Сделать досье как в штирлице
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В сегодняшних дискуссиях вспомнил о своем давнем (2001 год) тексте:
КЛАУС, ИЛИ Г-Н НИКТО *
23 декабря исполняется 70 лет Льву Константиновичу Дурову. За свою творческую жизнь этот замечательный артист мхатовской школы создал немало образов на сцене и киноэкране. И все же для меня лично и, полагаю, что и для многих других, он остается актером одной роли. Но зато какой роли! Именно после нее неприметного Дурова стали узнавать в новых фильмах и припоминать, что он снимался и во многих предыдущих.
Штирлиц . А в вашем досье скучно, Рапорты, донесения. Все смешалось. Нет, это не интересно. Занятно другое. Я подсчитал, что по вашим рапортам, благодаря вашей инициативе, было арестовано 97 человек. И все они молчали о вас, все без исключения. А ведь их в гестапо довольно лихо обрабатывали. Вам бывало больно, когда людей, дававших вам приют, потом забирали?
Клаус . Черт его поймет. Вероятно, я чувствовал себя сильным, вступая с ними в единоборство. Меня увлекала схватка! Ну а что с ними было потом, не знаю. Ну а что будет потом с нами, со всеми? После нас хоть потоп! Среди рабов нельзя быть свободным. Так не лучше ли быть самым свободным среди рабов? Я-то эти годы пользовался полной духовной свободой.
Вот именно, черт его, конечно, поймет! Клаус глуп и пошл, как черт Ивана Карамазова. Нормальный же человек, ни в каких чертей не верящий, просто не в состоянии постичь эту адскую пошлость, всю глубину скрытой за ней бездны. И потому оказывается перед ней голым и беззащитным. Тайна Клауса в том, что действительно силен и свободен. Глупость и невежество тоже титаны, - сказал однажды Маркс. Но уразуметь особую природу этой титанической силы и свободы, оказывается, труднее всего.
Профессиональный навык шпиона, агента-провокатора заключается в умении входить в доверие, залезать в душу, выдавая себя не за того, кем являешься на самом деле. Разумом все мы это хорошо понимаем, и такие качества теоретически ни для кого не могут быть неожиданными. И все же, сталкиваясь не на экране, а в реальной жизни, с заведомыми шпионами, люди практически не вспоминают и не задумываются об особенностях их профессии. Вроде бы, это должно приходить в голову в самую первую очередь, но почему-то не приходит. Почему же? С одной стороны, это показатель высокого мастерства залезающего к нам в душу агента. А с другой стороны, залезание в душу облегчено тем, что в народе давно сложился устойчивый стереотип положительного отношения к людям из разведки, безотчетного к ним доверия.
И еще, не в обиду будет сказано сценаристам, режиссерам и исполнителям, но созданные ими образы рыцарей без страха и упрека со Штирлицем во главе - не вполне достоверны. Это, скорее, лубочные персонажи, имеющие мало общего с действительностью, с настоящей работой разведчика. Недаром же Штирлиц немедленно превратился в героя множества анекдотов. И мы их с удовольствием рассказываем друг другу, ибо чувствуем, что все экранные приключения Штирлица - не более чем лубок. Мы понимаем, что он вместе с Мюллером, Шелленбергом, ХолтоФфом и прочими разыгрывают перед нами кукольное представление, далекое от настоящих жизненных ситуаций, хотя в чем-то их и моделирующее. А вот Клаус героем анекдотов не стал, ибо он, в отличие от упомянутых персонажей, чертовски реален. Клаус - не лубочный герой. Вот над чем следует серьезно призадуматься.
Основная недостоверность в том, что герои-разведчики в исполнении наших любимых актеров - все до одного ярко выраженные харизматики. А разведчиков-харизматиков в природе не существует. Харизма, то есть внешняя яркость и привлекательность личности, смертельно противопоказана профессии разведчика. Харизматика, неизбежно лезущего на глаза, любая контрразведка вычислит и обезвредит на третий день после начала его миссии. Настоящий разведчик, будь он внутренне семи пядей во лбу, должен быть сереньким - и внешне, и в обхождении.
Лев Дуров сыграл Клауса столь достоверно, что механизм провокационного воздействия на человека можно и нужно изучать в мельчайших психологических деталях, внимательно вглядываться в экран телевизора, отмечая малейший его жест, вслушиваясь в тончайшие нюансы интонации. Тогда станет ясно, что Клаус - образцовый представитель особого психологического типа, который можно назвать вербовщиком, в отличие от харизматика.
Эти типы, встречающиеся во всех сферах жизни и не в последнюю очередь в политике, существенно отличаются друг от друга. Харизматический лидер открыто подчиняет толпу своей воле и ведет ее за собой, невзирая ни на какие возражения. Он нацелен на пробуждение в людях безотчетной веры в себя и во все, что он вещает, подобно оракулу. Поэтому в основе психологического воздействия харизматика лежит актерское, артистическое искусство, то есть его собственное внутреннее содержание - богатое и разнообразное.
В основе же профессионального навыка вербовщика лежит внутренняя пустота. Агент должен уметь, прежде всего, не говорить, а слушать собеседника. А у того - возникать иллюзия, что именно он сам наполняет его своим содержанием, смотрится как бы в зеркало. Главное для вербовщика - суметь создать у вербуемого иллюзию победы над собой. Вербуемый должен быть уверен, что он убедил вербовщика, обратил его в свою веру, сделал его своим единомышленником. Он должен полагать, что не вербовщик его использует, а, наоборот, он использует вербовщика для достижения своих целей. Потому и молчали о Клаусе девяносто семь его жертв, что чувствовали за собой вину, что втянули невиновного в свои дела.
Харизматики практически не меняются. Они как были, так и остаются самими собой. У агента же в запасе сотни масок, и это делает его позиции очень прочными. Противостоять харизматику на уровне рациональных аргументов - почти бесполезно. Приходится полагаться на действие времени, постепенное естественное затухание волны восторга. Бороться с вербовщиком - не скажу, что легче, но здесь потребны несколько другие методы и средства.
Вскрыть истинное лицо Клауса почти невозможно, потому что лица у него нет. Он господин Никто, и потому может быть кем угодно. И все же талант Дурова позволяет нам заглянуть даже в этот вакуум. Он показал нам, кто есть Клаус во всех трех своих ипостасях: с жертвой, с хозяином, наедине с собой.
Нет, это не Тартюф, это значительно хуже и гаже. Отрицание всего истинного, доброго и прекрасного в человеке есть для него вечная и естественная норма жизни. И ставка делается на то, что нормальный порядочный человек просто не готов к встрече с такой низостью и опустошенностью души, ибо не может допустить, что нечто подобное вообще возможно. Поэтому он, скорее, готов наполнить эту пустоту собственными мыслями и чувствами, чем поверить в ее существование. Даже пастор Шлаг, чей сан и пятидесятилетнее служение просто обязывают видеть людей насквозь, Клауса не раскусил.
В споре с Клаусом пастор в тысячу раз умнее и глубже. Он видит шаткость, легковесную бульварность аргументов Клауса и пытается внушить ему более правильный и гуманный взгляд на жизнь. Клаус вроде бы никак не выражает своего согласия, но Шлаг предчувствует свою победу. И эта иллюзия - для него конец, гибель.
Откуда же он, собственно, явился, как жил до этого, имеется или была ли у него семья, жена, дети? Закадровый голос Копеляна сообщает только, что он работал корректором и, следовательно, гуманитарно образован. Что ему, как и всякому обывателю, хотелось острых ощущений, развеивающих беспросветную убогость существования. Что он сам шел на вербовку. А вот это уже зацепка! Растительной жизнью живут многие, но на вербовку идут далеко не все. Значит, действовал еще какой-то фактор. В основе психологии Клауса лежит гипертрофированный комплекс неполноценности.
1. Имя, фамилия (кличка, если есть).
2. Возраст (дата рождения).
3. Внешний вид (всех моделей и Шварцнеггеров пожевали зомби, так что пишем нормальных людей). Обязательно указать следующие пункты:
- национальность;
- рост;
- вес;
- телосложение (напоминаем, всех Шварцнеггеров пожевали! , но просто сильные люди приветствуются);
- особые приметы (родинки, шрамы, татуировки, пирсинг);
4. Характер (побольше оригинальности ). Обязательно указать следующие пункты:
- привычки (как положительные, так и отрицательные);
- фобии (если есть), страхи;
- отношение к людям.
5. Биография. Обязательно указать следующие пункты:
- место и дата рождения;
- предполагаемо живые родственники;
- знак Зодиака;
- образование;
- бывшее место работы (до Апокалипсиса).
6. Умения, навыки (всех экстрасенсов тоже пожевали зомби):
- боевые (не более четырех);
- творческие;
- интеллектуальные (умение обращаться с техникой, умение оказывать медицинскую помощь и т.д.).
7. Ваша должность в группе выживших(смотрим список вакансий)
8. Своя сюжетная линия, если есть (касающающаяся только вашего персонажа).
9. Связь с вами (номер ICQ, e-mail). Если не желаете, чтобы они были общедоступны, пишите в ЛС администрации.
Вызывает как-то Мюллер к себе Штирлица:
— Я всегда знал, что вы – русский шпион, Штирлиц, но не мог этого доказать. Но теперь я знаю, как вас проверить. Слава Украине, Штирлиц!
— Героям слава, группенфюрер. Я тоже для вас приготовил проверочку, Мюллер.
— Нет, Штирлиц, нет, вы этого не сделаете: я старый, больной человек, у меня подагра.
— Я это сделаю, группенфюрер. Скачите, Мюллер, скачите: кто не скачет, тот — москаль.
Штирлиц строил землянку в три наката, а четвертую накатил уже в землянке.
Штирлиц пришел на встречу со связным в знакомый бар и заказал 100 грамм водки.
— Водка у нас кончилась еще два дня назад, — извинился бармен.
— Ну, тогда 100 грамм коньячку. — Коньячок у нас кончился вчера, — огорченно сказал бармен.
— Ну, а пиво-то есть? — спросил Штирлиц.
— Увы, закончилось сегодня утром, — сказал бармен.
— Значит, связной уже здесь, — подумал Штирлиц…
— Штирлиц,- сказал Мюллер,- у меня к вам партийное задание…
— Я беспартийный,- прервал его Штирлиц.
— Странно: в вашем досье сказано, что вы член Национал-социалистической
партии.
— А, вы про эту,- догадался Штирлиц.
Штирлиц спрашивает резидента:
— Что меня ждет после возращения на Родину? 15 лет лагерей без права переписки?
— Что вы, Штирлиц, у нас в стране все изменилось. Сначала вас ждет встреча с Президентом, а дальше, как повезет: или вас пошлют топ-менеджером в “Газпром”, или ведущим ток-шоу на одном из центральных каналов.
Штирлиц спал как убитый. За это время его машина трижды пересекла двойную сплошную, проехала на красный свет и совершила наезд на пешехода.
Но ровно через пятнадцать минут Штирлиц проснётся, и ни о чём не подозревая, помчится в Берлин…
Штирлиц иногда ночью брал красный флаг, поднимался на крышу Рейхстага и, размахивая флагом, орал на весь Берлин: „Фашисты сволочи, да здравствует Советский Союз!! Урааа. “
Работа в офисе требовала порой выброса адреналина.
Несмотря на многолетние тренировки, Штирлиц не мог спать подряд больше
двадцати минут.
Некоторые женщины обижались, остальным хватало.
Раз в год, в одну из апрельских ночей Штирлиц тайком пробирался на одну
из захолустных улочек Берлина и ходил по ней взад-вперёд с небольшим
бревном на плече. По другому субботники было проводить нельзя из-за
соображений конспирации.
Штирлиц сидел в людном кафе. Вдруг какой-то пьяный эсэсовец закричал:
— Русские — сволочи!
Все с укоризной посмотрели на этого офицера и подумали:
— Как же он мог сказать такое при Штирлице?
Проснувшись утром в субботу, Штирлиц подумал:
— Как хорошо вчера с Мюллером и Айсманом в отделе посидели. Вроде и
выпили немало, а голова совершенно не болит, да ещё суббота и
воскресенье впереди!
Голос Копеляна за кадром:
— Он и не подозревал, что уже вторник…
— Штирлиц! Почему на вашей машине георгиевская ленточка?
— Это в честь нашей победы, группенфюрер!
— Странно,- подумал Мюллер,- до 9 мая еще далеко.
Мюллер знал, что русские после того как размешают сахар в чашке с кофе
или чаем оставляют ложку в чашке, и он решил проследить за Штирлицом в
кафе. Штирлиц помешал сахар, вытащил ложку и положил её на блюдце, и
показал язык Мюллеру.
Мюллер вызывает Штирлица:
— Штирлиц, как вы объясните фюреру тот факт, что ваши пальчики
обнаружены на груди Евы Браун?
— А как вы объясните фюреру, как вы их там обнаружили?
После войны Штирлиц вернулся в Москву. Но и здесь он не оставил старых
привычек: бесцельно разъезжал в автомобиле, хаживал в ресторанчики,
составлял досье на руководителей партии.
"Каракули" вместо букв могут отображаться из-за проблем с кодировкой текста. Изменить её достаточно просто. В данной статье мы расскажем, как это сделать с помощью программы Штирлиц.
Загрузка программы
К сожалению, официальный сайт программы закрыт.
Но Вы можете скачать Штирлиц с файлообменников, например, здесь.
Установка программы
Данная версия программы установки не требует. Достаточно просто открыть скаченный архив и запустить файл Shtirlitz.exe.
Работа с программой
Работа с программой также происходит очень просто. Сразу же после запуска файла Shtirlitz.exe на экране появится основное окно программы Штирлиц (рис.1).
Сверху расположено меню программы, чуть ниже типы кодировок (WIN, KOI, DOS и т.д.). Однако, скорее всего, Вам не придется выбирать нужную кодировку для текста. Просто скопируйте исходный текст ("каракули") в буфер обмена (Ctrl+C), а затем вставьте его в главное окно программы Штирлиц. Для этого можно воспользоваться пунктом меню Правка – Вставить или просто нажать Ctrl+V. После этого откроется окошко с уже перекодированным текстом (рис.2).
Теперь прочитать текст не составляет труда.
Если у вас остались какие-то вопросы, задайте их на нашем форуме.
Возможно, Вам будет интересно узнать, как поменять формат аудио и видео файлов. Об этом рассказано в статье Изменение формата графических/аудио/видео файлов. Программа "Format Factory".
Читайте также: