Компьютерный программа предназначенная для выработки у учащихся
Понятие педагогического программного средства (ППС). Требования, предъявляемые к ППС: дидактические, методические, технико-технологические, эргономические, эстетические, здоровьесберегающего характера, по видам занятий, по оформлению документации, специфические требования.
Понятие педагогического программного средства (ППС).
Программное педагогическое средство (ППС) – дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.
В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен).
И.В.Роберт определяет программное средство учебного назначения как программу, в которой отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такое определение завышает требования к ПС, поскольку вполне допустимо существование программ, предназначенных лишь для одного конкретного вида учебной деятельности, например моделирования.
Согласно определению педагогического программного средства, приводимого в работе Л.И.Долинера, Р.Р.Пашковой и И.И.Данилиной: «ППС – это комплекс, предназначенный для достижения конкретной цели обучения и включающий программы для ЭВМ, а также методическое и дидактическое сопровождение данных программ». Достоинство данного определения видится еще и в том, что оно подчеркивает первичность цели обучения по отношению к методам.
В цитированной выше работе Л.И.Долинера и др. в основу классификации положены дидактические цели использования ППС и выделяются демонстрационные, обучающие, контролирующие, тренажеры, моделирующие, игровые и вспомогательные. В этой же работе рассматривается классификация ППС по характеру заложенных в них управляющих воздействий на учащегося: полностью определяемые ППС, частично определяемые и неопределяемые. С этими вариантами управления связываются методы обучения: программирование учебной деятельности, моделирование учебной среды и свободное обучение.
Примем следующую классификацию ППС, основанную на элементах учебной деятельности учащегося. В одну группу выделим программы, используемые непосредственно учащимися, а в другую – применяемые преподавателем в работе с учащимися. К первой группе относятся:
· исследовательские моделирующие программы;
· компьютерные контролирующие программы;
К группе преподавательских программ относятся:
· демонстрационные моделирующие программы;
· программы генерации и проверки индивидуальных заданий.
Моделирующие программы имитируют функционирование некоторой системы – физической, биологической, экологической, экономической и др. – посредством ее математической модели. Модель имеет ряд входных переменных и параметров, варьируя которые и отслеживая изменения в системе можно установить (открыть!) законы и принципы функционирования системы, т.е. изучить ее. Отличие исследовательской и демонстрационной модели состоит в их дидактическом назначении, так же как, например, демонстрационного эксперимента и практических лабораторных работ на уроках физики. При демонстрации основным дидактическим фактором выступает наглядность представления процесса или явления. Программа же для исследования должна строиться по принципу операционной среды, работая в которой учащийся устанавливает субъективно новые истины.
Компьютерный тренажер – это программа, предназначенная для выработки у учащегося устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Компьютерный тренажер должен предусматривать:
· генерацию (или выбор из имеющегося банка) последовательности однотипных заданий по определенной (учителем или самим учащимся) теме и предъявление их учащемуся;
· предоставление учащемуся консультации или образца решенияпо его требованию;
· анализ выполнения учебного задания с качественной оценкой результатов.
При тренаже учащийся работает под управлением программы, однако тактику обучения он выбирает сам. Индивидуальными могут быть темп освоения, количество и сложность выполненных заданий, уровень получаемой помощи. Поскольку тренаж используется на этапе обучения, оценка действий учащегося может носить лишь качественный и рекомендательный характер. По результатам тренажа не должна выставляться отметка в журнал. Оформление тренажера может быть выполнено в игровой форме, такие тренажеры называются учебными компьютерными играми.
Компьютерные контролирующие программы предназначены для осуществления функций контроля знаний и умений учащегося на всех этапах обучения. Компьютерный контроль должен предусматривать:
· генерацию (или выбор из имеющегося банка) заданий в определенной учителем последовательности и предъявление их учащемуся;
· количественную оценку результатов выполнения заданий; в текущем контроле возможен также анализ допущенных ошибок;
· статистическую обработку результатов контроля по группе учащихся.
Помимо того, контролирующие программы, как и тренажеры, должны обеспечивать максимальную адаптивность к индивидуальным особенностям и возможностям учащегося. Для этой цели они должны иметь настроечные параметры, доступные для преподавателя. Отсутствие таких параметров («жесткие» программы) в значительной степени ограничивает возможности использования ППС.
Справочно-информационные системы объединяют программы и системы, используемые учащимся в качестве источников фактологической информации. К ним следует отнести мультимедиа-системы и глобальные компьютерные сети (в первую очередь, Internet). Получив задание от преподавателя, учащийся отыскивает в системе нужные сведения и осваивает их. Безусловно, для такого рода деятельности учащийся должен быть подготовлен к самостоятельному проведению информационного поиска и последующей обработки найденных данных.
Программы генерации и проверки индивидуальных заданий призваны восполнить малую вариативность учебных задач одной темы, которая существует в школьных сборниках задач, и индивидуализировать обучение решению задач. По способу создания индивидуализированных заданий выделяются банки, вариаторы и генераторы заданий. Использует эти программы преподаватель, после чего учащемуся задания могут предъявляться и в «безкомпьютерном» (бумажном) варианте, как предусмотрено, например, в сборниках варьированных заданий по физике. Последующая проверка может производиться преподавателем как с применением компьютера, так и без него.
Помимо перечисленных ППС учащиеся и учителя, безусловно используют стандартные универсальные средства обработки информации, не имеющие выраженной педагогической направленности, – редакторы, табличные процессоры, математические пакеты и др.
Компьютеризированный курс (комплекс) включает все ППС и иные материалы, предназначенные для проведения учебных занятий по большой теме, имеющей смысловую завершенность. В.В.Краевский полагает, что понятие «учебный курс» отражает «конкретное, наиболее близкое к педагогической действительности представление о деятельности обучения определенному предмету, охватывающее как процессуальную, так и содержательную сторону обучения». Это дало основание В.Ф.Шолоховичу определить компьютерный курс как такой учебный курс, «содержание которого не реализуемо в “бескомпьютерном варианте”, иначе говоря, компьютер служит системообразующим элементом курса»
Компьютерная обучающая программа — это программное средство, предназначенное для решения определенных педагогических задач, имеющее предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым.
Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специально созданным для решения педагогических задач, т.е. использование в учебном процессе — его главное назначение. Компьютерные средства, применяемые при обучении, но имеющие другое основное назначение и не реализующие педагогические функции, не относятся к КОП. Они рассматриваются как предмет изучения или выступают в качестве инструментария при решении образовательных задач.
Можно выделить следующие основные педагогические задачи , решаемые с помощью КОП:
1) начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
5) развитие способностей к определенным видам деятельности;
6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
8) контроль и оценивание уровней знаний и умений .
Несмотря на интегральный характер перечисленных задач, их решения влияют друг на друга. Поэтому виды КОП, как правило, соотносятся не с отдельными задачами, а с группами наиболее коррелирующих задач.
Требование предметного содержания подразумевает, что КОП должен включать учебный материал по определенной предметной области (дисциплине, курсу, разделу, теме). Под учебным материалом понимается информация как декларативного (описательного, иллюстративного) характера, так и задания для контроля знаний и умений, а также модели и алгоритмы, представляющие изучаемые объекты и процессы. Наличие предметного содержания позволяет отделить КОП от вспомогательных средств, обеспечивающих техническую и методическую поддержку учебного процесса (электронные журналы успеваемости, мониторы для дистанционного контроля и консультирования и др.).
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого.
Ориентация на самостоятельную работу обучаемых — важнейшая характеристика КОП. В то же время она не является их неотъемлемой чертой, так как существуют КОП, рассчитанные на групповые формы обучения (например, многоролевые тренажеры).
Использование компьютерных программ и тренажеровпозволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышению активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса.
Современные компьютерные программы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Приведу несколько примеров использования компьютерных программ на уроках учителями начальных классов нашей школы:
1.Электронное приложение к учебнику
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка, окружающего мира, литературного чтения. В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в пособии представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.
С помощью приложения учителя объясняют новый материал на уроке, систематически проводят индивидуальную работу с учениками на уроке, организовывают повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.
Уроки Кирилла и Мифодия
Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Разработаны в соответствии с ФГОС и продуктивно сочетаются с учебниками из федерального перечня. Помогают делать обучение интереснее и увлекательнее, а также способствуют быстрому и легкому освоению программы начальной школы. Задания просты для использования и восприятия. Эти электронные пособия успешно используются на уроках и дома.
Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников начальных классов. Задания состоят из вопросов, сопровождаемых картинками. С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.
Программа содержит олимпиадные задания по математике
за 2-4 классы.
4.Тестовая программа «МуТеst»
Это – система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
MyTest предусматривает работу с 8 типами заданий:
с выбором одного ответа;
с множественным выбором ответа;
с установлением порядка следования;
предусматривающий восстановление соответствия;
с самостоятельным вводом ответа;
указание истинности или ложности утверждений;
выбор места на изображении.
Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или в самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность. Благодаря данному тесту школьники учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, вычленять общее из частного, устанавливать закономерности.
С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. В этой программе можно легко составить свои тесты и использовать их на уроках. Журнал тестирования в виде таблицы результатов позволяет учителю централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования, раздавать тесты посредством компьютерной сети. Кроме того, журнал тестирования даёт возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками. Преподаватель может оценить или проанализировать работу в любое удобное время.
Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения". Остановимся подробнее на этой программе.
Один из видов компьютерных программ - это компьютерные тренажеры.
Компьютерный тренажер - это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.
Данный ресурс учителя используют при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома.
В практике используются как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.
Для отработки навыков сложения и вычитания, знания таблицы умножения учителя начальных классов используют такие тренажеры, как «Посчитай птичек», «Математика с Лизой» «Таблица деления в мультиках», «Таблица умножения в мультиках», «Дартс», «Юные водители» и другие.Во время обучения грамоте применяют разминку « Найди звук », « Джунгли », «Покупаем в магазине» . По русскому языку в 3-4 классах используются тренажеры: «Проверяеморфографические навыки», «Падежи», «Склонение имён существительных» и т.д. На уроках литературного чтения используют тренажёры «Работаем над техникой чтения», «Проверка скорости чтения», а на уроках окружающего мира «С какого дерева листок?», «Живая и неживая природа», «Природные зоны» и другие. Как пример, рассмотрим тренажер «Юные водители», это вариант использования готового тренажера.
Опыт применения компьютерных программ и тренажеров в учебном процессе в начальной школе позволяет выделить следующие положительные моменты:
учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом;
сокращается время выработки необходимых навыков;
увеличивается количество тренировочных заданий;
легко достигается уровневая дифференциация;
более адекватно оценивается уровень полученных знаний и приобретённых навыков;
Опыт широкого внедрения в российских школах среды электронного обучения "1 ученик: 1 компьютер" связан с использованием модели "мобильного класса на базе подвижной тележки". В нашу школу поступили мобильные классы в начале 2011-2012 учебного года.
- Познакомить с устройством и назначением Classmate PC
- Дать первоначальные умения работы в нескольких программах Classmate PC
- Способствовать развитию информационно-коммуникативных компетентностей
Мобильный класс представляет собой комплект ноутбуков для учителя и учащихся, оснащенных модулями беспроводной связи. Ноутбуки хранятся в ячейках тележки, которая служит также средством транспортировки, рабочим столом учителя и единым для всех ноутбуков зарядным устройством. В комплекте также поступили для каждого ученика персональные флешки - носители, в котором имеется разнообразная тема для проектов, исследовательской работы и т.д. (Показать составные части нетбука)
Очевидно, имея в школе несколько таких мобильных комплектов и развернутую на территории всего образовательного учреждения беспроводную локальную сеть Wi-Fi, можно проводить уроки в разных учебных аудиториях, перемещая оборудование туда, где оно необходимо в данный момент. При этом также реализуется еще одно, дополнительное удобство - полная свобода учащихся при работе с ноутбуками в ходе урока. Например, ученик может прямо со своим ноутбуком подойти к учителю, чтобы показать ему результаты своей работы, после чего учитель при желании может вывести эти результаты на интерактивную доску для всего класса и прокомментировать их, либо пригласить к доске кого-либо из учеников.
Classmate PC - персональный мобильный компьютер, разработанный на основе технологии Intel, призванный помочь школьникам и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Школа, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер - это школа, в которой изменяется система взаимодействия учащихся и учителей друг с другом и между собой, а значит, изменяются формы и методы организации учебного процесса.
Технические особенности Classmate PC позволяют подключать к нему разнообразные цифровые устройства, что позволит организовать познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учеников яркой, интересной, насыщенной. Постоянное использование в процессе обучения учащихся личных мобильных ноутбуков приведет к формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся, которым придается огромное значение в современном обществе.
На каких уроках мы используем Classmate PC и какими программами пользуемся?
Программно-методический комплекс "Академия младшего школьника 1-4" (русский язык, математика, окружающий мир)
- Универсальное пособие для изучения основных предметов начальной школы
- Более 3000 заданий разного уровня сложности по разным темам
- Раздел с развивающими играми для тренировки мышления, внимания, памяти
- Сохранение статистических результатов, ведение рейтингов учащихся
- Режим организации работы двоих учеников за одним компьютером
- Звуковые и письменные инструкции и подсказки для учеников
- Методическое руководство для учителя
- Возможность работы по локальной сети
Обучающая программа-тренажёр по русскому языку "Фраза" (начальная школа)
Развивающая программа для младших школьников "Фантазёры. Волшебный конструктор" (изобразительное искусство, технология)
Целью программно-методического комплекса "Фантазеры. Волшебный конструктор" является внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в свободной, игровой детской деятельности или организованной деятельности под руководством взрослого.
1Программа состоит из пяти интерактивных мастерских (Сказки природы; Цветочная фантазия; Строитель - Архитектор; Художник; Театр из бумаги) каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок может фантазировать и воплощать, задумывать и создавать.
Лаконичность, четкость и доступность подачи материала (минимально достаточное количество элементов, цветов, эффектов, клавиш), наряду с многоплановостью и вариативностью содержания делают программу уникальным многофункциональным продуктом для развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, креативных способностей ребенка.? Этот новый информационный продукт, направленный на соединение современных технологий с классическими формами развития и обучения детей, формирует целостное восприятие мира: виртуального и реального. Обучение ребенка происходит в едином замкнутом цикле: создание замысла - творческое решение на компьютере в среде программы - воплощение своими руками (сочинил, вылепил, сконструировал, склеил, показал спектакль).
ПМК "Фантазеры. Волшебный конструктор" включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательных учреждений, куда включены подробные рекомендации по использованию программы при работе с интерактивной доской, в сетевом компьютерном классе, примеры уроков и занятий, также описаны критерии оценки эффективности использования программы, предложены таблицы соответствия содержания программы образовательным программам дошкольного, младшего школьного и дополнительного образования.
Обучающая программа - тренажёр решения заданий "Отличник" (математика и русский язык)
1Программа способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются - это даёт возможность ведения статистики оценок; с помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также Игра-тренажёр "Таблица умножения".
Русский язык 1-4 класс имеет 14 видов орфограмм
Математика разделяется на примеры (28 видов + самостоятельный выбор шаблонов), задачи (26 видов), уравнения (9 видов). На примере одного блока примеров на табличное умножение и деление вы увидите, что работа оценивается, указываются ошибки (как исправление учителя), видно время выполненной работы, статистика решённых примеров, при каждой ошибке появляется правило.
Программно-методический комплекс "Мир информатики" (начальная школа)
Программный комплекс "Мир информатики" рассчитана на использование в начальном звене в курсе информационной подготовки, которая будет продолжаться на последующих ступенях образования.
Комплекс направлен на реализацию следующих целей обучения информатике:
развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
формирование представление о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе и ценностного отношения к ним;
выработку стабильных навыков получения и обработки информации, ориентированной на запросы личностного развития;
развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среды деятельности;
пропедевтику дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.
- в учебном классе во время урока под руководством учителя;
- в домашних условиях при выполнении домашнего задания под контролем родителей;
- в домашний и классных условиях при самостоятельных занятиях с компьютером и проведения досуга.
Программа Pen Input Method.
Программа позволяет конвертировать ваш естественный рукоп исный текст в цифровой в режиме реального времени и пользоваться самым высоким показателем точности распознавания на рынке. Кроме того, приложение также содержит калькулятор модуль, который позволяет решению математических уравнений преобразования символов и цифр и дает результат в реальном времени. Также эта программа используется как сигнальная доска
Программа ArtRagt, Paint.
ArtRage - программа графический редактор. Программа ArtRage достаточно неординарна: она имитирует рисование на обычной бумаге привычными инструментами. Во всем дизайне чувствуется реализм.
Лист, на котором рисуешь, легко поворачивается, приближается и удаляется. Из инструментов можно выбрать карандаш, кисть, фломастер, пастель и много других. Присутствует регулировка давления, прилагаемое при рисовании каким-либо инструментом, например, кистью или карандашом. При рисовании панели автоматически убираются, не мешая закончить линию.
Для начинающих пользователей есть функция загрузки фонового изображения с последующим рисованием на нем. Существуют две версии этой программы: платная и бесплатная (с ограниченным набором опций). Данную программу можно порекомендовать не только взрослым пользователям, но и для обучения детей основам рисования на компьютере. В новой версии исправлены ошибки импорта/экспорта рисунков.
Электронный дневник- это сервис, позволяющий родителям оперативно быть в курсе успеваемости ребёнка.
В сервис входит:
1. Ежедневная рассылка SMS на мобильный телефон родителей оценок и замечаний, полученных ребёнком в школе
2. Круглосуточный доступ к порталу "Непрерывное образование"?
3. Просмотр домашних заданий и расписания уроков?
4. Просмотр оценок за любой период по любому из предметов?
5. Подсчёт среднего балла успеваемости?
6. Статистика ребёнка по предметам, по классу, параллели?
7. Учёт активности ребёнка?
8. Информация классного руководителя о собраниях, мероприятиях и т.п.?
Все школы-участницы проекта отмечают, что реализация модели обучения "1 ученик: 1 компьютер" позволяет достичь его основной цели - внедрение информационных технологий в систему начального образования, когда каждый ученик получает возможность индивидуально работать за персональным компьютером.
Педагоги получают возможность творчески реализовать новые технологии обучения в рамках концепции современного образования "1 ученик: 1 компьютер". Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному учителю приобрести новые профессиональные компетенции, что повышает его педагогическую культуру.
Родители учащихся отмечают у детей существенный сдвиг в повышении мотивации к обучению, повышение интереса к изучению новых информационных технологий и расширению своего образовательного пространства с получением школьных нетбуков Classmate PC на базе процессоров Intel. У родителей учащихся также значительно повышается уверенность в том, что в школе созданы все условия для получения школьниками образования качественно нового уровня.
Учащиеся совершенствуют навыки и коллективной (в парах), и индивидуальной работы. Повышается активность учащихся на уроке. Обучение на школьных нетбуках Classmate PC на базе процессоров Intel проходит систематически, и дети уже свободно находят новую тему и с удовольствием выполняют задания. При работе в групповом чате с радостью делятся своим настроением и новыми знаниями друг с другом. При этом удобнее становится проведение централизованного обучения и оценки знаний учеников.
Читайте также: