что в Японии делают, если размер комнаты не позволяет целиком покрыть ее татами - остаются небольшие зазоры, в которые татами не помещается. Ответ простой: таких комнат не бывает.
Потому что татами - базовая единица измерения площади комнат. Например, стандартная комната в 8 татами. Понятное дело, что мало кому придет в голову делать, например, комнату в 7,37 татами.
В японском доме важное место отводится разделению на "внутри" ("дома") и "снаружи" ("не дома"). Устланные комнаты татами - это однозначно "внутри", поэтому по татами нельзя ходить в обуви. Либо без обуви, либо в тапочках.
Уличную обувь надо оставлять в специальной прихожей (гэнкан). Это небольшая зона при входе, обычно всего пара квадратных метров, специально для того чтобы разуваться и оставлять обувь. Гэнкан обычно делают на уровень ниже, чем пол в остальной части дома - это подчеркивает, что гэнкан - отдельно, практически часть улицы, а внутренняя часть дома - отдельно.
Вот, например, оставленные в гэнкане традиционные уличные сандалии (дзори). Понятное дело, в таких не пойдешь в комнаты крушить татами. Есть еще один тип традиционных сандалий - гэта, единственное их отличие в том, что у гэта есть "зубы" - две дощечки поперек подошвы.
Переобуваясь в тапочки, нужно не наступать в уличной обуви на домашний пол - и одновременно не наступать в тапочках на гэнкан.
Кстати, в туалете обычно бывают отдельные тапочки - в обычных нельзя заходить в туалет, в туалетных нельзя ходить по дому.
Загородный дом по-японски, какой он?
Япония – страна древних традиций. Особенности менталитета и культуры влияют на способы возведения загородного дома.
Если в нашем понимании дом – это зачастую каменная крепость, то у японцев совершенно другой подход.
В подавляющем большинстве случаев, загородный дом в Японии собирается по каркасной технологии.
Отсюда кажущаяся хрупкость и непрочность такой конструкции.
Но, по мнению японцев, только такая технология позволяет создавать дома, которые становятся продолжением самой природы. «Не навреди» – вот тот лозунг, которого придерживаются японские строители.
Начать освоение участка с масштабных земляных работ – не вариант для японцев. Ввоз и вывоз кубометров песка, щебня, земли не приветствуется. Японские архитекторы и строители больше озадачены тем, как «вписать» дом в ландшафт так, чтобы как можно меньше использовать тяжёлую технику. Да и сами традиционные японские дома в корне отличаются от всего того, что приходит в голову при словосочетании: «загородный коттедж».
Мы уже рассказывали пользователям сайта FORUMHOUSE об особенностях возведения каркасных домов в Японии. Климатические условия этой страны накладывают ограничения на хорошо зарекомендовавшую себя технологию. Разрушительные землетрясения, угроза цунами, повышенная влажность и сильные ветра заставили японцев выработать свой – особый – подход к строительству.
Зачем строить капитальный каменный дом, который может быть полностью разрушен при землетрясении в 7-8 баллов или ураганном ветре? Ведь он всё равно не устоит перед напором стихии. Кроме этого, если такое строение обрушится, то оно погребёт под собой всех жильцов. Частные дома в Японии представляют собой быстровозводимые деревянные конструкции. По замыслу японцев, срок службы такого дома составляет от 10 до 20 лет, после чего он либо морально устареет и его придётся ремонтировать. Японцы, вместо бесконечных переделок и достраиваний, предпочитают полностью снести дом, а на его месте построить более современное жилище.
Главный японский феномен загородного строительства заключается в том, что дома, как и квартиры, со временем только дешевеют. Например, если семья въезжает в новую квартиру в многоэтажке, то через год цена на неё падает. Принцип «построю сегодня подешевле – продам завтра подороже» не работает. Квартиры и дома покупаются в кредит, сроком на 30 и более лет, под 2-3% годовых. Ценность представляет только земля под застройку.
Поэтому часть японцев предпочитает не покупать, а снимать жильё. Это особенно распространено среди неженатых служащих и менеджеров среднего звена. Снять квартиру можно, только прибегнув к услугам агентства. Квартиры обычно арендуются на 1 год. После чего, если жильцов и хозяев квартиры всё устраивает, аренда продлевается, а размер арендной платы не меняется в течение многих лет.
Также большой интерес представляет традиционный японский дом и способ его строительства. Основой дома является деревянная платформа, на которую опираются колонны из бруса. Фундамент зачастую самый простой – столбчатый, подвала нет, есть лишь техническое подполье: высотой от земли 0.5 метра, в котором проводятся все необходимые коммуникации.
Крыша дома имеет большие свесы. Это защищает стены от ливней и палящего солнца. В качестве кровельного покрытия используется керамическая черепица.
Утепление дома нередко отсутствует. Стен таких, как принято у нас, в традиционном японском доме также нет. Промежутки между колоннами закрываются деревянными каркасами из реек, на которые наклеивается плотная, устойчивая к ветру и влаге рисовая бумага. И хотя в последнее время на смену бумаге пришли более современные материалы – стекло и деревянные стеновые панели, многие японцы предпочитают использовать именно бумагу ручной выделки.
На панелях стоит заострить внимание. По сути, традиционный японский дом представляет собой одно большое помещение без комнат. Определённые места отведены только под кухню, туалет и ванную комнату. Зонирование пространства осуществляется при помощи всё тех же деревянных перегородок, которые вставляются в специальные пазы. При необходимости перегородка сдвигается либо полностью убирается. Таким образом, внутреннее пространство дома постоянно меняется. Главе семейства нужен кабинет? Перегородки сдвигаются, и получается небольшая уютная комната, где можно посидеть с ноутбуком. Собрались гости – перегородки убираются, а несколько комнат превращаются в одно большое помещение. Хозяева решили лечь спать, перегородки вновь устанавливаются на место, и получается спальня.
Любая комната, в зависимости от настроения владельцев дома и необходимости, может стать гостинной, столовой или детской.
Шкафы, массивная мебель также отсутствуют. Все вещи хранятся в стенных нишах, закрываемых всё теми же перегородками. Кроме внутренних перегородок, легко убираются и внешние. Это связано с менталитетом японцев, которые любят ощущать единение с природой. Получается, что дом распахивается наружу, а его внутренне пространство становится продолжением ландшафта на участке. В случае ветра или дождя, перегородки быстро устанавливаются на место.
Подобный подход позволяет подстраивать коттедж под ландшафт и строить запоминающиеся дома со своим лицом.
Площадь стандартного японского дома составляет от 120 до 150 кв. метров. Больше чем в два этажа строить не принято. Чердачное помещение используется как одна большая кладовка. Устроить там жилые комнаты обычно никому не приходит в голову. Средняя площадь квартир составляет от 60 до 70 кв. м для женатых японцев и 30-50 кв. м для холостяков (в этом случае квартира используется как место для сна и отдыха). Причём, площадь измеряется не в квадратных метрах, а в традиционной японской единице измерения – татами. Она равняется 180х90 см. Количество комнат в квартире или доме обозначается так – «2LDK»,где:
- L – Гостинная. Это основная характеристика, влияющая на стоимость недвижимости.
- D– Столовая.
- K – Кухня.
О том, что в доме есть ванная комната и туалет, обычно не пишется, но по умолчанию квартира или дом без этих помещений не продаётся.
Всем известна страсть японцев к чистоте. При входе в японский дом принято снимать обувь и ставить её на специальную площадку, находящуюся чуть ниже уровня пола.
Особый интерес представляют ванная комната и туалет, которые всегда делаются в виде раздельных помещений.
Причём туалет японцы стремятся разместить в самом неприметном месте, подальше от жилых комнат. Страсть к чистоте доходит до того, что при посещении туалета принято пользоваться специальными пластиковыми тапочками, в которые переобуваются при посещении этого помещения.
В ванной комнате часто устанавливается стиральная машина, также помещение полностью гидроизолируется. Это делается по следующей причине. Японцы с детства привыкают экономить все ресурсы.
Вода не является исключением. Принятие горячей ванны – национальная традиция, но сливать в канализацию эту воду не принято. После принятия ванны японец выходит из неё, становится на пол и моется под душем.
Таким образом, вода в ванне не смешивается с мыльной пеной и используется повторно, например, для стирки белья или направляется в смывной бачок в туалете.
Ещё одна местная особенность – это отказ от смесителей с горячей и холодной водой. В ванне или на кухне ставится два крана – один с холодной водой, другой с тёплой, нагретой до комфортной температуры. По мере необходимости, включается или первый, или второй. Бережливые японцы считают, что это уменьшает энергозатраты, т.к. нет необходимости нагревать воду до высоких температур и затем разбавлять её холодной.
В квартиры, как и в дома, может подаваться только холодная вода. Вода нагревается в газовом или электрическом бойлере.
Несмотря на отсутствие суровых зим (за исключением префектуры Хоккайдо), в зимний период времени дома необходимо отапливать. В Японии не популярна система отопления с котлами, теплоносителем и стационарными радиаторами.
Японские дома чаще всего отапливаются индивидуальными переносными газовыми или керосиновыми нагревателями. И хотя одним из главных недостатков такого отопления является лёгкий запах сгорающего топлива и необходимость проветривания помещения, японцы готовы мириться с этими недостатками из-за дороговизны центрального подключения газа или же установки на участке газгольдера. Также популярно электрическое отопление, например, кондиционерами, работающими в режимах лето/зима, и инфракрасными обогревателями.
Часто такие обогреватели выполнены в виде картин и развешаны по дому на стенах, так что с первого взгляда и не определишь, что это – элемент отопления. Кроме этого, особой популярностью пользуются электрические коврики, на которых можно лежать или сидеть, таская их с собой по дому.
Напряжение в японской электросети составляет 100 В при частоте в 50-60 Гц.
Отличительной чертой японцев является то, что они живут «в плоскости пола». Например, семейный ужин чаще всего проходит за одним низким столом, за которым устраиваются все домочадцы, сидя не на стульях, а на плотно сбитых подушках. Такие столики («Котацу») оснащены электрическим обогревателем. В холодное время года, ужиная за таким столом, его накрывают стёганым одеялом, под которое все просовывают ноги. Считается, что это объединяет всех членов семьи, кроме того, так гораздо теплее.
Чтобы не замёрзнуть ночью, японцы одевают термобельё и укрываются электрическими одеялами. Таким образом, заботы об отоплении полностью ложатся на плечи японских квартиро- и домовладельцев.
Подведя итоги, можно сказать, что традиционный японский дом – это непривычное западным домовладельцам, сугубо утилитарное жилище. Японцы и не делят мир на внутренний и внешний. Дом должен иметь ауру, схожую с тем местом, где он возводится. Традиционный дом по-японски включает в себя пять составляющих:
- компактность;
- минимализм в вещах и интерьере;
- удобство проживания;
- использование экологически чистых материалов;
- максимальная функциональность и интеграция в ландшафт.
Японцы относятся к своему дому, как к живому существу, одухотворяя его. В соответствии с их менталитетом, только такой подход позволяет достичь гармонии без разрушения природы.
Узнать все детали строительства бюджетного дома по-японски пользователи FORUMHOUSE могут из этой темы. О том, как строят каменные дома в Европе, рассказывается здесь. Если вы хотите узнать, как строят каркасники в Америке, то можно кликнуть по этой ссылке. А посмотрев это видео, можно наглядно убедится в том, что круглый дом-геосфера – это здорово и необычно!
Как японская терраса – Engawa – помогает сделать дом больше?
Элементы традиционной японской архитектуры заимствованы заказчиком для создания уединенного дома для семейного отдыха в Подмосковье.
Что такое Engawa?
Представьте себе простейшую форму прямоугольника, окруженного немного большим прямоугольником. Пространство между внутренним и внешним прямоугольником — это Engawa – большой коридор под крышей, переходная зона, которая соединяет комнаты и лес вокруг. Она создается путем расширения пола внутреннего пространства наружу. Это комната, которая не поддается традиционному описанию. В японской культуре она имеет социальное значение, представляя собой неформальное место для встреч: место для посиделок, приветствия соседей и совместной чашечки чая. Но эту идею стоит попробовать и в вашем собственном проекте, независимо от того, где вы живете.
Заказчик решил использовать концепцию Engawa с террасными дверями HS-Portal® по всему периметру дома, предоставляя каждому помещению прямой доступ к деревянной палубе, которая окружает здание.
Уровень пола Engawa должен быть на том же уровне, что и внутренний пол, без ступенек. Когда двери или стеклянные стены открыты, важно поддерживать один уровень между интерьером и экстерьером, чтобы пространства выглядели как единое целое. Раздвижные двери HS-Portal®, не имеющие порогов, идеально совмещают пространства комнат и террасы: на стыке внутреннего и внешнего пола пролегает лишь направляющая высотой 16 мм. Каждая комната имеет выход на закрытую террасу. Внешний край пола террасы выравнивается по крыше. Крыша должна доходить до наружной поверхности Engawa, чтобы защищать от дождя и затенять от солнца.
Эта современная интерпретация традиционной японской идеи позволила заказчику создать дом для семейного отдыха в гармонии с природой Подмосковья.
Представленные фотографии были использованы заказчиком для вдохновения.
Свидетельства о регистрации СМИ: ИА № ФС77-75512, ЭЛ № ФС77-75514 от 19.04.2019 г.
Выданы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель и главный редактор Дубров И.В.
Houzz Япония: Дом в Токио с террасой на крыше
После того как дети покинули родное гнездо, родители перестроили дом, прорезав в нем треугольное окно, создающее эффект уединенности
Всего в квартале от высотных жилых домов, окружающих дорогу, расположен живописный участок, специально созданный префектурой Сэтагая Уорд. Вдоль центральной улицы района выстроились в ряд невысокие домики, но их совсем не видно из-за загораживающих высоток. Задумывая свой дом, хозяева хотели подчеркнуть интимность и уединенность жилья, при этом обеспечив максимальный доступ солнечного света.
К счастью, владельцы познакомились с парой архитекторов, ранее работавших в Takenaka Corporation, и вместе они создали дом, ставший исполнением всех мечтаний. Теперь в доме есть идиллическая терраса, где пара может насладиться солнцем и даже перекусить на свежем воздухе в хорошую погоду, не заботясь о любопытных взглядах.
Сохранить фото«Здесь я могу загорать без колебаний», — рассказывает хозяйка, показывая двухэтажную террасу. Главной особенностью дома стало прорезанное большое треугольное окно. Все, что отсюда видно — это небо и небольшой кусочек окрестностей, соседние высотные здания полностью скрыты от глаз конструкцией самого дома.
Другой особенностью этой террасы стала литая решетка из стекловолокна шириной 1,5 метра, использованная для пола, граничащего с наружной стеной. Владелец дома работает в крупной компании, производящей такие решетки, и решил использовать продукцию в собственном доме. Решетка выполнена из укрепленной стекловолокном полиэфирной смолы (FRP), отлитой в форме сетки. Она легче и прочнее, чем сталь, и пропускает воздух и свет — важный момент, поскольку она позволяет солнечным лучам освещать сад, расположенный на нижнем уровне дома.
山縣洋建築設計事務所 Сохранить фотоГоворя о концепции дома, Хироши Ямагата (Hiroshi Yamagata) из Hiroshi Yamagata Architects отмечает : «Идея заключалась в том, чтобы создать контраст между пространствами первого и второго этажей». Своими мыслями он поделился с застройщиком Кадзунобу Хамазки (Kazunobu Hamazaki) из And Associates
Проще говоря, первый этаж создает стойкое чувство закрытости от мира, тогда как на втором этаже царит ощущение свободы и открытого пространства. Первый этаж представляет собой тихое и спокойное полуподвальное помещение, на 1,5 метра утопленное в землю. Здесь расположены спальни и кабинет. В противоположность этому, второй этаж — это простая коробка с гостиной и ванной комнатой с видом на террасу.
山縣洋建築設計事務所 Сохранить фотоТерраса в хорошую погоду служит открытой гостиной и столовой. Крыша, толщина которой составляет 61 сантиметр, изготовлена из деревянных балок, армированных сталью.
О проекте
Место: Сэтагая Уорд, Токио
Размер: 157 кв.м
Кто здесь живет: Семейная пара в возрасте 50 лет
Авторы проекта: Архитектурный надзор — архитектурное бюро Yo Yamagata (в сотрудничестве с Казунобу Хамазаки из And Associates), строительное проектирование — Sakane Structural Design , застройщик — Hatano Komuten
Фото: Forward Stroke inc.
Мир дизайна: История и магия японского чайного дома
История тясицу началась 500 лет назад с патриарха чайной церемонии Рикю. Его дух продолжает жить и в современных чайных домах Японии
В чем заключается японская чайная церемония?
Считается, что чай попал в Японию из Китая в период Хэйан (794-1185 годы). Хотя чаепитие было распространено среди знати и монахов, чай использовался не как простой напиток, но скорее как лекарство в силу стимулирующего эффекта, содержащегося в нем кофеина. В период Камакура благодаря монахам, исповедовавшим дзен-буддизм, в Японии начали самостоятельно выращивать чай, после чего традиция пить чай распространилась и среди самураев, и среди военно-феодального сословия.
Во второй половине периода Мурамати среди самураев, известных своим горячим нравом, становятся популярными чайные турниры. Участники таких турниров должны определить сорт чая, который им подали, одновременно предаваясь самым разным увеселениям: например, совместному сочинению стихов (рэнга) в павильонах. Хотя павильоны не были созданы специально для этой цели, их можно считать первыми чайными домами Японии.
Позже с развитием традиционной жилой архитектуры (Сёин-дзукури) появились чайные кабинеты (shoin no cha). Однако в начале XV века Мурато Дзюко и Такено Дзёо вводят новый стиль чайной церемонии, известный как «ваби». Согласно этому простому и естественному стилю, чай необходимо распивать в «горной хижине в городе», которая создает сельскую атмосферу в городском пространстве.
Именно этот стиль Рикю усовершенствовал во второй половине XVI века, упрочнив положение искусства чайной церемонии в Японии. Небольшие здания и комнаты, которые ассоциируются у японцев со словом «чайный дом», напрямую связаны с покрытыми соломой хижинами времени Рикю.
岩崎建築研究室 Сохранить фотоТребования к тясицу
Чайный дом — пространство, специально построенное для чайных собраний. Однако, по словам эксперта Масао Накамура, «простого соблюдения необходимых правил не достаточно для того, чтобы создать настоящий чайный дом. В доме должны не только соблюдаться формальные требования для церемонии, но и царить соответствующая атмосфера». (Иллюстрированная история японских чайных комнат, Танкоша, 1998). Чайная церемония развивалась в контексте сентиментального отношения японцев к природе, что чайные дома и должны отражать.
Ключевые компоненты традиционного чайного дома
・ Сад (ро-дзи)
Перед традиционным чайным домом располагается сад, который принято называть ро-дзи. Гости пересекают его, проходя по дорожке, выложенной камнями, наслаждаясь видом растений и деревьев, прежде чем омыть руки в каменном колодце, готовясь войти в здание чайного дома.
Пересечение этого уголка природы является подготовительным этапом перед тем, как гость попадает во внеземное пространство чайной комнаты. Хозяин чайной церемонии использует отдельный вход в дом.
岩崎建築研究室 Сохранить фотоХотя есть разные теории, объясняющие такое устройство нидзири-гути , считается, что из-за небольшого входа даже самый великий воин оставит меч на улице, и внутренне пространство будет полностью отделено от реальности. Внутри чайного дома гости забывают о своем социальном статусе и становятся равными. Кроме того, благодаря небольшому входу, пространство самой комнаты кажется больше.
岩崎建築研究室 Сохранить фото・Размер полов в тясицу
Стандартный размер тясицу — 8,2 кв.м (4,5 татами или дзё). Комнаты в Японии обычно измеряются количеством татами, которыми можно выложить пол. Размер татами варьируется от региона к региону: от 1,5 до 1,9 кв.м. Для тясицу принято использовать татами из региона Киото. Его размер составляет 1,91х0,955 м.
Комнаты поменьше называют кома, побольше — хирома. Эта комната — кома на два татами с углублением для печи. Даже в такой небольшой комнате можно провести чайную церемонию на троих гостей и одного хозяина.
・Очаг (ро)
С ноября по апрель в полу чайной комнаты устанавливают очаг, вырезая часть татами. Очаг используют для кипячения воды. С мая по октябрь его вновь закрывают татами и используют переносной очаг «фуро».
・Ниша (токо)
В чайной комнате имеется ниша, украшенная цветами и свитками. Когда гости заходят в чайную комнату, то прежде всего направляются в нишу, чтобы насладиться украшениями. Токо состоит из возвышения (tokobashira), нижней колонны (tokogamachi), балки (tokogamachi), дополнительной стойки (aitebashira) и колонны (otoshigake). Часто для того, чтобы собрать подходящие для токо элементы, требуются годы.
Стены ниши обычно делают из глины, иногда окно (shitajimado), через которое видно решетчатую структуру стен, открывают с одной стороны. Пол может быть выложен деревянными досками или татами.
・Подсобная комната (мидзуя)
Здесь хозяин церемонии моет утварь и готовит все необходимое.
Для того, чтобы построить чайный дом, требуется помощь разных мастеров, начиная с каменщика, кровельщика, штукатурщика, мастера по изготовлению татами и до садовника.
Архитектор Ясудзи Ивасаки из бюро Iwasaki Architecture Laboratory, которое стоит множество чайных комнат в жилых домах, говорит: «При строительстве тясицу используются все традиционные ремесла Японии. Это даже не произведение архитектуры, а самый большой атрибут чайной утвари». Ивасаки спроектировал чайные дома, которые можно увидеть на трех предыдущих фотографиях.
Объясняя дизайн спроектированных им чайных комнат, Ивасаки говорит: «Многие заказчики, ценящие искусство чайной церемонии, хотели проводить собственные чайные собрания, но были и те, кто решил построить собственный чайный дом, чтобы обучиться этой церемонии». Чайные собрания включают в себя классическую трапезу (кайсэки), густой чай (кой-тя) и жидкий чай (усу-тя).
アトリエ137 | atelier137 Architectural Design Office Сохранить фотоТрадиционный тясицу в жилых зданиях
В современных городских условиях японцы редко живут в отдельных домах. Обычно в многоэтажных зданиях. В них тоже иногда обустраивают чайные комнаты. Один из примеров — эта чайная комната в Токио, спроектированная Хироюки Сузуки из Atelier 137, которая стала воплощением мечты жены заказчика, изучавшей чайную церемонию в школе Урасэнкэ в течение 30 лет.
Создание чайной комнаты в жилом здании — непростая задача. Для того, чтобы сделать углубление для очага в полу, и соблюсти при этом все меры пожарной безопасности, необходимо иметь достаточное пространство под покрытием пола. Подсобное помещение должно иметь водопроводную и дренажную систему. Однако, так как в жилых домах, как правило, установлена трубопроводная шахта стандартных размеров, приходится идти на уступки.
Для того, чтобы обойти все эти ограничения, эта чайная комната была установлена на возвышении в гостиной.
アトリエ137 | atelier137 Architectural Design Office Сохранить фото アトリエ137 | atelier137 Architectural Design Office Сохранить фотоТакое красивое пространство можно создать только благодаря работе искусных мастеров. Штукатурщик использовал диатомовую штукатурку на глиняной основе, а обшивщик — темно-синюю бумагу для обшивки. Для отделки декоративной ниши (токонома) использован кедр, а для полов и полок — солома из осоки.
Пол мидзуя снабжен бамбуковой сушилкой, благодаря которой вода свободно стекает. Внизу использована темно-сильная обшивка, которую предусмотрели из-за возможных брызг. Кран, сушилка для посуды и полки соответствуют стандартам школы Урасэнкэ.
«Так как мидзуя находится там, где раньше стояла посудомоечная машина, нам удалось установить водопроводную систему и дренаж без особых проблем», — объясняет Хироюки.
Современные чайные дома и комнаты: наследие Рикю
Мы успели рассмотреть традиционные чайные дома и комнаты, но если все базовые требования соблюдены («удалось создать все условия для церемонии и достигнуть нужной атмосферы», как говорит Масао), тясицу могут иметь и современный дизайн.
Тясицу внутри многоранника
Дом Хиронака, спроектированный дизайнером Кэном Йокогава, — здание необычной формы, которое возникает из-за ограды в виде многогранника, отделанного алюминиевыми панелями. Прохожие могут и не признавать в нем частное жилое здание. Однако дом находится на склоне и за оградой, которая служит и подпорной стеной, находится комфортное и открытое жилое пространство на первом этаже.
Второй этаж, который занимает пространство многогранника, используется как рабочая студия и чайная комната заказчика, адвоката, увлекающегося живописью и искусством чайной церемонии. Иными словами, первый этаж — пространство для ежедневной жизни, а второй — для духовной.
KEN YOKOGAWA ARCHITECT & ASSOCIATES INC. Сохранить фотоВ студию и чайную комнату можно попасть через внешнюю лестницу, расположенную рядом с гостиной. Пересечение этого засеянного травой пространства символизирует переход от мирской жизни первого этажа к духовной.
Если стоять лицом к зданию, то студия находится по левую руку, а гостевой вход в чайную комнату — по правую.
KEN YOKOGAWA ARCHITECT & ASSOCIATES INC. Сохранить фотоПлощадь комнаты — 8,2 кв.м (4,5 дзё). В чайной комнате царит мрак, тогда как в студии, встроенной в то же пространство, необходимо много света. По этой причине в чайной комнате установили двойной потолок, который рассеивает свет.
Кроме того, часть потолка в многограннике можно открыть, благодаря чему свет будет падать только на хозяина дома и мастера церемонии, что создает красивый контраст между светом и тенью.
KEN YOKOGAWA ARCHITECT & ASSOCIATES INC. Сохранить фотоДерево, использованное для ниши, было переработано и раньше находилось в доме родителей заказчика, который стоял на этом же месте. В этой зоне решено было использовать закругленные формы. Чайная комната используется и в качестве гостевой спальни.
Вот что Кэн Йокогава, спроектировавший многочисленные современные чайные комнаты не только в жилых, но и общественных домах, говорит о современных чайных комнатах: «Форма важна, но если она становится преобладающим элементом, то вы не можете сделать ничего интересного. Рикю основал чайную церемонию с тясицу и чайными собраниями в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, и его успех заключался в творческом и инновационном подходе для того времени. Удачными современными тясицу я считаю те, что вносят дух Рикю и творческое начало в современное жилое пространство».
内田繁 SHIGERU UCHIDA Сохранить фотоМобильные чайные комнаты и внимание к пространству
Как было уже отмечено, тясицу — внеземное пространство. Рикю отгородил его от внешнего мира, возведя стены, создав для своей чайной комнаты отдельную реальность — закрытый микрокосм.
Однако традиционная японская архитектура имеет всего три ключевых элемента: потолок, опоры и пол. В ней нет стен. Дизайнер интерьеров Утида Сигэру заинтересовался мыслью о том, что появление стен (с возникновением тясицу Рикю) ознаменовало революционный поворот в архитектуре Японии, и решил противопоставить Рикю серию чайных комнат с прозрачными стенами из бамбука и васи (японской бумаги). Их называют Си-Ан (Обитель Ведана), Гио-Ан (Обитель Самскара) и Со-Ан (Обитель Санджня).
内田繁 SHIGERU UCHIDA Сохранить фотоМожно ли сохранить атмосферу, присущую чайной комнате, убрав стены? Чтобы подчеркнуть этот вопрос, дизайнер выбрал названия, которые связаны с тремя скандхами, которые образуют совокупность человеческого тела и души и которые были указаны Буддой. Это ведана (чистые чувства), самскара (воля) и санджня (восприятие).
Впервые чайные комнаты были показаны публике в 1993 году. С тех пор их приобрели меценаты и организации в сфере культуры, такие как The Conran Foundation, чтобы использовать для проведения чайных церемоний.
Shuya Sato - Photographer - Arata Co.,Ltd. Сохранить фото- Так как в основе тясицу лежит сугубо индивидуальное начало, он является инверсией больших величин, таких как время, общество и мир.
- Тясицу — это ключевая и минимальная архитектурная единица, небольшое пространство с очагом внутри.
- Базовая и минимальная архитектурная единица — это проект, который строится собственными руками.
- По вышеперечисленным причинам исследование тясицу — общая задача для всего человечества.
Чайный дом как арт-инсталляция
Чайный дом Ма Ба — творение художника и архитектора Фумихико Сано, обучавшегося плотницкому делу в Nakamura Sotoji Komuten, известной строительной компании, специализирующей на церемониальных павильонах (сукия).
Дом был возведен в качестве инсталляции в нью-йоркской галерее для выставки о доисторической Японии и символизировал пространство, где собирались люди и которое создавалось не за счет материалов, а с помощью силы мысли.
Деревянный ящик, установленный в центре галереи, излучает «свет, определяющий нематериальные границы» и создающий «пространство». Четыре сенсора измеряют количестве людей внутри пространства, расстояние между ними и их движения, а свет меняется так, чтобы границы могли вместить всех гостей.
Благодаря огню люди объединяются, становится возможной повседневная жизнь и возникает сообщество. Вероятней всего, в период Дзёмон вокруг очага проводились шаманские ритуалы. Основа человеческой жизни связана с центробежным светом и огнем. Именно эта идея стоит в центре чайной церемонии, во время которой хозяин образует связь с гостями, нагревая воду и распивая чай вокруг очага.
Сохранить фотоЧайный дом из стекла
Как уже отмечалось ранее, тясицу — архитектурная форма, которая возникла как часть трепетного отношения к природе и чайной церемонии. Это отлично иллюстрирует Стеклянный чайный дом КУ-АН, масштабное произведение искусства дизайнера Токудзин Йошиока.
Хотя отсутствие свитков, цветов и татами не привычно, Йошиока отмечает: «Мне хотелось взглянуть на истинную сущность японской культуры, которая обитает в мире чувств. Микрокосм тясицу позволяет осознать настоящий момент в природе, избавиться от физического мира и погрузиться в окружающую нас природу».
Читайте также: