Ножны из капа березы своими руками
Привет, роднулька!
Как-то ты просила меня рассказать, о заготовке берёзового капа и работе с ним дальше.
И так, рассказываю:
Вот только-что притащил из подвала большой кап, сейчас он весом примерно 25-30 кг Когда я его спилил он был примерно 40 кг Он у меня сох в школе и в моём подвале почти год. Полностью высох и если бы не менять цвет на более тёмный, то его не надо было бы варить, а так, теперь буду пилить дома ножовкой на блоки, потом вываривать и опять месяц-два сушить. Потом можно уже пилить на пластины, класть пластины под пресс (чтобы их не повело) и они будут готовы для чего угодно. Сделал фото этого большого капа, сегодня отправлю.
Значит с чего всё начинается. Находишь в Тайге берёзовый кап. Они встречаются примерно один кап на одну-две тысячи берёз, тащишь из машины бензопилу. Если кап низко, то просто его спиливаешь, если высоко, то валишь дерево и потом уже спиливаешь. У меня есть в подвале кап, который весом пятьдесят кг (это уже сухой), я его тащил от мамы Тайги больше одного километра (в основном перекатывал по земле) и часть пути была по болотИне, где я привязал его на спину толстыми верёвками.
Часто приходится прямо в Тайге кап распиливать на две-три части, а потом уже выносить. Но иногда нужен цельный кап, это зависит от того, что ты хочешь с ним делать. Если для рамки под картину, большую фотографию или для зеркала, то лучше конечно цельный, чтобы не было стыков и был единый рисунок.
Дальше. Если есть возможность - наличие огромного чана для варки, помещение (сарай, гараж) и большая плита, то тогда его целиком загружаешь в чан с крепко-солёной водой и варишь примерно пять суток (время варки зависит от размера капа), необходимо, чтобы он проварился и дал равномерный цвет на всю глубину, то-есть насквозь. Кору с капа не снимаешь. Кора легко снимается сразу после варки, пока кап горячий и влажный.
Если нужен тёмно-коричневый цвет с красноватым оттенком под "красное дерево", то добавляешь в чан берёзовой коры - это плюс к той, что есть на самом капе (своей коры не достаточно). Если нужны другие оттенки, подбираешь кору других деревьев.
После варки, снимаешь с плиты чан, сливаешь весь "рассол" и оставляешь кап на два-три месяца в тёплом проветриваемом помещении для сушки. И уже после полной просушки распиливаешь его на любые куски - блоки, бруски, пластины, рейки и т. д. А уже потом из этих заготовок делаешь всё, что душе угодно.
Если же нет возможности сразу его загрузить в варку, тогда распиливаешь его на части (или не распиливаешь) и обязательно закрашиваешь МАСЛЯННОЙ обыкновенной краской места спила, иначе при сушке пойдут глубокие трещины.
Придёт время, появится возможность, кап высохнет и его можно распиливать. Без варки в обычных условиях в помещении кап сохнет очень долго. Я сушу капы в тёплом, проветриваемом помещении подвала не меньше одного года. Если же кап сразу выварить в солёной воде, то он, как я уже сказал, готов к работе через два-три месяца, потому-что соль вытесняет из древесины всю влагу.
Вот такой, в общем-то, простой но длительный и кропотливый процесс.
Изделия из капа очень дорогие, красивые и прочные. Берёза сама по себе очень тяжёлая и твёрдая, а кап твёрже и тяжелее древесины ствола примерно в три-четыре раза. Обыкновенные высушенные заготовки на сегодняшний день стоят до тысячи рублей за килограмм.
Пожалуй это всё, что я знаю и умею в этом деле.
Спокойной ночи, моя дорогая! До встречи. Скоро лето и я обязательно прилечу в Томск.
© Copyright: Андрей Павлович Костебелов, 2018
Свидетельство о публикации №218101701684
В одной из прошлых статей описывались уникальные природные материалы - кап и сувель. Давайте посмотрим, что их них можно сделать.
Чаще всего наросты, попадающие в руки мастеров, имеют небольшие размеры. Соответственно, крупные изделия создать из них не получится - как из-за габаритов в целом, так и из-за необходимо удалить поверхностный слой для получения желаемого рисунка дерева. Поэтому из мелких фрагментов обычно делают небольшие поделки - бижутерию, фигурки, сувениры.
Природная красота материала позволяет обойтись без резьбы, достаточно удачно разрезать кап/сувель и хорошо отполировать поверхность. Дополнительно материал можно окрашивать (цветными лаками и пропитками), комбинировать с природными камнями и металлом.
Участников: 0
Гостей: 56
Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства. Автор данного материала - большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по резному Пасхальному яйцу Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем . Итак для начала определимся с некоторыми понятиями. СУВЕЛЬ - (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап). Как видно - кап на сувель не похож совершенно. ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком. ) и он нам не нужен для наших целей. Итак, как сушить. Сразу скажу что метод 'запаривания' подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца. 1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным. СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ. 2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся. 3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет. А? ). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. 4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. 5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. 6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет. 7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. 8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Горячо. используйте перчатки! 9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. 10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке. 11. Где искать наросты. Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось. 12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявится вся внутренняя красота. Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей. Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе. Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок. Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками. Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве. Древесный сувельСувелем называется нарост на березе или другом лиственном дереве, который образовывается в два или три раза быстрее роста дерева. Спровоцирован он, чаще всего, болезнью, которую называют древесной раковой опухолью. Причина его появления до конца еще не изучена. В народе эти образования называют древесной костью. Такое название происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах напоминает кость. Часто обыватели путают кап или сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе заключается в том, что чага — это не нарост, а гриб, который вырастает на стволе, после попадания его спор в поврежденную кору.Чагу можно срезать с дерева любыми подручными средствами, а вот кап будет сложно срубить даже топором из-за его высокой плотности. Обработка капа и сувеля доставляет удовольствие мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап особенно труден в обработке, но рисунки, которые открываются при шлифовке материала, удивляют уникальностью и разнообразием. Кап и сувель березы идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря их оригинальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Поэтому из них делают цельные поделки и украшения — все то, что прекрасно смотрится в полированном состоянии. ТекстураКап и сувель березы отличаются своей текстурой от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе можно объяснить процессом образования. Кап вырастает на березе по разным причинам:
Понимая схему образования капа, который растет очень медленно, но с годами становится все больше, можно предположить, что рисунок создаваемый приростом древесины и придаточными почками будет поистине уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые. Годичные кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Рисунок на срезе сразу не виден. Он проявляется лишь после того, как древесину обработают посредством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют разные оттенки и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит. Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и изысканную. Изображение на срезе сувеля напоминает волны, полоски, пятна или изгибы. Такой рисунок получается из-за неровного образования колец древесины, вследствие болезни дерева или механических повреждений. Гладкая и мягкая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора. ЗаготовкаВ природе сувель встречается гораздо чаще капа. Встретить деревья с такими поражениями можно в лиственных или смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Надо учитывать, что спил сувеля или капа на растущей березе, может повлечь ее гибель. Поэтому после спила материала, необходимо замазать живой слой варом. На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилью и не годятся в производство. Поэтому найти подходящий материал для заготовки непросто. Делать это лучше в середине осени. Выяснить по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом сложнее, но интереснее. Спилить сувель и кап довольно сложно, цепи тупятся быстро, поэтому необходима хорошая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой или лучковой пилой, но это потребует много физических усилий. Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной или совершенно не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высокой прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем присутствует полость или красивый витиеватый изгиб. СушкаДля того, чтобы заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, необходимо ее высушить постепенно. Высушить сувель или кап березы в домашних условиях можно несколькими способами. Вот два самых популярных из них:
ОбработкаОбработка капа березы своими руками – занятие творческое и интересное для любого специалиста, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних условиях сможет не каждый. Для этого необходимо потренироваться на менее ценной древесине. Нужно учесть, что заготовка для глубокой посуды из сувеля или капа, делается еще до момента сушки. То есть вырезается необходимое углубление и придается заранее продуманная форма. Затем заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства. Применение капа и сувеляБлагодаря правильно выполненной сушке, получаются красивые и уникальные поделки из капа березы. Самые популярные изделия из капа и сувеля — это посуда изготовленная руками мастеров, деревянные украшения, различные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные украшения, серьги, браслеты и т.д.
Такие изделия очень долго пахнут деревом и не теряют свой внешний вид, даже при длительном использовании. Только настоящий художник и мастер своего дела может сотворить из простого куска дерева настоящее произведение искусства! Читайте также:
|