Ведьмак про что кино
Судьба сериала по книгам о ведьмаке Геральте волнует многих: совсем недавно пользователи социальных сетей радовались (хоть и не все) появлению Генри Кавилла в списке актёров, а потом вовсю обсуждали кастинг на роль Цири. Но за всеми спорами люди как-то позабыли, что будущий сериал от Netflix — не первое появление произведений Анджея Сапковского на телеэкранах.
В 2002 году на польском телевидении дебютировал «Wiedźmin» — 13-серийный сериал на основе книг «Последнее Желание» и «Меч Предназначения». Он был снят на родном языке произведения с участием местных актёров.
В те годы мир ещё не знал Геральта, известен седоволосый «мясник из Блавикена» был в основном только в пределах Польши, поэтому о западных знаменитостях не могло быть и речи. Несмотря на то, что сериал со временем всё-таки вышел за пределы страны, знают о нём немногие — да и вспоминают крайне неохотно. Возможно, причина была в нехватке средств на раскрутку. Может, подвела общая бюджетность и качество конечного продукта.
Мы решили вспомнить, каким был польский сериал о Геральте, а заодно выяснить причину его столь малой популярности.
Сериал повествует о жизни Геральта, седого ведьмака, мутанта и убийцы чудовищ. Ещё ребёнком его забрали из семьи простых крестьян по Праву Неожиданности, древнему закону, на котором держится возобновление ордена ведьмаков.
По приезде в Каэр Морхен, логово ведьмаков, мальчик проходит суровые испытания и сложные мутации, чтобы спустя многие годы стать умелым истребителем нечисти, одинаково хорошо владеющим как мечом, так и магией.
Однако всё не ладится с самого начала: Геральт оказывается необычным ведьмаком. Он обладает эмоциями и чувствами, испытывает сострадание и позволяет себе инакомыслие, за которое староверы ордена его не жалуют.
Помимо внутренних проблем, у ведьмаков есть беда глобальная: всё больше новичков гибнет, так и не завершив обучение. Да и средств на выживание у охотников на монстров всё меньше. Чудища постепенно вымирают — охотиться становится просто не на кого. А короли, что некогда щедро одаривали ведьмаков золотом и едой, ныне предпочитают вкладывать все средства в войну.
Политических дрязг здесь хватает, но они — всего лишь фон для личной истории Геральта. Через все эпизоды проходит тема изменения его характера и взглядов, а также поиска своего места в мире. Ведь люди не очень хотят его принимать, считая за странный реликт прошлого.
Помимо этого, практически каждую серию затрагивается тема сущности человека и людских пороков: лжи, жадности, прелюбодейства, мстительности и жестокости. Геральту постоянно приходится разбираться с убийцами, предателями, насильниками и ворами и решать моральные дилеммы, рискуя попасть на виселицу или костёр.
Однако просто людьми сериал не ограничивается — ведь он создан по произведениям в жанре фэнтези. Периодически главному герою приходится иметь дело с различными чудовищами и магическими тварями: эльфами, демонами, упырями, мутантами и драконами. Рассуждения о человеческой натуре и душевные переживания соседствуют с магией, древними ритуалами и боевыми сценами. Хотя, как говорит сам Геральт, иногда приходится поднимать меч и против обычных людей.
Самый главный критерий, по которому обычно сравнивают адаптацию с оригиналом — это то, насколько тщательно сериал, фильм или игра следуют канонам изначального произведения. И в «Ведьмаке» ситуация неоднозначная.
В отдельные моменты сериал чуть ли не дословно переносит произведения Сапковского на экраны: эпизоды с охотой на сильвана и рыцарем Йожем будто сошли со страниц, отличаясь от литературной версии лишь парой оговорок. Персонажи, окружение, диалоги — будто вместо сценария у режиссёра была сама книга.
Но при этом сериал порой позволяет себе совершенно неуместные и даже глупые вольности, цель добавления которых не ясна. Больше всего досталось самому ордену ведьмаков.
Во-первых, родная крепость охотников на чудовищ, Каэр Морхен, из каменной цитадели превратилась в сеть пещер посреди гор. Во-вторых, среди ведьмаков есть отдельный орден женщин, тогда как в книгах только мужчины могли пережить обряд мутации. Когда Цири стала ведьмачкой, никто толком и не знал, как тренировать девушку.
В-третьих, у ведьмаков появился свой кодекс. Формально, свод правил был и в оригинальном произведении, однако там он — всего лишь выдумка Геральта, которой тот отмахивался от участия в политических войнах местных королей. В сериале же кодекс стал официальным и неприкосновенным догматом, которому беспрекословно должен следовать каждый ведьмак. И к нему есть масса вопросов.
Древние писания требуют от ведьмаков драться по неким рыцарским правилам чести — прямое столкновение и честный бой безо всяких уловок. По сюжету сериала, именно эти особенности ведьмачьего ремесла способствовали их высокой смертности: ведь монстры не дерутся по правилам, да и пользоваться чем-то кроме меча и эликсиров ведьмакам запрещают. Создатели хотели тем самым создать конфликт Геральта с устаревшими устоями ордена, показать необходимость следования в ногу со временем и прогрессии. Однако в итоге создали лишь огромную сюжетную дыру.
Как вообще орден профессиональных охотников на чудовищ мог столько лет держаться на правиле «ты должен в лоб атаковать врага и не избегать сражения»? В книге всё было полностью наоборот: ведьмаков специально учили импровизировать, ловко уклоняться от выпадов и применять тактику, чтобы не угодить в лапы очередному василиску.
В сериале многие борцы с нечистью умерли именно по причине того, что не умели банально совершать манёвры, за счёт чего тот же Геральт постоянно побеждал своих собратьев по ордену. К тому же, правила запрещают ведьмакам пользоваться луками, ловушками или другими уловками. Все это знают, многие этим недовольны, но никто не может объяснить причину существования таких правил ничем существенным, кроме как «луки – оружие людей, а они сражаются без чести».
Честь — это в принципе какое-то непонятное нововведение сериала касательно ведьмаков. Стоит пояснить, что в рамках шоу убийцы чудовищ являются не столько небольшой группой боевых мутантов, сколько простым рыцарским сообществом с уклоном в магию. Школа Волка не испытывает нехватки ведьмаков, а командует ими поделённый на несколько каст Совет.
Сами ведьмаки, за исключением Геральта, не сильно отличаются от людей — максимум на лице будет красоваться редкий шрам, полученный от вурдалака. При этом в оригинальной книге каста ведьмаков почти вымерла, а сами они все до единого напоминали нелюдей из-за бледной кожи и звериных глаз. Их образ в целом претерпел какие-то странные метаморфозы: почему-то в сериале ведьмаки стали сражаться в восточном стиле, используя доспехи самураев и какие-то подобия ятаганов вместо обычного меча.
Помимо ведьмаков поменялись и другие каноничные вещи. Весемир стал дряхлым стариком, который умирает ещё в начале сериала, а его роль пожилого, но все ещё умелого воина занял безымянный, коротко стриженый ветеран.
Лютик остался пугливым и неудачливым бардом, но при этом участие в различных спорных ситуациях принимает чуть ли не охотнее Геральта. Эльфы напоминают скорее индейцев или степных кочевников, нежели жителей лесов. А сам Геральт половину сериала ведет себя как неопытный юнец, который постоянно поддаётся мимолетному всплеску эмоций. К образу матёрого, потасканного жизнью седого волка он приближается разве что к концу сериала.
Вызывает вопросы подход сериала к своей хронологии. «Ведьмак» между сериями позволяет себе перематывать время на месяцы, а то и на годы вперёд без всякого предупреждения.
Первые три эпизода повествование идёт ровно и складно, постепенно демонстрируя жизнь Геральта от юных лет до ухода из Каэр Морхен. Однако на четвёртой серии сериал делает резкий скачок на пару лет вперёд, когда мясник из Блавикена уже успел обзавестись знакомствами и славой. И это не было бы большой проблемой, если бы само шоу хоть как-то намекало на такой резкий переход — о случившемся зрителю остаётся лишь догадываться.
Такой подход портит как восприятие всей истории в целом, так и отдельных персонажей. Шутка ли, но Лютик появляется в сериале буквально из сельского туалета, без всякого раскрытия и предыстории. «Мы с Геральтом — старые друзья» — это вся информация, которую «Ведьмак» даёт про барда зрителю.
То же самое происходит с Йеннифер, причём в той же самой серии. Её роль в истории описывают небольшим и непонятным флэшбеком, ограничиваясь фактом знакомства Геральта с чародейкой.
Зато её основную проблему из книги, а именно желание иметь детей (волшебницы по канону оригинала бесплодны), вываливают сразу и в больших объёмах — со спорами, истериками и признаниями. Сама по себе тема интересная, но её подача обескураживает и вводит зрителя в ступор.
В сериале много сцен с обнажёнкой. К сожалению, большая часть эротики плохо вписана в общий сюжет и больше напоминает какую-нибудь порнопародию, нежели взрослое произведениеВ итоге, зрителю приходится либо догадываться об очередной перемотке времени самому, либо узнавать это через один-два эпизода. Создаётся впечатление, будто какие-то серии просто вырезали из общего повествования.
К слову, о вырезаниях: помимо сериала существует фильм, созданный из отдельных эпизодов шоу. Почему-то он вышел в свет раньше самого сериала, и именно из-за него Анджей Сапковский возненавидел все адаптации своих произведений. Причина проста: огромную историю из тринадцати эпизодов попытались уместить в полуторачасовое кино, что по хронометражу составляет полторы серии оригинального шоу. Естественно, повествование вышло рваным, сумбурным и непонятным, а сам фильм заслужил отрицательные отзывы от критиков.
«Ведьмак» — очень дешёвый сериал. Тут и там видно несовершенство как реквизита, так и общего продакшена. Это не то чтобы удивительно: сериал польский и снимался без поддержек крупных студий. Сказывалась тогда ещё небольшая слава оригинала.
Волшебные края были заменены пейзажами польской природы, монстры были лишь загримированными актёрами и ростовыми куклами, а компьютерные эффекты даже тогда вызывали смех. Золотой дракон Виллентретенмерт так и вообще стал чуть ли не локальной шуткой и символом общей дешевизны сериала.
Помимо этого активно используется замедление видеоряда на монтаже, что превращает экшен в кашу и акцентирует внимание зрителя на неудачных моментах, которые при обычной скорости можно было и не заметить.
Многие вещи операторы не могут запечатлеть в одном кадре — например, волка и ребёнка или летящую стрелу и её жертву. Поэтому их сняли отдельно и «объединили» посредством монтажа. Такой трюк очень простой и не затратный в плане реализации, однако итоговый результат выглядит посредственно.
Но если сериал так плох, почему у него есть фанаты? Причина — это тот невероятный энтузиазм, с которым создатели «Ведьмака» подошли к делу. Реквизит, несмотря на финансовые ограничения, выглядит атмосферно: кабаки, древние замки, средневековые доспехи, бытовая утварь селян пестрят польским колоритом.
Пускай тот же Новиград, являющийся чуть ли не торговой столицей, выглядит как переулок с парой десятков зевак, в него веришь. Веришь в заснеженные чащи, мрачные болота и зелёные холмы мира, созданного сериалом.
Можно смело сказать, что вся магия «Ведьмака» исходит от актёров. Они буквально живут в шкуре книжных персонажей. Когда на экране присутствуют лишь люди, без всяких спецэффектов и монстров, не возникает ни одной мысли об искусственности и неправдоподобности происходящего.
Больше всего поражают пожилые актёры: различные лорды, ведьмаки-ветераны и Весемир явно пришли в сериал из профессиональных театров и демонстрируют свои многолетние навыки во всей красе.
А вот актёры помоложе иногда дают слабину. Например, Сорокопутка, лидер банды краснолюдов: в первых сериях она страшно переигрывает, заменяя любую интонацию чересчур высоким тоном или форменной истерикой.
Но основных похвал заслуживает исполнитель роли Геральта, Михал Жебровский. Его часто вспоминают добрым словом: тут и там звучат шутки и просьбы дать ему главную роль в будущем сериале от Netflix. На самом деле, ситуация с его актёрской игрой почти такая же, что и с сериалом — он очень спорный Геральт.
Во многих сценах, где дело доходит до долгих и сюжетно-важных диалогов, Михал играет лениво — текст просто начитывается, игры голосом и интонациями нет никакой. Будто он шутки ради пришёл играть персонажа фэнтези-саги и пытается не засмеяться из-за очередных гномов и карликов.
Но при этом, когда приходится отыграть схватку или активное действие, его талант начинает раскрываться: уверенный взгляд настоящего ведьмака, отточенные годами тренировок удары мечом и движения не дают усомниться в его актёрских навыках.
В целом, вся ситуация с Геральтом напоминает Энакина из приквелов «Звёздных войн»: Михал крайне скудно справляется с диалоговыми сценами, но в эпизодах без слов показывает себя мастером своего ремесла. Ну и спорную актёрскую игру у него, как и у Энакина, отлично перекрывает наш дубляж.
Хотя иногда Михал позволяет себе забавные рожицы в экшен-сценах«Ведьмак» — не самый успешный телесериал. У него множество проблем, начиная от низкого бюджета и заканчивая спорными решениями режиссёра. И тем не менее, он достоин внимания случайного зрителя или фаната вселенной книг Сапковского.
Какими бы неряшливыми не были декорации, какой бы глуповатой не была игра некоторых актёров, даже самый невнимательный зритель может подметить, что «Ведьмак» снят с любовью и желанием сделать хорошую адаптацию, пускай и достаточно вольную. К тому же, это были лишь первые, робкие шаги убийцы чудовищ ко всемирной популярности. Так почему бы не уважать сериал хотя бы за это?
Про книги «Ведьмака» много слышал в детстве, но прочитал их только после выхода первой игры. Так вот, со вселенной «Ведьмака» я познакомился благодаря сериалу. На дворе 2001 год, включаю телевизор после школы (кажется после какого-то экзамена), переключаю на НТВ и вижу интересное фэнтези. Засмотрелся, понял, что это тот самый «Ведьмак», а потом как ОФИГЕЛ! В 3 часа дня по телевизору крутят натуральную эротику! Полностью обнажённые девушки с пушистыми лобками лежат на кровати, сидят в бане и вообще — обнажёнки тут море. Это точно не порно? Залпом посмотрел все серии и не заметил как пролетело время. В 11 лет очень поразило.
После выхода первой игры прочитал все книги и решил взяться за сериал. Конечно, компьютерная графика в нём была омерзительна, почти что уровень «Дети против волшебников». Смотреть без слёз сейчас невозможно. В сюжете море отсебятины и откровенной чуши, спорная актерская игра и кастинг (женские персонажи часто переигрывали, Лютик похож на алкаша из соседнего подъезда). Но в целом — сносно. Особенно понравилась адаптация нескольких коротких рассказов из первой книги. Сейчас пересматривать не хочется, хотя вспоминаю о нём с каким-то теплом. Возможно потому, что я больше нигде не видел столько обнажённых лобков вне порно. ред.
Ошибся. Это был 2003 год и мне тогда было 13 лет. Подряд крутили по два эпизода, может кто помнит. Напоследок стоит вспомнить цитату Сапковского из интервью для журнала «Мир Фантастики»: «Не спрашивайте меня о фильме! Сейчас пост — польский католик, шляхтич, не может матом говорить. Нельзя употреблять мат в пост!» ред.
Аналогично, познакомился с сериалом примерно в тех же годах ещё до прочтения книг, и тогда это на самом деле было прямо "ВАУ!", фэнтези, монстры, драконы, крутой мужик рубит врагов, голые женщины. Да для подросткового мозга сериал воспринимался просто офигительным. Ну и опять же, для тех времён все эти спецэффекты и реквизиты не казались такими уж дешёвыми и несуразными.
Ведьмак: Кошмар волка
Про что: Молодой (по мутантским меркам) Весемир убивает странного лешего. Перед смертью тварь говорила на чужом наречии и вообще вела себя так, будто исполняла чью-то волю. Вскоре к ведьмаку обращается за помощью знакомый эльф — уже четыре года из поселений пропадают остроухие девочки. Параллельно с этим чародейка Тетра пытается убедить местного короля напасть на Каэр-Морхен. Все эти события сплетаются в единый клубок, чтобы в итоге привести к кровавой и трагической развязке.
Обзор фильма «На полвека поэзии позже». «Ведьмак» от мира фанатских постановок
Вероятно, самая амбициозная и масштабная любительская экранизация произведений Анджея Сапковского.
Темерия, 1296 год. Двенадцать лет прошло с момента гибели Весемира и Эскеля. Из всех ведьмаков Школы Волка остался только Ламберт, который теперь почти бесцельно слоняется по деревням, укрываясь от охотников за головами. Волею обстоятельств он встречает в корчме старую знакомую — Трисс Меригольд. Та в свою очередь преследует мятежную чародейку, что сбежала из Аретузы, прихватив с собой гримуар Альзура — создателя ведьмаков. Зачем он ей понадобился, неизвестно, но книга не просто так хранилась под замком, и надо её во что бы то ни стало вернуть. Наскоро обменявшись колкостями, Ламберт, Трисс, а заодно бастард Лютика Юлиан отправляются в погоню за колдуньей.
Фильм удачно переносит на экран довольно специфические взаимоотношения Трисс и Ламберта
Первое, что стоит сказать про «На полвека поэзии позже» — это то, что он не ощущается любительским. Низкобюджетным — да, но не любительским. Для сравнения, в мае в российский прокат вышел фэнтезийный хоррор «Время монстров», стоивший немногим дороже (30 тыс. долларов против примерно 25). Так вот, на его фоне «Полвека поэзии» выглядят на порядок масштабнее, разнообразнее и попросту кинематографичнее. А ведь это, на секундочку, просто ролик на YouTube, не претендующий вообще ни на какую кассу. Вот, что значат неподдельный энтузиазм и преданность идее. Создатели четыре года практически без бюджета, «по-партизански», делали и переделывали своё творение. То, что в процессе немало всего пришлось поменять, видно по ранним кадрам. Судя по ним, изначальный сюжет фильма был во многом другим, что, конечно, отразилось на конечном результате, но об этом позже.
В отличие от сериала Netflix, в картине глаза у ведьмаков такие, какими и должны быть по канону, — кошачьи
Безусловно главная ценность «На полвека поэзии позже» — это атмосфера. Так точно воссоздать на экране вселенную Сапковского, в которой переплелись культурные мотивы и Восточной, и Западной, и Северной Европы, ранее удавалось только кудесникам из CDPR. Конечно, судить пока рано, но от кадров сериала Netflix ничем подобным даже не веет. В фильме же мы видим ту самую Темерию, про которую читали или которую топтали копытами Плотвы: все эти овражки, хутора, краснокирпичные руины замков — всё такое знакомое и родное. И снято максимально сочно, с пролётами камеры и роскошными панорамами. Но половину эффекта, конечно, создаёт музыка Катаржины Бониковской, которая во многом подражает саундтреку «Дикой охоты», но также дополняет его довольно минорными мотивами. Всё-таки история в фильме не весёлая — почти все любимые фанатами герои либо уже мертвы, либо вот-вот умрут.
Но те, что остались, представлены очень достойно. Актёры берут не то что игрой, но скорее харизмой. В первую очередь это, конечно, касается Мариуша Дрэжека в роли Ламберта — очень уж колоритный дядька. Добавить белоснежную шевелюру, и получился бы вполне компетентный Геральт, но вечно саркастичный приятель Белого Волка тоже вышел отлично. Остальные по большей части просто соответствуют заданным типажам, но большего от них и не требуется. Разве что злодеи совсем уж блеклые — чародейка с довольно мутной мотивацией и неуёмным либидо, да лысый здоровяк, больше подходящий на роль мини-босса, но точно не финального противника.
С боями всё ни шатко, ни валко. Сняты они преимущественно в полумраке и, кажется, это осознанная попытка скрыть огрехи хореографии. Выглядит она, может, и натуралистично, но при том как-то медленно, неловко и совершенно незрелищно. Редкие спецэффекты, скажем так, приемлемы — вероятно, это максимум того, что можно сделать своими руками и без бюджета.
Сильнее всего дилетантство ощущается не в актёрской игре и не в постановке, а в сценарии. Складывается впечатление, будто в сюжете наметили основные поворотные точки, но как к ним подвести и как распределить их по хронометражу, никто особого представления не имел. Это, вероятно, одно из последствий уже упомянутого переделывания на ходу. Какие-то сцены выкинули, другие оставили будто бы из жалости — слишком классная задумка. Одни диалоги удачные, с шутками и раскрытием персонажей, другие — формальные, нужные исключительно для того, чтобы двигать сюжет. А из-за того, что события довольно неровно распиханы по актам, теряется ощущение цельности, мимо пролетает кульминация, а финал наступает будто бы внезапно. Фильм шёл, шёл и кончился.
Лютика вновь сыграл польский бард Збигнев Замаховский. Эту же роль он исполнял в сериале 2002 года
Но всё это не сильно умаляет достижений команды. Ещё разок: группа польских энтузиастов на пожертвования сняла фильм по «Ведьмаку». Полнометражный. И он отлично выглядит, увлекает, а иногда даже умудряется впечатлять. И мы всё ещё не знаем, можно ли будет то же самое сказать про сериал от Netflix. А пока что «На полвека поэзии позже» — это лучшая экранизация произведений Анджея Сапковского на сегодняшний день и один из самых масштабных фан-фильмов в истории.
Прикосновение
Что говорят: В самом начале 90-х, в непростое и неспокойное время, режиссёр Альберт С. Мкртчян снял гипнотически жуткий фильм, который до сих пор считается лучшим отечественным хоррором. Каждая сцена «Прикосновения» пропитана кладбищенской сыростью и гнетущим фатализмом. И дело не в каких-то пугалках или спецэффектах — здесь их почти что и нет, а те, что есть, сделаны весьма кустарно, по понятным причинам. Просто сама идея в основе сюжета способна вогнать в экзистенциальный кризис даже самых завзятых оптимистов.
До недавних пор «Прикосновение» существовало лишь в качестве мутной записи с VHS. Однако энтузиасты из ВК-сообщества From Outer Space сумели раскопать и оцифровать оригинальную плёнку, так что теперь жуть из 90-х можно оценить во всём её мрачном великолепии.
Злое
Про что: Мэдисон переживает сразу две страшные трагедии: какой-то маньяк убивает её мужа и нападает на неё саму, из-за чего у неё случается выкидыш. Но на этом беды не заканчиваются. Между девушкой и таинственным «тёмным человеком» возникает необъяснимая связь. Она наяву видит, как он расправляется со своими жертвами, но сделать ничего не может. Пытаясь во всём разобраться, Мэдисон выясняет, что маньяка зовут Гэбриэл, и он как-то связан с её детством. А точнее, с теми его моментами, что она изо всех сил старалась забыть.
Что говорят: Джеймс Ван, режиссёр «Астрала», «Заклятия» и много чего ещё, снял свой самый отбитый, самый мясной и вместе с тем самый весёлый хоррор. Хотя в интервью он говорит, что вдохновлялся итальянскими фильмами поджанра джалло, по факту «Злое» ближе по духу к кэмповым ужастикам конца 90-х и начала нулевых. В одном ряду с «Тринадцатью привидениями», «Призраком дома на холме» (не от Netflix) и, скажем, «Готикой», оно смотрелось бы как влитое. Не всем зрителям пришлось по душе такое путешествие в прошлое, но если вы устали от высоколобых арт-хаусных хорроров, типа «Солнцестояния» или «Маяка», и просто хотите кровавого аттракциона, «Злое» отлично подойдёт для вечернего просмотра.
Обзор сериала «Ведьмак». Мискаст и проблемы с чеканной монетой
Когда казалось, что после эпичного слива «Игры Престолов» нам уже ничего не страшно, со дна постучал Ведьмак.
«Ведьмака» от Netflix прочили на замену «Игре Престолов», которая не слишком удачно завершилась в этом году. Что ж, атрибуты потенциального хита налицо: книжный первоисточник, ставший классикой жанра, знаменитая игра по мотивам, мрачный фэнтезийный мир, брутальный герой в цветнике прекрасных женщин, интриги, приключения, секс… Громкие заявления о том, что сериал переплюнет детище Бениоффа и Вайсса, звучали ещё задолго до премьеры. Впрочем, многие отнеслись к ним скептично, особенно когда начали появляться первые промо, трейлеры и кадры со съёмок.
Оправдался ли этот скепсис? Скажем так: до планки последнего сезона «Игры Престолов» доплюнуть не так уж трудно… но «Ведьмак» всё равно местами едва до неё дотягивается.
Ведьмак Геральт — мутант, созданный для борьбы с чудовищами. Он зарабатывает на хлеб тем, что странствует по свету и убивает монстров.
Колдунья Йеннифэр — горбунья с невероятным магическим даром, которую забирают в местный Хогвартс. Увы, в её мире юных волшебников обучают так, что до выпуска вполне можно и не дожить; чтобы добиться успеха, Йеннифэр приходится идти на жертвы, к которым она окажется не готова.
Юная Цири — принцесса небольшого приграничного королевства Цинтра. Когда её дом захватывают войска грозной Нильфгаардской империи, Цири остаётся только бежать, руководствуясь последним заветом умирающей бабушки: «Найди Геральта из Ривии».
Если вам показалось, что сценаристы не озаботились толково переплести между собой завязки сюжетных линий, чтоб создать хотя бы иллюзию целостности, вам не показалось. Проблема, конечно, в структуре первоисточника. Для первого сезона адаптировали две книги одноимённого цикла Анджея Сапковского, а они построены скорее по принципу процедуралов. Геральт берёт заказы в настоящем, периодически вспоминая злоключения прошлого — и порой между этими «кейсами» проходят годы. Йеннифэр появилась только ближе к концу первого тома, Цири — вообще во втором. Чтобы стройно всё это увязать и органично ввести трёх персонажей сразу со старта, нужно проявить настоящее сценарное мастерство.
Из-за того, что оригинальный порядок рассказов перетасовали, их лучшие моменты просто не работают. Например, эпичная резня в Цинтре не производит никакого впечатления. Это в книге мы сперва проживаем историю помолвки Паветты и узнаём прекрасную королеву Калантэ получше — их смерти шокируют. Здесь же тебе абсолютно плевать на всех этих людей: гибель малознакомых и малосимпатичных персонажей не вызывает никакого сочувствия.
Что до самих персонажей, они прекрасны… если следовать принципу «о мёртвых либо хорошо, либо никак». Сценаристы убили героев, а актёры их закопали. Каст оправдал все опасения, и дело не во внешности или цвете кожи: просто большая часть исполнителей не вписалась в образы. Между ними нет химии, порой они плохо играют (самое частое проявление скорби в мире сериального «Ведьмака» — это громко и неубедительно заорать). Мышовур в первой серии ходит по осаждённому замку с таким лицом, будто праздно прогуливается по пирушке. Калантэ из местной Королевы Шипов превратилась в упёртую, твердолобую, абсолютно недальновидную бой-бабу, которая заваливается в пиршественную залу прямо в измазанных кровищей доспехах. Вильгефорц не особо напоминает самого могущественного чародея континента, Кагыр — жуткого рыцаря, который может преследовать тебя в кошмарах. О Трисс вообще лучше ничего не говорить.
Восемнадцатилетняя Фрейя Аллан в роли Цири никак не тянет на двенадцатилетнюю девочку, а взрывы эмоций у неё получаются какими-то деревянными. Из-за того, что ветка княжны-беглянки должна была растянуться на целый сезон, но исходного материала не хватало, сценаристам пришлось любыми средствами продлевать её бессмысленные мытарства — порой за счёт сюжетных дыр размером с дракона. В итоге та же арка в Брокилонском лесу лишена всякого смысла, а линия героини смотрится предельно искусственно и натужно.
Йеннифэр прикончили с особой жестокостью. Тем, кому не нравится лицо Ани Чалотры, стоит вспомнить, что Йен и в книгах не была кукольной красавицей — её притягательность заключалась в другом. Проблема в том, что Чалотра отчаянно не тянет роль роковой женщины и начинает играть нечто сносное лишь в самом конце сезона. Вместо «холодных, пронизывающих, злых и мудрых глаз горбуньи» у неё взгляд овечки; в сцену её преображения из уродины в обольстительницу, к чьим ногам падают короли, совершенно не веришь. Да и роль ей досталась неблагодарная: Йен — сложная и неоднозначная героиня, которая в оригинале многих раздражала, но здесь сопереживать ей практически невозможно. Мотивация персонажа мечется из стороны в сторону, как стрелка метронома, без переходных этапов.
Пример: вот Йеннифэр добровольно отказывается от права стать матерью в обмен на власть и красоту. Следом она жалуется своей подопечной, как ей скучно тридцать лет жить в придворной роскоши, когда она хотела вершить великие дела… и тут же удирает от наёмного убийцы, даже не пытаясь вступить с ним в бой. Она бросает на смерть жену короля и ребёнка, которого должна защищать. Затем Йеннифэр рассказывает мёртвой девочке, что та не слишком-то много потеряла, ведь девочки служат лишь сосудами для чужих наследников; на лице колдуньи читается явное отвращение от одной мысли о подобной перспективе. Проходит немного времени, и без какого-либо катализатора она уже мечтает стать матерью и занимает позицию жертвы, которую «обманули», отобрав у неё право родить. Как будто не она три серии назад, услышав честное предупреждение о последствиях, вполне осознанно согласилась на ритуал.
Кстати, кто дал постановщикам разрешение на бюджетную версию Святочного Бала из «Гарри Поттера»?
Как ни странно, Генри Кавилл, которого осыпали градом насмешек, раздражает меньше других. Он очень старается стать тем самым Геральтом, и под конец сезона в это даже начинаешь верить. Хотя поначалу его натужная хрипотца, дикие гримасы и попытки всеми силами удерживать на лице маску брутальности (из-за чего кажется, что ему постоянно хочется отбежать по нужде) вызывают только смех.
А вот кто однозначно удался, так это Лютик: бард-балагур вышел в должной степени милым, смешным и обаятельным. В отличие от фоновой музыки, которая часто диссонирует с происходящим на экране, баллады Лютика всегда звучат к месту, причём лиричная «Her Sweet Kiss» получилась ничуть не хуже завирусившейся «Toss a Coin to your Witcher».
Художественное исполнение могло компенсировать посредственный сценарий и неудачный каст, но и с этим проблемы. Да, мрачный, грязный и кровавый мир «Ведьмака» на экране узнаётся, но дешевизна сквозит во всём: в костюмах, париках, спецэффектах, декорациях. Темп и ритм постоянно сбоят, не давая прочувствовать важность момента. Рваный монтаж телепортирует персонажей с поля битвы в замки за тридевять земель. Работа с освещением отвратительная — чего стоит прожектор в Брокилонском лесу, бьющий зрителю прямо в глаза. Сомнительные переходы, затемнения и рапид порой придают происходящему сходство с клипом, и в данном случае это не комплимент.
Боевые и батальные сцены выглядят блекло. Можно отметить неплохую схватку в первой серии и битву за Содден, которая наконец-то демонстрирует красоту и мощь боевой магии, но до зрелищности «Игры Престолов» не дотягивает ни одна из них. К тому же не оставляет ощущение, что вместо настоящих, тяжёлых, смертоносных клинков в руках у героев пластмассовая бутафория — так бойко они размахивают оружием.
Если честно, остаётся непонятно, для кого в принципе создавали эту экранизацию. Для поклонников книг здесь слишком много отсебятины. Для тех, кто незнаком с Сапковским, авторы оставляют за кадром слишком много важного, будто подразумевая, что зритель и так должен всё знать.
Весной казалось, что едва ли другому фэнтезийному сериалу в этом году удастся побить масштаб слива «Игры Престолов», но «Ведьмак» сумел удивить. В нём есть неплохие и сильные моменты (особенно ближе к концу), однако ни один аспект невозможно похвалить без жирного «но». Здесь хромает абсолютно всё: сценарий, актёры, постановка, музыка, которая пытается нагнать драматизм там, где больше подошла бы деликатная тихая скорбь. Шоураннер Лорен Хиссрич уже заявила, что ей нет дела до мнения выскочек-критиков — страшно подумать, каким выйдет следующий сезон, если заданная планка качества (как это обычно бывает) упадёт ещё ниже.
Полуночная месса
Про что: Крокетт — крошечный рыбацкий городок на острове где-то в Новой Англии. В нём и в лучшие времена было не очень-то многолюдно, а уж после недавнего нефтеразлива и вовсе осталось чуть больше сотни человек. Тихий, забытый богом уголок, где ничего не происходит. Тем заметнее становится появление в местной церквушке молодого отца Пола Хилла, который внезапно вышел вести службу вместо престарелого монсеньора. Харизматичный священник обещает, что скоро Крокетт ждёт перерождение, а прихожане узрят не абстрактные и не метафорические, а вполне конкретные чудеса. Так и происходит: как по волшебству местные жители начинают выздоравливать ото всех болезней, даже неизлечимых. Однако молодой атеист Райли не верит в «божью благодать» и подозревает, что отец Хилл вовсе не так праведен, как кажется на первый взгляд.
Что говорят: Майк Флэнеган, создатель хитовых «Призраков дома на холме» и «Доктора Сна», снял свой самый личный и самый многогранный проект. Вдохновение он опять черпал из творчества Стивена Кинга, и поклонники писателя даже смогут без труда опознать конкретный роман. Однако там, где король ужасов просто разминался и устраивал литературную игру, Флэнеган провёл глубокое исследование веры и фанатизма, зависимости и вины. «Полуночная месса» неспешна и сдержанна, её уместнее назвать скорее мистической драмой, чем хоррором. Хотя жутких эпизодов и грамотно поставленных скримеров в ней тоже хватает, больше внимания уделено блестяще написанным диалогам и монологам героев. Клишированная похвала «заставляет задуматься» здесь как никогда уместна.
Смотрели ли вы что-то из вышеперечисленного? Чем бы вы дополнили наш список рекомендаций? Делитесь в комментариях!
Легенды Mortal Kombat: Битва королевств
Про что: Сиквел «Мести Скорпиона». Шао-Кан с высокой колокольни наплевал на все правила и начал полномасштабную экспансию. Силы Земного царства сдерживают натиск, но надолго их явно не хватит. В отчаянной попытке спасти положение Рейден при поддержке Старших богов вызывает императора и его прихвостней на последний турнир, который раз и навсегда определит судьбу всех миров. А в это же время безумный бог Шиннок пытается пробудить древнее зло, чтобы попросту уничтожить всё сущее.
Что говорят: Если недавняя «живая» экранизация Mortal Kombat была крайне бедна на важные события (даже до турнира дело не дошло), то новая анимационная полнометражка, напротив, пытается объять необъятное и впихнуть невпихуемое. Тут тебе и финальное противостояние с Шао-Каном, и месть младшего Саб-Зиро Скорпиону, и самый что ни на есть армагеддон — и на всё про всё полтора часа, хотя надо бы ещё две полнометражки. Тем не менее, фанатов франшизы «Легенды Mortal Kombat» всё так же могут порадовать дюжиной отсылок, верностью канонам и кровавым мультяшным ультранасилием.
Кэндимен
Про что: Сиквел-перезапуск одноимённого хоррора 1992 года. В чикагском гетто есть поверье: если встать перед зеркалом и пять раз произнести слово «Кэндимен», явится великан с крюком вместо руки и сотворит нечто ужасное. Этой легендой очарован молодой художник. Он хочет оживить афро-американский фольклор, сделать Кэндимена героем своих картин. Но призрак едва ли хочет становиться арт-объектом.
Что говорят: Американские критики нахваливают картину за смелость и актуальность. Что неудивительно: расизм был одной из ключевых тем и в оригинальном фильме, а в ребуте, в соответствии с духом времени, на нём решили сделать особый упор. Отечественные критики хвалят посдержаннее. «Кэндимен» 21-го года — стильный, ладно скроенный, но практически не страшный хоррор. Если, конечно, не учитывать ужасы ксенофобии и полицейского произвола.
Не дыши 2
Про что: Слепой ветеран Норман оставил свои замашки маньяка-похитителя и вместо этого взял на воспитание девочку-сироту. Но однажды малышку похищает банда головорезов, и доброму старику снова приходится стать чудовищем из темноты.
Что говорят: Один из лучших хорроров последних лет в сиквеле фактически превратился в боевик поджанра «не буди лихо». Само собой, такой переход не прошёл без последствий: критики сетуют, что почти весь саспенс испарился, а сюжетные дыры стали куда заметнее. Но зато Стивен Лэнг по-прежнему крут, а экшен брутален.
Что посмотреть вечерком в октябре: «Злое», «Прикосновение», «Полуночная месса»
Мы живём во времена контентного пресыщения, когда фильмов и сериалов выходит не просто много, а слишком много. Посмотреть всё физически невозможно, да и не хочется тратить редкие свободные часы на проходняк. Мы это прекрасно понимаем, а потому решили раз в месяц выдавать вам краткий дайджест с рекомендациями, что включить свободным вечерком. По задумке, сюда будут попадать самые разные проекты, не обязательно свежие и не обязательно лучшие, но неизменно достойные внимания. И так как на дворе октябрь, а не за горами Хэллоуин, этот дайджест состоит преимущественно из ужастиков и того, что близко им по духу.
Легенда о Зелёном рыцаре
Что говорят: Однозначно самый красивый арт-хаус последних лет. Костюмы, декорации, композиция кадра, цветокоррекция — от всего оторопь берёт. Но тот, кто рассчитывает на героическое фэнтези, вряд ли выдержит это путешествие. «Легенда о Зелёном рыцаре» крайне неспешна, вдумчива, меланхолична и метафорична. У неё гораздо больше общего с «Мертвецом» Джима Джармуша, чем с каким-нибудь «Мечом короля Артура». Если вы открыты к экспериментам и восприимчивы к так называемому фестивальному кино, то лента Дэвида Лоури может вас зацепить очень глубоко. Особенно в нынешние промозглые вечера.
Новый вишнёвый вкус
Про что: Лос-Анджелес 90-х. Начинающего режиссёра Лизу кинул матёрый продюсер — присвоил её короткометражку, чтобы превратить в очередную студийную поделку и навариться. В бессильной злобе и отчаянном желании отомстить девушка просит местную колдунью проклясть мерзавца. Сказано — сделано. Да только где это видано, чтобы в Голливуде хоть что-то было задаром?
Что говорят: Шоу создал Ник Антоска — автор «Нулевого канала», который без зазрения совести можно назвать самым жутким хоррор-сериалом современности. В «Новом вишнёвом вкусе» он разбавил привычную крипоту чёрным-причёрным юмором и острой сатирой на голливудскую систему. Получился экстравагантный коктейль из «Малхолланд драйв» и «Суспирии» с вкраплениями боди-хоррора, которыми гордился бы сам Кроненберг. Однако главный аргумент за то, чтобы посмотреть сериал, — это Роза Салазар из «Алиты». Она выдаёт такой мощный и многогранный перформанс, что образ большеглазой девочки-робота просто стирается из памяти.
Охотник за разумом: Схватка (ориг. «Ни один человек Божий»)
Про что: Америка 80-х. ФБР только осваивает профайлинг, пытается нащупать метод вычисления маньяков среди обычных людей. Для этого аналитик Билл Хагмайер отправляется брать интервью у Теда Банди — одного из самых страшных серийных убийц в истории. И вот по одну сторону стола сидит настоящее чудовище, садист, загубивший больше 30 девушек, а по другую примерный семьянин, верующий католик, но вместе с тем профессионал, главная задача которого — понять собеседника.
Что говорят: Локализаторы, как водится, знатно наврали: никакой «схватки» в фильме нет. Агент Хагмайер не пытается никого переиграть и уничтожить, наоборот — чтобы погрузиться в разум психопата, ему приходится стать для Банди другом. И эта эквилибристика над пропастью превращает в фильм в блестящий разговорный триллер. Элайджа Вуд, как всегда, чертовски хорош, но главная звезда здесь Люк Кирби. Он сыграл Банди пугающе правдоподобно и приземлённо, разрушив устоявшийся киношный образ маньяка-философа по типу Ганнибала Лектера. Зло банально, и в этом весь ужас.
Читайте также: