Кому нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке приложение
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Среди всех стихотворений Бориса Пастернака произведение «Ночь» стоит особняком. Оно было написано в 1957-м году и относится к позднему творчеству поэта. Выбрано непривычное для его лирики пространство – мир, разорванный прогрессом, и разорванность которого автор пытается восстановить. Вероятнее всего, на это создание этого произведения повлияло творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
В самом начале кажется, что Пастернак говорит о вещах простых, обыденных – о людях, вынужденно или добровольно бодрствующих в ночи. Оно объединяет и ночной труд, и ночные развлечения. Лирический герой представлен летчиком, который наблюдает за миром с высоты, поднимаясь выше самолетов – в открытый космос.
Упоминаются тем или иным образом совершенно разные люди – кочегары, праздные гуляки, истопники, художники. Почти слышен звук баров, поездов, вокзалов. Ночной мир объят каким-то особенным огнем, не видимым глазом в свете дня. Ночь в культуре обладает своим, мистическим смыслом, означающим и приход вдохновения, и время пробуждение потусторонних сил.
Поэт словно возвышается над собой самим, над миром, наблюдая за ним с высоты даже не полета – космических тел. Даже звезды глядят на беспокойную Землю, не засыпающую полностью и ночью. Через этот полет передается тема власти и силы, которую имеют те самые далекие Марс и Венера, ибо они имеют возможности, недоступные обычному человеку. Так и творец имеет возможности создавать новые миры и пространства.
Однако главный мотив произведения прослеживается только к его концу. Художник обязан творить в любое время суток, сон для него – непозволительная роскошь, во время которой он может упустить что-то важное. Если небо для летчика – холст, на котором он рисует узоры полета, то для художника оно – холст для узоров мысли.
Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге. Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия.
Используются такие литературные приемы, как эпитеты («ночные бары», «страшным креном», «спящий мир»), олицетворения («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела», «Венера или Марс глядят»), метафоры («став крестиком на ткани», «горят материки», «вечности заложник»), гипербола («беспредельные пространства»), неоднократная анафора.
Стихотворение Пастернака «Ночь» посвящено тем, кто предпочитает таинственному царству Морфея труд на благо спящих, творчество и созерцание звёздного неба. Ночью не всем дано спать, мир продолжает жить даже под звёздами, чтобы утром в лице неспящих сказать «мы сделали своё дело и передаём день остальным».
Кто не спит ночью
Ночью не спят многие и причин для этого хватает. В барах снимают груз дневной усталости и снимают шляпы перед Вакхом, в казармах стоят на посту дежурные, чтобы в любой момент разбудить рать для защиты Отечества, а вокзалы не могут спать по определению – это сердце, которое круглые сутки качает кровь жизни человечества. Не могут спать истопники, ведь они согревают сны других, страдают бессонницей художники и другие творческие люди, пытаясь найти в полночь сюжеты, которые останутся в вечности.
Над всеми ними висит Млечный Путь, освещающий ночь с незапамятных времён и питающий энергией всех лунатиков, ночных трудоголиков и искателей вечного. Он показывает путь к новым мирам, стимулирует к жизни, дабы ещё при земной жизни открыть для себя новое.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
Ночная вечность
Всегда над нами Венера и Марс. Они выбраны автором стихотворения не случайно, ведь Венера – это символ любови и красоты, а Марс вечный спутник войны. К сожалению, любовь и смерть идут нога в ногу с человеком вечность и никогда не изменят ему и не бросят в пути. Примиряет их только ночь, когда настаёт время для продолжения рода, а солдаты устали от дневной битвы и уснули.
Кто-то не спит без причины, но не тратит время бессонницы даром – он наблюдает вечное небо, взвешивает ошибки и достижения прошедшего дня и ищет, чему посвятить себя завтра. Чердак для него превращается в дворец, планы разрывают границы фантазии, а взгляд заглядывает в самые далёкие и неведомые миры.
Борис Пастернак в лице своего героя призывает бороться с дремотой, как борются с ней звёзды и летчики:
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Ночь для творческого человека
Автор строк понимает, что ночь может подарить немало новых идей и мыслей, а работа некоторых просто необходима для жизни других. Особенно важно не спать ночью творческим людям, отмеченным строками в лице художника. Они заложники вечности, так как создают её в картинах, строках и скульптурах, но находятся у времени в плену, ведь жизненный путь ограничен и надо успеть создать будущее здесь и сейчас.
Стихотворение «Ночь» легко читается и быстро запоминается. Его любил и сам Борис Леонидович, ведь строки наполнены гармонией и их чтение в спокойной обстановке похоже на медитацию.
Текст
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.
Слушаем стихотворение
Это и другие стихотворения Пастернака можно послушать на этой странице. Читают авторы - Есенин, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский и другие..
найдите лексические изобразительно-выразительные средства. Учитель – творческий человек. По крайней мере он должен быть таковым, и загонять его в «про … крустово ложе» параграфа не годится. Нужно быть шире своего предмета. А в своем предмете – быть шире программы. Не поддаваться требованиям нынешней схоластики и формалистики, когда выше науки и ее результата ценится иной раз исправность в составлении планов и обязательств.
На пишите эссе на тему « Почему подростки заслуживают более высокой оценки в обществе» Можно на пример написать про Грету Тунберг
Из текста выпишите номера безличных предложений. Ответ записывайте без пробелов и запятых. Пример: 123 (1) Меж торфяными низинами беспорядочно разбро … сался посёлок. (2) Но внутри домиков нельзя было увидеть перегородки, доходящей до потолка. <…> (3) Мне не спалось на станционной скамье. (4) Чуть свет я опять побрёл по посёлку. <…> (5) Но и здесь не нашлось комнаты отдельной. (6) Было тесно и лопотно.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, распределяя слова по следующим правилам: 1) безударные гласные в корне слова 2) корни с чередование … м 3) ы, и после ц4) о, ё после шипящих 5) правописание Ъ и ЬРасст..лить, од..р..венелый, отт..рать, фельд..егерь, бл..стеть, разб..рать, ц..рк, щ..дрота, ум..реть, сж..гать, скворц. сестриц..н, выч..тать, маж..р, четырех..ярусный, стаж..р, ноч..вка, пл..вчиха, сгущ..нка, сильный ож..г, испеч..н, упл..тнить, плащ..м, горяч. наг..р..дить, подж..г дом, копч..ный, без..ядерный, вар..ировать, прит..снять, в..явь, ин..екция, из..ян, почтал..он, мыш..яковый, ц..ган, с..емочный, кан..он, м..кание, спл..влять, оз..рение, разг..реться, мальч..нка, запл..тить, нав..рить, нак..вальня, зал..вать, станц..я, к..товый, см..гчение, ст..рожил, уд..вляться, об..дрённый, уд..литься.
ТЕПЕРЕШНИЙПодскажите пожалуйста, как проверить написание 3-ей "е" в этом слове (теперЕшний)? Или это словарное слово? (теперь-это словарное слово, но … в этом слове "е" не в корне, а суффиксе;мб есть какое-то правило?)
Выберите предложение, в котором есть обособленное приложение. Весьма усердный и преданный Яков был крепостным. Одержимый ботаник, мой сосед не расстав … ался с сачком для ловли бабочек. Так мы дошли до речушки с мостиком. Кошка сердито смотрела вслед их шуршанью, а достать не могла.
Название: Кузя-Ронбинзон , помогите пожалуйста: 1) Определите тип речи. 2) Определите тему и основную мысль текста. 3) подумайте и ответьте: 1) кто по … -вашему главный герой рассказа аргументируйте свою мысль 2) почему кузю прозвали робинзоном 3) кто из присутствующих на канале на протяжении 3 недель больше всех был безразличен к судьбе кота как вы можете охарактеризовать такой поступок 4) как остальные относились к судьбе Кузи были ли среди них те кто проявил равнодушие 5) кому были адресованы слова мамы я всегда знала он хороший коту или от отца, рассказчик? почему она так говорила. 6) как вы считаете папа рассказчика спасскую потому что кот был их питомцам или он не мог равнодушно отнестись к попавшему в беду животному 7) как бы вы поступили в подобной ситуации приходилось ли вам когда-либо спасать животных или стать свидетелем их спасение расскажите об этом. 8) как вы думаете отражает ли название рассказа основную мысль текста как бы вы озаглавили этот текст. *ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА*
Марина Хачатрян запись закреплена
§ 85. ОБОСОБЛЕННЫЕ И НЕОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Обособляются согласованные определения, выраженные
причастием или именем прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: На иных берёзах, обращённых к солнцу, появились серёжки золотые, чудесные, нерукотворные.
Не обособляются распространённые согласованные определения:
1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют добавочных обстоятельственных значений: Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. Ср.: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
В последнем предложении можно поставить вопросы: Тёркин (какой?) оглушённый тяжким гулом и Тёркин никнет головой (почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);
2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним по смыслу, например: Аркадий встал с утра с настроением игриво радостным (Н. Лейкин);
3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого (именная часть), например: Ночи были короткие, светлые.
4) если они выражены сложной формой степеней сравнения
имен прилагательных (сравнительной и превосходной), так как выступают в функции единого нечленимого члена предложения, например: Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он. (А. Грин)
1) два и более одиночных определения, стоящие после определяемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определение), например: Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты (И. Бунин); И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, патриархальной, далёкой для меня, я почитал душой. (И. Бунин)
2) одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если они имеют добавочное значение, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький);
3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед определяемым именем существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение, например: Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют ( Подобные определения близки по значению к оборотам с будучи. Ср.: Будучи прозрачными, леса как будто пухом зеленеют).
4) одиночные и распространённые определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены другими словами от определяемого слова, например: На улицу меня пускали редко, каждый раз я возвращался домой, избитый мальчишками (М. Горький);
Если же связь определения с определяемым местоимением менее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление возможно. Ср.: Что-то, лиловое, игривое, плескалось и пенилось сзади его головы.
Не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота определительные, указательные и притяжательные местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно, например: Мне запомнился этот блестящий на солнце снег.
Примечание. Если же определение имеет добавочное значение и выделяется интонационно, то оно обособляется, например: Этот, блестящий на солнце, снег мне запомнился.
Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами имён существительных (чаще с предлогом), если подчёркивается выражаемое ими значение, напри-м е р: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается. (М. Горький)
Как правило, несогласованные определения обособляются, если:
1) относятся к личному местоимению, например: В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда (Л. Толстой);
2) относятся к имени собственному, например: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным (А. Чехов);
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения, например: Лицо её, с симпатично вздёрнутым веснушчатым носиком, светилось радостью (А. Грин);
4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями, например: Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер (М. Горький);
Подобное обособление может использоваться как средство специального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к которому он также мог быть отнесён по смыслу и синтаксически;
6) выражено оборотом с прилагательным в сравнительной степени, например: Маленькие усы, немного темнее волос, делали его лицо привлекательным. (Л. Толстой)
Несогласованные определения могут вместо запятых выделяться тире:
1) если они выражены неопределённой формой глагола (инфинитивом); в данных случаях перед ними можно поставить а именно, н а п р и м е р: Таким образом, волей-неволей мы должны были от-, казаться от первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири (В. Каверин);
2) в середине предложения несогласованные определения выделяются тире с двух сторон. Ср.: От первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — волей-неволей мы должны были отказаться.
Примечания. 1. Если по условиям контекста после определения, выраженного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опускается. Например: Это была моя обязанность — нести отцу обед, и я ею очень гордился.
2. Тире при согласованных и несогласованных определениях, имеющих различные способы выражения, можно поставить тогда, когда необходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях они выполняют также функцию пояснения. Ср.: На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный (И. Тургенев);
Правда, что птица не знает человеческих — моральных, психологических и государственных — границ. (В. Солоухин)
389. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите одиночные и распространённые определения и слова, к которым они относятся. Укажите условия обособления определений.
1. Вообразите себе человека лет сорока пяти высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.
2. Это был крепкий маленький смуглолицый желчный холостяк с горячими и насмешливыми чёрными глазами с сильной проседью в чёрных растрёпанных волосах.
3. Ему чудилось, что уже появился из-за далёкого-далёкого поворота весенний город Хвалынск в цветущих холмах тихий сияющий счастливый. 4. Удивлённый и грустный он ушёл с палубы наверх.
5. И дальше тропой неизбежной, сквозь годы и бедствий и смут, влечётся суровый прилежный веками завещанный труд.
6. Молодой сарыч огромно-нелепый и вялый вылетел из чащи.
7. Мужики поудалее вооружились вилами и топорами.
8. В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река.
9. В военной форме в новых блестящих скрипящих сапогах в фуражке набекрень он явился домой и положил на стол двести рублей.
10. Измученные грязные мокрые мы достигли наконец берега.
11. В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой в сером же жилете с голым, как колено, черепом и необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами.
12. За длинным столом покрытым синим сукном сидело пятеро.
Читайте также: