Как звуковая карта влияет на производительность
В современных материнских платах пользовательского сегмента в обязательном порядке присутствует встроенный модуль, отвечающий за воспроизведение звука. Однако его возможностей не всегда хватает для удовлетворения запросов владельцев. В этом случае требуется приобретение дискретной звуковой карты .
В каких случаях необходима отдельная звуковая карта?
Выбирая материнскую плату для домашнего, офисного или игрового компьютера пользователи редко принимают во внимание параметры встроенного звукового модуля. Отчасти поэтому производители устанавливают в материнские платформы бюджетные модули с невысокой производительностью. Их достаточно, чтоб вывести звук на наушники, две стандартные компьютерные колонки, и тем более хватит, чтоб подключить монитор с динамиками. Иногда такие решения даже позволяют подключить аудиосистему 5.1, но при этом становится невозможно задействовать микрофон или линейный вход.
Покупка дискретной аудиокарты становится оправданной, если:
- Планируется подключение многоканальной акустической системы 5.1 или 7.1 к компьютеру.
- Пользователь предпочитает играть в стереонаушниках, наслаждаясь пространственным звучанием, которое обеспечивает технология EAX.
- От компьютера требуется максимум производительности, а встроенный чип нагружает ЦП распаковкой и обработкой аудиофайлов.
- Планируется регулярная запись аудио, будь то стримерская деятельность, домашняя студия звукозаписи или ведение личного блога.
Таким образом, дискретная аудиокарта демонстрирует массу преимуществ перед встроенным аудиочипом:
- Обладает всеми необходимыми интерфейсами для подключения профессионального микрофона и акустических устройств, а также геймерских наушников.
- Звуки, воспроизводимые через дискретную карту значительно чище. У аудиокарт система защиты и экранирования более совершенная, а встроенные чипы подвержены помехам аудиосигнала, которые неизбежно возникают в корпусе компьютера из-за близкого расположения других электронных компонентов.
- Звуковые треки, записываемые с использованием аудиокарт намного чище, они лишены белого шума и артефактов. Следует учесть, что на качество звука существенно влияют возможности микрофона и звукопоглощающие свойства помещения.
Виды звуковых карт
По конфигурации звуковые карты делятся на 3 группы.
Внутренние аудиокарты предназначены для установки в системный блок, они подключаются к материнской плате через интерфейс PCI-Express с выводом панели с разъемами на заднюю стенку корпуса. Они обычно не требуют отдельного питания. Главный недостаток этих устройств – расположение разъемов на задней стенке системного блока, а значит регулярно подключать микрофон или наушники будет не очень удобно. К тому же не всегда комплект поставки предусматривает внешний блок. Это встречается только у самых дорогих решений.
Внешние аудиокарты – самая популярная категория. Их можно подключать к компьютерам, моноблокам, ноутбукам и даже планшетам . По размеру и форм-фактору они могут быть разнообразными: от небольшого устройства, напоминающего флешку, как CREATIVE Sound BlasterX G1 7.1 , до профессионального студийного решения, для которого понадобится отдельная стойка.
В ассортименте встречаются и довольно оригинальные модели, которые на рабочем столе могут стать настоящим арт-объектом. Например, звуковая карта CREATIVE Sound Blaster X7 Limited Edition 5.1 .
Топовые звуковые карты могут состоять из двух блоков и объединяют свойства обеих предыдущих конфигураций. В системный блок встраивается основной модуль, который представляет собой отдельную микросхему, а во внешнее пространство выносится модуль с разъемами и регуляторами звука. Внешний модуль опционален и может быть исключен из инсталляции, то есть карта может использоваться и без него. В качестве примера можно привести звуковую карту Asus STRIX RAID PRO 7.1 с выносным модулем управления.
Если говорить о сфере применения, то звуковые карты можно разделить на следующие категории:
Бюджетные устройства
В эту категорию попадают звуковые карты с минимальным функционалом. Они предназначены для расширения количества портов. Технические характеристики выглядят так: звуковой режим до 44,1 кГц и импульсная модуляция 16 бит. Такие устройства почти не отличаются от аудиочипов материнской платы, но находят применение, если встроенный модуль по каким-либо причинам вышел из строя или его нет в конфигурации.
Игровые аудиокарты
Это устройства среднего сегмента производительности, которые используются для качественного звукового сопровождения гейминга. Аудио воспроизводится в качестве не ниже 96 кГц с импульсной модуляцией от 24 бит.
Аудиофильские модели
Звуковые карты для любителей качественной музыки и максимально чистого звучания. Они оснащены преобразователями цифрового сигнала в аналоговый и наоборот, усилителем, расширенным режимом кодирования. Характеристики звука следующие: акустическая частота до 768 кГц и 32 бита модуляции.
Студийные звуковые карты
Это производительные устройства узкой специализации. Они используются на студиях звукозаписи и оснащены целым рядом специальных функций, таких как профессиональное шумоподавление, сведение нескольких дорожек и прочие. Для управления необходимо приобрести микшер.
Как выбрать звуковую карту?
При покупке звуковой карты следует ориентироваться на следующие характеристики:
Интерфейс подключения выбирается исходя из технических характеристик компьютера. Встроенные карты подключаются через разъемы PCI и PCI-Express. Внешние – через интерфейс USB или USB Type-C, при этом можно использовать переходники.
Количество каналов определяет качество звука:
- 2 канала – обычный стереозвук, который выводится через компьютерные колонки, динамики монитора или стереонаушники.
- 5.1 – шестиканальный звук для воспроизведения в геймерских наушниках или с помощью акустических систем.
- 7.1 – для восьмиканальных акустических систем.
Разрядность ЦАП – это те самые биты звука. При увеличении показателя цифровой звук все больше соответствует аналоговому. Для качественного воспроизведения необходимы минимум 24 бита.
Соотношение сигнала и шума или чистота показывает, на каком уровне громкости становятся различимы помехи, создаваемые аудиокартой. Для прослушивания аудио без претензий на hi-end достаточно 75 – 90 дБ. Для записи следует поискать устройства, которые предоставляют частоту 110 – 120 дБ и выше.
Наличие адаптеров выбирается исходя из назначения карты. Игрокам будут интересны карты с усилителем под наушники. Для профессиональной аудиозаписи необходима карта с адаптером для балансировки сигналов и совершенной защитой от помех.
Технология ASIO – функция, которая позволяет работать с записью в обход операционной системы, что способствует фиксации чистого многоканального звука.
Большинство компьютерных комплектов, предлагаемых производителями, оснащены встроенными звуковыми картами. Однако, они не предлагают глубокого и чистого звука, поэтому пользователи часто решают купить выделенные контроллеры. Они существуют во внешней и внутренней версии, и из-за различий в конструкции и других параметрах могут использоваться музыкантами-любителями, аудиофилами и компьютерными игроками.
Однако, многие задаются вопросом: действительно ли выделенная звуковая карта действительно улучшает звук?
Звуковая карта – что это?
Звуковой картой называется одно из расширений компьютера, которое отвечает за запись, обработку и воспроизведение звуков. Звуковой контроллер оказывает большое влияние на то, сколь чистый и глубокий звук течёт из динамиков компьютера и наушников.
Звуковые карты делятся на встроенные и выделенные системы. Первые встроены в материнскую плату компьютера, ноутбука, смартфона или планшета и являются его неотъемлемой частью. Трудно найти ПК, ноутбук или портативное устройство, которое не будет иметь «встроенного звукового контроллера» на борту.
Интегрированные контроллеры редко предлагают высокое качество звука. Обычно это компоненты, созданные для рядового пользователя, который не придает большого значения звуку в компьютере. Встроенной звуковой карты вполне достаточно для повседневного использования.
Альтернативой встроенным контроллерам являются, так называемые, выделенные звуковые карты. Они отличаются гораздо большим количеством возможностей и различной конструкцией.
Звуковая карта – основы конструкции
Выделенные звуковые карты можно разделить на внешние и внутренние системы:
- Внутренние звуковые карты – похожи на традиционные карты расширения, используемые в ПК. Они подключены непосредственно к разъему PCI на материнской плате компьютера, и только часть со звуковыми разъемами выступает из корпуса. Как вы можете легко догадаться, эти типы карт расширения могут использоваться, в основном, на настольных компьютерах, которые часто выбирают профессиональные музыканты и компьютерные игроки. Среди решений, предназначенных для последних, можно встретить системы, которые отличаются своей оригинальной стилистикой и эффектами в виде, например, программируемой системы подсветки.
- Внешние звуковые карты – подключаются к компьютеру через порт USB, FireWire или Thunderbolt. Музыкальные карты FireWire и Thunderbolt производятся для профессиональных приложений, например, студий звукозаписи, и позволяют подключать до нескольких десятков дополнительных каналов. Это дорогие решения, потому что они стоят несколько десятков тысяч рублей. Из-за высокой стоимости и возможностей, которые выходят за рамки интересов геймеров или музыкантов-любителей, их редко можно встретить в домашних условиях. Здесь часто используются очень эффективные звуковые карты USB. Они могут быть в форме небольших аксессуаров, напоминающих брелок или гораздо более крупных «коробок». Возможности музыкальных USB-карт зависят, в первую очередь, от производителя, конкретной модели и используемых в ней решений.
Выделенные звуковые карты имеют преимущество в качестве звука, который они предлагают, благодаря своей конструкции. Они состоят из таких элементов, как преобразователи АЦП и ЦАП, процессоры DSP, синтезаторы MIDI, память ОЗУ и ПЗУ, микшеры звука, усилители выходного сигнала и шинные соединители.
Звуковая карта улучшает звук?
Выделенную музыкальную карту выбирают не только игроки, у которых нет встроенного контроллера, но и те люди, которые заботятся о более высоком качестве звука. Как уже упоминалось, если компьютер используется для повседневных, нетребовательных приложений, таких как просмотр интернета или электронной почты, работа в офисе или прослушивание музыки, нет смысла вкладывать средства в дорогие контроллеры с исключительными возможностями.
Иная ситуация, когда пользователь является поклонником качественных звуков, заядлым игроком или создателем музыки. Тогда покупка даже самой простой звуковой карты до 2000 рублей будет заметна. Однако, когда вы думаете о профессиональном использовании, лучше сразу оборудовать себя более эффективным контроллером, который будет влиять не только на предлагаемый звук.
Чтобы получить гораздо лучшее качество музыки во время просмотра фильмов, прослушивания любимой группы и драки на виртуальных аренах, вам необходимо не только купить эффективный звуковой контроллер, но и подключить к нему высококачественные динамики или наушники. Только тогда можно полностью использовать потенциал звуковой карты.
Какую звуковую карту выбрать?
Покупке звуковой карты на ваш компьютер должно предшествовать тщательное исследование и более внимательное рассмотрение предлагаемых решений с точки зрения их собственных потребностей и параметров, которые должны характеризовать контроллер хорошего качества.
На какие элементы обратить особое внимание?
- Тип звуковой карты – выбор между внешней и внутренней системой. В этом вопросе стоит полагаться на свои предпочтения и потребности. Следует помнить, что внешние звуковые карты USB можно легко переключать между устройствами, более того – это небольшие устройства, которые также можно взять с собой в путешествие.
- Частотная характеристика – информирует о максимальной и минимальной частоте, которую может генерировать контроллер. Нижний порог отвечает за низкие тона, а верхний – за высокие. Частотная характеристика в хороших звуковых картах должна быть в диапазоне 20-20000 Гц.
- Коэффициент SNR – отношение мощности полезного сигнала к мощности шума в данной полосе частот. Параметр SNR выражается в децибелах, и хорошо, если он имеет 95 дБ или выше.
- Коэффициент THD – это параметр, информирующий о величине суммарных гармонических искажений, которые представляют собой нежелательные и более слабые сигналы, генерируемые при создании сигнала на определенной частоте. THD выражается в процентах и должен быть как можно ближе к нулю.
- Частота и глубина дискретизации – первый элемент, то есть частота дискретизации, предоставляет информацию о количестве выборок в секунду, которые используются при преобразовании аналогового сигнала в цифровой сигнал. Звуковые карты для воспроизведения или прослушивания музыки должны иметь частоту 192 кГц. Глубина отбора, так называемая битовая глубина, в свою очередь, означает количество бит, используемых для описания каждого отдельного образца. Чем больше глубина выборки, тем легче уменьшить шум квантования.
- Уровень шума – при покупке звуковой карты для ПК или ноутбука также стоит обратить внимание на уровень шума конкретной модели. Этот параметр указывает значение шума в тот момент, когда звуковой сигнал не генерируется. Чем ниже уровень шума, тем лучше. Желаемый размер здесь составляет −90 дБА или менее.
- Звуковая система – звуковые карты могут работать с наушниками и динамиками в различных конфигурациях. Параметр, называемый звуковой системой, сообщает, сколько дополнительных каналов можно подключить к звуковой карте. В продаже имеются контроллеры, которые успешно работают с системами 2.0, 2.1, 5.1 и даже 7.1.
- Дополнительные разъемы – в дополнение к интерфейсам, позволяющим подключить плату к компьютеру, контроллеры обычно оснащены рядом дополнительных разъемов для подключения аудиооборудования. На борту звуковой карты хорошего качества вы можете найти, среди прочего, разъемы RCA, S/PDIF, AUX и HDMI.
Звуковая карта Bluetooth – стоит ли покупать
Качественный звук, необычные музыкальные эффекты, глубокий звук – любой, кто считает, что возможности звуковых карт ограничиваются перечисленными элементами, ошибается. Используемые здесь алгоритмы обеспечивают не только кристально чистый голос в играх или онлайн-чате, но и проприетарное программное обеспечение позволяет настраивать карту.
Выделенные звуковые контроллеры имеют гораздо более сложные функции, и одним из наиболее интересных решений является звуковая карта Bluetooth. Система, оснащенная технологией Bluetooth, позволяет быстро соединить карту с беспроводными наушниками одним касанием. Кроме того, чтобы гарантировать, что качество звука не ухудшится, в этом типе компонентов используется широкий диапазон потоковых кодеков.
Есть ли смысл от установки довольно древней звуковой карты Creative Audigy2 ZS в средний комп Core i5, GTX 1060.
Установка звуковой карты преследует цель снятия лишней нагрузки на ЦП, и как следствие увеличение FPS в играх.
Установка звуковой карты преследует цель снятия лишней нагрузки на ЦП, и как следствие увеличение FPS в играх.
уже лет 10-15 никакой FPS от звуковой системы не зависит так чтобы это было хоть как-то заметно
проще тогда уж на 2% частоту видеочипа повысить и то пользы будет больше
или SSD вместо HDD поставить, чтобы загрузка игры была быстрее
Нет. Но может быть звук будет лучше.
только обязательно надо ее покрасить в красный! Красный увеличивает фпс, это все знают!
Если ты играешь используя трехмерное позиционирование звука в пространстве и технологии EAX* то при добавлении аудиокарты от Creative с аппаратной поддержкой ускорения 3D Audio (EAX и прочего) процессор разгрузится, освободив мощности под обработку кода игры.
Если же не используешь все плюшки звука и играешь в банальный КонтраСтрайк по сетке - смысла с дискретной аудиокарты как с козла молока.
Звук в любом случае обрабатывается отдельным чипом. На FPS не повлияет никак. Но само звучание может стать лучше, при условии наличия хороших колонок, а не пищалок за пару сотен.
звук будет лучше, чем на встройке, а вот прирост производительности на глаз заметен вряд ли будет.
короче не удалось подружить с десяткой данную звуковуху(((
дуй на вентилятор
Аудиокарты на ISA и VLB давали заметный прирост FPS, а на PCI(e) уже не дают, экономить на элементной базе стали. trollface.jpg
Проверь методом научного тыка. Втыкнул и замерил.
Прироста производительности не увидишь. Современные компы слишком мощные, чтобы его сделать заметным.
Возможно, в скором будущем , 5 звуковых карт будут замещать процессор) ну а пока что, от установки звуковой карты ты не выиграешь. Если я ошибаюсь - напиши мне, тоже закажу парочку)Ну попробуй расскажешь. А так скорее всего нет или незначительно.
Нет. Скорее даже наоборот. Но звук по аналоговому выходу будет лучше, да. Ну или вообще пускать звук по HDMI видяхи и все дела.
Любая добавленая железка дает дополнительную нагрузку на процУлучшаем производительность Cyberpunk 2077
Привет всем, пользователь реддита нашёл как улучшить производительность в Cyberpunk 2077.
Создатели игры в конфиге игры оставили некоторые значения такие же как и для консолей.
Durango и Orbis это Xbox и Playstation.
Путь к нужному файлу:
C:\Cyberpunk 2077\engine\config\memory_pool_budgets (у вас может быть свой в зависимости от того где игра находится)
Если залезть в этот конфиг( доступ изначально только для чтения, чтобы отредактировать его нажмите правой кнопкой по файлу и уберите галочку с Только чтение) и выставьте нужные значения в графах PoolCPU и PoolGPU. Автор статьи на реддит советует выставить PoolСPU не больше чем половина от количества вашей оперативной памяти(при этом оставить минимиум 4 гигабайта для системы). PoolGPU выставляем количество вашей видеопамяти. К примеру у меня RX580 8Gb и я вписал в PoolGPU 8Gb.
Вот скриншот как может выглядить ваш конфиг файл после редактирования:
И игра стала гораздо быстрее загружатся( не скажу что раньше она долго грузилась, но сейчас мгновенно).
Конфигурация моего компьютера:
Процессор AMD Ryzen™ 3 3300X
Видеокарта Radeon™ RX 580 8Gb
Оперативной памяти 16 гигабайт
Игра установленна на SSD Samsung Evo 970
Делайте это на свой страх и риск. Надеюсь кому то это поможет как мне.
Как я повысил FPS в Kingdom Come: Deliverance с 25 до 50-60
Всем привет! Наткнулся я вчера на пост ув.Rjahit, о том как поднять фпс через файл user.cfg (Пост). Увы, но пост был немного заминусован по причине хаотичности информации в нем (хотя я поставил +).
Немного поискав информации в интернете, я собрал измененный конфиг. Честно сказать- на многое я не надеялся. Fps у меня был на уровне 25-28 кадров в среднем(на низких настройках). иногда конечно бывали взлеты, а в зданиях проседания и ниже 25 кадров.
Но случилось чудо! После того как я зашел в игру с конфигом- фпс стало 55+! Я начал повышать некоторые настройки на "средние" и дальность отрисовки на максимум. Фпс просел до 50. Удивившись такому счастью -я решил поделиться данным способом с Вами!
Пунктов к концу насобиралось аж 10!Поехали!=)
Итак начнем с того что мой ПК имеет такие характеристики:
Проц 6 ядер (FX6300)
Оперативка 16 Гб (но она у меня конфликтует,в связи с разностью наборов планок(путем разгона я их сравнял в биосе) Это я к тому что редко комп уже на 10-12 гб занятости кричит срочно закрывать программы)
Видеокарта 650 ti boost (2gb)
HDD гибридный (обычный HDD с встроенной флеш-памятью для буферизации), и также флешки в режиме Readyboost (подробнее в п.7).
Win10 x64
От этих всех характеристик мы и будем отталкиваться в конфиге, поэтому это важно!
Итак:
1)Мы создаем блокнот по адресу игры (у меня это C:\Games\Kingdom Come - Deliverance\Bin\Win64),в который вносим следующие строки:
r_TexturesStreamPoolSize = 2048
sys_budget_videomem = 2048
r_TexturesStreaming = 1
sys_budget_sysmem = 12228
e_AutoPrecacheTexturesAndShaders = 1
e_PreloadMaterials = 1
e_PrecacheLevel = 1
e_StreamPredictionAhead = 1
sys_PakStreamCache = 1
sys_preload = 1
sys_streaming_in_blocks = 1
sys_streaming_requests_grouping_time_period = 1
sys_MaxFPS = 60
r_VSync = 1
r_MotionBlur = 0
r_Sharpening = 0
После окончания редактирования файл нужно переименовать в user.cfg
И в ярлыке игры, в поле "объект" дописать:
. Bin\Win64\KingdomCome.exe" +exec user.cfg
2) Первые две строки отвечают за объем видеокарты (у меня 2gb- поэтому 2048)
3)sys_budget_sysmem = 12228 отвечает за оперативку (оставляете запас системе в пару гб,остальное игре (у меня 16гб, но выставил 12 гб)
4)Для управления ядрами- можно добавить такие строки
sys_main_CPU = 0Они отвечают за распределение ядер под некоторые процессы
sys_physics_CPU = 2
sys_streaming_CPU = 4
Перевод:
Многопоточные CPU должны возрастать по 2 для достижения физического ядра. Не многопоточные CPU должны возрастать по 1 (0,1,2).
Поэтому если у вас проц Intel с поддержкой Hyper-Threading- ставим числа через 1 (0,2,4)
Если без - по очереди (0,1,2)
Можно оставить управление игре, и не вносить в конфиг (пробовал с 0,1,2 / 0,2,4 / и без строк - разницы не увидел)
5)r_VSync = Вертикальная синхронизация. Рекомендуют ставить 0 для повышения производительности. Я поставил 1 так как оно неплохо помогает, и в игре на практике фпс не жрет.
6)Также стоит отметить что я, как и многие, обновился на 1.2.5 и потом узнал что где-то там ломается квест и всех откатили назад на 1.2.2. так как игру еще не купил и сижу на пиратке- нашел патч
(Мне показалось что он затрагивает графику,поэтому на всякий случай прикладываю)
7)Вопрос слабой стороны нынешних ПК- это HDD. Игры всё требовательнее к его скорости и SSD реально тащат. Как выкрутиться? Самое первое-это использовать скоростные флешки (usb3.0) в режиме Readyboost. Система кеширует там файлы для быстрого доступа разгружая железо. Второе- можно использовать игровые программы, которые на время приостанавливают неважные процессы винды и программы , вычищая оперативку. Я использую Razer Cortex.
8) Еще есть команды регулирующие пул для теней отдельно. Вот пример:
9) Также в самой игре, в консоли (Ё) можно вписать такие команды:
e_svoTI_Active = 0 (Убирает неправильное освещение)
r_TexturesStreamingMipBias -3 (если у игры занимает много времени, чтобы прогрузить текстуры, что ведёт к размытым текстурам, особенно на персонажах)
r_AntiAliasingMode = 0 (Отключает сглаживание)(Я наоборот рекомендую включить, значением 1)
r_ssdo = 0 (Выключает ambient occlusion)
Больший список доступен по этой ссылке (они под спойлером) Играйтесь с ними)
10)Конечно же обновляйте драйвера для видеокарты)
Всем спасибо за внимание! Надеюсь если хоть 1 человеку помогут мои советы-значит труд был не зря) Буду рад если в комментах что-то добавите, что лично вам повысило производительность!;)
В погоне за топовой видеокартой и 60 FPS на ультра легко забыть про звук. Долгое время качественным источником звука могла быть только выделенная аудиокарта, но сегодня даже встроенные в материнскую плату аудиочипы звучат достойно. Аудиокарты для геймеров оформились в отдельную нишу устройств и конкурируют с целой плеядой других девайсов — от USB наушников до профессиональных аудиоинтерфейсов. Есть ли смысл именно в геймерских звуковых картах и что они вообще умеют?
Эволюция аудиокарт
Аудио не только позволяет лучше ориентироваться в игре, но и добавляет ей добрую часть атмосферы, веса, масштаба и эпичности. Более того, в сражениях по сети объемный звук в 5.1 наушниках позволяет получить реальное преимущество: легче услышать тихие шаги противника, понять направление выстрела и заметить другие мелкие, но жизненно важные детали. Во многом именно благодаря играм аудиокарты для ПК появились как отдельное устройство и прошли длинный путь эволюции.
Одной из первых аудикарт на рынке стала Sound Blaster CT1320A из далекого 1989 года. Она могла воспроизводить звук с частотой дискретизации до 22 кГц и записывать в качестве до 12 кГц (примерно как FM и AM радио соответственно). Производитель Creative Technology быстро стал одним из главных поставщиков звуковых плат, и во времена DOOM за аудио часто отвечал именно Sound Blaster.
Со временем аудиокарты стали наращивать характеристики, обзаводиться все более качественными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП — чипы, которые превращают нули и единицы в аналоговый сигнал), увеличивать битрейт, разрядность и т.п. Сами чипы тем временем дешевели, и, пока гиганты вроде Creative доминировали на рынке выделенных устройств, компания Realtek договорилась с производителями материнских плат о предустановке своих чипов. Дополнительно выросла мощность процессоров, поэтому Microsoft начиная с Windows Vista переводит всю работу со звуком в софт. Теперь ее выполняет ЦП, используя чип Realtek лишь для конвертации сигнала из цифры в аналог. Поэтому сегодня даже встроенные в материнку решения обладают вполне неплохим звуком.
Топовые Relatek ALC1220 (например, как в ASRock B550 Extreme4) поддерживают частоту дискретизации до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Этого с головой хватает для рядового потребителя, однако для продвинутого пользователя встроенные аудиокарты имеют ряд существенных недостатков:
- Наводки. С ними борются, выделяя на плате отдельное место под аудиочип, располагая радиодетали с учетом производимых ими помех, экранируя все вокруг и т.п. Однако ничто не может гарантировать стопроцентное отсутствие посторонних шумов. Многое зависит от корпуса (в небольших Micro-ATX корпусах помех будет больше), расположения аудиокарты, количества вентиляторов вокруг и т.п.
- Помехи при записи. Даже если при прослушивании музыки помех не будет слышно, то при подключении микрофона белый шум и артефакты вылезают почти всегда. Запись — частая проблема встроенных звуковых карт из-за слабых преампов и АЦП. По скайпу с бабушкой разговаривать не помешает, но общаться в сетевых играх, вести стримы и записывать ролики с таким звуком будет непросто.
- Скромные характеристики. Несмотря на большой прогресс в качестве интегрированного звука, по современным меркам встроенные аудиочипы даже на топовых материнских платах все же обладают параметрами, далекими от аудиофильских
- Слабый усилитель для наушников. Нет возможности подключить высокоомные наушники.
- Мало возможностей. Геймерские аудиокарты идут вместе со специализированным софтом и уймой полезных функций для записи голоса и стримов и т.д. Мало какая встроенная карта может предложить схожую функциональность.
Геймерские аудиокарты: категории, особенности и уникальные фичи
Выделенные аудиокарты сегодня разделились на несколько категорий:
-
, с минимумом функций и звуком 44.1 кГц\16 бит. Удобно, если сломался аудиопорт, и нужен хоть какой-то звук.. От настольных устройств до рэковых приборов с качественными преампами и АЦП, DSP, микшером в качестве панели управления, чтобы удобно было записывать звук и сводить музыку.
Аудиофильские. С обязательным указанием названия чипа для ЦАП и операционных усилителей, поддержкой PCM (привычный способ кодирования аудио) до 768 кГц \ 32 бит и DSD (альтернативный способ кодирования аудио), коаксиальными и оптическими интерфейсами, асинхронным USB для устранения джиттера (фазового дрожания) и другими ужасами. АЦП вообще отсутствует.
TEAC UD-301-X — типичный аудиофильский ЦАП
-
. Нечто среднее между студийными и аудиофильскими (в разумных пределах) с пачкой специфических функций для игроков.
Иными словами, помимо воспроизведения звука в качестве, как минимум, 96 кГц \ 24 бит при отличных показателях сигнал\шум (выше 100 Дб) и уровне искажений в тысячные доли процента аудиокарты для геймеров могут иметь такие функции, как:
- Удобный софт с различными настройками: для усиления звука шагов и переключения оружия, повышения ясности диалогов в фильмах и играх, пресетами и т.п.
- Эмуляции и аппаратное усилениеобъемного звука в наушниках, к примеру, EAX 5.0
Встроенный DSP для разгрузки ЦП при обработке аудио - Поддержкавысокоомных наушников и объемного звука 5.1 или 7.1 для наушников с реальным объемным звуком
- Неплохой АЦП, позволяющий записывать голос без помех
- Поддержка ASIO — например, если захочется записать вокал с минимальными задержками
- Мультизадачность — возможность слушать музыку, играть в игру и общаться в Дискорде на лету и без лагов
- Цифровые выходы для подключения различной аудиотехники
Звуковые карты для геймеров бывают внутренними, внешними и гибридными (плата — внутрь ПК, коробка с портами подключения — на стол). Внутренние обычно несколько дешевле, но могут иметь свои недостатки:
- Наводки. Та же беда, что и с интегрированными чипами: вентиляторы, цепи питания и другие элементы ПК создают электромагнитные помехи, которые может улавливать звуковая карта. Ситуацию ухудшает плотная компоновка радиоэлементов на небольшой плате и расположение в современных корпусах — как раз между видеокартой и блоком питания. В итоге в наушниках можно будет услышать белый шум, высокочастотный писк, низкочастотный гул или другие призвуки. Конечно, в топовых моделях учтены наводки при создании схемы и сделано экранирование важных элементов — радио Маяк не пройдет. А вот бюджетные устройства могут неприятно удивить. Справедливости ради нужно отметить, что и недорогие внешние аудиокарты могут шипеть и трещать.
- Подключается только к ПК. Нет возможности подключить такую карту к ноутбуку, чтобы взять ее с собой в поездку и смотреть фильмы в любимых 150-омных наушниках.
- Порты на задней стенке корпуса. Отключить наушники и подключить другие — это целый квест, а отсутствие физической ручки громкости вынуждает копаться в настройках звука, чтобы просто сделать потише. У гибридных и внешних карт такой проблемы нет.
Для справедливости стоит также сказать и о неожиданном преимуществе внутренних аудиокарт — это низкие задержки при записи благодаря подключению по шине PCIe. Хотя на практике все зависит от конкретной модели (бывает, что USB карты дают меньше задержки, чем встроенные), все же это может стать преимуществом для геймеров, которые увлекаются созданием музыки.
Чем выше карточка в модельной линейке, тем больше у нее аудиофильских черт. К примеру, Creative SB AE-9 PE поддерживает частоту дискретизации PCM до 32 бит/384 кГц и DSD64 (равен 2822,4 кГц), умеет питать наушники с сопротивлением от 1 Ом до 600 Ом и даже имеет сменные операционные усилители и аудиофильские конденсаторы. Не забыли и про RGB-подсветку.
Альтернативы
Геймерские аудиокарты или USB наушники?
Современные геймерские наушники предлагают немало полезных функций, включая:
- Объемный звук или его имитацию
- Микрофон или возможность его подключения
- Альтернативы подключения — с помощью 3,5 аудиовхода, через USB или по Bluetooth. При цифровом типе подключения декодированием сигнала занимается встроенный в наушники ЦАП
Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но и подводных камней хватает:
- Для колонок и вторых наушников все еще понадобится ЦАП, так что об универсальности решения говорить не приходится
- Качество встроенного в наушники ЦАПа оставляет желать лучшего, про возможность воспроизведения аудио с частотой дискретизации выше 44.1 кгц \ 16 бит большинство производителей деликатно умалчивают
- Качество звука при беспроводном подключении дополнительно зависит от поддерживаемых кодеков Bluetooth
Геймерские аудиокарты или усилители для наушников?
Многие обладатели высокоомных наушников сначала смотрят именно на внешний усилитель для них, а не на отдельную звуковую карту. Это логично, ведь именно усилитель является самой слабой частью цепи встроенной аудиокарты. К тому же, в усилители для наушников нередко встраивают ЦАПы для того, чтобы забирать из источника (ПК или аудиоплеера) нули и единицы, декодируя их с помощью более качественного чипа. Получается как бы аудиокарта, заточенная под требовательные к источнику высокоомные наушники со своими плюсами:
- Поддержка аудио высокого разрешения (до 192 кГц \ 32 бит, а порой и выше)
- Бывают как портативными, так и стационарными
- Иногда имеют линейные, цифровые или оптические выходы для подключения другой аудиотехники, что делает их довольно универсальным устройством.
Такие штуки отлично подходят для прослушивания музыки, просмотра фильмов и игр в одиночные кампании, но в силу специфики есть у них и пара недостатков:
- Отсутствие АЦП и входа для микрофона — нет шанса подключить гарнитуру и получить приличный звук на записи
- Нет и удобного софта для управления устройством, а также специфических геймерских фич и настроек
Геймерские звуковые карты или профессиональные аудиоинтерфейсы?
Многие аудиокарты для игр по стоимости находятся в той же категории, что и интерфейсы для домашних студий. Они:
- Умеют работать с аудио в высоком разрешении,
- Гарантированно обладают низкими шумами и малыми искажениями как при воспроизведении музыки, так и при записи,
- Бывают и внутренними, и внешними
Но все же это специализированные устройства, предназначенные для работы со звуком, поэтому:
- Они не имеют игрового софта и настроек вроде выделения шагов и виртуализации объемного звука
- Чтобы подключить систему 5.1 потребуется карта с 6 выходами, 7.1 — с 8 выходами. Порой производители профессиональных карт выпускают такие модели для бытового применения, но чаще студийные карты с 8 независимыми выходами будут с геймерскими в разных ценовых категориях.
- Характеристики карт для домашних студий не такие аудиофильские, как у геймерских: обычно не выше 192 кГц \ 24 бит, даже по соотношению сигнала к шуму и динамическому диапазону они могут уступать игровым. Зато на борту отличные преампы, инструментальный Hi-Z вход, DSP и пачка VST-плагинов в комплекте.
Интересно, что даже топовые карты Universal Audio и рэковые студийные приборы RME не поддерживают частоту дискретизации выше 192 кГц. Дело в том, что цифровой звук редко пишется в качестве выше 96 кГц, поэтому найти альбом даже в 192 кГц — непростая задача для любителя Hi-Res.
Заключение
Получается, что альтернатив геймерским аудиокартам много, но если присмотреться внимательнее, то каждая из них имеет свои подводные камни. Именно поэтому звуковые платы для игр закрепились на рынке и имеют своих поклонников. К тому же, такой девайс переживет не одно поколение видеокарт — качество аудио давно достигло разумных пределов, поэтому обновлять устройство придется еще не скоро.
Читайте также: