Программа по компьютерной графике для художественной школы
В наше время общество стремительно развивается. Меняется восприятие окружающего мира человеком, изменяются жизненные приоритеты и интересы людей. Приобщение детей и подрастающего поколения к прекрасному, к искусству – играют ключевую роль в воспитании современной молодежи.
Классическое традиционное художественное образование – незыблемая часть в векторе направления образования в Российской детской художественной школе. И мы все гордимся своей историей, традициями и профессионализмом.
Но современная жизнь уже давно диктует свои условия. Параллельно с академическим художественным образованием появляются различные направления в образовании дизайну: интерьеры и экстерьеры, дизайн одежды, графический дизайн, моделирование и т.д. Ускоренными темпами повышаются требования к знаниям и умениям в области компьютерных технологий, растет конкуренция в профессиональной сфере. Повышаются запросы общества к дополнительному образованию в этом направлении.
Что может предложить дополнительное образование (в нашем случае художественное) сегодня и в ближайшей перспективе, как оно сможет приспособиться к новым требованиям?
В первую очередь хотелось бы сказать о целесообразности в изучении нового предмета, как «Компьютерная графика». Даже если Ваш ребенок (или скорее всего Вы - родители) не планируете связывать будущую профессию с дизайном, моделированием и изобразительным искусством. В любом случае, обучение и приобретенные знания и навыки не пропадут бесследно. Такой ребенок в процессе изучения и практических занятий компьютерным дизайном становится буквально на голову выше своих сверстников. У него развивается ускоренное мышление, виртуальное представление объемных объектов, в голове рождаются варианты цветового решения тех или иных объектов. И в то же время закладывается мысль: как спроецировать данное видение другими способами – более доступнее, быстрее и эффектнее. С помощью изучения компьютерных программ можно говорить об изучении цвета, контрастности, образования форм, логического завершения и замыкания линий для передачи изображения форм и предметов. Навыки обработки растровых изображений можно использовать в цветоведении. Работа в векторной программе поможет научиться лучше усваивать такие понятия, применяемые в композиции, как пятно, точка, линия, замкнутая фигура. Работать по поиску равновесия, акцента и динамики в композиции, решать многие другие задачи. При подготовке к поступлению в архитектурные, художественные ВУЗы, а также учебные заведения, обучающие дизайну, моделированию поможет выполнять задания по композиционному пересечению простых геометрических тел. Ведь само по себе знание компьютерной программы - это всего лишь владение инструментом, средством выражения. И наличие традиционного художественного образование просто необходимо.
Другим бесспорным фактором является овладение базовыми программами по компьютерной графике, востребованными на рынке труда. При дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве, знание основных графических программ может оказаться очень полезным.
II . Программы и направления для преподавания предмета
«Компьютерная графика»
В детской художественной школе и школе искусств относительно новый предмет «Компьютерная графика» рекомендуется изучать две программы иллюстративной графики:
Векторная графика (программа CorelDraw)
Растровая графика (программа Adobe Photoshop )
Два принципиально разных способа, существующих на сегодняшний день отображения информации в графическом дизайне - векторная и растровая графика. В векторной графике изображение представляет собой набор объектов (фигур), рисунок которых описывается при помощи системы координат. Сюда входят простые геометрические фигуры: прямые, точки, спирали, многоугольники, эллипсы (так называемые «кривые» фигуры) и другие формы. Таким образом, существует возможность хранить только координаты вершин узлов и их свойства (цвет, абрис, взаимосвязь с другими узлами и т. д.).
Эмблемы, фирменные знаки, логотипы, рекламные вывески, визитки, таблички, листовки, разработка фирменного стиля (бренд бука), эскизы одежды и многое другое - вот некоторые области применения векторной графики.
Основные преимущества векторной графики:
- относительно небольшие размеры файлов
- высокая скорость обработки
- высокая точность изображений при значительном увеличении
- невысокие требования к компьютеру.
И всего лишь два принципиальных недостатка:
- сложность описания координат вершин узлов и их свойства
- невозможность создания реалистичных изображений
В растровой графике изображение представляет собой совокупное расположение большого количества точек одинакового размера – растра, каждая из которых описывается отдельно. Эти точки называются пикселями. Пиксель – это описание цвета. Множество пикселей небольшого размера на некотором удалении воспринимается как цельная фотография, а не как множество точек. Растровый файл используют для натуралистичного фотографического изображения с большим количеством деталей и оттенков. В виде растрового изображения можно представить пейзаж, фотопортрет, натюрморт и многое другое.
Редактируя растровое изображение, ее качество может значительно измениться. Изменение размеров таких файлов в сторону увеличения ухудшает качество - происходит ухудшение резкости и контрастности. Причем, ухудшить качество можно всегда. Но улучшить – практически невозможно. Максимум что можно сделать – это лишь сохранить такое же качество, как в оригинале, но при этом резко увеличится размер файла.
Растр и вектор взаимно дополняют друг друга - сильные стороны одного способа отображения информации - это слабости другого и наоборот. Во всяком случае, любой дизайнер-профессионал, работает параллельно (как минимум) в этих двух программах, максимально используя возможности каждой. Но в последних версиях обеих программ прослеживается здоровая конкуренция и достижения определенных функций в выполнении задач, которые присущи параллельным программам.
Программа предмета «Компьютерная графика» полностью учитывает все тонкости и характерные особенности возраста и развития детей.
Учебный процесс выстроен по принципу постепенного усложнения – от простых упражнений до сложных изображений. Предлагаемые задания и файлы для отрисовки и обработки несут свободный, ненавязчивый рекомендательный характер, преподаватель вправе дать другие задания, (т.е. рисовать фигуры и обрабатывать одни и те же фотографии каждый год – надоедает). Это дает возможность творчески подходить к своим занятиям, не ущемляя прав учащихся. Например, учащийся не хочет отрисовывать именно ту или иную фигуру, и взамен ей преподаватель дает идентичное задание по сложности. Или, например, обработка определенных портретов.
Основная и главная цель обучения компьютерной графике – изучение и практические занятия в векторной и растровой графике.
Выполнение небольших упражнений способствует развитию у учащихся наблюдательности, смекалки, изучить суть, возможности и области применения программ.
Учащиеся должны параллельно собирать материал (фотографии), необходимые им в работе.
На начальном этапе обучения происходит знакомство с иконками и рисование простых и симметричных фигур в векторном редакторе CorelDRAW . Далее, происходит постепенный переход к рисованию неправильных, несимметричных сложных фигур и объектов, рисование свободной формой, кривой Безье. Учащийся начинает сам понимать, что нарисовать на компьютере сложную несимметричную фигуру может быть немного сложнее, чем карандашом на бумаге. Но, нарисовав одну такую фигуру, ее можно продублировать, уменьшая, растягивая, заливая другим цветом и задавая другой абрис.
В последний год обучения происходит ознакомление с основами разработок и подачей графических дизайн-проектов, с их концепциями. Завершающий год учебного процесса должен ориентировать детей и готовить к поступлению в профессиональные учебные заведения.
III . Рекомендуемые сроки реализации и формы проведения учебных занятий и учебного предмета «Компьютерная графика»
Форма проведения учебных занятий
Предмет «Компьютерная графика» проводятся в форме:
самостоятельной практической работы
Занятия должны проходить в группе численностью от 8 до 12 учащихся.
Занятия с таким количеством учащихся позволяют преподавателю обучать с индивидуальным подходом, учитывая особенности каждого ученика и прививая креативность и индивидуальность каждой личности.
Объем учебного процесса по предмету «Компьютерная графика» в неделю со сроком обучения 4 года составляет:
- аудиторные занятия: с первого по четвертый классы – по 1 уроку в неделю;
- практическая работа: с первого по четвертый классы – по 1 уроку в неделю.
Если эти занятия идут подряд - обязательна перемена (5-10 минут) между ними, для отдыха, снятия напряженности, заострения сосредоточенности и внимательности.
Самостоятельная практическая работа представляет собой выполнение определенных заданий и упражнений без помощи и вмешательства преподавателя. А также состязания учащихся по отрисовке в векторе определенной фигуры или рисунка в растре на скорость и качество прямых и извилистых линий, изгибов и узлов.
поиск материала (фотографирование, анализ и обработка необходимых изображений);
повторение пройденного материала;
выполнение заданий, аналогичных по сложности и свойствам аудиторным заданиям;
участие учащихся в культурно-просветительных мероприятиях образовательного учреждения и в конкурсах.
Дополнительные занятия с повторением пройденных тем (при необходимости) должны проводиться во время занятий учебного процесса или дополнительно.
Обязательные средства и оборудование для учебного процесса – современные компьютеры, сканеры, принтеры, режущий и печатающий плоттер, звуковые колонки, цифровые фотоаппараты со штативами, метод. фонд работ, удобная мебель для компьютеров, блоки UPS , беспроводные мыши, магнитные и интерактивные доски.
Сроки реализации учебного процесса предмета «Компьютерная графика»
При внедрении учебного предмета «Компьютерная графика» продолжительность учебных занятий с первого по четвертый класс составляет 33 недели ежегодно. Вся продолжительность учебного процесса составляет 4 года.
Количество учебных часов, необходимое на реализацию учебного процесса
Общий объем часов для учебного предмета «Компьютерная графика» в ДХШ и ДШИ со сроком обучения 4 года составляет 264 часа, в том числе аудиторные занятия - 132 часа, практическая работа - 132 часа.
Читайте также: