Змея на заставку телефона что значит
Как в реальности происходит процесс трансформации? Кто и как осуществляет этот процесс, очень длительный по нашим меркам, но совершенно мгновенный по меркам живущих миллионы лет существ? В эзотерике известен культ змеи. Он достаточно хорошо описан различными религиями и в настоящее время можно в библиотеках и интернете прочитать тысячи статей на эту тему.
В ХРИСТИАНСТВЕ змея - амбивалентный символ: это и Христос, как мудрость, вознесенный на Древе Жизни в качестве искупительной жертвы, и дьявол в его хтонической ипостаси. Змий или дракон - это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе. Данте отождествляет змею с врагом, но если она обвивает Древо Жизни, то это мудрость и благоприятный символ; если же Древо Познания, то это Люцифер и вредоносное начало. Змея, поднятая на кресте или шесте, - это прототип Христа, поднятого на Древе Жизни ради исцеления и спасения мира, обвившая крест.
Иногда она изображается с женской головой, символизируя искушение; а у основания креста - зло. Такое положение змеи означает торжество Христа над злом и силами тьмы. В христианской традиции змий может меняться местами с драконом, подобно вавилонской Тиамат. Христианский Сатана - это "великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Откр. 12, 9). Доброго змия можно видеть в иконографии поднимающимся из чаши Иоанна. Злой змий - это Сатана, дракон Апокалипсиса. Тертуллиан утверждает, что христиане называли Христа "Добрым Змием". Богородица сокрушила голову змия, соблазнившего Еву, вместо того, чтобы поддаться ему.
В ЕГИПТЕ кобра (uraeus) - символ высшей божественной и царской мудрости и власти, знания, золота. Апоп (полоз), как и Сет, в том его качестве, которое роднит его с Тифоном, - это змея тумана, "демон тьмы", разлада и разрушения, и, кроме того, вредоносный аспект палящего солнца. Змеи рядом с солнечным диском олицетворяют богинь, изгнавших врагов бога солнца Ра. Две змеи - это Ноус и Логос. Змея с головой льва - защита от зла. Буто (богиня-змея) принимает облик кобры. Рогатая гадюка - эмблема Керастиса.
В ГНОСТИЦИЗМЕ змея - "автор" божественного гнозиса. Крылатый змей олицетворяет Мировой Свет, знание и просветление, если его окружает нимб.
В ГРЕЦИИ змея олицетворяет мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление, и в этом качестве считается атрибутом Эскулапа, Гиппократа, Гермеса и Гигеи. Змея - одна из ипостасей Эскулапа как спасителя и целителя. Жизненный принцип, agathos daimon (добрый демон), иногда - териоморфный облик Зевса-Аммона и других божеств. Змея посвящена Афине как богине мудрости и Аполлону Дельфийскому как богу света, поражающего питона (Пифона). Аполлон не только избавляет солнце от сил тьмы, но и освобождает человеческую душу воодушевлением и светом знания.
В МИСТЕРИЯХ змея ассоциируется с божествами-спасителями и, кроме того, связана с мертвыми, в частности, с умершими героями. Жизненное начало или душа покидала тело в облике змеи, и души умерших могут перевоплощаться в змей. Змея - символ Зевса-Хтониуса, также фаллический символ, иногда изображается обвившейся вокруг яйца - символа жизненной силы, олицетворяет еще страсти, придающие витальность мужскому и женскому началу. Женщина со змеями вместо волос, как у Эриний, Медузы или Грайи, олицетворяет силы магии и ворожбы, мудрость и коварство змеи. Два огромных змея, посланные оскорбленным Аполлоном, задушили Лаокоона и двух его сыновей. Три змеи на нагруднике Агамемнона отождествляются с небесной змеей - радугой. Змей носят вакханки.
В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ змея олицетворяет зло, искус, грех, половую страсть, души осужденных в Шеоле. Медная змея Моисея - гомеопатический принцип, "подобное лечится подобным": Левиафан -змей глубин. Яхве метает "извитую змею" (или "быстрого скорпиона") - молнию (Иов, 26:13). В каббале Адам Кадмон изображается в виде мужчины, держащего за шею выпрямленную змею.
У ИНКОВ змея и птица - благотворные ипостаси Кетцалькоатля.
В ИРАНЕ змея - одна из ипостасей Аримана или Ангра-Майну, Змея Тьмы, Лжеца. В Персии змея Ази-Дахак - это "душитель", враг бога Солнца. В исламе змея тесно ассоциируется с жизнью и представляет собой el-hayyah и жизненный el-hyat, а также El-Hay - одно из важнейших имен Бога, означающее "оживотворение", или то, что дарует жизненное начало; то, что одновременно одушевляет и поддерживает, наделяет жизнью и есть само жизненное начало.
В ЯПОНИИ змея является атрибутом бога грома и грозы.
В МАНИХЕЙСТВЕ змея - символ Христа.
У МАОРИ змея - земная мудрость; тот, кто прокладывает путь на болотах; орошение земли и рост.
В МИНОЙСКОЙ ТРАДИЦИИ символика, связанная со змеей, играла на Крите важную роль. Есть свидетельства существования на острове доистического культа змеи. Великая Богиня, защитница домашнего очага, изображается со змеями в руках. Позднее змеи ассоциируются с заменившими ее божествами.
На ДРЕВНИХ монетах эта богиня изображается сидящей на троне под деревом и ласкающей голову змеи. Символика змеи и дерева тесно взаимосвязаны. Змея, как символ плодородия, характерна для культа богини деторождения Илифии (Эйлейфии). Змея, которую видел Полиид, несла целебную траву, способную воскрешать мертвых. Змея могла быть перевоплощением умершего, предка, призрака. Изображение змеи на могиль ном холме означало место захоронения героя и служило символом воскресения и бессмертия. Позже змея олицетворяла бога-целителя Эскулапа.
В ОКЕАНИИ змея - один из творцов мира. Присутствие змеи связывалось с беременностью. Местами считается, что Космический Змей живет под землей и в конце концов уничтожит мир.
В РИМЕ змеи связаны с богами-спасителями и божествами плодородия и целительства, вроде Салус. Атрибут Минервы как символ мудрости.
В СКАНДИНАВИИ змея Мидгард охватывает весь мир бесконечными извивами океанских глубин. Змея Нидхогг (ужасный укус), живущая у корней космического дерева иггдразила и постоянно его грызущая, олицетворяет силы зла во вселенной.
В ШУМЕРСКО-СЕМИТСКОЙ традиции вавилонская Тиамат, "Безногая", "Змея Тьмы", изображаемая также в виде дракона, представляет собой хаос, недифференцированность и неразделенность, коварство и порочность, уничтоженные Мардуком - богом Солнца и света. Ассиро-вавилонские Лакшми и Лакшами, ипостаси моря - Эа, - это змей и змея, порождающие мужское и женское начала неба и земли. Иштар,- как Великая Богиня, изображается со змеей.
У ФРИГИЙСКОГО Сабазия - змея - главный атрибут. В его культе отправлявшая обряд жрица роняла под одеянием на землю золотую змею "как бога сквозь душу". У богини злаков Нидабы змеи вылезают из плеч, змея ассоциируется с богиней Земли, символ которой - змея, обвившая шест, и с ее сыном - умирающим богом, на изображениях которого часто из плеч с обеих сторон поднимается по змее. Змея на шесте, почитаемая как бог исцеления, - часто повторяющийся символ в Ханаане и Филистии.
У ТОЛЬТЕКОВ бог солнца, выглядывающий из пасти змеи, символизирует небо.
ПЛЕНИТЕЛЬ вод Вритра - это подземная тьма, поглощающая воды и вызывающая засуху, как и душитель Ахи, это трехглавый змей, убиваемый Индрой, который ударом своей молнии освобождает воды вновь. Переплетенные змеи - хтонический символ. Две змеи, движущиеся одна вверх, а другая вниз, символизируют Божественный Сон и Божественное Пробуждение в днях и ночах Брахмы. Наг и Нагана - это царь и царица или духи, часто по праву настоящие божества, их изображают или полностью в человеческом облике, или в виде змей, или как людей с головой и капюшоном кобры, или с головами обычных змей, или же они люди выше талии, а ниже талии имеют змеиное тело. Они часто имеют то же значение, что и дракон в Китае, принося дождь и жизненную силу вод, плодородие и омоложение. Это стражи порога, дверей и сокровищ, материальных и духовных, а также вод жизни, кроме того, защитники коров. Изображения их как змеиных царей и цариц помещаются под деревьями. Проткнуть голову змеи острой палкой - значит "фиксировать" ее. При закладке индуистского храма этот ритуал имитирует первоначальный акт творения Сомы или Индры, покорившего хаос и создавшего порядок. Змея иногда обвивает лингам Шивы. Вместе со слоном, черепахой, быком и крокодилом змея может служить опорой мира и поддерживать его.
В ИНДУИЗМЕ змея - Шакти, природа, космическая сила, хаос, бесформенное, неявное, проявление ведического огня Агни, "свирепого змея". Черная змея символизирует потенциальность огня. В качестве Калии, побежденного Кришной, танцующим на его голове, змея означает зло. Кобра символизирует гору Вишну и в этом качестве означает знание, мудрость и вечность. Как космический океан Вишну спит на свернувшейся змее на поверхности первобытных вод, что символизирует океаническое, хаотическое, неполяризованное состояние, предшествовавшее творению. Переплетенные тела двух его нагов олицетворяют уже оплодотворенные воды, от этого союза родится богиня Земли - символ земли и воды одновременно. Ананта - тысячеголовый правитель змей - это бесконечное, беспредельное, плодородие; его кольца обвивают основание оси мира.
Нам, обывателям, кажется, что это – МИФЫ и религиозные догмы. Однако, это - огромное заблуждение. В следующих статьях мы покажем, что каждый из нас имеет возможность с помощью этих “мифических существ” получить бессмертие и стать частью Природы (Вселенной).
© Copyright: Владимир Бугарь, 2013Свидетельство о публикации №213012601951
" Нам, обывателям, кажется, что это – МИФЫ и религиозные догмы. Однако, это - огромное заблуждение. В следующих статьях мы покажем, что каждый из нас имеет возможность с помощью этих “мифических существ” получить бессмертие и стать частью Природы (Вселенной)."
Да, ну Вы и загнули - бессмерьте! Спорить не буду, ибо прожитое мгновение - это часть бытия. и собственно бессмерьте Рода человеческого! Благ всем нам !
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
- Любая наша заставка - своеобразный автопортрет, - говорит психоаналитик, кандидат социологических наук Людмила Полянова. - Когда художник пишет автопортрет, он выражает не столько сходство, сколько свое внутреннее состояние. То же самое - когда мы сами ставим аватарку* или меняем ее.
Наш эксперт посмотрела некоторые фото в социальных сетях и заставки на телефоне. И вот что они рассказали про своих хозяев.
Мать с детьми
- Женщина хочет этим показать: «Я - хорошая мама, и вы должны это оценить». Это ее карьера. И порой - единственное достижение, которое она может предъявить миру. Это не плохо и не хорошо, просто констатация факта.
Фото животных
- Если это маленькое животное, похоже, хозяйка снимка (а такие в основном выставляют, конечно, женщины) инфантильна.
- А если на изображении - тигр или волк?
- Значит, человек хочет, чтобы мы воспринимали его серьезнее. Компенсирует свое чувство неуверенности в себе. Он хотел бы быть тигром, но не получается.
Виды природы
- Говорит об увлечении человека - походами ли, рыбалкой, грибами. Такие фото успокаивают, напоминая о приятных моментах вдали от городской суеты. К слову, лучше, когда человек выставляет картинку личностную - например, с грибом, который он сам нашел, нежели с общим весенним пейзажем, который сейчас у всех перед глазами. Это говорит о личностном увлечении, картинка насыщена эмоциями.
Красивые фото себя любимого
- Демонстрируя себя, человек как бы продает «упаковку». Те, кто склонен к таким заставкам, зачастую не принимают старость, поэтому вновь и вновь показывают себя презентабельно.
А если на фото человек еще и полуобнажен, это посыл: «Вы должны заинтересоваться моим телом».
«Я ребенок»
- Если у хозяина странички в соцсети на заставке его детская фотография, это наверняка недолюбленный в детстве ребенок, который до сих пор ищет материнской ласки. И вот он вырос и теперь как бы говорит окружающим: «Я маленький, пожалейте меня!»
Экстрим
- Такими фото нам доносят одну мысль: я крутой. Но если человек серьезно занимается экстремальными видами спорта, то его не тянет бахвалиться этим. А тут он как бы делает все для публики. Самоутверждение, демонстративность.
«Как на паспорте»
- Такой заставкой человек как бы напоминает: «Я есть, заметьте меня». Ему не хватает внимания. То же самое - если это фото за рабочим столом, с ручкой в руках. Человек как бы кричит: «Ребята, я существую! И не просто так: у меня есть определенный статус».
Детали предметов
- Например, в роли аватарки выступает маленькая неизвестная скульптурка или фрагмент чего-то - скажем, крыла самолета. Может означать: подразумеваю, но не конкретизирую. Мол, сами догадайтесь, додумайте, поучаствуйте в моей игре. Часто такое наблюдается у людей, которые в силу разных причин (часто это чиновники) не могут быть на виду. Показывают: мол, ничто человеческое им не чуждо, но у них много запретов.
ЧТО ЕЩЕ
Кадр на отдыхе
- «Я в ресторане», «Я возле отеля». Если на заставке появляется просто фото с отдыха и оно не имеет познавательного интереса, - значит, на нем изображено самое яркое для человека событие. И это грустно. Вы же не фотографируетесь у подъезда вашего дома? Так и вход в отель - это ваш подъезд на ближайшие пару недель. Вот если мы видим фото «Я на отдыхе за штурвалом самолета», значит, человек делится эмоциями: вау, ребята, вот что бывает в жизни! А если он у входа в отель, которого никто не знает, - значит, увы, у него не хватает фантазии жить более яркой жизнью.
Облик кумира
- Если мужчина выставляет фото, например, культуриста, - значит, хочет ассоциироваться с ним. Женщина выставляет красоток? Значит, именно этот типаж - ее идеал. Таким образом человек себя как бы обесценивает и творит себе кумира. Почему так? Тут надо смотреть личную историю - когда и кто этого человека обесценил.
У дорогого авто
- Или яхты, или в дорогом магазине. Значит, человек хочет продемонстрировать то, чего у него нет. У кого есть - у них это не вызывает интереса. Вот я иду к своей машине - я же ее не фотографирую. Это просто моя жизнь. Снимаясь на таком фоне, вы реализуете свои комплексы неуспешного человека.
Под ретро
- Обычно это черно-белое фото, специально состаренное в компьютерной программе. Такие фото делают, как правило, тонко чувствующие натуры. И если снимок «Я возле отеля» сделать черно-белым, он заиграет ностальгией: мы поймем, что автор тут бывал, и ему приятно об этом вспомнить.
КСТАТИ
Расскажут о будущей половинке
- Надо ли менять заставку на телефоне? Например: человек разместил любимую собаку, а она умерла несколько лет назад. Или вот он с другом, а они два года назад поссорились.
- Возможно, человек еще не «проработал» потерю, и тот, кто на фото, - собака ли, друг, - ему еще нужен.
- Что скажете про тех, кто не меняет заставки?
- Первый вариант: для человека это не имеет значения, гаджет он использует только по назначению. Как правило, это деловые мужчины и женщины. Второй вариант - на заставке очень удачное фото хозяина, он им доволен. Так проявляется некий нарциссизм. Третий вариант - стагнация. Человек как бы застыл во времени и пространстве и не хочет меняться.
- Предположим, парень с девушкой начинают встречаться. Стоит им рассматривать картинки в соцсетях, чтобы сделать друг о друге первые выводы?
- Думаю, не помешает обратить на это внимание. И если что-то напрягло, значит, ваше бессознательное зажгло лампочку «опасность», этот человек не ваш. А если ваш, если сильно нравится, то его аватарки не будут для вас играть никакой роли.
В ТЕМУ
А как насчет заставки на телефоне?
- В интернет человек выставляет картинку, чтобы донести до людей какой-то посыл, - говорит Людмила Полянова. - А все, что он выставляет в собственном телефоне, просто приносит ему лично удовольствие. Это его внутренний ресурс: то, что его стимулирует, радует, является для него смыслом. Что-то вроде талисмана. Но я бы никогда фото со своего телефона не выставила в Фейсбук.
*Аватарка - картинка, фотография, при помощи которой пользователь соцсети показывает другим свою внешность, характер или увлечения.
Возрастная категория сайта 18 +
Картинка на экране телефона — не просто украшение, но и один из способов попросить что-то у Вселенной. Получите вы желаемое или нет зависит от цветовой гаммы рисунка и от того, что именно на нем изображено.
Подарок
Красиво завернутый подарок на заставке — к деньгам, которые достанутся без особых усилий. Это выигрыш в лотерею или найденная на асфальте купюра. А чтобы получить приятный финансовый сюрприз на работе (премию или прибавку к жалованью) следует остановить выбор на картинке с тортом в праздничной упаковке.
Фото, на котором изображена коробка дорогих конфет, сулит удачу в банковских делах — она поможет получить кредит с низкой процентной ставкой либо выгодно положить деньги на депозит.
Желательно, чтобы доминирующими цветами на заставке были желтый и красный.
Бабочки или вода
Если на душе неспокойно, поищите заставку, где есть водное пространство.
Речка с видимыми берегами пригодится тем, кто не может успокоиться после ссоры с близким человеком.
Водопад выручит, когда нужно принять верное решение.
Бескрайний океан придет на помощь во время осенней хандры и после разрыва отношений — созерцая его на экране своего смартфона, мужчина или женщина снова ощутят радость от жизни.
Тот же эффект дает и заставка с бабочками — установив ее, можно быть уверенным, что уже скоро произойдут перемены к лучшему.
Голубой и белый цвета усилят действие этой символики.
Букет или пара
Людям, которые мечтают о романтических отношениях, стоит использовать в качестве обоев для экрана полевые цветы, собранные в букет.
Лаванда в вазе поспособствует раскрытию искренних чувств и превращению дружбы в любовь.
Амариллисы, розы, орхидеи, лилии и альстромерии — к безудержной страсти, особенно если на фото также присутствует изображение сердца.
Если же у человека есть цель вступить в брак, нужно выбирать заставку с голубем и голубкой или влюбленной парой.
Рекомендованная цветовая гамма — розовый, фиолетовый и оранжевый.
Парусник или иероглиф «Удача»
Для привлечения успеха можно использовать китайский иероглиф «Удача».
Процветание в бизнесе и работе принесет фотография парусника, однако, лишь в том случае, когда судно плывет с поднятыми парусами на фоне ясного неба. Много яхт возле причала — символ победы в конкурсе либо спортивном соревновании. Если же нужно, чтобы везло везде и во всем, следует выбирать картинку, где виден человек за штурвалом корабля.
Сосновый бор или черепаха
Избавиться от болезни поможет изображение соснового леса. Для усиления эффекта можно сходить в бор (лучше утром), сделать несколько удачных кадров и установить на заставку.
Если владельца телефона ничто не беспокоит, но он хотел бы сохранить здоровье, то нужно использовать изображение сухопутной черепахи.
Это же животное, но уже плавающее в толще воды, принесет исцеление от психологических страданий. Лучший цвет для таких тематических картинок — зеленый.
Змея – один из важнейших древних символов, удивительным образом сочетающий в себе огромное количество противоречивых значений. Многие первобытные народы, благоговевшие перед этим необыкновенным таинственным существом, совершенно не похожим ни на какое другое земное животное, и почитавшие змею как своего древнего прародителя, сделали ее могущественнейшим символом жизни и магической силы, мудрости и прорицания, земли и плодородия, покровительства и защиты, целительства и обновления . Другие народы древности, испытывавшие панический страх перед скользкими шипящими ядовитыми гадами, видели в них устрашающее воплощение опасности и угрозы , олицетворение тьмы, хаоса и смерти .
Загадочные рептилии всегда привлекали к себе пристальное внимание человека, будоражили его лихорадочное воображение, вызывали интерес и любопытство, смешанные с опасением. О змеях были сложены тысячи мифов и легенд, и в этом нет ничего удивительного: какие бы чувства не внушали они людям – восхищение и преклонение или отвращение и леденящий ужас, но оставаться к ним равнодушным не смог бы никто.
В мифологии древних змеи расплодились в неимоверном количестве: здесь обретаются и фантастические Мировые змеи, и боги в змеином обличье, и змеи – охранители, и змеи – тотемы, и всевозможные змееподобные чудовища, наподобие лернейской гидры, Сциллы, змееволосых Горгон и т.д.
Гигантская Мировая змея, сжимающая в кольцах своих объятий весь мир, ассоциируется в мифах с опорой мироздания . Двойственная репутация змей ярко проявляется уже в этом случае: одни из них выступают в качестве помощников богов – демиургов, а другие – в роли их главных противников. В индуистских мифах огромная змея Васуки помогает богам в пахтании Мирового океана, змея Ананта служит опорой демиургу Вишну, но бог грозы Индра вынужден сражаться за солнце со змеем Вритрой, олицетворяющим первозданный хаос .
Тема змееборства характерна не только для индийской мифологии: славянский громовик Перун побеждает чудовищного Змея Волоса; египетский солнечный бог Ра каждую ночь вступает в единоборство со змеем Апопом, и, одолев врага, заставляет извергнуть выпитые им воды истоков Нила; а скандинавский громовержец Тор в битве перед концом мира убивает змея Ёрмунганда, но и сам погибает от изрыгаемого им яда.
Великие боги и сами не прочь влезть в змеиную шкуру, целиком или только наполовину: в образе змеи в египетской мифологии предстают «владычица плодородия», «правительница закромов» Рененутет и бог времени Нехебкау, охраняющий вход в подземное царство, а в мифах ацтеков – бог – демиург Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Наполовину сохраняют человеческий облик змееногий Кекроп, покровитель Аттики, и скифская богиня земли Апи, у которой ноги и плечи заменяют змеи.
Наиболее оригинально выглядит китайский «Извивающийся змей» Вэйшэ, владыка горы Цзюишань («Гора Девяти Сомнений»). Вот как описывает это чудо-юдо «Книга гор и морей»: «Есть божество, лицо у него человеческое, тело змеи. Туловище его раздвоено подобно оглоблям, справа и слева – головы. Оно носит фиолетовую одежду и красные шапки».
Весьма сомнительно, конечно, чтобы этакое диво водилось на горе Сомнений. А жаль. Какое украшение для серпентария!
В мифологии змея может предстать в виде символа защиты и охраны . Во многих мифах и сказках змеи, чаще всего кобры, охраняют пещеры с несметными сокровищами. Этот сюжет связан с некоторыми древними поверьями. Одно из них гласит о том, что в голове змеи рождается драгоценный камень, позволяющий ей жить около тысячи лет. Если верить другой легенде, драгоценные камни – ни что иное, как капли застывшей змеиной слюны.
Индийский наг, кобра, стерегущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует сохранность духовных ценностей . Индусы и китайцы верили, что змея – страж убивает только греховных искателей легкой наживы, а людей добродетельных она щедро награждает за чистоту души и бескорыстие.
Способность змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и долголетия , а лечебные свойства змеиного яда – современной эмблемой медицины . Прообразом последней явилась змея, обвившая жезл Асклепия, греческого бога врачевания. Две змеи обвивают кадуцей – магический жезл бога – посланника Гермеса. В Ветхом Завете символом исцеления стал Медный Змей, сделанный Моисеем по указанию бога Яхве после исхода евреев из Египта: неким чудесным образом Медный Змей излечивал ужаленных ядовитыми змеями людей, переходивших кишевшую ими Синайскую пустыню.
В религии многих народов Азии, Африки и Америки змея выступает в роли тотемного животного. Зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие предки. Особенным почтением негритянские племена Южной и Западной Африки окружали гигантских питонов. Убийство питона считалось у них страшным преступлением, за которое назначалось ужасное наказание: обвиненного в этом святотатстве сжигали вместе с домом.
Прародительницей и королевой всех змей североамериканские индейцы признавали гремучую змею. Индейцы поклонялись опасной рептилии в полной уверенности, что она может послать попутный ветер или укротить бурю.
Культ змей – тотемов получил у древних самое широкое распространение. Скифы, например, обожествляли уже упоминавшуюся Апи, змееногую прародительницу своего народа; китайцы почитали змееподобных божеств На Гуа и Фу Кси; корейцы благоговели перед большой змеей – тотемом Куронъи и т.д.
В древности священные рептилии обитали рядом с человеком – считалось, что это обеспечивает дому богатство и благополучие. Кроме того, змеи приносили и практическую пользу, охотясь на мышей. Матери позволяли своим детям играть с домашними змеями, а в сильную жару женщины использовали их в качестве живых кондиционеров и выходили из дому со змеей на шее. Разумеется, все это относится к неядовитым видам змей. Даже в некоторых странах Европы, таких, как Австрия и Швейцария, люди держали в домах ужей, поскольку были убеждены в том, что змея надежно охраняет дом от врагов и злых духов.
Божественным змеям древние посвятили множество великолепных храмов: греки поклонялись им в храме Асклепия; индейцы – натчезы почитали гремучих змей в храме Солнца; пруссы содержали священных змей в святилище Потримпса, бога рек и источников. У друидов даже сами стены храмов, выстроенных в честь умирающего и воскресающего бога Гю, извивались подобно змеям. Многие древние храмы, изукрашенные восхитительными рельефами, представляют собой подлинные шедевры архитектуры и скульптуры. Так, рельефы древнеиндийского святилища в деревне Санчи изображают множество фигур змеепоклонников, почтительно склонившихся перед пятиглавым змеиным божеством. Этих людей возглавляет раджа или жрец, чей головной убор украшен пятиглавым змеем.
Но довольно славословий в адрес божественных змей. Далеко не все народы пели им дифирамбы. В Вавилонии ядовитых пресмыкающихся воспринимали как воплощение зла и смерти ; у иранских маздеистов змея ассоциировалась с мрачным Ариманом, и ее появление расценивалось как самое дурное предзнаменование. В тибетском буддизме «зеленая змея» олицетворяет одно из самых отвратительных животных качеств, присущих человеку – ненависть . В христианстве змея – символ зла, греха, искушения и дьявольского коварства , и даже сам Сатана именуется в Библии «змеем древним».
В западном фольклоре раздвоенный змеиный язык интерпретируется как олицетворение чудовищной клеветы, лицемерия и лжи . В русском фольклоре негативная символика змеи проявляется еще более отчетливо. «Подколодная змея» - персонификация опасного затаившегося врага ; змея, пригретая на груди – яркий символ самой черной неблагодарности ; «зеленый змий» - воплощение губительного демона пьянства , овладевающего человеком и отравляющего его ядом алкоголя.
В индуистской и буддистской иконографии священные кобры – наги – символ защиты . Обычно они охраняют покой отдыхающих богов: Вишну изображается возлежащим в кольце священной кобры, а Будда сидит в тени фантастической кобры, раскрывшей над ним семь своих капюшонов.
Змея в руках критской Богини – Матери олицетворяет землю . Ацтекский бог войны Вицлупуцли, восседающий на огромном шаре перед треножником, держит змею как символ магических сил, властвующих над жизнью и смертью .
В христианской иконографии змея предстает, конечно, в самом мрачном свете. В сцене грехопадения змей – искуситель, отождествляемый с самим дьяволом, является воплощением вселенского зла, греха и обмана . Змея у подножия креста – символ первородного греха , искупленного Христом на кресте. Змею топчут олень или слон, ее держит в когтях или в клюве орел, Дева Мария попирает ее ногами – все это христианские эмблемы победы над злом .
Ядовитая змея – атрибут нескольких христианских святых. Черная змея, выползающая из чаши евангелиста Иоанна и из буханки хлеба св. Бенедикта, является аллегорией отравы , с помощью которой их тщетно пытались погубить враги. Иное дело – змеи св. Патрика. Церковное предание повествует о том, как этот святой, проповедовавший Слово Божие в Ирландии, силой своей веры превратил всех ядовитых пресмыкающихся в камни. С тех пор на острове не видели ни одной змеи.
В связи с этой легендой нелишне будет привести свидетельство английского путешественника Эндрю Бурда (1490-1549), оставившего подробное описание средневековой Ирландии: «В Ирландии происходят поразительные вещи…Там не видать ни ехидны, ни змеи, ни жабы, ни ящерицы и ничего подобного. А я видел камни, которые имели вид и форму змеи и других ядовитых гадов. Народ в тех местах говорит, что камни эти прежде были гадами, и что они были превращены в камни волею Божьей и молитвами святого Патрика».
В изобразительном искусстве символика змеи до крайности противоречива, так как художники наделили змеиным обличьем и отрицательных и положительных аллегорических персонажей. К первым относятся персонификации двух смертных грехов: зависти и лени. Зависть располагает змеей в качестве своего главного атрибута, потому что она питается змеиным мясом и источает яд, подобно змее, а Ложь изображена в виде змеи с женской головой, высунувшей лживый раздвоенный язык. Однако как символ мудрости змея является атрибутом Благоразумия. Эта традиция опирается на авторитет евангелиста Матфея, наставлявшего верующих: «Будьте мудры, как змии».
Как существо, никогда не отрывающееся от земли, змея составляет атрибут аллегорической фигуры Земли и греческой богини земли и плодородия Деметры (римской Цереры). Со змеями иногда изображались и сатиры (Фавны).
В истории Древнего Египта особое место принадлежит урею – священной змее фараона, главному символу его неограниченной власти над жизнью и смертью . Урей, изготовленный из золота и эмали, украшал головной убор фараона, а в некоторых случаях – и его бороду.
Корейцы изображали гигантских фантастических змей с четырьмя крыльями по бокам на боевых знаменах. Змеи на флагах символизировали магические силы , дарующие воинам победу.
Скифы украшали изображениями змееногой Апи свои колчаны, щиты и доспехи. Античный историк Арриан описал любопытные военные эмблемы скифов, представлявшие собой чучела огромных змей, сшитые из цветных лоскутов и насаженные на длинные шесты. Когда скифская конница стремительно атаковала врага, эти змеи, раздуваемые ветром, извивались как живые и издавали резкий свист, действуя на психику и устрашая неприятеля.
В древней эмблематике змее принадлежит одно из наиболее видных мест. Восточная эмблема божественного покровительства изображала змею, обвившуюся вокруг солнечного диска, или кобру с головой льва. Змеи на жезлах древнегреческих богов, Асклепия и Гермеса, послужили прототипами двух современных эмблем: первая из них, изображающая змею, обвившуюся вокруг чаши, является эмблемой медицины , вторая, кадуцей бога Гермеса – эмблемой торговли .
Читайте также: