Социально политические изменения в русских землях в xiii xv вв
Годом распада Древнерусского государства на удельные княжества и земли считается 1132 г. Причинами раздробленности были: рост крупного феодального землевладения; натуральный характер экономики; рост и укрепление городов как центров местного сепаратизма, отсутствие серьезной внешней опасности (половцы не представляли смертельной угрозы, а монголо-татары еще не пришли), рост политических амбиций местных владык и др.
К середине XII в. Русь распалась на 15 частей, в XIII в. их было уже около 50, а к началу XIV в. их количество достигло 250. Эти многочисленные мелкие феодальные владения и более крупные государственные образования группировались вокруг трех важнейших политических центров: на западе — Галич, на севере — Великий Новгород и на востоке — основанный в Ростово-Суздальской земле Владимир. Внутреннее устройство управляемых из этих центров земель было неоднородным. В Галицком княжестве, с которым к 1200 г. слилось соседнее Волынское княжество, большого влияния добилась боярская знать. В Новгороде утвердилась республиканская форма правления, при которой решения принимало собрание свободных граждан — вече.
Напротив, во Владимиро-Суздальской земле в XII — начале XIII в. при Андрее Боголюбском (1157- 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) окрепла единодержавная княжеская власть. Из Владимира эти правители распространили свое влияние на всю Северо-Восточную Русь вплоть до Новгорода, а также на Киевскую землю. Однако после смерти Всеволода княжество распалось на удельные владения его потомков, по существу независимых от старшего в роде, который по установленному порядку наследовал великое Владимирское княжение. В период политической раздробленности русские земли подверглись нашествию монголо-татарских орд, а также крестоносцев с запада, что создавало угрозу самому существованию Руси.
Праславянская общностьв период с сер. I тыс. до н.э.–I тыс. н.э.распалась на три группы славян.К южных относятся современные болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы; западным – поляки, чехи, словаки; восточным– русские, украинцы, белорусы. Три народа из восточных славян выделились к XVI веку.
Восточнославянские племенные союзы VIII–IX вв. – кривичи, радимичи, северяне, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, словене, полочане, волыняне.
Соседи восточных славян:чудь, меря, мурома, марийцы, веси, хазары, авары, печенеги, южные и западные славяне.
Основные занятия восточных славян– пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, зернобобовые и волокнистые культуры), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), ремесло (кузнечное, железоделательное, ювелирное, гончарное, прядение, ткачество, выделка мехов и кожи), охота, рыболовство, бортничество, обмен и внешняя торговля. Жито – название зерновых культур. Бортничество – сбор меда диких пчел. Основные системы земледелия –перелог и подсечно-огневая системы, которые постепенно вытесняются двухпольной (поле делилось на две части: яровые засевались весной, озимые – осенью) и трехпольной (поле делилось на три части: яровые, озимые и пар – часть поля, которая не засевалась) системами с паровым клином. Основные орудия труда земледельцев – рало, деревянный плуг с железным лемехом. Торговый путь «из варяг в греки» – связывал Скандинавию с Константинополем (IX–Х вв.).
Общественно-политическое устройство восточных славян – вече (народное собрание), племенное военное ополчение из свободных общинников, старейшины, князья, княжеская дружина, волхвы (жрецы).
Вервь (мир) – соседская община у восточных славян, объединяла живших на одной территории.
Славянские языческие боги:Перун – бог грома, молнии, войны, покровитель княжеской дружины, Дажьбог (Хорс) – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Мокошь – богиня земли и плодородия, Семаргл (крылатый пес) – покровитель посевов, Велес – покровитель скотоводства.
Факторы (предпосылки) возникновения государства:
· социально-экономические – демографический рост, развитие земледелия и обмена, появление частной собственности; возникает имущественное неравенство между членами общества, начинается процесс социальной дифференциации общества (различие в положении людей в обществе);
· внутриполитические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения привели к возвышению князя и дружины, складыванию межплеменных союзов, которые приобрели форму племенных княжений, в IX в. существовали два крупных территориально-политических образования – на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода);
· внешнеполитические – необходимость противостояния агрессивным соседям, особенно Хазарскому каганату; стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом.
Норманнская теория (варяжская) – теорияо создании государства у восточных славян, разработанная на основе анализа летописи «Повесть временных лет» немецкими учеными Г.Ф.Миллером, А.Л. Шлецером, Г.З. Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. Они приписывали создание государства варягам. С критикой этой теории выступил М.В. Ломоносов (антинорманист).
Древнерусские князья и их политика.
· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.
· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира, объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.
· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.
· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.
· Святослав (962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. заключил с ней мир.
· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия.
Причины принятия христианства:
1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;
2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;
3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.
Причины выбора христианства в его православном варианте:
1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;
2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);
3. терпимость православия к местным традициям.
Последствия принятия христианства (православия) на Руси:
1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;
2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;
3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.
· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г.) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре. В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион. Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.
Краткая редакция Русской Правды, помимо Правды Ярослава, включала Правду Ярославичей, созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.
· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г. принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г.), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.
· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев.
Судьбы русских земель после нашествия претерпели существенное изменение. Киевская земля после нашествия утратила свое былое значение. Власть над Киевом была передана в 1243 г. монголами владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу, а после его смерти — его сыну, новгородскому князю Александру Невскому (1249 г.). Но Александр не отправился княжить в Киев, а предпочел объединить под своей властью Новгородское
и Владимирское княжения (в 1252 г.). Таким образом, князь, признанный Ордой «старейшим» на всей Руси, избрал в качестве своей столицы не Киев, а Владимир. До начала 90-х годов XIII в. киевскими князьями считались преемники Александра Невского на владимирском столе. В 80-е годы Киев вошел в сферу влияния Ногая, правителя западной части Орды (от Дуная до Днепра), ставшего практически независимым от ханов, правивших в столице Орды Сарае на Волге. В 90-е годы XIII в., с начала борьбы Ногая с сарайским ханом Тохтой в Киеве по воле соперничавших ордынских предводителей начали княжить незначительные южнорусские князья. Таким образом, Киев перестал входить во владения князя, признаваемого главным на Руси.
В конце XIII в. Киев утратил и роль резиденции митрополита всея Руси: в 1299 г. митрополит Максим ушел во Владимир. Тем самым Киев лишился последнего атрибута номинальной общерусской столицы. В 20-е годы XIV в. Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав.
В Черниговской земле во второй половине XIII в. усиливается политическая раздробленность, формируется большое количество княжеств под управлением разных ветвей местной династии Ольговичей. В середине XIII в. сильнейшим в земле становится Брянское княжество, чьи князья одновременно являлись и князьями черниговскими. Но в середине 90-х годов того же века Брянское княжество перешло (видимо, по воле хана Орды Тохты) в состав владений смоленских князей. В результате возможная объединяющая роль Брянска на Юго-Востоке Руси осталась нереализованной. Титул черниговского князя, главного князя земли, к XIV в. превращается в значительной мере в номинальный. Еще в XIII в. начались набеги на Черниговскую землю Литвы (где в середине этого столетия сформировалось сильное государство), а в 60-70-е годы XIV в. большая часть Черниговской земли оказалась подчинена великим князем Литовским Ольгердом. Лишь северо-восточные, верхнеокские (так называемые «верховские») ее княжества сохранили самостоятельность.
В Юго-Западной Руси к 40-м годам XVIII в. победу в борьбе за Галич одерживают волынские князья. В результате объединения Волынской и Галицкой земель под властью Даниила Романовича и его брата Василька здесь сформировалось сильное государство — Галицкая Русь, сумевшее избежать значительного территориального дробления. Признав в 1245 г. власть Батыя, впоследствии Даниил вышел из повиновения и в 50-е годы успешно противостоял ордынскому натиску. Рассчитывая на помощь католической Европы против Орды, в 1253 г. он принял от римского папы королевскую корону. Но в конце 50-х годов галицкому князю все-таки пришлось под давлением превосходящих воинских сил признать зависимость от ордынского хана (преемника Батыя Берке).
Потомки Даниила Романовича по мужской линии княжили в Галицко-Волынской земле до 1323 г., а по женской — до 1340 г. В первой половине XIV в. усилилось давление на Юго-Западную Русь со стороны соседних государств — Литвы, Польши и Венгрии. В 1352 г. после продолжительной борьбы Галицкая земля отошла к Польскому королевству, а Волынь — к Великому княжеству Литовскому.
В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это произошло в Черниговщине. Тем не менее политическое значение Смоленского княжества в середине XIII–XIV в. уменьшалось. Уже во второй половине XIII в. смоленские князья признавали политическое верховенство великих князей Владимирских, а в 30-е годы XIV в. стали вассалами великих князей Литовских. В середине и второй половине XIV столетия литовские и владимирские великие князья (из московского дома) вели борьбу за влияние на Смоленск. Смоленские князья вынуждены были лавировать между этими силами. В конце концов в 1395 г. великий князь Литовский Витовт захватил Смоленск. В 1401 г. власть местных князей была здесь восстановлена, но ненадолго — уже через три года, в 1404 г., Витовт вновь занял Смоленск и окончательно включил Смоленскую землю в состав Литовского государства.
Территория Переяславского княжества после Батыева нашествия перешла под непосредственное управление Орды, а в 60-е годы XIV в., как и Черниговская земля, была присоединена к Великому княжеству Литовскому.
Полоцкая земля уже накануне Батыева нашествия была значительно ослаблена в результате натиска Литвы и немецких крестоносцев, обосновавшихся с начала XIII в. в Прибалтике. Окончательно она вошла в состав Великого княжества Литовского в конце XIII — начале XIV в. Тогда же попала под литовскую власть слабая Пинская земля.
В Новгородской земле во второй половине XIII–XIV в. окончательно складывается строй «боярской республики». При этом, если в домонгольскую эпоху местное боярство приглашало к себе князей из разных земель, то к середине XIII столетия сложилась иная система: Новгород признавал своим сюзереном великого князя Владимирского, т. е. верховного правителя Северо-Восточной Руси. Политическая система Новгородской земли не предполагала каких-либо общерусских объединительных тенденций, стремления к первенству среди русских земель. Признание вассалитета по отношению к великим князьям Владимирским давало возможность избегать непосредственных контактов с Ордой (они перелагались на князей-сюзеренов) и в то же время привлекать военные силы Северо-Восточной Руси к обороне западных рубежей Новгородской земли от Ливонского ордена, Швеции и Литвы. Управление городом и Новгородской землей в целом осуществлялось выбиравшимися из числа бояр местными магистратами — посадником и тысяцким, значительную роль играл и глава новгородской церкви архиепископ. Наиболее важные вопросы решались на вече — собрании полноправных горожан.
Натиск на западные рубежи Новгородской земли особенно усилился на рубеже 30-40-х годов XIII в., одновременно с монгольским нашествием на Русь. Тогда последовали попытки сначала шведов, а затем рыцарей Ливонского ордена захватить часть новгородских территорий (соответственно течение реки Невы и Псков с окрестностями). Эти поползновения встретили решительный отпор, которым руководил князь Александр Ярославич, сын тогдашнего владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 г. молодой князь нанес поражение шведам на Неве (отсюда позднейшее прозвище Александра — Невский), а в 1242 г. крестоносцам на Чудском озере.
«Златые врата» Рождественского собора в Суздале. Начало XIII в.
К XIV в. фактическую независимость от Новгорода приобрела Псковская земля, где сложилась сходная с новгородской республиканская форма правления. При этом псковичи в течение XIV в. признавали сюзеренами то владимирских, то литовских великих князей.
Рязанская земля сумела сохранить относительную самостоятельность, хотя с конца XIV столетия ее князья стали признавать политическое старейшинство князей московских. Соседняя с Рязанской небольшая Муромская земля самостоятельной роли не играла, а в конце XIV в. перешла под непосредственную власть Москвы. Для Суздальской земли в период после Батыева нашествия характерно относительно «менее неблагоприятное» развитие, чем для других русских земель. Именно здесь в XIV в. начинается процесс объединения русских земель в новое единое государство, центром которого стала Москва. Этому способствовал ряд факторов.
После монгольского нашествия в стране постепенно началось восстановление экономики. Конец XIII - начало XV вв. ознаменовались ростом феодального землевладения. Как правило, как мелкие, так и крупные вотчины возникали путем пожалования князем земли с крестьянами. Феодалы делились на высший слой - бояр и на н.т. слуг вольных. И те и другие обладали одинаковым феодальным иммунитетом и даже судили население своих сел по всем делам. Однако с конца XIV в. эти права начинает урезать усиливающаяся княжеская власть. Существовали еще и мелкие феодалы - землевладельцы - слуги под дворским (управляющие княжеским хозяйством в отдельных волостях, которым подчинялись мелкие княжеские слуги). Они получали от князя небольшие участки земли за свою службу. Из их землевладения впоследствии развилась поместная система.
Среди крестьянского населения Северо-Восточной Руси преобладали черные (черносошные) крестьяне, которые платили дань и другие налоги непосредственно, а не через своих феодалов, жили в селах, не принадлежавших отдельным феодалам. Поскольку их общины именовались волостями, потому самих крестьян часто называли волостными. Феодалы вели постоянное наступление на черные земли, пытаясь их "обоярить". В отношении зависимых категорий крестьян уровень эксплуатации в XIV - XV вв. не был высоким. При слабом развитии товарно-денежных отношений феодалы ограничивались лишь получением тех продуктов сельскохозяйственного производства, которые он мог потребить. Поэтому основным видом феодальной ренты был натуральный оброк, отработочная же рента существовала в виде отдельных повинностей (строительных, земледельческих и др.).
Постепенное восстановление экономики в русских княжествах настоятельно требовало усиления тенденций к объединению земель в единое централизованное государство. Предпосылки процесса централизации на Руси можно разделить на четыре группы.
- Экономические: повышение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла, увеличение количества городов, развитие экономических связей между отдельными землями.
- Социальные: потребность класса феодалов в сильной государственной власти, потребность крестьян в централизованной власти для защиты от множества феодалов, активизация социальной борьбы.
- Политические: необходимость свержения монгольского владычества, целесообразность централизованной защиты русских земель от внешних врагов, стремление православной церкви к централизованной власти с целью своего усиления.
- Духовные: общность христианской религии белорусского, русского и украинского народов, общность культуры, обычаев, традиций.
В XIV в. в Северо-Восточной Руси сложился ряд крупных феодальных центров - Тверь, Москва, Городец, Стародуб, Суздаль и др. Борьба их правителей за великое Владимирское княжение субъективно еще не выходила за рамки феодальных усобиц, но объективно она стала началом объединительного процесса, поскольку в ней выявился политический центр, которому предстояло возглавить этот процесс. Главными соперниками в этой борьбе были Тверь и Москва. Из всех разноплеменных удельных властителей Руси только московские князья медленно, но целенаправленно собирали русские земли под свою власть. Они начали успешное собирание земель в период расцвета Золотой Орды и закончили после ее распада. Возвышению Московского княжества способствовал ряд факторов. Выгоды географического положения делали Москву в годы иноземного ига центром хлебной торговли Руси. Это обеспечивало ее князьям приток денежных средств, на которые они покупали ярлыки на великое Владимирское княжение, расширяли собственные территории, привлекали переселенцев, собирали под свою руку бояр. Прочное экономическое положение московских князей позволило им стать лидерами общерусской борьбы с завоевателями. Важнейшую роль играл и личный фактор - политический талант потомков Александра Невского.
Читайте также: