Nick cave кто это
Австралийцы Nick Cave & The Bad Seeds – подопечные независимого лейбла Mute Records – получили статус горячо любимой группы; публика принимает музыкантов во всех их обличьях, а критики высоко оценивают творческий потенциал коллектива. Предлагаем вспомнить, с чего начинался путь Nick Cave & The Bad Seeds, а также уловить перемены в их творчестве – перед вами 10 лучших песен в истории группы.
А, собственно, как все начиналось-то? Да просто – по традиции: в пейзажной местности Австралии – маленьком провинциальном городке Уорракнабил – рос очень странный мальчик. Отец мальчика преподавал английский язык и математику в школе, а мать работала библиотекарем. Мальчика звали Николас. Отец познакомил юного Николаса с классической литературой, в том числе, русской, так что, в скором времени, для него не представляло труда процитировать те или иные фрагменты из «Преступления и наказания» Достоевского или «Лолиты» Набокова. Еще он провел симпозиум об австралийском преступнике Неде Келли. Уже тогда проявилась его ненормальная склонность к описанию убийств и созданию разбойничьих образов. Да и сам Николас Кейв был не из числа тех, кто мог похвастаться хорошим поведением – дрался и был ужасен в этом амплуа. В 9 лет мальчика отправили петь в церковный хор, в 13 лет его отчислили из школы.
Зато Ник Кейв открыл в себе музыкальный, а главное, поэтический дар. Вместе со студентами школы Колфилда, включая Мика Харви – единственного, кто остался после распада группы, в 1973 году Ник Кейв начал вести активную концертную деятельность. Коллектив, в котором он пел, получил название The Boys Next Door; группа исполняла панковые каверы на известных музыкантов – Дэвида Боуи, Элиса Купера, Лу Рида. На сцене Ник Кейв был страшен – он мычал, визжал, кидался в толпу. Когда The Boys Next Door начали демонстрировать оригинальный материал, они превратились в одну из самых востребованных концертных групп австралийского Мельбурна.
В конце концов, в 1980 году было принято решение переименовать The Boys Next Door в The Birthday Party – в названии отсылка к одной из сцен «Преступления и наказания». Панковая разбитная хватка все-таки не прижилась в моральной Австралии, и участники коллектива отправились в Лондон в надежде на его лояльность и даже записали несколько альбомов, получив хорошие отзывы критиков. Тем не менее группа не добилась успеха, на который рассчитывала. The Birthday Party распались и вернулись в родные пенаты.
Правда, было и еще одно знаковое путешествие – в Западный Берлин, магия города очаровала Кейва. Он не сдавался, снова собрал группу и назвал ее Nick Cave – Man or Myth?. Тут-то ее и подхватил независимый рекорд-лейбл Mute Records. Ник Кейв также посмотрел выступление авангардной экспериментальной немецкой команды Einstürzende Neubauten и был под впечатлением от образа фронтмена – Бликсы Баргельда. Кейв позвал Баргельда в группу, и тот согласился. Все это время Кейв и Баргельд будут оставаться близкими по духу и мировосприятию людьми.
Окончательное название Nick Cave & The Bad Seeds появилось в 1984 году, с этого момента начинается яркий творческий и самобытный путь музыкантов. И пусть состав группы постоянно менялся, однако, коллектив собрал под одним крылом уникальных музыкантов-мультиинструменталистов и композиторов: Ника Кейва с его поэтическим даром, Бликсу Баргельда — экспериментатора от природы, талантливого аранжировщика Мика Харви, барабанщика и перкуссиониста Томаса Уайдлера и позднее – богатого на музыкальную фантазию Уоррена Эллиса. Творчество Nick Cave & The Bad Seeds эклектично и экспериментально, а поэзия Кейва смертельна в своей красоте и изысканна в своем романтизме. Не смотря на то, что от классического состава остались только Кейв, Уайдлер и Эллис, группа продолжает успешно существовать, записывать альбомы и гастролировать.
Итак, вспоминаем от А до Я – 10 лучших песен Кейва и Ко. Поехали!
5. Red Right Hand
Альбом: Let Love In (1994)
Хаотическая, шумовая, бесстыдная постпанк-история Let Love In и до этого – откровенность Henry’s Dream (1992), очевидно, те самые пластинки, которые жаждали услышать от Ника Кейва и The Bad Seeds после выхода The Good Son; не смотря на запредельную агрессивность и альтернативность Let Love In стал коммерчески успешным. Крик о беспомощной любви, скользкая и едкая мелодрама – такой представляется запись.
Особой популярностью пользовалась композиция Red Right Hand – окровавленная правая рука Бога-карателя или дьявола; название было позаимствовано из поэмы английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай». Неповторимость песни заключается в зловещем и живом, метафоричном тексте Кейва и кульминационном органном соло. Трек попал в саундтрек к комедийному фильму «Тупой и еще тупее» и там приобрел комическую остроту.
Творческий путь Ника Кейва
Николас Эдвард Кейв родился в 1957 году в маленьком посёлке Уоррекнабел, штат Виктория. Позже семья переехала в город Уагаратта. Его родители, библиотекарша и преподаватель английского языка, с ранних лет прививали сыну любовь к литературе. Такие произведения, как «Лолита» и «Тит Андроник», для Кейва в детстве были сказками на ночь.
Однажды Кейва за попытку грабежа упекли в полицейский участок, его мать отправилась вызволять сына оттуда, и в этот момент до них дошла информация — отец Ника погиб в ДТП. Будущему артисту тогда было 19 лет. Злая ирония судьбы, вспоминал потом Ник, что отца не стало именно в такой позорный момент его жизни. С одной стороны, в жизни Кейва из-за этой трагедии образовалась пустота. С другой — пустоту со временем стали заполнять тексты песен, которые Кейв начал писать.
Ник хотел стать художников, но с художественным колледжем ничего не вышло. Впрочем, сейчас он этому даже рад.
В интервью 2013 года Кейв вспоминал, что первым концертом, который он посетил, было шоу с участием Манфреда Манна, Deep Purple и Free. «Я помню, как сидел там и физически ощущал звук, проходящий сквозь меня», — свидетельствует Николас.
Музыкальная карьер
Непродолжительную учёбу Ника Кейва в художественном колледже никак нельзя, тем не менее, считать провалом — ведь именно там он познакомился со своим будущим многолетним творческим партнёром Миком Харви. Вместе они создают группу The Boys Next Door (чуть позже ещё одним ключевым её участником станет гитарист Роланд Стюарт Говард). Музыку коллектива, представлявшую собой смешение разных стилей, часто относят к готике. The Boys Next Door стали лидерами пост-панковой сцены Мельбурна и приобрели известность благодаря своим провокационным выступлениям, во время которых Кейв, сопровождаемый диссонирующим звучанием гитары, визжал, ревел и катался по сцене.
The Boys Next Door отыграли сотни концертов в Австралии перед тем, как перебрались в Европу и переменили название на The Birthday Party. Долго просуществовать под этим именем группе не удалось, она развалилась в 1984 году, во многом из-за трений между Кейвом и Роландом Говардом. Как часто случается, масла в огонь подливала алкогольная и наркотическая зависимость обоих конфликтующих сторон.
Кейв долго не горевал по поводу кончины The Birthday Party и организовал новый коллектив, получивший название Nick Cave and The Bad Seeds. В его состав, помимо самого Ника и Мика Харви, вошли такие маститые музыканты, как экс-басист Magazine и Visage Барри Адамсон и фронтмен Einstürzende Neubauten Бликса Баргельд. Так началась славная история группы, продолжающаяся вот уже почти 30 лет. Участники в коллективе менялись неоднократно, неизменным оставался только лидер — харизматичный и неподражаемый Ник. Если альбомы группы в 1980-х годах оставались в русле пост-панка, то в дальнейшем выходили работы более сложные и изысканные, но в то же время и более лиричные и мелодичные.
Уже в XXI веке, в попытке немного устраниться от пресса этой «приглаженности» The Bad Seeds и желая проработать сочинённые на гитаре песни (ранее Ник не особо жаловал этот инструмент), Кейв даёт начало сайд-проекту, озаглавленному Grinderman. 11 декабря 2011 года фронтмен на концерте объявил о роспуске коллектива, успевшего выпустить 2 студийных альбома в стиле гаражного рока.
Песни за авторством Ника весьма популярны среди режиссёров кинокартин, в результате чего на счету музыканта участие во множестве саундтреков к фильмам и сериалам. Самые известные — «Тупой и ещё тупее», «Секретные материалы», «Бэтмен навсегда», «Крик», «Хеллбой: герой из пекла», «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 1».
Помимо всего прочего, Ник Кейв ещё и писатель (не прошли даром старания родителей и учителя литературы, которого музыкант вспоминает с теплотой). Оба его романа — «И узре ослица Ангела Божия» (1989 г.) и «Смерть Банни монро» (2009 г.) переведены на русский язык. Ещё на счету Кейва поэтические сборники «Король Чернило. Том I» и «Король Чернило. Том II»
Личная жизнь
В своё время Кейва связывали отношения с австралийской певицей Анитой Лейн, причём не только романтические, но и творческие. Анита записала вокал к нескольким композициям The Bad Seeds, пару раз выступила в качестве соавтора, принимала участие в выступлениях ещё The Boys Next Door.
В середине 1990-х Ник встречался с Пи Джей Харви. Эти отношения нашли отражение в самом успешном альбоме The Bad Seeds Murder Ballads (там присутствует песня, записанная Ником дуэтом с Полли Джин).
В 1997 году Ник познакомился с британской моделью Сьюзи Брик, через 2 года они поженились, а ещё спустя год у них родились двойняшки — Эрл и Артур.
6. Where the Wild Roses Grow
Альбом: Murder Ballads (1996)
Самая известная песня в репертуаре группы – Where the Wild Roses Grow – была записана при участии австралийской поп-певицы Кайли Миноуг. Ух! Конечно, такого сюрприза не ждали: променять андеграундную сцену на что-то безысходно поп-приторное и написать свой очевидный хит? Даже на родине спохватились; австралийская ARIA Music Awards «выписала» Нику Кейву награду в 3 номинациях, одна из которых – лучший поп-релиз года; незаметно для себя Ник Кейв стал «коммерческим». Впрочем, давайте будем честны, Where the Wild Roses Grow – одна из самых красивейших песен с ее напевной балладаностью и убийственной романтикой. Кстати, в раритетной версии (можно услышать на сборнике B-Sides & Rarities 2005 года), а также в концертных турах партию Кайли Миноуг исполнял Бликса Баргельд. И, надо сказать, с этой задачей справлялся неплохо.Тем временем, альбом Murder Ballads по-настоящему прославил Ника Кейва. На нем содержится еще один удачный дуэт: при участии альтернативщицы Пи Джей Харви, на тот момент страстной возлюбленной Кейва, была записана обработанная версия народной песни Henry Lee.
10. Girl in Amber
Альбом: Skeleton Tree (2016)
Самый печальный альбом в творчестве группы Skeleton Tree, в основном, построен на синтезаторных аккордовых прогрессиях, отсылающих к эпохе барокко и церковной эстетике. Изначально должен был звучать по-другому. Но во время записи пластинки трагически погиб 15-летний сын Кейва Артур, поэтому музыканты поменяли звучание на более спокойное. Сложно говорить о какой-либо отдельной композиции с альбома; только Girl in Amber – самая глубокая и самая личная: Ник Кейв делится постигшей его трагедией с аудиторией. Эпитет «лучшая» бесчеловечен в этом случае, песню нужно постараться прожить.
«Я собираюсь взорвать людям мозг» Ник Кейв о скелетах, русских церквях и наркотиках
25 июля в клубе A2 в Санкт-Петербурге и 27 июля в клубе Stadium в Москве пройдут концерты Ника Кейва и The Bad Seeds. Группа представит свой последний альбом Skeleton Tree и обещает зрителям незабываемое шоу, наполненное свойственной Кейву мрачностью и многозначительностью. Ожидается, что выступления будут по-особенному эмоциональными, ведь альбом был записан при трагических обстоятельствах — как раз в то время погиб 15-летний сын Кейва. Накануне приезда в Россию Ник Кейв ответил на вопросы «Ленты.ру».
С интервью Ника Кейва корреспонденту «Ленты.ру» вы можете познакомиться во второй части материала, а вначале — рассказ о музыканте, поэте и актере, встреча с которым нам предстоит в ближайшее время.
Ник Кейв, детство и отрочество
Николас Эдвард Кейв родился 22 сентября 1957 года в Варракнабиле, поселке городского типа в 180 милях к северо-западу от Мельбурна в Австралии. Его отец Колин Фрэнк Кейв преподавал английскую литературу и арифметику в начальных классах местной школы. Мать Дон Кейв работала библиотекарем. У Ника были два брата, Тим и Пит, на пять и три года его старше, а позже появилась младшая сестра Джулия. Через два года после рождения Ника семья переехала в небольшой провинциальный городок Вангаратта в 125 милях северо-восточнее Мельбурна, расположенный на пересечении крупной реки Овенс Рива и северной железной дороги. Вангаратта считался центром торговли скотом в штате Виктория. Здесь и прошло детство Кейва. Воображение дорисовывает идиллическую картину австралийской глубинки, чем-то напоминающей Америку времен Тома Сойера.
Тем не менее Ник действительно пел по воскресеньям в церковном хоре, играл в индейцев, ездил верхом на лошади и стрелял из обреза в больных миксоматозом кроликов.
Был в Вангаратте и свой герой национального эпоса — грабитель и убийца Нэд Келли. В середине XIX века он успешно грабил банки, убивал полицейских и цинично насиловал хорошеньких фермерш. В конце концов его сдал кто-то из своих, и после кровавой перестрелки — разумеется, в баре — раненый Келли был арестован. Поднимаясь на виселицу, 25-летний Келли философски заметил: «Такова жизнь», навеки обессмертив тем самым себя в местном фольклоре.
Сказки о благородном разбойнике так тронули папашу Кейва, что он совсем забросил арифметику и принялся писать научный труд «Нэд Келли — человек и миф». Похоже, именно от папы Ник унаследовал страсть к «смертельным балладам», правдивым историям об убийствах, насилии и насильниках.
Ник тоже был малый не промах. В двенадцать лет они вдвоем с приятелем Эдди основали клуб анонимных антиалкоголиков. Собирались обычно в старом гараже, подсчитывали карманную мелочь, после чего покупали у таксистов несколько бутылок дрянного вишневого ликера и оттягивались на полную. Потом, когда с деньгами стало совсем плохо, построили самогонный аппарат, чтобы гнать из картофельных очисток и сахара сивуху.
К музыке Ника приобщил братец Тим. Тим был хиппи. Ему очень не нравилась война во Вьетнаме, зато он любил марихуану и рок-н-ролл. Тим привозил из Мельбурна пластинки модных тогда Pink Floyd, Jethro Tull, Procol Harum, Deep Purple и Moody Blues. Глядя на продвинутого братца, Ник стал носить узкую желтую рубаху в огурцах и широченные полосатые клеша. В городке такого авангардизма не поняли и напряглись.
В школе тоже не все шло гладко. Учился Ник хорошо, особенно по английскому и литературе, но по поведению имел стабильный неуд. Когда же он попытался на глазах у всей школы шутки ради стащить трусы с толстущей шестнадцатилетней второгодницы, наверное, вчетверо больше его самого, лишенные всякого чувства юмора учителя обвинили тринадцатилетнего Ника в попытке изнасилования и выгнали из школы.
После такого конфуза родители отправили его от греха подальше в Мельбурн, в закрытую частную школу, где учились в основном дети скотовладельцев средней руки и провинциальных бюрократов. Нику новые одноклассники быстро не понравились, и он принялся методично их лупцевать. «Ник был ужасен. Чтобы начать драку, ему не нужно было искать повод», — вспоминает Мик Харви, будущий друг и партнер Кейва по музыкальным проектам.
8. Wonderful Life
Альбом: Nocturama (2003)
Nocturama – альбом, сочиненный Ником Кейвом, мог бы сойти за сольник, если бы только сомнамбулические композиции не перемешивались с привычными уху агрессивными постпанковыми вещами в духе раннего творчества «сидсов», например, пластинки Henry’s Dream. Вызвал неоднозначную оценку и даже грубую.
Тем не менее, поклонники смогли расслышать полноценную красоту Кейвовской работы в композиции Wonderful Life, тем более что мультиинструменталистский состав группы позволял умело обыграть ее. Так, из Wonderful Life получилась сказочная тонкая баллада, сопровождаемая плачем слайд-гитары, звонкостью треугольника и интригующим бонго, органом Хаммонда и клавишными этюдами.
9. O Children
Альбом: Abattoir Blues/The Lyre of Orpheus (2004)
Двухдисковой шедевр Abattoir Blues/The Lyre of Orpheus – первая пластинка, записанная без Бликсы Баргельда, покинувшего группу после релиза Nocturama. В названии альбома заложен весь принцип – это и придорожный блюз, в котором чрезмерен гитарный рок-н-ролл, это и песнь Орфея – сладкая и нежная, амбициозная, правда, так и не утратившая раскованность постпанка; даже флейта, бывает, звучит коряво. Так что, музыкальный мир Кейва и Ко снова получился перевернутым кверху ногами, но, тем не менее, очень откровенным и глубоким в своей печальной задумчивости. Музыканты добились интересного синтеза инструментов: здесь и мандолина, и бузуки (разновидность лютни), и флейта, а также оформили композиции струнными и фортепианными аранжировками, будоражащими госпел-хорами.
Орфей второй половины альбома, – безусловно, воздушная хоровая песня O Children, взывающая к всепрощению и всерадости… Многим композиция знакома по саундтреку к первой части кинокартины «Гарри Поттер и Дары Смерти»; популярная сцена – танец Гарри и Гермионы – сопровождается нетленным звучанием O Children.
3. The Mercy Seat
Альбом: Tender Prey (1988)
После всех смелых экспериментов альбом Tender Prey – почти обухом по голове – слушался, как минимум, стройно, как максимум, – мелодично и изысканно не смотря на всю его традиционную «гаражность». И от того казался еще более экспериментальным; первый шаг, если исключить каверный альбом Kicking Against the Pricks, на пути к серьезным переменам в творчестве, но пока – лидирует бунтарство. Пластинка, в целом, получила положительные отзывы критиков, а песни The Mercy Seat и Deanna стали нетленными боевиками, хотя сам Кейв назвал запись кошмарной в истории коллектива и заявил, что тогда многие вещи выходили из-под контроля.
Но что бы ни говорил Кейв, заедающая тревога The Mercy Seat по-прежнему находит отклик в сердцах поклонников, да и не только в их сердцах. Так, например, Джонни Кэш записал свою версию песни – необычную, как и все версии Джонни Кэша, и достойную внимания.
7. Into My Arms
Альбом: The Boatman’s Call (1997)
На улице Nick Cave & The Bad Seeds заиграл праздник, еще один альбом группы – The Boatman’s Call – был высоко оценен критиками; а на обложке портрет Ника Кейва, сфотографированный небезызвестным Антоном Корбейном. С этого момента начинается особая череда экспериментов Ника Кейва и Ко, переставших серьезно углубляться в альтернативные истоки.
На записи много клавишного аккомпанемента и минимально обыгрываемых тем, а также акустики и струнных аранжировок, неспешного темпа, доверительного полушепота Кейва. Альбом полон личной меланхолии в сочетании с редкими, но резкими текстурами. Самой проникновенной и узнаваемой композицией с альбома стала минималистично клавишная Into My Arms, открывающая пластинку, с придыхательным монологом, интимным обращением к Господу и одновременной верой в его отсутствие, но зато – верой в силу любви.
Ник Кейв, молодые годы
Когда драки Кейву наконец наскучили, он вступил в школьный вокально-инструментальный ансамбль The Boys Next Door, не имевший ни стабильного состава, ни постоянного репертуара. Дважды в год ансамбль исполнял на школьных танцах вечную Johny B. Goode. А так как Ник уже имел опыт пения в церковном хоре, то, понятное дело, именно он стал лидером-вокалистом.
Когда Ник окончил школу, в Мельбурн перебралась вся семья Кейвов. Кейв-старший работал теперь чиновником в системе гособразования, а Ника отправили в колледж изучать живопись и историю искусств.
Обычный день студента Кейва начинался в пабе, где, не успев еще протрезветь с вечера, он приводил себя в порядок несколькими пинтами пива в компании бездельников и алкоголиков. Затем, оставив приятелей, Кейв шел в студию и, не расставаясь с бутылкой, писал свой очередной автопортрет. После чего следовал вечерний обход питейных заведений. Неудивительно, что в конце курса рисовал он значительно хуже, чем при поступлении, и на экзаменах с треском провалился.
Как ни странно, при столь напряженном ритме жизни Кейв успевал все же много читать. В особенности нравилась ему классика. Роман «Преступление и наказание» Достоевского Кейв прочитал трижды.
The Boys Next Door между тем продолжали существовать. Поиграв обычный для того времени хард-рок, в начале 1977 года они попали под влияние только что появившегося панк-рока. The Ramones и The Sex Pistols произвели на Кейва и приятелей впечатление неизгладимое: джинсы были мгновенно разодраны на коленях, на головах появились прически аля Сид Вишес, а на плечах — наколки с черепами. Так Ник Кейв и The Boys Next Door стали панками.
Жизнь в стиле панк
Австралия — страна консервативная, и то, что сходило с рук в Лондоне, в Мельбурне не поощрялось совсем. Почти каждое выступление новой панк-группы заканчивалось дракой и приводом в участок. Посадить в кутузку могли просто за «неопрятный внешний вид». Нужно было как-то выбираться, и, записав поспешную и неудачную пластинку Door Door, группа отправилась на поиски счастья в Лондон.
Чтобы окончательно порвать с прошлым, Кейв предложил переименовать The Boys Next Door в The Birthday Party, объясняя такое название аналогией с особенно любимой сценой из «Преступления и наказания». Остальные не возражали.
Накопив денег, группа приехала в Англию. В Лондоне между тем вполне хватало собственных уродов, панков, пьяниц и дебоширов. Лоховатые австралийцы с неместным выговором и ужасными манерами вызывали у англичан справедливое раздражение. Деньги быстро кончились, были пропиты или украдены, и Кейв с товарищами перешли на подножный корм, питаясь ворованными чипсами и собирая бутылки в районе Камден Таун. Через десять месяцев больные и разочарованные The Birthday Party вернулись домой.
После неудачной попытки покорения Англии Кейву стало понятно, что для того, чтобы добиться успеха, нужно работать много больше. Он сочинял десятки песен, группа разучивала их, результат Кейву, как правило, не нравился, и все начиналось сначала.
Каждый вечер The Birthday Party выходили на сцену и выкладывались по полной вне зависимости от количества зрителей. Шоу Ника Кейва было не для слабонервных. Он ревел и визжал, падал в зал с высоты сцены и исступленно катался среди зрителей, матерясь и лягаясь. Кейву ничего не стоило, разбив бутылку, изрезать себе розочкой руки и грудь или приняться душить шнуром от микрофона ближайшую к нему девушку.
Тексты песен представляли собой жуткую смесь из страшных сказок, психоанализа и уличного мата, однако это была поэзия — и все это понимали. Кейв был действительно талантлив и одарен как никто другой. И предельно честен. Панк-рок не был для него только сценой. Панк-рок стал его стилем жизни, со всеми сопутствующими атрибутами, включая все существующие наркотики и асоциальные действия.
Подъем
Перестав справляться со своим бешеным фронтменом, The Birthday Party распались. Кейв уехал в Европу, где открыл для себя Берлин.
В Берлине Кейв не чувствовал себя «факинг австралийцем», да и жизнь там была много дешевле, чем в Лондоне. Постепенно сложился состав Nick Cave & The Bad Seeds, в который из старой группы вошел лишь неизменный Мик Харви. После сотни концертов в разных странах Европы Nick Cave & The Bad Seeds подписали наконец по-настоящему хороший контракт с ведущей независимой фирмой Mute и выпустили в июне 1984 года дебютный альбом From Here To Eternity, первый попавший в британские национальные чарты.
За ним последовали другие, в разной степени успешные альбомы, сотни концертов в десятках стран мира, книги стихов и философских эссе, стабильное признание Кейва лучшим альтернативным поэтом мира, роли в кино, лечение от героиновой зависимости, неудачный брак с бразильской красавицей Вивиен Карнейро, рождение сына Люка, дуэт с Кайли Миноуг, суперуспех альбома Murder Ballads, дуэт и яркий роман с Пи Джей Харви, новые альбомы, книги и фильмы.
4. The Weeping Song
Альбом: The Good Son (1990)
После Tender Prey в свет вышел новый релиз группы – The Good Son; теперь точно – обухом по голове. Композиции с записи сильно отличались от того, что Nick Cave & The Bad Seeds создавали ранее, поэтому поначалу пластинку недооценили; слишком тихая, мол, работа, к тому же, еще и струнные аранжировки в изобилии. Подобно сочному спелому винограду, альбому нужно было время, чтобы созреть и дать вкусить свои плоды. Сейчас The Good Son – классика в творчестве Кейва и Ко.The Weeping Song, наравне с еще одним альбомным треком The Ship Song, превратилась в песню-хит. Для нее, как и для всего альбома, характерно утонченное мягкое звучание в сочетании с элегичным вибрафоном и фортепианными вставками. Видеоклип на песню тоже самобытен: отец и сын – Баргельд и Кейв – плывут на лодке в неспокойную погоду при свете луны и ведут эмоциональный разговор – композиция построена по принципу диалога. Кадры сменяются шаманскими танцами Баргельда и Кейва – лучшая иллюстрация тандема двух близких по духу музыкантов и классического состава «сидсов».
Материалы по теме
«Я собираюсь взорвать людям мозг»
«Мир — дерьмо, но в нем много поводов любить»
25 и 26 мая поэт, певец, прозаик, композитор Ник Кейв выступит с сольными концертами в Москве и Петербурге«Меня очень тронуло ваш письмо. Уверен, ваш папа доволен тем, что на похоронах звучал Элвис. Думаю, я был бы счастлив, если бы меня тоже проводили в последний путь под величайшего рок-н-ролльного певца всех времен», — отреагировал Кейв. Он пояснил, что хотел бы быть похороненным под песни Пресли Kentucky Rain и How Great Thou Art.
Ранее Кейв в своем блоге откровенно рассказал о расставании с британской исполнительницей Пи Джей Харви. Музыкант рассказал, что она позвонила ему и сразу заявила, что хочет расстаться с ним. На вопрос почему она ответила: «Просто все кончено». «Я был так удивлен, что чуть не выронил свой шприц», — признался он.
Кейв отметил, что подозревал глубоко внутри, что причиной расставания могла быть его наркозависимость, однако у них и помимо этого было много проблем.
Эхо минувшей войны
В 1997 году Кейв встретил британскую модель Сьюзи Бик — девушку с обложки альбома Phantasmagoria (1985) группы The Damned, модель Вивьен Вествуд. Летом 1999 года пара оформила свои отношения, а через год у них родились двойняшки Артур и Эрл. Семья поселилась на берегу моря в Брайтоне (Восточный Суссекс), наслаждаясь красотой, достатком, мудростью, покоем и свободой самовыражения. Казалось, времена бурь ушли безвозвратно…
Но безвозвратно (или безнаказанно) не уходит ничто. Платить приходится всегда, за все, неожиданно и жестоко. 14 июля 2015 года 15-летний Артур Кейв трагически погиб, упав со скалы в Брайтоне. В крови подростка нашли LSD — наркотическое вещество галлюциногенного действия.
You fell from the sky
Crash landed in a field
Near the river Adur.
В 25 июля в Санкт-Петербург и 27-го в Москве это можно будет услышать вживую.
2. Tupelo
Альбом: The Firstborn Is Dead (1985)
Альбом The Firstborn Is Dead был записан под впечатлением Ника Кейва от творчества Элвиса Пресли, посему тут даже можно уловить незыблемый дух блюза и рок-н-ролла, а название «Первенец мертв» содержало в себе отсылку к брату-первенцу Пресли Джесси Гарону, который умер вскоре после рождения. Интересно, что в своем дебютном романе «И узре ослица Ангела Божия» Кейв описывает схожую ситуацию.
На пластинке большую известность приобрела композиция Tupelo. Тупело, штат Миссисипи – город, в котором родился Элвис Пресли. Согласно Кейвовскому завету: ни одна птица не пролетит здесь, ни одна рыба не проплывет, пока не родится Король. В Тупело! В этом месте, где льет черный дождь.
1. From Her to Eternity
Альбом: From Her to Eternity (1984)
Кислотно-индустриальное звучание альбома From Her to Eternity – сочетание одаренной музыкальности Бликсы Баргельда с новоиспеченной влюбленностью Ника Кейва в экспериментальную эстетику; дебютный альбом, определивший дальнейшее развитие Nick Cave & The Bad Seeds, за которых поручился бесстрашный и могучий независимый лейбл Mute Records.
Вообще, конечно, ранние работы «сидсов» полны шокового нойза и небрежной готики, авангарда, альтернативщины и грязного постпанка, но, вместе с тем, академической полноценности и арт-роковой изобретательности. Сказывается все-таки мультиинструменталистский композиторский состав. From Her to Eternity по праву можно считать – нет, для андеграундной сцены не хитом – но однозначно той самой песней, которая, как говорится, на разрыв аорты, которая и сделала, во многом, Ника Кейва и Ко узнаваемыми. Она о девочке, живущей этажом выше, в квартире номер 29; эта девушка ходит по комнате и рыдает, ходит и рыдает – и всё это под настоящий замес из авангарда, нойза, экспериментальной музыки и дичайшего постпанка.
Ностальгия — это проклятие
«Лента.ру»: Прошло ровно 20 лет после вашего первого приезда в Россию в июле 1998 года. Я работал на тех концертах и хорошо их помню. 1990-е годы были особенным временем для России, очень многие вещи происходили впервые. А что на вас произвело тогда самое сильное впечатление?
Ник Кейв: Если коротко, то это русские церкви и наркотики… Москва в то время была абсолютно взрывным городом. Но это было тогда, а сейчас мне больше понравилось спокойствие Санкт-Петербурга. Такой прекрасный город… В целом же в России конца 90-х годов я запомнил атмосферу: облегчение, всеобщее воодушевление, надежда и счастье.
Вы не раз говорили о любви к русской классической литературе — Достоевскому, Толстому, Набокову… А о современных русских писателях вы что-то знаете?
Русскую классику я люблю до сих пор, это точно. Но сейчас я мало читаю художественной литературы, в основном нон-фикшн. Последняя книга, которую я прочел, это рассказ Достоевского «Сон смешного человека». Как ни странно, это произошло в начале нашего нынешнего тура. Особенно мне понравилась в ней утопическая галлюцинация героя, спровоцированная появлением маленькой девочки. Это было великолепно! А вот с современной русской литературой я, честно говоря, почти незнаком. Наверное, все-таки стоит что-то прочесть.
В России вас всегда представляли как человека независимого, лишенного стереотипов, с неожиданным и интересным взглядом нам мир. Как вы думаете, что нас ожидает через 20, 50, 100 лет?
Непосредственно в эту минуту я лежу в постели в швейцарском отеле с отвратительным гриппом и мучительно думаю о том, что сегодня вечером мне предстоит отыграть очередное шоу. То, что случится с миром в ближайшие 100 лет, меня беспокоит сейчас меньше всего. Но по сути своей я оптимист и смотрю в будущее мира с большой верой в него. Если мы сможем улучшить себя, действовать ответственно, внимательно относиться к тем, кто вокруг нас, у нас будет шанс двигаться вперед.
Вы верите в бога, в рай, ад и жизнь после смерти?
В бога — возможно, в рай — нет, в ад — нет, в жизнь после смерти — может быть.
Новое поколение в гораздо меньшей степени интересуется музыкой вообще и рок-музыкой в частности, чем это было в 1970-х, 1980-х и даже в 1990-х годах. Как вы думаете, золотой век поп-рок-музыки прошел безвозвратно?
Я думаю, что время рок-музыки действительно прошло. Но ведь на самом деле как получается: если в какую-то застывшую форму никто не привносит ничего нового, то она заслуживает того, чтобы умереть. Чтобы сохранить что-то живое, его нужно постоянно менять, пересматривать, переосмысливать, но с рок-музыкой ничего подобного уже давно не происходит. По крайней мере, я этого не вижу. Все, что есть сейчас, это всего лишь ностальгия. А ностальгия — это проклятие.
Я думаю, сейчас гораздо больше интересного происходит в хип-хопе, особенно в его новых ветвях. Мне нравится, насколько минималистичной стала эта музыка: очень мало инструментов, а композиции основаны на простейших мотивах. Мне это очень нравится. Тем не менее я думаю, что многие тексты, выходящие из рэпа и хип-хопа — одни из худших, какие я когда-либо слышал. Очень редко встречается кто-то, кто исполнял бы достаточно интересный материал.
Ваш альбом Skeleton Tree вышел еще 2016 году, но в тур вы поехали только сейчас.
На то были свои причины. Но фактически мы играем этот материал на концертах уже два года.
В России хорошо знают ваши старые работы, особенно The Murder Ballads. Новые у нас знают гораздо меньше. Расскажите подробнее об альбоме Skeleton Tree.
Я чрезвычайно горжусь «Деревом скелетов» и чувствую, что в нем мы очень близко подошли к чистым первозданным эмоциям. Альбом получился цельным, кристально прозрачным и очень мощным. Что же касается формы, то всегда найдутся люди, которые не останутся равнодушными к старому честному и чистому рок-н-рольному звучанию — к гитарному драйву и тяжелым барабанам. Я думаю, вы удивитесь, когда увидите, скольким людям это до сих пор нравится.
И вот что еще. Очень многие открывают для себя нашу музыку только сейчас. Они начали слушать нас не с ранних альбомов и даже не с Murder Ballads, а с Push The Sky Away и Skeleton Tree. Это молодые люди с открытыми умами и сердцами! Они отчаянно ищут музыку, которая имеет смысл, которая копает глубоко — именно такую музыку, какую мы им предлагаем в Skeleton Tree.
Музыканты, которые выступали с вами в The Bad Seeds раньше — Бликса Баргельд и Мик Харви, хорошо известны в России. Сегодня их нет в группе. Вы поддерживаете с ними отношения?
Да. Но не так тесно, как мне бы хотелось. Мик занят своими делами, и мы встречаемся нечасто. У Бликсы есть Neubauten и, к большому сожалению, мы не виделись уже год или около того.
Расскажите о вашей новой группе.
У меня нет новой группы. У меня есть только The Bad Seeds.
Чего вы ожидаете от концертов в Санкт-Петербурге и Москве? И что бы вы хотели передать вашим поклонникам в России?
Ник Кейв выбрал песни для своих похорон
Австралийский музыкант Ник Кейв, фронтмен группы Nick Cave and the Bad Seeds, выбрал песни для своих похорон. Об этом сообщает NME.
Артист порассуждал на эту тему, отвечая на письмо поклонника. Тот рассказал, что прощался с отцом под композиции Элвиса Пресли.
Читайте также: