Как продать мобильное приложение
Идеи зарабатывать на мобильных приложениях у меня никогда не было. Опыта разработки для мобильной платформы — тоже. Даже телефон на Android оказался у меня совершенно случайно. Но пара вечеров экспериментов и неожиданно удачная идея позволили за 2 месяца заработать более $1000. Это гораздо больше, чем я мог ожидать :)!
Сразу хочу предупредить, что не собирался писать пособие, как заработать миллион. Хотя бы потому, что если бы знал, то ни за что бы не рассказал. А вот чем я готов поделиться, так это подходами и механизмами, которые позволяют разработчикам зарабатывать на приложениях для Android. Но прежде чем рваться в бой, нужно рассказать пару слов о самой платформе.
Откуда взялся Android?
Google Andoid — мобильная операционная система, в основе которой лежит ядро Linux. Как и многие другие проекты Google, технология изначально разрабатывалась компанией Android, Inc., которую поисковый гигант купил в 2005 году, наняв всех ведущих разработчиков. В 2008 году состоялся первый релиз платформы. Android сегодня — это зрелая мобильная ОС, для которой уже выпущено несколько серьезных обновлений. К концу этого года будет продаваться уже более 100 моделей телефонов на базе Android от HTC, Motorola, Samsung, Dell, Huawai, Sony Ericsson и других брендов. Если верить Эрику Шмидту, одному из главных лиц в Google, то уже сегодня каждый день продается более чем 60 тысяч Android-устройств по всему миру — короче говоря, налицо тенденция к массовому распространению. Впрочем, что еще ожидать от платформы, которую курирует сам Google?
Наиболее распространённым сейчас является девайс HTC G1 — очень неплохое устройство по соотношению «ценакачество». Именно его я использую для отладки рабочих проектов. Правда, если хочешь покупать устройство сейчас, то я настоятельно рекомендую взглянуть на что-нибудь более современное, вроде HTC Nexus One или Motorola Droid. Обзоров устройств и самой платформы в Сети — миллион, поэтому на этом я останавливаться не буду.
Приложения для Android
С популярностью платформы растет и количество приложений. К счастью, давно прошли времена, когда нужно было вручную искать программу в инете, потом закачивать дистрибутив в телефон и только там его устанавливать. Все ведущие производители создают удобные площадки для распространения приложений — каталоги, позволяющие прямо с телефона найти и установить нужную тулзу, прочитать отзывы, а если она платная, то и купить ее. Первопроходцем, поставившим на рельсы подобную схему, стала Apple, начав разработку и доведя до неимоверных масштабов App Store. У Nokia такая площадка называется Nokia Ovi Store, Microsoft после анонса своей новой мобильной ОС Windows Phone представила обновленный Microsoft Market Place. У Android такая площадка тоже есть и называется Android Market.
Виртуальные магазины наполняются продукцией от компаниий-создателей, а также сторонних разработчиков и часто от программистов-одиночек. Для предотвращения распространения фишинговых программ и вирусов, на всех площадках обязательно работает модерация. Правда, политика размещения приложений на площадках различается: на том же App Store’e существует премодерация, и твое приложение может довольно долго проторчать в очереди на модерацию, в то время как в Android Market принята политика постмодерации. К тому же на iPhone существуют очень жесткие правила для приложений как по техническому исполнению, так и функциональному — поэтому нет никакой гарантии, что твоя разработка, будь даже она чрезвычайно полезной и удобной, попадет в каталог. Площадка Android Market в этом плане намного более либеральна. Есть еще одно отличие: легально устанавливать ПО для iPhone предполагается исключительно через AppStore, в то время как Android позволяет грузить программы откуда угодно. В каждом подходе есть и плюсы и минусы, не будем в них углубляться, а примем как должное.
Рынок приложений для Android относительно небольшой, но растет ошеломляющими темпами. Для примера, в Android Market количество приложений удвоилось за три месяца, достигнув значения 30 тысяч. Конечно, еще далеко до показателей App Store, но все еще впереди. Несмотря на слово Market («рынок» в переводе с английского), большая часть распространяемых через систему приложений бесплатна или, по меньшей мере, имеет чуть урезанную бесплатную версию. Тут стоит заметить, что оплата приложений осуществляются через Google Checkout, который так же, как и PayPal, снимает деньги с привязанной к аккаунту пластиковой карты. Но, увы, для нас — жителей ex-USSR пока возможность приобретать приложения официально закрыта. Но если постараться (подробнее — в боковом выносе), то приобрести понравившуюся игрушку и прогу все-таки можно, причем тут есть один интересный момент. Если в течение суток ты удалишь с телефона платное приложение, то деньги с твоего счета не снимутся. Такой вот гарантированный moneyback на 24 часа.
Можно ли заработать на продажах?
Раз приложение можно купить, то, стало быть, можно и продать? 🙂 Переходим к самой вкусной части повествования, а именно вопросу: на чем, собственно, можно заработать. Идея разработать приложение и попробовать убедить пользователей в том, что за определенное вознаграждение оно достойно оказаться на их телефонах, напрашивается сама собой. Тем более, всю схему продажи уже давно придумали для тебя — добро пожаловать на другую сторону Android Market, предназначенную для разработчиков.
Напомню, что в магазине от Google используется пост-модерация, это значит, что приложение проверяется на вшивость уже после того, как оно попало на виртуальный прилавок. Но чтобы магазин тут же не заспамили и не засорили бессмысленной и опасной ерундой, компания взымает с каждого разработчика небольшой взнос. Поэтому, чтобы ты мог опубликовать приложение в Android Market (даже бесплатное), необходимо заплатить немного американских долларов, а именно $25. Не то чтобы серьезная помеха на пути к миллионам — платим. Теперь можно начать продавать? Нет! К сожалению, если ты родился не в той стране (а скорее всего так и есть), то продавать приложения ты пока не сможешь. Дело в том, что продавец для работы обязательно должен оформить учетную запись Merchant Account Google Checkout, а граждане бывшего СССР в список тех, кто может это сделать, не входят. Жутко напоминает ситуацию с PayPal, где возможности принимать платежи как нет, так в ближайшем будущем и не предвидится. И это серьезный облом!
Да, можно попробовать работать через посредника. Первый вариант — друзья и родственники за границей, имеющие счета в локальных банках. Другой вариант — специальные компании-посредники, которые при желании легко ищутся через поисковик и предлагают свои услуги за 10-20% от стоимости каждой продажи. Успешного сотрудничества у меня ни с одной из них не было, поэтому конкретные компании я тебе советовать не буду. Если работать через посредников желания нет, а продавать приложения все-таки хочется, то есть еще один вариант — альтернативные магазины. Наиболее популярными считаются:
Модель распространения приложений через эти площадки мало чем отличается от Android Market: пользователь устанавливает специальное приложение и с помощью него ищет нужные ему программы. Увы, аудитория у альтернативных магазинов ничтожно маленькая, но даже здесь можно зарабатывать. В том же SlideME моя первая продажа прошла через день после добавления в каталог. Правда, уже через день, когда счетчик продаж остался на все том же значении, стало ясно, что состояния на этом не сколотишь. Аудитория пользователей Android очень разборчива, причем на данный момент состоит преимущественно из гиков.
Всякая ерунда, которая «на ура» продается для iPhone, может вообще не иметь продаж для Android. Существуют даже целые исследования, в которых подробно анализируется этот вопрос. Если хочешь продать программу для Android, то это должен быть исключительно качественный софт, безупречно написанный и обновляемый. Моя продажа на SlideME стала для меня последней: я сделал приложение бесплатным и вставил в него рекламу.
$$$ за показы
Да, именно рекламу. Я решил так: раз я не могу убедить пользователей купить мое приложение, то пусть пользуются им бесплатно, но не обижаются на рекламу. И в том, и другом случае я буду получать деньги. Модель стара как мир и называется AdWare, но появление мобильных приложений буквально вдохнуло в нее новую жизнь. Когда приложение появляется в каталоге, получает высокий рейтинг и хвалебные комментарии пользователей, количество загрузок может в считанные дни достичь нескольких тысяч — и это без какой-либо рекламы и вложений. А если прога хороша, то показы рекламы гарантированы! Вполне реально написать средненькое (возможно, сезонное) приложение, вставить в него рекламу и опубликовать на Android Market, при этом очень скоро начав получать профит.
Для начала нам необходимо выбрать провайдера рекламы. Это специальные сервисы, которые автоматически будут подкачивать рекламу тебе в приложение, удовлетворяющую заданным критериям, избавляя тебя от необходимости самому искать рекламодателей. Поставщиков рекламы, как и баннерных сетей для обычных веб-сайтов, по-настоящему много, но как всегда есть лидеры:
Схема работы у обоих провайдеров примерно одинаковая: ты скачиваешь специальную библиотеку, подключаешь ее к своему проекту и далее на сайте провайдера регистрируешь новую рекламную кампанию. После регистрации тебе дается уникальный код, который ты в свою очередь прописываешь в своем приложении. Процесс подключения рекламных модулей от А до Я расписан на сайтах провайдеров, с подробными примерами и видеороликами — никаких проблем тут возникнуть не должно.
Чаще всего оплачиваются не показы рекламы, а клики по рекламным объявлениям. Причем, чем больше будет соотношение клик/показ (такой показатель называется CTR), тем больше будут стоить те самые клики, поэтому в наших интересах показывать ту рекламу, на которую пользователь может клинуть. Для этого к твоим услугам предлагаются настройки таргетинга: у тебя всегда есть возможность управлять содержанием рекламных объявлений, выбирать категории, фильтровать баннеры по заданным параметрам. Для примера: у меня есть одно приложение, которое могут использовать дети, и им не очень нужно видеть рекламу на adult-контент. Также с помощью управления рекламными кампаниями можно методом научного тыка найти самые оптимальные рекламные категории, и в зависимости от типа приложения постараться подобрать таргетированную рекламную кампанию.
Как вывести деньги?
На чем разрабатываются приложения для Android?
Основным языком для разработки приложений является Java. Для того чтобы начать, нужно две вещи:
Напоследок расскажу о маленьком финте ушами, позволяющем буквально за два часа написать готовую игру для Google Android. Алгоритм прост: создаем проект, вставляем на форму компонент WebView, пишем немного кода — и наш мегадвижок для игр готов. Секрет в том, что таким образом мы создаем вполне рабочий браузер, в котором можем открыть любое приложение на JavaScript’е (а в скором и на Flash'е). Причем для конечного пользователя она ни чем не будет отличаться от других игр. Таким образом, можно выпускать по одной игрушке в неделю, не особо заморачиваясь изучением программирования непосредственно под Android.
Я часто слышу про вопрос продажи приложений и оценки их с точки зрения инвестора (чаще венчурного). В этой статье я расскажу, что знаю из своего опыта в части оценки и продажи приложений.
Любое ваше приложение — это актив, который можно монетизировать. Можно зарабатывать деньги на самом приложении (платное приложение, подписки, реклама, разовые покупки), а можно продать само приложение. В первый раз это может казаться немного странным, но относитесь к этому как к продаже любой вещи, которая у вас есть. Ниже я разберу основные вопросы и причины продажи мобильного приложения, рассмотрим где продавать, кому продавать, и как инвесторы их оценивают.
Зачем продавать приложение, которое приносит деньги?Наверное, это самый частый вопрос, который мне задают. Причин может быть много:
- Надоело заниматься проектом.
- Жизненные обстоятельства изменились.
- Развалилась команда.
- Изменился рынок.
Но самая частая причина — усталость от проекта и желание двигаться дальше. Приложения, как и любой бизнес, не работают просто так (хотя я знаю исключения), как минимум, они требуют поддержки и обновлений. Операционное приложение требует постоянной закупки трафика, оптимизации воронки продаж и т.д.
При продаже проекта вы получаете X * месячная чистая прибыль наперед. В зависимости от выручки, это могут быть очень хорошие деньги, которые позволят вам либо что-то купить, либо начать новый проект с чистого листа.
Зная Apple, можно подумать, что продавать приложение может быть нелегально. Но нет, тут все ок, это не нарушает никакие правила. В соответствующей статье продажа указана как одна из причин переноса:
You transfer an app when you’ve sold the app to another developer or you want to move it to another App Store Connect account or organization.
Вы отдаете приложение, вам отдают деньги (или на что вы договоритесь). При продаже стоит учесть несколько моментов:
- Заключайте договор. В нем нужно обезопасить себя от того, что продавец использовал труд других программистов неофициально. В противном случае есть риск того, что вам перейдет код, которым нельзя пользоваться. Лучше сделать договор с юристом.
- Заберите исходный код. Проверьте, что вам дали именно код приложения, которое вы хотите купить.
Важно, что при переносе вы хотите сохранить максимум информации, а именно, отзывы и клиентов (подписчиков). Они сохранятся в любом случае.
Сам процесс покупки происходит одним из способов. Первый, вы делаете перенос приложения в аккаунт другого разработчика. У Apple хорошо написано как это сделать. Проблем в том, что для переноса нужно соответствовать целому ряду критериев, в частности:
- Надо подписать все соглашения Paid Agreement.
- Ни одна версия приложения не должна использовать iCloud entitlement и Wallet capability.
- У приложения должна быть хотя бы одна версия в сторе.
Если первый вариант не получается, то придется отдавать весь аккаунт разработчика. Это сложнее: если у вас есть другие приложения, их придется переносить или продавать все приложения вместе. Плюс еще нужно не забыть изменить банк; )
В любом случае все завершится тем, что покупателю передадут репозиторий с кодом. Покупателю нужно проверить, что приложение сделано ровно из этого кода, он собирается и работает. Об этом пишет и сама Apple:
If you transfer your app, you will continue to have access to information for payments and sales that occurred prior to the transfer. You will not be able to access information for sales after the transfer has been completed. The recipient of the transferred app will only receive payment and sales information for transactions that occurred after the transfer.
Тут есть несколько вариантов:
Разберем оба варианта.
Из бирж самой популярной является Flippa; также есть Sell My App и AppBusinessBrokers. Биржа является посредником и позволяет сделать все гладко и безопасно, чтобы все стороны были довольны. Обычно биржи работают по модели комиссии (success fee) за сделку, которую платит продавец. За дополнительные деньги можно купить все стандартные документы вроде договоров и NDA. Success fee составляет примерно 10%.
Если не боитесь быть обманутым и чувствуете себя уверенно, то продавать напрямую — вполне ок. Приложения продают даже на Авито (это забавно):
Пример: если у вас в приложении 1 000 подписчиков, которые платят по 10 долларов в месяц и вы в программе Apple Small Business Program, то в месяц вы получаете 0.85 * 1000 * 10 = $8500. Пусть 30% вы тратите на трафик и еще 20% на все остальное, тогда чистая прибыль будет 0.5 * 8500 = $4250. Таким образом, приложение можно продать за $51 000–$153 000. Звучит уже неплохо.
Однако некоторые приложения продают и покупают сильно дороже. В основном это стратегическая покупка, которая идет через слияние-поглощение, это большие сделки с переходом команды в штат другой компании.
Как и всегда, надо торговаться в обе стороны. Но помните, что иногда лучше продать чуть дешевле, но освободить себе кучу времени наперед.
Если мы говорим про подписки, то одна из самых важных метрик — это отписки (churn rate) и «длина хвоста подписчиков» (какую часть выручки составляют те, кто давно пользуются, против новых). Это хорошо показывают два графика.
Распределение по продлениям:
Большую часть платежной базы приложения составляют старые пользователи, а не новые. Значит, пользователи видят ценность в продукте, остаются и платят дольше.Есть еще момент: если смотреть только на выручку последнего месяца, есть риск, что разработчик купил очень много трафика и резко увеличил выручку. Чтобы обезопаситься от этого, надо смотреть чистую прибыль.
Второй важный показатель — это анализ когорт. Когорты наглядно показывают, насколько долго пользователи остаются в приложении, и как быстро они затухают.
Имея понимание исторической динамики (то есть конверсий в воронке продаж), можно построить простую модель для оценки будущей выручки и учета рисков.
Еще один частый вопрос, который я встречаю. Венчурный инвестор ожидает высокого возврата инвестиций, хотя бы 10х как премия за риск. Так работает экономика фондов.
Если ваше приложение не выглядит как хорошее дополнение к какой-то большой компании, у него мало пользователей и оно медленно растет — вряд ли это венчурный бизнес. Лучше рассматривать такой продукт как операционный бизнес. Это ничем не хуже, а часто даже лучше и удобнее.
Если компания не продается и не планируется IPO, возврат денег инвестора будет через дивиденды. Давайте прикинем, как это может происходить.
Предположим, вы привлекли $1М инвестиций и через год стали получать выручку $1М в месяц при $500К расходов (трафик и операционка). Остается 0.7 * 500К = $350К в месяц прибыли. Пусть 30% пойдут чистой прибыли пойдут на дивиденды, то есть $105К. Дальше каждый инвестор получает деньги пропорционально своей доле, пусть вы отдали 20% одному инвестору -> инвестор получит $20К в месяц или $240К в год дивидендов при изначальных вложениях $1М. Получается рискованно, потому что рынок может измениться, и не очень выгодно для инвестора.
Это пример, но в реальном мире цифры редко отличаются даже в 2 раза от тех, которые я привел.
Есть класс не операционных приложений, ставшие стандартом в индустрии и которые можно считать по-настоящему большими игроками. Эти компании можно продать, они могут в теории стать публичными, ими пользуются много людей. Из недавних примеров — Clubhouse: монетизации нет, много пользователей, инвесторы верят.
Инвестировать в приложение — это ок, главное понимать во что это может превратиться. Очень часто для основателей сделать cash cow без инвестиций гораздо выгоднее и менее стрессово.
Все то же самое, но чек будет скорее всего меньше.
Адапти может быть «источником правды» для вашего приложения. Мы сами посчитаем все важные метрики на уровне пользователя. Таким образом, мы упрощаем процесс due diligence в разы и для инвестора/покупателя и для разработчиков. Встроенные аналитики в App Store Connect/Google Play не позволяют получить детальную информацию на уровне пользователя и реально оценить экономику приложения. Мы получаем информацию напрямую от вендоров, поэтому сервис нельзя обмануть.
Если вы только начинаете, то сможете начать работать с покупками за пару часов (а также почитать про аналитику и атрибуцию), а если уже используете другое или собственное решение, то можете бесшовно переехать к нам и сфокусироваться только на бизнесе.
История создателя известной программы для автомобилистов.
Два года назад к нам редакцию пришло письмо от начинающего разработчика, который хотел рассказать историю создания своего приложения. Данная программа позволяла вести статистику расходов на автомобиль: расходы на бензин, мойку, парковку, стеклоочиститель и посещение сервисного центра. Сегодня мы подвели вместе с ним итоги этого проекта.
Приветствую, Юрий. Давайте начнем с самого главного вопроса – стал ли проект успешным?
Да, во-первых, проект окупился, во-вторых, я получил интересный опыт и не бессмысленно потратил время.
А если точнее, сколько вы смогли заработать?
Если считать исключительно статьи расходов и доходов, то ситуация получилась следующая:
Доходы: около 90 тыс. рублей заработано на скачиваниях, за 25 тыс.руб я в итоге продал проект.
Другими словами: 45 тыс. потратил, 115 тыс. заработал = профит около 70 тыс.рублей.
Ваше приложение покупают в век бесплатности аналогов. Как удалось?
Ни для кого не секрет, грамотное продвижение в App Store – главный фактор успеха. Вы можете создать просто гениальнейшее приложение, но, если Вы не знаете, что делать после публикации приложения в магазине – продаж не будет.
Еще на раннем этапе проектирования собственного приложения я с интересом и удивлением читал на вашем сайте истории проектов с бюджетами 300-600 тысяч (и более!) и 20-30 покупками в первую неделю публикации в App Store.
За счет чего эти ребята планируют отбить вложения?! – думал я. У меня в голове был план как не наступать на подобные грабли.
В итоге, ваше приложение неплохо скачивалось…
Результат мог быть и лучше, но потраченные на некоторые вещи усилия на продвижение оказались бессмысленными.
Какие? Расскажите план раскрутки.
Я поделил весь рунет, по сути, на три части: кто интересует автомобилями, кто интересуется продукцией Apple и социальные группы, где могло сработать (и не сработало) сарафанное радио.
И что не сработало?
Соответственно, сработали ресурсы, посвященные продукции Apple?
Работа с социальными группами вКонтакте дала спорный эффект, здесь практически каждый админ своего ресурса (даже тематического!) отказывался размещать информацию о приложении бесплатно. В итоге я разместил информацию об AutoStat только на двух площадках. Одна была посвящена автомобилям, вторая продукции Apple. Если я не ошибаюсь, за размещение в автомобильной я заплатил 2 тысячи рублей, в «яблочной» 4 тысячи рублей. Вторая реклама, по моим расчетам, отбилась.
Вы говорите, что реклама в одной из групп вКонтакте отбилась. Может быть, стоило попробовать еще раз?
Были такие мысли, но я не рискнул. Спамить группу рекламой одного и того же приложения не хотелось.
Кстати, советую обращать внимание не на количество людей в группе, в которой вы решитесь рекламировать что-либо. А количество онлайн-пользователей в данной группе в пиковые часы с 18 по 23. Это будет честная цифра подписанных на группу реальных людей. Администраторы вКонтакте не сразу научились бороться с накруткой, и во многих группах мертвым грузом висят тысячи ботов.
Может быть, сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Не анализировал.
Что еще входило в маркетинговый план?
Мне сделали несколько видео обзоров. Это было полезно, по их статистике я смог более-менее оценивать интерес пользователей во время и после всех публикаций.
На какое место сумело забраться приложение?
Лучший результат в российском AppStore – это 17 место. Подключи я рекламную кампанию вКонтакте, наверняка, смог бы попасть в топ и получить сотни органических скачиваний, но не сложилось. Результатом скорее удовлетворен, чем доволен.
Но тем не менее, это незабываемые ощущение, когда тебе на почту (через форму обратной связи в приложении) приходит вопрос или отзыв от человека с другого континента.
Из каких экзотических стран были покупки?
Из каких только не было! Например, Никарагуа, Боливия, Гондурас…
Когда я получал статистику, улыбался. Приятно сделать что-то, что полезно людям в разных странах мира.
Пару раз приложение даже попадало в топ-списки лучших автомобильных приложений.
Покупки из некоторых экзотических стран:
То есть локализация на другие языки – вещь нужная?
Мое приложение было переведено на русский, английский, испанский, итальянский, немецкий, французский. Наверное, локализация в первую очередь это были амбиции. Хотелось, попробовать продавать приложение всем миру. Как видите, удалось. Значит нужна.
Топ-15 стран по количеству скачиваний выглядит следующим образом:
Вполне успешное приложение. Почему решили продать?
Приложение после стартовой вспышки хоть и приносило постоянный небольшой доход (10-30 долларов в месяц), его развития я не видел, код нужно было переписывать с нуля. По сути, делать AutoStat 2.
С точки зрения работоспособности все было нормально. Пользователям нравилось, но их требования по добавлению новых фишек были сложно реализуемы. Например, нанятые горе-программисты написали код так, что сделали невозможным подключить простейшую iCloud-синхронизацию данных.
Решили не тратить на переработку время и средства?
Нет, абсолютно не так. Я нарисовал дизайн второй версии приложения, нашел исполнителей по программному коду, и в этот момент на рынке появились очень много достойных конкурентов. Более чем уверен, что их приложения в какой-то мере были основаны на отзывах и комментариях, оставленных к AutoStat. Молодцы, одним словом. Поработали над моими ошибками. Я решил, что не стоит плодить одинаковые решения, и продажа приложения стало оптимальным решением.
Жалко было продавать приложение? Где нашли покупателя?
Есть мысли сделать что-то для Apple Watch?
Когда часы были анонсированы, в голове рождалась масса идей. Но нехватка времени все идеи похоронила.
Что посоветуете начинающим разработчикам-одиночкам?
Главное, не бросайте, что задумали. Идите до конца. Свое приложение я делал мучительно долго, но дошел до логического завершения. Опыт получен.
Вспомните, когда вы в последний раз заказывали такси по номеру телефона? Когда оплачивали счета в отделении банка или заказывали суши на сайте ресторана?
С этими потребностями научились справляться мобильные приложения. Причем, 24% пользователей в России выходят в интернет только с мобильных устройств.
Данные говорят о том, что современный бизнес должен находиться не только в интернете, но и в смартфонах клиентов. Интернет-революция уже позади — наступила эра мобильных технологий.
Обычного сайта уже недостаточно. На сайте клиент находит услугу, совершает запись и уходит. А когда он установил приложение себе на телефон – считайте, ваш бизнес круглосуточно у него в руке.
При появлении потребности в услуге клиент не будет ничего искать, а сразу откроет приложение. В следующий раз выбор будет также очевиден. Логотип вашей компании на экране телефона будет о себе напоминать.
Так бизнес достигает самого близкого взаимодействия с клиентом.
Как понять, нужно ли клиентам мобильное приложение
Как владелец бизнеса решает, разрабатывать ли мобильное приложение, и будут ли им пользоваться? Зачастую, только основываясь на своих субъективных знаниях.
Но что вы на самом деле знаете о том, насколько активно они пользуются смартфонами?
Лучше использовать объективные данные.
Получить информацию можно с помощью инструментов аналитики поисковых систем Google и Яндекс, установленных на вашем сайте, или пикселей социальных сетей Вконтакте и Facebook. Все, что надо сделать — это оценить количество клиентов, которые заходят с мобильных устройств.
Это поможет ответить на вопрос, стоит ли вкладываться в разработку приложения, и каких результатов от этого можно ожидать.
Сколько денег приносит мобильное приложение
Самой переоцененной метрикой является количество скачиваний. Оно не влияет ни на что, кроме самомнения владельца бизнеса — ведь скачивание не означает запись.
Оценивать следует только активных пользователей и то, сколько денег это приносит.
Рассмотрим финансовую отдачу от разработки мобильного приложения.
Повышенная частота посещений
По данным YCLIENTS, через приложение клиенты записываются на 26% чаще, чем при оффлайн-записи.
Значит, в среднем, клиент совершает 1572/719/2 = 1,09 записей в месяц.
В соответствии со статистикой YCLIENTS, клиенты, пользующиеся приложением, будут совершать 1,09*126% = 1,37 записей в месяц.
При среднем чеке за услуги 1350 рублей один клиент, записываясь оффлайн, приносит выручку 1350*1,09 = 1471 рублей в месяц.
А клиент, использующий мобильное приложение, приносит 1350*1,37 = 1849 рублей в месяц.
Исходя из того, что доля валовой прибыли в чеке составляет 50%, дополнительная прибыль с одного клиента, начавшего пользоваться мобильным приложением, составит (1849-1471)/2 = 189 рублей в месяц.
Определив дополнительную прибыль от мобильного приложения, рассчитаем коэффициент окупаемости, исходя из стоимости приложения 40000 рублей в год:
ROI = 64260 *12/40000 = 1928%
Привлечение новых клиентов
Также стоит учитывать клиентов, которые впервые записались именно через мобильное приложение. Это дополнительные, бесплатные клиенты, так как приложения в магазинах AppStore и PlayMarket являются лидогенераторами и привлекают клиентов без дополнительных вложений в рекламу.
За 2018 год на услуги впервые через приложение записался 491 новый клиент. Используя средний чек за услуги, можно посчитать, сколько выручки принесли эти клиенты, которые пришли в салон через приложение: 1350*491 = 907859 рублей за год.
Но не стоит забывать, что само по себе приложение не сможет о себе рассказать. Хорошим инструментом в данном случае служит Instagram, посты о такой возможности для клиентов увеличивают вовлеченность и количество установок.
О возможности скачать приложение необходимо регулярно напоминать (фото @oii.vse)
При наличии сайта, обязательно размещайте информацию о мобильном приложении и активные кнопки на скачивания в магазины AppStore и PlayMarket.
В современных условиях конкуренции выигрывает тот, кто предоставляет клиенту все возможные варианты совершить запись, в том числе и через мобильное приложение.
Какие задачи решает современное мобильное приложение для бизнеса
Мобильное приложение решает целый ряд задач, стоящих перед бизнесом. Вот несколько примеров.
Создание конкурентного преимущества
Большинство бизнесов использует традиционные каналы взаимодействия с клиентами: форма обратного звонка на сайте, листовки, телефон. В лучшем случае, это онлайн-запись на сайте или в соц.сетях. Разработав мобильное приложение, можно выгодно отличаться от своих конкурентов, предоставив клиенту современный и удобный сервис коммуникации.
Наличие современного приложения улучшает вашу компанию в глазах клиента и демонстрирует, что вы идете в ногу со временем.
Напоминания и информирование об акциях
Люди устали от избытка бонусных карт. Через приложение удобнее вести программы лояльности, поощряя постоянных клиентов. Им легче следить за накоплением баллов и скидок. Программа лояльности в мобильном приложении заменяет бонусную карту и освобождает место в кошельке.
PUSH-уведомления в приложениях помогут клиентам быть в курсе всех новостей и акций компании, напомнят о запланированной записи или предложат прийти повторно, если клиент давно не приходил.
Увеличение прибыли и дополнительный источник клиентов
Мобильные приложения уже занимают большую долю в источниках записей клиентов, и начинают вытеснять другие источники.
Это не только инструмент повышения лояльности постоянных клиентов, но и возможность привлечения новых. Рекламные компании Facebook, Instagram и Яндекс уже давно позволяют запускать рекламу мобильных приложений.
Также через мобильные приложения клиенты записываются чаще, чем приносят компании больше дохода.
Мобильные приложения от YCLIENTS
С декабря 2016 года в YCLIENTS начал работу собственный отдел мобильной разработки. За 2 года было выпущено более 500 индивидуальных приложений для бизнесов из разных сфер.
Персональное мобильное приложение для онлайн-записи от YCLIENTS интегрировано с автоматизированной системой управления бизнесом и предлагает индивидуальный набор опций. Квалифицированная техническая поддержка YCLIENTS поможет чувствовать уверенность в стабильной работе приложения.
Одной из важнейших особенностей мобильного приложения от YCLIENTS является единый интерфейс записи, привычный для клиента. Раздел записи аналогичен виджету онлайн-записи на сайте, приложениях ВК и ОК, Яндекс.Картах, 2GIS, ZOON и на любых других источниках в интернете.
Приложение постоянно развивается, на сегодняшний день это уже 74-я версия с такими возможностями как геолокация, личный кабинет клиента, повторный визит, запоминание любимого филиала, многоязычность и программа лояльности.
Читайте также: