Осетинский головной убор женский своими руками
Ранее мы уже говорили о традиционных осетинских костюмах, а сегодня решили провести краткий исторический экскурс и более подробно остановиться на женских головных уборах, которые для осетинок играли не только роль аксессуара, но были важным предметом одежды, способным многое рассказать об обладательнице – от возраста до социального статуса.
В склепах периода позднего средневековья найден головной убор осетинки из матерчатого жгута, к которому прикреплен колпак на тонкой подкладке, с выступающей частью спереди и завязками сзади, где он постепенно сужается. Головной убор не очень хорошо сохранился, но по нему удалось определить, что это традиционный осетинский головной убор богътак, описанный Клапротом.
В XVIII - XIX веках молодые девушки традиционно носили круглые шапочки из грубого холста белого или серого цветов, реже – разноцветные, похожие на мужские. Форма девичьего головного убора изменилась к конку XIX века – например, праздничный и свадебный костюм молодой девушки, у которой еще нет детей, отличала шапка в форме усеченного конуса с плоским дном, обтянутая красным бархатом и расшитая серебряными или золотыми нитями и галуном. А замужние женщины в XVIII-XIX веках должны были носить головной убор с валиком, который закрывал волосы.
Поверх головного убора принято было носить домотканый платок, который замужние женщины завязывали на затылке, прикрывая волосы, а пожилые, прикрыв волосы, завязывали узел выше лба. При выходе на улицу поверх тонкого нижнего платка надевали теплый шерстяной платок – традиция, хранившаяся вплоть до XX века. В этот период появилась новая традиция, связанная с ношением платков – на свадьбу невеста надевала платок с орнаментом и длинными кистями, связанный из крученых шелковых ниток. В моду также вошли платки фабричного производства из разных тканей и разных расцветок, которые могли себе позволить только состоятельные осетинки.
В 30-х годах в моду также вошли белые шелковые платки с кистями и шали с бахромой фабричного производства. Лишь в 60-х годах доступность и массовое производство позволили осетинкам всех социальных слоев разнообразить гардероб шалями, косынками и прочими головными уборами.
У мужчин в костюм входили папаха и черкеска. Доминировал бордовый цвет с золотой вышивкой на поверхности.
Зимой в качестве верхней одежды выступала бурка-плащ без рукавов чёрного, бурого или же белого цвета, который делают из войлока.
История осетинского костюма
Черкеску, которую носили мужчины, производили из сукна многих цветов: белый, бурый, чёрный, серый, красный. Особенную ценность имело сукно козьего пуха в горах, а в некоторых поселениях – шерсть верблюдов.
В качестве аксессуара к черкеске выступал кинжал, расположенный справа на поясе, пояс, который был украшен серебром, а также наганом – револьвером.
Шуба, как и бурка, являлась частью осетинской моды. Её носили осетины в холодное время года как верхнюю одежду.
Особенности национального осетинского костюма
В начале ХХ века костюм женщин модернизировался, но остались народные традиции. Теперь платье имело прямую осанку, на бёдра привязывался передник с различными аксессуарами. А если платье имело узкие рукава, к кисти девушек привязывались нарукавники, сшитые из бархата тёмно-красного цвета, поверх которого нашивались золотые нитки.
Неотделимой частью женского наряда являлась бархатистая до пола тюбетейка с картонным каркасом кругловатой формы, которую расшивали галуном золотого или серебряного цвета.
Свадебные костюмы
Свадьба в Осетии имела массу отличий от русской свадьбы. В Осетии молодая невеста обязана стоять скромно с опущенными в пол глазами. Красавицу заводят в небольшую комнату, где она стоит в углу, а жених в это время пьёт с гостями и своими друзьями. Бывало и так, что жених всю свадьбу прячется в соседнем доме, а родня постарше всю свадьбу гуляют без молодожёнов.
Наряд у невесты очень красивый, но тяжёлый. Весь день в таком стоять было очень сложно, однако многие из девушек всё-таки согласны на такой шаг. Кафтанчик дамы носили с момента брачного возраста. Если бюджет позволял, его шили из дорогих материалов наподобие атласа и бархата.
Часто свадебное платье невесты шили мастера, и использовали для этого шелковистые ткани светлых цветов: белый, серый, жёлтый, голубой. Спустя время некие части свадебного платья потеряют свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остаётся неотъемлемым правилом.
Неотъемлемой частью наряда значились нагрудные застёжки. В наши дни они также играют лишь роль декора.
На рубаху надевался корсет, шьющийся из кожи и нескольких слоёв шёлка. Завязывали его шнурками из тесьмы – узкой полоски из ткани. Чтобы развязать такой узелок, запрещалось использование острых предметов, например, кинжала.
Если корсет рвали или резали, для мужчины это было позором. Если же в брачную ночь жених не мог развязать узелки, трогать молодую невесту он не имел права.
В XXI веке невесты сами думают, что выбрать: традиционный свадебный наряд или же современное свадебное платье. И всё же, многие молодые женщины останавливаются на традиционном варианте, история которого уже более ста лет. И их выбор оправдан, ведь шикарное платье с олицетворением солнца, изобилия, богатой жизни служит для них оберегом.
Головные уборы
В начале XIX века головные уборы в Осетии были довольно разнообразными как со стороны материалов, так и по форме. В качестве материала для мужских шапок выбирали ткань, которую сочетали с мехом и войлоком. Основным видом шапок считались шапки в виде низких колпачков, которые шили из нескольких клиньев. Другие имели вид небольшой круглой шапки. Чаще всего их делали светлых цветов.
Осетины имели особое отношение к головным уборам. По традиции все полноправные члены общины обязательно носили головной убор, так как этот предмет не только защищал народ от холодов и осадков, но и считался оберегом во многих общинах.
Обувь
Обувь у жителей Осетии различалась как материалом, так и назначением, но обувь мужчин мало отличалась от женской. Женщины использовали то же самое, что и мужчины.
Как и горные жители Северного Кавказа, для повседневной ходьбы использовали обувь из сыромятной кожи, изготавливаемую женщинами. А мужчины участвовали лишь там, где требовалась физическая сила, например, приготовление кожи для шитья ремней. Чтобы сделать качественную обувь, за основу брали кожу лошадей и крупного рогатого скота.
Такая обувь имела три вида:
- Первый тип — обувь со сплетённой из ремешков подошвой. Эта обувь считалась самой удобной для ходьбы в горах. Её носили горные пастухи и охотники. Делали такую обувь из шкур домашних животных.
- Далее идут чувяки – мягкие туфли на каблуках. Такие изготавливали из кожи крупного рогатого скота, и носили эту обувь в холодное время года мужчины и женщины.
- И третьи были похожи на чувяки. Назывались они къогъодзи, в них ходили мужчины. А распространена она среди южных жителей Осетии и нескольких народов Северного Кавказа.
Жители Осетии горды собственной традиционной одеждой. Их наряд, несмотря на свои яркие цвета, имеет сдержанный фасон и крой, потому что осетины не приветствуют даже малейшие проявления вульгарности.
Залина Даурова плавно кладет на ладонь прозрачную нить, подхватывает ее спицей с раздвоенными концами и выводит воздушную петлю. Умение плести традиционные осетинские платки из шелка она передала уже десяткам учениц.
С гор — к шелку
Фото: Анна Кабисова
Залина Даурова с ученицей
Невесомый кружевной головной убор по-осетински называется цыллае каелмаерзаен. Он сплетен филейной, или сетчатой, вязкой и расшит национальными орнаментами.
Филейное плетение из шелка, рассказывает Залина, расцвело в Осетии в конце XVIII — начале XIX века. После вхождения в состав Российской империи осетины возвращались на покинутые ранее из-за набегов завоевателей равнины, где росли тутовые деревья. Смекалистые женщины стали массово разводить гусениц шелкопряда.
— Так осетинки ввели шелковый платок в костюм горянки, — утверждает Залина.
О шелковых платках Залина услышала от своей бабушки — Веры Дзудцовой, которая родилась в конце XIX века в купеческой семье.
Искусство шитья, в том числе золотого, было широко распространено среди осетинок, но до переселения с гор на равнину они занимались шерстью, из нее делали и платки. Девушка вообще должна была быть рукодельницей: обрабатывать шерсть, шить верхнюю одежду, вышивать.
— Если девушка была рукастая, усидчивая и терпеливая, это считалось похвальным. Бабушка говорила, что у девушки, которая не владеет иглой, деревянные руки. Несколько девушек за один вечер могли вручную сшить черкески будущим родственникам — братьям жениха. Швы были настолько мелкие, что от машинного шва не отличить. Смотрела на такие работы в Национальном музее Северной Осетии, где я работала, перехватывает дыхание! — отзывается мастерица.
Фото: Рудольф Дик/ТАСС
Волшебная сетка
Залина Даурова, переводчик по образованию, увлеклась рукоделием в молодости. Тончайшие шелковые платки носили ее мама и бабушки, но настоящие произведения искусства Залина увидела на свекрови.
— Ее звали Нина Бибиовна Гиоева, она работала главным хранителем фондов Национального музея и познакомила меня с мастерицами — сестрами Цаллаговыми, те дали мне инструменты для плетения, обучили.
— Я начала учить и подростков, и бабушек. Молодежь активно занялась этим ремеслом. Мои бывшие ученицы уже сами обучают новых девушек, подают проекты на гранты и выигрывают их.
Всем известные рога для вина делаются вручную — для этого мастера их шлифуют, украшают металлом и даже варят. В Северной Осетии таких умельцев осталось лишь несколько человек
— Таких узлов для платка нужно набрать 250−300, — объясняет она. — Плетем ряд за рядом, создаем основу — сетку, она натягивается на рамку, и потом платок расшивается.
— Но я своих учениц обучаю не только плетению. Готовый платок нужно отпарить. Особенно края, они бывают запутанные. Делается это так.
Залина берет длинную стальную спицу, нанизывает на нее каждую петельку из каймы платка. Такие же манипуляции она производит и с другими краями полотна.
— Платок должен быть влажным. Натягиваем его со всех сторон на спицы, чтобы клетки обрели правильную форму — форму квадрата. После плетения они бывают в виде ромба, поэтому их надо вытянуть и высушить утюгом.
После того как основа платка готова, ее расшивают узорами и орнаментами. Обычно традиционными осетинскими — с тонкими очертаниями и некрупными формами. Но мастерица уже и сама создает композиции.
— Традиционные орнаменты, они однообразные. Я рисунок никогда не повторяю. Мне скучно.
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Рождение шелковой нити
На платок тратится от 100 до 200 граммов нити: из килограмма можно сплести пять платков. Стоимость готового изделия колеблется от 25 до 50 тысяч рублей. На цену влияет качество нити, размер платка и клетки и, конечно, орнамент. Современные рукодельницы покупают шелковые нитки в интернете. Залина Даурова и ее ученицы используют китайские, индийские и японские. Китайские нити стоят около 7 тысяч рублей за килограмм, японские — 16 тысяч.
Раньше шелковую нить для платков осетинки получали сами, выращивая тутового шелкопряда. Сейчас этого не делают: слишком сложно.
— Я помню, как еще в 1960-е годы мои соседи в селе Гизель разводили шелковичных гусениц. Откуда-то в спичечных коробках привозили личинки, они были похожи на манную крупу. Затем в теплом месте, на верандах или на чердаках, расстилали листья тутовника и рассыпали на них личинки.
Из личинок вылуплялись крохотные гусеницы. За три недели, поедая листья тутовника, они вырастали размером с большой палец и начинали вырабатывать клейкую жидкость. Обматывая себя тонкой нитью, гусеница в три раза уменьшалась в размерах и превращалась в куколку внутри кокона. Если дать кокону дальше развиваться, то он превратится в бабочку. Но мастерицы прошлого собирали коконы и бросали их в горячую воду, чтобы умертвить куколку. От тепла коконы раскрывались, и на поверхности воды распускались волокна. Их доставали длинной палочкой и наматывали на деревянный челнок.
После волокна высушивали, но для рукоделия они еще не годилась: были жесткими, как солома. Поэтому сначала их тщательно промывали и кипятили в щелочном растворе, чтобы стали мягкими. Затем кремовое волокно надо было спрясть в нить: сложить в несколько раз и скрутить, а затем повторить процесс. Только после этих трудоемких процедур нитка готова к работе.
Магия ромбов и древняя богиня
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
Фото: Анна Кабисова
— Моя бабушка и более старшее поколение осетинок, когда украшали орнаментом одежду и платки, вряд ли задумывались над значением того или иного узора. Потому что они делали то, что переняли от своих бабушек. Так положено, и все, — говорит Даурова.
Но на самом деле в старину орнаменты имели особое, магическое значение.
Растительный орнамент — это символ жизни, поэтому характерен для женского костюма многих народов. Но главный женский символ осетинок — это змееногая крылатая богиня Апи. Она символизирует единство трех сфер: воды, земли и неба. Образ пришел из скифского эпоса. На шелковых платках часто встречаются символы богини.
— Наиболее распространенный рисунок — это комбинированный орнамент. Фигура Апи представлена в виде треугольника или ромба, соединенного с растительным узором — бутоном или листьями, — объясняет Залина. — Образ богини часто стилизован в виде полукруга, распустившегося цветка: лепестки и листья обязательно устремлены вверх, к небу — в божественную сферу, а стебель цветка расшит треугольниками или ромбами, он завершает образ змееногой покровительницы. Целиком фигуру Апи на платке передать нельзя, потому что на основе платка — сетке — невозможно вышить круг или полукруглый солярный символ. Более полную форму можно рассмотреть на праздничной одежде осетинок.
Филейное плетение — это сетка, так что платки осетинки украшали ромбами, изломанными линиями, крестиками, квадратами.
— Ромб в верованиях осетин означает плодородие — но не только урожай злаков и плодов. Он ассоциируется с деторождением, стабильностью и богатством. До сих пор осетины фасады домов декорируют ромбами, выстраивая их из белого кирпича, — отмечает мастерица.
Квадрат означает четыре части света и четыре времени года. Треугольник символизирует священное для осетин число три. Три круглых пирога означают в культуре осетин Бога — бесконечную Вселенную, солнце как вечный источник жизни и землю.
Комбинации разных фигур — это магический оберег. Например, квадрат и три треугольника защищают владельца в любой точке мира и в любое время года. Если вы увидите на платке осетинки квадрат и один треугольник, знайте, что квадрат обеспечивает владелице стабильность в жизни, а треугольник защищает от нечистой силы и привлекает удачу.
— Вот посмотрите, это великолепно сохранившийся платок моей свекрови, сплетен примерно в конце XIX — начале ХХ века, — Залина расстилает двухметровую квадратную шаль жемчужного оттенка. — Здесь присутствуют ромбы разной формы. Их главное предназначение — приумножение рода, семьи. Встречаются производные от круга — кресты, они выполняют на женском платке роль солярных символов.
Залина разворачивает платок противоположной стороной и показывает другие узоры: листики в виде ромба и гексаграмму — звезду Давида, универсальный знак, который встречается у многих народов и который легко вшить в клетку.
О чем расскажет платок
Осетинки за работой. Открытка начала XX века
Осетинку в старину невозможно было представить без головного убора — платка или косынки. Считалось, что волосы подвержены влиянию нечистой силы, через них передается сглаз и порча. Платок — элемент не только земной, бытовой, он являлся олицетворением сакральной, надземной жизни.
— Когда я вышла замуж, была еще жива мама моей свекрови, и она мне сделала замечание, потому что я повязала косынку, но прядь волос не убрала. Я, как молодая невеста, завязывала ее кокетливо, но она меня предупредила, что волосы должны быть полностью спрятаны косынкой, чтобы меня не сглазили, — воспоминает Залина.
Шелковый платок был предметом роскоши, но носить его могли и дворянки, и крестьянки.
— Осетинское общество было демократичным, и в Осетии с особым почетом относились к женщине, поэтому запретительные меры, которые существовали в отношении мужчин из разных сословий, на женщин не распространялись. Например, черкеску белого цвета могли себе позволить только дворяне, но никто не мог запретить девушке из небогатой семьи надеть шелковый платок, если она сумела его сплести.
Статус могло выдать лишь богатство убранства: чем мельче клетка и больше рисунков, тем платок дороже. Однако орнамент на платке не был регламентирован сословным положением. Влиял на количество вышивки только возраст: чем старше женщина, тем меньше орнамента. Женщины в трауре надевали черные или коричневые платки, допускался небогатый орнамент. Форма платка — треугольная или прямоугольная — не играла никакой роли. Лишь в свадебной обрядности на невесту надевали сразу два прямоугольных платка: одним покрывали голову и лицо, вторым накрывали шапочку невесты, а концы платка спускали вниз на плечи. Таким образом удваивался символ квадрата — двойная защита.
С 1960−1970 годов невесты стали заменять платки фабричной фатой круглой или овальной формы. Но современные невесты вновь заказывают квадратные шелковые платки — и обязательно с инициалами. Есть спрос и есть умелицы, поэтому старое искусство не будет потеряно, считает Залина.
Тамерлан, 25 лет, жених
Отправляешь ее в торговый центр, потом едешь туда со своими ребятами, с собой берешь бурку. Кто-то ее отвлекает, и в это время ты или твой друг подбегаете к ней сзади, накидываете бурку и уносите.
Сейчас уже воруют по договоренности. Никто не посмеет красть невесту, с которой он даже не общался. Ну что это такое — я взял и украл девушку, которая меня не любит? Ее же сразу заберут. А раньше такого не было — они все оставались. Стыдно было уходить.
Когда воровали чью-то сестру, потом на этой почве чуть ли не фамилиями воевали — как посмели? Раньше, когда осетины жили в горах, было так: понравилась девушка — какие свидания? Взял и украл ее просто! А любовь со временем приходила, наверное.
У осетинских будущих супругов все начинается со сватовства. Со стороны жениха в дом невесты отправляют несколько мужчин, чтобы попросить ее в жены своему родственнику. Но при первой встрече соглашаться не принято. Сватов засылают трижды, и только с третьего раза назначают день сговора. Сторона невесты может и отклонить предложение сватов, но сделать это нужно деликатно и обходительно, чтобы не обидеть гостей и семью жениха.
Во время сговора стороны обсуждают подробности предстоящей свадьбы, договариваются о дате и количестве приглашенных. После этого начинается традиционное застолье. По окончании сговора принято передавать определенную сумму денег в дом невесты.
После сговора бывает тайный визит — за неделю до свадьбы, в ночь на воскресенье. Жених вместе с шаферами, друзьями и родственниками приезжает к невесте и привозит подарки: обручальное кольцо, платье, которое невеста наденет в день свадьбы, нижнее белье, туфли, духи и золото для будущей тещи. А шаферы после этого становятся назваными братьями невесты, на протяжении всей жизни они должны защищать ее и помогать ей.
Старший шафер — его называют кухылхацаг — главное действующее лицо на свадьбе. От его организованности зависит все: какой будет порядок на свадьбе, когда делегация поедет за невестой, как примут гостей
После того как молодые обменялись кольцами, начинается застолье, по окончании которого жених с шаферами заходят в дом к старшим женщинам. Мать и бабушка невесты подают им бокалы с осетинским пивом. Когда бокалы пустеют, они возвращают их, положив внутрь деньги — сколько посчитают нужным.
С утра в день свадьбы за невестой отправляется кортеж, ее забирают и везут к жениху. Прибывших должны встретить старшие, а молодые тем временем выносят три пирога и осетинское пиво. Глава семьи говорит тост, обращаясь к богу с пожеланиями для молодых. После этого гостей приглашают в дом или в ресторан. После снятия фаты невеста угощает пожилых женщин медом, а свекровь и другие родственницы желают молодоженам, чтобы они были так же сладки друг другу, как этот мед. После ритуала невесту уводят в ее комнату — тогда начинается свадьба.
Заурбек Сидаков и его невеста Мадина Плиева
Однако не всякая осетинская свадьба проходит благополучно. Минувшим летом на всю республику прогремел скандал, произошедший на свадьбе чемпиона мира по вольной борьбе Заурбека Сидакова. Во время торжества жениху прислали эротические видео его будущей супруги, которые она якобы отправляла своему бывшему молодому человеку, который к тому же был женат. Сидаков выволок девушку из ресторана за волосы, друзья и семья его поддержали. После случившегося он сидел и плакал на асфальте у заведения. Невеста не выдержала позора и попала в больницу, откуда потом отправилась в Москву.
Дома мы заранее накрыли огромный стол. Старшая завела ее в комнату, поставила в угол, надела на нее косынку. Ее уже даже никто не спрашивал — украли и сразу одели. Вообще как должно быть: когда девушку воруют — ее должны спросить, хочет ли она остаться, и тогда уже повязывать ей косынку. Но мы не стали церемониться, сразу надели на нее косынку, белое красивое платье, которое тоже было заготовлено.
Когда ее родственники приехали, она уже была в косынке. Они в шоке: как так? А она уже, получается, согласилась
Скриншот: видео Alan Gagoev / YouTube
Потом ее закинули в машину и повезли в селение. Мы целой толпой собрались ее забирать. Когда мы приехали, нас настолько тепло встретили его родственники, что мы даже забыли о своем намерении и уже сами решили ее там оставить. Но одна из наших теток все же зашла к ней в комнату и спросила, хочет ли она остаться. Она согласилась. Коленки у нее были разодраны, но, как говорится, ничего страшного.
Мы сели за стол, познакомились со всеми. На тот момент жениха еще не было. По традиции, когда приезжают родственники невесты, жених должен спрятаться — ведь его могут побить за то, что он украл девушку. У нас вообще-то не положено воровать, все хотят выходить замуж красиво, по договоренности.
У сестры свадьба была более-менее современная, но, конечно, не без традиций. То есть невеста играла свадьбу отдельно, а потом сторона жениха приехала за ней и увезла на свою свадьбу. Она приехала к нему в осетинском наряде, там с нее сняли фату и поставили в угол. У нас невеста всю свадьбу должна провести стоя, вот и моя сестра стояла. Веселье идет, свадьба вовсю шумит, а невеста молча стоит в углу.
В какой-то момент к ней подошли с подарками, у нас принято дарить много украшений — золото, бриллианты. Близкие друзья и родственники начинают все это на нее надевать. Вешают цепочку, и каждый нанизывает на нее свой подарок: кольца, серьги, много-много украшений, что-то надевают прямо на уши, на пальцы. При этом каждый говорит ей какие-то наставления и пожелания.
Невеста угощает медом родственниц
Скриншот: видео Alan Gagoev / YouTube
Затем невеста угощает медом женскую часть семьи мужа. Она взяла горшочек и начала кормить всех с одной ложки. Это символизирует, что они теперь — единая семья, которая всю жизнь будет есть одной ложкой. По традиции во время свадьбы какой-то парень или мальчик может незаметно украсть этот горшок и попросить за него выкуп. У сестры горшок тоже украли, и его пришлось выкупать за огромную сумму, которую заломил воришка. Поэтому все стремятся украсть горшок — его придется возвращать любой ценой, за любые деньги.
Итак, невеста всю свадьбу простояла в углу. Но в завершение вечера она все же сняла осетинский наряд и переоделась в европейское платье. Начались выступления и веселье, медленный танец, танец дочери с отцом. Разрезали торт, показали ролик об их отношениях — love story. Но с европейской частью главное — не перегибать.
Под конец, когда все старшие расходятся и никто уже не обращает внимание на молодых, невеста, как правило, тоже может повеселиться — но в меру
Танцы гостей на осетинской свадьбе
Скриншот: видео Алан Кокаев / YouTube
Переживаний у нее было очень много, как и у всех девушек на осетинских свадьбах. У нее был очень тяжелый традиционный наряд, в него была встроена громоздкая конструкция, было очень много ткани. Стоишь во всем этом во время свадьбы — и тебе очень тяжело как физически, так и морально. Многие нервничают, с трудом это переносят. Моей сестре тоже было непросто, ведь она очень энергичная, а костюм неудобный. Переживала еще из-за того, что было много старших, а невеста должна быть очень скромной. Сестра постоянно себя одергивала и спрашивала, достаточно ли скромно она себя ведет, не делает ли лишнего.
Самым сложным в этот день для меня было переодевание в осетинское национальное платье. Оно было тяжелое, нереально тяжелое, где-то 10-15 килограммов (если не больше). А я худая, из-за этого у меня сильно заболела спина, болели все ребра, потому что пояс на платье очень сильно давил. Я еле стояла, еле держала себя в руках, чтобы не упасть. От шляпы у меня сильно заболела голова. Еще и прическа, эти шпильки в голове. Когда вспоминаю, у меня слезы на глаза наворачиваются. Наверное, это того стоило. Платье было богатое, красивое.
Тяжело было в первое время найти контакт с родственниками мужа. Чужой дом, чужая семья. У них свои законы, свои правила. В осетинских семьях невестка не может разговаривать со свекром, не может находиться вместе с ним в одном помещении, поэтому мне было очень тяжело. Когда он приезжает с работы где-то около семи, ты резко встаешь и уходишь в комнату. И не появляешься до тех пор, пока свекор не ляжет спать. Я встаю раньше него, чтобы успеть сделать свои дела, приготовить ему кофе и снова спрятаться в своей комнате. Еще нельзя громко разговаривать в чужом доме, ты как-никак невестка!
Читайте также: