Музыкальный инструмент из бревна
Что мы знаем о шумовых народных инструментах
Много лет со всей душой и огромным удовольствием мы мастерим музыку из дерева, поддерживая вековые традиции русского народного творчества. Получается задорно, заливисто, шумно, на радость всем, кто ее слышит и чувствует.
Музыкант с консерваторским образованием, педагог с внушительным стажем, мастер по дереву от плоти и крови Александр Серебров и его помощники - мы долгое время профессионально «ставили» дереву «голос» и добились, чтобы оно «запело» искренне, по-настоящему.
Теперь, говорят окружающие, слышишь его, и, дух захватывает!
Музыкальные шумовые, ударные и духовые русские народные музыкальные инструменты - вот уникальный труд «Мастерской Сереброва», начавшийся 25 лет назад. Каждый музыкальный инструмент, родившийся в наших руках, самобытен, непохож на другой и получил не только физическую жизнь, но и душу опытного мастера. Поэтому «поет» как живой, с характером и настроением.
Мы применяем высококачественную древесину бука, клена, березы, дуба, а также экзотический madagascar ebony, padouk, bocote и производим звонкие традиции национального отечественного творчества по современным технологиям:
o Ложки деревянные музыкальные
o Эксклюзивные инструменты (дрова музыкальные, топор музыкальный, ухват музыкальный, коса музыкальная, таз музыкальный, коромысло)
o Ксилофоны диатонические и хроматические
o Музыкальные треугольники и угольники
o Музыкальные конструкторы
o Комплекты музыкальных инструментов «на любой вкус»
«Мастерская Сереброва» разработала, увлеченно производит и предлагает к продаже более 300 видов инструментов. Это не только изделия народной музыкальной культуры, но и предметы быта русского народа, которые в умелых руках играют и «поют». Живописную «внешность» им дарят профессиональные художники народных художественных промыслов Нижегородской области.
Главные ценители наших изделий - дети, музыкальные народные коллективы, музыканты-профессионалы. Всем и каждому мы готовы предложить самые разные творческие находки, качество которых будет отменным в любом случае. Даже если это наша новая разработка - бюджетные инструменты (самый подходящий вариант для начинающих музыкантов - дошколят и школьников).
Мы помним историю нашего Отечества, ценим родную культуру, храним традиции народного творчества и уверены, что без прошлого нет будущего. Важно передавать свой опыт детям, поэтому, мы готовы научить любого играть на русских музыкальных инструментах, произведенных «Мастерской Сереброва». Для этого Александр Серебров приглашает на свои мастер-классы.
Особенность шумовых и духовых русских народных инструментов «Мастерской Сереброва» в том, что это не просто музыкальные инструменты, но и образцы народных художественных промыслов, и богатый опыт музыкантов и мастеров по дереву, доподлинно изучивших русское искусство, вложивших в свой труд традиции, качество, новые технологии и собственные разработки.
Трещотка: история и описание музыкального инструмента
Среди деревянных народных музыкальных инструментов Руси с давних времён известны трещотки. Они относятся к ударным инструментам, так как заменяют собой хлопки в ладошки, что так же часто практикуется при групповых исполнениях песен, обрядовых куплетов и танцев во время различных народных праздников, гуляний и свадеб.
История появления
Доподлинно неизвестно, где, кем и когда были изобретены трещотки. Существуют лишь некоторые археологические свидетельства, предполагающие появление пластинчатых шумовых музыкальных инструментов под Новгородом не позднее XII века. А также они использовались и в других областях европейской части России. До сих пор имеются мастера в деревнях Тульской, Калужской, Новгородской, Курской и Ленинградской областях, занимающиеся изготовлением трещоток разных конструкций.
Причинами их появления в средние века, скорее всего, стали такие факторы:
- обыкновенное желание разнообразить скудный набор музыкального сопровождения у сельчан самодельным и простым по изготовлению ударным инструментом;
- хлопать в ладоши на уличных праздничных мероприятиях морозными зимами очень затруднительно (а трещоткой можно действовать в варежках).
Любая из названых причин или обе сразу могли надоумить умельцев работы с деревом из разных мест средневековой Руси изобрести трещотку. Это произошло, конечно, не в одно время, и благодаря не одному человеку, но факт остаётся фактом: инструмент появился, использовался в прошлом, используется и сейчас в народных музыкальных коллективах, поддерживающих русские древние традиции и культуру.
Разновидности
Деревянный ударный музыкальный инструмент трещотка имеет ещё одно название – трескотуха.
По конструкции трещотки делятся на 2 основных вида:
- пластинчатые;
- круговые.
Но и среди этих групп идёт разделение на разновидности по различным критериям. Например, пластинчатые по внешнему виду называют веерными, плоскими, курскими, рукоятчатыми. Все они представляют похожие модели (веерные из деревянных пластинок), но отличаются либо формами своих пластинок (закруглённые со свободных концов и полностью квадратные, одинаковые по размерам и имеющие разную длину), либо исполнением пластин и прокладок (единые и раздельные).
Круговые трещотки имеют не так уж и много разновидностей:
- одноязычковые;
- состоящие из нескольких язычков;
- однополосные (однорамные);
- двухполосные.
Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки.
Описание
Пластинчатые модели трещоток изготовляются из набора сухих и хорошо обработанных деревянных дощечек длиной от 13 до 18 см и шириной от 5 до 7 см. Толщина дощечек – 5-6 мм. Комплект пластин для трещотки может состоять из произвольного их числа (от 12 до 20 шт.). Самым лучшим материалом для изготовления пластин является древесина дуба. При отсутствии этого материала используют древесину клёна или ореха (то есть твёрдые породы дерева).
Дубовые трещотки издают наиболее ясный и громкий звук, нежели сделанные из любого другого растения.
Между каждой пластиной устанавливается прокладка – такая же дощечка, по длине составляющая не более 1/3 от длины основной. Толщина прокладки составляет 3 мм.
В одном из концов основных пластин и их прокладок просверливаются по 2 одинаковых отверстия как по месту положения на плоскостях, так и по диаметру (3 мм). После этого пластины и прокладки поочерёдно нанизываются через отверстия на верёвку, шнур или толстую леску, которые по окончании монтажа планок закрепляются узлами либо на ручках. Нередко пластинчатые трещотки дополняют несколькими бубенцами и украшают лентами, чтобы обратить внимание слушателя на этот музыкальный инструмент.
Круговые трещотки состоят из корпуса и ручки. Корпус представляет собой прямоугольную деревянную рамку с размерами 20х10, 20х5, 30х10. Ручка вставляется в корпус у одного края поперёк длинной её стороны. На оси ручки внутри рамки имеется зубчатое колёсико (вставка), представляющее собой деревянный цилиндр шестерёнчатого типа.
В противоположной от шестерёнки короткой стороне рамки делается паз, куда вставляется упругая деревянная либо стальная пластина, называемая «язычком». Язычок доходит свободным концом до зубчиков вставки, о которые и щёлкает при круговом вращении рамки. Звук такой трещотки напоминает непрерывную стрельбу из детского автомата.
Имеются модели круговых инструментов со сдвоенными рамками в одном корпусе или с несколькими язычками в одной рамке.
Как играть?
На круговой трещотке смогут без проблем сыграть даже дети: нужно лишь взять инструмент за ручку и вращать рамку вокруг оси. Детские игрушки, сделанные по подобию трещотки, очень популярны.
Очень интересный и полезный в плане развития для детей другой вариант - веерный. С ним много чего можно развить у ребёнка (координацию, ритм, внимание).
Пластинчатый инструмент держат перед собой руками с двух сторон на уровне груди. При игре вееру пластинок дают возможность раскладываться, а затем с треском возвращаться в исходное состояние. Путём действий обеих рук: встряхивая поочерёдно кистями, поднимая или опуская руки, переворачивая инструмент, музыканты создают самые невероятные ритмические рисунки.
Делаем гусли своими руками
Россия звучит по-разному. Как шум деревьев на ветру и журчание воды в роднике. Как гудение машин в московской пробке. Как шелест страниц классической книги. Как скольжение пуант по отполированному паркету. А еще – как гусли. Этот древнерусский народный инструмент – основа музыкальной культуры тех земель, которые находились на территории современной России. Его нельзя просто так обойти стороной: достойный представитель струнных, он до сих пор в ходу. На нем играют не только любители народной музыки, но и такого популярного сейчас направления, как фолк. Научиться извлекать из гуслей красивый тягучий звук не сложнее, чем освоить гитару. Однако играть на собственноручно сделанном инструменте куда приятней, чем на покупном.
Что потребуется?
Сделать гусли своими руками не так уж и сложно, если, конечно, человек обладает достаточными навыками в столярном деле. Испокон веков и по сей день этот инструмент выполняется из высохшей старой, но не потрескавшейся древесины: кедра, ели, клена или сосны.
Чтобы создать гусли, необходима одна цельная доска, а для ее получения нужно уметь обращаться не только с топором, молотком и дрелью, но также со стамесками, напильником, ножовкой и наждачной бумагой.
Некоторые элементы гуслей придется клеить, поэтому в арсенале необходимо держать также столярный клей. Обрабатывать уже сделанный корпус рекомендуется морилкой: ее использование предотвратит гниение и появление плесени, если древесина вдруг оказалась свежей. В качестве струн зачастую используются гитарные или фортепианные: их достать проще всего, а еще они очень удобны в регулировке. Если нет желания поддерживать аутентичность инструмента, то и колки можно не изготавливать самостоятельно: достаточно вставить в корпус гитарные, гусли от такого нововведения ничего не потеряют.
Схемы и чертежи
Существует несколько разновидностей гуслей, которые отличаются не только по форме, но и по количеству струн. Самой популярной формой являются крыловидные или звончатые гусли: они напоминают по своему строению трапецию, а струны (в количестве от 5 до 17) с диотоническим звукорядом расположены на них веерообразно.
Гусли-псалтырь также называются шлемовидными: они имеют полукруглую форму и насчитывают от 10 до 26 струн, настроенных так же, как и у крыловидных гуслей.
Лирообразные гусли легко узнаются по проему у их расширенного конца, который называется игровым окном. В отличие от остальных видов инструмента, которые при игре кладутся музыканту на колени, эти гусли ставятся исключительно вертикально. Стандартным количеством струн для них является число 5. Стационарные гусли имеют прямоугольный вид. Они называются также клавироподобными, столообразными и поповскими. Отличаются от всех предыдущих своей неподвижностью и большим количеством струн, достигающим 66 штук.
Самыми распространенными являются крыловидные гусли. Их стандартные размеры: длина – не больше 80 см, ширина зависит от удобства музыканта, а толщина достигает 4-6 см. Также стоит предусмотреть место для открылка – это такая своеобразная подставка под руку, которая позволяет музыканту удобно играть, не держа ее на весу. Ее размеры колеблются от 6 до 11 см.
Расчеты нужно производить еще на стадии создания эскиза, ведь от роста и параметров музыканта зависит размер бревна, которое берется для вырезания: оптимальная длина одного полена должна достигать 1 метра, а его диаметр варьироваться в пределах от 35 до 40 см. Еще одной важной характеристикой считается внутренний объем гуслей: корыто должно быть достаточно глубоким, чтобы звук резонировал хорошо и громко. Оптимальный размер – от 3 до 8 см, но можно углубиться сильнее: все зависит от желаемого эффекта. Толщина дна не должна превышать 2 см, а ширина дна возле «пятки» – места, где крепятся струны, должна сужаться.
Границы гуслей по бокам должны составлять 1 см, а сверху и снизу – 2,5 см. Дека, накладывающаяся на корпус гуслей, должна быть выполнена из тонкого листа дерева – не более 3 мм: так она будет упруго держаться на пружинах внутри корпуса, создавая натяжение и повышая звонкость и тембр инструмента.
Рекомендуется стругать древесину так, чтобы годичные кольца располагались вертикально – сверху вниз. Так можно добиться большей прочности доски. Расстояние между струнами высчитывается исходя из их количества, размеров деки, стиля игры и толщины пальцев играющего. Стандартная величина – 1,7 см, однако этот показатель подгоняется под каждого музыканта индивидуально.
Этапы изготовления
Изготовить самодельные гусли не так сложно: подробные чертежи можно найти в интернете на форумах резчиков по дереву или людей, занимающихся созданием авторских музыкальных инструментов. Когда подходящее по всем основным параметрам бревно уже выбрано, а из него выпилена цельная доска с необходимой высотой, нужно поверх нее начертить эскиз для того, чтобы потом не нарушить форму будущих гуслей. Следующим этапом будет отпиливание лишних кусков древесины и бурение отверстий для установки колок: согласно чертежу, на некотором расстоянии от них должна находиться полая область, которую, в зависимости от мягкости древесины, можно выбрать лобзиком. Во внутренней части корпуса следует вырезать резонаторные отверстия: можно ограничиться простой окружностью, а можно попытаться подойти к этому процессу креативно и придумать красивый фигурный узор.
Прежде чем клеить тонкий лист дерева поверх корпуса, нужно обработать все его внутренние зоны морилкой – иначе потом к ним не будет никакого доступа. Вырезав открылок, можно приступать к фиксации деки и смазыванию уже всего инструмента деревообрабатывающим раствором. Существует множество приемов, которые могут позволить вырезать фигурные узоры на поверхности инструмента, чтобы не только его звучание, но еще и внешний вид для владельца был сакральным и значащим нечто большее. Чтобы гусли выглядели ярче, их можно расписать либо народным орнаментом, либо покрыть яркой краской с лаком – все это, конечно, после окончательной шлифовки, которая сделает древесину гладкой, приятной на ощупь и безопасной для игры: никто не хочет загнать себе занозу во время перебирания струн.
К слову, о них. Струнодержатель, располагающийся на самом узком краю деки на высоте 1,5 – 2 см, можно приобрести либо в специализированном магазине, либо сделать из подручных средств: например, из изогнутого гвоздя. Длина струн определяется еще на самом раннем этапе проектирования, а их выбор зависит от того, какой звук музыкант хочет извлекать из инструмента: для гуслей рекомендуется выбирать стальные струны как с обмоткой, так и без нее, чтобы каждая мелодия казалась многогранной, а настройка по тонам не составляла труда.
Струны из нейлона, проволоки или синтетической лески тоже подойдут, но громкость музыки в таком случае будет куда ниже.
Прежде чем натягивать струны, нужно вставить внутрь инструмента колки: они могут быть также куплены в магазине или выструганы самостоятельно. Каких-то особых предпочтений по тому, из какого материала они должны быть, нет: для их изготовления можно использовать ту же древесину, которая пошла на корпус гуслей. Однако некоторые мастера выбирают принципиально березу, клен или бук для их создания: этот материал довольно пластичен, поэтому его деформировать легче всего. Главное, чтобы их количество совпадало с количеством струн, которое задумывалось заранее. Все, что нужно, это выстругать нужное количество колок, расположить их по диагонали согласно эскизу на одном и том же уровне на колковой планке и проделать в каждом дырочку, чтобы можно было продеть сквозь нее струну. После того как леска или проволока зафиксирована на струнодержателе и продета сквозь колок, тот вворачивается вглубь инструмента под углом – для лучшего натяжения.
Если струнодержатель испытывает слишком большую нагрузку во время игры, он может легко отлететь – и тогда гусли будут повреждены. Для того чтобы обезопасить инструмент от такой неприятности, можно вмонтировать в деку утицы – специальные дощечки, которые фиксируют металлический стержень и укрепляют его положение на деревянной пластине. Сами утицы должны быть либо плотно приклеены к деке, либо зафиксированы саморезами: они не только снижают риск появления трещин, но еще и способствуют передаче колебаний от струн на деку, которая, вибрируя от сигнала, будет усиливать звук музыки. Как видно из инструкции, самому создать музыкальный инструмент вполне возможно. Главное, соблюдать все расчеты, выполнять каждый этап пошагово и просто наслаждаться процессом.
Как сделать гусли своими руками, смотрите в видео.
История домры
Многие исследователи историки полагают, что домра – исконно русский инструмент. Однако, судьба его настолько уникальна и удивительна, что спешить с утверждениями подобного рода не стоит, есть 2 версии ее появления, каждая из которых может быть верной.
Первые упоминания о домре, дошедшие до нас, датированы 16 веком, однако в них говорится о домре, как об инструменте, уже получившем широкую популярность на Руси.Одна из самых распространенных теорий возникновения этого щипкового музыкального инструмента – восточное наследие. Очень похожие по форме и способу извлечения звуков инструменты были у древних тюрков и назывались тамбурами. Да и название «домра» явно не имеет русского корня. В пользу этой версии говорит и тот факт, что у восточного тамбура была такая же плоская дека и звуки извлекались при помощи кустарно изготовленной щепки. Считается, что именно тамбур был праотцом многих восточных инструментов: турецкого багламу, казахской домбры, таджикского рубаба. Предполагают, что именно от тамбура, в ходе некоторых трансформаций, могла возникнуть русская домра. А завезен он был в Древнюю Русь в период тесных торговых отношений со странами Востока, либо в период монголо-татарского ига.
По другой версии, корни современной домры стоит искать в европейской лютне. Хотя, в период Средних веков любой музыкальный инструмент, снабженный округлым корпусом и струнами, из которого звуки извлекались щипковым способом, назывался лютней. Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что она имеет восточные корни и произошла от арабского инструмента – аль-уда, но в дальнейшем на форму и конструкцию оказали влияние европейские славяне. Подтверждением тому может служить украино-польская кобза и ее более современный вариант – бандура. Средние века славятся тесными историко-культурными отношениями, поэтому домра по праву считается родственницей всех струнно-щипковых музыкальных инструментов тех времен.
В период с 16 по 17 век она являлась значимой частью русской культуры. Скоморошество, которое было распространено на Руси, всегда использовало для своих уличных выступлений домру, наряду с гуслями и гудками. Они путешествовали по стране, давали представления, подшучивали над боярской знатью, церковью, за что часто вызывали гнев со стороны власти и церкви. Существовала целая «Потешная палата», которая развлекала «высший свет» с помощью этого музыкального инструмента. Однако, начиная с 1648 года, для домры наступает драматическое время. Под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович, назвал театрализованные выступления скоморохов «бесовскими игрищами» и издал указ об истреблении «орудий бесовских игрищ» — домр, гуслей, гудков и т.д. С этого периода и до 19 века исторические документы не содержат никакого упоминания о домрах.
Так печально могла бы и закончиться история, если бы в 1896 г, в Вятской области, выдающийся исследователь и музыкант того времени – В.В. Андреев, не обнаружил странный музыкальный инструмент, имеющий полусферическую форму. Совместно с мастером С.И. Налимовым, они разработали проект создания инструмента, опираясь на конструкцию найденного экземпляра. После реконструкции и изучения исторических документов, был сделан вывод о том, что это и есть старинная домра.
«Великорусский оркестр» — так называли оркестр балалаек под руководством Андреева, существовал еще до обнаружения домры, но мастер жаловался на нехватку ведущей мелодической группы, на роль которой она подходила идеально. Совместно с композитором и пианистом Н.П. Фоминым, с чьей помощью члены музыкального кружка Андреева изучили нотную грамоту и вышли на профессиональный уровень, домра стала превращаться в полноценный академический инструмент.
Как выглядит домра?
Бытует мнение, что изначально ее изготавливали из бревна. Там выдалбливали посередине древесину, доделывали палку (гриф), натянутые сухожилья животных служили струнами. Игра осуществлялась щепочкой, перышком, либо костью рыбы. Современная домра имеет более качественный корпус с клена, березы, гриф с твердых пород дерева. Для игры на домре используют медиатор сделанный с панциря черепахи, а чтобы получить приглушенный звук применяют медиатор из натуральной кожи. Струнный инструмент состоит из круглого корпуса, средней длины грифа, трех струн, квартового строя.
В 1908 г. были сконструированы первые 4-струнные разновидности домры. Произошло это по настоянию известного дирижера – Г. Любимова, а идею реализовал мастер музыкальных инструментов – С. Буровый. Однако, 4-струнка уступала традиционной 3-струнной домре в тембровом плане. С каждым годом интерес к только усиливался, и в 1945 г. состоялся первый концерт, где домра стала сольным инструментом. Он был написан Н. Будашкиным и имел ошеломляющий успех в последующие годы. Следствием этого стало открытие первой в России кафедры народных инструментов при институте им. Гнесиных, на которой было отделение домры. Первым преподавателем стал Ю. Шишаков.
Распространенность в Европе.
В Библии, переведенной Семеном Будновым, упоминалось наименование инструмента, чтобы акцентировать внимание на то, как сильно славили израильтяне Бога в псалмах написанных Царем Давидом «Хвалите Господа на домрах». В Литовском княжестве этот музыкальный инструмент считался народным, развлечением для простых людей, однако при правлении Великих князей Радзивилловых на нем играли во дворе для услаждения слуха.
На сегодняшний день на домре исполняются концертные, камерные музыкальные сочинения в России, Украине, Белоруссии, а также в других постсоветских странах. Многие композиторы посвятили свое время созданию музыкальных произведений под этот инструмент. Столь короткий путь, который прошла домра, от народного до академического инструмента, больше не удалось пройти ни одному музыкальному инструменту современного симфонического оркестра.
Дрова
Музыка – это часть культуры любого народа. История описывает множество русских этнических музыкальных инструментов. Народные умельцы делали балалайки, гусли, флейты, свистульки. Среди ударных находятся бубен, трещотка и дрова.
По звучанию дрова похожи на звук маримбы и ксилофона. Появился инструмент благодаря наблюдательности русских умельцев: они заметили, что если по деревяшке ударить палочкой, получается приятный звук. Изготавливают этот ударный инструмент из поленьев, которые закрепляют на верёвке. Готовый «народный» ксилофон очень похож на охапку дров, перевязанных холщовой веревкой. Отсюда и пошло его название.
Играют двумя молоточками, сделанными из твёрдых пород древесины. Каждое полено имеет собственную длину, соответственно, звучит по-разному. Правильного звучания ноты добиваются вырезанием в деревяшке полости. Чем глубже углубление в пластине, тем ниже звучит нота.
Для изготовления идиофона обычно используют высушенную твёрдую древесину. Делают инструмент из берёзы, яблони. Хвойные породы, такие как сосна, не подходят. Они являются мягкими и не будут давать нужного звука. Лучше всего звучат экземпляры из клёна, так как благодаря своей структуре у них лучшие акустические параметры. После того, как дрова настроены, их покрывают лаком, а затем исполняют на них народные мелодии.
Рубель
Среди русских народных музыкальных инструментов этот представитель ударных считается настоящим произведением искусства. Он не имеет четкого определенного звукоряда, но обладает широкими выразительными возможностями.
Что такое рубель
Инструмент входит в группу ударных, используется в народных ансамблях, является одной из разновидностей трещоток. Выглядит, как деревянная доска с ручкой, рабочая поверхность которой состоит из скругленных граней. Обратная сторона дает возможности для творчества. Ее украшают резьбой, рисунками, затейливыми узорами и орнаментами.
В комплекте с рубелем предусмотрена деревянная колотушка, на конце которой находится шарик. Иногда он заполняется сыпучим материалом. При игре воспроизводится гремящий звук.
Изготовление инструмента
История старинного представителя ударной группы уходит глубоко в века, когда не было электричества и люди ничего не знали о механике, вибрациях, звукоряде, нотной грамоте. Музыкальные инструменты изготавливались из подручных материалов. Заготовкой для рубеля служила доска из дуба, бука, рябины, ясеня. На ее поверхности нарезались грани, им придавали округлую форму. Торцы обрабатывались, опиливались, вырезалась ручка, а с одной стороны корпуса вырезалась резонаторная щель. Из дерева изготавливалась колотушка, которой проводили по рубцам-валикам с разной быстротой. Получалось громкое, гулкое шумовое звучание.
Как играть на рубеле
Инструмент укладывают на колени, одной рукой держат за ручку, а другой осуществляют движения колотушкой с шариком на конце. Несмотря на примитивность, не исключается возможность изменить тональность. Для этого нужно просто закрыть резонаторную щель, высота тона изменится.
В старину рубель применялся в обрядах, на нем играли на праздниках. Интересно, что нерабочую поверхность часть использовали вместо утюга для глажения одежды. Сегодня традиции игры на деревянной трещотке позволяют сделать создать экспрессию, внести яркость в народные произведения.
Рубаб (ребаб)
Восточную музыку не трудно угадать по характерному чарующему звучанию. Волнующий звук не оставляет равнодушным никого. А кто читал восточные сказки, сразу вспоминает их, как только заслышится мелодия. Так звучит удивительный, струнный прибор – ребаб.
Что такое ребаб
Разновидность музыкального инструмента арабского происхождения, самый ранний из известных смычковых инструментов и родитель средневекового европейского ребека. Другие названия: рабаб, рабоб, рубаб, рубоб и ряд других наименований.
Устройство
Музыкальный инструмент состоит из выдолбленного деревянного корпуса различной формы, натянутой над отверстием, желудком буйвола или кожей мембраной (декой). Его продолжением служит длинный штифт, имеющий одну или несколько струн. Звучание зависит от их натяжения. В разных странах различается по строению:
- Афганский рубаб имеет большой глубокий остов с боковыми выемками, коротким грифом.
- Узбекский – деревянный выпуклый барабан (форма круга или овала) с кожаной декой, длинным грифом с 4-6 струнами. Звук извлекается специальным медиатором.
- Кашгарский – маленький округлый корпус с двумя дугами-ручками, соединяющиеся с основанием длинной шейки, оканчивающейся «закинутой» назад головкой.
- Памирский – бревно абрикосового дерева подвергается обработке, затем карандашом намечается контур ребаба и вырезается. Заготовку шлифуют, пропитывают маслом и натягивают на барабан подготовленную коровью шкуру.
- Таджикский – рубоб мало чем отличается от афганского, имеет кувшиновидный каркас, изготавливаемый из особых крепких пород и выделанной кожи.
История
Рабаб часто упоминался в старых текстах, а с середины 12 века изображался на фресках и картинах.
Прародитель скрипки ребаб является одним из самых первых смычковых инструментов. Использовался в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Азии. По проложенным исламским торговым путям дошёл до Европы и Дальнего Востока.
Использование
Богато украшенные каменьями и самоцветами, расписанные национальными орнаментами инструменты используются на концертах. Во время путешествий в восточные страны нередко можно услышать ребаб на городских улицах и площадях. Аккомпанемент для декламаций или соло в ансамбле – рабаб придаёт насыщенность и настроение исполнению.
Техника игры
Рубаб можно установить вертикально на полу, положить на колено или опереть на бедро. При этом рука, которая удерживает смычок, будет направлена вверх. Касаться шейки струны не должны, поэтому нужно лишь слегка нажимать на струны пальцами другой руки, что требует большого мастерства и виртуозности.
Трещотка
Раньше трещотки изготавливались исключительно из дуба. Дощечки соединены между собой прочной нитью, которая продевается в специальные отверстия в верхней части дощечек. Для разделения дощечек раньше в них вставлялись небольшие пластины, сегодня современные производители чаще всего используют деревянные или пластиковые бусины. Трещотки использовались в свадебных обрядах при исполнении величальных песен, плясовых и хороводных, а также как инструменты звуковой сигнализации для оповещения горожан, трещотки использовались сторожами при обходе дворов.
Музыкальное развитие – часть воспитания любого ребенка. В нашей стране детские образовательные учреждения нередко проводят музыкальные занятия с использованием русских народных инструментов. Малышам очень нравится издавать громкие звуки с помощью различных предметов. На помощь родителям и педагогам приходят специальные игрушки музыкального предназначения. Несмотря на то, что сейчас спрос на народные музыкальные инструменты невелик, ремесленники «Мастерской Сереброва» на протяжении нескольких лет создают уникальные всеми забытые музыкальные инструменты из дерева, сохраняя многовековые традиции нашего народа.
Среди ассортимента, который представлен в современных магазинах игрушек, можно найти музыкальные ложки, трещотки, свистульки, погремушки, рубели, бубенцы и ксилофоны. Умельцы создают эти музыкальные инструменты по самым современным технологиям, на специальном оборудовании, вручную расписывают игрушки, вкладывая душу и сохраняя индивидуальность. Трещотку необходимо держать двумя руками за веревку, резкими или, наоборот, плавными движениями можно издавать различные звуки. Руки должны находиться на уровне груди или головы, а чтобы привлечь больше внимания руки поднимаются высоко над головой. Есть несколько способов игры на трещотке. Обычный, когда раздвигаются нижние части пластин и резким движением смыкаются обратно. Второй способ – когда вся трещотка смещается в стороны.
«Трещотка круговая некрашеная малая» создана специально для детей от 3-х лет сделана из натурального дерева бука. Используется для развития музыкальных способностей. Трещотка внешне выглядит как небольшой барабан с зубчиками , который закреплен на ручке, благодаря которой и происходит вращение. К барабану прикреплена бабышка с вклеенной внутри пластинкой, которая при движении касается барабана и в результате раздается громкий треск. Размер инструмента 20 х 3,5 х 9,5 см. Поверхность каждой детали тщательно отшлифована, поэтому игрушка безопасна для детей.
Освоить такой необычный инструмент под силу любому малышу. Ребёнок держит инструмент за рукоять и начинает вращать его по часовой стрелке или в противоположную сторону. В зависимости от того, с какой скоростью крутится барабан изменяется и звук. Инструмент трёщотку можно использовать дома для индивидуальных занятий, на музыкальных уроках в детских учреждениях. Инструмент может стать отличным наглядным примером для знакомства детей с русской народным творчеством, формирования у малышей уважительного отношения к русской культуре.
«Трещотка пластичная «Малютка» – это набор тонких дощечек двух размеров, которые соединены между собой веревкой и отделены друг от друга деревянными бусинами. Держась за неё руками на уровне груди, юный музыкант производит резкие или плавные движения, издавая при этом различные звуки. Изготовлен инструмент полностью из долговечного и экологически чистого материала – дерева, в данном случае используется липа. Игрушка прошла тщательную обработку, не имеет сколов и заусенцев, приятная на ощупь, сами дощечки неокрашенные и имеют своеобразный древесный рисунок. На внешних дощечках имеется изображение цветов, кроме того на ребрах каждой дощечки также нарисован специфический узор, при сложении трещотки, там можно разглядеть шикарного тетерева с пышным хвостом.
Трещотка совершенно безопасна для детей, представлена на рынке детских товаров в нескольких цветовых решениях. Упакован товар в прозрачный пакет. Игра на таком необычном инструменте вызовет интерес ребят, приведёт их в полный восторг. Подобный инструмент – отличный образец знакомства мальчиков и девочек с русской народным творчеством, помогает в формировании у малышей уважительного отношения к русской культуре, в развитии слуха, ритма, творческих и музыкальных способностей. Так как трещотка пластинчатая «малютка» (некрашеная) не имеет цвета, дети могут проявить фантазию, и расписать идиофон красками и затем покрыть лаком.
«Трещотка пластинчатая на ручке тонированная» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, познакомит детей с русским народным творчеством и древними традициями. Размер трещотки 10*4 см. Как и иные музыкальный инструменты фабрики «Мастерская Сереброва», игрушка сделана из натурального дерева, которое прошло тщательную обработку и шлифовку. Такая трещонка представлена в нескольких цветовых решениях: может быть цветная, расписная, тонированная или совсем неокрашенная. Упакован товар в прозрачный пакет с цветным вкладышем, на котором есть краткая информация о товаре и производителе. Товар сертифицирован и имеет соответствующий документ качества.
Трещотка представляет собой набор тонких дощечек двух размеров, между собой они соединены прочным шпагатом. Держа инструмент руками на уровне груди, музыкант производит плавные или наоборот резкие движения, благодаря этим несложным манипуляциям получается звук различной тональности. Игра на таком необычном инструменте вызовет интерес и восторг у девочек и мальчиков. Знакомство с задорным, заливистым, звонким, раскатистым, звучным музыкальным инструментом можно продолжить ведь в коллекции производителя огромный выбор удивительных товаров. Музицируя, малыши знакомятся с русским народным творчеством, развивают слух, ритм, раскрывают творческие и музыкальные способности, возникает уважительное отношение к русской культуре.
Игрушка с историей
Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав. Производителям игрушек это известно, поэтому поток погремушек, колотушек и свистулек не иссякнет никогда. Знатоки предлагают шуметь не только громче, но и гармоничнее.
Сама жизнь
Когда-то человек захотел воспроизвести звуки природы. И для этого стал использовать то, что было под рукой. Ложка о ложку стучала в ритме задорной плясовой, трещотки веселили детвору, бубенцы с конной упряжи звенели в такт хлопушкам — деревянным пластинам, быстро смыкающимся между собой и издающим хлопающий звук.
В средние века на Руси музыкальные инструменты оказались в опале — их сжигали, считая бесовским наваждением. Жившие в подполье дудки и гусли, жалейки и рубели, свирели и колотушки выдержали испытание временем и теперь занимают достойное место ветеранов русского фольклора. Они интересны людям разных поколений. Причиной тому — подлинность народного искусства, а подлинное близко и ребёнку, и взрослому. У этого искусства и русской души одни истоки. К тому же, это искусство связано с природной средой, оно выросло из корней берёзы, клёна, бука, чёрного и красного дерева. Дети играют на самых разных деревянных инструментах, все они сделаны в нашей мастерской.
В ложки бей
Как обычная деревянная ложка превратилась в музыкальный инструмент? Сначала ложкой просто стучали по столу в ожидании обеда, потом кто-то услышал в этом новый музыкальный звук, другой его подхватил и пошло-поехало. Ложкари стали центром внимания во время народных гуляний.
Ложка липовая или кленовая, простая или расписная, оказалась источником истинно народного звука, зачинателем этой культуры.
Не каждая ложка, что к обеду, имеет музыкальные способности. Для шумового оркестра, к примеру, подготовительной детсадовской группы, подходят прочные, утолщённые, с большей звучностью. Украсить цокающий перестук может звон бубенчиков, которые навешивают внутри черпака. Различаются инструменты только породой древесины и росписью — дети лучше воспринимают простой, понятный рисунок, скажем, из Городецкой или Хохломской росписи.
Русские народные деревянные музыкальные инструменты придумала сама жизнь. Трещали и стучали сначала по домам, потом в гостях, позже — в самодеятельных ансамблях и профессиональных оркестрах.
В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и, конечно, погремушки. А вот деревянная расписная коробочка, изготовленная из кленового бруска. Ударяя по ней барабанными и деревянными палочками, можно услышать стук копыт скачущих лошадей или пони.
Про бубенчики и колокольчики отдельная история, потому что звук они издают волшебный, а какая детская история без сказки? Вот едет Дед Мороз в своей ледяной повозке, а бубенцы под дугой встряхиваются и звенят, издавая гамму серебристых звуков. «Однозвучно звенит колокольчик…» — не совсем справедливые слова, потому что колокольчики и бубенцы, при всей их простоте, могут звенеть по-разному: чисто, ярко, звонко, тускло, в зависимости от расположения духа исполнителя.
Деревянный ксилофон из древесины ели — классика детского музыкального творчества. Благодаря пятнадцати пластинам в диапазоне от «ля» второй октавы до «ля» четвёртой, можно услышать летний дождик, весеннюю капель, перестук дятла, порхание бабочки…
Пусть меня научат
Вот, скажем, ложки. Простые, да не совсем, потому что освоение игры на них требует труда и терпения. Для начала придётся освоить хватку: обычно две ложки закладываются между пальцами левой руки, третья берётся в правую. Первые две служат двойной «наковальней», по которой бьют третьей ложкой. Причём бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же ещё раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. В начале ритмический рисунок разучивают медленно, затем темп убыстряется и получается большое звонкое многозвучие. Мастера-виртуозы ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по ложкам. Дети тоже способны демонстрировать залихватское исполнение, важно заинтересовать их и научить.
Чаще всего у ребёнка срабатывает так называемая историческая память — подержит малыш в руке погремушку с бубенцами или расписную трещотку и уже сам воспроизводит народный наигрыш. Дети чувствуют настоящее, подсознательно ищут встречи с истинным искусством.
Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.
Александр Серебров,
мастер по изготовлению шумовых и
духовых русских народных музыкальных инструментов,
г. Нижний Новгород
Читайте также: