Влияние гаджетов на детей дошкольного возраста
Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора.
Дети, подражая взрослым, тянуться к новым технологиям, с удовольствием и интересом их осваивают поэтому вопрос влияния электронных гаджетов на психику ребенка весьма интересен.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.
Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!
Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением.
Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.
В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей гиперактивность:
к концентрации на каком-либо занятии;
отсутствие заинтересованности делом;
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл, трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей.
ПРИЧИНА: По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть . Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного игрового пространства. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. Снимают на телефон и выкладывают в интернет!
Родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.
ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИМЕР: молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома неумело хлопочет по хозяйству, а ребёнок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, и ребёнок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины , в котором крутится и мелькает цветное бельё. Ребёнок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.
Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание.
Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело.
Первая проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.
Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Третья проблема – оторванность от реального мира, не умение решать проблемы повседневной жизни, потому что на экране они решаются быстро – нажатием кнопки.
В жизни всё гораздо сложнее.
Наш совет, как педагогов, - придумайте для ребенка интересное занятие: приобщайте к домашним делам, играйте с ним в настольные и подвижные игры, читайте книжки и просто разговаривайте.
Ведь никакой планшет не может заменить радость и тепло общения с родными людьми.
Современных придуманных персонажей наши дети знают лучше, чем мы. Вот лично вы знаете, кто такая Бабка Гренни, сиреноголовый? Откуда взялись и почему так популярны? А ведь на детских площадках только и слышно: «Давайте играть в Бабку Гренни!»
На самом деле об этом персонаже многие родители не знают практически ничего, или знают, но отмахиваются, само пройдёт со временем. А бабка Гренни и многие другие - являются ярким примером эпохи цифровизации – компьютерных игр, планшетов, Ютуба.
В детской среде ходит много рассказов про эту старуху. В Ютубе много роликов с этим персонажем. Дети рисуют эту бабку, сочиняют и рассказывают друг другу страшилки. Особо впечатлительные представляют, что бабка Гренни ожила и продолжает преследовать детей в реальном мире.
И вот уже детские психологи бьют тревогу: к ним на приём всё чаще приводят детей 5-7 лет с жалобами на отставание в развитии, плохую успеваемость. Одна из последних тенденций - детские страхи.
Дети панически боятся страшных героев компьютерных игр, набирающих популярность в сети. Они боятся оставаться и засыпать одни, не хотят ехать к бабушке, ходить в школу, разлучаться с родителями из-за жутких виртуальных персонажей. До нервного тика их доводят Момо (по легенде, она умерла при родах и теперь пишет в мессенджерах детям, что и они скоро умрут, Бабушка Гренни (ищет ребёнка в доме и если найдёт, забивает его битой). Это лишь небольшая часть героев модных нынче компьютерных игр.
И не обязательно дети сами играют в них. В сети набирают просмотры ролики, как в них играют другие.
Между тем страхи - это не только нервное напряжение. Они подавляют волю ребёнка. Делают его слабым, беспомощным, ни на что не способным.
«Зависание» детей в гаджетах также приводит к задержке их умственного развития.
Наш мозг выполняет некоторые функции, которые позволяют нам обучаться, развиваться. Это память, внимание, восприятие, мышление (далее - когнитивные процессы). Чтобы они сформировались, ребёнок должен овладеть речью. У ребёнка должен быть мотив что-то сказать: попросить игрушку, позвать поиграть, поговорить в процессе игры.
Когда малыш проводит время с гаджетом, у него нет стимула общаться. Ребёнок смотрит в гаджет, руки не работают, речи нет - идёт задержка познавательного развития.
Кроме того, наш мозг так устроен, что с одного года до семи лет дети должны бегать, прыгать, ползать. Работа органов чувств и двигательная активность (далее – сенсорный опыт) помогают созревать мозгу. Под воздействием движений и впечатлений нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, отвечающей за быструю и точную передачу сигналов в мозге.
Процесс можно сравнить с изоляцией проводов в электрооборудовании. Научился ребёнок какому-то действию - по нервам пробежал нервный импульс несколько раз, и чтобы эту «нервную трансляцию» закрепить, дорожка покрывается миелиновой оболочкой, изоляцией, которая помогает импульсу не пропадать, а повторяться в течение всей жизни.
Покрытый миелином участок нервного пути – это умение, навык, привычка. Чем больше таких участков, тем более разнообразны умения человека.
Именно это свойство мозга объясняет тот факт, что взрослые и пожилые люди отлично помнят всё, что происходило в детстве и юности, но плохо помнят то, что происходило вчера. В зрелом и пожилом возрасте миелиновая оболочка формируется намного реже и медленнее, чем в раннем детстве.
Мы раньше дни напролёт бегали, прыгали, играли в десятки разных игр. Сейчас дети двигаются намного меньше. А когда у ребёнка мало сенсорного опыта, миелинового волокна меньше, оно тоньше, процессы познания и развития тормозятся.
Для детей с неврологическими нарушениями, которых сейчас становится всё больше, гаджеты ещё более губительны.
До школы всё это не так заметно, нагрузка в детских садах довольно щадящая, обучение происходит посредством игры, занятия короче и проводятся по подгруппам.
А в школе у многих начинаются проблемы. Ребёнку трудно сосредоточиться, ему нужно намного больше энергии на умственную работу, он быстрее устаёт. Руки не готовы к письму, при котором задействовано много крупных и мелких мышц руки и всего организма. Детям трудно составить историю по картинкам, особенно по пейзажным, в которых нет сюжета. И самое сложное для детей – пересказывать текст.
Современные дети кажутся очень умными и продвинутыми. При ближайшем общении замечаем, что они зачастую не понимают, а механически повторяют фразы. Но это такой своего рода пассивный словарный запас, полученный произвольно (без усилий).
Процесс обучения предполагает усилия над собой. А этим умением современные дети, которые много времени проводят, уткнувшись в экран, также не отличаются.
Выдержка, терпение, умение себя контролировать формируется, когда ребёнок играет с другими детьми. В игре есть правила, и тот, кто хочет играть, должен их соблюдать. При игре в компьютерные игры и просмотре мультиков таких процессов не наблюдается. Нет мотива для самоконтроля, не вырабатывается навык.
От гаджетов идёт перегруз нервной системы. Ребёнок всё время на взводе, и малейший раздражитель может вывести его из себя. А контролировать эмоции он не научился.
И получаем ещё одну проблему. Неумение общаться, решать возникающие конфликтные ситуации словесно, адекватно вести себя приводят к тому, что над ребёнком начинают смеяться, обижать его, не принимают его в общие игры.
Чтобы всего этого избежать, нужно срочно восполнять сенсорный опыт.
Резиночки, классики, любые подвижные игры, сюжетные игры, лепка, мозаика, рисование и раскрашивание, аппликация и создание разнообразных поделок - это всё хорошо развивает мозг. В играх, где задействованы две руки, стимулируется межполушарное взаимодействие, идёт естественная коррекция неврологических проблем.
Казалось бы, поток и многообразие информации в гаджетах должны формировать привычку быстро усваивать её, но на деле получается обратный эффект: дети не могут сконцентрироваться, запоминать.
Дело здесь в том, что поток информации в гаджетах слишком быстр, не по силам неокрепшей психике дошкольника. Мозг перегружается и начинает защищаться от перегрузки! Так как это мозг ребёнка, то ему всё равно, какую по полезности информацию отсекать. Мозг устал – всё, лишнее не воспринимается. Ребёнок привыкает не воспринимать избыточную для него информацию. Он вроде бы слушает, но пропускает мимо ушей. И родители часто говорят, что одно и то же приходится 15 раз повторять. А это как раз проявляется защитная реакция мозга. Причём уже натренированная.
Таким образом, вместо того, чтобы развивать, гаджеты, наоборот, тренируют отключение внимания. Ребёнок привыкает быть поверхностным, ни во что не углубляться.
Психологи называют это клиповым мышлением. Растёт целое поколение с таким мышлением. И дальше - больше. Современным детям становятся скучны спокойные размеренные мультфильмы 60-80 годов прошлого века. Дети не умеют слушать длинные сказки. Для их восприятия это «многабукаф»: слишком долго, слишком нудно и слишком медленно.
В детских садах ежегодно проводится диагностика готовности детей к школе. Исследуются одни и те же показатели в начале года и в конце: развитие у выпускников детсадов внимания, памяти, мышления и умения себя контролировать. С каждым годом результаты ухудшаются. Это происходит на фоне снижения двигательной активности и увеличения использования гаджетов.
Становится понятно, что нужно ограничивать использование гаджетов детьми. Как это правильно делать?
Запреты могут усилить интерес и испортить отношения.
Гораздо разумнее создавать ребёнку такую развивающую среду, чтобы ему было неинтересно подолгу «сидеть» в гаджетах. Нужно приучать детей лепить, собирать конструктор, играть на улице. Для этого, конечно же, нужно находить и время, и силы.
К гаджетам приучаем детей мы, взрослые. Хочется тишины - дали планшет, телефон, включили телевизор. У многих он вообще работает постоянно, фоном.
Общаться и играть «вживую» или сидеть в гаджетах. Это образ жизни. И от нас зависит, каким он будет у наших детей.
В статье использованы материалы из интервью журналиста «АиФ-СК» с детским психологом Мариной Романенко.
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-СК 17/07/2019
Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.
Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.
М ир изменился. За последние 100–200 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Если раньше родители переживали, когда ребёнок сутками пропадает на улице, то сегодня всё наоборот — переживать стоит тогда, когда ребёнок не выходит из дома.
И если раньше многие с облегчением говорили: «Пусть лучше так, чем по подворотням шатается», то сегодня уже появляется понимание того, что пребывание в виртуальной реальности может быть гораздо более губительным, чем опасность «связаться с плохой компанией». Впрочем, это можно сделать и онлайн.
Эмоциональная тупость — этот не совсем корректный с точки зрения психиатрии термин — наверное, как нельзя лучше даёт понимание проблемы вреда гаджетов для детей и подростков. Более научно корректное понятие — «уплощённый аффект», то есть бедность и примитивность эмоциональной сферы.
Нет, речь не идёт о контроле над эмоциями, напротив, их просто нет. И тут возникают две проблемы. Во–первых, человек не способен адекватно эмоционально реагировать на происходящее, второе, не способен понять эмоции и чувства других людей. Почему так происходит?
Уже стало чуть ли не признаком хорошего тона все проблемы в воспитании детей валить на интернет, компьютер, смартфон и иже с ними. Но на сей раз ситуация обстоит именно так. Онлайн общение и постоянное пребывание в разного рода виртуальной реальности постепенно приводит к эмоциональной тупости.
Проблема также и в том, что современный ребёнок получает в десятки раз больше информации, чем его сверстник ещё 100 или даже 50 лет назад. И ничего хорошего в этом нет по той причине, что информация эта чаще всего негативная. Негативная и позитивная информация — понятия, разумеется, условные, но тут идёт речь о том, что большая часть информации, с которой мы сталкиваемся, не ведёт нас к развитию, а чаще скорее наоборот.
К примеру, уже многие поняли, что информация из телевизора подаётся так, как это нужно тому, кто этот процесс оплачивает — внимание человека концентрируется на нужных вещах, чтобы человек думал в том или ином направлении. Но сегодня у многих есть такая иллюзия, что в интернете есть свобода выбора. Отчасти это так, но, объективно говоря, негативной информации, то есть той, которая не ведёт к развитию, в разы больше, чем противоположной.
Не следует также забывать и о том, что сама наша психика (так задумано природой) заточена на то, что негативная информация быстрее и активнее привлекает внимание. Природа так задумала с целью выживания вида, чтобы опасность всегда воспринималась остро и болезненно. Но с развитием IT–технологий эта особенность нашей психики всё больше приносит нам вред.
Вред гаджетов для здоровья детей
Можно долго рассуждать о том, что такое сознание. Это то, что управляет материей, или некая особенность психики, способность индивида, собственно, осознавать себя самого и происходящее вокруг. Не будем углубляться в философский аспект этого понятия, можно даже принять точку зрения, что сознание — лишь продукт деятельности мозга.
Это сейчас не так важно. Важнее другое — наше сознание не всегда управляется нами. С точки зрения психологии, сознание оказывает лишь 5% влияния на нашу жизнь, всё остальное — это влияние подсознания.
Нобелевский Лауреат Даниэль Канеман пришёл к выводу, что чаще всего поступки человека идут вразрез с элементарной логикой.
Как влияют гаджеты на детей? Собственно, гаджеты влияют на всех людей без исключения, но учитывая, что у детей психика ещё не сформирована, влияние гаджета на психику ребёнка может стать роковым. В психологии существует такое понятие, как гипногештальт. Говоря компьютерным языком, это своего рода вредоносная программа, вирус.
Очень хорошо это понятие раскрывает Виктор Пелевин простыми, понятными словами: «Например, ребёнок растёт бандитом, потому что окно его комнаты выходит на афишу кинотеатра, где постоянно всякие гангстеры с пистолетами». Очень удачный пример, как раз в контексте нашей темы. Проще говоря, если ребёнок регулярно сталкивается с какой–то условно негативной информацией, она может кардинальным образом повлиять на его жизнь, потому что психика ребёнка всё впитывает, как губка.
К примеру, по заверениям школьных учителей, после выхода на экраны нашумевшего фильма «Бригада» в школьных сочинениях дети стали часто писать о своей мечте стать бандитом. Это яркий пример того, как негативная информация может в корне перепрошить психику и мировоззрение ребёнка.
Вред гаджетов для детей: исследования
По словам Даниеля Канемана, в нас как бы живут две личности, точнее, два способа принятия решений. И в идеале они работают сбалансированно, а в патологии — нет. Первый способ принятия решений — автоматический. Название говорит само за себя. Это принятие решений на автомате. Проще говоря, рефлекторно. Утром надо почистить зубы, при звонке телефона — нажать такую–то кнопку, при встрече со знакомым — поздороваться.
Вторая система принятия решений — личностная, в этом случае нужно, что называется, включить голову. Это происходит в тех случаях, когда ситуация выходит за рамки накопленного опыта и нужно принять нестандартное решение. В первом случае энергопотребление мозга минимальное, во втором — максимальное. И совершенно естественно, что наш организм старается выбирать всегда первый вариант, доводя всё до автоматизма.
С одной стороны, это позитивно, так как позволяет экономить энергию. С другой стороны, человек становится невосприимчивым к новой информации и продолжает жить выученными шаблонами, которые порой теряют актуальность. У нетерпеливого читателя может возникнуть вопрос: причём тут вред гаджетов для детей? Тут всё просто, как уже сказано выше, за последние даже 30 лет информационная среда стала более агрессивной, и сегодня ребёнок получает гораздо большие объёмы информации, чем его сверстник ещё в 70–80 годах.
Можно провести исторические параллели — именно 20–й век стал насыщен различными социально-экономическими потрясениями и важными событиями, и это произошло лишь потому, что СМИ постепенно стали расширять зону влияния. Сегодня та или иная идея распространяется со скоростью света, а точнее, со скоростью интернета. Если сравнивать книгу или газету с интернетом, то совершенно очевидно, что по сравнению с ними интернет позволяет распространять информацию в разы быстрее и в гораздо большем объёме.
И с появлением смартфона начался процесс непрерывного потребления информации. И это таит в себе огромную опасность, так как у человека формируется привычка постоянно потреблять информацию, своего рода зависимость. Это легко можно увидеть по тому, как люди часто даже во время еды не выпускают гаджет из рук. А теперь сравним: если раньше человек получал информацию из газеты, которой уделял 30–40 минут в день максимум, то теперь поток информации оказывает воздействие на сознание непрерывно. И если психика взрослого ещё как–то может эту информацию фильтровать, хотя это тоже большая иллюзия во многом, то психика ребёнка все впитывает, как губка.
И важно понимать, что именно в детстве закладываются привычки, и в том числе привычки потребления информации. И формирование привычки постоянно находиться, скажем так, на «информационной игле» ни к чему хорошему не приведёт. И дело тут не только в трате времени. Ведь формируется привычка не только по объёму, но и по типу информации, а она в большей части негативная, — в этом легко можно убедиться, просмотрев пару–тройку молодёжных сообществ в соцсетях.
Ничего конструктивного вы там скорее всего не найдёте. И такой ритм получения информации создаёт стойкую привычку у человека в будущем уже самостоятельно искать именно аналогичную информацию и быть восприимчивым только к ней.
Существует такое явление, как «эффект Маугли», и речь идёт не только о том, что ребёнок, воспитанный животными, навсегда потерян для социума. Ребёнок, воспитанный регулярными потоками негативной информации, тоже вряд ли сможет стать полноценным членом социума. Также важно то, что в случае с гаджетом формируется привычка определённого способа получения информации. Проще говоря, «залипание» в экран гаджета с детства приводит к тому, что ребёнок вырастет социально неадаптированным аутистом. Тот же эффект Маугли, только… в 21 веке, в цивилизованном мире.
Наша личность сформирована нейронными связями. И большинство из них закладываются в детстве. Привычка получать информацию из гаджета, а не путём выстраивания социальных связей с людьми опять–таки приводит к социальной не адаптации. И если раньше ребёнка во многом воспитывали родители, то сегодня, как ни парадоксально звучит, родители вообще имеют малое отношение к формированию личности ребёнка, во многом ребёнка воспитывает гаджет.
О последствиях увлечения гаджетами в детском возрасте хорошо пишет Манфред Шпицер в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг». Он приводит такую статистику: «Около 250 000 молодых людей в возрасте 14–24 лет признаны интернет–зависимыми». Это данные из Германии. Также по данным годового отчёта комиссии по борьбе с наркотиками и иными видами зависимостей: 1,4 миллиона признаны «проблемными пользователями интернета».
По словам Манфреда Шпицера, при постоянном контакте с гаджетами у молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также он упоминает о том, что имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.
Данные по США: по статистике, молодые люди тратят более 7 часов ежедневно на цифровые СМИ, и чаще всего это больше, чем на сон. Далее Шпицер пишет, что дети и подростки, зависимые от гаджетов, «не могут прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, или если требуется написать текст большого объёма».
И далее Шпицер пишет о том, что компьютеры и смартфоны — это вовсе не чума 21 века, просто нужно осознанно относиться к их использованию. Поэтому важно понимать, что никто не призывает остановить технологический прогресс и вернуться в каменный век, просто нужно грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу. К примеру, тот же интернет и гаджеты открыли возможности для онлайн–преподавания йоги. И это позволяет наладить связь между преподавателем и практикующим, даже если они находятся на разных концах планеты.
Что делать?
Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.
Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть гнилую пищу, а вот «гнилую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь. Как же решить эту проблему?
Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.
Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то глупой онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.
С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.
В статье рассмотрены психосоциальная конструкция игр и их влияние на психику детей.
Ключевые слова: компьютерные игры, правила организации компьютерных игр
Некоторые родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: дабы успокоить ребенка, чтобы он не капризничал и не устраивал истерик, занять во время длительных поездок, долгого ожидания в очередях в поликлинике или чтобы просто немного отдохнуть. Безусловно, бывают такие ситуации, когда просто необходимо завлечь малыша чем-нибудь и конечно же под рукой оказывается смартфон или планшет, но нельзя превращать это в систему. Родители начинают уже с первых месяцев жизни знакомит своих детей с различными гаджетами. И напрасно! Потому, что с первых месяцев жизни у ребёнка формируются особые эмоциональные отношения к родителям и окружающим его людям. Это период, когда роль любящего и внимательного родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении и нарушить его развитие, образовать не правильное восприятие окружающего его мира.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейшие навыки, а именно ролевую игру, в процессе которой он отражает поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Например: мама кормит из ложки дочку, затем малышка учится самостоятельно пользоваться ложкой, играет ней («кормит ложкой куклу»), как это делала мама, далее её действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Компьютерные игры в исполнении дошкольника имеют особую психосоциальную конструкцию. Для компьютерных игр характерны следующие особенности:
− преобладание механического следования игровому сюжету с полным вовлечением ребёнка в виртуальный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
− неоднократный повтор действия для достижения результата;
− малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
− попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такие игры не требуют высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные, душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу — включу, захочу — выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Когда ребёнок играет в планшете или смартфоне, ему не требуется помощь родителей, их участие, что негативно влияет на взаимоотношения и привязанность детей к маме и папе. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. В силу того, что в нынешнее время всевозможные гаджеты стали незаменимыми «спутниками» в нашей жизни, мы не можем полностью оградить детей от «общения» с ними, но мы можем регулировать это «общение». Это можно сделать следующими способами:
− введение режима — позволять пользоваться гаджетом 20–30 минут в день. И не реагировать на капризы и слёзы ребёнка при упрашивании продлить время игры. Следует реагировать спокойно с твёрдостью в голосе и объяснить терпеливо установленные правила. Постараться отвлечь детей другими занятиями, например прогулкой.
− поощрение и похвала — не нужно забывать хвалить детей за убранные в порядок игрушки, помощь по дому или умение самостоятельно одеться. Когда ребёнок играет в игру, в итоге он получает похвалу за его ловкость и смекалку или какие-либо призы. Есть такие игры, где маленького игрока игра поддерживает даже в случае проигрыша, настраивая его на успех в следующей попытке, а взрослые зачастую очень строго относятся к неумениям детей и даже наказывают. А ведь именно похвала и вера в наших детей вселяет в них оптимизм и стремление быть самыми умными, ловкими, смелыми и умелыми.
− станьте примером для ребёнка — не нарушайте правила, которые сами устанавливаете, не увлекайтесь сами теми же гаджетами.
− стимулируйте разнообразную занятость ребенка — приучайте ребёнка к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, познакомьте ребёнка с играми, в которые вы играли в своём детстве.
Но к счастью не всё так плохо. Многие дошкольные учреждения оснащены компьютерами и планшетами [1]. Они нужны как для работы педагогов, так и для использования их на занятиях в группах (прослушивание музыки, трансляция презентаций и др.). Так же существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Они способны развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций, развивать у ребёнка познавательные процессы и другие навыки. Существуют образовательные программы по обучению детей иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. Например, программа обучающая детей основам компьютерной графики, при помощи которой ребёнок может создать собственный мультфильм. Такое «общение» с компьютером очень полезно детям с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью, с эмоционально-волевыми нарушениями (агрессия, страхи, тревожность, нерешительность), с повышенной эмоциональной утомляемостью и многим другим. Такие методы развития детей в детском саду могут применяться как в свободное от занятий время, так и как дополнительная образовательная услуга [2].
Обязательно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он может доставить. Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером необходимо проводить с детьми специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия — физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Обязательно нужно проветривать помещения в которых занимаются дети. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин. – для детей 5–6 лет, 30 мин. – для детей 6–7 лет.
И так, при анализе вреда и пользы современных гаджетов для детей дошкольного возраста, нужно сказать следующее: «Во всём должна быть мера. И соблюдение элементарных правил».
1. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.М.: 2011.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Влияние гаджетов на когнитивное развитие дошкольников Влияние гаджетов на когнитивное развитие дошкольниковАннотация: Жизнь в цифровую эпоху немыслима без электронных устройств и интернета.
Статья:
Жизнь в цифровую эпоху немыслима без электронных устройств и интернета. Дети проводят время перед маленькими и большими экранами почти с рождения, чем вызывают у родителей тревогу, раздражение и чувство вины. Каково соотношение вреда и пользы гаджетов для развития мозга детей до 8 лет? Объясняет нейропсихолог Антонина Романова.
Мобильные устройства и компьютеры нужны современному человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее, разнообразнее, позволяют быстро получать необходимую информацию и решать многие повседневные задачи.
Детей, подростков и молодых людей поколения Z, родившихся уже в цифровую эпоху, называют цифровыми аборигенами. Тем не менее влияние электронных устройств на развитие ребенка по-прежнему вызывает у специалистов и родителей много опасений, хотя родителей, которые не дают детям в руки гаджеты, становится все меньше. Что нужно знать старшим поколениям о плюсах и минусах использования мобильных устройств и компьютеров? Как влияют гаджеты на развитие высших психических функций ребенка? Попробуем разобраться с позиции детской нейропсихологии.
Первый блок — энергетический
В целом, структуры первого блока мозга обеспечивают человека необходимой энергией для умственной деятельности. Чтобы обеспечить человека необходимой энергией, требуется оптимальная для организма двигательная активность, гармонизация периодов сна и бодрствования, свежий воздух. Утренняя зарядка, прогулка, игры в движении, занятия спортом, стабильное расписание, смена двигательной и умственной активности — все это способствует нормальной работе энергетического блока.
Планшеты и телефоны могут способствовать развитию энергетических функций. Например, если мама включает видеоролик с утренней зарядкой и вместе с ребенком ее делает, то мотивация ребенка к выполнению физических упражнений значительно увеличивается, а энергия успешно восполняется.
Если же ребенок предоставлен сам себе, часами играет с телефоном или смотрит мультики, то функции первого блока мозга неизбежно угнетаются. Обычно ребенок с гаджетом в руках сидит в одной и той же позе, не двигается, не гуляет, мозг его не насыщается кислородом. Что происходит в этот момент? Ребенок расходует много сил на то, чтобы переработать получаемую информацию. Силы тратятся, но ребенок никак их не восполняет — энергетические функции мозга страдают.
Второй блок — приема, хранения и переработки информации
Очень важно учить ребенка тому, как выглядят предметы, чем они отличаются друг от друга, какие характерные признаки говорят нам о том, что это за предмет. Таким образом развивается и обогащается наше зрительное восприятие.
Гаджеты — полезное и удобное средство для демонстрации ребенку подобных картинок, которые становятся материалом для анализа.
При этом следует помнить, что ребенок сам не сможет анализировать зрительные образы предметов: в этом ему необходима помощь взрослого. Когда родители вместе с ребенком рассматривают фотографии животных, вместе анализируют, как они выглядят, где живут, чем питаются , происходит обогащение зрительного восприятия и информации о мире в целом.
Если «живого» взаимодействия со взрослым не происходит и ребенок не получает ответы на все свои вопросы относительно того материала, который он смотрит (например, научно-популярного фильма о животных), информация может не усвоиться.
Искажение целостного образа предмета
Поскольку поток информации при использовании телефона или планшета поступает в основном через зрение и слух, формирование целостного образа предмета со всеми его физическими характеристиками может быть искажено. Иными словами, сформировать представление о весе, размере, текстуре, материале, функциях и других физических характеристиках при помощи гаджета невозможно. Именно поэтому информация, которую дети получают с помощью гаджетов, должна подкрепляться взаимодействием с реальными предметами.
Риски для речевого развития
Почему чрезмерное использование гаджетов может привести к задержке речевого развития ребенка?
Во-первых, современные компьютерные игры, ролики, мультфильмы для детей дошкольного возраста часто содержат только самые простые слова и речевые обороты, сюжеты достаточно примитивны и потому доступны и привлекательны для многих детей. Словесно-логическое мышление перестает быть необходимым для понимания общего смысла происходящего на экране. Следовательно, развития речевых процессов не происходит.
Во-вторых, необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком. У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи.
Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, а также может при необходимости пояснить смысл аудио- или видеофрагмента.
Сложности при восприятии пространства и времени
Пострадать могут и зрительно-пространственные функции. Ограничение области зрительного сканирования, разные варианты расположения гаджета, автоповорот экрана и ограниченные возможности манипулирования экранными объектами могут привести к тому, что ребенок будет дезориентирован в реальном пространстве и в пространстве листа бумаги.
Восприятие времени, его естественного течения также может быть искажено из-за неконтролируемого использования гаджетов: ребенок, который подолгу взаимодействует с экраном, не замечает, как проходит время.
Третий блок — программирования и контроля
Развитие двигательной сферы, возможность выполнять серии движений разной сложности — основа большинства видов деятельности человека. За способность быстрого и плавного переключения с одного элемента двигательного действия на другой отвечает функция серийной организации. Ребенок, который часто использует гаджеты, учится плавности переключения только применительно к тем движениям, которые используются в гаджетах (например, нажимать кнопки в игре, управлять героями). В реальной жизни его двигательная сфера может развиваться с задержкой.
Длительное использование гаджетов и неправильный подбор информации могут нанести вред развитию произвольных форм деятельности. В первую очередь это касается детей с синдромом дефицита внимания.
Вместе с этим отдельные функции гаджетов (органайзеры, календари, электронные дневники) можно использовать для облегчения планирования и контроля деятельности, например, в течение дня или недели. Но все-таки изначально лучше научить ребенка планировать свой день самостоятельно.
Использовать разумно
Главная заслуга гаджетов и интернета — обеспечение доступа к огромным массивам информации. Сейчас у нас есть возможность показывать ребенку животных и растения из других широт, картины природы и погодные явления, неизвестные ему инструменты, виды одежды, технические приспособления, орудия труда из прошлого или модели транспорта будущего. Интернет может создавать языковую среду, расширять словарный запас ребенка, «поставлять» ему зрительно-вербальные образы.
Гаджеты по-разному влияют на ребенка в зависимости от того, как они используются в семье или в детском саду. Полезными электронные устройства будут только в том случае, если помогают искать познавательную и развивающую информацию, которая не может быть получена в доступной окружающей среде, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым.
Совсем исключить электронные устройства из жизни семьи нереально, поэтому важны осознанность и баланс. Мы должны регулировать время, которое ребенок проводит с гаджетом, использовать его целенаправленно и осмысленно, обращать внимание на контент. Все это пока еще в нашей власти. Именно это, а не собственно гаджеты, влияет на развитие ребенка.
Читайте также: