Зачем переворачивать телефон при съемке
Иметь крутую камеру — это только часть успеха. Вот вам наши советы по съемке на смартфон, которые помогут фотографировать лучше.
За последние годы камеры смартфонов стали лучше. Этому способствуют современные сенсоры и оптимизированная программная обработка снимков. Появление модулей из нескольких камер позволила улучшить эффекты масштабирования, фокусировки и прочих вещей, которые раньше были доступны только в профессиональных камерах.
Делайте сразу несколько снимков
Первый и самый очевидный совет по съемке на смартфон — делайте сразу несколько снимков. Если выражаться простым языком: из 20 практически одинаковых фотографий можно выбрать 1-2 самые лучшие. Часто бывает, когда кто-то не вовремя моргает или камера не ловит фокус. Просто несколько раз нажимайте на кнопку «сделать снимок», и это увеличит шансы сделать крутую фотку.
Попробуйте серийную съемку или запись видео в 4K
Режим серийной съемки очень удобен, когда нужно фотографировать движущиеся объекты. Это может быть толпа друзей или активный домашний питомец. Иногда очень важно не упустить момент и получить резкую качественную фотографию. Серийная съемка позволяет сделать больше фотографий за короткий промежуток времени, чем если самостоятельно много раз нажимать на кнопку, поэтому намного легче выбрать нужный момент. Если в приложении камеры на вашем смартфоне нет этой функции, можно скачать стороннее приложение, например AndroVid.
Еще одним хорошим способом делать динамичные фотографии — попробовать снимать видео в 4К, а потом выбрать подходящий кадр. Разрешение 4К — это чуть больше 8 МП, чего достаточно для достойного качества снимка.
Узнайте все о вашем приложении камеры
Пользователи часто недооценивают дополнительные возможности приложения камеры в своих смартфонах. Обязательно стоит зайти в меню камеры и изучить все настройки и функции. Вы не сможете улучшить качество снимков, если все, что вы делаете — фотографируете в режиме «авто».
Некоторые производители смартфонов разрабатывают фирменные приложения, которые оптимизируются под оборудование и имеют особенности управления. Например, в приложении для камеры Huawei при нажатии на экран в месте фокусировки можно также установить экспозицию. В моделях разных производителей реализованы похожие, но не менее удобные функции.
Установите другое приложение
Родное приложение камеры часто не может полностью удовлетворить все потребности. Для таких случаев в магазине приложений можно найти сторонние программы.
В них обычно больше функционала: от множества элементов управления до более продвинутых настроек. Ищете приложение с большим количеством настроек и гистограммой — установите Footej Camera. Любите делать селфи — попробуйте Candy Camera.
За счет других алгоритмов обработки изображения сторонние приложения могут по умолчанию выдавать лучшие фотографии. Не бойтесь экспериментировать, тем более, что удалить приложение — дело нескольких секунд.
Рекомендуем попробовать установить Google HDR +. Оно не поддерживается Google и не работает на всех смартфонах, но считается одним из лучших приложений для камер. Также рекомендуем попробовать Open Camera.
Вам действительно нужна вспышка?
Флагманские смартфоны научились делать хорошие снимки при низкой освещенности, а пользоваться вспышкой для этого нужно далеко не всегда. Часто из-за вспышки фотография получается засвеченная, хотя без нее снимок был бы хорошим.
Фактически, многие из сегодняшних флагманских телефонов способны делать качественные снимки без вспышки. Сделайте несколько кадров без вспышки и сравните разницу — вы будете удивлены. Бывают моменты, когда вспышка точно необходима, но это случается очень редко. Многие профессионалы не используют вспышку, а потом редактируют файл в фотошопе.
Фотографии на солнце — не всегда круто
Старайтесь не фотографировать людей на фоне солнца, разве что вам нужен только силуэт человека. Выбирайте кадр, когда солнечный свет падает на предметы, а не просто светит в объектив.
Если говорить о съемке красивых видов неба во время восхода или заката, тут почти всегда фотографии будут получаться великолепными. Вы можете попробовать фокусироваться на разные места, чтобы получать различные вариации цветов и оттенков.
Разделительная сетка и правило третей
Изучите правило третей. Оно требует, чтобы вы разделили видоискатель камеры на девять равных частей. Это можно сделать, просто включив сетку в приложении камеры на вашем смартфоне. Если ваш девайс не имеет этого параметра, вы можете разглядеть кадр мысленно, что несложно.
Правило третей в основном диктует, что основные предметы и объекты должны располагаться в точках пересечения этих линий. Это отличная отправная точка для начинающих фотолюбителей, так как сетка также помогает не заваливать горизонт.
Очевидно, что правила иногда можно обходить. Соблюдение правила третей действительно помогает, но нестандартное позиционирование иногда может помочь сделать крутую фотографию. Эксперименты — наше все.
Играйте с HDR
Практически каждый смартфон имеет режим HDR, который объединяет сразу несколько экспозиций для формирования лучшего изображения. При таком подходе вы получаете более детализированные кадры. Некоторые аппараты поддерживают авто HDR, а в других его нужно включать в настройках.
Режим HDR лучше всего работает на улице, когда нужно сделать качественное фото поля или городского пейзажа, чтобы хорошо сочетались яркое небо и тени на земле. С бюджетными смартфонами во время съемки в HDR нужно замирать на несколько секунд, но в более дорогих девайсах с искусственным интеллектом в HDR скорость работы камеры такая же, как в стандартном режиме.
Подружитесь с ручными настройками
Ручнои режим сперва может казаться очень сложным. Советуем потратить время на изучение всех функций. Например, регулирование выдержки влияет на качество снимков в темноте: чем больше этот показатель, тем более детализированнее получаются фотографии. Но при фотографировании с длинной выдержкой камеру нельзя двигать, иначе снимок получится смазанным.
Еще один параметр, влияющий на чувствительность света, — ISO. Низкий показатель ISO подходит для дневной съемки, а высокий — для недостаточной освещенности. Слишком высокое значение ISO приводит к появлению видимых шумов и зернистости в фотографиях. Важно значение также имеет диафрагма — диаметр отверстия затвора, через которое свет попадает на датчик.
ISO, регулировка экспозиции и диафрагмы образуют всеохватывающий треугольник экспозиции, поэтому настройка одного параметра часто может привести к необходимости корректировки другого. Настраивать диафрагму пока можно только на нескольких смартфонах, но о треугольнике необходимо знать, если хотите получить хороший результат.
Просто помните, что более длительная выдержка затвора может сильно размыть снимок, если камера хотя бы немного будет трястись. Найдите точку опоры, задержите дыхание и попытайтесь не шевелиться во время съемки в этом режиме. В конце концов, можно положить телефон на какую-нибудь подставку и выставить таймер.
Используете штатив для смартфона
Фотографии на длинной выдержке могут получаться действительно красивыми, захватывая дополнительные детали в темноте, в том числе красивое ночное небо. Для того, чтобы получить такие картинки, затвор камеры должен быть открыт продолжительное время, что неизбежно приведет к размытию при малейшей вибрации.
На некоторых смартфонах есть стабилизация, но в остальных случаях отличным решением будет приобретение мобильного штатива. Дешевые штативы можно купить за 2-3 доллара, а если хотите дополнительные навороты — придется отдать более 10 баксов. Мобильный штатив удобно носить в рюкзаке, поэтому вы всегда можете брать его с собой.
Используйте пик фокусировки, если есть эта функция
В ручном управлении некоторых смартфонов имеется функция так называемого «пика фокусировки». К примеру, она есть у новых LG и Samsung.
Эта функция заставляет камеру сосредоточиться на четко очерченных областях сцены, чтобы именно это место было отчетливо видно. С ее помощью можно делать невероятные фотографии в макро режиме.
Протрите объектив перед съемкой
Качество и чистота линз при фотографировании играть не меньшую роль, чем программные функции смартфона. Логично, что грязные линзы могут испортить крутой кадр.
Понятное дело, что рукав куртки — не лучший вариант для этого, поэтому лучше всегда иметь с собой кусочек специальной ткани из микроволокна или ворса.
Скачайте приложение для редактирования фото
В Play Market есть множество приложений для коррекции фотографий. Они имеют массу возможностей: от возможностей наложения различных фильтров до инструментов цветокоррекции. Там же можно обрезать или перевернуть изображение. Для самых ленивых есть функция «автокоррекции».
Не бойтесь кадрировать снимки
Я не знаю как у вас, но у меня было очень много крутых фотографий, когда в кадр случайно попадали лишние вещи. Часто нужно сделать быстрое фото и не хочется захватывать лишнюю природу, людей или что-то другое. Для этого многие начинают подходить ближе, долго настраивать ракурс.
Один из наиболее очевидных советов по съемке на смартфон — просто обрезайте снимок. Современные девайсы позволяют это делать сразу после съемки.
Сегодняшние смартфоны фотографируют в очень высоком разрешении, которого достаточно, чтобы кадрировать фотографию с минимальной потерей качества.
Если вы не думали о правиле третей в то время, когда делали снимок, вы можете правильно обрезать кадр позже.
Следите за горизонтальными линиями
Это не самый очевидный совет для фотосъемки, но мы рекомендуем следить за линиями в кадре. Это могут быть дороги, здания, и другие ровные объекты. Меняя положение этих линий в кадре, вы можете изменить общую картину фотографии. Можно наклонить камеру на 45 градусов, чтобы заставить автомобиль в кадре катиться с горки или наоборот — ехать вверх. Такие трюки часто подчеркивают авторский взгляд на происходящее.
Кто говорит, что вы должны фотографировать все время прямо? Почему бы не сходить с ума и не пытаться снимать отражения в луже и переворачивать изображение с ног на голову?
Помните, что все эти советы не являются обязательными к выполнению, но, надеюсь, они помогут вам думать нестандартно и попробовать что-то новое со своей камерой на смартфоне.
Если у вас есть другие интересные советы по этой теме, обязательно напишите их в комментариях!
Современные мобильные телефоны всё больше завоевывают право быть фотоаппаратом номер один в кармане. Сегодня фотосъёмка на телефон нечто большее, чем документальное подтверждение вашего присутствия в каком-то месте. Это вполне творческий инструмент, доставляющий массу удовольствий от процесса съёмки, если умело им пользоваться. Для хороших снимков совсем не обязательно таскать огромную камеру — главное знания и навыки. Выставляйте снимки на конкурсы (да хоть мирового уровня — например, SWPA), попробуйте силы в таком интересном проекте, как мобильный репортёр.
После покупки телефона — не брезгуйте, прочтите инструкцию с устройством в руке, разберитесь со всеми возможностями и настройками. Установите разрешение и качество самыми высокими (хотя, обычно они и так устанавливаются на максимум, но лучше всё-таки проверить). Если придерживаться несложных рекомендаций по уходу, то телефон прослужит вам долго и будет радовать качественными снимками.
В первую очередь не роняйте, не хватайте влажными или грязными руками (на пляже особенно актуально).
Фотографировать яркие источники света опасно, это ухудшит матрицу и может вывести ее из строя. Избегайте попадания лазерных лучей, чтобы не прожечь матрицу.
Берегите корпус от повреждений, особенно то место, где расположен объектив. Потертости, царапины, деформация, грязь ухудшат изображение. Подберите чехол, лучше с защитой от воды и пыли или ударопрочный. В экстремальных условиях носите телефон в футляре или сумке. Держите при себе полиэтиленовый пакетик — он выручит, когда нет чехла, в ливень, в пыльных условиях, особенно полезен в холод.
Линза объектива должна быть чистой, пусть это станет привычкой (нередко снимки получаются «смазанными» просто потому, что линза «заляпалась»). Держите в кармане или футляре салфетку. Линза загрязняется касанием пальцев. Не оставляйте объектив грязным надолго, почистите сразу. Если на линзу попала влага — дождь, снег — после её высыхания могут остаться разводы, еле-заметная пленка.
Если на линзу попал солевой раствор (пятно от морской воды), удалите его ватной палочкой, можно смочить дистиллированной водой. После — насухо протрите линзу другой, сухой ватной палочкой или салфеткой. Нанесите каплю чистящей жидкости на салфетку. Не надавливайте, работайте без усилий, двигаясь от центра по спирали. Не оставляйте радужных разводов, когда жидкость испаряется сама, образуются пятна.
Кстати, длительное воздействие солнечных лучей опасно для оптики (да и для всего смартфона в целом). Летом, особенно в машине под лобовым стеклом температура может оказаться очень высокой.
Первый шаг на пути к качественным снимкам — обеспечьте неподвижность камеры. Сегодня многие смартфоны оборудуют оптической стабилизацией, что предотвращает появление «шевеленки», но при плохом освещении из-за большой выдержки шевеленка всё равно может возникнуть. Так что, очень важно научиться держать смартфон при съёмке правильно.
Чтобы уменьшить вибрации встаньте устойчиво. По возможности прижмите локти к груди, держите телефон на расстоянии 30 см от лица. Обхватите крепко, лучше обеими руками. Если удобнее снимать, держа одной рукой, другой обхватите её за запястье. Ещё один прием — положите кисть одной руки на плечо, второй с телефоном обопритесь на локоть.
В момент съёмки не двигайтесь, лучше «замрите» как в детской игре.
Попрактикуйтесь, снимайте в вертикальной и горизонтальной ориентации, посмотрите, как удобнее держать, чтобы не заслонить объектив пальцем (только ради Бога не снимайте видео в вертикальной ориентации!). Главное, чтобы снимать было удобно и комфортно, фотографируйте без напряжения.
Следующий шаг на пути к хорошим фотографиям — это оптимальная экспозиция
При съёмке на автомате фотография может получиться слишком тёмной или засвеченной. Если автоматика ошибается, введите экспокоррекцию, она производится через меню фотокамеры установкой заданной величины (в айфоне достаточно поводить пальцем вверх-вниз справа от области фокусировки, обозначенной жёлтым прямоугольником). Поправка экспозиции обычно обозначается буквами «Ev» и знаками + или –. Установите отрицательную экспокоррекцию при съёмке светлых объектов, положительную — при съёмке тёмных. Старайтесь не использовать встроенную вспышку — если есть возможность добавить освещение, лучше используйте его.
Но даже если пользуетесь вспышкой, не снимайте вблизи — дистанцию оставляйте не менее метра. Как правило, в смартфонах есть три режима вспышки — Авто, Вкл. и Выкл.
Автоматический — вспышку не придется включать и выключать, при нехватке света она сработает автоматически. Недостаток в том, что вспышка может испортить снимок, когда это не нужно. Встроенная вспышка «убьёт» естественное освещение, ухудшит цветопередачу.
В некоторых случаях без неё не обойтись — вы получите смазанный кадр из-за длинной выдержки или слишком тёмный. Вспышка обеспечит более-менее приемлемый результат.
Вспышка включена — в ряде случаев полезно использовать принудительно. Например, в солнечный полдень, чтобы подсветить затененный объект, в качестве заполняющего источника света.
Вспышка выключена — съёмка заката, клубной сцены с оригинальным освещением и т.д., а также, когда вы не хотите себя выдавать, как фотографа, когда съёмка ведется незаметно.
Вспышка «выхватывает» из темноты близко расположенные объекты, оставляя фон неразборчивым и тёмным. Вы не сможете, например, снимая ночью, передать огни на дальнем плане. На тёмном фоне близко снятые предметы получатся плоскими белыми пятнами, например, снежинки.
Также забудьте о вспышке, снимая через стекло, через окно, в зоопарке, музеях и т.д.
Вспышка даёт худшее освещение. Выбирайте оптимальное освещение — модель (человека) попросите встать рядом с источником света, избегая ненужных теней, тёмных провалов. Добейтесь, чтобы человек был освещён больше, чем окружение. Перемещайтесь, смотрите, как на ладони меняется освещение — где ярче, темнее, жёстче, мягче, какой характер света (выразительный, объёмный или плоский).
Когда на матрицу попадает достаточно света, фотографии будут чёткими, яркими и красивыми. Предпочтителен солнечный свет, в помещениях максимально используйте свет из окна.
Когда источник направлен в объектив, вы можете включить режим HDR (многие современные телефоны его поддерживают) — съёмку с широким динамическим диапазоном — на контрастной сцене детали не теряются в тенях, яркие участки не «выжигаются». Желательно, впрочем, не снимать в полдень на открытом солнце или в глубокой тени. Вообще лучшее освещение для фотографий — сбоку, а т.к. при съёмке на мобильник чаще всего основной источник света — это Солнце, то самое «козырное» время для съёмки — несколько часов после восхода Солнца и несколько часов до его заката.
Если в смартфоне есть функция настройки светочувствительности (ISO), пользуйтесь осторожно (или доверьтесь автоматике). Определите, какая максимальная чувствительность допустима для вашего телефона, при которой картинка остается качественной. При «задирании» светочувствительности картинка становится шумной. Лучше выбирайте наиболее освещенные места, стороны объекта, добавьте свет, используйте отражатели, фонари. Если не удается получить нормально проэкспонированный снимок, воспользуйтесь функцией брекетинга по экспозиции, задавая шаг — диапазон EV. Камера сделает 3 или 5 снимков, с разной экспозицией (от самого тёмного к самому светлому или наоборот), из которых вы потом отберёте удачный. Впрочем, не во всех смартфонах есть брекетинг.
Позаботьтесь, чтобы главный объект оказался в фокусе. Если не получилось, переснимите. По умолчанию телефон фокусируется по центру, но некоторые модели научились определять правильно объект фокусировки в любом месте кадра, особенно если это лицо человека. Чтобы изменить точку фокусировки — просто коснитесь нужного места на дисплее.
Если в смартфоне есть блокировка фокуса и экспозиции — это хорошо, так как можно не потерять фокусировку при изменении композиции кадра. Чтобы включить эту функцию, задержите палец на нужном участке до сигнала, например, мигающего квадрата. Появится надпись «Блокировка автоэкспозиции/автофокуса» или «AE/AF Lock». Это удобно, когда по какой-то причине смартфон не фокусируется сам на нужном предмете. Переведите объектив на более контрастный предмет, находящийся от вас на том же расстоянии, включите автоблокировку и затем наведите на то, что хотели снять изначально. Перекомпоновка кадра с заблокированной экспозицией может использоваться, например, в макросъёмке.
В некоторых моделях телефонов предусмотрена ручная фокусировка. Снимая пейзажи, можно установить фокус на бесконечность или выставить его на фиксированное расстояние, например, 2 метра. Это будет полезно в условиях низкого освещения или для съёмки движения — на фокусировку не уйдёт время, близкие объекты всегда окажутся в фокусе.
Если с фокусировкой не ладится, можно снять несколько дублей. Воспользуйтесь (если есть) функцией «Лучший снимок», «Серийная съёмка» (в некоторых телефонах серийная съёмка включается просто удержанием пальца на кнопке спуска затвора), вы отберёте самый резкий кадр или групповое фото, где у всех глаза открыты.
В зависимости от цветовой температуры сцены, камера также настраивает «баланс белого». Если цвета искажены, немного сместите область фокусировки — камера замерит баланс по другой точке, соответственно результат изменится. Дождитесь, пока камера не выставит правильно цветопередачу. Нередко хватает пары секунд, чтобы цвета «вернулись на место».
Добейтесь точной и естественной цветопередачи, чтобы потом не исправлять фотографию в редакторе. Если камера ошибается, установите баланс белого вручную (как правило, предустановленные настройки баланса белого определяются освещением — лампа накаливания, солнечный день, пасмурно, флуоресцентные лампы) .
В процессе съёмки желательно придерживаться несложных рекомендаций.
Включите отображение сетки, чтобы не только выровнять горизонт, но и геометрически правильно построить изображение, не забывая о правиле «Золотого сечения» — главный объект лучше всего помещать на одну из точек пересечения линий сетки.
Нажимайте кнопку затвора без усилий, плавно, отрывайте палец от экрана медленно. Снимайте без рывков, телефон не должен шевелиться, чтобы он не «ушел» вниз, вбок, в сторону. На момент съёмки затаите дыхание.
Не снимайте во время ходьбы, остановитесь, причём нужно не притормозить, а именно остановиться. Неподвижное и естественное положение во время съёмки — большое преимущество. Неустойчивая и напряженная поза, повороты, наклоны увеличивают вероятность шевелёнки. Если у вас большая или тяжелая ноша, много вещей, на время съёмки лучше освободить руки.
Следите, чтобы вас не толкнули и не задели, неплохо прислониться, особенно если освещение недостаточное. Снимайте, оперев локти на твердую поверхность, присядьте и положите локоть на колено.
Для фокусировки камере требуется время, между касанием и съёмкой происходит задержка. За это время не смещайте телефон, также не убирайте его резко, после того, как вы отпустили палец, подержите телефон неподвижно пару секунд (не все телефоны снимают мгновенно).
Рядом со значком съёмки часто расположен переключатель «Фото-видео». Случайно его задев, вместо снимков вы получите смазанные видеоролики, проверяйте — не переключился ли телефон. Просматривайте снимки, чтобы в случае брака сразу переснять, пока вы не отошли.
Не допускайте в кадре появление бликов, следите за источниками света. Чем ближе к краю кадра, тем вероятнее блики. Прикройте объектив сбоку ладонью или газетой, подберите ракурс, чтобы яркие источники не пересветили камеру.
Есть приложения, распознающие движение и блокирующие съемку пока камера не зафиксируется и не уменьшатся вибрации. При низкой освещенности выдержка удлиняется, если есть в телефоне, включите оптическую стабилизацию, но она не поможет когда мало света.
Для снижения вибраций прислоните телефон к столбу, дверному косяку или дереву. Вместо штатива используйте всё, что под рукой – настольную лампу, принтер, книги и т.д. Если вы зафиксируете камеру на штатив, можно использовать задержку спуска затвора. При фиксации камеры, например, на штатив, стабилизацию выключите.
Фокусные расстояния камер телефонов варьируются от 22 до 35 мм в 35 мм экв. Соответственно выдержка при съемке с рук не должна быть длиннее 1/22 или 1/35, желательно короче в два раза.
Все это хорошо, пока снимаете неподвижные объекты. При съемке движения требуется лишь короткая выдержка, поэтому снимайте при достаточном освещении. Если оно недостаточно съемка вблизи особенно желанна. Подходите ближе к объекту, все лишнее останется за кадром. Сам объект на снимке окажется детализированным, изображение получится более качественным, чем, если вы будете снимать издалека.
Используйте все доступное освещение — дождитесь, когда вспыхнет прожектор на сцене, автомобиль подсветит фарами нужный объект, Солнце выглянет из-за туч и т.д.
Выдержки от 1/30 до 1/60 дадут немного размытое изображение движущегося объекта, подчеркнут движение. Выдержка 1/250–1/500 позволит лучше передать дождь. Со слишком длинными выдержками вы можете поэкспериментировать, снимая ночью световые линии — следы от фар автомобилей, но зафиксировав камеру.
При недостатке света можно поднять светочувствительность (ISO) вручную, но до разумного предела. Следует помнить, что с повышением чувствительности теряется детализация, чистота кадра, снимки будут «зернистыми».
И в заключении несколько рекомендаций по съемке.
Экспериментируйте, не ограничивайтесь одним кадром. Сделайте несколько разных снимков, в горизонтальной и вертикальной ориентации, наклоните камеру, подберите другой ракурс. Не снимайте одно и то же подряд, делайте паузы — вы заметите что-то новое, скрытое от первого взгляда.
Снимайте постоянно, а не от случая к случаю или по выходным и в отпуске, чем чаще будете фотографировать, тем быстрее улучшатся снимки.
Превратите съёмку в игру — нестандартные снимки можно получить, просунув телефон сквозь решетку, в проем, прислонив объектив к отверстию в стене или сняв с уровня земли, подняв над головой. Экспериментируйте с наложением изображения в отражениях, различными приемами съемки.
Снимая с близкого расстояния, включите режим Макросъемка. В зависимости от ситуации используйте нужный сюжетный режим. Обработку и эффекты желательно выполнить в компьютере, сохранив исходную фотографию с максимальным качеством.
Не будем ходить вокруг да около: в главном смартфоне 2017 года объективы двойной камеры расположены вертикально, значит и видео на мобильники снимать отныне правильно вертикально и никак иначе. А если двойная камера расположена горизонтально, ваш неправильный смартфон срочно нужно менять. Ладно, разминка к 1 апреля закончена, теперь серьёзно. Горизонтальное видео на мобильниках весьма неожиданно оказывается чуть ли не моветоном — обороты вовсю набирает вертикальный формат. Он непривычен? Безусловно. Но так ли страшен? Судите сами.
Есть мнение, что вертикальные видео — это противоестественно: мол, глаза-то у человека расположены горизонтально. Сложно спорить, но угол обзора пары человеческих глаз по вертикали меньше, чем по горизонтали, градусов на десять — не такая уж большая разница.
Логичнее предположить, что привычка воспринимать «медиаконтент» в широком формате сформировалась в процессе веков просмотра театральных представлений, боёв на аренах и прочих выступлений на горизонтальных пространствах. Иными словами, мы привыкли к горизонтальной подаче контента, поскольку бессердечная гравитация позволяет нам с лёгкостью распоряжаться только двумя измерениями.
Древнегреческий театр и «плоская», «широкоформатная» сцена
Тем временем бурная цифровая эпоха заставляет часто менять привычные взгляды на медиаконтент. По крайней мере, когда речь заходит о создании и потреблении этого контента с помощью мобильных устройств. Итак, есть три серьёзные причины (вернее даже «метапричины» со множеством «подпричин») перестать быть ретроградами и принять уже, что вертикальные видео — это о’кей.
Первая причина: смартфон — вертикальный
Согласно данным компании ScientiaMobile, которая занимается анализом использования мобильных устройств, пользователи держат смартфон вертикально в 94% случаев. Поворачивать его приходится преимущественно в двух сценариях: в играх (в том числе из-за особенностей управления) и при просмотре видео. И если для кино это оправдано, то в случае с видео в соцсетях и блогах отказаться от «горизонтальности» вполне можно. И даже нужно.
Дело не только в том, что многим попросту лень лишний раз крутить смартфон. И даже не в том, что медленный и грустный смартфон будет поворачивать изображение тоже медленно и грустно. Важно, что именно при перехватывании смартфон часто выскальзывает из рук. Опять же, разбитый экран — не самое страшное, чего можно ожидать от этой ситуации, но и он однозначно не стоит привычной горизонтальности видеоролика из соцсети.
Держать смартфон, кстати, тоже удобнее и естественнее в вертикальной ориентации, да и вторая рука будет гарантировано свободна. А с безрамочными дисплеями горизонтальное удобство вообще стремится к нулю: приходится либо пальцем закрывать часть экрана (опять-таки, чтобы не выронить аппарат), либо выворачивать руку клешнёй.
Как вариант. Попробуйте сказать, что это удобно и безопасно. И эстетично.
Не будем также забывать, что с помощью смартфона мы не только смотрим видео, но и снимаем. Так что повторяем те же аргументы, что и выше, и умножаем на два: оператору не надо изворачиваться и рисковать смартфоном во время съёмки, а зрителям — во время просмотра. Двойной профит!
Вторая причина: вёрстка сайтов и соцсетей вертикальная
Испокон веков все носители информации, начиная с каменных табличек со свитками и заканчивая ультрасовременными сайтами, верстались вертикально. Это значит, что горизонтальная строка, которую мы привыкли читать, сильно ограничена — максимум шириной листа А4, тогда как порядок строк вертикальный. Исключение составляют восточные иероглифы, которые иногда писались на свитках сверху вниз, а «строки» (хотя формально это уже абзацы) упорядочивались горизонтально. Если вдуматься, листать ленту «Фейсбука» или «Вконтакте» действительно удобнее вертикально, а вот какой-нибудь «Инстаграм» мог бы иметь горизонтальную вёрстку, как наскальная живопись, но — зачем? Все же привыкли.
Логично, что в такой современный дизайн сайтов и соцсетей органичнее впишутся вертикальные же видео. И ладно бы «Снапчат» какой-нибудь: там горизонтальные видео уж точно будут смотреться пришельцами из параллельной вселенной. Но, предположим, в «Фейсбуке»: листаешь себе ленту, глядь — вертикальное видео. И его не надо разворачивать на весь экран (а смартфон, напомним, вертеть в руке): оно уже на весь экран, прямо как есть. Да вот вам наглядный пример:
Именно поэтому в современные соцсети активно внедряются алгоритмы, которые избавляют вертикальные видео от чёрных полей по бокам и показывают их на весь экран в вертикальной ориентации. Такую функцию уже поддерживают приложения Facebook, YouTube, Snapchat, Twitter. К слову, не обошлось тут и без коммерческой заинтересованности: оказывается, вертикальные рекламные ролики в Snapchat до конца досматривают в девять раз чаще, чем горизонтальные. В девять раз, Карл!
Третья причина: объекты съёмки сами часто вертикальные
Не то чтобы откровение, но человек, как и его смартфон, примерно со второго года своей жизни по умолчанию тоже ориентирован вертикально. Красивые высотные здания, статуи, скульптуры, зачастую предметы интерьера и объекты искусства — всё перечисленное тоже вертикальное, а визуальный мусор, который находится по бокам, приходится хитро нейтрализовывать кадрированием.
Горизонтальная съёмка требует более масштабного подхода, нежели вертикальная, и обязывает провести какую-никакую работу по выстраиванию композиции. Но серьёзно, кто сейчас этим занимается, когда снимает на смартфон? Хотя важнее вопрос: зачем это вообще нужно, если можно просто не поворачивать свой аппарат во время съёмки, чтобы зрителю потом не пришлось поворачивать свой во время просмотра?
Поэтому не удивляйтесь, когда наткнётесь на вертикальную трансляцию очередной медиазвезды — уж они-то знают, когда не надо заморачиваться. Даже если есть оператор. Даже если это реклама. Нет, особенно, если это реклама, причём со звездой в кадре. Как, например, здесь (осторожно, это та самая реклама, которую смотрят до конца в девять раз чаще).
Всё логично: в кадре нет абсолютно ничего лишнего, только человек, на которого направлено всё внимание зрителя — задача выполнена на 100%. Можно сколько угодно говорить про нарциссизм, но факт остаётся фактом: в таком формате зритель психологически ощущает более тесную связь с человеком в кадре, нежели при горизонтальной ориентации.
В скобках заметим: есть также мнение, что в горизонтальной ориентации человек выглядит толще, чем в вертикальной, особенно если снимать не на смартфон, а, например, на «Айпад». Мы проверили на «яблочном» планшете — результат, как говорится, налицо.
Тем не менее, «вертикалка», как выяснилось, работает не только для людей и единичных объектов. Кто хочет быть посовременнее да поближе к молодой аудитории, которая сплошь сидит в мобильниках и про ТВ давно забыла, тот использует вертикальный формат для совсем, казалось бы, неподходящих целей. И ладно, если это документальный фильм про Индию — в этой стране, как известно, у кино вообще свои законы. А вот серьёзный документальный проект от крупнейшей норвежской телекомпании NRK уже впечатляет и заслуживает уважения. В Австралии проводился даже целый фестиваль, посвящённый вертикальному кино, с программой, спонсорами и вот этим всем. А это уже всерьёз заставляет задуматься о том, что будущее стоит на пороге с вертикальным медиа в охапке. На сайте фестиваля, к слову, есть очень любопытный раздел с советами и лайфхаками по вертикальной съёмке, часть которых посвящена тому, как правильно акцентировать внимание зрителя на объектах в кадре.
«Вертикальный» кинозал на австралийском фестивале
Что же делать пользователям ПК и планшетов
Прежде всего, не надо забывать, что сейчас в подавляющем большинстве устройств с диагональю дисплея больше десяти дюймов есть режим многооконности. Используйте его по назначению — например, вот так.
В некоторых случаях из нескольких вертикальных видео можно собрать симпатичный скетчевый широкоформатный ролик. Вот небольшой пример — московский фестиваль «Круг света», на котором горизонтальная съёмка только всё испортила бы.
Ну а если ничего из вышеперечисленного не подходит — можно… просто смириться.
Резюме
Мы вам очень сочувствуем, если вертикальные видео вас раздражают, ведь их становится всё больше, и эта тенденция едва ли обратится вспять. По крайней мере, мы не нашли никаких для этого оснований. Но давайте ещё раз прикинем: так ли всё это плохо? Конечно, мы привыкли «смотреть горизонтально». Но там, где это действительно важно, такую возможность никто не отнимает: фильмы и сериалы по-прежнему будут выходить в привычном формате. Но зачем переносить этот, откровенно говоря, нишевый с точки зрения мобильного контента подход на соцсети, трансляции и видеоблоги? Да хватит уже вертеть свой смартфон!
Современные мобильные телефоны всё больше завоевывают право быть фотоаппаратом номер один в кармане. Сегодня фотосъёмка на телефон нечто большее, чем документальное подтверждение вашего присутствия в каком-то месте. Это вполне творческий инструмент, доставляющий массу удовольствий от процесса съёмки, если умело им пользоваться. Для хороших снимков совсем не обязательно таскать огромную камеру — главное знания и навыки. Выставляйте снимки на конкурсы (да хоть мирового уровня — например, SWPA), попробуйте силы в таком интересном проекте, как мобильный репортёр.
После покупки телефона — не брезгуйте, прочтите инструкцию с устройством в руке, разберитесь со всеми возможностями и настройками. Установите разрешение и качество самыми высокими (хотя, обычно они и так устанавливаются на максимум, но лучше всё-таки проверить). Если придерживаться несложных рекомендаций по уходу, то телефон прослужит вам долго и будет радовать качественными снимками.
В первую очередь не роняйте, не хватайте влажными или грязными руками (на пляже особенно актуально).
Фотографировать яркие источники света опасно, это ухудшит матрицу и может вывести ее из строя. Избегайте попадания лазерных лучей, чтобы не прожечь матрицу.
Берегите корпус от повреждений, особенно то место, где расположен объектив. Потертости, царапины, деформация, грязь ухудшат изображение. Подберите чехол, лучше с защитой от воды и пыли или ударопрочный. В экстремальных условиях носите телефон в футляре или сумке. Держите при себе полиэтиленовый пакетик — он выручит, когда нет чехла, в ливень, в пыльных условиях, особенно полезен в холод.
Линза объектива должна быть чистой, пусть это станет привычкой (нередко снимки получаются «смазанными» просто потому, что линза «заляпалась»). Держите в кармане или футляре салфетку. Линза загрязняется касанием пальцев. Не оставляйте объектив грязным надолго, почистите сразу. Если на линзу попала влага — дождь, снег — после её высыхания могут остаться разводы, еле-заметная пленка.
Если на линзу попал солевой раствор (пятно от морской воды), удалите его ватной палочкой, можно смочить дистиллированной водой. После — насухо протрите линзу другой, сухой ватной палочкой или салфеткой. Нанесите каплю чистящей жидкости на салфетку. Не надавливайте, работайте без усилий, двигаясь от центра по спирали. Не оставляйте радужных разводов, когда жидкость испаряется сама, образуются пятна.
Кстати, длительное воздействие солнечных лучей опасно для оптики (да и для всего смартфона в целом). Летом, особенно в машине под лобовым стеклом температура может оказаться очень высокой.
Первый шаг на пути к качественным снимкам — обеспечьте неподвижность камеры. Сегодня многие смартфоны оборудуют оптической стабилизацией, что предотвращает появление «шевеленки», но при плохом освещении из-за большой выдержки шевеленка всё равно может возникнуть. Так что, очень важно научиться держать смартфон при съёмке правильно.
Чтобы уменьшить вибрации встаньте устойчиво. По возможности прижмите локти к груди, держите телефон на расстоянии 30 см от лица. Обхватите крепко, лучше обеими руками. Если удобнее снимать, держа одной рукой, другой обхватите её за запястье. Ещё один прием — положите кисть одной руки на плечо, второй с телефоном обопритесь на локоть.
В момент съёмки не двигайтесь, лучше «замрите» как в детской игре.
Попрактикуйтесь, снимайте в вертикальной и горизонтальной ориентации, посмотрите, как удобнее держать, чтобы не заслонить объектив пальцем (только ради Бога не снимайте видео в вертикальной ориентации!). Главное, чтобы снимать было удобно и комфортно, фотографируйте без напряжения.
Следующий шаг на пути к хорошим фотографиям — это оптимальная экспозиция
При съёмке на автомате фотография может получиться слишком тёмной или засвеченной. Если автоматика ошибается, введите экспокоррекцию, она производится через меню фотокамеры установкой заданной величины (в айфоне достаточно поводить пальцем вверх-вниз справа от области фокусировки, обозначенной жёлтым прямоугольником). Поправка экспозиции обычно обозначается буквами «Ev» и знаками + или –. Установите отрицательную экспокоррекцию при съёмке светлых объектов, положительную — при съёмке тёмных. Старайтесь не использовать встроенную вспышку — если есть возможность добавить освещение, лучше используйте его.
Но даже если пользуетесь вспышкой, не снимайте вблизи — дистанцию оставляйте не менее метра. Как правило, в смартфонах есть три режима вспышки — Авто, Вкл. и Выкл.
Автоматический — вспышку не придется включать и выключать, при нехватке света она сработает автоматически. Недостаток в том, что вспышка может испортить снимок, когда это не нужно. Встроенная вспышка «убьёт» естественное освещение, ухудшит цветопередачу.
В некоторых случаях без неё не обойтись — вы получите смазанный кадр из-за длинной выдержки или слишком тёмный. Вспышка обеспечит более-менее приемлемый результат.
Вспышка включена — в ряде случаев полезно использовать принудительно. Например, в солнечный полдень, чтобы подсветить затененный объект, в качестве заполняющего источника света.
Вспышка выключена — съёмка заката, клубной сцены с оригинальным освещением и т.д., а также, когда вы не хотите себя выдавать, как фотографа, когда съёмка ведется незаметно.
Вспышка «выхватывает» из темноты близко расположенные объекты, оставляя фон неразборчивым и тёмным. Вы не сможете, например, снимая ночью, передать огни на дальнем плане. На тёмном фоне близко снятые предметы получатся плоскими белыми пятнами, например, снежинки.
Также забудьте о вспышке, снимая через стекло, через окно, в зоопарке, музеях и т.д.
Вспышка даёт худшее освещение. Выбирайте оптимальное освещение — модель (человека) попросите встать рядом с источником света, избегая ненужных теней, тёмных провалов. Добейтесь, чтобы человек был освещён больше, чем окружение. Перемещайтесь, смотрите, как на ладони меняется освещение — где ярче, темнее, жёстче, мягче, какой характер света (выразительный, объёмный или плоский).
Когда на матрицу попадает достаточно света, фотографии будут чёткими, яркими и красивыми. Предпочтителен солнечный свет, в помещениях максимально используйте свет из окна.
Когда источник направлен в объектив, вы можете включить режим HDR (многие современные телефоны его поддерживают) — съёмку с широким динамическим диапазоном — на контрастной сцене детали не теряются в тенях, яркие участки не «выжигаются». Желательно, впрочем, не снимать в полдень на открытом солнце или в глубокой тени. Вообще лучшее освещение для фотографий — сбоку, а т.к. при съёмке на мобильник чаще всего основной источник света — это Солнце, то самое «козырное» время для съёмки — несколько часов после восхода Солнца и несколько часов до его заката.
Если в смартфоне есть функция настройки светочувствительности (ISO), пользуйтесь осторожно (или доверьтесь автоматике). Определите, какая максимальная чувствительность допустима для вашего телефона, при которой картинка остается качественной. При «задирании» светочувствительности картинка становится шумной. Лучше выбирайте наиболее освещенные места, стороны объекта, добавьте свет, используйте отражатели, фонари. Если не удается получить нормально проэкспонированный снимок, воспользуйтесь функцией брекетинга по экспозиции, задавая шаг — диапазон EV. Камера сделает 3 или 5 снимков, с разной экспозицией (от самого тёмного к самому светлому или наоборот), из которых вы потом отберёте удачный. Впрочем, не во всех смартфонах есть брекетинг.
Позаботьтесь, чтобы главный объект оказался в фокусе. Если не получилось, переснимите. По умолчанию телефон фокусируется по центру, но некоторые модели научились определять правильно объект фокусировки в любом месте кадра, особенно если это лицо человека. Чтобы изменить точку фокусировки — просто коснитесь нужного места на дисплее.
Если в смартфоне есть блокировка фокуса и экспозиции — это хорошо, так как можно не потерять фокусировку при изменении композиции кадра. Чтобы включить эту функцию, задержите палец на нужном участке до сигнала, например, мигающего квадрата. Появится надпись «Блокировка автоэкспозиции/автофокуса» или «AE/AF Lock». Это удобно, когда по какой-то причине смартфон не фокусируется сам на нужном предмете. Переведите объектив на более контрастный предмет, находящийся от вас на том же расстоянии, включите автоблокировку и затем наведите на то, что хотели снять изначально. Перекомпоновка кадра с заблокированной экспозицией может использоваться, например, в макросъёмке.
В некоторых моделях телефонов предусмотрена ручная фокусировка. Снимая пейзажи, можно установить фокус на бесконечность или выставить его на фиксированное расстояние, например, 2 метра. Это будет полезно в условиях низкого освещения или для съёмки движения — на фокусировку не уйдёт время, близкие объекты всегда окажутся в фокусе.
Если с фокусировкой не ладится, можно снять несколько дублей. Воспользуйтесь (если есть) функцией «Лучший снимок», «Серийная съёмка» (в некоторых телефонах серийная съёмка включается просто удержанием пальца на кнопке спуска затвора), вы отберёте самый резкий кадр или групповое фото, где у всех глаза открыты.
В зависимости от цветовой температуры сцены, камера также настраивает «баланс белого». Если цвета искажены, немного сместите область фокусировки — камера замерит баланс по другой точке, соответственно результат изменится. Дождитесь, пока камера не выставит правильно цветопередачу. Нередко хватает пары секунд, чтобы цвета «вернулись на место».
Добейтесь точной и естественной цветопередачи, чтобы потом не исправлять фотографию в редакторе. Если камера ошибается, установите баланс белого вручную (как правило, предустановленные настройки баланса белого определяются освещением — лампа накаливания, солнечный день, пасмурно, флуоресцентные лампы) .
В процессе съёмки желательно придерживаться несложных рекомендаций.
Включите отображение сетки, чтобы не только выровнять горизонт, но и геометрически правильно построить изображение, не забывая о правиле «Золотого сечения» — главный объект лучше всего помещать на одну из точек пересечения линий сетки.
Нажимайте кнопку затвора без усилий, плавно, отрывайте палец от экрана медленно. Снимайте без рывков, телефон не должен шевелиться, чтобы он не «ушел» вниз, вбок, в сторону. На момент съёмки затаите дыхание.
Не снимайте во время ходьбы, остановитесь, причём нужно не притормозить, а именно остановиться. Неподвижное и естественное положение во время съёмки — большое преимущество. Неустойчивая и напряженная поза, повороты, наклоны увеличивают вероятность шевелёнки. Если у вас большая или тяжелая ноша, много вещей, на время съёмки лучше освободить руки.
Следите, чтобы вас не толкнули и не задели, неплохо прислониться, особенно если освещение недостаточное. Снимайте, оперев локти на твердую поверхность, присядьте и положите локоть на колено.
Для фокусировки камере требуется время, между касанием и съёмкой происходит задержка. За это время не смещайте телефон, также не убирайте его резко, после того, как вы отпустили палец, подержите телефон неподвижно пару секунд (не все телефоны снимают мгновенно).
Рядом со значком съёмки часто расположен переключатель «Фото-видео». Случайно его задев, вместо снимков вы получите смазанные видеоролики, проверяйте — не переключился ли телефон. Просматривайте снимки, чтобы в случае брака сразу переснять, пока вы не отошли.
Не допускайте в кадре появление бликов, следите за источниками света. Чем ближе к краю кадра, тем вероятнее блики. Прикройте объектив сбоку ладонью или газетой, подберите ракурс, чтобы яркие источники не пересветили камеру.
Есть приложения, распознающие движение и блокирующие съемку пока камера не зафиксируется и не уменьшатся вибрации. При низкой освещенности выдержка удлиняется, если есть в телефоне, включите оптическую стабилизацию, но она не поможет когда мало света.
Для снижения вибраций прислоните телефон к столбу, дверному косяку или дереву. Вместо штатива используйте всё, что под рукой – настольную лампу, принтер, книги и т.д. Если вы зафиксируете камеру на штатив, можно использовать задержку спуска затвора. При фиксации камеры, например, на штатив, стабилизацию выключите.
Фокусные расстояния камер телефонов варьируются от 22 до 35 мм в 35 мм экв. Соответственно выдержка при съемке с рук не должна быть длиннее 1/22 или 1/35, желательно короче в два раза.
Все это хорошо, пока снимаете неподвижные объекты. При съемке движения требуется лишь короткая выдержка, поэтому снимайте при достаточном освещении. Если оно недостаточно съемка вблизи особенно желанна. Подходите ближе к объекту, все лишнее останется за кадром. Сам объект на снимке окажется детализированным, изображение получится более качественным, чем, если вы будете снимать издалека.
Используйте все доступное освещение — дождитесь, когда вспыхнет прожектор на сцене, автомобиль подсветит фарами нужный объект, Солнце выглянет из-за туч и т.д.
Выдержки от 1/30 до 1/60 дадут немного размытое изображение движущегося объекта, подчеркнут движение. Выдержка 1/250–1/500 позволит лучше передать дождь. Со слишком длинными выдержками вы можете поэкспериментировать, снимая ночью световые линии — следы от фар автомобилей, но зафиксировав камеру.
При недостатке света можно поднять светочувствительность (ISO) вручную, но до разумного предела. Следует помнить, что с повышением чувствительности теряется детализация, чистота кадра, снимки будут «зернистыми».
И в заключении несколько рекомендаций по съемке.
Экспериментируйте, не ограничивайтесь одним кадром. Сделайте несколько разных снимков, в горизонтальной и вертикальной ориентации, наклоните камеру, подберите другой ракурс. Не снимайте одно и то же подряд, делайте паузы — вы заметите что-то новое, скрытое от первого взгляда.
Снимайте постоянно, а не от случая к случаю или по выходным и в отпуске, чем чаще будете фотографировать, тем быстрее улучшатся снимки.
Превратите съёмку в игру — нестандартные снимки можно получить, просунув телефон сквозь решетку, в проем, прислонив объектив к отверстию в стене или сняв с уровня земли, подняв над головой. Экспериментируйте с наложением изображения в отражениях, различными приемами съемки.
Снимая с близкого расстояния, включите режим Макросъемка. В зависимости от ситуации используйте нужный сюжетный режим. Обработку и эффекты желательно выполнить в компьютере, сохранив исходную фотографию с максимальным качеством.
Читайте также: