Mqa файлы что это
Давно открестившись от аудиоформатов с необратимым сжатием, вроде МР3, прогрессивные меломаны постепенно уходят и от 16-битных записей «CD-качества». Однако популярные ныне треки в PCM 24 бит/192 кГц и DSD128 – отнюдь не предел совершенства: есть форматы покруче! А недавно появилось и доступное «железо», способное их декодировать.
Хотя, а нужно ли все это вообще? Сторонники «материализма» любят размахивать аудиограммой слуха, на которой отчетливо видно: даже 19 кГц для барабанных перепонок человека старше 30 лет - частота едва уловимая. Таким образом качества Audio CD должно хватать всем, остальное – фантазии и самовнушение. Что уж говорить о диапазоне 22-100 кГц, в котором якобы зашифрована дополнительная звуковая информация, воспринимаемая на уровне подсознания. Смех! Или сговор капиталистов с целью побудить покупателя в очередной раз приобрести свою же коллекцию музыки заново (теперь – в новом качестве!) и попутно «развести» на более дорогую звуковоспроизводящую аппаратуру… Парадоксально, но чаще всего такой позиции придерживаются те, кто всю жизнь слушал музыку через недорогую звуковую карту компьютера или блочную технику Hi-Fi начального уровня. Причем, некоторые выбрали этот путь сознательно: одни – дабы не искушать свою кредитку, другие действительно не слышат разницы, либо не имели возможности ее услышать. Но есть некоторая прослойка людей с тонким слухом, вдобавок обожающих музыку и готовых на многое, чтобы та звучала максимально реалистично. Для них – уже не просто меломанов, а аудиофилов – как раз и создаются разного рода форматы высокого разрешения, включая DSD256 и сравнительно новый DXD (Digital eXtreme Definition).
Важная упаковка
Последний из названных форматов был разработан в 2004 году как более привлекательная альтернатива «закрытому» однобитовому DSD, базирующемуся на принципе широтно-импульсной модуляции. В основе DXD – хорошо знакомый цифровой поток PCM (импульсно-кодовая модуляция), только содержащий несоизмеримо больше звуковой информации, относительно Audio CD, за счет 24- или 32-битного представления с частотой сэмплирования аж 384-352,8 кГц (против 16 бит / 44,1 кГц у Audio CD и 24 бит / 192 кГц у современных файлов высокого разрешения). Как уверяют создатели, запись в формате DXD содержит все звуковые данные, которые хранит цифровая мастер-запись в студии, и позволяет услышать музыку с исходным динамическим диапазоном. И хотя что-то подобное маркетологи рассказывали нам несколько лет назад и про контент 24 бит / 192 кГц, нестыковки в этом нет, ведь за прошедшие годы потенциал звукозаписывающего оборудования также возрос. Разумеется, чтобы услышать все преимущества нового формата требуется хорошая техника. Очень хорошая! И сама запись должна быть выполнена на высочайшем уровне, иначе DSD и DXD – что мертвому припарка. Это как если вам требуется перевезти 100 кг груза, но вместо «Газели» вы закажете целую фуру. В итоге она поедет почти пустой, а масса и качество груза в таких условиях транспортировки ничуть не изменятся. Также и форматы аудио сверхвысокого разрешения: для раскрытия их потенциала должны сложиться воедино все составляющие – от мастерства звукорежиссера и оснащения студии до потенциала домашней системы и натренированности слуха меломана.
MQA – все по полочкам
Зарубежная пресса поет дифирамбы MQA, и вполне заслуженно, однако упор зачастую делается не на соотношении качества звука и размера файла, а только лишь на звучании. Однако это не совсем корректно, ведь MQA – лишь lossless-контейнер для упаковки DXD, дорожная сумка, если угодно. Хотя именно появление MQA способно дать мощный толчок индустрии стриминга аудио сверхвысокого разрешения. Поэтому в ближайший год-два все уважающие себя производители внесут поддержку MQA в список обязательной для своей высококлассной аппаратуры, а сетевые устройства снабдят совместимостью с потоковыми сервисами на базе MQA. Иногда для этого достаточно лишь обновления прошивки. Так или иначе, процесс уже запущен! Что же касается упомянутой совместимости с существующей аппаратурой, то она действительно тотальная и безоговорочная. И компьютер, и блочный стример могут воспроизвести MQA, хотя и со снижением качества до уровня Audio CD. Неподготовленными устройствами файл MQA распознается как обычный FLAC 16 бит / 44,1 кГц, с таким же качеством и звучит. Для воспроизведения всей звуковой информации требуется декодер MQA. Такой своей гибкости формат обязан хитроумному алгоритму кодирования. Разработчики провели исследование и выяснили, что основная масса аудиоданных, которую уверенно воспринимают любые слушатели, укладывается в определенный динамический диапазон, поэтому в процессе кодирования данные разделяются на две составляющие – ядро и «добавку» с HD-составляющей. Если декодера MQA нет, то декодируется лишь ядро. Вторая хитрость заключается в местоположении «добавки», за счет чего и удалось кардинально сократить размер файла, сохранив качество. Эти данные кодируются в… области фонового шума! Точнее, ниже слышимого уровня звука. До сих пор информация о звучании столь низкой громкости, можно сказать, выбрасывалась в мусор, поскольку слушатель ее попросту не воспринимал. Теперь это информационное пространство наполнено полезными сведениями, которые и «вытаскивает» декодер.
На картинке выше представлены скриншоты англоязычного видеоролика проекта MQA с нашими пояснениями.
На уровне концепции метод в чем-то напоминает оптические диски приснопамятного формата HDCD, совместимые с обычными CD-плеерами, однако в данном случае уровень реализации и алгоритмы кодирования многократно сложнее. Тестовые прослушивания на немногочисленных пока высококлассных источниках подтверждают: треки в MQA звучат действительно не хуже исходных DXD или аналогов в DSD256. Сравнивать же напрямую DXD 24 бит / 352.8 кГц с DSD256 не беремся: многое зависит от записывающего и кодирующего оборудования. Но если при сравнении FLAC 24 бит / 192 кГц и DSD128 опытные слушатели почти всегда отдают предпочтение последнему, пускай преимущество лишь в деталях, то в битве форматов сверхвысокого разрешения – DXD и DSD – пока паритет, поскольку потенциал обоих намного превышает качественный уровень большинства существующих аудиозаписей, да и совместимой техники пока слишком мало, чтобы выстроить картину целиком. Констатируем лишь то, что немногочисленные треки, сделанные в DXD «от и до», хочется заслушать до дыр. Вот только что делать тем, кто не планирует менять половину своей аудиосистемы или не готов приобретать дорогостоящий источник от Meridian только ради MQA и DXD? Для них американская компания Mytek Digital подготовила компактный и не слишком дорогой, по меркам индустрии, но при этом фактически всеядный конвертор под названием Brooklyn. Впервые аппарат был показан в начале года на выставке CES 2016 в американском Лас-Вегасе, где завоевал награду «самая значимая разработка». Особенно ценно то, что все свои качества модель может реализовать при использовании компьютера в качестве источника путем традиционного подключения по USB.
Волшебная коробка
Поскольку Mytek Digital, основанная в 1992 году, специализируется на выпуске оборудования для студий звукозаписи (преимущественно конверторов, предварительных усилителей и усилителей для наушников), изначально бытовой Brooklyn своим видом и конструкцией все равно напоминает устройство PRO-уровня: никакого дерева и золота в отделке, простейшая упаковка, самый обычный сетевой провод в комплекте.
Из реверансов потребителю – лишь фирменный USB-кабель и пульт дистанционного управления. Зато сама машина – уникальная. Это не просто высококлассный цифро-аналоговый конвертор с поддержкой ультимативных аудиоформатов, таких как DSD256, DXD и MQA, это также предварительный усилитель с балансными и обычными выходами, мощнейший усилитель для наушников и фонокоректор MM/MC уровня «как за $20 000». Проверять это заявление производителя мы не стали, но в остальном устройство удалось исследовать по полной программе. Про внешний вид Mytek Brooklyn много не скажешь: корпус черного (как на фото) или серебристого цвета изготовлен из толстой стали и алюминия. На фрезерованном фасаде с «голографическим» узором и светящимся логотипом фирмы размещен регулятор громкости, являющийся по совместительству кнопкой питания и переключения режимов, дисплей, да четыре клавиши без подписей. Их назначение меняется в зависимости от режима работы устройства и обозначается на дисплее.
Выхода на наушники два, причем отдача встроенного усилителя может доходить до впечатляющих 6 000 мВт (500 мА)! А если использовать опциональный фирменный адаптер, то можно подключить одну пару наушников, но по балансной схеме.
На тыловой панели, помимо разъема подключения сетевого шнура (мультиформатный блок питания 100-240В встроен в корпус) и порта USB 2.0, можно увидеть выходные разъемы XLR и RCA, стереовход фонокорректора ММ/МС, цифровые входы S/PDIF и AES/EBU, а также пару разъемов BNC для сквозного подключения к внешнему тактовому генератору и разъем питания 7-14В для питания от аккумулятора или более высококлассного внешнего БП.
Любопытно, что все цифровые потоки, заходящие в ЦАП, можно отправлять по USB в компьютер, хотя зачем и кому это может понадобиться – вопрос непростой, ведь запись чужого контента является незаконной, а если уж так захочется плюнуть в лицо правообладателю, то «рипнуть» практически любой оптический диск или файл можно прямо в компьютере. Отдельно упомянем, что для винилового проигрывателя Mytek Brooklyn является лишь полностью аналоговым (включая регулятор громкости) предварительным усилителем, функции АЦП у него нет. В стандартном режиме работы на экран Mytek Brooklyn выводятся назначения клавиш, выбранный вход, параметры декодируемого потока, а также показания студийного пик-метра. Регулятор, к слову, «по умолчанию» выполняет функцию переключателя режимов. Для коррекции уровня громкости нужно на него нажать, чтобы перевести в привычную ипостась. Пользователю доступна шкала с шагом 1 дБ. Такое значение можно считать оптимальным балансом скорости и точности настройки громкости.
Для прослушивания аудиофайлов через Mytek Brooklyn на компьютере производитель рекомендует использовать широко известный бесплатный программный плеер Foobar 2000. Однако первой музыкальной сессии будет предшествовать отнюдь не минутный процесс установки дополнительных плагинов и их настройка, иначе декодировать DXD, DSD и MQA конвертор не сможет, поскольку компьютер не будет выдавать цифровые потоки в должном виде. К счастью, все плагины также бесплатны, а весь процесс подробно описан в инструкции к устройству. Но потребуется еще и драйвер, который необходимо скачать с сайта производителя. В состав драйвера входит панель управления, через которую доступна часть функций маршрутизации сигналов, хотя если говорить только о прослушивании файлов с помощью USB-ЦАП, хватает одного лишь драйвера. Вся настройка заняла у нас около часа, после этого появилась возможность слушать фактически любые аудиофайлы, а это воодушевляет! Вопрос только в том, с каким качеством аппарат выполняет свою работу. Кстати, если вы счастливый обладатель компьютера от Apple, то процесс согласования его работы с Mytek Brooklyn упрощается до предела - достаточно подключить аппарат к одному из портов USB компьютера и выбрать ЦАП в панели настроек аудио операционной системы в качестве выходного устройства. Никаких драйверов при этом устанавливать не нужно - понадобится лишь контрольная панель от Mytek для управления устройством и программный проигрыватель для воспроизведения файлов.
С качеством воспроизведения любых форматов аудио у Mytek Brooklyn полный порядок: модель базируется сразу на трех разнотипных процессорах для декодирования и маршрутизации цифровых аудиопотоков. Преобразованием же цифры в аналог занимается первоклассный чип ESS Sabre 9018K2M, напрямую завязанный на фирменный задающий генератор Mytek Femto, заявленный внутренний джиттер которого составляет всего 0,82 пикосекунды. Блок питания – импульсный, экранированный. Охлаждение компонентов (а греется аппарат весьма прилично) осуществляется конвекционным способом через перфорацию в верхней крышке, представляющую собой большой логотип Mytek. Звучание Mytek Brooklyn превосходно согласуется с основной деятельностью компании: оно студийное в хорошем смысле слова. Звук абсолютно нейтральный, ритмичный, детальный и точный. Кому-то может не хватать «тепла» или иной индивидуальности звукового почерка, но мы приветствуем нейтральную подачу источника, поскольку способов «подкрасить» звук масса – от выбора усилителя и колонок до апгрейда кабелей и коррекции акустики помещения. Какую музыку ни включи, кажется, что сидишь перед высококлассными студийными мониторами на этапе мастеринга: компонент сообщают всю звуковую информацию, но ничего не добавляют от себя. Вследствие чего для Mytek Brooklyn просто нет такого понятия, как жанровые ограничения! Но есть нелюбовь к низкокачественным записям, поскольку при столь аналитичном звуковом тракте аппарат с радостью и даже цинизмом вываливает на слушателя все косяки звукорежиссера, звукозаписывающего тракта и того криворукого студента, который делал рип для торрентов. Но стоит зарядить классный трек – и выключить музыку уже не захочется. Особенно если для комфортного звучания подготовлены системный блок компьютера и рабочий стол.
Тип – цифро-аналоговый конвертор с предварительным усилителем, фонокорректором и усилителем для наушников | Название – Mytek Brooklyn | Функции – декодирование аудиопотоков от компьютера и внешних источников, предварительный усилитель, фонокорректор ММ/МС, усилитель для наушников | Подключение к компьютеру – USB 2.0 (требуется драйвер) | Другие цифровые входы – S/PDIF (оптический, электрический), AES/EBU | Аналоговые выходы – XLR, RCA | Выход для наушников – 6,3 мм (2), общая выходная мощность 6 000 мВт, балансное подключение с помощью опционального переходника | Поддержка форматов – DXD/PCM (до 32 бит / 352,8 кГц), DSD (до DSD256), MQA | Корпус – металл, передняя панель – фрезерованный алюминий | Цветовое оформление – черное или серебристое | Габариты, см – 21,6 x 21,6 x 4,4 | Масса, кг – 1,5
Говорят, что будущее самого популярного lossless- сервиса довольно туманно. Но музыка все еще играет и никогда не поздно изучить Hi-Fi-стрим под микроскопом.
Это не первый наш материал о Tidal. В предыдущей статье рассказывалось о нюансах настройки интерфейса, и предпринимались попытки проанализировать соответствие контента оригинальным фонограммам. За это время случились две знаменательные вещи.
А на второй полезной вещи мы отведем глазки и прямых ссылок давать не будем. Но кое в чем можно признаться перед честным народом. В закрытых комьюнити братушки-пиратушки смастерили уже не одну утилиту, которая позволяет выковыривать и сохранять себе любую музыку прямо из серверов Tidal. Т.е. мне сейчас не надо, как в прошлый раз, городить схему с USB-преобразователем и цифровым рекордером, записывая стрим Tidal в реальном времени. Искомые альбомы теперь просто с дьявольской скоростью оказываются по нужным папкам. Вот и сравним эти дубли с аналогичным музыкальным контентом, который приобретался ранее на CD или через online-покупки.
Начнем с lossy. Конечно, Tidal в подавляющем представлении — это lossless-ресурс. Но иногда бывает, что на каких-то малоизвестных альбомах в меню Tidal заветные буковки Hi-Fi или Master, увы, не зажигаются. Весь этот музыкальный материал хранится и транслируется в кодеке AAC с нищенским битрейтом 96 кбит/с, такие дела. Тем не менее это не единственный вариант lossy-трансляции. Если вы экономите трафик (например в 3G), в настройках плеера можно выбрать ширину потока High, и тогда вместо lossless-стрима включится передача музыки в AAC с битрейтом 320 кбит/с. Это — наиболее, на мой взгляд, оптимальный вариант походного сжатия аудиоданных. Теперь рассмотрим поближе те самые загадочные аудиофайлы из раздела Masters.
У Tidal, как известно, их навалом, но все они зашифрованы кодером MQA с весьма противоречивой репутацией. MQA распаковывается только «на лету», через фирменное приложение, или же через ЦАП с соответствующей лицензией. Это значит, что даже если мы украли у Tidal такой аудиофайл, пока ни одна программа не в состоянии исключить данную MQA-сигнатуру и пересохранить файл до первородного оригинала.
Также известно, что ни сами музыканты, ни студии не занимаются MQA-кодированием своих альбомов. В презентации Meridian эта возможность, в принципе, оговаривается, но мне пока неизвестно о звукозаписывающем оборудовании, где аналоговый сигнал переводится в цифровой вид с учетом специальной процедуры MQA. На данный момент готовые мастеры ото всех лейблов передаются специальной, аффилированной с Meridian конторе, которая прошивает их MQA-кодом, проверяет на ошибки и возвращает обратно. Подобный аудиоматериал уже вышел за пределы собственно Tidal. Например, в магазине Qobuz можно встретить последний альбом Шарлотты Генсбур с MQA-сигнатурой. Это видно и по записи тегов, да и на спектрограмме тоже. Другого варианта хайреза просто не существует. Хорошо это или плохо?
Альбом Шарлотты Генсбург "Rest" уже продается закодированным в MQA. В Qobuz, разумеется, об этом ни слова не говорят
В целом это скорее плохо, чем хорошо. С одной стороны, воспроизводить в обычных условиях подобное аудио вполне возможно. Это ведь обычный 24-битный FLAC с дискретизацией 44,1 либо 48 кГц. Ну как, все-таки не совсем обычный. Да и не вполне 24-битный. Как я уже показывал в прошлом материале, вся дополнительная HD-информация упаковывается в небольшой высокочастотный шумок в области 19-20 кГц. Его присутствие указано на спектрограмме красными стрелками. Это и есть то самое «воспоминание о хайрезе».
Таким образом, за счет небольшого снижения разрешения (т.е. битности) потока Meridian предлагает затем специальным декодером восстановить гармоники выше частоты дискретизации. Выглядит все как «слушайте традиционное качество», но ключик к хайрезу лежит только в одном укромном месте.
Заботу о трафике и бесперебойной трансляции еще можно понять, когда речь идет о тяжелых HD-файлах 24 бит / 96 кГц. Здесь вопросов нет, и я бы даже возразил скептикам MQA, которые называют его lossy-форматом (т.е. кодированием с потерями). Это некорректное обвинение. С таким же успехом можно обозвать lossy и содержимое компакт-диска, раз уж его исходником тоже когда-то послужил студийный мастер 24 бит / 96 кГц. Там ведь тоже была децимация оригинала, и, поверьте, куда большая, чем это предлагает Meridian. В общем, MQA — это по-прежнему лосслесс, но с рядом особенностей, одна из которых мне не очень нравится. MQA-формат затягивает под одну гребенку массу музыки в 24/44, которой сейчас абсолютное большинство среди новинок.
Я намеренно не стал ворошить какие-то особые аудиофильские издания и обратился к самому обычному контенту, с современным зверским мастерингом. Разберем в качестве примера издание 2015 года группы Duran Duran.
Оригинальный HD-трек Duran Duran из альбома «Paper Gods» в размерности 24 бит / 44,1 кГц
Изначально фонограмма на «Paper Gods» очень жестко обработана максимайзером, максимальные уровни остановились за 0,16 дБ от края. При таких пограничных величинах любая динамическая обработка данных неизбежно выбросит часть пиков за красную черту 0 dbFS. Подобным образом сейчас все так записывают музыку, к сожалению. В MQA-версии «Paper Gods» основной сигнал немного вырос по уровню громкости как раз до 0 dbFS, чтобы еще больше наловить клиппинг! На рисунке ниже он таков перед тем, как попасть на декодер Meridian. Нельзя сказать, что имело место линейное изменение уровня громкости, пропорции в пиках и провалах немного изменились. Стоит ли пускать такой контент на обычный ЦАП?
MQA-кодированный аудиофайл того же трека Duran Duran, который хранится на сервере Tidal.
Апологеты MQA, в том числе и самые напыщенные («не смотрите спецификации, слушайте музыку») болтуны из журнала Absolute Audio утверждают, что чудодейственные рецепты пре- и постфильтров Meridian облагораживают чуть ли не любой аудиопоток. Но разве это повод штамповать подряд все хайрезы MQA-татуировками? Кто-то любит делать апсемплинг с помощью SoX-алгоритмов. Да, для некоторых ЦАПов это более предпочтительный режим работы, и что? Кто-то вообще избавляется от любых фильтров в NOS-DAC. Meridian полагает, что DSP-обработка оригинального мастера одной из разновидностей минимально-фазового фильтра как-то кардинально меняет саунд? Да что вы говорите! Лет десять назад, когда появились ЦАПы с возможностью выбора цифрового фильтра, народ поигрался ими и особой разницы на слух не заметил. А ведь там был полный набор — и линейно-фазовый, и минимально-фазовый, а толку? Влияние цифрового фильтра на характер звучания компонента, мягко говоря, преувеличено.
В таком случае можно все готовые музыкальные альбомы закидывать, например, в diff-файлы и продолжать слушать их исключительно в DSD-домене. Эта идея отлично работает даже на дешевых китайских ЦАПах, о цифровых фильтрах можно уже не заботиться. Собственно, большая часть SACD и делалась из обычных PCM-дорожек — слушателей вполне устраивал специфически мягкий звук на выходе, — а сам носитель долгое время скопировать было практически невозможно, к радости правообладателей. Что-то такое в этом гибридном наследнике идей HDCD и SACD предлагает и Tidal с Meridian. Но, может быть, нашим «дюранам» в клиппинге хоть полегчает после декодера MQA? Ну что же, опять придется захватить рекордером PCM-поток на выходе десктопного приложения Tidal.
При распаковке в Tidal трека Duran Duran происходит апсемплирование до 88,2 кГц с выбросом т.н. «алиасных» помех
Как видно на рисунке выше, имеет место удвоение оригинальной частоты дискретизации альбома «Paper Gods». Ранее я уже демонстрировал такой же фокус с Beyonce и альбомами других исполнителей в той же размерности. Можно предположить, что такой сигнал будет легче обрабатывать, но клиппинга на нем меньше не стало, даже наоборот.
В распакованном в Tidal треке Duran Duran выросло количество клиппинга
Тем не менее не стоит считать MQA-кодер тотальным бульдозером. Это смотря к чему его применять. На оригиналах 24/44 и 24/48 я не вижу смысла в MQA. Но когда дело доходит до кодирования более тяжелых хайрезов, система действительно работает. Возьмем недавнее переиздание альбома «Roots» группы Sepultura в формате 24 бит / 96 кГц. На сервере Tidal этот материал раздается в FLAC формате размерности 24 бит / 48 кГц, а затем распаковывается в приложении Tidal до исходных 24 бит / 96 кГц. Вот это другое дело — все разворачивается корректно.
Спектрограммы оригинального исходника (HD Tracks) и раскодированной через Tidal заглавной композиции Sepultura из альбома «Roots»
К счастью, в оригинале «Roots» не было клиппинга, не оказалось его в MQA-версиях — хоть закодированной, хоть раскодированной. Различие пиков минимальное, на уровне сотых долей децибел. Частотный диапазон гармоник свыше 24 кГц восстановлен вполне достоверно. Разумеется, набор данных уже не соответствует оригиналу, но на слух драматической разницы не ощущается. Во всяком случае, в ABX-тесте я набрал классические 50% попаданий.
Теперь перейдем к куда более обширной выборке. Сможет ли Tidal бит в бит заменять домашние запасы музыки в обычном CD-качестве? Для ответа на этот вопрос я сравнил более тридцати альбомов из своей коллекции с аналогичными релизами, представленными в каталоге Tidal. Первичной задачей была проверка на совпадение контрольных сумм данных в паре аудиофайлов.
Главным верификатором этой разницы послужила функция Compare WAV’s, которую каждый может найти в CD-риппере EAC. Чтобы не замусорить результат, я старался избегать альбомов с платиновыми тиражами, так как в этих случаях несовпадение данных вероятно даже на уровне печати тиражей CD в разных странах. Полученные результаты Compare WAV’s были разделены на три группы:
1. 100% совпадение всех данных в файле;
2. Совпадение аудиоданных за исключением т.н. оффсета (короткой цепочки нулевых семплов в начале или конце аудиодорожки);
3. Частичное либо полное несовпадение данных.
В первую группу попали (т.е. полностью совпали с файлами от Tidal) исключительно web-релизы, которые достались мне онлайн. Это могли быть ресурсы, торгующие музыкой вроде bandcamp, но и также это касалось пиратской добычи через торрент —конкретно той, где был указан web-релиз, а не CD-рип.
Все чисто. Полное совпадение пары WAV-файлов
Компакт-диски (т.е. мои и чужие CD-копии с подтверждением точности контрольной суммы рипа по онлайн-базе AccurateRip) попали во вторую группу. Как уже отмечалось, несовпадение с контентом Tidal у них выражалось лишь между треками — горстка нулевых секторов, которая не имеет отношения к собственно фонограмме.
Вопрос об истинном исходнике ставить в данном случае бесполезно. В каталоге Tidal ведь запросто мог оказаться рип с невыставленным оффсетом чтения CD-привода. Не следует обольщаться, будто бы персонал лейблов маньячит, как мы с EAC или XLD. Человеческий фактор никто не отменял. Особенно это касается старых CD-релизов какого-нибудь 1994 года. Сунули диск в привод, сделали копию через iTunes, и привет. Оффсет у такой копии гарантировано будет уже иной. В базе AccurateRip находится более четырех тысяч компьютерных приводов, и у всех свои индивидуальные величины оффсета, которые следует учитывать, если вы желаете получить побитовую копию CD-образа.
Эта пара отличается друг от друга наличием оффсета в нулевой зоне
C другой стороны, даже если лейбл предоставит одни и те же файлы для онлайн-дистрибуции и CD-тиража, по собственному опыту знаю, что рип со свежего компакт-диска не будет соответствовать исходнику. Опять получится хоть небольшой, но оффсет в нулевой зоне. Таковы особенности разметки и индексации карты CD, которая появилась задолго до привычной нам структуры с файлами.
И самая интригующая, конечно, это третья группа. Сюда я включил казусы (всего 11 пар) с любыми отклонениями, даже самыми безобидными, которые изучались в аудиоредакторе.
Иногда чуть-чуть различалась громкость в треках. Такое случается и с компакт-дисками, особенно на больших сериях в разных местах. Где-то техники немножко прибрали (или, наоборот, прибавили) громкости перед запуском в тираж. Бывало, что из тройки совпадают только двое — веб-релиз и Tidal. А вот на компакт-диске кто-то вмешался, и там находится совсем другой набор данных. Это при том, что уровни и пики везде одинаковые!
Случались и разоблачения. Два раза честно купленный FLAC на bandcamp оказался апконвертом из lossy, который пришлось заменять дублем из Tidal. Впрочем, для симметрии и в каталоге Tidal нашлась пара альбомов одного исполнителя, формально в звании lossless, но, увы, спектрограмма показала апконверт.
Как это все звучит в сравнении? Для здорового человека, который любит музыку и желает, чтобы она подпевала ему на протяжении дня, конечно же, абсолютно одинаково. Но можно пустить бесов в душу, представить себе аудиопоток, как озеро. И вот на этой зыбкой глади, как лапки водомерок, бегает миллион факторов. Это может быть версия FLAC-кодера (вы, кстати, знаете, что 1.3.2 жмет файл хуже, чем старая 1.2.1?). Или, например, килобайты комментариев и вшитой картинки в ID-Tag аудиофайла. И тогда разница начнет вас преследовать не то что с оффсетом нулевого сектора, а даже на файлах с одинаковой контрольной суммой. Бойтесь играть в такие игры, лучше слушайте Tidal, пока существует такая возможность. Мы не в восторге от его фокусов с MQA, но в остальных вопросах этот ресурс здорово выручает и ему можно доверять.
Master Quality Authenticated ( MQA ) - это аудиокодек, использующий сжатие с потерями и форму отпечатка файлов , предназначенный для высококачественного цифрового потокового аудио и загрузки музыки . Запущенный в 2014 году компанией Meridian Audio , сейчас он принадлежит и лицензируется MQA Ltd, основанной Бобом Стюартом, соучредителем Meridian Audio.
СОДЕРЖАНИЕ
История
MQA был запущен 4 декабря 2014 года в The Shard в Лондоне, хотя концепции, лежащие в основе разработки, ранее были предметом презентации в Британской секции Audio Engineering Society (10 июня 2014 года) и статьи (опубликованной 8 октября 2014 года), представленной на 137-й съезд Audio Engineering Society в Лос-Анджелесе, Калифорния, в октябре 2014 года.
MQA был продемонстрирован посетителям выставки Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в январе 2015 года. Несколько сервисов загрузки / потоковой передачи, производители систем воспроизведения и звукозаписывающие компании впоследствии объявили о поддержке этой технологии, включая Pioneer Corporation , Onkyo , Meridian Audio , 7digital , норвежский лейбл. Линдберг Лид (2L), Mytek и другие вместе с Warner Music Group объявляют о подписании «долгосрочного лицензионного соглашения» с MQA на выставке High End в Мюнхене в мае 2016 года.
В мае 2016 года Американская ассоциация индустрии звукозаписи ( RIAA ) в сотрудничестве с Крылом продюсеров и инженеров Академии звукозаписи , Американской ассоциацией независимой музыки ( A2IM ) и DEG: The Digital Entertainment Group объявили, что услуги, предоставляющие музыку, закодированную в MQA имеют право нести официальный логотип отрасли для "Hi-Res MUSIC".
К 2017 году популярные звукозаписывающие компании Warner Music , Universal Music и Sony Music, а также независимые лейблы Merlin заключили партнерские отношения с MQA, чтобы сделать свою музыку доступной в формате MQA audio.
В марте 2018 года MQA запустила «Live», виртуальный концертный сервис, предназначенный для сохранения исходного качества звука живых выступлений. Хотя воспроизведение будет доступно на любом устройстве, только устройства, совместимые с проприетарным кодеком MQA, могут получить доступ к «полному качеству» потока.
В июле 2019 года Xiami Music перешла на технологию MQA, хотя музыкальный сервис впоследствии был закрыт в феврале 2021 года.
В марте 2020 года MQA сотрудничал с Британским музыкальным посольством, чтобы представить британских артистов, которые должны были появиться на отмененной выставке SXSW 2020. 30-минутные сеты были записаны в формате MQA audio и HD-видео.
В апреле 2021 года интернет-радиостанция Radio Paradise интегрировала MQA во все четыре своих канала микширования на платформе BluOS.
Описание кодека
Кодирование MQA с потерями ; он иерархически сжимает относительно небольшую энергию в полосах более высоких частот в потоки данных, которые встраиваются в полосы более низких частот, используя собственные методы дизеринга.
После серии таких манипуляций измененная и сформированная версия исходного звука вместе с «ретрансляционным» потоком (сжатая разница между исходным и измененным потоками) распределяется как один 24-битный поток, причем наиболее значимые биты, занятые звуком PCM, совместимым с воспроизводящим оборудованием, не поддерживающим MQA. В зависимости от реализации для звука PCM может быть зарезервировано всего 13 бит, при этом биты более низкого порядка визуализируются как шум оборудованием без декодера MQA.
Еще одно отличие от стандартных форматов - это процесс выборки. Аудиопоток дискретизируется и сворачивается с помощью функции треугольника , а затем интерполируется во время воспроизведения. Используемые методы, включая выборку сигналов с конечной скоростью инноваций, были разработаны рядом исследователей за предыдущее десятилетие, включая Пьера Луиджи Драготти и других.
Контент, закодированный с помощью MQA, может передаваться через любой формат файла без потерь, такой как FLAC или ALAC ; следовательно, его можно воспроизводить в системах с декодером MQA или без него. В последнем случае результирующий звук имеет легко идентифицируемый высокочастотный шум, занимающий 3 младших бита, таким образом эффективно ограничивая воспроизведение на устройствах, не поддерживающих MQA, до 13 бит. MQA утверждает, что, тем не менее, качество выше, чем "нормальное" 48/16, из-за новых процессов выборки и свертки.
За исключением методов выборки и свертки, которые не были подробно объяснены MQA, процесс кодирования аналогичен тому, который используется в XRCD и HDCD .
Однако, в отличие от других форматов сжатия с потерями, таких как MP3 и WMA , метод кодирования с потерями в MQA аналогичен aptX , LDAC и WavPack Hybrid Lossy, который использует ADPCM во временной области и снижение битрейта вместо перцепционного кодирования на основе психоакустических моделей.
Прием
В то время как эта технология получила мало комментариев в общей и основной прессе, ее выпуск освещался в аудиофильской и Hi-Fi прессе. Положительный прием получил The Absolute Sound и Stereophile. Роберт Харли, редактор журнала «Абсолютный звук », назвал его «Самой важной аудиотехнологией в моей жизни». Редактор Джон Аткинсон писал в журнале Stereophile после запуска в Великобритании в декабре 2014 года: «За почти 40 лет посещения аудиовизуальных мероприятий для прессы я лишь изредка уходил с ощущением, что присутствовал при рождении нового мира».
Критика
MQA подвергся критике из различных источников в музыкальной индустрии.
В статье под названием Digital Done Wrong на веб-сайте International Audio / Video Review был сделан вывод о том, что MQA основан на фундаментально необоснованном понимании правильной обработки цифрового звука, и обнаружено, что воспроизведение образца кодирования MQA продемонстрировало грубые искажения и неудачу восстановления. Однако он отметил, что некоторые слушатели могут найти технические дефекты кодирования MQA субъективно приятными.
Художник Нил Янг выразил неприязнь к формату MQA, заявив, что мастера "деградируют и манипулируют" при кодировании в MQA, и, следовательно, удалил свою музыку из Tidal, узнав, что его каталог на сервисе был закодирован в MQA без его разрешения, критикуя Warner Music Group (владеющая лейблом, через который Янг выпустил большую часть своего каталога ( Reprise Records )) для кодирования музыки, мастера которой не лучше CD-качества в MQA. Он также характеризует формат как способ сбора роялти.
Производитель аудиопродукции Schiit Audio объявил, что не будет поддерживать MQA, среди прочего, из-за того, что «… поддержка MQA означает передачу всей звукозаписывающей индустрии внешней организации по стандартизации».
В интервью для онлайн-издания Positive Feedback инженер Андреас Кох критически оценивает MQA из-за его алгоритмов с потерями и сжатия, а также требований лицензирования; также заявив, что такой формат «не решает никаких проблем, которые существуют в настоящее время в мире». Кох участвовал в создании Super Audio CD , разработке кодека Direct Stream Digital и является соучредителем производителя аудиопродукции Playback Designs.
Видео на YouTube, посвященное MQA с использованием созданных авторами звуковых дорожек, выпущенных на Tidal, было опубликовано GoldenSound, обозревателем звукового оборудования. Анализируя треки до и после преобразования MQA, автор говорит, что кодирование файла в MQA изменяет звук, заключенный в файл, в ущерб. YouTuber пришел к выводу, что этот метод кодирования показывает, что MQA предоставляет необоснованную информацию о том, как работают их кодирование и формат. MQA также заявила, что предоставленные файлы не были искажены, а были усечены 16-битными файлами (то есть изначально имели более высокую скорость передачи данных), что приводило к проблемам с кодированием. GoldenSound оспаривает это, заявляя, что они тестировали трек как с дизерингом, так и без него.
Аппаратные и программные декодеры
Аппаратные декодеры производятся компаниями Pioneer , iFi Audio , Onkyo , Mytek, Meridian , Cocktailaudio и Bluesound. Выбранные продукты Meridian будут поддерживать MQA благодаря обновлению прошивки. Что касается программного обеспечения, настольное приложение от Tidal поддерживает MQA.
Коммерческие устройства воспроизведения с поддержкой MQA требуют уплаты роялти компании MQA Ltd за каждую проданную единицу. Основываясь на информации от Auralic, производителя беспроводных аудиостримеров Audiophile, Meridian Audio запрещает цифровой вывод распакованного MQA в любом цифровом формате, разрешая только распакованные данные подавать на встроенный MQA-совместимый ЦАП и выводить в аналоговой форме. Некоторые говорят, что это своего рода процесс DRM , который позволяет аутентифицировать надлежащий файл MQA и декодировать полное качество сигнала только на коммерчески лицензированном оборудовании.
Программное обеспечение USB Audio Player Pro для Android можно приобрести в приложении за один раз, чтобы активировать декодер MQA.
Программное обеспечение Roon иллюстрирует альтернативную модель оплаты по факту использования. Он поддерживает декодирование и обработку файлов и потоков MQA от начала до конца. В комментариях главного операционного директора предлагается модель оплаты с оплатой по факту.
MQA-CD
Компакт-диски, закодированные с помощью MQA, были выпущены исключительно в Японии в 2017 году, и лейбл Ottava первым выпустил MQA-CD, а вскоре после этого последовали другие лейблы, такие как Universal Music Japan. MQA-CD можно воспроизводить на любом проигрывателе компакт-дисков, если подключен декодер MQA. В противном случае вместо более качественного звука будет воспроизводиться обычный звук.
Стриминговые сервисы
Начиная с января 2017 года, Tidal предоставляет аудио MQA подписчикам пакета Tidal «HiFi».
MQA (Master Quality Authenticated) – новый аудиоформат для хранения аудиозаписей с высоким разрешением, предложенный компанией Meridian Audio. Аббревиатуру MQA можно расшифровать как подтвержденное студийное качество. Одними из особенностей формата являются возможность заметного сжатия аудиоданных без ухудшения качества, а также защита от копирования и водяные знаки, которые указывают на авторство музыки. Для воспроизведения этого формата требуется поддержка оборудования. ЦАПы без поддержки MQA будут воспроизводить этот формат в обычном качестве на уровне Audio CD.
Вся эта история началась с получения электронного письма в 2014 году: «Привет, Крис, С удовольствием посвящу тебя в подробности передовой технологии компании Meridian Audio - MQA (Master Quality Authenticated). Смотри пресс релиз ниже по тексту письма. Приложение к письму является официальным документом». Кажется, что это было целую вечность назад. В последующие месяцы MQA обрастал подобно кому, катящемуся с заснеженного склона. Все большее число производителей включаются в программу, все большее количество контент-партнеров подписываются под участием, и все больше и больше обсуждений происходит среди пользователей сообщества Computer Audiophile. На основании объективного анализа активности сайта я с легкостью могу утверждать, что со времени CES 2016 заинтересованность в MQA существенно выросла среди сообщества. Большинство разговоров про MQA с момента ее представления являлись вымыслами, т.к. только относительно небольшое количество людей на самом деле слышало MQA-музыку. И даже те, кто слышал, скорее всего, проигрывал музыку не на своих собственных аудио системах. Все изменилось, когда Meridian официально выпустил обновление прошивки для своих Explorer2, Prime и некоторых компонентов (818v3,*808v6 и колонки особого выпуска) в феврале 2016. Скачав прошивку, я обновил свой Explorer2 до версии v1717. Теперь он обладал возможностью обработки MQA и в моем распоряжении оказался ЦАП, способный распознавать и воспроизводить данный формат на моей собственной аудиосистеме и в моей комнате. Я ждал этого вечность. На различных мероприятиях я слышал MQA-контент множество раз, но ни разу – в знакомой мне обстановке. Теперь, когда мое «железо» научилось воспроизводить MQA, мне нужна была какая-нибудь музыка для проигрывания. Поздно вечером мне пришло электронное письмо со ссылкой на 10 загружаемых MQA файлов в формате FLAC. Нажать, скачать, распаковать, включить, слушать… MQA «рулит», это величайшее достижение человечества. Было бы совсем хорошо, если бы данная технология была бы такой же простой и понятной, как и великой.
Прослушивание MQA
Подобно большинству людей, мне хотелось прослушать MQA запись, так, чтобы ее качество, о котором можно было мечтать до появления MQA, сразу бы взорвало мне мозг. Еще мне хотелось сравнить MQA-версию записей с обычной и прийти к моментальному заключению о безальтернативном превосходстве формата MQA, чтобы мне никогда не захотелось возвращаться к прослушиванию обычных записей. Мой список желаний немного нереалистичен, но надеясь на лучшее, я готовился к обычному.
В дополнении к десяти присланным мне вечером трекам я купил напрямую с сайта лейбла 2L еще записей. Так я смог получить обе версии – MQA и обычную одних и тех же композиций. По чему еще можно судить о технологии, как ни сравнивая разные версии музыки? По крайней мере, мне так казалось.
Первым в моем списке на прослушивание был альбом «Stille lys (Quiet Light)» от Яна Гуннара Хоффа (Jan Gunnar Hoff). MQA-версия композиции с альбома была «Mitt Hjerte Alltid Vanker» и я купил 24-бит/ 192-кГц версию этой же записи. Согласно данным 2L, альбом издавался в формате DXD (Digital eXtreme Definition 352,8 кГц/24-бит). Я был бы рад скачать альбом в оригинальном формате DXD, но мой Explorer2 не поддерживает записи с частой дискретизации свыше 192 кГц. MQA версия записи распознавалась в Roon как запись 24/44,1. В этом же формате увидят этот файл и любой ЦАП без поддержки MQA. К счастью, Roon, как любому другому приложению, надо только передать сигнал на ЦАП в максимально исходном виде (без внесения изменений в него), поэтому ЦАП с поддержкой MQA имеет возможность работать с файлом на высоком разрешении. При воспроизведении данного трека через Explorer2 индикатор MQA окрашивается в синий; индикаторы 4-х кратной частоты дискретизации также загораются. Светодиоды окрашиваются в синий, что значит воспроизведение файлов формата MQA. Музыка в формате MQA используется в студиях как подтвержденные релизы от артистов и продюсеров.
До этого вечера я никогда не слышал данный альбом, ни на презентации, ни дома. Я бы отдал предпочтение знакомым мне записям, но тут имел место тот случай, когда приходилось довольствоваться имеющимся. Для начала я включил MQA-версию «Mitt Hjerte Alltid Vanker» и прослушал ее три раза. Звучало чудесно. С самого начала я отметил четкость звучания каждой ноты при каждом ударе молоточка по струнам и и плавность спадания звука во время их затухания. Все величие MQA устремляется прямиком в космос при воспроизведении данной музыки. Тем не менее, версия 24/192 данного трека также потрясающая. Главные отличия между двумя версиями: 1) MQA-версия обладает сверхъестественной четкостью и чувством пространства вокруг каждой ноты, чего просто нет в стандартном варианте 24/192. Подчеркну еще раз – это характеристика каждой отдельной ноты, а не более атмосферное или объемное восприятие композиции в целом 2) Версия 24/192 звучала, как будто микрофон располагался намного ближе к струнам, а звук был более скованным, как будто бы каждая нота была в собственном футляре 3) В MQA-версии каждое послезвучие обладало как чистотой, так и тоном основной ноты, чего не было в основной версии. Я действительно прочувствовал звучание каждой ноты целиком, от начального удара молоточком до затухания и последнего децибела, во всей своей красоте.
Далее последовал альбом «Ein Song Frå Dei Utsungne Stunder» от Берит Опхейм (Berit Opheim), Нилса Окланда (Nils Økland) и Бьорна Кжеллемур (Bjørn Kjellemyr), так же известных как «The BNB». Изначально данный альбом был выпущен 2L в формате 16-бит / 44,1 кГц. При его воспроизведении индикаторы MQA на Meridian Explorer2 загорелись голубым, а вот светодиоды 2x или 4x остались тусклыми. MQA-альбом остался в том же самом разрешении, каким его идентифицировал Roon – 16/44,1. Explorer2 своими силами организовывал апсэмплинг записи до 4x (176,4) но оставим разговор про это на другой раз. Весь альбом звучал фантастически. Великолепный вокал и великолепный контрабас, почеркнутый нежными скрипкой и виолончелью. Я выделил два трудноуловимых различия между оригиналом и MQA-версией альбома: 1) В оригинальной записи присутствуют звуки, как я их называю – отдающие пластиком. Есть в них нечто синтетическое, воспринимаемое только в сравнении с MQA-вариантом 2) В оригинальном варианте присутствуют некая темнота или небольшая тусклость в звучании, ненаблюдаемая в MQA-версии. В данном случае я говорю не об уровне собственных шумов, а именно об умирающем звучании инструментов. Как и в случае с предыдущем альбомом, отличая состоят не только в разности громкости в пару дБ. Они трудноуловимы и может не так очевидны для основной массы слушателей, особенно при воспроизведении незнакомой музыки.
Далее я взялся за более знакомую мне музыку, включив «When I Go» с альбома «Strangers Again» от Джуди Коллинз (Judy Collins). В этой композиции Джуди выступает дуэтом с Вилли Нельсоном (Willie Nelson). Roon воспринимает эту запись как 24/44,1, а ЦАП Explorer2 – как 2x (скорее всего это 88,2, т.к. HD версии с HDtracks доступны именно в этом разрешении). Кроме того, первый светодиод на Explorer2 загорелся зеленым, вместо синего. Синий означает студийный файл MQA, зеленый означает, что ЦАП обрабатывает MQA-поток или файл, и что звук будет идентичен закодированному. Я не совсем понимаю, что это означает по технологии MQA в процессе преобразования стандартных записей в MQA-альбом. Возможным значением зеленого цвета, известным мне, является обозначение преобразованного в MQA -формат файла без использования хитроумных процессов, сопровождающих процесс создания студийный файлов MQA. Не надо тут ссылаться на меня, это всего лишь грубое предположение. Возможно, что за данным предположением стоят небольшие звуковые отличия, которые я заметил на данном треке Джуди Коллинз / Вилли Нельсона. Я изначально подумал, что если среди десяти скаченных мою треков в одном я и обнаружу отличия, то это будет именно этот трек. Большинство из нас слышали Вилли Нельсона миллион раз и знакомы с фолк музыкой (ближе, чем с классическими произведениями). После прослушивания снова и снова MQA и оригинальную версий единственное отличие, которое я смог выделить – это слегка более естественный или чуть более мягкий голос Вилли. Позже я стал думать, что также по-разному звучат открывающие запись ударные (я действительно пошел и прослушал снова несколько раз композиции). Кажется, что MQA-версия воспроизводит большее число частот от ударных, или же делает их более слышимыми. Не то, чтобы ударные имели более широкую АЧХ, скорее в оригинальной версии часть их звучания терялась в фоне. В MQA-версии звук ударных звучал полнее с более точными послезвучиями, если сравнивать с оригинальным вариантом. В любом случае, данная запись оказалась для меня крепким орешком, так мне безумно хотелось услышать то, что мне хотелось услышать и то, что, как я думал, я должен слышать.
«Мы провели множество слепых тестов, слушая запись с использованием MQA-технологии и без. И MQA постоянно побеждал. Что меня озадачивает, так это то, как с помощью данной технологии можно получить чистоту звучания и реализм из моих записей высокого разрешения. Воспроизводимый MQA-звук воспринимается лучше, и это не выдуманные в голове едва уловимые оттенки. Благодаря MQA я научился нормально слушать записи с цифровыми артефактами, которые все еще существуют несмотря на использование лучшего оборудования, ведь она (MQA) их просто устраняет. Возможно, это Святой Грааль цифрового аудио»
Конкретно о записи «When I go» Алан сказал следующее: «Я только что сравнил звучание MQA с оригинальной записью 88,2 кГц 24-бит и обнаружил, что качество MQA мистическим образом намного лучше. Слушая Вилли и Джуди, их голоса звучат намного реалистичнее, и в тоже время обладают структурной филигранностью и детализацией тональности, которую я не замечал в оригинальной записи! Эти утверждения верны и для банджо, и для тихой электрогитары в правом канале. Я восхищен и смотрю с надеждой в будущее на MQA технологию»
Дополнение 2: Получено только что из MQA ltd.: «Между файлами, обозначаемыми зеленым или синим цветом, нет никакой звуковой разницы, отличие в официальном статусе музыкального произведения». Кроме того: «Сегодня Алан Сильверман попросил нас сменить статус Джуди Коллинз (альбома) на студийный»
Итоги первых суток
В целом, я остался доволен музыкой MQA, которую я слушал. Мне бы хотелось высказать единое для всех MQA-продуктов и композиций мнение, что MQA всегда намного лучше остального, но не могу. Различия, которые я подмечал, настолько трудно уловимы, и мое мнение ограничено использованным мною оборудованием. А еще я подозреваю, что больше всего MQA раскроется на записях, «не сделанных богами» (т.е. с использованием менее качественных аналого-цифровых преобразователей и т.п.). 2L делает свои записи с использованием очень хорошего оборудования, прилагая всевозможные усилия для качественного результата лучшими инженерами. Хоть MQA и смог улучшить оригинальные записи 2L, я готов поспорить, что результат будет более впечатляющим на традиционных популярных записях или очень старых записях. С другой стороны, может быть очень непросто сравнивать MQA-версию старых записей и оригиналов, из-за технологии их производства. Это тоже самое, как сравнивать переиздания одного и того же альбома – конечно они будут звучать по-разному. Будут очевидные различия при использовании MQA и без него. Настоящий же вопрос – какая часть различий возникла из-за MQA, а какая – благодаря переизданию. Но надо ли на самом деле отвечать на него? Я не уверен, ведь если MQA будет новым этапом в получении лучшей музыки, то только это и будет иметь значение. Есть только два варианта – перейти на MQA или продолжать использовать то, что есть. В любом случае, поезд MQA отправляется в путь. И я бесконечно оптимистичен по поводу его будущего.
Используемое оборудование
1. Программный плеер Roon, запущенный на музыкальном сервере SOtM sMS-1000SQ с операционной системой Windows Edition server
2. Блок питания SOtM sPS-1000
3. Кабель Wireworld Platinum Starlight 7 USB 2.0 >
4. ЦАП Meridian Explorer2
5. Кабель AudioQuest Yosemite 3.5mm to RCA
6. Предварительный усилитель Constellation Audio PreAmp 1.0
7. Межблочный кабель Wireworld Platinum Eclipse 7 Interconnects
8. Усилители мощности Constellation Audio Mono 1.0
9. Акустический кабель Wireworld Platinum Eclipse 7
10. Акустическая система TAD CR1
Читайте также: