Почему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей
Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:
Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.
Троицкие листки
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью
Свт. Иоанн Златоуст
И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину
См. Толкование на Мф. 19:4
Свт. Григорий Богослов
И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину
«И будут два, – сказано, – одной плотью», а единая плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? «Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ) . Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены. «Жена, – говорит он, – да убоится мужа своего», потому что боится и Христа, но и «муж да любит свою жену», потому что и Христос любит Церковь. Вникнем в слова эти с большим тщанием. «Сбивание молока производит масло» ( Притч.30:33 ) , исследуй, и, может быть, найдешь в них нечто более питательное. Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и этот предел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. Хотя Закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейкой, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейку отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны, или, лучше сказать, будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена приукрасилась или подкрасилась, – сотри; или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудрь; или смех неблагопристойный, – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в расходах и в питье – ограничь; или неблаговременные выходы из дома, – положи преграду; или рассеянный взор, – исправь, но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности, отлучающий или отлучаемый. «Источники твои», сказано, «пусть будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою; любезной ланью и прекрасной серной услаждайся постоянно» ( Притч.5:17–19 ) . Итак, не будь рекой чуждой и не старайся нравиться другим больше, нежели жене своей. А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель.
«Кого Бог сочетал» — прот. Александр Ранне
В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». Почему именно муж должен прилепиться к жене, и что означает «будут двое одной плотью»? Как правильно понять высказывание: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»? О непонятных местах Священного Писания, которые уже стали известными фразеологизмами, в телепрограмме «Слово» – доцент Санкт-Петербургской Духовной академии, преподаватель нравственного богословия протоиерей Александр Ранне.
– Здравствуйте, дорогие телезрители, в эфире программа «Слово». В наших прошлых передачах мы говорили о Таинстве и значении брака, о том, на какие качества необходимо обращать внимание при выборе своей второй половинки, как уберечь брак и какие ключевые моменты должны учитывать супруги, чтобы долгие годы быть вместе. Сегодня мы попытаемся разобрать некоторые места Священного Писания, которые вроде уже стали фразеологизмами, но до конца все равно нам непонятны. В гостях у нас доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаватель нравственного богословия, протоиерей Александр Ранне.
Здравствуйте, отец Александр!
– В Евангелии от Матфея сказано: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут двое одною плотью» ( Мф.19:5 ). Почему именно муж прилепится к жене? И второй вопрос: что означает «и будут двое одной плотью»?
– Это очень интересный вопрос. Я его действительно очень люблю, потому что мне очень нравится всегда размышлять над первыми двумя-тремя главами Книги Бытия. Книга Бытие – это первая книга Библии, написана очень давно, еще в Ветхом Завете, до времён Иисуса Христа в рамках иудейской культуры.
Первый рассказ о творении мира заканчивается как раз творением человека, и там сказано, что Бог «сотворил человека по образу Своему, мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). И вот то, что здесь говорит о том, что и мужчина и женщина сотворены по образу Божию, означает равенство мужчины и женщины перед Богом, или по-другому можно сказать, что и мужчина, и женщина – это человек. Нам кажется – ну это естественно, на самом деле, правда? Но в то время, в те далекие времена это было откровением на самом деле, потому что женщина занимала совсем другое положение в обществе: положение, которое было глубоко подчиненным, а иногда совсем бесправным.
Но кроме того, ведь существует и второй рассказ о творении человека, в котором говорится, что человек из вот этой пыли земной был создан Богом, а потом Бог вдунул в него дыхание жизни, и «стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). И этот человек поставлен в прекрасном саде: рай – это ведь сад, в котором он живет, в котором он дает всему, что он встречает, имена. И опять же мы должны помнить, что имя имеет чрезвычайно важное значение в древней культуре. Потому что дать имя – значит познать, а познать – значит подставить под свою власть.
И потом уже следует рассказ о том, как сотворена женщина – тоже чрезвычайно интересно. Здесь говорится о том, что женщина создана из ребра мужчины, как мы с вами знаем. В Таинстве Венчания это часто повторяется, но никто не понимает, на самом деле, что это означает. А суть этого рассказа в том, что навел Господь Бог на человека крепкий сон или, может быть, в греческом зыке – это сон, который как бы выводит человека из самого себя, сон экстаза – такое слово здесь употреблено. Потому Бог это делает, что ведь для человека не нашлось существа в мире, соответственного ему. Ему нужен помощник. И вот из ребра – почему, собственно, из ребра? Потому что на древних языках слово «цéла» близко к слову «жизнь». Вот из жизни Адама-человека творится жизнь женщины. И когда мужчина, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, своего помощника, он говорит: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это есть ничто иное как объяснение в любви, он говорит: Господи, она прекрасна, спасибо Тебе, она мне очень нужна на самом деле!
И вот после этого и следует вот это выражение «оставит человек отца и мать свою (это как бы уже пророчество о будущем) и прилепится к жене своей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно существо. Когда люди долго живут вместе – бабушка и дедушка, скажем, прожили лет 50–60, если приглядеться к ним, они уже похожи становятся друг на друга, потому что они одинаково мыслят, у них одинаковые традиции в семье, они одинаково примерно реагируют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.
Конечно, не надо забывать о том, что здесь речь идет и о продолжении потомства, и о том механизме, который вложил Господь в это живое существо, хотя об этом уже говорится в другом рассказе. Потому что обратите внимание: вот здесь Адам так восторженно встречается свою супругу – кстати говоря, он здесь называет ее не каким-то определенным именем, то есть не ставит ее под свою власть, а здесь употреблено название «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней равного себе. Это, собственно говоря, и есть любовь. А вот потом, после грехопадения, когда они решают строить свою жизнь вдалеке от Бога (а мы ведь помним, что Бог есть любовь, – значит вдалеке от любви), когда они собираются строить свою жизнь на собственном «я», их отношения и распадаются. И когда Бог спрашивает человека: «А не вкушал ли ты от древа познания добра и зла, которое Я запретил вам» – он говорит: «Извини, но это жена, которую Ты мне дал, искушала меня в этом». То есть он даже не жену обвиняет. Он говорит: у меня плохая жена, но Ты ведь ее дал, значит, Ты плох. Вот это и есть этот распад, разлом в отношениях человека и Бога, в отношениях мужчины и женщины.
И только после этого Адам дает имя своей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», потому что она стала матерью всех живущих на земле. «Ева» в переводе на русский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы помним, – поставить под свою власть. Вот в этом мы и видим неравенство мужчины и женщины. А поэтому, если мы говорим о том, как же эту гармонию восстановить, то другого пути кроме как научиться друг друга любить у людей нет. И никакие социальные привилегии тут не помогут.
– Отец Александр, дальше в Евангелии говорится о том, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ) – объясните, пожалуйста, это высказывание.
– Когда в Евангелии фарисеи подходят к Иисусу Христу и спрашивают у Него, дозволительно ли давать жене разводное письмо, то Христос и отвечает им: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ведь зачем Бог сочетал – для того, чтобы человек научился любви и научился верности в любви. Бог хочет, чтобы человек стал достойным вечности, а для этого человек должен научиться любить. Тут все очень просто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог подарил человеку? Ведь женщина – это подарок мужчине, его помощница, на самом деле. Поэтому мы здесь встречаемся с этим выражением (а ведь Иисус Христос на самом деле цитирует Священное Писание Ветхого Завета), Он как бы говорит не от Своего лица, Он прекрасно знает эти тексты, потому что с детства, как было положено, изучал их в синагоге, скажем, в Назарете, куда Он по совершении тридцати лет, когда исполнялось совершеннолетие, пришел, взял тексты Священного Писания и имел право их интерпретировать. Поэтому всегда Его проверяли: Ты говоришь, что Ты учитель, но вот скажи нам: а как надо учить? И когда Он отвечает на этот вопрос, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, Ему сразу говорят: а как же Моисей-то, наш вождь, который вывел нас из рабства египетского, он же разрешил давать разводное письмо. И они считали, что в этом они уловляют Христа. Потому что Моисей – это не просто законодатель, он дает людям, своему народу, богооткровенный закон.
И здесь мы вступаем в чрезвычайно важную историю, потому что Христос отвечает: «Моисей по жестокосердию вашему разрешил давать разводное письмо, а раньше не было так». Почему это так важно – потому что в данном случае Христос говорит, что даже в этом богооткровенном законе Моисея не все абсолютно идеально. Потому что Моисей приспосабливал закон к уровню нравственной культуры еврейского народа, а она была чрезвычайно низка.
Всякий закон не может требовать от человека моментальной святости. Человек должен к этой святости быть подготовлен, в этом всё дело.
– В дореволюционной России обручение совершалось за месяцы, а то и за годы до Таинства брака. Сейчас все происходит в один день. Получается, что обручение превратилось в такую формальность?
– Не совсем в формальность. Надо вспомнить каким образом браки совершались в древней России. Прежде всего родители договаривались о том, кто будет мужем или женой их ребенка. И скажем, уже семилетний, а то и пятилетний ребенок уже имел себе, так сказать, ему предначертанную супругу. И очень часто по исполнении 10–12 лет ребенка отдавали в другую семью для того, чтобы он там вместе со своей будущей женой рос. Это не значит, что они тут же, так сказать, ложились в кровать, они вместе росли в этом быте, в традициях вот этой семьи. И семью подбирали по близости традиций. Потому что, знаете, когда один человек привык носки грязные разбрасывать по квартире, а другой человек привык к аккуратной жизни, им очень трудно друг друга понять, когда они начинают жить вместе, и это русские люди очень хорошо понимали. Это надо иметь в виду.
А с другой стороны, вот какое значение имеет обряд обручения: оно имеет глубочайшее значение. Когда кольцо надевают человеку на палец, ведь это не просто окольцевание какое-то. В древней книге «Песнь Песней» есть такие замечательные слова: «положи меня как печать на сердце свое» ( Песн.8:6 ). Что они означали: у человека всегда было кольцо на руке с печатью, и эту печать он ставил на всё, что ему принадлежало. Вот эти люди, которым надевают кольца во время таинства или обряда – они как бы отпечатываются на сердце друг друга. Поэтому надо вспомнить другое выражение из той же книги «Песнь Песней»: «как смерть, сильна любовь» ( Песн.8:6 ) – это очень важно.
– Отец Александр, из чина венчания следует, что муж и жена будут друг с другом и в вечности. А если один из супругов умирает, а другой снова вступает в ещё один венчанный брак, то с кем он будет в вечности?
– В нашей жизни мы все как бы разбросаны по отдельным квартиркам. И в принципе, даже сама по себе семья – это нечто изолированное. Но Царство Божие – это не изолированная структурка, там не по квартирам живут, там все объединены одной любовью Бога во Христе, понимаете? Там изоляции никакой нет, потому что все друг друга равным образом любят, а никаких животных отношений там предположить, как мы понимаем, нельзя.
– Спасибо, отец Александр, за сегодняшнего беседу. Действительно, нам есть над чем поразмыслить, спасибо Вам.
– Спасибо Вам, Катя!
– Дорогие телезрители, у святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: «муж и жена подобны руке и глазам: когда руке больно, глаза плачут; а когда глаза плачут, руки вытирают слезы». Берегите свои семьи, до новых встреч.
Ориген
Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает
Поскольку апостол относит ко Христу и Церкви слова: и будут два одною плотью, следует сказать, что Христос развелся с прежней своей женой (то есть прежней синагогой) не по иной причине (ибо соблюдал [слова]: что Бог сочетал, того человек да не разлучает) как по той, что та жена вела блудную жизнь, прелюбодействуя с грешником, вместе с ним злоумышляя против Мужа и убив Его словами: Истреби от земли такого! ( Деян. 22:22 ) и Распни, распни Его ( Лк. 23:21 ) . Итак, скорее она сама отступилась, чем муж развелся и отослал ее. Поэтому, упрекая ее в том, что она Его оставила, Господь говорит у Исайи: Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? ( Ис. 50:1 ) .
Прп. Иустин (Попович)
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью
См. Толкование на Мф. 19:3
Евфимий Зигабен
И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину
Показав из самого образа творения, что нельзя разводиться, доказывает это и на основании повеления Божия. Нужно заметить, что в книге Бытия настоящие слова, кажется, принадлежат Адаму, пророчествующему о жене; но Христос здесь показывает, что это была заповедь Божия, а не пророчество Адама, как кажется (Ничто, однако, не препятствует, чтобы это изречение было и пророчеством Адама, внушенным ему от Бога, и заповедью Божиею, изреченною чрез Адама. Может быть, и Адам сказал по внушению Божию, и сказал Бог, говоривший чрез Адама). Итак, Христос говорит, что Творец сказал: Сего ради, т.е. ради того, что жена сотворена из ребра мужа (об этом написано пред сей заповедью), оставит человек отца (своего) и матерь и т. д., и будета оба соединены в плоть едину, т.е. в одно тело по причине единства связи, или соединяющей связи. Так как Бог повелел им быть одним телом, то, значит, разводиться непозволительно.
Блж. Феофилакт Болгарский
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью
См. Толкование на Мф. 19:3
«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей". Чудотворец Николай, проси Господа о скором моем замужестве!
Знаете ли вы, друзья, что в православии развод запрещен самим Господом? И что союз мужа и жены по православным канонам – это вечный союз между мужчиной и женщиной, который нельзя ни разрушить, ни расторгнуть ни по каким причинам?
«И будут два одной плотью»
В Евангелии от Матфея сказано, что Бог создал одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой. Мужчину Он создал для женщины, а женщину - для мужчины. Создав таким образом человека, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19.5). И там же в Евангелии есть вывод Христа: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Понимать его следует только так: нельзя расторгать то, что сочетал Бог. А если человек на это идет, то это ничто иное, как прямое нарушение одной из важнейших заповедей Господа.
Жене не разводиться с мужем, а мужу – с женой
Очень понятно и конкретно об этом говорится в первом Послании к Коринфянам (1 Кор. 7-10-18): «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».
А вот что сказано в том же послании о разводе: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится».
Доверьте свою личную жизнь Чудотворцу!
И пусть в Священном писании нет рецептов, как найти свое счастье и свою судьбу, мы знаем, что выход и тут есть. Это обращение к нашим святым, являющихся помощниками Господа.
Евангелие по Матфею 19:5
Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает
Бог сочетал, сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, - Бог, который и соединил, - тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их ( 1Кор. 7:29 ) .
Лопухин А.П.
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью
( Мк. 10:7 ) . Речь изложенная у Матфея, служит продолжением предыдущей. Христос пока оставляет без ответа заковыристый вопрос фарисеев, который они на самом деле хотели предложить, а именно, может ли человек, после развода с своею первой женой, брать себе другую, и рассуждает только исключительно в пределах предложенного вопроса, как такового. Человек не должен оставлять женщины, потому что, по данному Богом закону, не может оставаться одиноким и жить в безбрачном состоянии. Чтобы не быть одиноким и безбрачным, он оставляет даже самых близких ему людей, своего отца и мать. Цитата заимствована из Быт. 2:24 , где слова эти приписываются не Богу, а Адаму.
Читайте также: