Какие компьютерные программы можно использовать для создания музыкально творческой проектной работы
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности.
Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Так, на конференциях «Современное музыкальное образование», прошедших ещё в 2002, 2003 годах, ведущие музыковеды, преподаватели музыкальных дисциплин отчали, что при выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности.
Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным, соответствующим современным условиям. Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый опыт традиционного педагогического обучения музыке и огромные возможности компьютера. Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика, призвана заинтересовать учащихся в музыкальных возможностях компьютера и помочь им проявить свои музыкальные способности на новом уровне. В настоящее время компьютер стал важным инструментом для творчества в области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, архитектуры, театра и др., с другой стороны, искусство стало важным источником развития вычислительной техники и программирования.
Для учащихся знакомых с компьютерной музыкой открываются следующие направления для профессиональной деятельности:
нотно-издательская деятельность; подготовка цифровых фонограмм; реставрация старых записей; звукорежиссерская работа; создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-авто аранжировщиков; синтез звука и электронная музыка.
Оснащённый дополнительным оборудованием (то есть звуковой картой, звуковыми колонками, микрофоном, подключенной к компьютеру электронной клавиатурой и прочее) компьютер в руках грамотного пользователя может превратиться в
Студию звукозаписи, Фонотеку, Издательскую систему, Тренажёр для исполнителя, Информационный центр.
Студия звукозаписи открывает возможности для записи собственного пения и игры на инструменте, поскольку звуковая карта любого современного компьютера является совершенным цифровым магнитофоном, дающим качество записи, сопоставимое с аудиодиском. Кроме того, к записанному звуковому материалу могут быть применены различные способы обработки (например, удаление шума на старой записи, сведение нескольких записей в одну и так далее). Например, тот, кто занимался озвучиванием спектаклей или делал фонограммы, знает, как трудно «склеивать» звуковой материал на обычном магнитофоне. Компьютер же, который представляет записанный звук как видимую на экране осциллограмму, позволяет «разрезать» и «склеивать» его с точностью до миллисекунды.
Сегодня одним из необходимых навыков для профессионального музыканта становится изготовление фонограмм «минус один». С помощью компьютера учащийся ДМШ сможет самостоятельно изготовить фонограмму приемлемого качества для озвучивания выступления вокалиста на школьном концерте.
Фонотека в компьютере отличается от обычной фонотеки двумя замечательными свойствами: гигантским объёмом информации и молниеносным поиском. Современные технологии записи и «сжимания» звука позволяют хранить в памяти компьютера (даже не очень мощного) сотни часов звуковой информации. Учащийся ДМШ может использовать компьютерную фонотеку для изучения истории музыки, создания собственных звуковых альбомов на избранную тему.
Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, оформлять его в виде книг, альбомов, листовок, которые, кроме того, дополнить иллюстрациями, текстом, комментариями, украсить рисунками и другими элементами графического дизайна. Учащийся с помощью компьютера может издать реферат, презентацию, посвящённый, например, творчеству какого - либо композитора. Особенно ценны возможности нотного издательства для юных композиторов, которые с помощью компьютера смогут самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений.
Компьютер может стать своеобразным тренажёром для юного исполнителя, поскольку MIDI-клавиатура, подключённая к компьютеру, позволяет записывать живую игру юного музыканта, что необыкновенно ценно как в период разучивания произведения, так и в период поисков трактовки, окончательного исполнительского решения. Компьютер позволяет осуществлять запись бесконечное количество раз, не снижая качества звучания. Важной для учащегося является возможность экспериментирования на синтезаторе или MIDI-клавиатуре с компьютером, при поиске новых звучаний, новых музыкальных форм, аранжировкой популярных мелодий. Компьютер допускает также мгновенную фиксацию удачной импровизации (подобно магнитофону), но с возможностью исправления ошибок (вплоть до отдельного звука), точных (до миллисекунды) купюр и вставок;
Информационные возможности компьютера безграничны. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают учащемуся ДМШ возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему его вопросу в области музыки. Мультимедийные музыкальные энциклопедии помогут в изучении музыкальной литературы, инструментоведения. Компьютер выступит как вспомогательное средство в освоении курса сольфеджио и других музыкально-теоретических дисциплин (подготовка / запись с помощью MIDI-технологий музыкальных диктантов, решение гармонических и полифонических задач, выполнение заданий по инструментовке, аранжировке и сочинению музыки, изучение принципов формообразования, исследования тембров, темпов и других элементов музыкальной речи. При этом возможно использование компьютерной техники для анализа музыкальных произведений (музыковедческий анализ, исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, типов компози-ции и т. д.). Компьютер поможет в развитии дистанционных форм музыкальной деятельности. Кроме того, общаясь с компьютером, учащийся повышает свою общую информационную культуру, поскольку использование музыкальных программ предполагает наличие определённых знаний в области информационных технологий, иностранного языка и т.д.
Критерием практического владения компьютером является умение пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также, умение работать в популярной системе Microsoft Office . Практическое владение компьютером предполагает также умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки, обработки и записи звука, MIDI - редакторами, простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования, а так же знание устройства компьютера и его составляющих,
На занятия в студии компьютерной музыки было отведено по 1 часу(45 мин.) в неделю как занятиям в рамках предмета по выбору. Занятия проводились индивидуально, в компьютерном кабинете. Освоение учащимися теории сочиталось с большим количеством практических занятий за компьютером, самостоятельной творческой работой.
На первых уроках мы:
-посмотрели учебные фильмы «Внешнее и внутреннее устройство персонального компьютера». «Предшественники музыкального компьютера». Узнали «Основы преобразования звука в цифровой формат». «Основные форматы записи и воспроизведения музыки», «Физическая природа звука»
-выполнили практическую работу в текстовым редакторе Microsoft Word (MS Word): создание / редактирование документа, набор текста, работа со шрифтами и т.д.
Далее, мы приступили к изучению некоторыхбесплатныхпрограмм, которые можно использовать в детском компьютерном творчестве.За прошедший учебный год мы ознакомились с 6-ю МК программами, не затрагивая обучающие и игровые музыкальные программы для младших школьников, в которых получаешь теоретические знания, развитие слуха, творческих способностей, знания по музыкальной литературе. навыки игры на инструменте.
Magix Music Market -программа – конструктор для
создания профессиональной музыки без необходимости изучения сложной музыкальной теории. Кроме создания собственных песен, можно импортировать в проект изображения или видео, добавлять текст, визуальные эффекты и картинки.
Основные компоненты программы: - - музыкальный контейнер, где можно выбирать звуки и лупы различных музыкальных направлений.
-поле аранжировки, где в процессе создания песни могут быть скомбинированы различные звуки и звучания.
- управление проигрываемым объектом
В аранжировщике можно просто комбинировать созданные профессионалами лупы (различные аудио и MIDI компоненты). Лупы упорядочены в соответствии с музыкальным стилем, используемыми инструментами и тональностью. Тональность подгоняется одна под одну, ритмический рисунок лупов, относящихся к различным музыкальным стилям, уравнивается.
Порядок действий при работе в Magix Music Marke t . Создаем проект. Стили представляют собой определенные музыкальные жанры. Щелкаем по стилю, чтобы отобразить лупы одного жанра.
• Выбираем из списка инструмент, который хотели бы использовать. Справа появится список всех лупов, из которых можно выбрать нужный звук. Воспроизведение выбранного звука начнется автоматически.
• Чтобы загрузить файл в Аранжировщик, можно перетащить его мышкой из таблицы в трек Аранжировщика.
Практическая работа
1) создать из семплов программ:
целую музыкальную композицию.
MuseScore - нотный редактор – компьютерная программа для создания,редактирования и печати нотных партитур.
Основные требования к программам данного типа: набор музыкальных символов и их полиграфическое качество, возможность озвучивания партитуры. Программа позволяет вносить в партитуру разнообразные изменения.
Порядок действий при работе в нотном редакторе.
1. Открой новый файл
2.Установи нужные настройки записи (количество нотоносцев, ключи, размер метра и т.д.)
3.Введи нотный текст.
4.Введи дополнительные нотные обозначения, связанные с артикуляцией и динамикой, графические указания.
5.Добавь обозначения темпа и названия пьесы.
6.Отформатируй нотный текст.
7.Выпусти готовый нотный текст на принтере.
Практическая работа
-набрать, отредактировать пьесу (отрывок) фортепианного, вокального изложения, партитуры. Сохранить в mscz и в Word.
Из выполненных работ мы собрали СБОРНИК « Мои любимые мелодии.
ChordPulse - программа – авто аранжировщик, позволяет легко создавать музыкальное звучание, поскольку предусматривает опору на автоаккомпанемент. Так же как клавишный синтезатор, эта программа хранит в своей памяти шаблоны (паттерны.) Задача музыканта состоит в выборе из их числа подходящих для той или иной пьесы. Чтобы выполнить аранжировку в этой программе, надо также указать аккорды (с помощью буквенно – цифровых обозначений.) Гармонизация мелодии и подбор подходящих паттернов – основные действия в программе – авто аранжировщике.
Порядок действий при работе в ChordPulse.
В рабочем поле программы выставить нужные параметры метра и темпа, указывать последовательность аккордов с помощью буквенно – цифровых обозначений и настраивать стили аккомпанемента, находящиеся непосредственно над цепочкой аккордов
Практическая работа
-подобрать по слуху аккорды к любой мелодии в подходящем стиле, темпе, тональности. Сохранить аккомпанемент в собственной программе на комп., на свою флешку, как midi-файл.
Порядок действий при работе в MIDI – секвенсере.
1. Открой нужный MIDI – файл или музыкальную модель-заготовку..
2. Прослушивая этот файл, наметь, какие голоса потребуются для инструментовки мелодической линии.
3. Отбери нужные голоса из библиотеки GM (128 голосов) и выставь их на соответствующие дорожки рабочего окна программы.
4. Сбалансируй звучание MIDI – файла по громкости (Vol) и панораме (Pan).
5.Отредактируй звучание с помощью звукорежиссерских эффектов – реверберации ( Reverb), хоруса ( Chorus) и др.
Практическая работа
1)-набрать и отредактировать мелодию в нотном редакторе.
-соединить мелодию, и аккомпанемент, созданный либо в авто аранжировщике, либо в MIDI – секвенсере
2) - записать мелодию в нотном редакторе секвенсера
- прослушивать отдельные дорожки готового MIDI-файла
2)- изменить тембры инструментов в готовом MIDI-файле.
В творческих работах мы использовали тетради по музыкально-электронному творчеству, в которых даны задания с заготовками музыкальных произведений. Мелодические голоса этих произведений даны в абстрактном виде. Их тембр, динамика и расположение по панораме не несут выразительной нагрузки. Ученикам же необходимо на основе манипулирования с этими данными добиться выразительного звучания, отвечающего авторскому замыслу и собственным представлениям о его возможной художественной интерпретации, либо инструментовать, подбирать по слуху и т.д. Каждая из моделей снабжена необходимым методическим комментарием, на который он может опираться. Полученный учениками музыкальный вариант может быть сверен с прилагаемым вариантом решения того или иного творческого задания.
Audacity - программа для редактирования аудиоматериала.
Аудио редактор, в отличие от MIDI – секвенсора, программа, которая позволяет записывать не параметры звучания, а само звучание. Если MIDI – файл по – разному звучит при проигрывании на разных звуковых картах компьютера, то качество аудиофайла не зависит напрямую от особенностей этих карт.
Чтобы отрезать или вставить кусок звучания, можно прибегнуть к стандартным операциям пользователя компьютера: выделить нужный кусок, проведя по нему курсором с нажатой ЛКМ, и удалить кнопкой DELETE, скопировать его (меню Правка- Копировать) и вставить (Правка – Вставить) в другое место. Чтобы обработать звучание, следует выделить нужный его фрагмент, открыть ниспадающее окно Эффекты, выбрать подходящий эффект и отрегулировать его требуемый уровень. Это меню позволяет преобразовать звучание до неузнаваемости. Обратить внимание на такие эффекты, как Разворот, Смена высоты тона, Смена скорости и др. радикальные средства трансформации звучания. Применить подобные эффекты к распределенным тобой по разным дорожкам готовым семплам.
Порядок действий при работе в аудио редакторах
1.Открой новый файл.
2.Открой окно записи аудио редактора.
3.Включи записываемую фонограмму.
4.Отрегулируй внутренний микшер операционной системы с тем, чтобы аудио редактор принимал сигнал, идущий с MIDI – секвенсора.
5.Установи минимальный уровень сигнала.
7.Удали пустые фрагменты в начале и конце записи.
9.Произведи нормализацию записи.
Практическая работа
1) подобрать музыкальное сопровождение к изображениям природы, из существующих картинок составить слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Примерные темы слайд-шоу:
· от заката до рассвета
· горные вершины и т. п.
2) Сделать минус песни (фонограмму)
3) Обрезать и склеить песню или несколько звуковых файлов.
Сохранить (Файл, Экспортировать в mp.3 или wav, Параметры 128 кб/cек., Название композиции, Папка загрузки).
4) Оцифровать аналоговые записи
5) Озвучить сказку. Проект сохранить в mp.3( далее работаем в Window Movie Market)
6) Отделить звук от любого видео.
MOVIE MAKER – видео-редактор. Программа для стандартных операций обработки видео – файлов, соединения изображений, видеофрагментов и текстовой информации.
1) В аудиоредакторе мы записали звук, текст сказки, далее нашли подходящие картинки, импортировали их в программу, соединили все в видеоредакторе. Эффекты, переходы и т.д. Сохранить в mp.4
2) отделить звук от любого видео. Импортировать свой звук.
В результате освоения дисциплины обучающиеся:
- узнали назначение и особенность перечисленных выше программ;
-имеют начальные навыки работы в них
-умеют набирать и редактировать несложный нотный текст
- аранжируют с помощью компьютера музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);
- самостоятельно создают несложные фонограммы.
-работают с программами звукозаписи: выбрать тональность, записать мелодию, аккомпанемент, сопровождение ритм секции, подбирать для каждой партии соответствующий MIDI-инструмент, редактировать темп и уровень звучания,сохранять и записывать на внешний носитель звуковые файлы в форматах MID, MP3,WAV
-знают основы преобразования звука в цифровой формат.
-знают основные форматы записи и воспроизведения музыки.
Используемая литература:
Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер для начинающих
СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 384 с.
Харуто А.В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. Учебное пособие, 2017 -400с.
Живайкин П. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам
Издательство: Живайкин А.П., 2009 -116 с.
Учебное пособие. Музыкально-компьютерные технологии в образовании. Издательство : Союз Худ, 2010 -223с.
Краткий обзор компьютерных программ, которые помогут музыкальному руководителю создать интересный материал для занятий с дошкольниками.
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternye_programmy_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya.doc | 30.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Компьютерные программы в работе музыкального руководителя.
Сложно представить современное занятие без мультимедийного оборудования. Раскрывая перед педагогом огромные возможности, все составляющие позволяют шагать в ногу со временем, создавать интересные материалы и проекты для работы на занятиях познавательного цикла и на музыкальных занятиях в частности.
Данные технологии можно используются во всех направления работы: работа с детьми, родителями, воспитателями, начиная с планирования музыкальной деятельности на занятии и вне занятия. Совместное с воспитателями календарное планирование посредством компьютерных технологий позволяет сделать этот процесс более плодотворным и техничным, сокращая время на его написание.
Работа со звуком.
На занятиях и развлечениях нам приходиться обращаться к звуковому оформлению. Это театральные постановки и тематическое сопровождение на занятии, шумовые эффекты и звуки. Технично объединить все музыкальные номера и эпизоды в одну звуковую дорожку позволяют программы, имеющие общее название «Звуковые редакторы». Они могут отличаться по названию и вариативности некоторых функциональных возможностей. В основном же в такой программе можно, импортировав в нее один музыкальный номер или несколько, выбрать нужный фрагмент или фрагменты. Разместить их в желаемом порядке с промежутками и без. Если предварительно сделать голосовую запись с помощью микрофона, то и ее можно поместить в данную звуковую дорожку. И вот профессиональное звуковое оформление готово. Готовые звуковые эффекты, музыкальные темы позволяют создать качественное и нестандартное оформление. Небольшая программа помогает сделать выразительнее и интереснее любой сюжет, добавляет реалистичности, развивает у детей эмоциональность, творческую активность, желание быть непосредственным участником событий.
Работа с нотным текстом.
Очень удобны в творчестве музыкального руководителя программы, позволяющие работать с нотным текстом от момента его написания до превращения в звук. Здесь можно создать и прослушать свое произведение, распечатать его. Огромным плюсом программ является возможность создания фонограмм. На музыкальном рынке не так уж много произведений дошкольного репертуара. Тематическая направленность очень ограничена. Воспользовавшись сканером можно загрузить в данную программу нотный текст и создать нужную фонограмму. При этом есть возможность выбора:
музыкальных инструментов, которые исполнят произведение;
Созданная таким образом фонограмма делает работу более удобной, позволяет музыкальному руководителю, не отвлекаясь на нотный текст, уделить внимание работе над вокалом, движением, образом. Кроме всего музыка звучит ярче и современнее.
А для детского восприятия музыка в такой обработке более понятна и интересна.
Возможности программы PowerPoint.
Это программа по созданию презентаций, которые можно очень широко использовать в детском саду в самых разных направлениях. Эта программа очень перспективна во всех видах деятельности на музыкальном занятии для всех возрастных групп.
Для самых маленьких это могут быть песенники с сюжетами, игровые презентации и музыкальные сказки. Для старших детей – музыкально-дидактические игры, этюды для театрализации, музыкальные сказки, материал для интегрированных занятий и слушания.
Консультации для родителей и музыкально-дидактические игры вне занятий – все это лишь малый пример того, что можно создать с помощью программы.
Интересная программка, которую я использую для создания схем к вокальным упражнениям. Очень простая, но требует четкого представления о передвижении главных персонажей. Их можно создать несколько, загрузить фон. Главный персонаж – человечек с подвижными частями тела. Он может указывать жестами, как петь: высоко или низко, задавать ритм. Можно создать разноцветных человечков. Которые помогут освоить теоретические понятия. В общем, вариантов множество. Главное очень интересно детям, и даже самые пассивные включаются в работу.
Создание музыки с помощью компьютера
Сегодня уже никого не удивишь тем, что музыку можно писать, используя домашний компьютер. Для этого достаточно иметь: желание, компьютер (желательно не самый древний), время и самое главное - это терпение. В этой статье я, постараюсь, вам объяснить основы создания музыки, используя компьютер.
Основные понятия.
Для начала я расскажу вам об основных терминах, которые будут использоваться в данном материале, чтобы вам было легче воспринимать информацию.
Надеюсь, вы не слишком утомились, читав эти определения. Сразу вспоминается школьное время, когда заставляли учить всякие правила. Ладно, вернемся к нашей теме.
Принципы создания музыки
Есть два основных принципа создания музыки:
1. Шаблонное создание музыки
2. Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов.
Эта программа должна понравиться любому человеку, увлекающемуся созданием музыки. Mixman представляет из себя DJ-ский пульт с двумя вертушками на каждой из которых можно разместить до 8 сэмплов или лупов. Можно добавить свои звуки. Во время игры вы не сможете заменять звуки, а из настроек вам будут доступны лишь темп и громкость звука. Освоение программы чем то схоже с освоением новой игрушки. Отсюда можно сделать вывод, что разобраться с ней не составит труда. Собственно принцип игры следующий: вы выбираете 16 лупов одного стиля, например, и начинаете составлять музыку, включая или выключая определенную петлю (loop). Действо это, скажу я вам, очень захватывающее.
Играть музыку в реальном времени, пусть даже на программном синтезаторе в этой статье не рассматривается, т.к. это уже называется выступление в живую. Обычно, если и играют на синтезаторе, то наигранную мелодию, сохраняют в отдельный музыкальный файл и используют уже как сэмпл.
Если сводить готовые сэмплы и закольцованные фрагменты музыки (лупы) в реальном времени для вас слишком сложно, то можно по пробовать это сделать в пошаговом режиме, спокойно расставляя samples и loops, как детали в конструкторе.
Очень популярной в свое время программой такого рода была – Dance Machine, после повышения версии переименованная в eJay studio.
Мы же рассмотрим house-генерацию этой программы.
Особенности:
24 дорожки Sound Mixer в Hi-Fi stereo quality;
Booster и Audio Mixer inc. panorama;
FX Studio;
Vocoder;
Groove Generator c 500 drum grooves;
Time Stretcher;
Music Animator;
В общем, здесь тоже есть с чем по развлечься. Штатный сэмпл можно изменить внутренними средствами так, что он сойдет за свой собственный.
Все сэмплы разбиты по категориям. Для легкости в каждой категории сэмплов определен свой цвет. Это сделано для того, чтобы во время микширования вы смогли различить где у вас играют ударники, а где мелодия. Чтобы сделать музыку в этой программе, кроме желания и возможности конечно, нужно взять сэмпл и перетащить его на одну из дорожек рабочего поля. Можно, например, на первую дорожку разместить четыре одинаковых сэмпла с бочкой. На вторую дорожку четыре сэмпла с хлопками, еще ниже с hit-hat, далее какую-нибудь мелодию и т.д. После чего, нажать на кнопку play. Вы услышите что то, напоминающее музыку :-) В таком духе и делается музыка в eJay. Экспериментируйте!
Создание треков в многодорожечных звукозаписывающих студиях с использованием собственных сэмплов по определению похоже на шаблонное. Отличие от шаблонного создания музыки можно увидеть из названии – это использование своих сэмплов и лупов. Такие программы еще называются – трекеры (от слова track - дорожка). Это, конечно, не означает, что здесь нельзя использовать чужие сэмплы, просто их нет в комплекте с программным продуктом такого рода, т.к. основной упор делается не на развлечение, а на профессиональное создание музыки.
Рассмотрим, в качестве примера, программу трекер – ACID 4.0.
Основные возможности:
- поддержка звука в формате 5.1 surround;
- Поддержка Vsti и DirectX плагинов;
- Вы можете создавать музыкальные треки из сэмплов и лупов, а также эта программа позволяет накладывать видео. Таким образом в ACID можно даже свой видео клип сделать;
- Нет ограничения на количество дорожек. Этот параметр будет зависеть только от того, сколько в вашем компьютере установлено оперативной памяти;
- поддержка ASIO драйвера (Раньше все звуковые приложения использовали VxD-драйверы, работающие на интерфейсе MME. Музыкальные программы отправляли и принимали команды со звуковой карты не на прямую, а через операционную систему. Компания Steinberg создала стандарт ASIO (Audio Stream Input / Output - "ввод / вывод звукового потока"). В результате: низкая задержка, высокое качество обработки и небольшая загрузка процессора);
- поддержка 16-bit и 24-bit аудио и сэмплирование до 192khz;
- поддержка двух процессоров и двух мониторов;
Сам процесс сведения нескольких треков в один прост, как и в вышерассмотренной программе eJay. Окно ACID разделено на несколько рабочих полей. В одном, собственно треки, в другом папки, в которых у вас размещены сэмплы (на вид напоминает стандартный Проводник). «Тыкнув» по нужному сэмплу, вы можете его прослушать, а потом благодаря drug and drop разместить его на поле для микширования музыки.
Слева, там, где красуются названия, вставленных сэмплов, можно менять разные параметры. Например, если зайти в свойства одного из вставленных сэмплов, то можно поменять его темп, тональность и т.д. Можно дублировать какой-нибудь сэмпл, а потом на одну копию наложить один или несколько спецэффектов, что в итоге вам даст вместо одного сэмпла два различных по звучанию. Это позволяет вам экономить место на жестком диске, т.к. реально сэмпл будет существовать один, но в программе их будет два варианта. Программа имеет одну важную особенность – ее производитель (Sonic Foundry) является автором звукового редактора – Sound Forge. Благодаря этому, ACID и Sound Forge могут работать вместе. Если в Эйсиде вы нажмете на правую кнопку по вставленному сэмплу, то увидите такой пункт всплывающего меню – Edit in Sound Forge. Все плагины, которые вы поставили для одной программы, будут работать и в другой. Более детально разобраться с программой вы можете методом тыка, т.к. ACID очень проста в освоении.
Как и с помощью чего приготовить свои собственные сэмплы и лупы?
Самый простой ответ – это записать через микрофон. Но такой вариант подойдет только для создания сэмпла с вокалом, т.е. вашим или еще чьим-нибудь пением. Правда, после этого надо будет еще убрать шум, наложить разного рода эффекты и т.д. Для редактирования сэмплов, будь то вокал, мелодия, бас или все что угодно, нужна программа, типа Sound Forge, которую я упомянул выше. Такой тип программ называется – аудио редактор. Современные мощные звуковые редакторы умеют записывать аудио CD, конвертировать файлы в различные форматы и т.д. А плагины значительно расширяют сферу их деятельности. Самые яркие представители аудио редакторов – это Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro, Gold Wave и другие. Подробнее о звуковых редакторах мы поговорим в других статьях, а сейчас я расскажу как, обычно, сэмплы и лупы появляются на свет в домашних студиях звукозаписи.
Есть такие программы, как groove-машины, программные сэмплеры, MIDI-секвенсоры, drum-машины. Вот, в них то и делаются samples и loops.
Существуют простые в освоении небольшие программы с ограниченным набором редакторских функций, но лидерами являются мощные многоцелевые продукты, которые совмещают в себе и MIDI-секвенсор, и автоаранжировщик, и нотный редактор, и многодорожечную аудиостудию.
Это профессиональные программы. У каждой есть свои плюсы и минусы. Про каждую в интернете можно найти тонны статей. Их уже изучают не за 10 минут, а за 10 месяцев. Испугались? Давайте перейдем к более простым программам.
Orion Pro от фирмы Sonic Syndicate совмещает в себе большое количества синтезаторов с различными видами синтеза, мощный эффект-процессорный блок, взаимодействие различных модулей по sidechain-связям, арпеджиаторы, вариаторы и т.п. В данном программном продукте можно достаточно эффективно создавать партии техно-инструментов, а также трансовые синты. Разобраться сней уже гораздо легче. Вам хватит и полчаса, чтобы сделать в OrionPro свой сэмпл.
Програмный синтезатор - Rebirth RB338 v2.01 заслужил внимание многих музыкальных деятелей мира, но на данный момент от потерял актуальность, т.к. есть программа – Reason (на момент написания статьи последняя версия 2.5), которая включает в себя все, что есть в Rebirth + много всего нового. Хотя это не означает, что последним сейчас нет смысла пользоваться. В нем и по сей день можно сделать неплохой спецэффект или сэмпл, а кроме этого там очень качественная drum-машина. Rebirth можно использовать для создания ударных партий. Помимо вышеупомянутой программы, beat-loops можно создавать с помощью специальных программ, предназначенных для этого – DrumStation и Hammerhead, например.
Для создания bassline можно использовать RubberDuck – программный синтезатор, основанный на усовершенствованном аналоговом синтезаторе TB-303.
А также есть еще множество достойнейших представителей таких, как: HaLion, SimSynth, FM-7, Absynth и т.д.
В этой статье еще не было рассказано о студии звукового дизайна – Reaktor, в которой можно много чего сделать, а также об очень популярной универсальной студии для создания музыки – FruityLoops.
В программе FruityLoops есть трекер, MIDI-секвенсор, drum-машина, эффект-процессоры, программные синтезаторы и много другого совмещающегося в одном продукте (хочется сказать фрукте). В этой программе можно пользоваться, как готовыми сэмплами, так и самому их делать. С появлением поддержки этой программой ASIO-драйверов, она дала надежду на улучшение качества. Советую попробовать этот фрукт всем. Кстати, здесь можно делать отличные loops, а потом вставлять их в Sonic Foundry ACID, предварительно отредактировав в Sound Forge. А для того, чтобы рассказать подробнее про то, как во FruityLoops все настроить, наложить эффекты и сохранить готовую композицию понадобится целая статья, как минимум. Так что, проявите свое любопытство и терзайте, программа стоит того!
Чуть не забыл, после того, как вы, наконец, закончите свой первый проект, вам нужно будет сделать финальный мастеринг. Это можно сделать, например, с помощью программы T-Racks.
И под концовочку.
Самое главное в создании музыки на компьютере - это не сколько у вас программ, на сколько мощный компьютер или качественная звуковая карта, а желание и терпение, и все у вас получится.
« Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника !».
Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы. «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу». В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого, особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.
Несомненно, этот метод не для тех, кто мечтает получить результат с первой минуты. Это кропотливая работа требующая значительных дополнительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников, а применять такой метод можно и нужно как в урочной, так и внеурочной форме занятий. Для начала разберемся, что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?
Проект – в переводе с латинского означает « брошенный вперёд ». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций , в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы , и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде ( естественной и искусственной);
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Проектная деятельность это естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Типы проектов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
Доказательство актуальности темы
Определение проблемы, предмета и объекта исследования
Перечень задач, методов и т.д.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
Результат деятельности ориентирован на интерес какой-либо группы людей.
Требуется внешняя экспертиза
Подчиняются жанру конечного результата ( газета, фильм, праздник). Результаты оформляются в завершённой форме ( сценарий и т.п.)
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ
Совместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результата
Стадии разработки проекта
Организационно – подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
Разработка проекта (планирование);
Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
Этапы разработки проекта и их содержание
Содержание деятельности
Организационные формы сотрудничества
1 Подготовительный
Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели
Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды
2 Проектировочный
Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
групповая работа, семинар, «мозговой штурм », практикум
3 Практический
Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий
Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов
Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития
4 Аналитический
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы
Семинар, круглый стол, консультация
5 Контрольно-коррекционный
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок
Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия
6 Заключительный
Представление содержания работы, обоснование выводов
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие
Из примера: По программе Сергеевой Критской в 6 классе III четверти, на протяжении нескольких уроках рассматривается тема «Музыкальные образы камерной музыки». Вопрос в том: имеют ли дети достаточно целостное представление об этом виде музыкального искусства, не смотря на то, что практически в каждом классе с этим понятием дети встречались уже не раз, где говорилось о вокальном, инструментальном жанре камерной музыки. Ведь порой то, что недостаточно было понято, прочувствованно, пережито эмоционально, то всегда и отвергается. Только прожитое музыкальное произведение, самостоятельное проникновение в его образную сферу, в замысел композитора, рефлексивное познание своих внутренних чувств, ощущений, переживание, эмоций приводит к глубине понимания.
Как решить эту проблему? Я думаю, что возможно раскрыв тему посредством метода проекта, рассчитанного на несколько уроков и выходящего за рамки урока.
Какие могут быть пути и шаги раскрытия этой темы.
1 этап (основополагающий) это постановка проблемы и цели.
Делю класс на малые группы, в которых сначала индивидуально, а затем совместно обсуждаем и «выдвигаем» проблему и цель.
Что же такое проблема? Проблема – (из толкового словаря) задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье.
Проблема это то противоречие которое расположено между реальной ситуацией и желаемым результатом.
Цель (вытекает из проблемы проекта) - результат как способ решения проблемы.
Ситуация
Возможно, учащиеся предлагают такую проблему и цель:
Проблема (ученик): Что раскрывает понятие камерная музыка?
Цель: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки
Как идти к решению этой проблемы?
Какие можно выделить задачи (этапы)
выяснить содержание понятия – камерная музыка
изучить информацию о жанрах, композиторах и исполнителях камерной музыки
раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки
Несомненно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает проблему и цель учителя:
Проблема (учитель):
Поверхностное представление учащихся об особенностях камерной музыки – как вида музыкального искусства.
Цель: сформировать целостное представление о камерной музыке
побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях камерной музыки;
научить систематизировать собранный материал;
обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений
развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке
Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации необходимо приступить к сбору информации.
Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском «Энциклопедия классической музыки»
Каждая группа получает задание (по карточке) найти информацию по содержанию диска:
Первая группа: о жанрах камерной музыки.
Вторая группа: о композиторах (в карточке указаны фамилии композиторов)
Третья группа: музыкальные произведения (в разделе audio предлагается прослушать некоторые произведения).
Четвертая группа: исполнители с мировым именем.
На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений:
Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной музыки). Выступающим задаются вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются. Выяснить, что не достаточно получено знаний даже в рамках творчества одного композитора.
Можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема?
Имеют ли учащиеся полное представление о камерной музыке?
Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя Интернет-ресурс) по творчеству композиторов в области камерной музыки, собрать фонотеку их музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки).
Последующие уроки выстраиваются учителем совместно с группами. На каждом уроке в сотрудничестве ученик-учитель (группы и учителя) раскрывается творчество нескольких композиторов в области камерной музыки, по эпохам. Делается акцент на звучащие музыкальные произведения, природу их появления и интонационно-образного содержания.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
2. Выделение подтем в темах проекта
Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
3. Формирование творческих групп
Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
4. Подготовка материалов к исследовательской
работе
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Преподаватель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
6. Разработка
проекта
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
7. Оформление
результатов
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
Докладывают о результатах своей работы
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия
Методы использованные на уроках по проекту «Камерная музыка»:
Проблематизации
Поисковый метод
Метод дисскусий
Мыслительного экспериментирования
Размышления
Метод интонационно-стилевого постижения музыки
В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока:
Формы организации внеурочной деятельности учащихся :
Посещение концертных площадок города (камерной музыки)
Творческие работы в виде презентации
Оформление фонотеки
Организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта
Оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения
Организация музыкальной викторины
Проведение КВН
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.
Условиями успешности обучения на уроках музыки являются проблематизация учебного материала, познавательная активность учащихся, связь обучения с жизнью, организация обучения как деятельности. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Читайте также: