Настройка монитора nec pa241w
Понадобилось купить еще один монитор.
До сих пор был только Nec LCD2490WUXi2 (до него - шикарный кинескопник Iiyama 704); видимо, не умею я выбирать дешевые вещи ))).
В итоге решился на Nec PA241W - уровнем такой же, как мой 2490 (который уже не выпускают).
Нативное разрешение монитора PA241W - 1920x1200.
Монитор имеет следующие входы:
- аналоговый DSUB;
- цифровые DVI-D (2 шт.);
- цифровой DisplayPort.
Подключил я монитор по DVI-D к видеокарте GF580.
Автоматически установилось разрешение 1280х768.
Оно же было указано как нативное в настройках Виндов (Win7x64) и Панели управления Nvidia.
Максимум, что я мог выставить на мониторе, - 1920х1080.
Попытка создать пользовательское разрешение 1920х1200 привела к появлению широких полос по краям и потери четкости.
В Диспетчере устройств монитор опознавался как стандартный.
Поставил драйвер монитора с офсайта; теперь монитор определяется как "Nec PA241W (Digital)".
Но при попытке обновления драйвера (команда в контекстном меню для монитора) монитор опять сбрасывается в стандартный.
Попытки разобраться в проблеме, ковыряясь в настройках меню монитора, ни к чему не привели.
Подключил монитор к другому компу с Intel Graphics по DVI-D - получил ровно такую же фигню:
- нативное (рекомендуемое) разрешение - 1280х768;
- максимальное разрешение в списке возможных - 1920х1080;
- создание пользовательского разрешения 1920х1200 и его выбор ведут к боковым полосам и потере четкости;
- не запоминается название монитора (соотв-но и драйвер) в Диспетчере устройств.
При этом при подключении по DisplayPort все нормально.
Проблема решилась странным образом:
- подключил монитор к компу по USB-кабелю (на мониторе есть соотв. разъем с правого боку);
- разрешение тут же автоматически установилось в 1920х1200;
- это разрешение появилось в списке допустимых разрешений;
- драйвер монитора не сбрасывается.
После отключения USB-кабеля и даже перезаагрузки компа все продолжало оставаться в норме ))).
Как все это объяснить - хз.
Update:
Подключил монитор к вышеупомянутому компу с Intel Graphics - и фиг, даже с подключенным USB разрешение все равно 1920х1080.
Подсказали на форуме iXBT: в настройках монитора нужно установить режим "EDID Extension = Normal" (стояло "Enhanced").
После этого все заработало!
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Версия SpectraView Reference PA241W, чем либо отличается от базовой модели PA241W?
Конструкционно? Микропрограммно?
Пока что, изучая спецификации не вижу никаких отличий в характеристиках. Цветовые охваты одинаковы. Контрастность, отклик, уровни черного, яркости белого - идентичные.
Да, отличия в комплектации калибровочным ПО и в сервисных правилах (вроде гарантии на полное отсутствие битых пикселей), но получается, что не более того?
При том, что та же базовая модель PA241W прекрасно калибруется отдельно приобретаемым калибратором и точно так же поддерживает запись в 3D LUT монитора.
Ну т.е. я в упор не вижу у базовой модели никакого урезанного функционала по сравнению с SV Ref.
Более того, такая вещь, как SpectraView Reference, это чисто фишка европейского сегмента рынка.
В США такого просто нет в природе. Там продают только две модификации - базовую PA241W и PA241W-SV, комплектуемую OEMным калибратором X-Rite iDisplay Pro, идущим под названием NEC SpectraSensor Pro и калибровочным ПО SpectraViewII.
Причем опять же разница в цене, между базовой и SpectraView модификациями заключается только цене этого самого калибратора и ПО, т.е. составляет порядка 300 долларов.
Это не разы, как в Европе и России, где обычный PA241W стоит 30-35 тыр, а SpectraView версия 60-65тыр.
Эх. Вот до сих пор не могу прояснить казалось бы простой момент.
Версия SpectraView Reference PA241W, чем либо отличается от базовой модели PA241W?
Конструкционно? Микропрограммно?
Пока что, изучая спецификации не вижу никаких отличий в характеристиках. Цветовые охваты одинаковы. Контрастность, отклик, уровни черного, яркости белого - идентичные.
Да, отличия в комплектации калибровочным ПО и в сервисных правилах (вроде гарантии на полное отсутствие битых пикселей), но получается, что не более того?
При том, что та же базовая модель PA241W прекрасно калибруется отдельно приобретаемым калибратором и точно так же поддерживает запись в 3D LUT монитора.
Ну т.е. я в упор не вижу у базовой модели никакого урезанного функционала по сравнению с SV Ref.
Более того, такая вещь, как SpectraView Reference, это чисто фишка европейского сегмента рынка.
В США такого просто нет в природе. Там продают только две модификации - базовую PA241W и PA241W-SV, комплектуемую OEMным калибратором X-Rite iDisplay Pro, идущим под названием NEC SpectraSensor Pro и калибровочным ПО SpectraViewII.
Причем опять же разница в цене, между базовой и SpectraView модификациями заключается только цене этого самого калибратора и ПО, т.е. составляет порядка 300 долларов.
Это не разы, как в Европе и России, где обычный PA241W стоит 30-35 тыр, а SpectraView версия 60-65тыр.
Т.е. то ли американцы так сильно обделены, что им никто не продает специальных версий SpectraView мониторов от NEC, то ли никаких спец. версий нет, все мониторы одинаковы, а в Европе и России просто имеет место быть обычный маркетинговый развод.
Эх. Вот до сих пор не могу прояснить казалось бы простой момент.
Версия SpectraView Reference PA241W, чем либо отличается от базовой модели PA241W?
Конструкционно? Микропрограммно?
Пока что, изучая спецификации не вижу никаких отличий в характеристиках. Цветовые охваты одинаковы. Контрастность, отклик, уровни черного, яркости белого - идентичные.
Да, отличия в комплектации калибровочным ПО и в сервисных правилах (вроде гарантии на полное отсутствие битых пикселей), но получается, что не более того?
При том, что та же базовая модель PA241W прекрасно калибруется отдельно приобретаемым калибратором и точно так же поддерживает запись в 3D LUT монитора.
Ну т.е. я в упор не вижу у базовой модели никакого урезанного функционала по сравнению с SV Ref.
Более того, такая вещь, как SpectraView Reference, это чисто фишка европейского сегмента рынка.
В США такого просто нет в природе. Там продают только две модификации - базовую PA241W и PA241W-SV, комплектуемую OEMным калибратором X-Rite iDisplay Pro, идущим под названием NEC SpectraSensor Pro и калибровочным ПО SpectraViewII.
Причем опять же разница в цене, между базовой и SpectraView модификациями заключается только цене этого самого калибратора и ПО, т.е. составляет порядка 300 долларов.
Это не разы, как в Европе и России, где обычный PA241W стоит 30-35 тыр, а SpectraView версия 60-65тыр.
Т.е. то ли американцы так сильно обделены, что им никто не продает специальных версий SpectraView мониторов от NEC, то ли никаких спец. версий нет, все мониторы одинаковы, а в Европе и России просто имеет место быть обычный маркетинговый развод.
Spectraview Reference 241 vs. Multisync PA241W
i. козырёк
ii. максимально гомогенная панель
iii. 6 месяцев гарантия на 0 битых пикселей
Для дальнейшего выкачивания денег, европейский NEC наверное скоро будет упаковывать мониторы в чехол из кожи питона со шнурком, отрезанным лазерами и омытый слезами японских девственниц на восточном склоне горы Фудзияма.
В базовой версии наоборот - лампы подсветки гасятся в Sleep Mode, и по выходу из него требуют определенного времени на прогрев, в течении которого работать с цветом не стоит. Опять же опция настраиваемая в сервисном меню.
Но есть еще более интересный момент. Наличие комбинации клавиш панели управления, переводящий монитор из базовой конфигурации в SV и наоборот.
И в чем микропрограммное отличие SV от базовой версии? В характеристиках все абсолютно идентично.
Знаю, что в SV версиях идут другие базовые настройки микропрограммного обеспечения, в частности, в SV версиях монитор изначально не настроен на экономный режим ламп подсветки и они горят постоянно . Т.е. делается это для "горячего старта", чтобы не ждать каждый раз прогрева ламп при выходе из спячки. Впрочем опция эта настраиваемая.
В базовой версии наоборот - лампы подсветки гасятся в Sleep Mode, и по выходу из него требуют определенного времени на прогрев, в течении которого работать с цветом не стоит. Опять же опция настраиваемая в сервисном меню.
Но есть еще более интересный момент. Наличие комбинации клавиш панели управления, переводящий монитор из базовой конфигурации в SV и наоборот.
Конечно, тонкая заводская калибровка равномерности подсветки, у базовой версии от этого не появится, но так ли уж плоха калибровка подсветки у базовых моделей? Совсем не плоха.
Остаются из различий козырек и гарантия на битые пикселы. Стоят ли они двойной стоимости монитора.
микропрограммнoe отличие:
1. более гибкая и точная настройка ( калибровка)
2. sRGB-эмуляция "отталкивается" от калибровки. В Multisync PA241W она зашита в BIOS монитора
3. Калибровка без ПК (через меню монитора но только с 2 калибраторами).
микропрограммнoe отличие:
1. более гибкая и точная настройка ( калибровка)
2. sRGB-эмуляция "отталкивается" от калибровки. В Multisync PA241W она зашита в BIOS монитора
3. Калибровка без ПК (через меню монитора но только с 2 калибраторами).
Разумеется мы говорим о последних, технологически возможных, 5% улучшения качества изображения за 50% увеличения цены.
В данном контексте "железно" = "аппаратно", т.е. путем программирования встроенной таблицы коррекции (LUT) монитора. Она, в отличие от 8 bit LUT видеокарты, имеет разрядность 14 bit. Но Profile Maker здесь вам не в помощь. Нужно использовать NEC SpectraView, LaCIE Blue Eye Pro или BasICColor.
Golokigor
Участник
Не будет. У меня на работе такой, без SV. Вот не хочет, гад такой, становиться SV и простить мне 200$ разницы SV/неSV. У меня также NEC из тех, что в SV через сервисный режим не переключить и в BasicColor режим hardware calibration не доступен. Но обнаружил путь в обход - после запуска SpectraView II этот режим BasicColor видит. Возможно, и NEC MultiProfiler так умеет.Mike Zaitsev
Участник
Golokigor,какая моделька, если не секрет, какая версия SV, на каком интерфейсе висит монитор, есть ли usb-соединение? Посмотрите, виден ли в SV (Monitor Properties) серийный номер монитора.
Golokigor
Участник
Монитор LCD2090UXi, естественно на цифровом DVI, SpectraView II брал последней версии на тот момент, он видит про монитор все. Суть фокуса - после калибровки через SV II мониторный LUT остается открытым на запись. Происходит это не каждый раз, я не уловил зависимости, но поймать этот момент можно по ColorComp.
usb NEC'у не нужен, информация о LUT (как и о поканальной яркости и bias) передается по DDC, встроенному в DVI.
Методичка от хорошего специалиста Сергея:
1. Запускаем монитор в инженерном режиме, выставляем значение ColorComp 3 (равномерность поля, чем больше тем меньше яркость и контрастность, сильнее оттенок черного).
2. Калибруем basICColor в желаемый таргет с установкой минимального нейтрального черного. С помощью Calibration Tester можно проверить что кривые прописались в LUT видеокарты.
3. Запускаем SpectraView II, в параметрах выставляем усреднение замеров, 52 шага, оптимизацию по черному цвету и отключаем установку системного профиля.
4. Калибруем монитор в такой же таргет. В этот момент кривые прописываются в LUT монитора, а видеокарта прописывается стандартной таблицей.
5. Не закрывая SpectraView II, снова запускаем basICColor и валидируем калибровку. Если она вас устраивает - пользуемся только SpectraView II и далее.
6. Если нет - пробуем снова откалибровать бейсик колором. Перед этим проверяем значение ColorComp в его настройках. Если оно сбросилось в off - это хороший знак, устанавливаем его вручную.
При этом либо в мониторе после калибровки SpectraView остается разрешенной запись в LUT, либо бейсик колор использует LUT монитора прописанный SpectraView, но LUT видеокарты уже не модифицируется, в чем можно убедиться сравнив дампы.
Писать о профессиональных инструментах вообще и дисплеях в частности – одновременно и легко, и сложно. Легко потому, что в отличие от массовых дисплеев рассказать здесь обычно есть о чем, а результаты тестов позволяют без всяких натяжек использовать только превосходные эпитеты. Ну а тяжело – поскольку, во-первых, у каждого профессионала уже давно сложилось собственное представление о том, каким должен быть идеальный монитор для точной работы с цветом, и не нам, журналистам, его в этом переубеждать. А во-вторых, стоят такие устройства, по меркам массовых моделей, очень дорого, и подчас бывает трудно объяснить, какие же преимущества, функции и характеристики оправдывают эту разницу в цене.
Сегодня – особый случай. Компания NEC зарекомендовала себя как производитель ЖК-дисплеев для профессионального применения высшей ценовой категории, однако отличие новой модели NEC MultiSync PA241W от предыдущих можно заметить уже хотя бы в том, что в PR-материалах производителя по отношению к ней несколько раз употребляется слово «бескомпромиссный». В профессиональной среде, где всем хорошо известно, что не бывает идеальных инструментов, такое встретишь нечасто – видимо, в данном случае мы действительно имеем дело с чем-то из ряда вон выходящим. Что ж, будем знакомиться.
Линейка мониторов MultiSync PA продолжает славные традиции 90-й серии дисплеев, полюбившихся фотографам и дизайнерам по всему миру. По классификации NEC она относится к сегменту hi-end, и выше позиционируется только серия SpectraView Reference. Отличительными чертами новой линейки являются использование исключительно IPS-панелей, причем двух разновидностей – e-IPS и p-IPS. Учитывая, что эти обозначения приходят на смену уже знакомым H-IPS и S-IPS, стоит разобраться с ними детальнее.
Новые разновидности IPS и их особенности
Некоторое время назад лишь немногие посвященные понимали, в чем заключается отличие между панелями производства LG.Display типов H-IPS и S-IPS – остальным пользователям было достаточно уже того, что оба варианта этой технологии обеспечивали на порядок более высокое качество изображения, чем TN+film. Тем не менее специалисты знали, что разница – в структуре жидкокристаллической ячейки, и на базе этой информации основывали свои предпочтения.
С 2009 г. производитель изменил принципы обозначения, и теперь выпускаемые IPS-панели классифицируются по другим характеристикам. Так, матрицы р‑IPS наиболее совершенные (но и самые дорогие), обладают расширенным цветовым охватом (>102%) и 10-битовой разрядностью. А e-IPS, как мы уже писали, символизируют собой попытку LG.Display продвинуть IPS-технологию на массовый рынок – цветовой охват здесь традиционный, разрядность 8 бит. При этом по структуре ЖК-ячеек и p-IPS, и e-IPS принадлежат к подвиду H-IPS – а S-IPS будет постепенно исключаться из производственного цикла.
С A-TW или без A-TW?
Этот подзаголовок может показаться непонятным даже для тех, кто считает, что неплохо ориентируется в современных ЖК-технологиях. Суть же его проста. Ранее в панелях типа S-IPS производители применяли так называемый A-TW-поляризатор, который позволял улучшить диагональные углы обзора (сделать более высоким контрастное отношение изображения при взгляде сбоку). К сожалению, это приводило к заметному окрашиванию черного цвета, которое стало для IPS притчей во языцех – некоторым пользователям данная особенность мешала до такой степени, что они сочли всю технологию неподходящей для решения их задач.
В панелях нового поколения p-IPS и более доступных e-IPS поляризатор A-TW больше не применяется, что должно свести на нет проблему окрашивания черного цвета при непрямых углах обзора. С другой стороны, углы обзора также несколько ухудшатся – но IPS по-прежнему остается рекордсменом по данному показателю, поэтому такую потерю можно считать несущественной.
Технические характеристики
Размер диагонали 24"
Разрешение 1920×1200 пикселов
Шаг точек 0,270 мм
Тип панели p-IPS
Время отклика (GtG) 8 мс
Заявленная/измеренная максимальная яркость 360/380 кд/м 2
Измеренная минимальная яркость 40 кд/м 2
Заявленная/измеренная статическая контрастность 1000:1/1000:1
Углы обзора по горизонтали/вертикали 178°/178°
Видеоинтерфейсы DVI-I, DVI-D, D-sub, S-Video, DisplayPort
Ориентировочная цена €1029
Гарантия 36 мес
Дизайн и конструкция
Выполненный в традиционном строгом дизайне MultiSync PA241W отличается узкой рамкой вокруг панели. Это не только способствует более элегантному внешнему виду, но и помогает при необходимости «сшить» несколько дисплеев в одну большую видеостену – благо подобные возможности данная модель полностью поддерживает, а узкая рамка сделает потери и искажения на стыках не такими заметными.
Вместе с тем толщина корпуса дисплея весьма значительна, как и его масса. Это позволяет надеяться на хорошую механическую прочность – иногда, перенося с места на место почти невесомые мониторы других производителей, поневоле задумываешься, сколько же прослужит устройство такой диагонали, если в его конструкции, кажется, металл не применяется вообще?
Конструкторы изменили подставку и узел регулировки высоты, сделав их использование более удобным. Теперь для фиксации панели в нижней точке не требуется использовать проволочную механическую «чеку», как в большинстве других мониторов – для этого служит специальный запирающий переключатель. Поворот в портретное положение здесь также, разумеется, предусмотрен, равно как и VESA-крепление. А наличие двухвходового USB-концентратора и трех портов USB 2.0 позволяет использовать монитор как KVM-переключатель для работы с одной консоли сразу с двумя ПК.
Возможности MultiSync PA241W
Глядя на характеристики дисплея, понимаешь, что p-IPS действительно не зря называют шагом вперед. Так, эта 24-дюймовая панель с подсветкой на CCF-лампах и усовершенствованными светофильтрами имеет цветовой охват 107% Adobe RGB (к чести маркетингового отдела NEC отметим, что этот показатель подан следующим образом: 107% size / 98% coverage of Adobe RGB), а также разрядность 10 бит на канал (что дает возможность отображения 1,07 млрд оттенков), контраст не хуже 1000:1 и максимальную яркость до 400 кд/м2.
Как полностью реализовать потенциал столь высококлассной ЖК-панели? Разумеется, с помощью совершенной управляющей электроники. Здесь инженеры NEC не ударили в грязь лицом – возможности по управлению этим дисплеем действительно выдающиеся. Начнем с того, что для реализации 10-битового качества изображения панели предусмотрен интерфейс DisplayPort, также поддерживающий 10-битовый режим (напомним, что для полноты этой 10-битовой «картины» потребуются еще 10-битовые видеоадаптер, операционная система и прикладное ПО).
Для эмуляции цветопередачи других устройств (не только отображения, но и вывода) пользователю доступна 14‑разрядная 3D (да-да, трехмерная!) LUT; таким образом, эмуляция будет максимально точно совпадать с оригиналом.
Также предусмотрены технологии Backlight Ageing Correction и Digital Uniformity Control, предназначенные для устранения сдвигов цветопередачи, вызванных старением и неравномерностью свечения ламп подсветки. Как первая, так и вторая функции будут очень востребованы в профессиональной среде.
Разумеется, традиционные NEC’овские ColorComp, AmbiBright и NaviSet тоже поддерживаются. А за счет системы Brightness Stability подсветка дисплея выходит на номинальный уровень уже через 20 с после его включения – значительно быстрее, чем при традиционном подходе. Также с ее помощью сводится к минимуму дрифт яркостных характеристик после регулировки яркости/контраста.
NEC обещает вскоре сделать доступным ПО MultiProfiler, позволяющее настраивать все параметры управления дисплеем непосредственно из Windows. Но на момент написания статьи его еще нет ни на диске, ни на сайте производителя, и единственное свидетельство существования такого ПО – скриншоты, приведенные в презентации этого дисплея.
OSD-меню
Знакомство с дисплеем продолжим OSD-меню, специфика управления которым хорошо известна пользователям 90-й серии MultiSync. Все клавиши сосредоточены в правом нижнем углу, при нажатии подписи их функций отображаются на экране.
Сразу бросается в глаза регулировка яркости, отградуированная не в привычных процентах, а в значительно более понятных для профессионала кд/м 2 . Более того, при подстройке яркости эта регулировка сама подсказывает ее среднестатистический оптимальный уровень, «застревая» ненадолго на значении 120 кд/м 2 . Также интересно, что в большинстве предустановленных режимов регулировка контрастности заблокирована, и это, по нашему мнению, верное решение – ведь для ЖК-дисплеев у нее может быть только одно оптимальное положение. Так зачем же давать пользователю лишнюю возможность собственноручно испортить изображение?
В разделе RGB сосредоточены все органы управления цветностью. Для начала выбирается предустановленное цветовое пространство – Adobe RGB, sRGB, Full, High Bright, DCI, а строкой ниже можно выставить требуемую цветовую температуру от 3000К до 15 000К с шагом 100К. Далее расположен блок тонкой настройки по шести осям (RYGCBM), причем регулировке подвержены параметры Hue, Offset, Saturation. И наконец, для тех, кому и этого мало, предусмотрен пункт Advanced Settings, представляющий собой вход в инженерное меню дисплея. В нем на двенадцати вкладках присутствуют все возможные настройки и функции, например указание крайних точек и точки белого эмулируемого цветового пространства в координатах x‑y, регулировка гаммы, уровня черного и т. д.
Некоторые функции дисплея доступны только из этого расширенного меню – например, Uniformity (диапазон значений от 1 до 5 либо OFF, включение снижает максимальную яркость), авторегулировка яркости, настройка цвета и уровня свечения индикатора питания.
Интересной особенностью является эмуляция наиболее распространенных аномалий цветного зрения (т.н. дальтонизм) – для проверки того, как будет видеть человек с ограничениями цветного зрения подготавливаемое дизайнером изображение. Отсюда также запускается процедура Self Color Correction, позволяющая устранить последствия старения CCFL-ламп подсветки. Она выполняется порядка получаса, при этом на экране не отображается ничего, кроме таймера, отмеряющего этот срок. Однако, к сожалению, нигде нет подробного описания того, каким же образом эта технология работает.
Впечатления от работы
Результаты измерений статических параметров изображения в различных режимах не дают поводов для каких-либо нареканий – это все, что можно сказать по итогам тестирования, выполненного по нашей традиционной методике. Единственное, что можно отметить – при повышении цветовой температуры растет расхождение значения с измеренной величиной. Но сам график при этом остается идеально ровным. То же самое касается графиков гаммы, тональных кривых и относительного вклада цветовых компонентов для всех режимов дисплея.
Цветовая температура по шкале серого (режим Full)
Относительный вклад цветовых компонентов и гамма (Adobe RGB)
Тональные кривые (Adobe RGB) и цветовой охват (режим Full)
Эмуляция цветового охвата Adobe RGB и sRGB
Привычный для IPS-панелей эффект засветки черного фиолетовым отливом при взгляде под углом здесь выражен неявно, больше при взгляде сверху, и будет заметен только при достаточно слабом внешнем освещении.
Одна из выявленных особенностей работы электроники дисплея заключается в кратковременном повышении яркости экрана при регулировке каких-либо параметров или переключении режимов. Поскольку делать это приходится нечасто, такое «моргание» вряд ли можно считать недостатком, однако было бы здорово его полностью исключить.
Что касается динамики, то 16 (8 GtG) мс времени реакции матрицы не является на сегодняшний день рекордом, но этого вполне достаточно, чтобы в подавляющем большинстве задач смазывания заметно не было. Кроме, разумеется, 3D-игр, но вряд ли можно предположить, что данный дисплей попадет на стол компьютерного игромана – забивать гвозди микроскопом тоже, конечно, можно, но обычно получается несколько накладно…
Это наводит на размышления, а каким же категориям пользователей действительно потребуется такое устройство? Учитывая, что рынок профессиональных мониторов очень далек от массовости, все, что можно сказать по этому поводу, – тем, кто точно знает, зачем ему такой дисплей. Дисплей, умеющий с прецизионной точностью эмулировать цветопередачу других устройств отображения и вывода, работать в составе полиграфического, кинематографического и медицинского оборудования и показывать более 1 млрд цветов и оттенков по интерфейсу DisplayPort.
Читайте также: