Модель в автокаде это
Принятые в статье сокращения и соглашения: MS - Model space - пространство модели PS - Paper space - пространство листа ВЭ - видовой зкран
В статье даны названия английских команд и опций и, если они переведены, русских в скобках. Однако в любом локализованном Автокаде можно использовать универсальную нотацию для команд и опций. Универсальная нотация - это когда к английским названиям команд и опций добавляется префикс _ (нижнее подчеркивание ). Например, чтобы вызвать команду ОТРЕЗОК, можно набрать в командной строке _LINE, а чтобы его замкнуть - _C (сокращение от _close). Если вы видите в тексте такой фрагмент : "Для этого служит команда Vpclip (ВЭКРЕЗ)", то в командной строке можно набрать как Вэкрез так и _Vpclip.
В AutoCAD есть два пространства: пространство модели (Model space) и пространство листа (Paper space). Использование двух пространств позволяет вычерчивать свою работу в натуральную величину, то есть в масштабе 1:1 в MS, а масштабировать и оформлять чертеж в PS. Использование двух пространств дает огромные преимущества, они описаны ниже. Тем не менее, многие работают только с одним пространством, что можно объяснить только незнанием новых возможностей AutoCAD. Что касается двух пространств, то они появились еще в прошлом веке. Новыми они являются только для тех пользователей, учителя которых сами этого не знали. В AutoCAD почти с каждой версией появляются новинки, привязанные именно к использованию двух пространств. Например, Sheet set (Подшивка), расширение видовых экранов, аннотативные объекты и др. Получается, что для тех, кто не работает с двумя пространствами, новинки проходят мимо. Поезд уходит.
Существуют чертежи, например, в геодезии, некоторых других отраслях, в которых специально не используется пространство листа. Но это скорее исключение, а не правило.
Работая в одном пространстве, чертежи делают одним из следующих способов:
- Черчение в натуральную величину в MS. Все нарисованное сближается так, чтобы вошло в рамку. Если имеются детали другого масштаба, они масштабируются, то есть вычерчиваются не в натуральную величину. Печать производится из модели в масштабе чертежа.
- Вычерчивание в MS в натуральную величину, но затем весь весь чертеж масштабируется так, чтобы вошел в рамку нормальных размеров. Все размеры при этом должны иметь коэффициент измерения, учитывающий масштаб. Печать производится из модели в масштабе 1:1. Те, кто так работает, вряд-ли знают о существовании весьма полезной команды Dist (Расстояние).
- Вычерчивание в MS сразу в масштабе, как на кульмане. Рамка здесь-же. Этот способ самый мазохистский и мы на нем останавливаться не будем.
- Весь чертеж вычерчивается в пространстве листа одним из вышеизложенных способов. Такое черчение не выглядит естественным.
Есть и такие пользователи, которые агрессивно доказывают преимущества работы в чистой модели. Их главный аргумент: работа с двумя пространствами это как рисование "через дырку в заборе".Другие думают, что те, кто использует Layout (Лист), в листе и рисуют, и поэтому отторгают лист априори. Видимо, насмотрелись на тех, кто работает по п. 4 выше.
Здесь мы попробуем научиться очень старому, но новому для многих способу выполнения чертежей с использованием двух пространств. Отделим мух от котлет. Чертеж будет выполнятся в MS а его оформление в PS.
Итак, откройте один из своих файлов, где в MS выполнен чертеж, пересохраните его под именем Учебный. Удалите рамку и основную надпись (штамп). Те, кто начертил свой учебный череж в пространстве листа, но в натуральную величину, должны перенести всю работу в пространство модели (без рамки и штампа, которые также удаляются). Это можно сделать так: Ctrl+X и выбор всех объектов в пространстве листа и затем Ctrl+V в пространстве модели. Базовая точка - для упрощения - значения не имеет. Также считаем, что закрытых и замороженных слоев в этом чертеже нет.
Теперь переключитесь в пространство листа, для чего надо нажать кнопку Layout (Лист) внизу, под полем для черчения слева. В этом пространстве скорее всего можно увидеть свой чертеж на белом фоне в неизвестном масштабе внутри некоей рамки, а также пунктирную рамку по периметру. Это как-бы лист бумаги с размерами по умолчанию. То, что будет видно на экране, зависит от настроек в диалоговом окне Options (Настройка) на вкладке Display (Экран) в поле Layout elements (Листы). Откройте упомянутое диалоговое окно (падающее меню Tools (сервис), последний пункт) затем вкладку Display (Экран). Уберите для упрощения все птички в поле Layouts elements (Листы) кроме первой. (В дальнейшем, когда освоите печать из пространства листа, разберетесь и с данными птичками и вернете часть из них. Если раньше здесь не было птички, поставьте ее, чтобы появились кнопки Model (модель) и упомянутая в начале абзаца кнопка Layout (Лист). Здесь-же поменяйте цвет фона на такой-же, каким вы привыкли работать в пространстве модели (чаще всего он черный). Пунктирная рамка изчезнет. Теперь удалите ту рамку, которая окружает ваш чертеж. Он изчезнет внесте с рамкой, но волноваться не следует: в пространстве модели чертеж никуда не делся. Рамка на самом деле это видовой экран, о котором будет сказано ниже. Здесь, в Layout (Лист), будет компоноваться чертеж, выполненный в MS, причем так, чтобы его можно было вывести на печать в правильном масштабе. Теперь здесь следует следует разместить рамку чертежа нужного размера с основной надписью (штампом) в масштабе 1:1. То есть, если речь идет о формате А1, то размер рамки, должен быть 841х594мм. Ее можно нарисовать здесь, скопировать из другого чертежа или взять из Template (шаблона). Если вы уже имеете нужную рамку, но увеличенную относительно ее реальных размеров во столько раз, каков масштаб чертежа, уменьшите ее в столько-же раз и скопируйте в пространство листа, то есть в Layout. Рамку следует разместить так, чтобы ее нижний левый угол оказался в координатах 0,0. Важно, чтобы рамка была реальных размеров. В этом коренное отличие от способа, при котором рамка чертежа размещается в MS (или в PS - у тех, кто здесь делает весь чертеж) и при этом имеет размеры, увеличенные в столько раз, каков масштаб вашего чертежа.
Пространство листа можно представить себе как непрозрачную шторку, которой закрыто все, что нарисовано в модели. Откроем шторку: Падающее меню View >> Viewports >> 1 Viewport. (Вид >>Видовые экраны >> 1 Вэкран). Указать два противоположных угла внутри рамки чертежа, например, первый около нижнего левого угла рамки чертежа и второй около верхнего правого. Габариты ВЭ впоследствии уточнятся. Как только ВЭ образовался, шторка как-бы раздвинулась и сквозь нее стало видно все, что нарисовано в модели, но в случайном масштабе. Теперь следует отмасштабировать картинку и разместить ее в рамке чертежа наилучшим образом. Но перед этим создадим слой с именем Vport , или Вэкран и перенесем сюда рамку ВЭ. В дальнейшем следует приготовить такой слой заранее. Основную надпись, естественно, также разместим в слое, для него предназначенном например, ВЭФормат
Пока все, что находится внутри рамки ВЭ, недоступно для редактирования. ВЭ как-бы прикрыт прозрачным стеклом. Зайдем внутрь ВЭ двойным кликом левой кнопки мыши внутри него или нажатием кнопки Paper (Лист) в статусной строке, то есть в самом низу окна AutoCAD справа. Теперь появился доступ к объектам и можно задать им нужный масштаб. Сделаем это командой Zoom (Показать). Введем команду в командной строке, нажмем Enter и запишем там-же 1/50XP (Для английского AutoCAD). Картинка примет масштаб 1:50. Если бы мы написали 1/20 XP, то масштаб сделался бы 1:20. Запись означает установить Zoom модели так, чтобы в PS эта модель уменьшилась в 50 раз (во втором случае - в 20 раз) по сравнению с ее реальными размерами. Знак "Х" означает умножение, английская буква "P" это первая буква слова Paper, Лист. Таким образом, модель зуммируется умножением на 1/50 (1/20). Далее командой Pan (Пан), взятой лучше с кнопки, а не с колесика мыши, подвинуть модель в правильное положение относительно рамки чертежа и закрыть ВЭ двойным кликом снаружи него или кнопкой Model (модель) в статусной строке. Вэкран можно заблокировать от случайного сбоя масштаба. Закройте ВЭ, выделите его рамку и в контекстном меню правой кнопки выберите Display locked (Показать блокированные).
Если в чертеже есть детали, которые надо показать в разных масштабах, внутри рамки чертежа следует разместить несколько ВЭ и в каждый вывести соответствующую деталь в нужном масштабе, хотя в пространстве модели все детали нарисованы в натуральную величину. Если понадобилось показать укрупненный узел, часть сборочного чертежа или детали, совсем не обязательно рисовать отдельный фрагмент. Достаточно вывести этот узел в более крупномасштабный ВЭ.
Без использования Пространства листа такое невозможно.
Существует такое понятие, как внемасштабные элементы. Таковыми называются объекты, величина которых на бумаге не зависит от масштаба чертежа. Например, высота текста, величина деталей размера, соотношение между штрихами и пробелами в несплошных линиях, частота штриховки, блоки-символы и некоторые другие. Такие элементы, когда они вычерчиваются в модели, должны иметь величины, зависимые от масштаба (напомним, что с освоением пространства листа появляется возможность собирать на одном чертеже детали в разных масштабах, хотя все они нарисованы в натуральную величину). Если нормальная высота текста 3.5мм, то в модели, участок которой планируется вывести на печать в масштабе 1:100, следует настроить высоту текста 350мм. Для другого участка, выводимого на печать в масштабе 1:20, текст надо перенастроить на высоту 70мм. Размерный стиль проще всего настроить на масштаб 1:1 (при Dimscale = 1) и затем на базе этого стиля создать серию размерных стилей для каждого масштаба. Все они будут отличаться от базового только величиной системной переменной Dimscale, всегда равной масштабу. Впрочем есть и другие, способы образмеривания. Один из них показан ниже, в п.12.
Чертеж, выполненный в пространстве модели и оформленный в пространстве листа следует выводить на печать в масштабе 1:1, и тогда его рамка будет иметь правильные размеры, а содержимое чертежа нужныe, заданныe внутри видового экрана масштабы.
Для работы с двумя пространствами - модели и листа - AutoCAD располагает еще многими возможностями. Перечислим их здесь, но без подробного описания.
Большинство из перечисленного невозможно сделать без применения Paper space и Layouts и тот, кто не использует пространство листа, обедняет свой AutoCAD.
При использовании двух пространств может возникнуть проблема с отображением типов линий: вдруг на распечатке все пунктирные линии превращаются в сплошные. Это происходит из-за рассогласования масштабов линий в модели и на листе.
Согласовать масштабы можно одним из двух способов:
- Откройте Line type manager (Диспетчер типов линий). Он находится в падающем меню Format (Формат). Затем Show detais (включить подробности). Выставьте Global scale factor (Глобальный масштаб) в то значение, какое будет у главного видового экрана, например, 100. Уберите галочку Use paper scale units for scaling (масштаб в единицах пространства листа). Нажмите ОК; затем в модели сделайте регенерацию. После этого все пунктирные линии, попавшие в этот видовой экран, будут выглядеть правильно. На других участках модели, которые будут выводится в ВЭ другого масштаба, несплошным линиям следует придать персональный масштаб в Properties (свойства). Если масштаб ВЭ 1:50, то есть вдвое крупней главного масштаба 1:100, то всем несплошным линиям следует придать масштаб 0.5. Совокупные масштабы линий сравняются и на распечатке можно будет увидеть линии с одинаковой длины штрихами и промежутками.
Глобальный масштаб запоминается в системной переменной Ltscale, а наличие или отсутствие птички в окошке Масштаб в единицах пространства листа регулируется системной переменной Psltscale, которая может быть либо 1 либо 0. Таким образом,можно выставлять масштабы линий не вызывая диалогового окна Line type manager (Диспетчер типов линий), а простым набором на клавиатуре имен этих переменных.
Если вы запомните эти и с десяток других переменных и будете знать, как ими пользоваться, вскоре станете крутыми автокадчиками и к вам будут приходить за советом. - Выставьте Ltscale в значение 1 (а не 100, как описано в п.1). Psltscale также сделайте равной 1. Теперь в пространстве листа линии будут отображаться в соответствии с масштабами видовых экранов. Это будет видно в пространстве листа. Но в модели все линии будут видны как сплошные. Поскольку работа над чертежом ведется в модели, в этом случае приходится маневрировать, а именно, открывая модель следует выставить Ltscale в значение масштаба чертежа. Переходя в лист следует придать переменной Ltscale значение 1. Собственно, этот переход можно автоматизировать, но это не есть тема данной статьи.
Внимание! Запрещается перепечатка данной статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором.
Profan, прости сердечно, что оскорбил своим присутствием сию тему и чтением эту статью.
Я же оставил свой пост с тем расчетом, что Krieger сможет сделать свою статью более понятной не только для узкого элитарного круга гуру AutoCAD.
Масштаб по осям можно делать в блоке при вставке. ki, не то. Есть еще и програмки на LISP, которые осуществляют масштабирование по осям (и я ими пользуюсь). Но это все не то.
Эти ухищрения позволяют масштабировать конечный вид чертежа. А если его необходимо изменить?
Кроме того, все тексты в блоке также масштабируются, что очень не удобно.
Но это все лирика. Тема-то не об этом. Я думаю что статья рассчитана на пользователя способного самому создать масштабные кнопки на которые можно завести практически все-размеры, текст, линии, штриховки и.т.д. Можно в статье сказать пару слов об этом-насколько это облегчает работу. Krieger,
но я обычно построение всех разрезов выполняю в модели уже в отмасштабированном виде, а все оформление делаю в пространстве листа. По классификации, приведенной Вами, это стиль 1.1.
А вся печаль в том, что в AutoCAD не предусмотрена работа с различным масштабированием по осям координат (или, по крайней мере, я об этом не знаю - может кто просветит?). То, что выделено жирным, есть твоя ошибка. при этом совершенно непонятно, зачем использовать пространством листа. Получается масло масляное. Надо рисовать в натуральную величину, тогда оформнение в листе рулит. Далее, насколько я знаю, масштабирование по осям обычно используется для подземных трасс, при этом масштаб по вертикали, например, в 10 раз крупней, чем по горизонтали. Но и тут все горизонтальное делается в нат. вел, и только вертикальное искусственно масштабируется Спасибо! Интересный материал.
Ситуация аналогичная ki, также работаю в 2007 по вариантам 2.1-3.
Буду пытать 2009. AlphaGeo, напрасно ты извиняешься. В статье помимо переменных DIMSCALE и DIMLFAC упоминаются и другие переменные. Вряд ли было бы целесообразным этот вариант статьи позиционировать как справочник по системным переменным. Ты не новичек, я считаю, поэтому мне показалось странным твое желание включить в статью с одной стороны избыточную информацию, а с другой - недостаточную. Я лично за 10 лет атовкада видел только одного человека работающего по первому стилю.
Какой-же самый эффективныей способ оформления чертежей? То, что выделено жирным, есть твоя ошибка. при этом совершенно непонятно, зачем использовать пространством листа. Получается масло масляное. Надо рисовать в натуральную величину, тогда оформнение в листе рулит. Далее, насколько я знаю, масштабирование по осям обычно используется для подземных трасс, при этом масштаб по вертикали, например, в 10 раз крупней, чем по горизонтали. Но и тут все горизонтальное делается в нат. вел, и только вертикальное искусственно масштабируется
Vova,может быть, то как я строю разрезы и не является самым разумным путем в AutoCAD (вообще, опустим тот момент, что существуют специальные программы для обработки инженерно-геодезической и инженерно-геологической информации без привязки к AutoCAD'у). Оформление в пространстве листа я использую не для масштабирования, а для компановки нескольких Видовых Экранов (когда на одно листе необходимо разместить и план скважин и разрезы или в том случае, если приходится разбивать трассу и умещать несколько участков на одном листе).Поэтому назвать это маслом масляным я бы не решился.
Ну а на счет масштабирования по осям. Все зависит от размеров проектируемого сооружения (читай - длины разрезов) и глубины изучения. При большом значении соотношения первого ко второму, обычно, горизонтальный увеличивают, дабы не нагружать бумажную промышленность государства. В случаях, когда выше указанное соотношение имеет маленькие значения - напротив, возможно уменьшение вертикального масштаба для лучше читаемости разреза. Действительно, максимальная разница между горизонтальным и вертикальным масштабом не может превышать 10 крат, но в определенных случаях отступают и от этого. Поэтому, Vova, давайте не будем рассуждать, как мне выполнять построение разреза (уж этому я давно и хорошо научился), а вот насчет "и только вертикальное искусственно масштабируется" я бы поговорил, если, конечно, это масштабирование опять-таки не выполняется после завершения построения разреза или осуществляется при самом построении путем деления/умножения расстояний при вводе.
За DIMSCALE и DIMLFAC уцепился только потому, что они на них обращалось внимание в статье, но я не понял, в чем их разница. Хотя сейчас уже, могу предположить, что первая отвечает за масштабирование размеров полностью, вторая - только за масштабирование самих значений размеров. Впрочем, это было лишь мое предложение, внести пояснения в статью касательно этих переменных. Решать, сделать это или нет - дело автора.
Изобретение металлических гаражей
__________________В этом и состоит диалектика жизни Для начала, я бы на вашем месте составил табличку из трех колонок: тип объекта (размеры, штриховки, текст и пр.), масштабирование в пространствах в версиях AutoCAD 2007 и старше, масштабирование в пространствах в версиях AutoCAD 2008 и младше. Не получится, так как вариантов несколько, некоторых может и я не знаю, а для AutoCAD2008 и выше, вариант один - аннотации.
Далее. Мне осталось не понятным отличие переменной DIMSCALE (она же - Глобальный масштаб для размеров) от переменной DIMLFAC (она же - Масштаб для размеров).
Единственная возможность учитывать масштаб есть только при проставлении размеров, значения которых можно регулировать переменной DIMLFAC, |
DIMSCALE — коэффициент на который будут увеличиваться детали размеров |
Думаю тот на котором я остановился в статье. Однако есть исключения и слепо отвергать все остальное не стоит.
Это статья о том как работать в автокад? Бугага без комментариев.Отчего же, прокоментируй, если что подправлю.
Проставляю этим стилем размер. Затем меняю внизу справа Масштаб аннотаций - и проставленные мои размеры изменяются (масштабируются). Разве так должно быть? ИМХО, проставленные размеры не должны меняться. А только новые, рисуемые после переустановки Масштаба аннотаций.Поясните плиз.
Скорее всего включена кнопка для добавления масштаба всем аннотативным объектам. Её нужно выключить.
Чтобы добавить аннотативный масштаб для объекта, необходимо включить кнопку в статусной строке, отвечающую за переменную ANNOAUTOSCALE и изменить там же масштаб аннотаций. Тогда вновь выбранный масштаб добавится ко всем аннотативным объектам. |
Делай хорошо, плохо само получится. Итак, выкладываю на обсуждение очередную статейку по AutoCAD. Отличная статья.
Хоть сам автокадом не пользуюсь, сохраню себе на всякий случай ту часть где описана работа с внемасштабными элементами в 2008 и выше.
"Лед тронулся. " (с)
Изобретение металлических гаражей
__________________В этом и состоит диалектика жизни
Наше дело труба
Krieger, теперь понимаешь, как нам писателям чижало ?
Ты им про Фому, а они тебе про Ерему.
А серьезно, - хорошая и полезная статья! Думаю, что и новичков, спрашивающих: "Как начертить в масштабе?", - можно смело к ней отсылать. Статья хороша тем, что сразу познакомит их со всем ассортиментом, который представлен в генезисе (происхождении и развитии) и потому правильный выбор практически неизбежен.
Обилие переменных, надеюсь, вовсе не помешает, а наоборот, - приведенная идентификация с соответствующими настройками, - сделает их менее абстрактными и более понятными.
Итак. В самом начале: убрать небольшую т/логию "проливаться- пролить", - например так: Попробую внести некоторую ясность.
Работающих по первому стилю, я живьем никогда не встречал, только читал. Может от того, что места у нас дикие.
Потому, - Многие сейчас работают по первому стилю. - звучит как агитация. Может так: Некоторые и сейчас еще работают. ?
После: В AutoCAD нет инструментов, позволяющих переводить введенные значения в командную строку пропорционально масштабу., - эти удивительные люди могут спросить: "А зачем тогда Быстрый калькулятор, вставляющий результат в комстроку?" Или вообще, - скажут, что вводят расстояния в ДИН или комстроку как L/знаменатель масштаба.
То, что они уже прочерчивают модель в натуральную величину в сторонке, после чего для оформления, её уменьшают и вписывают в рамку., - я бы лучше назвал не ухищрением, а неизбежной Победой здравого смысла. Ведь так, по сути, они переходят к стилю 2.1.
Нужно только масштабировать не модель, а рамку.
(Хотя, и масштабирование модели до размеров рамки формата бумаги тоже похвально, - как попытка заново изобрести Layout, а там и VP).
И потому стиль 2.1., имхо, стоило бы называть не Более грамотным, а просто грамотным, но только для 2D-одновидовых чертежей.
А фразу "рамка натягивается на модель", - как "отголосок войн Моделистов и Лаутистов", и не отражающую сути процесса, - заменить.
Например, такой: "рамка масштабируется исходя из выбранных единиц измерения чертежа, масштаба печати и формата бумаги".
(Не знаю уж, кто это придумал, но " рамка натягивается", - это, имхо, просто не правильно. Если, к примеру, про рамку чертежа А3, М1:100, в мм, размером 42000х29700 можно сказать, что она "натянута", то тогда рамка чертежа А3, М1:500, в метрах, размером 210х148,5 будет "стянута" что ли? Притом, что черчение в обеих 1:1).
Переход к стилям (способам) 2.2/3, конечно же, становится вопиюще-очевидно необходимым в 2D-многовидовых чертежах и 3D. Иначе, вполне нормален и 2,1. Ибо, - "Основная проблема при работе с пространством листа это масштаб". и нет смысла решать ее дважды.
И последнее. Статья завершается достаточно двусмысленными словами: "наконец-то дожились". Это в смысле пессимистичного: "Эх блин, дОжили. до Аннотации. " или оптимистичного: "Наконец-то - дождались." ?
Автор:
Имеются две различные рабочие среды, в которых возможно создание объектов на чертеже механической, электрической или сантехнической системы:
- Пространство модели. Это пространство — неограниченная 3D область рисования. В пространстве модели выполняется прочерчивание, просмотр и изменение проектов инженерных систем.
- Пространство листа. Это пространство — 2D среда компоновки листа. В пространстве листа создаются определенные виды для проектов, добавляется аннотация и создаются листы для печати.
В AutoCAD MEP toolset доступ к этим пространствам возможен на двух или большем количестве вкладок, расположенных в нижней части области чертежа: на вкладке «Модель», «Рабочая» и одной или нескольких вкладках листов. По умолчанию они отключены. Введите LAYOUTTAB в командной строке, чтобы включить их.
- Вкладка "Модель". Эта вкладка доступна как в шаблонах модели, так и в шаблонах листов. Значение переменной TILEMODE может быть задано только равным 1. Это означает, что область рисования можно разделить на несколько видовых экранов (процедура, называемая мозаичным или неперекрывающимся размещением). На каждом из неперекрывающихся видовых экранов могут отображаться различные виды модели. Например, один видовой экран может отображать вид в плане, а другой — вид сбоку. Для всех неперекрывающихся видовых экранов должна использоваться одна и та же конфигурация экранного представления. Не допускается использовать плавающие видовые экраны или замораживать разные слои на различных видовых экранах мозаики.
- Вкладка "Рабочая". Доступная в шаблонах модели, данная вкладка позволяет одновременно работать с проектом как на плане, так и в 3D пространстве. Вкладка содержит 2 видовых экрана, для каждого из которых задана конфигурация экранного представления по умолчанию. Для одного из видовых экранов назначено направление взгляда для отображения вида сверху (в плане), позволяющее работать со схематичными представлениями, представлениями одной или двумя линиями или зеркальным отображением потолка. Для другого видового экрана назначено направление взгляда для отображения изометрии, позволяющее создавать изометрические чертежи и выполнять другие задачи, работу над которыми удобнее вести в изометрии. Можно создать копию для добавления второй рабочей вкладки или удалить рабочую вкладку, если в ней нет необходимости для определенного проекта.
- Вкладки листов. Данные вкладки (также называемые вкладками компоновки или вкладками "Лист") доступны в шаблонах листов. Данные вкладки служат для подготовки компоновки чертежа для вывода на печать. Вкладки листов содержат рамку и основную надпись, которые можно изменять и использовать в проектах или заменять их пользовательскими рамкой и основной надписью.
Имеются определенные преимущества работы на вкладках, отличных от вкладки "Модель". На других вкладках можно назначать различные конфигурации экранных представлений для разных видовых экранов, замораживать различные слои на разных видовых экранах и использовать плавающие видовые экраны.
В каждом из образцов шаблонов, включенных в комплект поставки программы, имеется одна или несколько вкладок "Лист", предназначенных для проектирования инженерных систем и вывода их на печать. Настройка вкладок обеспечивает эффективное и точное построение.
CAD-система Autodesk AutoCAD позволяет не только проектировать в двумерном пространстве и создавать плоские чертежи, но и моделировать в трехмерной среде и создавать 3D-модели.
Рассмотрим основы создания трехмерной модели в Автокаде, разберем базовые принципы работы в трехмерном пространстве и изучим необходимые команды.
Рабочее пространство
В отличие от других CAD-систем, моделирование в Автокаде производится в той же самой среде, что и двумерное черчение. Однако, по умолчанию в Автокад включено пространство для создания и редактирования чертежей, которое называется «Рисование и аннотации». Для перехода к командам трехмерного моделирования переключите рабочее пространство на «Основы 3D» нажатием иконки с шестеренкой в статусной строке.
Обратите внимание на то, как изменилась лента: теперь на вкладке «Главная» находятся все основные инструменты моделирования в AutoCAD.
Навигация в трехмерной модели
Если при работе с двумерными чертежами достаточно использовать для навигации две команды: панорамирование и зуммирование, то для трехмерных моделей необходимы еще и операции смены ориентации вида. Смена ориентации вида позволяет посмотреть на трехмерную модель с разных сторон.
Смена ориентации осуществляется нажатием на обозначение текущего вида, которое находится в левом верхнем углу рабочего поля AutoCAD
Также сменить ориентацию вида можно с помощью видового куба, который находится в правом верхнем углу рабочего поля. Нажимая на его грани, ребра и вершины, имеющие соответствующие названия, можно выбрать нужную ориентацию модели.
Для произвольного вращения модели на экране удобно использовать команду «Трехмерная орбита», которую можно запустить нажатием кнопки «Орбита» на панели навигации, или ввести команду 3DОРБИТА.
После запуска команды нажмите и удерживайте левую кнопку мыши и переместите курсор по экрану, модель начнет вращаться на экране.
Также для вращения модели удобно использовать мышку: просто зажмите клавишу Shift и колесо мыши, а потом начните перемещать курсор по экрану.
Основы создания трехмерных тел
Создание модели в Автокаде можно проводить несколькими способами. Рассмотрим два самых распространенных из них:
- построение из готовых трехмерных примитивов
- построение из тел, созданных на основе двумерных эскизов.
Для создания трехмерного примитива выберите на ленте нужную форму.
Например, для построения кубика выберем команду «Ящик». После запуска команды необходимо внимательно смотреть на запросы в командной строке и вводить требуемые значения. Для построения ящика нужно сначала указать первую точку основания и ввести размеры длины и ширины (для переключения между размерами нажмите клавишу Tab), а затем ввести высоту ящика. После завершения ввода в пространстве появится требуемый ящик.
Точно также строятся и остальные типы примитивов.
Для смены визуального стиля отображения модели нажмите на название стиля, которое находится в левом верхнем углу рабочего поля AutoCAD, и выберете подходящий.
Для удобства моделирования рекомендуется выбирать стиль «Концептуальный», «Реалистичный» - или «Тонированный с кромками».
Для создания трехмерного тела на основе двумерного эскиза необходимо предварительно создать плоский замкнутый контур с помощью команды «Полилиния». Контур может находиться на любой из стандартных плоскостей AutoCAD или на плоской поверхности существующего тела.
Запустим команду «Полилиния» и создадим контур, который станет основой трехмерного тела. К контуру предъявляется два обязательных требования: он должен быть замкнутым и не иметь самопересечений.
После создания контура можно построить на его базе тело операцией выдавливания. Другими словами, - придать плоскому эскизу высоту. Запустим команду «Выдавить», выберем контур и введем высоту тела.
Обратите внимание, что положительное значение высоты позволяет построить тело в одну сторону от эскиза, отрицательное - в другую.
Кроме операции выдавливания можно тело построить вращением контура вокруг оси. Например, создадим с помощью полилинии замкнутый контур в виде прямоугольного треугольника
Запустим команду «Вращение» и выберем сначала контур, а потом укажем две точки оси, вокруг которой будет вращаться наш контур. Для завершения операции необходимо ввести угол вращения тела, введем 360.
В итоге получим модель конуса.
Редактирование тел
Рассмотрим несколько операций редактирования тел.
Как построить в кубе отверстие или бобышку? Для выполнения таких построений используются булевы операции «Объединение» (позволяет сложить два тела), «Вычитание» (позволяет вычесть одно тело из другого) и «Пересечение» (результат выполнения операции - общая часть двух тел). Для запуска этих команд необходимо нажать соответствующие кнопки на ленте.
Построим бобышку на кубе. Построим куб с помощью операции «Ящик», а затем построим цилиндр с помощью команды «Цилиндр», но в качестве плоскости построения выберем верхнюю грань куба, а сам цилиндр построим вверх по направлению от куба
В итоге получим два тела: куб и цилиндр. Для объединения их в одно тело необходимо запустить команду «Объединение» и выбрать тела.
Построим отверстие в кубе. Возьмем аналогичный куб и построим цилиндр на верхней грани, но в направлении внутрь куба (цилиндр получится внутри куба).
Для того, чтобы вычесть цилиндр из куба и получить отверстие, необходимо выбрать команду «Вычитание» и указать сначала то тело, из которого будет вычитаться (куб), а потом то тело, которое будет вычитаться (цилиндр).
Для скругления ребер тела используется команда «Сопряжение по кромке». Для создания скругления запустите команду нажатием кнопки на ленте, затем выберите все ребра, которые необходимо скруглить и укажите радиус скругления.
Заключение
Как вы смогли убедиться, создание трехмерных моделей в AutoCAD не требует специальных навыков и умений. Пользователь, имеющий опыт работы с плоскими чертежами, легко освоит трехмерное моделирование в Автокаде.
Полученные в Автокаде модели можно использовать для самых разных целей: от создания плоских чертежей до визуализации и анимации движения тел или работы механизмов.
Читайте также: