С кем из тмутараканских князей связывают утверждения христианской веры на краю русского мира
Первые колонии, в боль мень современном понимании, были у греков. еще тогда можно увидеть зачем они весь этот шлак делали.
1.НАСЕЛЕНИЕ. в метрополии обычно перенаселение и/или много неугодного, притесняемого население, заключенных. их нужно сбыть. и желательно подальше от центра, без права возвращения. тут если говорить о Европе в эпоху колониализма вспомним колонизацию Австралии, которую проводили большей частью заключенные, пуританские корабли с колонистами в Америке (пуритане притенялись в ВБ) и испанский сброд в новом свете, который реально был сбродом.
2. ТОРГОВЛЯ. если речь идет о эпохе колониализма это машина, то торговля это ее двигатель, колеса и руль. европейцем нужно было сырье, бесплатная рабочая сила, рынки сбыта, просто слабые государства с кучей золотых статуэток, порты где можно было восстановиться и пополнить провизию, новые продукты роскоши.
3. ВОЕННЫЕ. это актуально уже для более поздних колоний в 19-20 веке. тк колонии это территории страны далеко за ее пределами там можно вполне легально размешать военные базы и показывать другим, что у них член больше.
для Аскольда здесь нет ничего,
Олег - заключение первого известного договора с Византией( Г ) и Б(объединение сев и юж земель)
хотя учитывая что при объединении сев и юж земель Аскольда грохнули, может быть Б стоит отнести к нему, как никак поучавствовал.
Выбор веры у хазар
Историк Владимир Петрухин о соперничестве Хазарии с Византией, арабо-хазарских войнах и положении иудеев
В действительности же хазары были одним из небольших тюркоязычных народов и, видимо, подчинялись поначалу власти тюркского кагана, владыки огромной степной “кочевой” империи, зародившейся на просторах Центральной Азии. Благодаря своему строю, кочевники-тюрки были в состоянии быстро организовать огромную мобильную армию, в результате чего контролировали колоссальные территории, претендуя на дань, которую они брали как с Китая, так и с Ирана. Кроме того, каганат активно вмешивался в отношения между Ираном и Византией. В конце концов, дело дошло до того, что тюрки стали претендовать на контроль над Боспором. Вот в составе этой империи и развивались хазары, которые поначалу ничем не были знамениты.
Однако когда распалась Тюркская империя, хазары оказались свободными от своих обязательств в отношении к центральной власти. Кроме того, во главе хазар скорее всего встал предводитель из аристократического тюркского рода Ашина, из которого, по всей видимости, мог происходить и тюркский каган. Как мы знаем, каган — титул, который приравнивался в раннем Средневековье к императорскому, то есть это был правитель, который правил не одним племенным объединением и не одной страной, а многими народами. Вот этот самый каган и возглавил хазар в предгорьях и степях Дагестана.
Местоположение его орды было чрезвычайно выгодным. Рядом был проход в Закавказье с его богатейшими провинциями, степи и горные пастбища, где можно было спокойно пасти скот, что было немаловажным для кочевников. Наконец, неподалеку обитали народы, которые давно уже владели не только искусством земледелия, но и искусством строительства крепостей. В основном это были аланы, обитавшие на западе Северного Кавказа. Впоследствии хазары заключили с аланами прочный союз, сохранявшийся на протяжении почти всей истории Хазарского каганата. В общем, воспользовавшись своим положением, выгодным как экономически, так и географически, хазары продолжили ту экспансию, в которой они участвовали, будучи еще подданными тюркского кагана, и оказались в состоянии не только влиять на внутреннее положение дел в Закавказье, потеснив там Сасанидский Иран, но и опять-таки вмешиваться в постоянные распри Ирана и Византии. Одним из важнейших стратегических пунктов для каганата стало Северное Причерноморье.
В первой трети VII века эту территорию контролировала Болгарская Орда. Болгары были такими же кочевниками, как и хазары, об этом говорят даже их созвучные тюркские имена. Уже к середине VII века болгары были разгромлены, и часть орды во главе с Аспарухом по разрешению Византии переселилась на территорию нынешней Болгарии. Другая же часть ушла в междуречье Волги и Камы, где образовала Волжскую Булгарию, знаменитое раннесредневековое государство, просуществовавшее до XIII века и павшее под ударами войск Чингисхана. Но, тем не менее, большая часть болгар осталась на прежних кочевьях, влившись в состав победившего их народа. Так, в войнах, прошел VII век, в ходе которого хазарам удалось овладеть Боспором и даже угрожать Херсонесу. В результате этой экспансии и возник Хазарский каганат, и надо сказать, что каган действительно соответствовал этому имперскому титулу.
Тюркоязычные кочевники всегда были сильны тем, как и все кочевники, что они хорошо организованы, без этого невозможно заниматься кочевым скотоводством: у тебя угонят скот или просто его перебьют, и твой народ погибнет. Надо было иметь мощную военизированную культуру, чем славились кочевники, в том числе и хазары, которые поначалу воевали, пытались добыть мечом то, что не удавалось добыть трудом или наукой. Но в конце концов хазары оказались в сложном положении, ибо помимо Византии, с которой приходилось иметь дело в Причерноморье, в том же Крыму, — все это вечные горячие точки российской истории: Северный Кавказ, Крым, нынешняя Украина вплоть до Киева. Левобережная Украина входила в состав Хазарии, на правом берегу расселялись независимые от хазар славянские племена. Но, так или иначе, хазарам приходилось иметь дело с христианской Византией, приходилось договариваться, хотя и хотелось просто отнять то, что было в Крыму, что издревле, со времен Геродота, принадлежало грекам, основному населению Византии. Может быть, хазары бы и справились с этим, но всегда на одного такого агрессора во всемирной истории находится другой, посильнее.
Чтобы договориться с арабами, которые вели священную войну, нужно было принять их веру, иначе они бы не поняли, о чем вообще идет речь.
Язычник, если он не поклоняется единому богу, — а хазары были язычниками, поклонялись многим племенным богам — с ним нельзя договариваться, ведь он поклоняется бесам. Боги язычников считались бесами у всех носителей монотеистических религий. Так что пришлось кагану принять ислам — об этом сообщают арабские авторы, правда, поздние. И что там было — это одна из загадок нашей истории, да и всемирной истории тоже, потому что, как выяснилось через некоторое время, никакого ислама хазарский каган не принимал, а должен был дальше договариваться с арабами и византийцами-христианами о том, как он будет жить между двух огней, между довольно агрессивными, по-прежнему ведущими священную войну арабами и греками, которые не хотели делиться с хазарами своими причерноморскими владениями. Так что надо было заниматься тем, чем пришлось заниматься многим правителям нашей страны, — выбирать веру, с кем ты будешь.
Можно было, конечно, быть с арабами и даже воевать с греками на стороне арабов или же со своими же близкородственными тюрками, которые обретались в степях Северной Евразии. Но этого, конечно, кагану делать не хотелось, ему хотелось мира, договориться со всеми и получать выгоду ото всех.
Поэтому каган пошел на поразительный выбор веры, который до сих пор вызывает недоверие у историков, — он выбрал веру иудеев. Как только он заявил, что склоняется к вере иудеев, к нему прибыли посольства и от арабов-мусульман, и от греков-христиан, которые сказали, что он безумен, ибо иудеи повсюду гонимый народ, и сам он, если примет их веру, станет гонимым, почитаемым за раба, а не за равноправного правителя. Тогда каган пошел на хитрость — документы сохранили этот исторический анекдот. Сначала он вызвал муфтия, специалиста в области мусульманского канона, и спросил у него, объяснивши ему тет-а-тет, что он, конечно, склоняется к исламу, но все-таки какая вера более истинна: вера иудеев или вера христиан? Муфтий ответил, что, конечно же, вера иудеев более истинна, потому что сам Мухаммед — один из пророков, который продолжил пророчества иудейских ветхозаветных пророков. Тогда каган вызвал к себе христианина и спросил, какую веру тот считает более истинной, чтобы он мог спокойно принять христианство. Христианин сказал, что, конечно, более истинной он считает веру иудеев, но не веру мусульман, потому что мусульмане — враги Византии, Мухаммед, с точки зрения христиан, — лжепророк, так что, конечно, иудейская религия была лучше.
Спорящие, конкурирующие партии, таким образом, единодушно признали, что иудейская религия — лучший выбор. Каган сохранил свою приверженность иудаизму. Это было не случайно, иудеев признавали и христиане, и мусульмане как носителей Священного Писания и верящих в единого бога, они не были язычниками, они
Так что так история подтверждает справедливость древних исторических документов, которые вызывали сомнение у историков.
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН
Правда об арианстве на Руси. И почему у нас язычников прежде звали арианами?
Поговорим об арианстве. Арианство почитается одним из древнейших христианских учений (или, если угодно, — ересей), кое дожило по сути до наших дней.
И, кстати, сами они себя чаще всего поляками не считали, а полагали себя русскими, бежавшими из польских земель (в кои одно время входила изрядная часть земель будущей Беларуси и Украины). А бежали те ариане — сторонники воссоединения сих земель с Россией — от преследований католиков, униатов, также натравивших на них и крымских татар.
Потому арианские настроения в Среднем Поволжье были одно время сильны, что вызвало сопротивление церкви, выход поучений против ариан, а также т.н. хлыстов, староообрядцев и, кстати, язычников. В новых землях все противники ортодоксии "афанасьевской" (скорее даже не учения о Троице, объединяющего РПЦ и Папский престол, а практики преследований за инакомыслие, за коем стояли вполне материальные интересы), оказались близки, и оказывали друг другу посильную помощь, уходя в "христовщину", в общины-артели, что соблюдали древний духовный канон, часто смешанный с откровенно языческими обрядами.
Причём арианство оказалось настолько сильно, что проникло тогда и в саму церковь, ибо наиболее блестящие и образованные богословы России, церковные учёные, зачастую оказывались по происхождению польскими арианами, из разорённых аристократических родов, к тому же нередко бывшие ещё и Рюриковичами. Так причудливо у нас тасовалась тогда колода судеб.
Так что же это за учение такое — арианство?
Арианства много столетий с самого зарождения христианского учения, придерживались чуть не во всех королевствах Западной и Восточной Европы, за исключением епископств Рима и Византии.
На Западе Европы основателем арианства почитается египетский епископ и глава берберо-скифской общины Арий Александрийский, живший в IV веке. А в Восточной Европе, судя по всему, основателями почитались — князья-жрецы Арии (Яры), правители Древней Русколани (Руси Яровой). Само имя Арий, согласно славяно-ведической традиции, вполне говорит о том, что носитель его являлся потомственным царём-жрецом, это династийное имя. Так что утверждение, что арианство — суть вера арийская, — имеет место быть.
Суть же арианского учения — древнее и самого Ария Александрийского. В раннем христианстве Христос-Мессия не почитался равным Богу-Отцу (как в никейском символе веры). Так что поначалу никейское учение о Троице (о Триединстве Отца-Сына-Духа) многими в христианском мире воспринималось как нововведение, отступление от древних догматов, кое пришлось навязывать силой. Арий же, со временем, стал знаменем этой оппозиции.
Напомню, что ортодоксальное учение церкви следует из принятого на Никейском соборе 325 года «символа веры». Согласно ему, Бог Сын в христианской Троице единосущен Богу Отцу и третьей ипостаси Духу Святому. Тогда же отцами церкви был отвергнут, как еретический, арианский «символ веры», в коем утверждалось, что Христос, как Бог Сын, подобосущен (подобен) Богу Отцу.
В греческом языке отличие слов «единосущный» и «подобосущный» заключено только в одной букве, но на деле это различие фундаментальное, приведшее к глобальным последствиям для всей христианской цивилизации.
Впрочем, тут следует отметить, что учение о Троице-Триглаве уже имелось в языческих религиях. И суть сей древней распри вовсе не богословская: догматы использовались лишь как знамя разных партий, борющихся за власть и привилегии.
Напомню раннюю историю арианства. Пресвитер Арий, имя коего носит арианское учение, был проповедником и философом начала IV века. Он служил пресвитером в Бавкальской церкви в египетском городе Александрия, центре философов-гностиков. В Александрии Египетской, в том же веке, ещё сохранялся языческий культ Сераписа и Исиды, благодаря известному на весь свет храму Серапеуму, при коем
работала Александрийская библиотека с величащими книжными сокровищами Древнего мира. Пресвитера Ария любил народ, а епископ Александрийский Ахилл на смертном одре назвал его имя, как своего преемника.
Однако сила (военно-монашеская) в Египте уже была за его соперником Александром (а затем, по смерти Александра, власть перешла к Афанасию, прозванному Великим). И если Арий действовал словом, то параболаны (воины-монахи, часто бывшие солдаты, разбойники и проч.), подчинявшиеся Александру и затем Афанасию, действовали грубой силой. Так они и захватили епископский престол, а затем преследовали ариан, объявленных еретиками, убивая оных и захватывая их имущество. Также афанасьевцы разграбили библиотеку и храм Серапеум, разорили последние языческие храмы, синагоги и проч., развязав по сути религиозную войну. Часть сих "праведно" приобретённых богатств затем ушла в метрополию, в Константинополь, на подкуп чиновников, дабы императору Константину свершившееся было представлено в выгодном им свете.
Так тогда Арий и был отлучен от церкви, лишён сана пресвитера. Ему пришлось бежать в Никомедию в своему другу и последователю епископу Евсевию Никомедийскому. А после анти-арианского Никейского собора 325 года он был сослан далеко на север к варварам (готам, сарматам). И потому именно на Востоке, а также на севере Европы в те годы широко распространилось учение Ария.
Удаление Ария не способствовало миру в империи, на что надеялся император. Ведь Афанасий продолжал ту же политику насилия под религиозными лозунгами. Преследование инаковерующих, разорение их храмов, выливалось в масштабные столкновения. И тогда императору пришлось снова вмешаться, и на следующем Тирском соборе 336 года Арий и его последователи при поддержке имперской власти разгромили Афанасия. Сам Арий был призван ко двору, но. был отравлен и вскоре скончался.
Учение же его продолжало жить и далее, постепенно отходя на периферию, ибо модель "воинствующей церкви", кою выстроил Афанасий, оказалась исторически сильнее общин ариан, — философов и мистиков, заботящихся более о надмирном.
Арианство в Древней Руси.
Хотя учение Ария и было осуждено после Никейского и затем Константинопольского собора, у него и в следующие века сохранялось немало последователей по всей Европе в Азии, также и на Руси. И не смотря на последующие перелицовывание и подчистки старых документов — сохранились свидетельства о том, что первые князья Руси также были арианами.
Князь Бус Белояр, в своем странствии по Средиземноморью и Египту в 330-х г н.э., вполне очевидно был знаком с пресвитером Арием и есть основания полагать покровительствовал ему на Тирском соборе 336 года, куда прибыл лично (о чём мы ещё расскажем).
Затем арианами были и сам Рюрик, и Олег Вещий. Западные хронисты утверждают, что Рюрик принял крещение, и получил христианское имя — Георгий, ещё в 826 году на Рейне в городе Ингельгейме по воле франкского императора Людовика Благочестивого. А Олег Вещий был крещён норманнским (арианским) епископом на острове Сицилия во время похода на Ближний Восток и в Иерусалим (согласно преданиям об Одде Стреле). И даже известно его имя в крещении: Феодор. И это не мешало сим князьям быть признанными обретёнными богами, и участвовать в языческом культе. Для язычников той эпохи покровительство ещё одного бога не считалось предосудительным, к тому же ариане не отличались нетерпимостью и фанатизмом.
Более того есть все основания полагать, что и Владимир Святославич был арианином. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…» Подобосущен, а вовсе не единосущен, согласно никейскому символу веры. И далее также, в полном согласии с арианским учением, им утверждалось старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы.
А посему не удивительно, что и у его внучки Анны Ярославны, могло быть арианское воспитание, включающее в себя и постижение древней книжной мудрости ведического толка ("Велесова книга", "Ярилина книга", "Белая Крыница" и проч. ) Подробнее о сём см. в книге "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны".
Ариане имели немало адептов и сторонников в Европе и далее . Известно, арианином называл себя Исаак Ньютон (великий магистр "Приората Сиона" и хранитель тайны "Сангреал", согласно теории "Святая кровь— Святой Грааль").
Крупные арианские общины (подобные католическим орденам) существовали на территориях Запорожья и Речи Посполитой. В XVI веке архиепископ Кракова Якоб Горский (среди родственников коего были и мои предки по одной из линий), основывал арианские школы. Арианами были Коперник, коему оказывал покровительствовал Якоб Горский, и польские историки той эпохи Матей Меховский и Матей Стрыйковский, также писатель граф Потоцкий, уделявшие немало внимания славянскому наследию языческой эпохи.
Крупнейшими культурными центрами ариан начала ХVII века, в Польше были Пинчув и Ракув, где располагалась главная арианская типография, а также Раковская академия ( гимназия Bonarum Artium ), в которой обучалось более 1000 студентов. Полагают, что тогда до пятой части польской интеллигенции, чаще всего белорусы, были арианами.
Наша история: откуда христианство пришло на Русь?
Дохристианская Русь была страной языческой – русичи поклонялись многим богам, связанным с силами природы. Каждая область Руси имела своих верховных богов, что препятствовало объединению страны. Христианство стало той единой религией, которая изменила страну, ее правление и культуру.
Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда по велению князя Владимира I Святославовича, принявшего христианскую религию, совершались обряды массового крещения народа путем омовения в водах Днепра. Но первые христиане появились на Руси раньше: это были дружинники и посланники, побывавшие в Византии и принявшие там христианскую веру в форме православия. Первым официальным лицом Руси, обращенным в христианство, была киевская княгиня Ольга – Владимир приходился ей внуком. Ольга также приняла новую религию в Византии.
Почему именно из Византии христианская религия распространилась на Русь?
Византия была могущественным государством, возникшем после раскола Римской империи на Западную и Восточную Римские империи. В Западной части с центром в Риме установилось господство католической церкви, в Восточной с центром в Константинополе – православной. Близость Руси к славянским и центрально-европейским странам, которые приняли православную веру, помогла Владимиру определиться с выбором единой веры для своего народа.
Византийцы считали себя преемниками Римской империи и называли себя ромеями, официальным языком сначала был латинский , а затем греческий . Вот почему часто можно услышать, что христианскую веру русские приняли от греков.
Тмутараканское княжество
Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.
Тмутараканский камень, на котором князь Глеб отметил расстояние между важнейшими городами княжества — Тмутороканя и Корчева (Керчи)
Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий
История исследуемого города начинается с VI в до н.э., когда выходцы из Ионии, возглавляемые неким Гермоном, закладывают на этом месте поселение, вскоре превращающееся в большой город, которому дано было имя Гермонасса. Уникальность этого поселения оказалось в том, что жизнь в нем практически не прерывалась со времен основания до наших дней (с конца XV в -основание турецкого поселения Тамань до устройства одноименной станицы в XVIII в.).
В VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее Тюркский каганат дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.
Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.
В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г. в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.
Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде. Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.Рыбаковым.
В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.
В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.
Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.
Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.
В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.
В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.
Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.
В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.
Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.
Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани – на пороге стоял новый враг – татаро-монгольские завоеватели.
Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.
В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).
Под владение России город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.
Найдены дубликаты
Лига историков
8K поста 35.2K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения
Мой однокурсник копал там в начале 90-х. Я его спросил:
- Паша, а почему такое странное название?
- Не, знаю, наверное, тараканов там - тьма.
кстати слово тьма,темень означает не только светаотсутствие но и количество - именно те самые 10 тысяч.
у Блока вспомните в Скифах: мильены вас - нас тьмы и тьмы и тьмы.
выражение есть: народищуу - тьма тьмущая.
а у тюрок тумен - параллели прозрачные. согласные ТМН на тех же местах находятся что в тюркском, что в старорусском, что современном русском. просто в современном русском количественный смысл *по каким-то причинам* был утерян, или вытерт из употребления, и оставлен лишь характеристикой светлый\темный.
да, хороший сериал можно было сделать по этой теме, в духе ИП или Викингов)
Сериал в духе ИП или Викингов - это описание одного-двух поколений. То, что описано здесь, скорее похоже на сериал в духе Блэкэддера.
Смотрел недавно российский фильм "Скиф". Фильм, ИМХО, так себе, фэнтэзи, но действие там происходит во владениях тмутараканского князя.Скиф?! Посмотрел про него обзор у Гоблина, съэкономил деньги и время
Отличный фэнтези боевик, лучше Коловрата или Викинга
Живу на Кубани, что такое Тмутаракань знаю со школьных лет, но сука всегда это слово ассоциируется с ебучими тараканами.Но никак не с княжеством)
Читайте также: