Lhdc какие телефоны поддерживают
TWS-наушники захватывают рынок, словно эпидемия, и с переходом на беспроводной звук у людей появляется масса вопросов, ответы на которые приходится выискивать по всему интернету. Но интернет, к сожалению, бывает разным и нередко сайты перепечатывают одну и ту же недостоверную информацию, которая лишь сбивает с толку.
В этой статье я постараюсь максимально просто и в то же время подробно ответить на все популярные вопросы касательно Bluetooth-кодеков и беспроводного звука.
Надеюсь, будет интересно и познавательно!
Что вообще такое Bluetooth-кодеки и какое отношение они имеют к звуку?
Существует множество различных Bluetooth-кодеков. Одни позволяют передавать больше данных в секунду (имеют более высокий битрейт), другие не требуют серьезных вычислений при кодировании/декодировании файла, что хорошо влияет на время автономной работы устройств. Отличается и сам алгоритм сжатия аудиофайлов. На сегодняшний день самыми популярными Bluetooth-кодеками являются:
- SBC
- AAC
- aptX (LL, Adaptive, HD)
- LDAC
- HWA
- Samsung Scalable
Работают кодеки следующим образом. Вы запускаете на своем смартфоне музыку в любом формате (mp3/aac/flac) или потоковый сервис (например, YouTube Music). Смартфон раскодирует эти данные, а затем снова кодирует их при помощи Bluetooth-кодека и отправляет закодированный сигнал на наушники.
Наушники декодируют (расшифровывают) тем же кодеком полученные данные, обрабатывают их и преобразовывают в аналоговый сигнал, заставляя динамики наушников вибрировать, создавая тем самым звуки.
Чтобы все это работало, наушники должны поддерживать тот же кодек, что и смартфон, иначе они не смогут раскодировать полученные данные.
Не важно, в каком формате хранится ваша музыка (mp3, flac, wav), смартфон в любом случае ее предварительно раскодирует, а затем снова закодирует перед отправкой по Bluetooth.
Например, если вы слушаете .aac файл на iPhone в наушниках AirPods (эти устройства превосходно работают с кодеком AAC), смартфон все равно вначале декодирует оригинальный AAC-файл, а затем повторно закодирует его в AAC кодек. При этом, качество звука может незначительно снизиться.
Это хорошо заметно на тестовом графике от SoundGuys, в котором они сравнили эталонный AAC-файл с тем, что смартфоны отправили на наушники, используя свои AAC-кодеки:
Для тех, кто не понимает, что здесь изображено, просто скажу, что iPhone удалил в оригинальном AAC-файле часть информации о звуке (начиная с 19000 Гц). На других смартфонах ситуация гораздо хуже, но об этом поговорим позже.
А можно я просто куплю наушники, не загружая себе всем этим голову?
Проблема в том, что на рынке нет ни одной модели Bluetooth-наушников и ни одного смартфона, которые бы поддерживали сразу все кодеки. Например:
- Любой iPhone официально поддерживает только два кодека: AAC и SBC
- Кодек Samsung Scalable работает только на устройствах от Samsung
- Современные смартфоны от Huawei не работают с кодеками aptX и aptX HD
Более того, очень многие устройства поддерживают минимум два кодека и если вы будете понимать, что они из себя представляют, то сможете выбрать наиболее подходящий.
Поэтому предлагаю продолжить наш разговор, чтобы не попадаться на все эти уловки.
Влияет ли Bluetooth-кодек на качество звука? Или несколько слов о том, как кодируется звук и что именно теряется при сжатии
Все перечисленные выше кодеки сжимают звук с потерями. Однако не следует бояться слова потеря, так как потерять можно не только полезную, но и совершенно бесполезную информацию.
Так, что же удаляют кодеки с оригинальной записи? Гитарную партию или, может, бэк-вокал?
Думаю, многие знают о том, что человек способен слышать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Причем верхняя граница очень сильно зависит от возраста. Для среднестатистического человека следующая таблица показывает приблизительный предел слышимости:
Соответственно, все, что находится под линией порога слышимости, можно смело удалять из файла.
Но и это еще не все! Оказывается, одни звуки могут легко скрывать другие. Например, если вы будете говорить спокойным голосом возле проезжающего поезда, ваш собеседник будет слышать только звук поезда. В этом случае, поезд скрывает (маскирует) голос.
Получается, громкий звук на определенной частоте оказывает маскирующий эффект на ближайшие частоты. Например, громкий звук на частоте 250 Гц будет оказывать определенное влияние на все остальные звуки в диапазоне от 60 до 1000 Гц. И если другой звук в этом диапазоне будет не достаточно громким (ниже границы маскировки), вы его никак не услышите:
Получается, мы удалили столько данных, а разницу практически никто не услышит! Все это называется психоакустическим сжатием.
Например, если громкость звука определенной частоты нарастает, мы можем оцифровать его, условно записав такие значения: 765, 767, 770, 800 и так далее.
Но когда Bluetooth-кодек кодирует и сжимает звук, вместо больших чисел он может просто сохранять разницу между значениями. Незачем хранить числа 765, 767, 770 и 800, если можно просто сохранить начальное значение (765) и дальше записать разницу между последующими числами: 2 (767-765), 3 (770-767) и 30 (800-770).
Для CD-качества мы делаем такие замеры и записи более 44 тысяч раз в секунду. Но не забывайте, что звук-то у нас стерео, а значит, нужно отдельно записывать все значения с такой частотой для правого и левого наушника. Используя описанный алгоритм и сохраняя лишь разницу, мы можем немного сжать файл (называется такой метод дифференциальной импульсно-кодовой модуляцией).
И на этом я, пожалуй, остановлюсь, сделав следующий вывод:
Не всегда низкий битрейт означает худшее качество, равно как и увеличение битрейта далеко не всегда улучшает качество звука
Для сравнения, кодек AAC с битрейтом 256 кбит/с выдает качество, аналогичное MP3 с битрейтом 320 кбит/с, так как имеет более сложный и эффективный алгоритм сжатия.
К слову, если вы не знаете, что такое битрейт, то это просто количество данных, передаваемых за одну секунду. Именно снижение битрейта является главной задачей любого Bluetooth-кодека, так как его пропускная способность довольно сильно ограничена.
Выше я говорил, что для эталонного CD-качества нужно более 44 тысяч раз в секунду (44.1 кГц) записывать значение напряжения (громкость звука), используя 16 бит для хранения значений. В этом случае, очень легко посчитать битрейт такой записи, просто умножив 16 на 44.1.
Получается 705.6 кбит/с, но так как у нас стерео-звук, нужно еще умножить это число на два (для левого и правого наушника отдельно), что дает битрейт 1411 кбит/с (705.6*2).
Именно такой битрейт требуется для передачи максимально качественного звука без малейших потерь (CD-Audio). Сравните это с битрейтом популярных кодеков:
Как видим, Huawei обрезает все звуки при кодировании в AAC после 14.2 кГц, что будет заметно любому слушателю. Samsung уничтожает в AAC все, что выше 17 кГц, а вот iPhone кодирует звук вплоть до 19 кГц, что является лучшим показателем среди всех смартфонов (если мы говорим об AAC-кодеке).
Хуже всего то, что от кодека задержка зависит не очень сильно, а основное влияние оказывает сам смартфон. Это хорошо видно на следующем графике, где сравнивается задержка звука (в миллисекундах) на разных смартфонах с разными кодеками:
Как видим, на смартфоне Google Pixel 3 XL разница между кодеками не превышает 100 мс, причем, кодек AAC дает самую большую задержку из-за своей вычислительной сложности. Примерно такая же ситуация наблюдается и во всех остальных случаях, то есть, кодек влияет не так сильно. Но если сравнивать задержку звука между смартфонами, можно получить разницу в 300 мс!
Кстати, задержка звука на современных смартфонах проявляется зачастую только в играх, так как при просмотре видео оба устройства определяют скорость задержи, а затем смартфон искусственно рассинхронизирует звук и видео так, чтобы картинка немножко отставала от звуковой дорожки. В результате мы не ощущаем никакой задержки звука.
Если вы не уверены, работает ли эта технология на вашем устройстве, просто попробуйте поставить видео в YouTube на паузу (естественно, с подключенными по Bluetooth наушниками). Если технология не работает, видео моментально приостановится, в противном случае между нажатием кнопки паузы и самой паузой произойдет небольшая задержка (несколько сотен миллисекунд).
Зависит ли качество звука в Bluetooth-наушниках от качества файла или приложения?
Но как быть с потоковыми сервисами? Ведь, если музыка через YouTube Music будет идти с битрейтом 128 кбит/с, тогда при передаче по Bluetooth, даже самый лучший кодек ничего не сможет изменить.
Естественно, если вы хотите получить максимально возможное качество, следует выбирать музыкальные приложения с поддержкой высокого битрейта. Чтобы лучше ориентироваться в приложениях для смартфонов, посмотрите данные в этой таблице:
Естественно, Bluetooth 5.2 с LE Audio принесет и другие нововведения, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Что касается первых устройств с поддержкой Bluetooth 5.2 и кодека LC3, они появятся не ранее конца 2020 года.
Кодек AAC
Самый сложный в плане вычислений. Это единственный кодек, использующий сложную психоакустическую модель (MP3 также использует психоакустику, но менее качественные алгоритмы). При использовании iPhone, услышать разницу между AAC-кодеком и эталонным CD-качеством очень сложно.
Тем не менее, любые AirPods тяжело назвать музыкальными наушниками. Даже в самой дорогой модели AirPods Pro (см. наш обзор) нет ни широкой сцены, ни превосходного разделения инструментов, также хромает детализация звука. Но важно понимать, что это проблемы наушников, а не кодека AAC.
Поэтому, если вы ищите хороший звук на iPhone, есть смысл купить более качественные наушники с поддержкой все того же кодека AAC. Те же Sony WF-1000XM3 (см. наш обзор) будут звучать на порядок лучше.
Кодеки aptX, aptX HD, aptX LL (Low Latency) и aptX Adaptive
В принципе, кодек также учитывает особенности человеческого слуха и выделяет меньше бит для тех частот, которые мы слышим гораздо хуже. Но, если слушать музыку достаточно громко (свыше 100 дБ), можно услышать шум на высоких частотах.
Эту проблему решает вариация кодека под названием aptX HD, в котором для кодирования каждой полосы частот просто дополнительно выделяется по 2 бита. Например, aptX выделяет 8 бит на кодирование частот от 0 до 5500 Гц, в то время, как aptX HD выделяет на этот диапазон 10 бит. То же касается и остальных частот.
В некоторых наушниках, телевизорах и аудио-системах встречается кодек aptX LL (Low Latency), главной особенностью которого является очень низкая задержка звука. Если в обычных кодеках задержка (не алгоритмическая) может достигать 300 и более миллисекунд, то использование кодека aptX LL гарантирует дает задержку менее 40 мс, что практически не ощутимо для большинства пользователей.
Однако проблема с этим кодеком заключается в том, что ни один смартфон не поддерживает aptX Low Latency. Связано это с тем, что для снижения задержки данный кодек требует наличие дополнительной физической антенны внутри смартфона.
Если у вас уже есть наушники с aptX LL и вы хотите получить минимальную задержку звука со своим смартфоном, придется докупать специальный Bluetooth-адаптер с aptX LL, который подключается по USB-C к телефону.
Так как aptX Adaptive не требует наличие дополнительных антенн, задержка звука здесь более высокая, чем у aptX LL, но разница составляет всего 40-50 мс (чуть менее 40 мс для aptX LL против 80-90 мс для aptX Adaptive).
Другой важной особенностью aptX Adaptive является его способность адаптироваться к качеству сигнала. Когда эфир перегружен, битрейт aptX Adaptive может динамически снижаться до 279 кбит/с, однако из-за новых алгоритмов сжатия звучать он будет в точности, как устаревший aptX с битрейтом 384 кбит/с. Когда же связь хорошая, битрейт может подниматься вплоть до 420 кбит/с и звучать при этом лучше aptX HD с битрейтом 576 кбит/с.
Кроме того, aptX Adaptive использует те же 24 бита для кодирования частот, что и aptX HD, в то время как базовый aptX использует только 16 бит.
Кодек aptX Adaptive имеет обратную совместимость с aptX и aptX HD. То есть, если ваши наушники будут поддерживать только aptX Adaptive, а на смартфоне этого кодека нет, наушники смогут использовать либо aptX, либо aptX HD. Обратной совместимости с кодеком aptX LL нет. То есть, наушники с поддержкой aptX Low Latency не смогут подключиться к смартфону с кодеком aptX Adaptive.
Более подробное сравнение всех этих кодеков смотрите в таблице ниже:
И последняя важная деталь. Семейство кодеков aptX является собственностью компании Qualcomm и каждый, кто хочет использовать их в своих продуктах, должен платить лицензионные отчисления. Причем, aptX, aptX HD, aptX LL и aptX Adaptive нужно лицензировать по отдельности, из-за чего на рынке очень мало наушников, которые бы одновременно поддерживали все эти кодеки.
Кодек LDAC
Этот кодек является самым лучшим и самым худшим одновременно. С одной стороны, он поддерживается практически всеми Android-смартфонами, но в то же время очень редко встречается на наушниках (только на некоторых моделях от Sony).
Кодек поддерживает 3 различных битрейта: 330, 660 и 990 кбит/с (для музыки с частотой дискретизации 44.1 кГц эти значения немного отличаются, но не суть важно).
Так вот, при использовании битрейта 330 кбит/с, LDAC будет звучать хуже любого другого кодека (SBC, AAC, aptX, aptX HD) и, что самое интересное, некоторые смартфоны подключаются к совместимым наушникам именно с битрейтом 330 кбит/с. Поэтому нужно вручную проверять этот параметр.
Что касается LDAC 660 и 990 кбит/с, этот кодек позволяет без потерь передать CD-качество, в плане чего является лучшим кодеком. Прослушивание музыки в CD-качестве на беспроводных наушниках с кодеком LDAC от 660 кбит/с ничем не уступает проводным наушникам.
Как узнать, какой кодек Bluetooth используется на смартфоне и как выбрать другой кодек?
Для того, чтобы узнать, какой кодек был выбран устройствами при подключении наушников, нужно вначале активировать скрытые настройки на Android-смартфоне (они называются параметрами разработчика). Для этого:
- Открываем настройки смартфона
- Переходим в раздел Сведения о телефоне
- Ищем Номер сборки и нажимаем 7 раз эту надпись
- В настройках смартфона появится новый пункт меню Параметры разработчика
Теперь подключаем Bluetooth-наушники и делаем следующее:
- Открываем настройки смартфона
- Переходим в новый раздел Параметры разработчика
- Ищем пункт Аудиокодек Bluetooth
- Под ним будет указан кодек, работающий в данный момент
Если желаете, просто заходите в этот раздел и выбирайте любой другой поддерживаемый кодек (перед этим нужно отключить наушники).
Подытоживая все вышесказанное, можно расположить самые популярные Bluetooth-кодеки следующим образом (по возрастанию качества):
- LDAC 330 кбит/с
- AAC на Android
- SBC
- aptX
- AAC на iPhone
- aptX HD
- LDAC 660 кбит/c
- LDAC 990 кбит/с
И последний момент! Зачастую, при переключении наушников на другой кодек, вы будете слышать разницу в звуке. Но связано это будет скорее не с качеством кодека (если мы говорим об SBC, AAC или aptX), а с тем, что для каждого кодека производитель может изменять настройки эквалайзера и других параметров DSP, встроенного в наушники.
Все смартфоны умеют воспроизводить аудио. Для прослушивания музыки в mp3 подойдет любая модель, но не каждый смартфон умеет качественно работать с аудио высокого разрешения. Да еще и мода на замену аудиоджека портом USB-C путает карты любителям аудиофильских проводных наушников. А если взять беспроводные, возникает неразбериха с кодеками Bluetooth. Эта статья прольет свет на то, какие смартфоны лучше всего дружат с разными наушниками и подходят для прослушивания музыки в HD-форматах.
Раньше все было проще — выделенный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, декодирует сигнал из нулей и единиц в аналоговое аудио) в смартфоне однозначно говорил о его аудиофильской направленности. Однако сегодня выделенные ЦАП убивают интерес к беспроводному подключению, при котором декодирование сигнала выполняется аудиочипом в наушниках в обход начинки смартфона. В этом случае важнее становятся применяемые кодеки. К тому же, компания Qualcomm разработала платформу Aqstic, включающую в себя интегрированные в процессоры смартфонов ЦАП, усилители и набор кодеков. По качеству это решение не уступает выделенным ЦАП, но не каждый производитель научился с ним работать, поэтому результаты получаются разные. Тем не менее, смартфоны для музыки в 2020 году можно условно разделить на две группы: с выделенным ЦАП и без оного.
С выделенным ЦАП
Samsung Galaxy S20
Несмотря на отсутствие джека 3,5 мм, в Samsung S20 есть выделенный 32-разрядный ЦАП и поддержка ультра хай-энд форматов DSD 64/128. Вдобавок в комплекте со смартфоном идут добротные внутриканальные наушники AKG, подключающиеся по USB Type-C. Дополняют картину громкие встроенные стереодинамики, позволяющие самому смартфону звучать как беспроводная колонка.
Пользователи отмечают, что в устройстве неожиданно много низких частот, что позволяет музыке и фильмам звучать более натурально. Программная начинка не уступает: функция Dolby Atmos позволяет добиться ощущения многоканального аудио за счет эффектов психоакустики. Есть несколько настраиваемых пресетов, которые лучше всего проявляют себя именно с фильмами. Из минусов, кроме вышеупомянутого джека (вопрос решается переходником), назовем отсутствие поддержки кодеков AptX HD: есть только обычный AptX.
HONOR 10
Смартфон от Huawei оснащается выделенным 32-битным аудиочипом AK4376A. В комплекте идут довольно скромные наушники, но наличие старого доброго 3,5 мм аудиоджека позволяет подключить любые. Владельцы смартфона отмечают детальное и динамичное звучание, которое можно корректировать с помощью встроенного софта. Технология Huawei Histen позволяет поиграть с объемным звучанием, а также дает доступ к 10-полосному эквалайзеру с кучей пресетов, в том числе оптимизированных под конкретные модели наушников.
Само устройство оснащается монодинамиком, но даже на предельной громкости он звучит громко, чисто и без искажений. Пользователи жалуются на низкую мощность встроенного усилителя и не рекомендуют подключать высокоомные наушники напрямую к смартфону. С другой стороны, наличие кодеков AptX, AptX HD и LHDC открывает доступ к беспроводным наушникам и усилителям для высокоомных моделей.
LG V60 ThinQ
Смартфоны LG уходят с российского рынка, но не рассказать о них нельзя: они напрямую позиционируются как смартфоны для аудиофилов. Помимо выделенного 32-битного ЦАП в устройство засунули сразу 4 микрофона для записи аудио, позволяющие добиться реалистичной звуковой картины при съемке на камеру. Даже в непростых условиях получается чистый звук. В том числе за счет функции «голосового боке», позволяющей сфокусировать микрофоны на голосе пользователя и убрать лишние шумы. Кроме того, есть поддержка технологии LG 3D Sound Engine, автоматически улучшающая звучание в зависимости от вида воспроизводимого контента (также она имеется в телевизорах и саундбарах LG, например, в SNH5).
Особняком стоит фича Quad-DAC: в смартфоне стоит чип ES9218 SABRE с четырьмя 32-битными ЦАП, работающими параллельно. То есть аудиосигнал обрабатывается одновременно четыре раза, после чего результаты обработки сравниваются и перепроверяются. Это нужно, чтобы избежать малейших ошибок при декодировании.
Богатая программная начинка, кроме эквалайзера и функции объемного звучания DTS:X 3D Surround, имеет параметр «Цифровой фильтр», открывающий доступ к настройке объема помещения — это похоже на эквалайзер для звуковой сцены.
Все волшебство в полной мере раскрывается с наушниками формата 7.1. Разумеется, смартфон поддерживает AptX и AptX Hd, а также имеет 3,5 мм джек для наушников.
Vivo X50 Pro
Этот смартфон, в первую очередь, знаменит хитрой системой стабилизации камер и хорошей картинкой при съемке фото и видео, за что его можно назвать камерофоном. Но и с музыкальной составляющей здесь все в порядке — есть выделенный ЦАП AK4337A, отвечающий за детальность и качество звучания. Правда, отсутствует 3,5 мм джек, так что наушники придется подключать по USB Type-C. Что касается беспроводного аудио, то и тут смартфон может похвастаться поддержкой всех современных кодеков, включая AAC, AptX/AptX HD и LDAC.
Без выделенного ЦАП
Sony Xperia 1
Мультимедийный флагман от Sony не оснащен привычным аудиоджеком (его вернули во второй версии), зато есть USB-C с поддержкой функций Direct Audio и USB Host Mode. Это расширяет выбор совместимых наушников: подойдут как обычные, так и со встроенным ЦАП.
И все же коньком этого смартфона является беспроводное подключение. Изобретенные Sony кодеки LDAC в 2 раза превосходят AptX HD по максимальному битрейту при кодировании аудио (до 990 кб/сек). Поэтому наилучшим образом устройство раскрывают беспроводные наушники Sony с поддержкой LDAC — девайс распознает их и переключится в режим Sound quality preferred для проигрывания аудио с наилучшим качеством. При этом звук встроенных стереодинамиков достаточно громкий и разборчивый, чтобы смотреть видео на 4K-дисплее без подключения внешней колонки.
Xiaomi Mi 10
На коробке смартфона есть наклейка Hi-Res Audio, однако выделенного аудиочипа тут нет. Но это не мешает смартфону показывать исключительные результаты в тестах на качество воспроизведения аудио. Все благодаря Qualcomm Aqstic с усилителем от Cirrus Logic. Встроенные стереодинамики часто выделяют как одни из лучших среди мультимедийных смартфонов благодаря громкому звуку без каких-либо артефактов и искажений.
К сожалению, нет 3,5 мм аудиоджека, но смартфон может отдавать звук по USB-c как в формате Direct Audio (нужный переходник есть в комплекте), так и в нулях и единицах. Есть поддержка всех актуальных кодеков, включая LDAC, LHDC, AptX HD и AptX-Adaptive (автоматически оптимизирует звук в зависимости от сценария использования).
Huawei Mate 20
Вышедший два года назад Huawei Mate предлагает топовую начинку с поддержкой Bluetooth 5.0 и всех возможных кодеков, включая AptX HD, LDAC и HWA Audio. Последний разработан Huawei и конкурирует с LDAC от Sony, предлагая сравнимый битрейт в районе 900 кбит/с. Девайс может похвастаться кастомным DSP и аудиокодеками Hi6403. Этот набор позволил добиться впечатляющего динамического диапазона (в районе 117 dB) и крайне низкого количества искажений.
Пользователи отмечают, что даже встроенные стереодинамики обладают отменным звуком — громким и чистым, без артефактов и искажений. Все благодаря технологии Super-Bass Stereo Speaker System, которая вдвое увеличивает амплитуду динамиков по сравнению с обычной конструкцией. Система Dolby Atmos позволит поэкспериментировать с объемным звучанием при просмотре фильмов. Пользователю доступно множество предустановленных профилей, хоть и нет тонкой настройки.
Samsung Galaxy S10
Самый доступный из всех Galaxy, S10 обладает отличным звуком и является еще одним примером удачной реализации Qualcomm Aqstic. Устройство может похвастаться большим многообразием аудионастроек, включая функцию объемного звучания Dolby Atmos и UHQ Upscaler, который искусственным образом увеличивает битрейт звука. Встроенные стереодинамики порадуют громким и детальным звучанием без артефактов даже на высоких уровнях. Единственный недостаток — отсутствие поддержки AptX HD, зато смартфон имеет 3,5 мм аудиопорт и комплектуется неплохими наушниками от AKG.
Oppo Reno 2
Прошлогодняя топовая модель от Oppo порадует большими возможностями и хорошим звуком. Смартфон умеет подключаться по Bluetooth 5.0. Он поддерживает все кодеки, включая AptX/AptX HD, LDAC и HWA. Функция Dolby Atmos позволяет менять аудопрофили под разные ситуации и получить больше от мультиканальных наушников, хотя и обычное аудио становится более объемным, и даже встроенный монофонический динамик как будто звучит лучше. Впрочем, смартфон и так звучит достаточно громко и ясно. Любопытна возможность записи аудио в режиме 360 градусов — устройство пишет окружающую обстановку на все доступные микрофоны, а затем пользователь может программно усилить звук от того или иного объекта. Стандартным аудиоджеком производитель жертвовать не стал, оставив его на своем месте.
Apple iPhone 11
Несмотря на то, что именно Apple задала тренд на отказ от 3,5 мм джека и выпускает айфоны без ЦАП, iPhone все же часто используют для прослушивания музыки и прочего мультимедиа. Для этого лучше всего подходят беспроводные наушники, которые оснащены собственным ЦАП. А кодек AAC, несмотря на более скромный битрейт (около 250 кбит/с), оптимизирован так, что по качеству неотличим от AptX HD, к тому же он обеспечивает очень высокую стабильность подключения.
В обзорах также отмечают отличный звук встроенных стереодинамиков и наличие Dolby Atmos для фильмов и игр. Аудиофилы же дополняют Айфоны внешними ЦАП c усилителем для наушников (типа FiiO Q1 II). Получается приличного размера бутерброд, зато он воспроизводит аудио в самом высоком разрешении и позволяет прокормить любимые высокоомные лопухи.
LDAC – Bluetooth-кодек высокого разрешения, разработанный Sony. Заявлено качество передаваемой музыки на уровне Hi-Res аудио. Так и есть, или тут налицо очередная маркетинговая басня? Этот вопрос уже давно блуждает по сети.
⭐ Цены на лучшие беспроводные наушники в 2021 году:Действительно ли творение Sony даёт возможность слушать музыку высокого разрешения без проводов и проблем? Нет, даже этот кодек не даст реального Hi-Res качества по Bluetooth. Но по некоторым параметрам он уже близок.
Беспроводные Bluetooth наушники Sony с поддержкой кодека LDAC
Среди всех наушников мне встречались только наушники от Sony (и то единицы), которые поддерживают технологию LDAC. Вот самые популярные наушники с LDAC:
⭐ Цены на беспроводные наушники с LDAC:
Какие телефоны поддерживают LDAC?
Для того что бы смартфон мог работать с LDAC, он должен поддерживать версию android версии 8.0 Oreo и выше. То есть любые из смартфонов на андроид с android 8.0+, поддерживают LDAC по умолчанию:
- Xiaomi;
- Samsung;
- Huawei (p20);
- И др.
Какие устройства помимо телефонов поддерживают LDAC?
По умолчанию LDAC на ПК (под Windows 10 к примеру) не поддерживается. Но если докупить Bluetooth адаптер, по типу FiiO BTR3, то вы сможете использовать LDAC, опять же если наушники или колонки так же поддерживают этот кодек.
Что касается плееров и ресиверов с поддержкой LDAC, их тоже довольно немного. К примеру Плеер FiiO M7 и Shanling M0 поддерживают кодек LDAC. Конечно же последние плееры (Sony NW-A35 и Sony NW-A45HN) и ресиверы (STR-DN860) от Sony. А так же ЦАП Astell&Kern AK XB10. Ищите в характеристиках плееров и ресиверов 2015+.
Как включить LDAC?
1. Чтобы включить LDAC и любой другой кодек нужно активировать «Меню Разработчика».
Меню Разработчика, можно активировать вот так:
LDAC – это кодек сжатия с потерями. Об этом производитель в итоге заявил довольно скоро после релиза. Уже после этого все заявления о Hi-Res качестве нельзя воспринимать всерьёз. Впрочем, Sony уточняет, что имеется в виду качество, близкое к Hi-Res.
Существует три варианта работы LDAC – 3 разных битрейта: 990 кбит\с, 660 кбит\с и 330 кбит\с. То есть, он не всегда работает на рекламных 990 кб\с. Эта вариативность сделана для того, чтобы кодек мог оптимизировать энергопотребление и ширину потока данных.
LDAC или aptX HD:
Битрейт LDAC и других Bluetooth-кодеков
Полезно понимать, что, когда на телефоне отображается соединение по LDAC, это могут быть и минимальные 330 кбит\с. Настраивается этот момент через инструменты разработчика или в некоторых программах от Sony.
И всё же, как минимум по битрейту, LDAC недалёк от lossless форматов. И явно впереди всех конкурентов (в режиме приоритета качества). При этом заявлена поддержка разрядности до 24 бит и частота дискретизации до 96 кГц.
LDAC рекламные материалы от Sony
2. Битрейт и разрядность LDAC
На современном этапе развития технологий Lossless (без потерь) обработка позволяет уменьшить битрейт максимум в 2 раза. Или около того. Например, у файла CD-качества (1411 кб\с), сжатого без потерь, мы увидим значения 770-900 Кбит\с. Всё, что ниже – сжатие с потерями.
Получается, что только 1 вариант работы LDAC даёт битрейт, аналогичный сжатому без потерь CD-качеству: приоритет качества 990 кбит\с. Остальные 2 режима и близко не подобрались даже к CD, не говоря уже о Hi-Res.
990*2 > 1411, а вот 660*2 < 1411, как и 330*2. Конечно, битрейт не может быть единственным показателем качества, но всё же. 😉
Средний битрейт 24 битного звука – около 4,5 Мбит. При передаче по LDAC (990 кбит\с), сжатие должно быть на уровне 4,5:1. Если Sony научились сжимать аудио с такими коэффициентами без потерь – это серьёзный прорыв.
LDAC Hi-Res Audio
Но нет, представители компании в итоге подтвердили, что сжатие происходит с потерями. Частично, конечно, используются алгоритмы lossless, но отбрасывание бит информации также имеет место. Впрочем, не только благодаря этому происходит сжатие и экономия ресурсов Bluetooth, есть ещё разница в глубине квантования звука по частотам.
LDAC разделяет получаемый сигнал на 16 частотных полос, при этом разрядность, используемая для квантования каждой, варьируется. Алгоритм использует чувствительность человеческого слуха у звукам разной частоты. То, что мы слышим лучше, кодируется с большей битностью. А то, что хуже, соответственно, – с меньшей.
LDAC квантование на основе чувствительности слуха
Этот момент важно держать в уме, для понимания работы кодека. Как видно из графика, полосы с частотами, которые люди слышат лучше всего (3-5 кГц) кодируются 24 битами. А вот для 16 кГц используется всего 12 бит. Эти частоты слышны гораздо хуже, а многие после 30 лет и вовсе уже их не слышат.
Похожий подход используется в aptX HD, но там сигнал делится всего на 4 полосы. По этому параметру LDAC ощутимо точнее. 😎
3. Частотный диапазон LDAC
Человек теоретически слышит звуки от 20 Гц до 20 кГц. Было доказано, что для квантования (отцифровки) аудио-сигнала без потерь, частота дискретизации (количество отрезков, на которые аналоговая волна делится при отцифровке) должна более чем в 2 раза превосходить частотный диапазон изначального аудио-сигнала.
Поэтому, CD-качества в 44.1 кГц вполне достаточно, от этого закона и отталкивались создатели формата.
Соответственно, диапазон частот, на котором кодек передаёт звук без изменений, должен быть около 22 кГц. Для Hi Res (у LDAC) заявлены 96 кГц, соответственно, частотный диапазон должен быть не меньше 48 кГц. Посмотрим, справляется ли LDAC с этим.
LDAC диапазон частот
Из графика видно, что в режиме приоритета качества LDAC достигает 47 кГц, что примерно соответствует Hi Res. Режим 660 кбит\с – только 30 кГц, что достаточно для CD-качества. А вот приоритет соединения выдаёт лишь 18 кГц, что даже ниже, чем у aptX. И, само собой, ниже, чем должно быть у CD-качества.
3.1 Промежуточный вывод
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что LDAC передаёт звук в режиме 990 кбит\с в качестве, сравнимом с CD. Минимальная глубина квантования в 12 бит только чуть ниже эталонных 16, битрейта вполне хватает, а частота дискретизации даже больше, чем необходимо.
Но до уровня Hi Res LDAC не дотягивает. Разрядность сильно варьируется и достигает заявленных 24 бит только в узкой полосе частот, битрейта явно не хватает. Но частота дискретизации соответствует стандартам аудио высокого разрешения.
Sony WF-SP700N работают по LDAC
4. Уровень фонового шума LDAC
LDAC (990 кбс) уровень шума (Hi Res) LDAC (660 кбс) уровень шума (Hi Res) LDAC (330 кбс) уровень шума (Hi Res)Есть установленные параметры, они отмечены на графиках пунктирными линиями для 16 бит (CD) и верхней границей красной области для Hi Res (24 бит)
Передаваемый звук был в формате Hi Res. По графикам видно, что в приоритете качества LDAC на части диапазона вполне соответствует стандартам 24 бит. Однако, на высоких частотах всё же немало шума, особенно в районе 15 кГц. Режим 660 кбит\с на ВЧ местами даёт больше шума, чем должно быть даже для 16-битного качества. В режиме приоритета соединения LDAC показывает себя даже хуже, чем стандартный SBС, что явно не соответствует звуку высокого разрешения.
LDAC (990 кб\с) уровень шума в высокочастотном диапазоне
Sony WI-1000X наушники с шумоподавлением и LDAC
По уровню фонового шума можно сделать вывод, что LDAC соответствует CD-качеству в двух из трёх режимах. 990 кбит\с приближаются к стандартам Hi Res, но не соответствуют им, особенно, если брать высокочастотный диапазон.
LDAC (990 кбс) уровень шума (CD) LDAC (660 кбс) уровень шума (CD) LDAC (330 кбс) уровень шума (CD)5. Качество соединения LDAC
Как видно из предыдущих тестов, LDAC хорош только в режиме 990 кбит\с. Хоть сжатие происходит с потерями и качество Hi Res, в общем-то, не достигается. Тем не менее, для беспроводной передачи музыки, результат очень неплох.
Рассмотрим показатель уровня принимаемого сигнала. Он выступает в роли индикатора качества связи. Измеряется в дБм (децибел-милливатт). До -60 дБм – уровень, достаточный для передачи данных в реальном времени. Ниже -80 дБм – ощутимые задержки. По вертикальной оси отложены потерянные секунды при воспроизведении звука.
Качество соединения для разных кодеков
Остальные режимы LDAC начинают терять пакеты гораздо раньше, на уровне -60 дБм, а aptX HD – на -70 дБм. Что говорит о нестабильности передачи. Учитывая, что измерение было проведено на расстоянии от кармана до уха, стабильность LDAC в режиме приоритета качества оставляет желать лучшего.
Sony SRS-XB41 поддерживает передачу звука по LDAC
После этого становится понятным, почему LDAC по умолчанию соединяется в 330 кбит\с. Остальные режимы очень сильно занимают полосу пропускания Bluetooth, вызывают помехи и артефакты соединения в условиях, отличающихся от идеальных. А мы чаще всего находимся именно в них. 😉
6. Итог
LDAC – Bluetooth-кодек высокого разрешения, который может передавать музыку в качестве, близком к CD. Он сжимает звук с потерями и не дотягивает до стандартов Hi Res по всем протестированным параметрам.
Мы часто говорили о новом MIUI 12 и множестве новых функций, которые он приносит, как графически, так и функционально, но когда есть улучшения в отношении использования музыки и мультимедийного контента, мы можем сделать только статью, посвященную всему какие. О да, фактически с обновлением MIUI 12 для Xiaomi Mi 9 был также введен кодек LHDC, значительное улучшение, которое позволит пользователям получить идеальный звук для использования в сочетании с новыми наушниками TWS Xiaomi Mi Airdots Pro 2.
Кодек LHDC был впервые добавлен на устройстве Xiaomi на модели Mi 9 Pro 5G, терминале, который мы никогда официально не видели на нашем рынке, поскольку он посвящен азиатскому. Что касается качества звука, кодек LHDC Hi-Res позволяет передавать звук высокого разрешения до 24 бит / 96 кГц со скоростью 900 кбит / с, что практически в 3 раза выше, чем у традиционного кодека SBC Bluetooth (328 кбит / с). LHDC является патентованным стандартом Sony и на данный момент является одним из самых качественных протоколов, чтобы получить сертификацию от Японской музыкальной ассоциации.
MIUI 12 представляет аудиокодек LHDC на Xiaomi Mi 9 (но не только)
Задержка действительно обнуляется, поэтому обеспечивает высочайшую производительность даже во время игр, хотя для этих решений лучшим выбором всегда являются проводные наушники. Традиционное кодирование и декодирование SBC Bluetooth обеспечивает задержку аудио и видео, которая обычно достигает 400 мс, а решение LHDC уменьшает эту задержку до 80 мс, что значительно улучшает синхронизацию аудио и видео в играх и мультимедийном контенте в целом.
Определенно отличная вещь для всех владельцев Mi 9, даже если она не будет эксклюзивной, будущий выпуск MIUI 12 Global с его кодеком LHDC также будет доступен для других смартфонов Xiaomi, таких как CC9 Pro, Mi Note 10, Redmi K30, Redmi K30 5G, Mi Mix 2S, Mi 8, Mi 8 Pro, Pocoтелефон F1, Mi 8SE, Mi 8 Lite, Mi Max 3, Mi Mix 3, Redmi K20, Mi 9T, Redmi K20 Pro, Mi 9T Pro, Mi 9 SE, CC9 и Mi 9 Lite.
Читайте также: