Кто композитор сайлент хилл
Акира Ямаока (山岡晃- Yamaoka Akira) появился на свет 6 февраля 1968 года в Токио (Япония), и совершенно не подозревал, что когда-нибудь станет игровым композитором. Его детской мечтой было гончарное искусство. Попутно он возился с компьютером, записывая и коллекционируя всевозможные звуки, а также играл на гитаре в панк-группах. К моменту окончания Токийского колледжа искусств, где он изучал дизайн и интерьер, Ямаока понял, что работа со звуком является приоритетным направлением в жизни, однако играть в группе он не мог – не уживался с другими участниками. К тому же, работая в одиночку, он не беспокоился, что партии каких-либо инструментов будут сыграны плохо – себе он доверял больше, чем кому-либо из других музыкантов. С 1988 года он начал подрабатывать в различных компаниях звуковым дизайнером видеоигр. Он развивал свои навыки и постепенно приобщался к написанию музыки и, в конце концов, 21 сентября 1993 года попал в крупнейшую игровую компанию Konami, с которой ему уже приходилось работать в качестве внештатного сотрудника, а именно звукового дизайнера Snatcher (SNES, 1988). А первым его проектом в составе Konami была Sparkster для той же консоли SNES.
“Я композитор-самоучка, не знаю музыкальную теорию и нотную грамоту. Представьте, если бы мне пришлось работать с нотами, я обязательно что-нибудь напутал бы! Я пробовал брать уроки игры на фортепьяно, но это было затеяно ради желания быть поближе к девочкам, так что я не продержался и недели. Единственный инструмент, с которым я уживаюсь – это гитара. Обожаю свою семиструнную гитару“.
«В Silent Hill я сразу распознал проект мечты». Интервью с Акирой Ямаокой
Серия Silent Hill — настоящая икона жанра хорроров. Однако эти игры не только мастерски пугали, они вызывали и грусть, и задумчивость, и даже радость. Но все это было бы совершенно невозможно без великолепной музыки Акиры Ямаоки, сплетавшей атмосферу и вдобавок умудрявшейся вызывать шквал эмоций даже вне игры.
А вскоре сам Ямаока вместе со своей группой и с вокалисткой Мэри-Элизабет Макглинн даст в России несколько концертов. По этому поводу мы решили вспомнить творческий путь легендарного композитора, а заодно задать ему несколько вопросов.
20 ноября — Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания». Цена билетов — 3000 руб.
21 и 24 ноября — Москва, Volta Club. Цена билетов — 2200 руб.
22 ноября — Екатеринбург, Tele-club. Цена билетов — 1900 руб.
Все профессии важны
— Вы уже не впервые выступаете в России, что скажете о местной публике? Есть ли у российских поклонников какие-нибудь особенности?
— Помимо Москвы, вы несколько лет назад посетили и Санкт-Петербург. Какие впечатления у вас остались о городе? Успели посмотреть какие-нибудь достопримечательности?
Будущий композитор с детства интересовался музыкой и предпочитал исполнителей «новой волны» 1980-х и европейскую поп-культуру в целом. Правда, о музыкальной карьере не помышлял и вообще собирался стать архитектурным дизайнером. Он долго и упорно изучал это дело, пока однажды не обнаружил на купленном для учебы компьютере программу для создания электронной музыки. Сначала Ямаока просто баловался с ней в свободное время, а потом решил поучаствовать в музыкальных конкурсах. Пару раз ему даже доставались призы.
Именно успех на одном из таких конкурсов вывел Ямаоку на продюсера, который предложил ему поработать в игровой индустрии. К тому времени у Ямаоки уже сформировался свой взгляд на то, как надо преподносить эмоции слушателю. На него во многом повлияло обучение в Токийском колледже искусств, где он пришел к выводу, что музыка и прочие формы искусства должны работать сообща и дополнять друг друга.
Произведение, по его мнению, обязано затрагивать все чувства, и средствами одной лишь музыки этого не достичь. Игры же, будучи симбиозом нескольких видов искусства, позволяют творцу воздействовать на игрока разными путями. К тому же Ямаока с детства был страстным игроком и от возможности поработать в игровой индустрии отказываться не стал.
Против системы
На заре своей карьеры Ямаока был далек от хорроров. Первой его полноценной работой стал красочный детский платформер Smart Ball. Да и попав в Konami, он поначалу частенько работал над такими же яркими приключениями.
Хотя к веселым мелодиям у Ямаоки не лежала душа, к работе он подходил со всей ответственностью. Чтобы его музыка соответствовала духу игры, Ямаока ежедневно общался с другими членами команды — от художников до программистов. Да и сама игра постоянно была запущена на втором мониторе во время работы. Тот же подход к сочинению композитор, по его словам, использует и по сей день.
Когда в компании только начали обсуждать игру, после ставшую Silent Hill, Ямаока сам вызвался написать для нее музыку. Еще задолго до этого он задумывался о том, что многим игровым саундтрекам не хватает выразительности. Ямаока считал, что большинство композиторов в этой индустрии раз за разом пишут музыку по отработанной схеме, вместо того чтобы искать свой подход к каждому проекту. И в новой работе он увидел отличную возможность «пойти против системы» и в полной мере проявить себя. Ямаока убедил руководство Konami, что только он сможет написать для Silent Hill подходящий саундтрек.
— Вы писали музыку для многих игр, но все же самая знаменитая ваша работа — саундтреки к Silent Hill. Именно с ними вы чаще всего выступаете. Что для вас Silent Hill? Чем он вас так зацепил?
Акира Ямаока: Для меня Silent Hill — особенный проект. По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое. В Silent Hill я сразу распознал проект мечты; меня, можно сказать, благословили делать то, о чем я всегда мечтал.
И я был безумно рад, что игра понравилась многим. Как по мне, своей магией Silent Hill обязана разработчикам с их уникальным творческим взглядом на вещи и умением драматично подать сюжет. Это была потрясающая и неповторимая команда — настолько, что и годы спустя у нас нет ничего и близко похожего на Silent Hill. Я, как и многие ценители игры, большой поклонник этих людей.
Сам Ямаока не раз говорил: создавая что-то, нужно ориентироваться только на собственное видение и быть готовым к тому, что произведение не найдет отклика. Предугадать результат совершенно невозможно.
Но саундтрек к Silent Hill эта участь миновала. Меланхоличные мелодии, пугающий эмбиент и леденящие кровь звуки игроки обсуждали не реже, чем хитросплетения сюжета. А слушать музыку продолжают и по сей день.
Вплоть до ухода из Konami в 2009 году Ямаока работал над каждой частью Silent Hill, не оставляя без внимания даже ответвления. К каждой части он, следуя собственным принципам, подходил индивидуально, перерабатывая сам стиль. Трогательные грустные композиции из Silent Hill 2, вызывающие тоску и тревогу, ни за что не спутать с пугающим трип-хопом и жутким дарк-эмбиентом из Silent Hill 3.
Вскоре Silent Hill начала увядать, и Ямаока покинул проект. После этого серии хватило лишь на последний вздох — Silent Hill: Downpour, единственную полноценную часть, выпущенную без участия Ямаоки (Book of Memories мы предпочитаем не вспоминать). Заменивший его Дэниел Лихт сумел настроиться на нужную волну, но атмосфера все же потеряла нечто неуловимое.
Тем не менее надежда еще теплится. На стадии анонса уже отмененной Silent Hills Ямаока прямо говорил, что не прочь вновь поработать над серией. Остается лишь дождаться, когда Konami перестанет лихорадить (а они, напомним, намерены выпустить автомат патинко по мотивам Silent Hill) либо когда серия перейдет в новые руки.
— Вы поддерживаете связь с разработчиками из бывшей Team Silent? Не знаете, как у них дела?
Акира Ямаока: Мы иногда видимся с господином Тоямой, одним из главных членов команды и создателем Siren, и с господином Ито, дизайнером монстров. Дела у них идут хорошо, и я надеюсь, что нам еще выпадет шанс поработать вместе.
— С тех пор как вы покинули Konami и оставили работу над Silent Hill, прошло больше пяти лет. Вы следите за серией? Как вы оцениваете работу Дэниела Лихта в Silent Hill: Downpour и саму игру?
Акира Ямаока: Любая серия, любая франшиза — киношная, телевизионная, игровая — со временем меняется, это в порядке вещей. И, если вы перезапускаете серию, следует довериться собственному видению и воплощать его, не поддаваясь влиянию прошлых версий. Мне кажется, что на авторов Silent Hill: Downpour слишком сильно повлияла изначальная игра, почти не оставив места для развития новой версии.
— Не так давно мы наблюдали печальную историю с отменой Silent Hills от Хидэо Кодзимы и Гильермо дель Торо. А что вы думаете о несостоявшемся продолжении Silent Hill? Кто, по-вашему, смог бы создать идеальное продолжение серии и написать для него достойный саундтрек?
Акира Ямаока: Если бы проект состоялся, он мог бы полностью изменить хорроры как жанр. А для продолжения, основанного на первой Silent Hill, на мой взгляд, лучше всего подошли бы все те же Тояма и Ито. Никто больше не делает таких необычных созданий, и Ито превзошел бы самого себя, создав чудище похлеще Пирамидоголового. Ну а композитором был бы я.
Совмещая несовместимое
Едва ли кто-то сомневался, что талантливый и жадный до новых свершений композитор недолго останется без работы. Не успел Ямаока выйти из штаб-квартиры Konami, как ему уже нашлось местечко в Grasshopper Manufacture, возглавляемой геймдизайнером Гоити Судой. Выбор Ямаоки многих удивил, ведь творчество Суды всегда было очень далеко от жанра хоррора. Однако Ямаока не раз лестно отзывался о Суде и заявлял, что не против с ним поработать.
— Как пересеклись ваши с Гоити Судой пути? Когда и почему вы решили работать именно в его студии?
Акира Ямаока: Мы с господином Судой большие друзья, знакомы больше десяти лет, к тому же ровесники. Я решил работать у него, потому что мне нравились его творческие взгляды, идущие вразрез с традиционной японской студийной культурой. Я решил, что в этой студии мы сможем сделать нечто по-настоящему великое.
За годы работы в Grasshopper Manufacture Ямаока успел вдоволь поэкспериментировать и написать музыку для множества игр. Ему принадлежат ломаные электронные ритмы в аркадном сайдскроллере Sine Mora, психоделические инструментальные переливы в не менее психоделическом платформере с элементами экшена Black Knight Sword и энергичные танцевальные композиции в анимешной Short Peace: Tsukigime Ranko no Ichiban Nagai Hi.
Однако поклонникам, тоскующим по Silent Hill, куда больше полюбилась самая первая работа Ямаоки в новой студии — саундтрек к Shadow of the Damned. Несмотря на самобытный стиль, здесь явно слышны отголоски прежних произведений композитора.
— Shadow of the Damned, один из первых проектов, над которыми вы работали в Grasshopper Manufacture, включает в себя элементы не только хоррора, но и лихого боевика, а также внушительную порцию юмора. Как вы выбирали звуковой стиль игры и как продвигалась работа?
Акира Ямаока: Ради Shadow of the Damned мы с Судой и Миками, который в то время трудился над Resident Evil, не раз устраивали мозговой штурм. Мы обсуждали творческий замысел и общую концепцию с самых разных сторон, а потом на основе всего этого я придумал «фирменный звук».
Как вы верно заметили, это не чистый хоррор, в нем есть и юмор. Соблюсти баланс было непросто, и мы действовали с большой осторожностью. Браться за проект, уже имея в голове его проработанный во всех деталях образ, нелегко, но путем проб и ошибок мы постепенно приближаемся к идеалу.
Но одной лишь игровой индустрией Ямаока не ограничивается. Он регулярно устраивает живые выступления, сочиняет ни к чему не привязанные сольные композиции. В 2012 году на фестивале VCONCERT он представил сингл Revolución, в состав которого вошли две песни на испанском и одна на английском. Ямаока не отрицает, что позже может выйти и полноценный альбом, тем более что в 2006 году он уже выпускал экспериментальную сольную пластинку iFuturelist.
— Расскажите об альбоме iFuturelist. Как зародилась идея этой пластинки? Почему на обложке красуется буква «Ж», и, главное, стоит ли нам ждать новых подобных экспериментов?
Акира Ямаока: Это сборник музыки, написанной под сильнейшим влиянием России. Русский алфавит меня просто поразил, и я решил использовать его в дизайне обложки. Честно говоря, значений букв я не знаю, поэтому простите, если вышло неприлично.
К тому же русская музыка — «Полюшко-поле», например, — навевает ностальгические чувства, ведь многие японцы выросли на этих песнях. Россия повлияла и на меня. Да, альбом экспериментальный, но он отдает дань уважения культуре, с которой я всегда чувствовал духовное сродство. Я хотел бы записать еще один «русский» альбом.
Не стоит забывать и о том, что Ямаока — не только творец. Он тоже слушает музыку и играет в игры. В определенном смысле и это часть работы, ведь, по его собственным словам, вдохновение можно черпать откуда угодно.
— Какие игровые саундтреки тронули вас в последнее время?
Акира Ямаока: Мне очень понравился звук в Feist. Идеально подходит к игровому миру.
— Над какими известными игровыми сериями вы не отказались бы поработать как композитор или звукорежиссер?
Акира Ямаока: Над любым хоррором или триллером, независимо от масштабов проекта.
— В последние годы молодые музыканты и коллективы для создания музыки все чаще используют смартфоны и планшеты. Некоторые вообще умудряются целые композиции записывать и сводить с помощью одного только «айфона». Как вы относитесь к этой тенденции?
Акира Ямаока: Такие вещи, как формат, содержание и инструменты, меняются стремительно. В итоге произведение искусства становится результатом самого лучшего производственного процесса и воплощается в лучшем из современных форматов. На мой взгляд, мышление по шаблону «как положено» — злейший враг творческого духа.
Осудив запись и сведение на «айфонах» или, наоборот, назвав «айфон» самым подходящим для этого дела инструментом, вы резко ограничиваете себя. Мы живем в сложном, быстро меняющемся мире, полном разных путей для творчества.
Акира Ямаока: Наверное, Theme of Laura — песня о девочке Лоре из Silent Hill 2. Она не была главной героиней, но так вышло, что эту песню я написал первой. Я выбрал ее, потому что многим людям она понравилась и до сих пор вызывает у них эмоциональный отклик. Для меня это многое значит.
Акира Ямаока не намерен останавливаться. По его собственному признанию, он даже не может сказать, что будет делать завтра. Может быть, напишет музыку для фильма. Или займется очередным сольным альбомом. Или посвятит себя большой сцене. А может, и вовсе попробует себя в чем-то не связанном с музыкой.
Любое его начинание мы охотно поддержим, но в глубине души надеемся, что когда-нибудь он вернется к Silent Hill, и в своих беспокойных снах мы снова увидим этот город.
«В Silent Hill я сразу распознал проект мечты». Интервью с Акирой Ямаокой
Серия Silent Hill — настоящая икона жанра хорроров. Однако эти игры не только мастерски пугали, они вызывали и грусть, и задумчивость, и даже радость. Но все это было бы совершенно невозможно без великолепной музыки Акиры Ямаоки, сплетавшей атмосферу и вдобавок умудрявшейся вызывать шквал эмоций даже вне игры.
А вскоре сам Ямаока вместе со своей группой и с вокалисткой Мэри-Элизабет Макглинн даст в России несколько концертов. По этому поводу мы решили вспомнить творческий путь легендарного композитора, а заодно задать ему несколько вопросов.
20 ноября — Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания». Цена билетов — 3000 руб.
21 и 24 ноября — Москва, Volta Club. Цена билетов — 2200 руб.
22 ноября — Екатеринбург, Tele-club. Цена билетов — 1900 руб.
Все профессии важны
— Вы уже не впервые выступаете в России, что скажете о местной публике? Есть ли у российских поклонников какие-нибудь особенности?
— Помимо Москвы, вы несколько лет назад посетили и Санкт-Петербург. Какие впечатления у вас остались о городе? Успели посмотреть какие-нибудь достопримечательности?
Будущий композитор с детства интересовался музыкой и предпочитал исполнителей «новой волны» 1980-х и европейскую поп-культуру в целом. Правда, о музыкальной карьере не помышлял и вообще собирался стать архитектурным дизайнером. Он долго и упорно изучал это дело, пока однажды не обнаружил на купленном для учебы компьютере программу для создания электронной музыки. Сначала Ямаока просто баловался с ней в свободное время, а потом решил поучаствовать в музыкальных конкурсах. Пару раз ему даже доставались призы.
Именно успех на одном из таких конкурсов вывел Ямаоку на продюсера, который предложил ему поработать в игровой индустрии. К тому времени у Ямаоки уже сформировался свой взгляд на то, как надо преподносить эмоции слушателю. На него во многом повлияло обучение в Токийском колледже искусств, где он пришел к выводу, что музыка и прочие формы искусства должны работать сообща и дополнять друг друга.
Произведение, по его мнению, обязано затрагивать все чувства, и средствами одной лишь музыки этого не достичь. Игры же, будучи симбиозом нескольких видов искусства, позволяют творцу воздействовать на игрока разными путями. К тому же Ямаока с детства был страстным игроком и от возможности поработать в игровой индустрии отказываться не стал.
Против системы
На заре своей карьеры Ямаока был далек от хорроров. Первой его полноценной работой стал красочный детский платформер Smart Ball. Да и попав в Konami, он поначалу частенько работал над такими же яркими приключениями.
Хотя к веселым мелодиям у Ямаоки не лежала душа, к работе он подходил со всей ответственностью. Чтобы его музыка соответствовала духу игры, Ямаока ежедневно общался с другими членами команды — от художников до программистов. Да и сама игра постоянно была запущена на втором мониторе во время работы. Тот же подход к сочинению композитор, по его словам, использует и по сей день.
Когда в компании только начали обсуждать игру, после ставшую Silent Hill, Ямаока сам вызвался написать для нее музыку. Еще задолго до этого он задумывался о том, что многим игровым саундтрекам не хватает выразительности. Ямаока считал, что большинство композиторов в этой индустрии раз за разом пишут музыку по отработанной схеме, вместо того чтобы искать свой подход к каждому проекту. И в новой работе он увидел отличную возможность «пойти против системы» и в полной мере проявить себя. Ямаока убедил руководство Konami, что только он сможет написать для Silent Hill подходящий саундтрек.
— Вы писали музыку для многих игр, но все же самая знаменитая ваша работа — саундтреки к Silent Hill. Именно с ними вы чаще всего выступаете. Что для вас Silent Hill? Чем он вас так зацепил?
Акира Ямаока: Для меня Silent Hill — особенный проект. По молодости мне очень хотелось разрушить устоявшиеся традиции звукового сопровождения видеоигр и создать нечто совершенно новое. В Silent Hill я сразу распознал проект мечты; меня, можно сказать, благословили делать то, о чем я всегда мечтал.
И я был безумно рад, что игра понравилась многим. Как по мне, своей магией Silent Hill обязана разработчикам с их уникальным творческим взглядом на вещи и умением драматично подать сюжет. Это была потрясающая и неповторимая команда — настолько, что и годы спустя у нас нет ничего и близко похожего на Silent Hill. Я, как и многие ценители игры, большой поклонник этих людей.
Сам Ямаока не раз говорил: создавая что-то, нужно ориентироваться только на собственное видение и быть готовым к тому, что произведение не найдет отклика. Предугадать результат совершенно невозможно.
Но саундтрек к Silent Hill эта участь миновала. Меланхоличные мелодии, пугающий эмбиент и леденящие кровь звуки игроки обсуждали не реже, чем хитросплетения сюжета. А слушать музыку продолжают и по сей день.
Вплоть до ухода из Konami в 2009 году Ямаока работал над каждой частью Silent Hill, не оставляя без внимания даже ответвления. К каждой части он, следуя собственным принципам, подходил индивидуально, перерабатывая сам стиль. Трогательные грустные композиции из Silent Hill 2, вызывающие тоску и тревогу, ни за что не спутать с пугающим трип-хопом и жутким дарк-эмбиентом из Silent Hill 3.
Вскоре Silent Hill начала увядать, и Ямаока покинул проект. После этого серии хватило лишь на последний вздох — Silent Hill: Downpour, единственную полноценную часть, выпущенную без участия Ямаоки (Book of Memories мы предпочитаем не вспоминать). Заменивший его Дэниел Лихт сумел настроиться на нужную волну, но атмосфера все же потеряла нечто неуловимое.
Тем не менее надежда еще теплится. На стадии анонса уже отмененной Silent Hills Ямаока прямо говорил, что не прочь вновь поработать над серией. Остается лишь дождаться, когда Konami перестанет лихорадить (а они, напомним, намерены выпустить автомат патинко по мотивам Silent Hill) либо когда серия перейдет в новые руки.
— Вы поддерживаете связь с разработчиками из бывшей Team Silent? Не знаете, как у них дела?
Акира Ямаока: Мы иногда видимся с господином Тоямой, одним из главных членов команды и создателем Siren, и с господином Ито, дизайнером монстров. Дела у них идут хорошо, и я надеюсь, что нам еще выпадет шанс поработать вместе.
— С тех пор как вы покинули Konami и оставили работу над Silent Hill, прошло больше пяти лет. Вы следите за серией? Как вы оцениваете работу Дэниела Лихта в Silent Hill: Downpour и саму игру?
Акира Ямаока: Любая серия, любая франшиза — киношная, телевизионная, игровая — со временем меняется, это в порядке вещей. И, если вы перезапускаете серию, следует довериться собственному видению и воплощать его, не поддаваясь влиянию прошлых версий. Мне кажется, что на авторов Silent Hill: Downpour слишком сильно повлияла изначальная игра, почти не оставив места для развития новой версии.
— Не так давно мы наблюдали печальную историю с отменой Silent Hills от Хидэо Кодзимы и Гильермо дель Торо. А что вы думаете о несостоявшемся продолжении Silent Hill? Кто, по-вашему, смог бы создать идеальное продолжение серии и написать для него достойный саундтрек?
Акира Ямаока: Если бы проект состоялся, он мог бы полностью изменить хорроры как жанр. А для продолжения, основанного на первой Silent Hill, на мой взгляд, лучше всего подошли бы все те же Тояма и Ито. Никто больше не делает таких необычных созданий, и Ито превзошел бы самого себя, создав чудище похлеще Пирамидоголового. Ну а композитором был бы я.
Совмещая несовместимое
Едва ли кто-то сомневался, что талантливый и жадный до новых свершений композитор недолго останется без работы. Не успел Ямаока выйти из штаб-квартиры Konami, как ему уже нашлось местечко в Grasshopper Manufacture, возглавляемой геймдизайнером Гоити Судой. Выбор Ямаоки многих удивил, ведь творчество Суды всегда было очень далеко от жанра хоррора. Однако Ямаока не раз лестно отзывался о Суде и заявлял, что не против с ним поработать.
— Как пересеклись ваши с Гоити Судой пути? Когда и почему вы решили работать именно в его студии?
Акира Ямаока: Мы с господином Судой большие друзья, знакомы больше десяти лет, к тому же ровесники. Я решил работать у него, потому что мне нравились его творческие взгляды, идущие вразрез с традиционной японской студийной культурой. Я решил, что в этой студии мы сможем сделать нечто по-настоящему великое.
За годы работы в Grasshopper Manufacture Ямаока успел вдоволь поэкспериментировать и написать музыку для множества игр. Ему принадлежат ломаные электронные ритмы в аркадном сайдскроллере Sine Mora, психоделические инструментальные переливы в не менее психоделическом платформере с элементами экшена Black Knight Sword и энергичные танцевальные композиции в анимешной Short Peace: Tsukigime Ranko no Ichiban Nagai Hi.
Однако поклонникам, тоскующим по Silent Hill, куда больше полюбилась самая первая работа Ямаоки в новой студии — саундтрек к Shadow of the Damned. Несмотря на самобытный стиль, здесь явно слышны отголоски прежних произведений композитора.
— Shadow of the Damned, один из первых проектов, над которыми вы работали в Grasshopper Manufacture, включает в себя элементы не только хоррора, но и лихого боевика, а также внушительную порцию юмора. Как вы выбирали звуковой стиль игры и как продвигалась работа?
Акира Ямаока: Ради Shadow of the Damned мы с Судой и Миками, который в то время трудился над Resident Evil, не раз устраивали мозговой штурм. Мы обсуждали творческий замысел и общую концепцию с самых разных сторон, а потом на основе всего этого я придумал «фирменный звук».
Как вы верно заметили, это не чистый хоррор, в нем есть и юмор. Соблюсти баланс было непросто, и мы действовали с большой осторожностью. Браться за проект, уже имея в голове его проработанный во всех деталях образ, нелегко, но путем проб и ошибок мы постепенно приближаемся к идеалу.
Но одной лишь игровой индустрией Ямаока не ограничивается. Он регулярно устраивает живые выступления, сочиняет ни к чему не привязанные сольные композиции. В 2012 году на фестивале VCONCERT он представил сингл Revolución, в состав которого вошли две песни на испанском и одна на английском. Ямаока не отрицает, что позже может выйти и полноценный альбом, тем более что в 2006 году он уже выпускал экспериментальную сольную пластинку iFuturelist.
— Расскажите об альбоме iFuturelist. Как зародилась идея этой пластинки? Почему на обложке красуется буква «Ж», и, главное, стоит ли нам ждать новых подобных экспериментов?
Акира Ямаока: Это сборник музыки, написанной под сильнейшим влиянием России. Русский алфавит меня просто поразил, и я решил использовать его в дизайне обложки. Честно говоря, значений букв я не знаю, поэтому простите, если вышло неприлично.
К тому же русская музыка — «Полюшко-поле», например, — навевает ностальгические чувства, ведь многие японцы выросли на этих песнях. Россия повлияла и на меня. Да, альбом экспериментальный, но он отдает дань уважения культуре, с которой я всегда чувствовал духовное сродство. Я хотел бы записать еще один «русский» альбом.
Не стоит забывать и о том, что Ямаока — не только творец. Он тоже слушает музыку и играет в игры. В определенном смысле и это часть работы, ведь, по его собственным словам, вдохновение можно черпать откуда угодно.
— Какие игровые саундтреки тронули вас в последнее время?
Акира Ямаока: Мне очень понравился звук в Feist. Идеально подходит к игровому миру.
— Над какими известными игровыми сериями вы не отказались бы поработать как композитор или звукорежиссер?
Акира Ямаока: Над любым хоррором или триллером, независимо от масштабов проекта.
— В последние годы молодые музыканты и коллективы для создания музыки все чаще используют смартфоны и планшеты. Некоторые вообще умудряются целые композиции записывать и сводить с помощью одного только «айфона». Как вы относитесь к этой тенденции?
Акира Ямаока: Такие вещи, как формат, содержание и инструменты, меняются стремительно. В итоге произведение искусства становится результатом самого лучшего производственного процесса и воплощается в лучшем из современных форматов. На мой взгляд, мышление по шаблону «как положено» — злейший враг творческого духа.
Осудив запись и сведение на «айфонах» или, наоборот, назвав «айфон» самым подходящим для этого дела инструментом, вы резко ограничиваете себя. Мы живем в сложном, быстро меняющемся мире, полном разных путей для творчества.
Акира Ямаока: Наверное, Theme of Laura — песня о девочке Лоре из Silent Hill 2. Она не была главной героиней, но так вышло, что эту песню я написал первой. Я выбрал ее, потому что многим людям она понравилась и до сих пор вызывает у них эмоциональный отклик. Для меня это многое значит.
Акира Ямаока не намерен останавливаться. По его собственному признанию, он даже не может сказать, что будет делать завтра. Может быть, напишет музыку для фильма. Или займется очередным сольным альбомом. Или посвятит себя большой сцене. А может, и вовсе попробует себя в чем-то не связанном с музыкой.
Любое его начинание мы охотно поддержим, но в глубине души надеемся, что когда-нибудь он вернется к Silent Hill, и в своих беспокойных снах мы снова увидим этот город.
Концерт Акиры Ямаоки: Silent Hill в четырех столицах
Акира Ямаока — пожалуй, не менее почитаем, чем сама серия Silent Hill. Кто-нибудь сомневался, что концерты в России и СНГ соберут полные залы? Мы побывали на всех пяти концертах: в Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и вновь в Москве. И это было просто волшебно!
Музыкальный интим
Творчество Ямаоки для меня всегда было связано с личными трагедиями, которые перекликались с грустным и пугающим лейтмотивом игр серии Silent Hill. Когда мне нужно избавиться от боли или пережить что-то терзающее, Акира попадает в топ плейлиста. Поэтому на концерт я шел с тем чувством, с каким религиозный человек идет в церковь. Ведь там есть то, чему я доверяю все свои сокровенные тайны.
Танцпол перед сценой постепенно заполнялся гудящей в полутьме толпой. На протяжении часа ожидания я невольно слушал разговоры окружающих. Кто-то обсуждал выходные, кто-то строил планы, другие вспоминали Silent Hill и заводили непременные споры о том, какая часть лучше. Были и полные энергии молодые люди, прямо там, на танцполе, обсуждавшие концепты своих будущих игр. Публика подобралась соответствующая, хоть порой и мелькали люди, намного опередившие средний возраст аудитории.
А потом на сцене появились виновники торжества. Зазвучало инструментальное вступление, и меня тотчас проняло. После вышла Мэри и завязала разговор с людьми. Благодаря постоянному общению концерт воспринимался очень легко — как «квартирник», только в темном зале и со множеством людей, объединенных одной страстью. Музыкальный интим.
Первая часть концерта была заполнена хорошо знакомыми песнями, которые есть в плейлисте каждого ценителя. Насмотревшись YouTube, я слегка опасался за вокал, но Мэри приехала в лучшей форме и выкладывалась на все сто. Неудивительно, что в какой-то момент я настолько отдался переживаниям, что пустил слезу. Правда, я был не единственным.
А после случилось что-то иное: появилось чувство общего праздника и единства. Катарсис и переживания, связанные с сериями игр, ушли на второй план. Осталась лишь волна радости, в такт которой двигались руки над головами. И началась вторая часть программы, разбавленная песнями, прежде не исполнявшимися вживую.
И самое поразительное — это полная отвязка от игр. Музыканты не опирались на Silent Hill, как на некий фундамент, что только подчеркивало индивидуальность Акиры Ямаоки. Со мной были люди, которые слыхом не слыхивали о Ямаоке, но музыка сделала свое дело. Пробрало всех.
И вдруг в музыке Ямаоки появился новый смысл. Искренность, добро, тепло — все это окутывало в тот вечер пришедших на концерт. Новый сокровенный опыт, становление культа добра и открытости. Чтобы понять музыку Ямаоки без самого Silent Hill, нужно было быть там, рядом с людьми на сцене — людьми, которые просто любят свое дело и наполняют его бесконечной радостью и любовью.
Так для меня начался новый виток восприятия мира.
Фотографии взяты из сообщества организатора мероприятия.
You are awesome!
Где: культурная столица России — Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания»
Когда: 20 ноября
Кто: Алексей Сигабатулин
В том, что в день концерта Акиры Ямаоки в Петербурге стояла дождливая погода и туман, определенно есть нечто символичное (впрочем, такая погода у нас не редкость).
Однако все это неважно. Холод, завывающий ветер, лужи под ногами, надрывный кашель прохожих — все мгновенно забылось и стало незначительным, стоило лишь переступить порог клуба. С одного взгляда становилось понятно, зачем здесь собрались все эти люди. То тут, то там звучали разговоры о творчестве Ямаоки, споры про любимые части Silent Hill и лучшие песни из саундтрека.
Казалось бы, во времена интернета пора бы уже понять, что единомышленников во всем мире множество, но, когда оказываешься в одной комнате с людьми, которые любят то же самое, что и ты, тоже знают все песни наизусть и готовы потратить часы на дорогу и стояние в очереди, лишь бы взглянуть на кумира, — испытываешь невероятный душевный подъем.
Сам концерт начался чуть позже, чем планировалось. Публика несколько раз начинала скандировать «Акира!», пока на сцене наконец не появились они: несравненная Мэри-Элизабет Макглинн, барабанщик Израэль Уллоа, басист Митихиро и, конечно же, сам Акира Ямаока.
Начали традиционно с Overdose Delusion и Theme of Laura. Но настоящий концерт открыла именно Waiting for You, когда Мэри-Элизабет встала у микрофона. Ямаока и в одиночку звучит потрясающе, но тандем «гитара-голос» просто поражает воображение. Такой оживленной атмосферы в зале я не видел очень давно. Очень приятно, что не было такого, когда все поголовно достают телефоны и начинают записывать концерт (отдельные индивиды все-таки нашлись, но это мелочи). Все просто наслаждались музыкой.
Мэри постоянно вела диалог с залом, помаленьку училась русскому и делилась впечатлениями от поездки. Забавный случай произошел, когда толпа после очередной песни начала скандировать: «Мо-лод-цы!» Никто из группы не понял, что это значит (сперва подумали, будто зал кричит «We want pizza»), а никто из посетителей не мог решить, как понятнее объяснить. В итоге сошлись на варианте «You are awesome!». И этот перевод мне видится самым удачным.
Фотографии взяты с официального сайта клуба «Зал ожидания».
Пирамидоголовый с гитарой
Где: столица России — Москва, клуб Volta
Когда: 21 и 24 ноября
Кто: Денис Майоров, Сергей Серебрянский
В свое время один из наших коллег посетил пресс-конференцию с Акирой Ямаокой, когда тот приезжал в Москву в 2013 году. Точнее, композитор должен был присутствовать, но не успел — за него пришлось отдуваться агенту. После мероприятия наш коллега ушел с визиткой агента, рассчитывая взять интервью. Увы, не получилось, зато потом визитка попала в руки к знакомым из концертного агентства, которые как раз подумывали привезти одного известного японского композитора, автора музыки к Silent Hill.
Помню, как на форумах в 2005 году я заходил в темы, посвященные игровой музыке, и очень удивлялся, когда каждый первый своим любимым игровым композитором называл Акиру Ямаоку. «Как же так? — думал я, увлеченный на тот момент музыкой Нобуо Уэмацу из серии Final Fantasy. — Кто это вообще такой, и почему он так популярен?» Спустя много лет мне довелось встретить его лично и понять почему.
Разумеется, Ямаока прекрасно осознает, что именно милее всего сердцам его давних поклонников, а потому репертуар московских концертов состоял по большей части из композиций, льющихся из колонок при игре в разные части серии Silent Hill. Но не обошлось без сюрпризов.
Атмосферу зловещего туманного города на сцене создавала не только отзывавшаяся в самой глубине души музыка, но и ожившие кошмары проклятого города. По залу, распугивая зрителей, расхаживал пугающе правдоподобный Пирамидоголовый в сопровождении трех жутких медсестер. Да, те самые, кого мы (и организаторы концерта) заприметили на последнем «Игромире».
Но не только зрители могли воочию столкнуться с монстрами. Тем вечером они вышли на сцену, чтобы под инструментальные композиции из Silent Hill разыграть несколько кошмарных сцен. К счастью, жертвой монстров стали не артисты, а Алекс — главный герой Silent Hill: Homecoming. Правда, когда уже казалось, что ужасная смерть неминуема, Пирамидоголовый вдруг простил героя и даже обнялся с ним.
Но самым ярким моментом стал выход героев игры на сцену во время исполнения одной из песен. Напуганные артисты, косясь на расхаживающих чудовищ, не переставали играть, в то время как Пирамидоголовый изображал гитарные запилы прямо на своем огромном тесаке.
В саундтреке Silent Hill немало бодрых рок-композиций. Тем удивительней, что вживую они исполняются не то чтобы часто. Но пришедшие в тот вечер зрители услышали все лучшие мелодии. Помимо обязательной Theme of Laura (сам Ямаока называет эту композицию своей любимой) прозвучали Waiting for You (с более тяжелым звуком неумолимо напомнившая Enter Sandman группы Metallica), Tender Sugar, I Want Love и многие другие. Музыканты сыграли даже Silent Scream из фильма «Сайлент-Хилл 2».
Акира часто похищал все внимание зала, выдавая настоящую стену звука с помощью своей гитары. Особенно ярко звучали инструментальные вещи. Оба концерта начинались с Overdose Delusion, а на бис были исполнены Promise, Love Psalm и легендарная Silent Hill, с которой когда-то начиналась история туманного городка. Во время последней на обоих концертах овации почти заглушали музыку.
Свою порцию славы получили и остальные артисты. Барабанщик Израэль перед вторым актом исполнил длинное соло, басист Митихиро устроил импровизированную нойз-сессию, а Мэри-Элизабет, несмотря на усталость после перелетов, активно разогревала публику, призывая скандировать имена участников группы.
Настало время сюрпризов. На заключительном концерте тура прозвучала Different Perspectives из игры Shadow of the Damned, над которой Ямаока работал уже после ухода из Konami. К удивлению самого композитора, песню публика узнала и подпевала не менее рьяно, чем куда более известным хитам.
Но одного эксклюзива для завершающего выступления музыкантам было мало, а потому сразу после Room of Angel были впервые исполнены акустические версии Alex Theme, Letter и Hole in the Sky. Очень необычные вариации получились, мы такого не ожидали, но тем не менее чудесные. А после эдакого финта даже кавер на Snake Eater из Metal Gear Solid 3 не показался таким уж удивительным. Музыканты отметили, что эти песни вживую до сих не слышал никто в мире.
Концертные версии песен вообще немного отличались от того, что мы слышали в записях. Все композиции игрались с более напористым ритмом и куда более тяжелой партией гитары, да и Мэри прибавила силы голосу и пела заметно экспрессивнее. Благодаря этому в зале не затихало движение, люди танцевали, прыгали и подпевали.
Но даже спокойные романтичные композиции зазвучали иначе. Тонкие интонации знакомого голоса, призвуки гитар и другие нюансы живого выступления создают совершенно иную звуковую картину, так что каждую мелодию мы слушали буквально «как в первый раз».
Сами музыканты тоже не стояли на месте, много танцевали и вообще наравне со всеми наслаждались моментом. Почти после каждой песни Мэри тепло общалась с публикой, отвечала на вопросы, училась у публики говорить по-русски. Пару раз и сам Ямаока, расчувствовавшись, сказал в микрофон: «Спасибо» — по словам организаторов концерта, это огромная редкость.
В искренней любви к слушателям артисты признавались чуть ли не через каждую композицию, так что в их скором возвращении можно не сомневаться.
Фотографии: Денис Майоров.
Эта музыка живет в нас
Где: столица Урала — Екатеринбург, концертная площадка Tele-Club
Когда: 22 ноября
Кто: Олег Чимде
Это был самый теплый, нежный и добрый концерт в моей жизни. Никогда не думал, что скажу такое про что-то, связанное с Сайлент-Хиллом, самым пугающим городом на Земле.
В Екатеринбурге шел снегопад, и машина еле-еле плелась по тесной колее. «Кто выступает то?» — спрашивает меня таксист. «Японец», — отвечаю я. «А что играет?» — «Сложно сказать. пусть будет индастриал и рок». Удивление и смех, конечно же.
Музыку Акиры Ямаоки сложно характеризовать, про нее почти невозможно внятно рассказать словами. Ее нужно слушать. Раньше я не воспринимал творчество Ямаоки отдельно от Silent Hill, хотя в моем плейлисте оно уже много лет. Было как: играет Room of Angel — перед глазами умирающая Синтия, наивно полагающая, что все это лишь страшный сон. Включается Promise, и я вижу лицо Джеймса, глядящего на свое отражение в мутном зеркале.
Но теперь все иначе. После великолепного — пожалуй, одного из лучших в моей жизни — концерта я наконец-то услышал любимую музыку отдельно от Silent Hill, и это ощущение меня просто потрясло. Все в зале слилось в единое целое: и многочисленная толпа, и неподражаемый голос Мэри-Элизабет Макглинн, и гитарные запилы Акиры Ямаоки, и пьяные признания в любви к Мэри бородатого мужика у барной стойки.
И я понял — эта музыка действительно трансцендентна. Она выходит за пределы Сайлент-Хилла, она звучит не откуда-то извне, она звучит в нас. Всегда, где бы мы ни находились, что бы ни делали. Она всегда в нас.
«У вас всегда столько снега?» — игриво спрашивает Мэри со сцены. Зал отвечает ей криками, которые звучат одновременно и как «Да», и как «Мы вас любим». «Прямо как в Сайлент-Хилле!» — говорит Мэри, и зал вновь наполняют крики и признания в любви.
И я вдруг понимаю: Сайлент-Хилл — это всего лишь город, равно как и Екатеринбург. Точка на карте, хоть в случае с Сайлент-Хиллом — очень абстрактная и расплывчатая. Но эта музыка. она нечто большее. Она родилась в нас. Она живет в нас. Она звучит в нас. Она и есть мы.
Если вы и не попали на концерт Акиры Ямаоки, то наверняка сможете это сделать в ближайшие годы. В восторге были все: и поклонники, и сами музыканты. Ямаока написал в «Фэйсбуке» так: «Ваша энергия изменила мою жизнь; наполнив ее, она придаст мне силы в будущем. У меня не хватает слов благодарности вам за такой восхитительный опыт. С нетерпением жду следующей встречи!»
Читайте также: