Можно ли jpeg обработать в lightroom
Добрался я до последней статьи, связанной с фотосъемкой, ура! На тему обработки множество холиваров в сети: и, касательно того, что это нужно/не нужно делать, и касательно того, как конкретно делать. Мой взгляд на эту тему опирается на то, какого результата хочу получить лично я и какой ценой. Уточняю: прежде всего, я снимаю для блога и для своего семейного архива, то есть фотографиями напрямую я на жизнь не зарабатываю. Плюс ко всему, я не могу тратить на них слишком много времени, иначе работать будет некогда, все-таки фотографий приходится обрабатывать много. У меня на сайте выходит 2-3 статьи в неделю, в каждой примерно 20-40 фотографий. С другой стороны, совсем необработанные я тоже выпускать не могу, они блеклые (потому что RAW), часто есть слишком яркие или слишком темные участки, и тд, и такие фото мне самому не нравятся. То есть можно было бы, наверное, любые выкладывать, но это не мой вариант.
Все части моего FAQ для начинающих фотографов
Как я обрабатываю фотографии в Лайтруме
Как я уже сказал, вся обработка происходит у меня в Lightroom, и она довольно простая. Фактически, я только кадрирую и выравниваю горизонт, вытягиваю тени и затемняю светлые участки, добавляю цвета и резкости.
Импорт фотографий и пресеты
Вставляю флешку от фотоаппарата в кардридер и импортирую фото с переносом на внешний жесткий диск. О хранении фото, напишу ниже. При импорте применяю предварительно созданные пресеты: Clarity-Detail-Noise-Lens и NewA6500. Сейчас использую только последний (у меня Sony A6500), в нем больше настроек под мою камеру и под то, как я снимаю. Есть еще парочка для телефона и второй камеру.
Но пресеты очень похожи, отличаются немного лишь настройками теней, светов и экспозиции и я их постоянно корректирую, так как, то мое мнение меняется, то в очередной раз пытаюсь подогнать настройки под большинство фотографий, чтобы меньше их обрабатывать. Одни из повторяющихся настроек: Clarity +25, Vibrance +25, Sharpening +60, Noise Reduction Luminance +65, Enable Lens Correction. Последняя довольно важная, так как подстраивает фотографию (в основном убираются геометрические искажения) под ваш объектив. Но это в случае, если Лайтрум знает вашу камеру. Например, для Canon G7xm2 мне приходится потом вручную выбирать что-то похоже на него.
Касательно пресетов, сразу хочу сказать, тут нет правильно или неправильно. Ну, если говорить о любителях, у профи все иначе, хотя и у них может быть особый авторский стиль. Поэтому вы можете создать для себя пресет с любыми настройками, как вам нравится, и это будет правильно. Ведь главное, чтобы оно вам подходило, вы же их обрабатываете, просто потому что «я так вижу». Тут, конечно, можно поспорить, я не настаиваю :) Никогда не поздно почитать о профессиональной обработке, о том, как гуру предлагают использовать ту или иную настройку, и изменить свои пресеты.
Файлы не переименовываю, оставляю, как есть.
Прореживание фото
Но вообще после пару лет фотосъемки стал гораздо меньше тратить времени на прореживание и менее тщательно прореживать, поначалу чуть ли 50% где-то оставлял. Проще жесткие диски менять на более емкие и покупать новые, чем сидеть несколько дней и прореживать. Тем более, мой архив растет не так уж и быстро. Плюс, к тому же не раз уже был такой момент, что вдруг понадобилась удаленная фотография, пусть и бракованная.
Прореживание происходит тоже в Лайтруме, помечаю фото, как Rejected клавишей X, потом удаляю сразу все помеченные.
Кадрирование и выравнивание горизонта
Поначалу кадрирование делал очень часто, потом видимо пристрелялся и композицию выстраиваю нормальную уже на этапе фотографирования. В статье Как фотографировать в путешествии я говорил, что пользуюсь правилом третей, так вот при кадрировании точно так же пользуюсь именно им. Не фанатично.
Баланс белого
Вытягивание теней и затемнение светлых участков
Так как на многих фотографиях есть некоторые проблемы с динамическим диапазоном, то благодаря обработке можно их уменьшить. Для это высветляю тени рычажком Shadows (двигаю в плюс), потом затемняю слишком яркие участки Highlights (двигаю в минус). Получившийся результат корректирую Exposure (плюс или минус, в зависимости от ситуации) и частенько еще регулировать White и Blacks. Да, и чуть не забыл, прибавляю Contrast, потому что при осветлении теней он теряется, и изредка добавляю еще Clarity (до 50), увеличивая микроконтраст. Хотя обычно контраст и микроконтраст у меня сразу устанавливаются пресетом при импорте в нужные мне фиксированные значения (+10 и +25, соответственно).
Добавление цвета
Blue Sky нужен для увеличения синевы неба, но для этого оно не должно быть слишком сильно пересвечено (иначе без толку будет), и для увеличения насыщенности желтых и оранжевых цветов. Важно упомянуть, что иногда нужно Luminance для синего цвета ставить обратно в ноль, иначе синева выходит не естественная.
Skin toning меняет баланс света, делая цвет кожи более похожим на настоящий. Но правда и все вокруг тоже меняет баланс, не только кожа. Так скажем, для любителей теплых оттенков и ламповости.
Увеличение резкости и убирание шумов
Так как все фотографии идут или на блог, или в Инстаграм, то есть фото будут просматриваться только с экрана, причем не в максимальном разрешении, а около 1000 px по ширине, то резкость можно безболезненно задирать в программе. Резкость у меня тоже задается пресетом еще при импорте (+60). В зависимости от фотографии, я могу уменьшить значения Sharpening, во избежание избыточной резкости или шума. Собственно, нейтрализация шумов у меня тоже происходит при импорте и потом я рычажок Luminance (+65) трогаю редко. В основном, приходится уменьшать Sharpening и Luminance для jpeg, полученных с мыльницы или смартфона.
И опять же упомяну тут инструмент Clarity. На самом деле он тоже делает фото более резким.
Использование дополнительных инструментов
Чаще всего из всех представленных использую градиентный фильтр, чтобы осветлить/затемнить часть фотографии, или изменить контраст или баланс белого определенной части фотографии. Иногда лучше вместо этого воспользоваться кистью, которая более удобна в случае, когда нужно изменить сложную область, например, лицо, на котором надо, наоборот, убрать Clarity (иначе оно будет слишком структурным). В последних версиях Lightroom эти инструменты имеют гораздо больше настроек, можно менять у выбранной области все, что угодно.
Реже использую штамп, чтобы убрать какой-то мусор с фотографии.
Экспорт
После того, как я обработал снимок, я ставлю флажок (Set Flag -> Flagged) клавишей P. Это позволит после того, как я закончу со всеми снимками, отобразить только их с помощью фильтра (Filter by flag -> Flagged only), просмотреть еще раз уже только на обработанные снимки и экспортировать их все скопом. Для каждой статьи я обычно обрабатываю около 20-40 фото.
Конечный результат
Фактически, в примере приведенном выше была некая попытка расширить динамический диапазон (если сильно расширять, то уже будет псевдj HDR). Естественно, не всегда нужно проводить именно такие манипуляции с фотографиями, но обычно они очень похожи: корректировка баланса синий/желтый, высветление теней, затемнение ярких участков, повышения контраста. Просто, когда не такая большая разница между темными и светлыми участками, то и рычажки не нужно будет двигать в крайние положения, а лишь совсем чуть чуть и делается это, конечно на глаз.
Почему Lightroom
Все просто, так сложилось. Я попробовал и мне понравилась эта программа. Она отлично подходит для коррекции фотографий, а не для их глубокого редактирования. Тут все именно для этого и сделано, есть все инструменты. Плюс в ней же у меня находится и вся библиотека фотографий, и можно довольно быстро найти все что нужно: есть куча разных фильтров, можно задавать метки фотографиям (я правда не пользуюсь этим совсем).
Аналогов полно, но пробовать ничего пока не хочется, все устраивает.
Про ресейз в Wordrpess
Не могу не упомянуть вот о такой вещи, которая может быть важной для блоггеров платформы WordPress. Я загружаю на блог фотографии размером 2048px по ширине, но в посте они отображаются в размере 800 px (полный размер по клику, фото показывается в лайтбоксе). Если вы у себя на блоге загружаете полноразмерные фотографии, а движок их сам ресайзит до нужного вам размера, то это так себе идея, если вам, конечно, важно качество. Дело в том, что встроенный ресайз довольно сильно поганит резкость, фото получается замыленными. Впрочем, это мало кто заметит из посетителей, если у вас конечно не портфолио фотографа с предложением своих услуг. Ну, и на хостинге может места не хватить, так как полноразмерный JPG может спокойно занимать 10 мегабайт.
Как вариант, использовать плагин Sharpen Resized Images, он будет добавлять резкости при ресайзе, но делает он это тоже довольно грубо.
Как я храню фотографии
Все фото, видео и другие файлы хранятся на внешнем портативном жестком диске Seagate 4TB, потому что не влезают на диск ноутбука. Данный диск у меня всегда с собой. Фотоархив сейчас занимает около 1.5 TB (на 2017 год), что на самом деле не очень много, если вы фотограф или блоггер, и снимаете много. Структура файлов представлена на скриншоте ниже. Как правило, под каждую поездку идет отдельная папка, внутри которой еще 2-3 папки для каждой из камер. Но если поездка длинная и по разным городам, то под каждый город тоже создается своя папка.
Папки имеют вот такую структуру: Год/Месяц_Число_Название События/Устройство съемки. Структура каталога в Lightroom точно такая же. И что удобно, можно в любую из папок на диске положить фото, а потом в Лайтруме синхронизировать эту папку, и фото появится в программе. По мне, так подобная структура довольно удобна для хранения, и не отнимает дополнительного времени на каталогизацию, один раз сделал и все. Сейчас просто есть тренд сваливать все в одну кучу, и уже потом сама программа распределяет фото по разным критериям. Мне такой вариант, нравится меньше.
Куда бекапить фотографии
Первый бекап я делаю на еще один внешний жесткий диск. Где-то раз в 3 месяца (и перед каждой поездкой) я делаю полную копию с одного внешнего (основного) на второй (бекапный). Чтобы это не занимало времени, я ставлю копироваться на ночь, и утром уже все готово. Второй жесткий диск я в поездки не вожу, то есть риск его угробить минимален.
Второй бекап я делаю в облако с основного жесткого, указав папку с базой в качестве папки для облака. Пока я использую облачный сервис Мейл.РУ, так как в 2014 у них была акция и они дарили пожизненно 1ТB. Но данного места мне уже перестало хватать, плюс мне не нравится скорость загрузки, и то, что хранилище не очень надежное, уже был случай, когда они часть файлов мне удалили. Поэтому я хочу перейти на Dropbox, который считается сейчас самым функциональным и безопасным. Там есть неплохой платный тариф без ограничения места. В принципе я им уже пользуюсь, храню важные файлы, но пока бесплатным тарифом.
И еще один важный, как мне кажется, момент. Так как во все поездки я беру только один внешний жесткий диск, где хранится основная база, то есть риск его угробить. Это не страшно, так как дома хранится копия, но можно потерять фото из текущих поездок, если их постоянно перебрасывать с флешки на основной диск. Так вот, я по возможности оставляю на флешке все файлы, а не удаляю их сразу после перебрасывания на жесткий. Да, для этого нужен объем побольше у флешок (или несколько штук), чтобы их хватило на всю поездку, но зато гарантия. Также, если если в поездке есть хороший интернет в отеле, то файлы летят еще и в облако.
P.S. Вот и все, что могу рассказать про обработку фотографий и их хранение. Не густо, но что есть :)
Выбрать страховку сейчас очень сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю свои рейтинги: ТОП для Азии и ТОП для Шенгена. Постоянно читаю форумы, изучаю страховые договора и сам пользуюсь страховками. Как показывает практика, дешевле и удобнее всего покупать у агрегаторов: Polis812 или Черехапа.
Общеизвестно, что JPG — самый популярный формат для хранения фотографий. Действительно, он обеспечивает превосходную степень сжатия, как вы знаете, с потерей качества. Многие почему-то не понимают одну простую вещь:если вы открыли в графическом редакторе JPG, что-то изменили и сохранили опять в JPG, то этими нехитрыми действиями вы резко понизили качество изображения. Вот эти фотографии внизу иллюстрируют что будет, если так сделать 10 раз (например сохраняя промежуточные этапы работы в JPG).
Узнаёте типичную инетовскую фотку внизу? То-то! Оно и есть. Верхняя фотография, конечно, тоже в JPG, но только в первый раз. Во время этих пересохранений алгоритм сжатия JPG видит свои же артефакты, как полезную информацию, накладывает на них дополнительные и, в итоге, в файле за характерными "червяками" уже не видно картинки. При таком способе обработки вы рискуете сделать ваш жесткий диск хранилищем дефектов JPG.
Итак, JPG замечательный формат, но сохранять в нём несколько раз, ну никак нельзя. А кто даст гарантию, что не придётся этого делать? Что не придется изменять размер, что-то "заштампить", повысить резкость, изменить контраст? А по прошествии времени вы по-новому взглянули на свою работу и захотели опять что-то изменить. Если вы хоть чуть-чуть относитесь творчески к своим снимкам, вы захотите их редактировать. Можно иметь один JPG-источник, а варианты вашей обработки сохранять в копии, в JPG опять же, и, таким образом, хотя бы не опускаться ниже двухразового пересохранения. Можно сохранять в TIFF отредактированный файл, но может показаться, что "овчинка выделки не стоит". Файл уже прошёл JPG-компрессию, зачем теперь тратить место под lossless формат? Беда, одно слово.
Если мы хотим сравнить варианты работы, надо делать несколько копий, а взглянуть на них лучше на свежую голову, то есть как-нибудь потом. Но потом надо делать новые фотографии, потом работа, дом, работа опять, да ещё и купить новый жёсткий диск тоже надо. Получается, для творческого человека JPG вовсе не удобен ни с какой стороны. Хотели сэкономить, а получилось, как всегда.
Форматов для графики существует великое множество, было время когда каждый мало-мальский разработчик создавал свой формат. Но в часто используемых разобраться не сложно. Если ограничиться растровой графикой и домашним компьютером, то мы имеем всего 5: JPG, TIFF и PSD для хранения и передачи, GIF, PNG и опять же JPG для интернет, и как-то сбоку всего этого темной лошадкой стоит RAW.
Рассмотрим коротко TIFF.
Это замечательный старый добрый формат для фотографий, который, кстати, в последнее время поддерживает слои и многое другое. Поскольку он использует сжатие без потерь, информация из ваших фотографий не удаляется и качество не страдает при пересохранении, что не значит, что оно не может пострадать при редактировании.
По-моему кто-то сказал в последнем ряду RAW. Может зевнул просто? Тем не менее все знают, что это сырой формат, тупая инфа с сенсора камеры, ничего стоящего. Даже слово "raw" так и переводится "сырой", в смысле не приготовленный. Чтобы доварить этот RAW до удобоваримого состояния, надо его открыть в Adobe Camera Raw, что-то там колдовать, нажать "OK" и только потом он соизволит открыться в Photoshop, а уж из Photoshop его можно сохранить в какой-либо человеческий формат. Кому захочется возиться? Мало кому. Но терпение.
Фотография с моей камеры Pentax K10D, имеющей 10-мегапиксельную матрицу, была снята в RAW, более конкретно в PEF (RAW пентакса), затем ей пришлось быть скопированной на жесткий диск, попутно претерпев конвертацию в DNG со сжатием без потерь.
В результате фотография находится в своём самом исконном, самом незамутнённом, самом эдитабельном виде, занимая на жестком диске 10 мегабайт (бывает меньше, до 8 Мб). Единственная альтернатива файлу с таким качеством — это 16-битный TIFF, который занимает в зависимости от того, насколько алгоритму сжатия пришёлся по зубам сюжет, от 35 Мб до почти 60 Мб. JPG при качестве "10" (окно опций компрессии при сохранении в Photoshop) весит 3 Мб, при максимальном качестве "12" он займёт уже почти 7, что вплотную подходит к объёму DNG.
Видимо такой фокус происходит из-за цветовой интерполяции. Камера имеет в три раза меньше пикселей, чем заявлено производителем, если за пиксель считать трёхцветную точку. Исключение составляют некоторые зеркальные камеры Sigma. Ну, не в три, пожалуй, это я хватил, может кто-то удосужится точно посчитать. Каждый пиксель камеры понимает один цвет, информацию о других двух он списывает у своих соседей. То есть при конвертации в камере в JPG происходит такая штука, что пикселей становится больше, чем на самом деле. Соответственно негромоздкость RAW можно объяснить его до-интерполяционной сыростью.
Получается совсем уже интересная вещь: нас вынуждают держать на компьютере раздутые интерполяцией файлы (если они и сдутые то только за счёт отбрасывания информации) только потому, что не существует нормальной программной оболочки для удобного обращения с RAW. Не существовало.
И вот тут-то, правильно! Lightroom!
Adobe Photoshop Lightroom э-э-э, даже не знаю с чего начать. Он может всё, что может Adobe Bridge, только лучше. Он может всё, что может Camera Raw, только лучше. Он имеет лучший интерфейс печати в линейке Adobe. Он вообще имеет лучший интерфейс на мой взгляд. Он может в пару кликов создать веб-галерею во флеш или в HTML, создать слайдшоу. И всё вместе это даёт революционный способ работы с фотографиями. Вы просто парите над массивом вашего фотоархива, и, если возникает желание, быстро и легко редактируете, после чего, не сохраняя, парите дальше.
В Lightroom нет привычных пунктов меню "open" и "save". Вместо них различные варианты импорта и экспорта. Открыть можно только каталог, то есть файл с расширением *.lrcat, где программа хранит настройки проявки, пути к файлам фотографий и прочие данные. Импортировать в lightroom можно как целую папку с кучей подпапок, так и просто файл. Он видит Raw всех мастей, TIFF8/16, JPG, PSD. Импортировать — это значит просто дать ему видеть файлы. При импорте можно заодно заказать перемещение/копирование самих файлов.
Происходит всё примерно так: я импортирую в lightroom фотографии, RAW, это происходит одновременно с копированием их с карточки на жёсткий диск. После этого я их вижу в lightroom как в любом обозревателе/каталогизаторе фотографий, файлы RAW, заметьте, вижу. Программа показывает мне их проявленными, с настройками по умолчанию, но при импорте я могу задать любой пресет, также при импорте можно массу других полезных вещей сделать: прописать ключевые слова, метаданные, задать маску наименования и всё такое.
Как каталогизатор lightroom невероятно удобен. Применяя масштабируемые фильтры, умные коллекции, просто коллекции, тегирование тремя способами, найти любую фотографию не составляет труда, скорее это составляет некое ментальное удовольствие.
Редактирование включает в себя всё то, что умеет последняя Camera Raw, то есть много, в одной статье никак не описать. Как вы знаете, в последней версии есть кисточка, градиенты и прочие продвинутости. Но отличие в том, что вам не надо ничего сохранять, никаких копий, никаких запоротых файлов. Lightroom не изменяет пикселы в файлах, он вообще ничего с ними не делает, они лежат себе целёхонькие. Смотрели "Суррогаты"? О-от-то, оно и есть. Программа просто применяет настройки проявки в реальном времени и запоминает их, также помнит всю историю вашей работы с файлом, как в фотошоп, только в фотошоп вы закрыли файл — и всё, нет истории, а в лайтрум история остаётся всегда. Можно вернуться к обработке хоть через год и продолжить редактирование.
Lifhtroom — это будто вы имеете тысячи файлов, одновременно открытых в некой посидевшей на гормонах Camera Raw, при этом все настройки и вся история сохраняются при выходе из программы. Вы открываете lightroom в следующий раз и видите ту же картину, какая была при прошлом закрытии, как будто вы не закрывали программу. Плюс к этому имеется масса гибких способов пакетной обработки фотографий.
Помните, я писал, что JPG прекрасен, если только в нём не пересохранять несколько раз. Импортируйте ваши джей-пеги в лайтрум, работайте с ними в программе, больше нет надобности пересохранять их по нескольку раз, только один раз при экспорте, чтобы отослать друзьям! Конечно, вы не получите такой экстрасенсорности, как при работе с RAW, но преимуществ Lightroom вы не лишаетесь.
На Радоживе я очень редко пишу про обработку фотографий, но в этот раз все же хочу поделиться пятью базовыми настройками/манипуляциями, которые я делаю для каждой фотографии, импортированной в Lightroom (Лайтрум).
5 шагов в лайтрум
Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.
За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.
Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это View NX, Capture NX, View NX-i, Capture NX-D.
0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.
Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.
Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума. Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате JPEG, либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.
После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.
Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.
После импорта в Лайтрум
1. Задаю профиль камеры.
Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.
Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль
Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, пейзаж, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.
Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.
Как сохранить пресет описано здесь. Во время импорта можно сразу указать применение этого пресета. В дальнейшем профиль фотоаппарата будет применен к каждой фотографии.
2. Задаю профиль объектива.
Суть действия: избавиться от недостатков объектива.
Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections
Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.
После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.
В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.
Лайтрум. Профиль объектива.
3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.
Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.
Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:
Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.
В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.
4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.
Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.
Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.
Синхронизация в Лайтрум
5. Кадрирую все фотографии.
К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий. Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.
Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.
Кадрирование в Лайтрум с сохранением исходных пропорций кадра
В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).
6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)
Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.
Философия
Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.
Итак, вы делаете первые шаги в Adobe Lightroom. Кадры импортированы, настройки внесены. И на этом этапе появляется вопрос: как сохранить фотографии? Логика работы в других (например, офисных) программах и Adobe Photoshop подсказывает, что где-то в меню должен быть пункт для сохранения, заветная иконка с дискетой. Но в Adobe Lightroom другая механика работы с файлами. О ней и о том, как вывести готовые фото из Adobe Lightroom, пойдёт речь в этом уроке.
Особенности работы с форматом RAW и принципы недеструктивной обработки
Adobe Lightroom относится к классу RAW-конвертеров. В них можно открывать и редактировать изображения в привычном формате JPEG (TIFF, PSD), но предназначены они для работы с RAW-файлами. В камерах разных брендов такие файлы могут называться, например, NEF, CR2, ARW, RAF.
В чём особенность RAW? RAW с английского переводится как «сырой», «исходный». То есть перед нами ещё не изображение, а цифровые данные, полученные с матрицы камеры и записанные в файл. Теперь, чтобы из этой информации сделать фотографию, RAW надо сконвертировать. Этим и занимаются RAW-конвертеры. Давайте разберём, чем принципиально отличается работа с таким форматом.
В самом файле не происходит никаких изменений. Внесённые коррекции записываются отдельно и потом считываются конвертером.
Любая коррекция записывается в этот специальный файл. После правок можно смело закрывать RAW-конвертер, все настройки откроются при следующем запуске программы.
Почему перед началом работы с файлами их импортируют, а для получения конечного файла — экспортируют?
Перед стартом файлы нужно импортировать, то есть добавить в виртуальный каталог Adobe Lightroom. В нём содержатся записи о снимках, хранящихся на жёстком диске. С помощью каталога программа может «запомнить», какие настройки были применены к тому или иному файлу. Каталог позволяет сортировать файлы, добавлять их в виртуальные коллекции, присваивать метки — цветовые, рейтинги, флажки. Таким образом проще отобрать из большой фотосессии лучшие кадры или выбрать из разных папок снимки для портфолио.
А чтобы получить готовое изображение с внесёнными настройками, фото нужно экспортировать из этого каталога посредством функции Export.
Возможности пакетной обработки и конвертирования
Недеструктивный принцип внесения коррекций открывает ещё одну полезную возможность. Настройки, применённые к одному снимку, можно легко перенести на другой. Подробнее о пакетной обработке и пресетах мы поговорим в другом уроке, а сегодня заострим внимание на пакетном конвертировании. В пару кликов мыши можно сохранить в нужном формате сколько угодно снимков: Adobe Lightroom позволяет создавать пресеты для экспорта, что здорово экономит время фотографа.
Окно Export и его настройки
Если кликнуть правой кнопкой мыши на снимок или его превью, в контекстном меню появится пункт Export. Давайте запустим окно настройки экспорта.
Пройдём по списку предложенных пунктов.
Export Location. Здесь мы выбираем, куда будут экспортироваться файлы. Часто фотограф начинает хаотично создавать папки с фото, из-за чего велик риск потерять данные. Важно навести порядок и делать резервные копии фотоархива.
Лучший вариант — хранить фото на отдельном жёстком диске. Например, в ноутбуки линейки ConceptD от Acer можно установить два накопителя. На одном из них — операционная система, на другом — рабочие данные. Так мы точно не потеряем файлы при сбое ОС, да и работать система будет быстрее.
В нашем ConceptD 3 установлен SSD-диск под систему объёмом 512 ГБ и HDD для пользовательских данных объёмом 1 ТБ. Хорошие показатели для ноутбука, к тому же у нас сравнительно простая комплектация, в более продвинутых устройствах могут стоять ещё более объёмные накопители. А в версиях ConceptD 5, ConceptD 7 и ConceptD 9 используются два твердотельных накопителя — так система работает ещё быстрее.
Отдельного внимания заслуживает пункт Choose Folder Later («Выбрать папку позже»). Это очень удобная настройка, если вы хотите создать пресет для экспорта.
File Naming. Здесь задаются параметры автоматического переименования снимков при экспорте. Обычно название файла с фотографией содержит несколько букв (например, DSC) и номер. Рекомендую не трогать номер, чтобы упростить поиск.
В название можно добавить дополнительную информацию. Программа предлагает готовые варианты, но вполне допустимо добавить ключевые слова, имя фотографа.
Набор формул для переименования, доступный по умолчанию
При активации пункта Edit мы попадаем в настоящий конструктор имени файла. Здесь в название можно встроить почти любую информацию. Так, в нашем случае название начинается с даты, потом упоминается оригинальное название файла с номером и разрешение кадра.
Эта функция пригодится фотографам, работающим в компаниях, которые ведут свои фотоархивы и где есть требования к наименованию файлов.
Форматы, в которых можно экспортировать снимки из Adobe Lightroom
Кадр в формате JPEG имеет сравнительно малый объём, открывается на любом устройстве. Как правильно сохранять JPEG? Прежде всего, проверим, установлено ли цветовое пространство (Color Space) sRGB, ведь именно в нём отображается графика в интернете. После выбора формата JPEG необходимо настроить параметр Quality. Чем он ниже, тем меньше файл, но тем заметнее артефакты сжатия. Я использую Quality не ниже 90%, но для любительских фото и социальных сетей можно и 70%.
Другие цветовые пространства предназначены для специфических задач (например, для полиграфии). Кроме того, цветовое пространство Adobe RGB можно выбрать, если вы экспортируете файл для дальнейшей обработки в других графических программах, но тут нужно быть уверенным в своих действиях. Если не уверены, выбирайте sRGB как универсальный вариант.
В зелёной рамке пункт выбора цветового пространства, в красной — регулятор Quality, в синей — Limit File Size To.
Ещё один полезный параметр — Limit File Size To. Он пригодится, если вы готовите изображения для загрузки на сайт с лимитом на максимальный объём файлов. Так, некоторые сайты до сих пор не позволяют загрузить картинки тяжелее 500 Кбайт, некоторые фотостоки ограничивают максимальный объём файлов 30 МБ. Здесь задаётся желаемый размер: программа сама подберёт степень сжатия, чтобы «уложить» информацию.
Image Sizing. Этот пункт окна Export отвечает за ресайз, изменение размеров изображения. Для публикации в социальных сетях лучше использовать маленькие картинки разрешением порядка 1600 пикселей по длинной стороне, а вот при подготовке изображений для печати — в полном размере. Чтобы активировать функцию, необходимо поставить галочку напротив пункта Resize To Fit, иначе изображение будет сохраняться в исходном размере. Здесь предлагается выбор, как будут меняться размеры. Самый востребованный пункт — изменение размеров по длинной стороне (Long Edge).
Так все экспортируемые изображения будут подогнаны под один размер по длинной стороне, а вот величина короткой стороны изменится пропорционально.
Если вы экспортируете изображения, скажем, на фотостоки, пригодится пункт Megapixels. Здесь картинка будет уменьшаться до определённого количества мегапикселей. К примеру, есть стоки, которые не принимают картинки больше 99 Мп, однако некоторые мои панорамные кадры имеют разрешение 100–150 Мп. Поэтому я ставлю настройку, уменьшающую изображения до 99 Мп. Но поскольку далеко не все мои снимки имеют такое разрешение, а растягивать на 99 Мп картинки меньшего размера смысла нет, выставляю галочку в пункте Don’t Enlarge. Это запретит программе увеличивать изображения, имеющие меньший размер.
После настройки пунктов File Settings и Image Sizing мы уже готовы к экспорту фотографий. Далее идут настройки второстепенной важности, о них кратко.
Output Sharpening. Это повышение контурной резкости при экспорте фотографий. Часто рекомендуется дополнительно «шарпить» изображение при уменьшении его размеров. Если вы собираетесь экспортировать уменьшенные изображения, скажем, для публикации в интернете, можно включить Output Sharpening и выбрать параметр Screen.
Минус этого инструмента в отсутствии гибких настроек: варианты из трёх основных пресетов и их степень воздействия из трёх пунктов. При этом отсутствует функция превью: мы не увидим, как шарпенинг скажется на фотографиях, пока их не экспортируем. Функция подойдёт для быстрого экспорта большого количества фотографий. Но если нужно подготовить к публикации какое-то важное изображение, лучше делать это с помощью Adobe Photoshop, где больше возможностей для того же шарпенинга, однако работа в нём займёт больше времени.
Metadata. В этом пункте мы можем выбрать, какие метаданные оставить в файле с фотографией, а какие обрезать. Так, некоторые фотографы не любят, когда на опубликованных ими снимках можно увидеть параметры съёмки. В таком случае нужно выбрать пункт Copyright Only: обрезается вся EXIF-информация, кроме поля Copyright, которое можно заполнить в фотокамере или Adobe Lightroom.
Watermarking. Удобный инструмент для добавления водяных знаков. Надо ли ставить копирайты на собственные фотографии? Вопрос дискуссионный, ведь если кто-то захочет украсть ваш кадр, он найдёт способ скрыть любую отметку. А если кому-то понравится ваш снимок и он захочет с вами связаться, можно задействовать поиск по картинкам.
Для копирайта доступен выбор шрифта, размера и положения на фото. Можно пойти дальше и загрузить PNG-файл с прозрачным слоем, например, с рукописным копирайтом. Тогда получится быстро и просто расставить копирайты на все ваши снимки. Раньше для автоматической расстановки копирайтов требовались отдельные приложения, теперь же всё доступно в Adobe Lightroom.
Post-Processing. Последний пункт окна Export. Здесь определяем, что произойдёт с фотографиями после экспорта. Как правило, по умолчанию стоит пункт Do Nothing. Однако мы можем настроить это поле так, чтобы фото после экспорта открывались, например, в Adobe Photoshop.
Создание пресетов для экспорта
Как ускорить процесс экспорта и конвертации? Выше мы описали множество настроек, но их не придётся каждый раз вносить заново, если создать шаблон для экспорта фотографий.
В левой части окна Export есть панель с пресетами, в категории Lightroom Presets содержится несколько пресетов, доступных по умолчанию.
Но фотографу лучше создать пресеты под свои задачи. Пользовательские пресеты отображаются в категории User Presets. Важный момент: пресет создаётся из уже созданных настроек, поэтому сначала лучше настроить все параметры, описанные выше, а потом нажать кнопку Add. Откроется окно, где пресету можно задать название и даже выбрать для него папку.
Сделаем пресет, с помощью которого будем готовить фотографии к публикации в интернете.
В поле Export Folder можно задать конкретную папку, где у нас хранятся фото, готовые к публикации.
Переименование файлов не используем.
В пункте File Settings выберем формат JPEG и Quality 95% (при таком качестве удастся свести на нет артефакты сжатия). Можно задать и максимальный объём файла, но у меня он и так сравнительно компактный при правильной настройке разрешения снимка в пункте File Sizing.
В File Sizing зададим ресайз по длинной стороне (Long Edge) и определим её длину (1600 пикселей).
Всё готово! Теперь самое время сохранить настройки. Нажмём кнопку Add и дадим пресету название.
Создание нового пресета
Если в будущем понадобится изменить настройки в пресете, выделите его, внесите правки и, щёлкнув правой кнопкой мыши по названию пресета, выберите пункт Update with Current Settings.
Обновление уже созданного пресета на текущие настройки
Кстати, созданные пресеты сохраняются и как отдельные файлы для того, чтобы перенести их на другой компьютер. Для этого в контекстном меню есть опция Export, а также Import, чтобы добавить в Lightroom файлы с готовыми пресетами экспорта.
Теперь закроем окно Export, нажав Cancel.
После выделения файлов и нажатия на правую кнопку мыши в пункте контекстного меню Export появится наш пресет. Файлы можно экспортировать с нужными настройками в два клика.
При пакетном экспорте большого числа фотографий очевидны плюсы быстрого компьютера. Раньше такой процесс мог занимать часы, а ConсeptD 3 справляется за считанные минуты. Этому способствует шестиядерный процессор Intel Core i7-9750H с тактовой частотой 2,6 ГГц, мощная графическая видеокарта NVIDIA GTX 1650 (4 ГБ) и оперативная память DDR4 достаточного объёма (16 ГБ).
Мы начали описывать возможности Adobe Lightroom с экспорта, так как этот пример даёт хорошее представление о базовых особенностях работы с программой и RAW-файлами. До встречи на новых уроках по обработке изображений!
Читайте также: