Sound forge добавить дорожку
Мощный инструмент для профессиональной работы с аудио. Редактор Sound Forge включает в себя огромный набор передовых функций, способных делать удивительные вещи, но требующих от пользователей определенных навыков по их использованию. Современный интерфейс позволяет новичкам легко управляться с поверхностным инструментарием. Если же капнуть глубже, перед подготовленным пользователем открываются крутые возможности, способные выдавать удивительный результат.
О том, как использовать потенциал программы на полную, Вам подробно расскажет следующий видеокурс.
Уроки по Sound Forge Pro
Структурированный курс для новичков, желающих быстрее овладеть богатым функционалом редактора. Обучение состоит из 41-го видеоурока, общей продолжительностью 120 минут. Здесь нет лишней воды, а только конкретная инструкция по использованию Sound Forge и всех его компонентов.
Обзор главной рабочей зоны редактора.Обзор функции “Go To” для удобного перемещения по дорожке.
Учимся использовать маркеры для более удобного перемещения по рабочим частям трека.
Как помечать определенные области аудиодорожки в Sound Forge Pro.
Учимся пользоваться поиском шумов, превышающих уровень сигналов и областей тишины.
Обзор инструмента для выделения и увеличения определенного диапазона данных.
Рассмотрим одну из главных функций процесса редактирования.
В данном уроке мы узнаем о приемах использования вышеупомянутой функции.
Обзор полезной функции “Шаг назад” и “Шаг вперед”.
Удобный инструмент для точного редактирования данных трека и удаления шумов.
Часть 1. Знакомство с программой Sound Forge Pro 10
1. Интерфейс
2. Навигация в Sound Forge Pro 10
3. Маркеры
4. Области
5. Поиск
Часть 2. Основы редактирования в Sound Forge Pro 10
1. Инструмент «Magnify»
2. Выделение
3. Функции копирования и вставки (Часть 1)
3. Функции копирования и вставки (Часть 2)
4. Отмена действий
5. «Карандаш»
Часть 3. Функции обработки
1. Смещение по оси амплитуды
2. Изменение разрядности
3. Изменение частоты сэмплирования
4. Удаление фрагментов тишины
5. Вставка тишины
6. Изменение громкости звука (Часть 1)
6. Изменение громкости звука (Часть 2)
7. Нормализация звука
8. Изменение каналов
9. Панорамирование
10. Эквализация (Часть 1)
10. Эквализация (Часть 2)
Часть 4. Эффекты в программе Sound Forge Pro 10
1. Эффекты эха
2. Multi-Tap Delay
3. Хорус (Chorus)
4. Флэнжер(Flange)
5. Pitch bend
6. Pitch Shift
7. Vibrato
8. Amplitude modulation
9. Distortion
10. Multi-band Dynamics
11. Envelope
12. Gapper_Snipper
13. Noise Gate
14. Реверберация
15. Acoustic Mirror
16. Wave Hammer
Часть 5. Дополнительные инструменты работы со звуком
Запись звуков (Часть 1)
Запись звуков (Часть 2)
По прохождения курса, Вы будете точно знать, как пользоваться Sound Forge эффективно и научитесь делать действительно качественную музыку.
Функция микширования позволяет сводить данные из буфера с данными в открытом звуковом файле. Например, если вы хотите наложить вокальную партию на фоновую музыку, вы можете использовать эту функцию. Вот как она работает:
- Выделите и скопируйте в буфер данные, которые вы хотите использовать для микширования;
- В том файле, в который вы собираетесь вставить данные из буфера, установите указатель текущей позиции (чёрная вертикальная линия) или создайте выделенную область, чтобы определить, куда именно эти данные требуется поместить;
- Выберите команду в верхнем меню , чтобы открыть диалоговое окно Mix:
- Prewiew - предпрослушка полученного результата перед применением;
- Source - громкость вставляемых данных из буфера обмена;
- Destination - громкость оригинальных данных (файл в который вставляются данные из буфера);
- Invert data - инвертирование фазы сигнала. Если звук становится глухим, это может произойти из-за подавления фазы, которая происходит, когда громкость одного сигнала уменьшается, а громкость другого увеличивается, причем одновременно на одну и ту же величину. Таким образом, два сигнала перекрывают друг друга, в результате чего смешанный сигнал звучит глухо. Если это произошло, попробуйте установить данную опцию для одного из сигналов, но не для обоих сразу. Это обычно помогает разрешить проблему;
- Fade In - длина начального фэйда;
- Fade Out - длина конечного фэйда;
- Fade Type - тип фэйда;
- Установка Fade In и Fade Out позволят плавно смикшировать нарастание и завершение смешиваемых данных. Т.е. вставляемые данные начнут звучать не сразу а постепенно увеличивая громкость. После установки фэйда отрегулируйте громкости Prewiew(1) и Source(2).
- Start - начало вставляемых данных;
- End - конец вставляемых данных;
- Length - длительность вставляемых данных;
- Channels - выбор канала в который будут вставляться данные. Правый, левый или в оба;
При копировании и последующей вставке данных из буфера обмена, программа разбивает эти данные на блоки. Разбивание на блоки проходит не только при вставке данных, но и к примеру при обработке части файла каким либо эффектом.
Попробуйте скопировать часть файла и вставить скопированное к примеру в середину файла, в результате ваш файл будет разбит на 3 части. Для того чтобы перемещать эти части, в верхнем меню (баре) программы выберите этот режим:
Если во время перемещения блоки накладываются друг на друга, то появляются Кросс фэйды (плавное смешивание блоков).
При нажатии правой кнопкой мыши по фэйду, можно выбрать другую его форму:
Также можно менять громкость блоков через фэйды (см. рисунок ниже):
При обработке части файла эффектом или процессом, как вы уже знаете эта часть становится отдельным блоком, такой длины какой он есть. Но при копировании и последующей вставке данных из буфера обмена, блоки не ограничиваются вставленной частью, а вставляется весь точно такой же файл но просто с ограниченной длительностью (которую вы выделили при копировании). При необходимости его можно увеличить (см. рисунок ниже):
Функция сведения позволяет сводить данные из буфера с данными в открытом звуковом файле. Например, если вы хотите наложить вокальную партию на фоновую музыку, вы можете использовать эту функцию.
Вот как она работает:
1. Выделите и скопируйте в буфер данные, которые вы хотите использовать для сведения.
2. В том файле, в который вы собираетесь вставить данные из буфера, установите указатель текущей позиции или создайте выделенную область, чтобы определить, куда именно эти данные требуется поместить.
3. Выберите команду меню Edit -> Paste Special -> Mix, чтобы открыть диалоговое окно Mix (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Функция сведения позволяет сводить данные из буфера с данными в открытом звуковом файле.
4. Если в файле, в который вы хотите вставить данные из буфера, вы создадите выделенную область (а не установите указатель текущей позиции), можно будет определить, в какой точке начнется сведение — в начале или в конце выделенной области. Выберите один из двух переключателей из группы Start mix at: или Start selection или End selection.
5. Отрегулируйте движки Volume в группах Source: Clipboard и Destination: . Эти настройки определяют соотношение громкостей данных из буфера и из файла после сведения. Вы можете проверить, как будет звучать эта запись после сведения, нажав на кнопку Preview.
6. После установки громкостей нажмите на кнопку Preview еще раз и проверьте, не становится ли звук глухим. Это может произойти из-за подавления фазы, которая происходит, когда громкость одного сигнала уменьшается, а громкость другого увеличивается, причем одновременно на одну и ту же величину. Таким образом, два сигнала перекрывают друг друга, в результате чего смешанный сигнал звучит глухо. Если это произошло, попробуйте установить флажок Invert data для одного из сигналов, но не для обоих сразу. Это приводит к инвертированию сигнала и обычно помогает разрешить проблему.
7. Если инвертирование сигнала не помогает, попробуйте использовать параметр Tune (-500 to 500 ms). Он позволяет немного изменить позицию начала сведения в файле. Это приведет к тому, что данные из буфера будут наложены на данные из файла чуть дальше, после текущей точки сведения или перед ней. В результате два сигнала не будут точно выровнены и их громкости будут изменены не одновременно, а это позволит избежать подавления фазы. Чтобы отрегулировать значение параметра Tune (-500 to 500 ms), введите любое значение (в миллисекундах) от —500 до +500. Используя кнопку Preview, проверьте, как будет звучать сведенный вариант.
8. Если вы хотите, чтобы громкость данных файла изменилась только в той его части, где произойдет сведение, задействуйте флажок Apply destination volume to overlapping area only. В противном случае значение громкости файла, которое вы установили с помощью ползунка Volume в группе Destination:, будет применено для всего файла. В большинстве случаев этот флажок стоит установить.
9. Если вы активизировали флажок Apply destination volume to overlapping area only, можно также установить автоматическое плавное изменение уровня сигнала перед сведенным участком данных и после него. Эта возможность очень полезна при сведении вокальной партии и фоновой музыки. Когда вокальная партия начинается, фон приглушается, а когда она заканчивается, уровень громкости фона восстанавливается. Чтобы воспользоваться функцией изменения уровня сигнала, установите флажок Pre/Post-fade destination edges (0 to 5 sees). Затем укажите, в течение какого времени звук должен затухать перед участком микширования, а потом усиливаться по окончании этого участка. Например, выберите пункт Fast Duck (-6 dB) из раскрывающегося списка Name диалогового окна Mix.
Замечание. Изменение уровня сигнала бывает двух типов. Плавное увеличение громкости обычно называется усилением звука, а ее уменьшение — затуханием. В приведенном выше примере затухание фоновой музыки в течение участка микширования и ее усиление по окончании этого участка обычно называется погружением.
10. Нажмите на кнопку ОК.
Программа Sound Forge сведет данные из буфера и из файла в соответствии с произведенными установками.
Сегодня и в Интернете, и в специализированных печатных СМИ можно найти много материалов, освещающих различные аспекты работы с видео. Вместе с тем зачастую упускают из виду не менее важную тему — редактирования звука. А ведь именно хорошее звуковое сопровождение создает как минимум половину эффекта от просмотра движущейся картинки. Не говоря уже о том, что существует масса вещей, для которых определяющую роль играет именно аудио — например, запись подкастов.
Именно потому, что тема обработки звука как-то менее «на слуху», перед пользователем зачастую встает вопрос, какую программу лучше использовать. Одной из наиболее известных программ в этой области является Sony Sound Forge (ранее известный Sonic Foundry’s Sound Forge). Изучив возможности программы, мы попытаемся понять, подходит ли ее арсенал для большинства пользователей, а также рассмотрим альтернативные варианты. Под наш «микроскоп» попала свежая, десятая, версия программы. Для тех, кто знаком с более ранними выпусками Sound Forge , стоит отметить, что основная логика работы с этим приложением сохранилась, но при этом добавились некоторые улучшения. Однако обо всем по порядку.
Сама всеядность
Сперва стоит сказать несколько слов о том, что может служить исходным материалом для работы с программой. Это могут быть записи в цифровом виде, полученные с диктофона, плеера, жесткого диска ПК и т. д. — приложение поддерживает огромный спектр форматов: как наиболее популярные MP 3, WAV , WMA , Ogg Vorbis и др., так и специализированные типы файлов, созданные в других продуктах Sony для работы со звуком. При желании можно извлечь дорожки из музыкальных компакт-дисков — для этого необходимо воспользоваться пунктом Extract Audio from CD меню File .
Кроме того, вы сможете сами записать звуковую дорожку, подключив микрофон, непосредственно в Sound Forge. Причем модуль записи при всей простоте реализации предоставляет довольно обширные настройки (об этом поговорим чуть позже). Еще одна интересная «фишка» программы — возможность редактирования звуковой дорожки видеоролика. Звуковое сопровождение открывается приложением как обычный аудиофайл.
Внимание, идет запись!
Для записи с микрофона, как мы уже упоминали, в Sound Forge предусмотрен отдельный и достаточно простой в работе модуль. Вызывается он кнопкой Record на панели инструментов программы (см. вставку «Все на виду») либо комбинацией клавиш [ Ctrl ] + [ R ]. Прямо в открывшемся окне вы увидите кнопки управления записью, а также шкалу интенсивности звуковой волны. При нажатии красной кнопки, запускающей процесс записи, программа автоматически создает новую дорожку для редактирования и помещает в нее записанный материал для редактирования. На выбор пользователю предлагается несколько режимов записи (выпадающий список Mode ): обычный режим по умолчанию (Automatic retake (automatically rewind)), создание множества вариантов записи, расположенных один за другим и сохраняемых в одном звуковом файле, автоматически разделенном на области (Multiple takes creating Regions) и без создания отдельных областей для каждого варианта (Multiple takes (no Regions)), запись каждого «куска» в отдельном окне (Create a new window for each take), а также запись интервалов определенной длины (Punch-In (record a specific length)). В последнем случае необходимо указать время начала и окончания записи. При этом остальная часть дорожки останется неизменной — это удобно, когда необходимо переписать лишь какой-то определенный кусок материала.
Все что под рукой
Когда запись готова, можно приступить к ее редактированию. В Sound Forge предусмотрено четыре основных инструмента редактирования звуковой дорожки. Edit Tool [1] предназначен для выделения нужных участков записи, Magnify Tool [2] служит для изменения масштаба звуковой волны, Pencil Tool [3] позволяет вручную рисовать звуковую волну (работает лишь при сильном увеличении масштаба), а Event Tool [4] дает возможности перемещать выделенные области. Переключаться между ними можно либо на панели инструментов программы щелчком по соответствующей каждому средству кнопке, либо же прямо в окне редактируемого сэмпла (клавиша D ).
Кроме того, в Sound Forge есть вспомогательные объекты, облегчающие редактирование звуковой дорожки. Так, чтобы отметить какой-либо нужный момент сэмпла, можно добавить на дорожку маркер ( Marker ). А выделить определенный участок поможет Область ( Region ). Стоит отметить, что выделение куска дорожки между двумя маркерами или в области осуществляется просто двойным щелчком мыши.
Зачистка сэмпла
Одно из преимуществ Sound Forge заключается в том, что многие задачи, касающиеся обработки аудиофайла, автоматизированы, и вам не придется тратить много времени для «ковыряния» дорожки вручную. Например, убрать паузы и участки с тишиной позволит инструмент Auto Trim/Crop (меню Process ). Работает это функция следующим образом. программа обнаруживает часть данных, уровень сигнала которой выше, чем указанный, и расценивает ее как приемлемую. Когда уровень сигнала падает ниже указанного вами, Sound Forge расценивает такую часть как конец нужной секции, или начало фрагмента тишины. Затем программа ищет следующую секцию, имеющую достаточный уровень сигнала, и удаляет все данные между двумя секциями.
Auto Trim/Crop позволяет использовать несколько вариантов для зачистки записи (выпадающий список Function ). Так, Keep edges outside of the selection удаляет фрагменты тишины внутри выделенной области, не затрагивая данные вне этого участка, Remove edges outsde of the selection исключает паузы в границах выделенной области, а также удаляет все данные, находящиеся за ее пределами. Remove Silence between phrases ( creates regions ) удаляет фрагменты тишины между фразами (при записи голоса). А Remove data from start and limit file length удаляет тишину в начале звукового файла, а также обрезает конец записи в указанной точке. Кроме того, в выпадающем списке Preset есть несколько предустановленных настроек для наиболее востребованных задач.
Для создания эффекта перетекания одной части записи в другую или плавного затухания можно воспользоваться функцией Fade . Регулировать громкость трека или отдельных его частей можно с помощью инструмента Volume , «выровнять» куски записи разного качества позволяет Normalize . А функция Mute поможет и вовсе отключить звук в ненужных участках записи.
Достаточно важным инструментом является Bit-Depth Converter, изменяющий значение разрядности звукового файла в битах. Перед обработкой записи рекомендуется повышать его разрядность — это не повлечет улучшения качества дорожки, но увеличит ее разрешение, и дальнейшее редактирование и обработка файла не приведут к появлению шумов. Понижение же разрядности файла понизит и его качество, однако в некоторых случаях приходится идти на такой шаг — например, чтобы записать на компакт-диск 24-битный файл, придется снизить его разрядность до 16 бит, поскольку аналоговый компакт-диск может использовать только такую разрядность. Кстати, в таких случаях стоит оставлять копию оригинального файла — на всякий пожарный.
Еще одной интересной функцией является возможность сжатия/растяжки записи по времени без изменения высоты тона. Это полезно, например, при корректировке звуковой дорожки к видеоряду. Сделать это можно с помощью инструмента Time Stretch. Программа предоставляет 19 различных режимов (Mode), которые предназначены для конкретного типа аудиоданных, которые вы обрабатываете. В окне настройки Time Stretch необходимо установить в нужную позицию на шкале специальный индикатор, показывающий, насколько вытянулась или ужалась дорожка.
Добавь огоньку
Что в результате?
Когда обработка звука закончена, получившуюся в результате дорожку можно сохранить на жестком диске в один из множества форматов, поддерживаемых программой, с выбором качества трека (битрейта и частоты дискретизации). Если же планируется дальнейшая обработка трека, есть смысл сохранить его как проект Sound Forge — файл с расширением FRG . Это позволит программе в будущем быстрее загрузить композицию.
И напоследок…
Первый вывод, напрашивающийся после знакомства с Sony Sound Forge , заключается в том, что программа не слишком сложна в освоении — многие вещи интуитивно понятны даже тем пользователям, которые увидели программу впервые, не говоря уже о тех, кто имел дело с предыдущими версиями приложения. Однако для того, чтобы выполнять какие-либо сложные задачи по обработке звука, одной интуиции мало — необходимо будет запастись детальным пособием как самому продукту, так и общими учебниками по работе со звуком. Для простого редактирования музыкальной композиций, например нарезки рингтонов, склеивания двух треков или наведения легкого «марафета» звукового файла все-таки лучше использовать бесплатные звуковые редакторы (см. вставку «Зачем платить больше?»). И не потому, что Sound Forge не умеет этого делать, а по той причине, что приложение ориентировано на тех пользователей, для которых обработка звука — серьезное хобби, а также на людей, занимающихся написанием музыки в коммерческих целях. Да и цена продукта, указанная на сайте производителя (от $375), прозрачно намекает на этот факт.
Скованные одной цепью
Массовая обработка
Есть в Sound Forge и специальный модуль для автоматизированной обработки множества файлов — Batch Converter. Он позволяет переконвертировать несколько записей из одного формата в другой. Кроме того, этот модуль дает возможность проводить обработку группы файлов плагинами — например, удалить шум из 20 файлов или нормализовать их уровень под заданный параметр. В добавок Batch Converter поддерживает групповое переименование файлов и внесение дополнительной информации (метаданных).
Отжигаем по полной
Ручная автоматизация
В Sound Forge предусмотрен специальный модуль Script Editor, в котором вы можете не только написать необходимый программный код, но откомпилировать его и запустить прямо из оболочки. Это означает, что если вы владеете возможностями написания программного кода на С++, V isual B asic либо Java, то можете самостоятельно автоматизировать процессы в программе. Например, разбить трек множеством маркеров, стоящих через определенные интервалы, импортировать треки с CD и сразу их переконвертировать в какой-либо доступный формат, создать определенное количество аудиофайлов и т. д. Такой подход позволяет сэкономить множество времени.
Все на виду
Интерфейс Sony Sound Forge можно гибко настроить — практически все основные функции программы отображены кнопками на 12 панелях инструментов, размещение которых можно установить индивидуально.
Панель Standar d повторяет основные пункты меню File и Edit, а также имеет набор из четырех различных типов курсора редактирования.
Панель Transport: командное меню — зацикливание, перемотка, запись, воспроизведение и останов.
Панель Navigation: управление в окне редактирования звуковой волны — масштабирование, установка маркеров, быстрая навигация.
Функции панели Views позволяют запоминать текущие визуальные настройки окна редактирования звуковой волны, включая, положение курсора, масштаб и т.п. Данная панель очень полезна при работе с большими файлами.
Панель Status/Selection: переход от одной временной сетки к другой, то есть отображение значений по сэмплам, секундам и минутам и различным протоколам синхронизации.
Панель Regions/Playlist: доступ к окнам со списками регионов и плейлисту, управление синхронизацией MIDI и отображение статуса синхронизации.
Панель Process повторяет двадцать функций одноименного пункта главного меню и является одним из ключевых окон при работе с Sound Forge.
Панель Effects повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню.
Панель Tools повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню, среди которых особенно стоит отметить запись CD и импортирование аудио-треков с дисков.
Панель Levels: цифровой индикатор, показывающий текущее значение выбранного параметра в месте положения курсора (sample value, percent, dB, Peak, RMS Power). Очень удобен в качестве вспомогательного индикативного средства.
Панель Insert : вставка объектов разметки, таких как маркеры, области и т. д.
Панель Scripting позволяет управлять работой модуля создания скриптов для автоматизации работы с программой.
Зачем платить больше?
В качестве альтернативы
Коллеги или соперники?
Подручные средства
Для несложного редактирования композиций может послужить и утилита Wave Editor , входящая в состав популярного пакета для прожига дисков Nero . Она обладает базовыми функциями по обработке и редактированию аудиофайлов, и, кроме того, имеет большое количество встроенных фильтров и эффектов. К тому же программа позволяет использовать сторонние VST-плагины.
Читайте также: