Духовой инструмент с клавиатурой как у пианино
Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.
3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.
4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.
5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.
6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.
7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.
8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.
Металлофоны
Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.
1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).
2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона — из металла.
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны)
Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).
1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.
2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.
3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).
4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.
5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения — в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.
6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.
8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее — С. И. Налимовым.
10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно — с т.н. двойной репетицией — относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 вв.
11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.
Клавишные музыкальные инструменты
Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальных инструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.
В середине XIX века в домах европейских городов часто можно было увидеть удивительный музыкальный инструмент фисгармонию. Внешне он напоминает пианино, но имеет абсолютно другую внутреннюю наполненность. Относится к классу аэрофонов или гармоник. Звук извлекается при воздействии воздушного потока на язычки. Этот инструмент – неотъемлемый атрибут католических храмов.
Что такое фисгармония
По своей конструкции клавишный духовой инструмент схож с пианино или с органом. Фисгармонь тоже имеет клавиши, но на этом сходство заканчивается. При игре на пианино за извлечение звука отвечают молоточки, которые ударяют по струнам. Органное звучание происходит за счет прохождения потоков воздуха через трубы. К органу фисгармония ближе. Воздушные потоки нагнетаются мехами, проходят по трубкам различной длинны, приводя в действие металлические язычки.
Инструмент устанавливается на полу или на столе. Среднюю часть занимает клавиатура. Она может быть однорядной или располагаться в два ряда. Под ней расположены створки и педали. Воздействуя на педали, музыкант регулирует подачу воздуха в меха, коленями управляются створки. Они отвечают за динамические оттенки звучания. Диапазон музицирования – пять октав. Возможности инструмента обширные, на нем можно исполнять программные произведения, устраивать импровизации.
Корпус фисгармонии изготавливают из древесины. Внутри находятся голосовые планки с проскакивающими язычками. Клавиатура разделена на правую и левую части, управление которых происходит за счет рычагов, расположенных над клавиатурой. Классический инструмент имеет внушительные размеры – полтора метра в высоту и 130 сантиметров в ширину.
История инструмента
Способ извлечения звуков, на котором основана игра на фисгармонии, появился задолго до изобретения этого «органа». До европейцев использовать металлические язычки научились китайцы. На этом принципе развивались аккордеон и губная гармошка. В конце XVIII века чешский мастер Ф. Киршник добился эффекта «espressivo» на изобретенном новом механизме. Он позволял усилить или ослабить звук в зависимости от глубины нажатия клавиши.
Усовершенствовал инструмент ученик чешского мастера, применив проскакивающие язычки. В начале XIX века свои изменения вносили Г. Гренье, И. Бушман, название «фисгармония» озвучил венский мастер А. Хеккель в 1818 году. В основу названия легли греческие слова, которые переводятся, как «кузнечный мех» и «гармония». Патент на новое изобретение был получен только в 1840 году А. Дебеном. В это время инструмент уже активно использовался исполнителями в домашних музыкальных салонах.
Разновидности
Фисгармония претерпевала конструкционные изменения, совершенствовалась на протяжении XIX-XX столетий. Мастера разных стран вносили корректировки, основанные на национальных традициях музицирования. Сегодня в разных культурах встречаются отдельные разновидности инструмента:
- гармонифлют – так называлась самая первая фисгармония, созданная по одной версии А. Хеккелем, а по другой – М. Бюссоном. Ее устанавливали на подставку, а меха приводились в действие при помощи педалей. Диапазон звучания был не обширен – всего 3-4 октавы.
- индийская фисгармония – индусы, пакистанцы, непальцы играют на ней, усаживаясь на пол. Ноги в звукоизвлечении не участвуют. Исполнитель одной руковй приводит в действие меха, другой нажимает клавиши.
- энгармоническая фисгармония – экспериментируя с клавишным инструментом, оксфордский профессор Роберт Бозанкет разделил октавы обобщенной клавиатуры на 53 равных ступени, получив точное звучание. Его изобретение долгое время использовалось в немецком музыкальном искусстве.
Позднее появились электрифицированные экземпляры. Органола и мультимоника стали прародителями современных синтезаторов.
Индийская фисгармония
Использование фисгармонии
Благодаря мягкому, выразительному звучанию, инструмент обрел популярность. До начала XX века на нем играли в дворянских гнездах, в домах родовитых господ. Для фисгармоники написано множество произведений. Пьесы отличаются певучестью, мелодичностью, спокойствием. Чаще всего исполнители играли транскрипции вокальных, клавирных произведений.
В Россию инструмент массово пришел вместе с переселенцами из Германии в Западную и Восточную Украину. Тогда его можно было увидеть почти в каждом доме. Перед войной популярность фисгармонии стала резко падать. Сегодня на ней играют только истинные поклонники, используется она и для разучивания музыкальных произведений, написанных для органа.
Интересные факты
- Фисгармония благословлена папой римский Пием 10-ым на исполнение литургий, по его мнению, этот инструмент «обладал душой». Его стали устанавливать во всех церквях, которые не имели возможности приобрести орган.
- В России одним из популяризаторов фисгармонии был В.Ф. Одоевский – знаменитый мыслитель и основоположник русского музыкознания.
- В Астраханском музее-заповеднике представлена экспозиция, посвященная инструменту и вкладу фабрики Ю.Г. Циммермана в развитие музыкальной культуры. Корпус фисгармонии украшает растительный орнамент и фирменная табличка с указанием принадлежности к производителю.
Сегодня в продаже аэрофоны почти не встречаются. Истинные ценители заказывают его персональное изготовление на музыкальных фабриках.
Кла́вишные музыка́льные инструме́нты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.
Содержание
Виды клавишных музыкальных инструментов
По типу звукобразования и способу извлечения звуков клавишные музыкальные инструменты делятся на следующие группы:
Самозвучащие ударно-клавишные
Струнные
- Ударно-клавишные (фортепьяно и старинный клавикорд)
- Щипково-клавишные (клавесин и его разновидности)
Духовые
- Пневматические (орган и его разновидности)
- Язычковые (фисгармония, баян, аккордеон, мелодика)
Электронные
История создания клавишных инструментов
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.
Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.
Типы клавиатур
Клавиатура может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена); сила звука определяется другими средствами. Динамическая клавиатура определяет также и силу нажатия, соответственно и изменяет силу звучания инструмента.
Клавиатуры органа, аккордеона — статические, фортепьяно — динамическая. В электронных клавишных инструментах возможны оба варианта.
У каждой вещи есть своя история, есть она и у клавишных инструментоов. Знать ее, несомненно, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных стилях и понимать содержание того или иного произведения
Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент. У него нет струн, а есть множество труб.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье. Его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано".
Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.
В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена
Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.
На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.
В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта - будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката.
Часто спрашивают, чем отличается пианино от рояля или чем отличается пианино от фортепиано?
Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них. Так же, как под духовыми подразумевают саксофоны, тромбоны, трубы. Кроме формы мало кто может понять, в чем же состоит разница между роялем и пианино, но мало кто задумывается, почему же они имеют различную форму.
Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, это построение обеспечивает компактность (относительную, конечно) инструмента.
У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и,
Помимо размера имеется еще одно ключевое отличие. В рояле существует особый механизм,
называющийся «механизмом двойной репетиции» («репетиция» – повторение) – он создан для того, чтобы легко можно было бы проигрывать быстро повторяющиеся нажатия на клавиши, что также незаменимо на концертах, где требуется максимально продемонстрировать своё мастерство.
Все мы прекрасно знаем, что фортепиано очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до пределов, которые себе и представить не могли классические композиторы.
Корень слова «синтезатор» - «синтез», то есть создание чего-либо из ранее разрозненных частей. Одной из его ключевых особенностей является то, что синтезатор способен воспроизводить не только звуки классического пианино, но и имитировать звучание многих других инструментов. В них заложены и электронные звуки, которые смогут воспроизвести только синтезаторы.
Своё начало создание электронных инструментов берёт еще в конце XIX века, русский учёный Лев Термен изобрёл один из первых полноценных инструментов, использующих законы физики и электрическое питание, известный как терменвокс. Он представлял собой довольно простую и мобильную конструкцию, аналогов которой нет до сих пор – это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет и ноты, которые выдает терменвокс.
Один из первых электронных инструментов, на этот раз уже клавишных, назывался Теллармониум и был изобретен Таддеусом Кэхилом из Айовы. Инструмент, целью которого было заменить церковный орган, вышел воистину масштабным: он весил около 200 тонн, состоял из 145 огромных электрогенераторов, а, чтобы перевезти его в Нью-Йорк, понадобилось 30 железнодорожных вагонов. Но сам факт его создания показал, куда двигаться музыке, показал, насколько еще может технический прогресс помочь развитию искусства. Говорили, что Кэхил опередил своё время, называли его невоспетым гением. Однако, несмотря на все прелести инструмента, ему еще было куда развиваться: дело в том, что он вызывал помехи на телефонных линиях, да и качество звука его было достаточно посредственным даже по меркам начала XX века.
Во время Первой мировой войны, когда на долгое время гул разрывающихся снарядов, свист пуль, скрежет гусениц танков наполняли окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило звуки войны. Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования. Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии.
После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Почти десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата. В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot). Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес.
В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, пишут музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.
RCA (Radio Corporation of America) приняла первую попытку создать синтезаторы, которые стали бы шагом вперёд после органа Хаммонда, но созданные корпорацией модели Mark I иMark II не снискали успеха из-за, опять же, болезни всех электронных устройств того времени – габаритов (синтезатор занимал целую комнату!) и астрономической цены, однако определенно стали новой вехой в развитии технологий звукового синтеза.
С начала 1960х появилось множество компаний, каждая из которых заняла свою нишу в создании синтезаторов: Sequential Circuits, E-mu, Roland, ARP, Korg, Oberheim, Yamaha и это еще не весь список. Аналоговые синтезаторы с тех времен не подверглись кардинальным изменениям, они до сих пор ценимы и очень дороги – модели представляли собой тот классический вид синтезаторов, к которому мы привыкли.
Между прочим, советские производители тоже не отставали. Советские синтезаторы являются очень интересными в плане звучания, в СССР даже были свои маэстро электронной музыки, такие как, Эдуард Артемьев. Самыми известными сериями были Аэлита, Юность, Лель, Электроника ЭМ.
К середине 80-х годов в музыкальную индустрию стали уверенно входить цифровые технологии. Оказалось, что в ряде случаев сложный и неповторимый процесс аналогового синтеза можно просто и быстро заменить цифровым запоминанием полученного результата - сэмпла. Появились простые и дешёвые клавишные инструменты, которые используют библиотеку сэмплов, записанных в ROM-памяти, их назвали ромплерами.
В настоящее время всё большую популярность обретают компьютерные программы, которые осуществляют весь процесс синтеза в цифровом пространстве компьютера. Развитие MIDI-интерфейсов зашло вперёд настолько, что в наше время, в принципе, уже достаточно иметь только клавиатуру, которая, в сравнении с рабочими станциями, практически ничего не стоит. Её можно подключать к компьютеру (но компьютер должен быть достаточно мощным) и после определенных несложных манипуляций музицировать, используя в качестве банка звуков специальные VST-программы (Virtual Studio Technology).
Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.
Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.
Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).
Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):
Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.
Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.
Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).
В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».
Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.
В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.
Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.
Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.
Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.
Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.
«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.
Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).
Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.
Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.
Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).
В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.
Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.
Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.
В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».
Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).
Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.
Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.
Орфотонофониум Артура фон Эттингена.
Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета
Индийская фисгармония (Гармоника).
Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.
Читайте также: