Компьютерные игры с самым большим бюджетом
Что нужно, чтобы выпустить хорошую игру? Очевидно, много денег. Сегодня никого не удивляет, что разработка некоторых тайтлов обходится дороже, чем выпуск очередного блокбастера. Причина проста: на полноценный продукт уходят десятки лет работы, а бюджеты иногда превышают 100 миллионов долларов. В последнее время девелоперы пытаются инвестировать максимально возможное количество денег в проекты, в надежде получить огромную прибыль после. Однако таких мастодонтов можно пересчитать по пальцам.
Многие известные игры обладали бюджетом в 100 миллионов долларов. На ум сразу приходят Grand Theft Auto IV, May Payne 3, Deadpool, Disney Infinity и Red Dead Redemption. Но, это не самые «дорогие» игры. Расходы уже давно перевалили за эту сумму.
Конечно, никто не публикует официальные бюджеты. Геймеры не знают сколько точно было потрачено на маркетинг или разработку. Однако можно приблизительно оценить, во сколько обходятся наиболее крупные тайтлы. И эти цифры потрясают. Вашему вниманию, самые высокобюджетные игры за всю историю. Поистине произведения искусства.
На разработку DS2 ушло много денег и времени. К сожалению, игра оказалась коммерческим провалом. Она вышла в 2011 году на ПК, Xbox 360 и PS3. Разработкой занимались Visceral Games. Издатель Electronic Arts. В этой части, в отличие от первой был мультиплеер, который позволял сыграть за Айзека Кларка. Как сообщает Gamespot, в общей сложности, из этой суммы одна половина ушла на маркетинг, вторая на саму разработку.
6. Shadow Of The Tomb Raider (135 миллионов долларов)Год выхода Destiny — 2014. Платформы: PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One и ПК (потом). В этом ММО шутере, вы Хранитель, защищающий последний город Земли от различных инопланетных врагов. Игра обрела ошеломляющий коммерческий успех на старте. Продажи за первые пять дней достигли цифры в 325 миллионов долларов.
Тем не менее проект был не из дешевых. Перед релизом, Эрик Осборн из Bungie опроверг слухи о том, что бюджет игры составляет 500 миллионов долларов. В интервью Gamespot он рассказывал: "В плане рекламы нужно узнавать у Activision, но разработка и близко не стоила 500 миллионов долларов." По реалистичным оценкам сумма — 140 миллионов.
Седьмая часть в серии была разработана Square. Игра повествует о наемнике Клауд Страйфе, чья задача состоит в том, чтобы остановить мегакорпорацию от уничтожения планеты. Объединившись с экотеррористической группой, Страйф отправляется на поиски Сефирота, сверхчеловека, стремящегося причинить вред миру. Эта серия была и остается популярной, поэтому неудивительно, что разработка стоила уйму денег. Polygon считает так, суммарно вложили 145 миллионов, 45 из них на воплощение проекта в жизнь, 100 на рекламу.
3. Star Wars: The Old Republic (200 миллионов долларов)2011 год ознаменовал за собой выход ММОРПГ от BioWare Austin. История разворачивается во время мира между Республикой и Империей Ситхов. Официальные расходы никогда не раскрывались, но согласно оценкам — это одна из самых «дорогих» игр. Отметка в 200 миллионов, основная часть расходов — маркетинг. Более 800 сотрудников работали над проектом в течение шести лет. Еще более красноречивым фактом является то, что для озвучивания 4000 персонажей были приглашены 1000 актеров. Это разумеется, тоже увеличило затраты.
2. Call Of Duty: Modern Warfare 2 (250 миллионов долларов)Разработанная Infinity Ward и изданная Activision в 2009 году, шестой по счету «Зов Долга». Согласно The Escapist, столь успешный тайтл стоил 250 миллионов (40-50 на разработку, 200 на маркетинг). Тем не менее, игра принесла огромную прибыль, 4 миллиона копий в первые 24 часа продаж. MW2 стала одной из самых любимых частей франшизы.
GTA 5 от Rockstar выпущенная в 2013 году и по сей день остается одной из самых популярных игр, во многом благодаря GTA Online. По некоторым оценкам, на создание пятой части ушло от 137 до 265 миллионов долларов, делая её самым высокобюджетным тайтлом. В 2013 году аналитик Арвинд Бхатия из Sterne Agee предсказал, что игра обойдется в 147,5 миллиона долларов, учитывая, что команда из 250 сотрудников работала над проектом более 5 лет. На один лишь маркетинг ушло 69-109 миллионов. Прибыль же конечно окупила все расходы. Еще одна оценка The Scotsman за тот же год приблизила бюджет игры к 265 миллионам долларов.
Если верить слухам, большое количество предстоящих релизов будут стоить еще дороже в разработке (Cyberpunk 2077, Star Citizen). Или например, может быть GTA 6 преодолеет рубеж своего предшественника. Однако без официальных подтверждений о разработке новой части, лишь время покажет, будет ли так или нет.
Игровая индустрия уже давно обошла кино по прибыльности. При этом в производство игр все еще вкладывается меньше средств. Масса провальных фильмов сожрали бюджет, превышающий разработку большинства ААА-игр. Тем не менее наберется с десяток-другой игровых проектов, на производство которых были потрачены безумные средства.
При этом точные цифры никому не известны, поэтому строить топы по местам бессмысленно! И точно есть другие игры с похожими бюджетами, просто информация о них не просочилась в СМИ.
Too Human
Старый и забытый шутер, который с горем пополам вышел на Xbox 360 в 2008 году. Игра представляла из себя научно-фантастический киберпанк с элементами скандинавской мифологии и задумывалась как часть трилогии.
Shadow of The Tomb Raider
Игра с качелями в статистике: бюджет огромный - это плюс, но игра получилась средненькая - это минус. Но продалась хорошо - это плюс, но продолжения, скорей всего, не будет - это минус.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
В этом случае бюджет, возможно, стал основной причиной крупного скандала и увольнения Хидео Кодзимы из Konami . Во всяком случае финансовые разногласия по затратам на разработку фигурировали чаще всех остальных слухов.
Red Dead Redemption
В случае с первой частью ковбойской эпопеи Rockstar все строилось на загадках и предположениях, однако занималось этим авторитетное издание The New York Times , написав об этом первым.
Battlefield 4
Конечно, никогда нельзя знать точно, какой был бюджет у игры, потому что часто информация основывается на слухах. Но в случае с этой игрой слухи о сотне миллионов породил не кто иной как креативный директор Electronic Arts Рич Хиллеман. Правда потом, многие западные СМИ удалили свои статьи с данной информацией.
Deadpool
Тот случай, когда огромные деньги вылетели в трубу, потому что экшен от третьего лица про веселого супергероя Дэдпула настолько мощно провалился, что сегодня о нем уже никто не помнит.
Grand Theft Auto 4
По играм Rockstar всегда видно, что в разработку явно идет больше денег, чем в рекламу. Конкретно в четвертой части ГТА была невероятная графика и супер реалистичная физика для своего времени. Впервые мы увидели машины и людей, которые имели свой вес и уникальные траектории полета при столкновениях.
Max Payne 3
Игра-феномен и в каком-то смысле комплимент финским разработчикам из Remedy . Все потому что, как только франшиза перешла от Remedy к Rockstar - она стала лучше во всем (бюджет, графика, анимация, кат-сцены), кроме любви фанатов, так и оставшись самой непопулярной частью трилогии, на которой серия загнулась.
Halo 2
Более ранний проект Bungie , известной сегодня в первую очередь по шутеру Destiny . Но когда-то студия делала игру, с которой начался успех Майкрософт в игровой индустрии.
Dead Space 2
Одна из причин, по которой закрылась (как теперь оказалось - на время) серия Dead Space . Непомерный бюджет, к сожалению, никак не был оправдан со стороны продаж. К сожалению, вся трилогия оказалась провальной в коммерческом плане при невероятной популярности.
Destiny
Еще при создании первой части фигурировала эта невероятная сумма - 500 миллионов долларов, хотя потом стало известно, что речь о проекте в целом, с учетом поддержки и всех планируемых дополнений.
Final Fantasy VII
Одна из самых успешных и популярных частей франшизы, которая на самом деле была сравнительно не такой уж и дорогой в разработке, потому что больше половины бюджета ушли на рекламу.
Marvel’s Avengers
Издатель уже признал, что провальный проект не отбил свой многомиллионный бюджет. Точная цифра, разумеется, не разглашается, но аналитики предполагают, что она находится примерно на отрезке от 170 до 190 миллионов.
Star Wars: The Old Republic
Игра 2011 года, которая до сих пор входит, возможно, в пятерку самых дорогих в разработке игр. То есть ко времени релиза она точно была топ 1. ММОРПГ во вселенной Звездных Войн завоевала звание одной из лучших онлайн-игр своего года и собрала аудиторию более миллиона игроков в месяц запуска.
Call of Duty: Modern Warfare 2
По традиции для Activision , которая всегда щедро тратится на рекламу, в данном случае на разработку ушло в четыре раза меньше денег, чем на рекламу готовой игры ($50/200 млн).
Grand Theft Auto 5
Одна из самых прибыльных игр за всю историю игровой индустрии окупила свой бюджет чуть ли не в день релиза. Есть даже такой слух, что первые три дня принесли Rockstar более миллиарда долларов.
Cyberpunk 2077
Несмотря на то, что игра вышла сырой в релиз, непосредственно на разработку была потрачена солидная доля бюджета. Слухи разнятся, но сходятся в том, что на рекламу и разработку было распределение где-то 50 на 50.
Star Citizen
У этого проекта, который почти полностью создается на деньги фанатов, еще есть все шансы заметно подрасти. Ведь игра до сих пор находится в разработке.
Destiny 2
Сами разработчики опровергали такую огромную сумму, которую назвал сам босс Activision Бобби Котик. Оно и понятно, ведь на саму разработку из этой кучи денег ушло минимум, а остальное пошло на рекламу.
Red Dead Redemption 2
Аналитики и прочие эксперты сходятся в том, что RDR2, возможно, самая дорогая и высокотехнологичная игра в игровой индустрии на данный момент.
Как часто вы задумываетесь о том, а сколько стоит выпуск той или иной игры? За последние 15 лет бюджеты AAA-тайтлов распухли до такого уровня, что некоторые тайтлы вполне могут конкурировать с затратами на голливудские блокбастеры.
Увы, в отличие от киноиндустрии, издатели не часто публикуют точные расходы на разработку и маркетинг, впрочем, иногда эта информация попадает в сеть. Добрые люди собирают ее в список Wikipedia, а мы превращаем его в простенькую инфографику, на которой можно оценить бюджет и максимальную оценку на Metacritic.
Больше интересных статей на Shazoo
- Игры после Cyberpunk 2077: оправдают ли одиночные AAA-проекты нового поколения наши ожидания
- Тэцуя Номура больше не руководит разработкой Final Fantasy VII
- Unity: 96% разработчиков считают, что кроссплей — важная часть успеха мультиплеерной игры
- SIE Japan Studio покидает еще один продюсер Bloodborne
- Techland ответила на расследование журналистов о внутренних проблемах
Видео от Shazoo
58 Комментариев
Я начну. MW2. За что?! Промо-компания была что надо, но у MW3 была сильнее. Наработки от MW. Куда деньги то ушли.
@MMMinor, на содержание котика
Где Звёздный гражданин?
Halo 2 должна быть на первом месте. С Учётом всей инфляции и времени думаю
@Smartme, эти цифры уже с учетом инфляции
@Cohen, А ну тогда все верно )
Enter the Matrix 91 млн $, вопрос на что ушли деньги?
Shadow of the Tomb Raider 110кк+? это не шутка?
@Cohen, интересно было бы глянуть и на окупаемость игр, Deadpool вроде провалился.
И 4 игры R*, это, конечно, серьезно.
,
Наглядный пример, что бюджет не все решает, самый большой бюджет не делает игру лучшей.
@Grombrindal, ну, как раз, самый большой, как видишь, делает)
Большинство позиций в топе тупо из-за отчислений за лицензии
@Grombrindal, Именно, Ведьмак 3 в этом списке оставил все остальное далеко позади глотать пыль, а стоимость разработки уже по одним деньгам с предзаказов отбил.)
@Funnybone, Теперь я понял от куда в Дедпуле столько шуток про бюджет)))
Откуда такие статистики берутся непонимаю. Это же не кино, плюс какой смысл выкладывать комерчискую тайну компании в интернет.Слабо вериться в инвестиоционную систему гигантов они же не из воздуха бабки берут. Весь маневр похож на очень слабую пиар компанию. Берем эфируню статистику вбрасываем на вентилятор и вуаля.Поезд с хайпом поехал, потому как фанатов у кода просто вагон и еще останется.
стоимость разработки уже по одним деньгам с предзаказов отбил
Страшно предположить, что там у GTA 5 было. Массовая истерия. Консоли покупали ради нее.
Ну если так, то на 3 месте должна быть GTA 5 с ее $265 000 000.
@Dirol2, она же на 2 месте )
@Cohen, а да. блин не заметил) Надо на отдых)
Тут ведьмак на последнем месте, интересно, сколько CDPR угрохали на CP'77
@Dirol2,
аватар в тему, как раз.
Я так понимаю, что в эти суммы включена пиар-компания?
Если это так, то тогда понятно откуда у MW2 такие бюджеты.
@Q4ard, Да, это общий бюджет
Странно что нет RDR2 или по ней нету данных? Там бюджет явно больше чем в первой части.
Странные цифры в топе. Бюджеты на маркетинг почти никогда не раскрывают. Помню после расформирования Visceral в интервью один из бывших уже сотрудников говорил, что бюджет Dead Space 2 116 млн, на Шазу эта новость тоже была. ЕА на маркетинг 18 млн потратила ? Cd project говорили, что бюджет Ведьмака 3 + маркетинг 67 млн. GTA IV 100 млн только бюджет игры. Можно подумать, что мегапиар, устраиваемый перед релизом каждой ГТА стоил 16 млн, ага. Бюджет Star Wars TOR был 200 млн. Самая дорогая игра своего времени, все эту цифру писали, да и рекламная компания была под стать такому релизу. Но стоила всего 23 млн ? Кстати, а где Скайрим ? Вроде за 90 млн его сделали.
@Funnybone, Да сам повелся и пошел брать в день релиза эту ГТА 5, а в итоге забросил после 20+ часов ее так как не больно то интересно в нее играть долго после всех прошлых частей, одно и тоже(да уже в ГТА 4 играл с перерывами, пару дней играл и на что то другое переключался). Киберпанк наверное тоже обошелся в каких нибудь 100 - 130 миллионов да и все, также отобьют эти деньги по одним предзаказам, они уже разлетаются как горячие пирожки.)
@tex, 200 миллионов на ммошку несчастную(которая никому из обычных игроков в ааа не сдалась и даром) это конечно лоооолX).
@Alex-Petr, 200 млн на первую Star Wars ММО, да ещё и от Bioware, не скатившихся, да ещё и клон WoW. Этого более чем достаточно. Игра бюджет вроде за несколько месяцев отбила и ушла в прибыль. Кстати, денег своих она стоила.
@Alex-Petr, покупал на PS3 по предзаказу, в итоге, игра багнулась, когда Майкл и Тревор уезжают. Забил. Прошел сюжетку только на ПК.
@tex, приведены только те данные, которые доступны в открытом доступе. Как вы сами сказали, точных цифр на пиар и прочее часто просто нельзя найти.
@Medwedius, бюджеты если и говорят, то обычно через несколько лет после релиза игр
@tex, Не заметил пока чем она там стоила таких денег(2.5 Ведьмака 3 можно сделать за эти деньги, а это сюжетная ааа рпг на 150+ часов), сколько ее рекламировали - выглядит как обычное ммо - убожество. Если она еще и клон wow - тем более ни о чем. За эти деньги можно было крутые игру огромную по всем 6 эпизодам сделать, вот чему все были бы рады.
@Funnybone, До такого бага и не доходил, да и картинка там та еще была на пс3, когда рядом вышла красивейшая B:Two Souls на той же пс3, игру надо было на пс4 уже выпускать конечно.
а серая шкала чо значит?
учитывая, что вы указывали местами довольно большой диапазон бюджета, то можно было и Too Human добавить в список. The budget for the game has been estimated to be between US$ 60-100 million.[13][14]
вики
@Asher, серая?
В смысле не такая яркая? Это когда есть границы бюджета, типа от 100 до 120 миллионов.
@zoidberg, в топ включается по нижней границе, так как нижняя 60, то перед ней идет еще несколько десятков тайтлов
@Cohen, типо разброс?
Почему тогда у рдр2 115 млн. это больше чем 115млн. у Макс Пена?
@Asher, данные бюджетов брались из вики, к сожалению RDR2 там нет
@Alex-Petr, 8 самостоятельных сюжетов на несколько десятков часов для каждого класса, так-же планетарные сюжеты для каждой из сторон(республика/ситхи), побочные миссии, тысячи озвученных персонажей, гигантские разнообразные локации. Для примера у меня на прохождение сюжета одного класса+все доступные миссии на одной из сторон ушло 140 часов. На полное прохождение Ведьмака 3(сюжет, побочки, гвинт) 150 часов. Хотт например на глаз больше, чем вся карта Ведьмака 3, а это лишь одна из планет. Так что денег своих она более чем стоила. Возможно Вы не знаете или забыли, но в 2011 ММО были популярны, как Батлрояли сейчас, да и вселенная Старой Республики после КоТоРов многим нравилась.
@Rover, из топ-5 только GTA5 можно назвать действительно великой игрой. Ведьмак 3 одна из лучших в списке только на 20-м по бюджету, а многих игр вообще в списке нет, хотя они объективно по оценкам и мнению игроков лучше большинства самых бюджетных проектов.
Это вместе с рекламой или "голая" разработка?
В целом наглядно, что не всегда раздутые бюджеты гарантируют успешную оценку. Но игры в двадцатке достойные, во многие из них играл и недовольным не остался.
На заре становления индустрии разработка игр подчас обходилась в смешные суммы, несопоставимые с прибылью от продаж. Если где-то и всплывали цифры в миллионы долларов — скорее всего, речь шла о затратах на рекламу. Достаточно вспомнить хотя бы культовую Super Mario Bros. 3: 25 млн на маркетинг и всего 800 тысяч на создание игры.
Ситуация в корне изменилась с приходом первой PlayStation. Хотя графика на тот момент всё ещё оставалась несложной, разработчики пытались компенсировать это за счёт эффектных CGI-роликов, создаваемых на дорогостоящих ПК. И стоимость заставок к какой-нибудь Final Fantasy VIII легко могла переплюнуть все прочие затраты.
А вот сейчас цифра в 100 млн долларов без учёта PR-кампаний — обычное дело для разработки многих ААА-блокбастеров. И в этом материале мы решили вспомнить о самых дорогих играх в производстве играх за всю историю.
10-е место. Shadow of The Tomb Raider — от $75 до 100 млн
Завершать обновлённую и неоднозначно принятую фанатами трилогию о Ларе Крофт неожиданно доверили Eidos Montreal — студии, известной по последним частям Deus Ex (за две предыдущие части «Лары» отвечала Crystal Dynamics). Но ни десятки миллионов бюджета, ни смена разработчика, увы, особой пользы не принесли: новая команда выдала довольно дежурный триквел, а от финала успешной в целом трилогии хотелось бы большего. Не говоря уже о том, что даже с третьей попытки сценаристам не удалось и на километр приблизиться к тому, что выдал творческий тандем Нила Дракманна и Брюса Стрейли во второй и четвёртой частях Uncharted.
Критики встретили игру прохладнее, чем её предшественниц, хотя на продажах это не особо сказалось — несмотря на вялый старт, по прошествии времени Shadow of The Tomb Raider разошлась тиражом в четыре с лишним миллиона копий. И после такого фанаты вполне могли рассчитывать на новое начало, но увы. Из-за оглушительного фиаско, которое издатель потерпел с Marvel’s Avengers, рассчитывать на скорое возвращение Лары Крофт не приходится.
9-е место. Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — $80 млн
Фанаты Кодзимы ещё долго будут вспоминать пятую часть, ведь после неё истории двух Снейков, в общем-то, закончились. Разошлись и пути самого гения и его «родного» издательства. Причины расставания до сих пор остаются объектом многочисленных домыслов. Есть основания полагать, что Кодзима был недоволен постоянными вмешательствами в творческий процесс так же, как и Konami была не рада сдвигам дедлайнов и возросшим затратам на игры, которые не то чтобы приносили баснословную прибыль. Кстати, любопытен и слух (хоть и опровергнутый Konami) о том, что часть бюджета, выделенного на Phantom Pain, Хидео растранжирил на памятную P.T., сформировавшую вокруг себя целый культ поклонников с одной стороны и множество игр-подражателей с другой.
Что же до Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, то, несмотря на претензии особо взыскательных фанатов и отсутствие озвучки от Дэвида Хейтера, игра всё равно стала хитом и разошлась многомиллионным тиражом, окупив 80 млн долларов, отведённые на разработку.
А вот во сколько обошёлся следующий проект Кодзимы, Death Stranding, до сих пор доподлинно не известно. Кто-то спекулирует о суммах в 100-200 млн долларов (одни только затраты на актёров должны были влететь в копеечку). А кто-то, наоборот, считает, что она должна быть дешевле MGSV: мол, и движок под неё взяли готовый, и мультиплеер разрабатывать не пришлось. Так или иначе, о точных цифрах Kojima Productions и Sony пока не распространяются.
Сейчас фанаты серии особенно тепло вспоминают Battlefield 4. Если десять лет назад не было отбоя от шутеров, посвящённых современным конфликтам, то сейчас большая часть разработчиков предпочитает либо футуризм, либо Первую мировую — и то же можно сказать и о самих создателях «батлы». Возможно, DICE сделала не лучшую часть в серии, но уж точно один из самых знаковых шутеров своего времени.
Обновлённый движок Frostbite стал хорошей демонстрацией возможностей только что подоспевших PS4 и Xbox One и вывел зрелищность на новый уровень. А ещё заскучать не давали постоянно меняющийся сеттинг и довольно неплохо прописанный по меркам военных шутеров сценарий. Ну и, конечно же, сетевой режим, без которого серию вообще нельзя представить. Обошлась вся эта красота в скромные $100 млн.
7-е место. Max Payne 3 — $105 млн
На днях шутеру Max Payne о вечно рефлексирующем экс-детективе стукнуло 20 лет. Творение студии Remedy стало одним из самых знаковых для жанра, но финны во главе с креативным сценаристом Сэмом Лейком не хотели, чтобы их запомнили как авторов одного хита. Поэтому права на серию были проданы Rockstar, а Remedy переместилась под крыло Microsoft, где принялась разрабатывать Alan Wake — тоже мрачную, но уже паранормальную историю о писателе. Что же до продолжения истории о Максе, то ею занялась уже лично Rockstar. Сценарий в большей степени был написан Дэном Хаузером, в прошлом приложившим руку ко всем знаковым хитам компании.
Несмотря на радикальную смену имиджа и сеттинга, а также любовь Хаузера к чёрному юмору, Max Payne 3 получились не менее жестокой и депрессивной, чем оригинал. И при этом куда более кинематографичной: особенно радовали плавные переходы между геймплеем и кат-сценами. Ну и, в конце концов, с таким бюджетом ($105 млн) вообще было бы странно не получить на выходе одну из самых красивых игр той эпохи.
6-е место. Grand Theft Auto V — $137 млн
Игры серии GTA всегда были в почёте у всех, кроме политиков и борцов за нравственность. Но, несмотря на всё величие легендарной серии, вряд ли кто-то пророчил пятой части статус не просто хорошего продолжения, а целого культурного феномена. Сценарию в GTA уделяли должное внимание уже начиная с третьей части, а уж хорош он или плох — дело каждого: важен сам факт и объём проделанной работы. Однако пятая часть вывела всё это на новый уровень уже одной лишь концепцией не одного, а целых трёх главных героев, между историями которых можно было периодически переключаться. Свой вклад внёс и замечательный каст: малоизвестный в ту пору актёр Стивен Огг подарил игровой индустрии одного из самых ярких антигероев.
Да и из механик «песочницы», кажется, выжали всё, что можно было на тот момент. Но Grand Theft Auto V была ценна не только выдающейся одиночной кампанией. Мультиплеер произвёл эффект ядерной бомбы: такой бешеной популярности ни удостаивалась ещё ни одна игра со времён Counter-Strike и World of Warcraft. И в первую очередь именно благодаря ему Rockstar по-прежнему зарабатывает миллионы долларов и не особенно торопится анонсировать шестую часть. Проще выкатить очередное переиздание — на этот раз для PS5 и Xbox Series X|S.
Также отметим, что, как и в случае с Max Payne 3, данные о стоимости игры ($137 млн) являются лишь догадками аналитиков — Rockstar не публиковала официальных цифр. Зато о прибыльности GTA V издатель продолжает отчитываться: только в 2020 году, через семь лет после релиза, игра принесла целый миллиард долларов.
5-е место. Marvel’s Avengers — от $170 до 190 млн с учётом маркетинга
С печально известным творением Crystal Dynamics, из-за которого пришлось на время (а может, и навсегда, как знать) забыть про Лару Крофт и Адама Дженсена, всё неоднозначно. Издатель не разглашал сумму производственного бюджета, отметив лишь, что игра его не отбила. Известный аналитик Дэвид Гибсон предположил, что затраты с учётом маркетинга легко могли вылиться в 170-190 млн долларов. Как ни странно, даже при таких деньжищах авторы не смогли позволить себе заплатить актёрам из киновселенной за их лица и голоса.
Разочаровал, впрочем, не только облик героев. Весьма вторичная одиночная кампания предложила довольно банальный и подчас откровенно нелепый сюжет о том, как поневоле овладевшая сверхспособностями девушка становится мотиватором для группы морально опустошённых супергероев со стажем. А мультиплеер, на который делали ставку авторы Marvel’s Avengers, обернулся вереницей одинаково унылых активностей и багов. Square Enix остаётся лишь надеяться, что игра по «Стражам Галактики» выйдет успешной: «Мстителей» уже явно не воскресить.
4-е место. Red Dead Redemption 2 — от $170 до 240 млн
В своё время выход первой RDR стал настоящим открытием как для индустрии, так и фанатов Rockstar, не пропускавших ни одной игры компании. Несмотря на обилие жестокости, серии GTA всегда была присуща ирония, а здесь Дэн Хаузер неожиданно взял и выдал мрачную историю в духе голливудских вестернов. На славу постарались и геймдизайнеры: благодаря их стараниям нетипичный для игровой индустрии «ковбойский» сеттинг прекрасно сдружился с концепцией «песочницы», коими так славится Rockstar. А вышедший спустя восемь лет приквел, подобно GTA V, вывел все это на какой-то совершенно недосягаемый уровень.
Неудивительно, что Red Dead Redemption 2 получила одну из самых высоких оценок в истории Metacritic — целых 97 баллов. К слову, аналитики придерживаются мнения, что затраты на рекламу могли запросто превысить стоимость разработки игры (а это уже как минимум $170 млн). Впрочем, главное, что это сработало: RDR 2 многократно отбила свой бюджет, заработав 725 млн долларов уже в первые три дня продаж.
3-е место. Cyberpunk 2077 — $174 млн
К тому моменту, когда Cyberpunk 2077 вступила в стадию активной разработки, CD Project RED уже была любима миллионами игроков по всему миру. Казалось, что аудитория непременно проглотит любой анонс нового проекта от поляков. И пиарщики это прекрасно понимали, а потому усилили эффект за счёт пышных презентаций: вспомните только внезапное появление Киану Ривза на E3 2019, взорвавшее зал и породившее множество мемов! Но прекрасный воздушный замок, который нарисовал в сознании фанатов маркетинговый отдел, рухнул в день релиза. Больше всего камней, конечно же, улетело в огород консольных версий, отличавшихся скверной оптимизацией и ужасным качеством графики. Мнимые нелинейность и иммерсивность, о которых разработчики трубили при каждом удобном случае, и то злили не так сильно, как откровенное враньё про работу Cyberpunk 2077 на PS4 и Xbox One.
Поэтому ещё нескоро (а, может, и никогда) будут забыты слова гендиректора CDPR о том, «как же удивительно хорошо игра чувствует себя на консолях прошлого поколения». Злые языки уже тогда принялись шутить о том, что компания вбухала весь бюджет в Киану Ривза, а игру, дескать, слепила на сдачу. Но нет — из материалов CDPR следует, что рекламный бюджет был немногим меньше стоимости самой игры ($174 млн): в сумме на них ушло 1,2 млрд злотых, или чуть больше 300 млн долларов.
Как бы там ни было, Cyberpunk 2077 — отличный в плохом смысле образец того, что даже баснословные деньги, талантливая команда разработчиков и месяцы кранчей не являются гарантией релиза однозначно качественной игры.
2-е место. Star Wars: The Old Republic — $200 млн
Наряду с сингплеерной Dragon Age: Inquisition, MMORPG Star Wars: The Old Republic стала последним по-настоящему выдающимся творением BioWare — после этого студию ждали лишь одни невзгоды то с отменёнными, то плохо встреченными играми. Команде удалось перенести на рельсы многопользовательской ролевой игры все те ключевые черты, которые были присущи первым двум KOTOR. Жаль только, что уже без Кейси Хадсона, но зато с Дрю Карпишиным, в очередной раз показавшим себя в качестве состоятельного сценариста.
Создатели будто пытались стереть грань между однопользовательскими RPG и MMO. Прежде в последних никто не уделял такого внимания ни сценарию, ни диалогам. Благодаря богатому лору и огромному количеству контента зависать в The Old Republic можно было месяцами напролёт. Огромный бюджет в 200 млн долларов позволил озвучить абсолютно все реплики в игре, что для MMORPG 2011 года было немыслимо. А благодаря своевременному переходу на F2P-модель игра всё ещё остаётся востребованной у геймеров.
1-е место. Star Citizen — $380 млн
Не правда ли, иронично, что статус самой дорогой игры в истории принадлежит проекту, который на протяжении долгих лет разрабатывается на деньги фанатов? Ветеран индустрии Крис Робертс, подаривший нам легендарную серию Wing Commander, в начале 2010-х задумался о создании многопользовательского космического симулятора, который стал бы духовным наследником Freelancer — другой культовой игры в его портфолио. Сделав небольшой прототип на CryEngine 3 и представив его на GDC в 2012-м, Крис вышел на Kickstarter в том же году и. принялся тоннами собирать деньги, бросаемые фанатами в монитор. Не прошло и года, как он собрал внушительную сумму в 2.1 миллиона долларов. Позже этот рекорд побьёт печально известная Shenmue 3, но в ту пору подобный ажиотаж стал настоящим откровением. Конечно, Робертс — далеко не последний человек в индустрии, но такого хайпа он явно не ожидал. Видать, оттого Остапа и понесло. И на волне раздутого хайпа и огромных денежных средств Крис принялся развивать первоначальную идею до каких-то небывалых высот.
Здесь надо отметить, что Kickstarter-кампания Star Citizen, завершившаяся 7 апреля 2013 года, стала не единственным источником её финансирования. Амбициозный проект Робертса обратил на себя внимание частных инвесторов, да и сами игроки продолжали щедро заваливать геймдизайнера деньгами в обмен на внутриигровой контент. Дошло до того, что фанатам в какой-то момент пообещали не просто выросшую в объёмах MMO про космос, но и одиночную кампанию. На роли персонажей пригласили целую плеяду именитых актёров: Гэри Олдмена, Марка Стронга, Джиллиан Андерсон и других. Но какими бы яркими ни были заявления Робертса, создание игры продвигается черепашьими шагами. И, несмотря на длительный срок разработки, Star Citizen по-прежнему не имеет даты релиза.
Читайте также: