Как выжил фандорин после черного города
На этот раз Фандорину достался действительно серьёзный соперник. Уже с первых шагов ему удалось перехитрить сыщика. Однако теперь отделаться от Эраста Петровича будет непросто. Погоня за преступником приводит Фандорина в Баку — город нефти, Чёрный город. Тут другие законы: сотни тысяч рублей — почти не деньги, важность человека определяется уровнем нефтедобычи его компании, а обращаться в полицию не имеет смысла: «Это Баку».
Не отвернётся ли удача от Фандорина на этот раз?
Время действия — 1914 год. Эрасту Петровичу Фандорину — 58 лет.
Бэквокал. Как быстро Вы определились с тем, кем должен стать повзрослев Сенька Скорик? Я имею в виду, Вы с самого начала, еще когда писали «Любовника смерти», видели в нем «мсье Симона» или он обрел черты предпринимателя позднее, когда Вы взялись за «Весь мир театр»?Нет, за время пути Скорик успел подрасти. Он, собственно, в «Театре» только запускается в качестве кинопродюсера, а развернуться должен во второй части этой театро-кинематографической дилогии.
Запись в блоге автора 28 марта 2012 года:
Я чувствую, что скоро буду готов продолжить фандоринскую книгу. Только она, видимо, станет несколько иной по цветовой гамме. Сразу и название появилось: «Черный город». Может, еще поменяется, не знаю.В произведение входит:
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 309
Активный словарный запас: очень высокий (3324 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Похожие произведения:
Доступность в электронном виде:
etojadiana, 29 декабря 2012 г.
Прочитав первую книгу о Фандорине, я стала большой и преданной поклонницей творчества Б. Акунина. С нетерпением ждала выхода в свет продолжения цикла о приключениях Эраста Петровича и вот наконец-то на днях с большим наслаждением приступила к чтению нового романа. Хочу отметить, что сразу же в глаза бросается несколько измененная манера повествования автора, что в общем-то нисколько не снижает общий высокий уровень произведения. Сюжет, как всегда, интригует, затягивает, до последнего абзаца не знаешь, чем же дело окончится. А в этом романе и подавно, такого окончания я не могла ожидать. Очень надеюсь, что будет продолжение, ну не могу смириться с таким вот окончанием.
Manowar76, 15 сентября 2016 г.
ЧЁРНЫЙ ГОРОД Акунина.
Последний из непрочитанный романов про Фандорина.
ЧЁРНЫЙ ГОРОД оставил совершенно другое послевкусие, нежели ПЛАНЕТА ВОДА.
Во-первых, весьма и весьма неожиданный твист в конце. Ну никак я этого не ожидал. За весь цикл романов второй раз Акунину удалось полностью ввести меня в заблуждение. Причём на этот раз даже изящней, чем, если я не ошибаюсь, в ДЕКОРАТОРЕ.
Сам роман – много серьёзней ПЛАНЕТЫ ВОДА. Ощущение, что Акунин, как и в своё время Конан Дойль, собрался убить своего персонажа и ГОРОД планировался как распоследний роман про Фандорина. Ан нет, не так-то просто завалить знаменитого сыщика.
Очень колоритно показан Баку начала 20-го века, этакий среднеазиатский Клондайк или Техас времён нефтяной лихорадки, но под российским патронажем.
Очень обаятелен Кара-Гасым, бакинский бандит-гочи, новоявленный помощник Фандорина со своей простейшей, но такой клёвой особенностью речи. Я, допустим, все реплики Гасыми читал домашним вслух. Просто прелесть!
"– Прошлый год тюрьма сидел. Браиловская замок, знаешь? Плохая место. А люди хорошие. Хотя русские, но сильно хорошие. Шесть месяцев с ними одна камера сидел. Мог тысяча раз убежать – не хотел. Сидел бы так год, два. Но начальник хотела меня Сибирь везти. Я Сибирь не хотел. Там холодно, урюк и изюм нету (я урюк и изюм сильно люблю). Мне скучно стал, я немножко камера ломал. Сбежал. Хорошие русские люди меня много полезное учили. Теперь я умный стал. Никакая шпик не найдет, никакая городовой не поймает.
Субъект был занятный. Эраст Петрович слушал его всё с большим интересом.
– Слушай, ты по-русски говоришь хорошо, только мужской и женский род все время путаешь. Это что, самое трудное?
– Зачем трудное? Хорошее слово всегда «он», плохое слово – «она». Я женщины не уважаю. Вся зло от них.
«Интересная идея. Не про женщин – про отношение к словам. Сразу видно, что человеку нравится, а что нет. Например, говоришь: «Милостивая государь, могу ли я доверять ваша честная слово?» – и собеседник сразу понимает, что надуть тебя не удастся… Господи, что за чушь лезет в голову!»»
В принципе, отличный завершающий аккорд для эпопеи о Фандорине. Несколько обесценивается тем, что после ЧЁРНОГО ГОРОДА вышел сборник ПЛАНЕТА ВОДА и планируется ещё один, на этот раз якобы совсем завершающий роман в 2018 году.
delrok, 13 декабря 2012 г.
Акунин в очередной раз подтвердил какой он «акунин». Роман отличный. Гасым — это нечто! Один бал за концовку, которую я ну никак не ожидал. Честно говоря не знаю, стоит ли продолжать автору цикл. Думал, что после «Алмазной колесницы» ничего лучше или похожего по ощущениям не будет. А тут на тебе.
kbv, 6 декабря 2012 г.
Прочла «Черный город». Являюсь давней поклонницей автора, читаю его под всеми псевдонимами. Тут умничали про Рейхенбахский водопад, аналогии проводили. Не скрою, тоже про него вспомнила. Думаю, ну не может так запросто пропасть Фандорин! Роман понравился, дай бог здоровья Акунину !А кто считает, что этот замечательный автор исписался, советую прочесть «Аристономию». Моя оценка — 10 баллов.
master max, 12 января 2013 г.
Замечательный роман, но
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)смерть Фандорина не должна была стать столь банальна. Неужели в нашей литературе нет места для супер героя?
Изенгрим, 19 апреля 2013 г.
Цикл романов о чиновнике для особых поручений при министре внутренних дел имеет одну знаменательную особенность, можно сказать — «фишку». Она четко прослеживается в всем сериале, но ее квинтэссенция особенно хороша выражена в «Черном городе». Заключается эта«фишка» в том, что вся деятельность Фандорина очень похожа на Сизифов труд. Бедный Эраст Петрович катит свой камень на холм российской государственности, катит его, давя врагов и — бывает — друзей, обдирает руки до крови, но каждый раз камень скатывается, с грохотом валится обратно вниз, вызывая страшные обвалы и оползни. И вроде побеждает своих врагов Фандорин, но победы эти пирровы, плоды их обманчивы, главное не достигнуто, все усилия уходят сквозь пальцы в песок. Бьется Эраст Петрович как рыба о лед, и кажется — протяни руку — ухватишь птицу счастья за хвост, получишь желаемое, исправишь кривое, починишь сломаное; но встает на пути злодей-акунин (вот уж воистину говорящий псевдоним!), смеется страшным смехом и оборачивается все мороком, поражением, майтрейей. Великий человек прожил деятельную жизнь, многих спас, многим помог, стыдится нечего, но главная-то борьба была не с преступниками, не со злодеями, и даже не с самим собой — телом и духом — а с энтропией. Энтропия, как и следовало ожидать, победила.
Лангольер, 21 декабря 2013 г.
Обожаю читать романы, написанные историками по профессии. Богатая фантазия может, конечно, компенсировать отсутствие увесистой поклажи теории, но все-таки по-настоящему пропитать колоритом произведение получается только у человека, для которого закоулки истории — место обитания, а дела давно минувших дней отложены в памяти не менее ярко, чем вчерашний променад. Романы о Фандорине я, пусть не в первую очередь, но люблю именно за это. Главным магнитом эпопеи Акунина является все же сам главный герой — яркий, харизматичный, а важнее всего — не перестающий удивлять. В «Черном городе» Эраст Петрович именно таков и этого мне достаточно. Пыл и задор первых романов уже не вернуть, на смену им пришли мудрость и самокопание (хотя про старый добрый экшн никто забывать при этом не собирается, нет), но эта метаморфоза отнюдь не кажется притянутой за уши или фальшивой, а даже наоборот, ведь автор наконец сравнялся по возрасту со своим героем и теперь со спокойной совестью может предаться любимому занятию всех писателей — лепке из протагониста себя, родимого. Некоторые в процессе слишком увлекаются, но Акунин, будем надеяться, меру знает.
Что до последней сцены романа, то, выражая по этому поводу собственное мнение, я просто приведу цитату из самого произведения:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)– Когда я сообщил в корпус о вашей гибели, там ужасно удивились. Даже перезвонили. Лично от Жуковского. Знаете, я впервые в жизни удостоился чести разговаривать с командиром жандармского корпуса, товарищем министра внутренних дел. – Подвижная физиономия Тимофея Тимофеевича изобразила благоговение. – Его превосходительство сказал: «А, так тело Фандорина не нашли? Ну тогда еще бабушка надвое» – и повесил трубку. Я, правду сказать, счел сие начальственной дурью. А он, оказывается, был прав. Видимо, хорошо с вами знаком?
Greenr, 21 июля 2013 г.
Хоть Фандорин к 60летию и достиг физической и духовной просвещенности, но складывается ощущение, что при этом пострадала дедукция. В итоге произведения начали больше напоминать боевик, чем сам детектив. Возможно виной тому, что автор уж слишком поднимал самоуверенность Фандорина и он казался читателю этаким неуязвимым, что местами раздражало. Тем не менее читать было интересно и увлекательно, даже в местах, где логика хромала заметно. И конец «Черного города» уж очень дал почувствовать, что без Фандорина будет как то грустновато. Хотя возможно, что виной тому недосказанность и приземленный финиш похождений бравого героя, даже не смотря на оставленный вариант возвращения к читателю Фандорина.
dvh2000, 11 декабря 2013 г.
С огромным удовольствием прочитал роман Бориса Акунина «Черный город». Я, наверное, уже близок к артикуляции причин уже много лет получаемой радости от чтения произведений из «фандоринского» цикла. Попробую изложить их на материале данного романа.
1. Чрезвычайно любопытна личность самого Фандорин, рано приобретшего горькие уроки жизни, получившего прививку восточной культуры, имеющего аналитический и рефлексивный склад ума.
2. Крайне любопытна концепция личностного развития, которой стал придерживаться Фандорин, разменяв шестой десяток лет. Он на каждый год ставил перед собой две задачи: одну для тела (пример – «искусство потайной ходьбы») и одну для духа (пример – «квантовая физика», «никии-до»). Особенно данная концепция хороша тем, что формирует программу развития в преддверии старости. Насколько я помню вопросы развития личности в «фандоринском» цикле затрагивались постоянно, начиная с первого романа.
3. Фандорин демонстрирует самоотдачу работе, упоение работой. Но при этом он может выйти из потока дел для рефлексии, осознание себя. Вот чего мне не хватает по жизни!
4. Очень милая тема дома Фандорина, обеспечивающего «отрадную передышку от суеты, сладость временного отшельничества и уединенных, приятных занятий».
5. Трогает честь, благородство, аристократизм Фандорина. «Благородному мужу только кажется, что у него есть выбор. На самом деле выбора никогда нет».
6. Часто интересны вставки-комментарии по части японской культуры, философии, физических и духовных практик.
7. Ирония и юмор часто звучат в сюжетах с Масой и гочи. Они освежают текст, делают его ярче.
8. Несколько ошарашивает, если об этом задумываться, тот факт, что Фандорин борется с революционерами. Советское воспитание формировало сочувствие к героям, которые были по другую сторону баррикад. Но в целом симпатична гражданская позиция Фандорина.
Получился панегирик Фандорину. :) Может это и правильно!? Мне в этом цикле интересен, прежде всего, сам главный герой. Как мне представляется, он вполне достойный образец для подражания, кандидат в герои нашего времени.
Forest1972, 10 января 2013 г.
Не поверил в концовку перечитал все верно.
Но это все не правда, есть же длинный внук.
Что касается книги то понравилась, но не все, смущают одни и те же ситуации, но лучше чем предыдущая книга где Фандорин мне показался очень старым и когда он связался с актрисулей то я подумал вот и пенсия.
Опять радует Масса.
Итог ждем продолжения.
Almeg, 9 августа 2018 г.
Роман мне показался вполне удачным – на уровне тех, которые Акунин писал до «Нефритовых чёток».
Наконец, четко сформулирована, пожалуй, главная максима всего цикла: «Благородному мужу только кажется, что у него есть выбор. На самом деле выбора никогда нет».
И когда это понимаешь – что, возможно, главное в цикле о Фандорине не детективная составляющая, а попытки ответить на вопрос, что же это за зверь-то такой – «благородный муж» – то и весь цикл может предстать в несколько ином свете.
Подчеркну, что Акунин именно пытается ответить на этот вопрос, а не занимается проповедью. Если физически Фандорин, действительно, от романа к роману становится всё более неуязвимым (хотя отсылка ко второму – жидкому – терминатору, когда голый, обмазанный нефтью Фандорин перетекает в темноте по темной комнате, лично мне пришлась по душе), то в морально-нравственном отношении вопросов от романа к роману к Фандорину становится всё больше, поэтому рассуждения о том, что Акунин возомнил себя духовным гуру, звучат, по меньшей мере, странно.
Весьма хорош, прямо как в лучших романах о Фандорине, и финальный финт.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)Я имею в виду не то, что бывший помощник оказался предателем – здесь как раз Акунин честно раскидывал подсказки, Гасым постоянно шептался со всеми, к кому у Фандорина были вопросы.
Другими словами, Акунин поставил перед нами зеркало, из которого выглянул наш внутренний маленький националист. Хочется надеяться, что маленький.
VovaZ, 22 января 2015 г.
На мой взгляд, не самое удачное произведение мэтра. Сначала, как обычно, о плохом.
Слабой стороной романа мне показался сам сюжет, и ведущая его интрига. Увлёкшись историческим антуражем, как самоцелью романа, Акунин не находит время для более тщательной отработки сюжетной линии. А поскольку эта линия крайне сложна, получаем ряд нестыковок, и сомнительных связок, свойственных скорее творчеству Александра Бушкова, нежели Бориса Акунина. Интрига, таким образом, выходит непривычно мелковатой и неубедительной. Ход событий, будучи выстроен по привычной «акунинской» схеме, чрезмерно предсказуем.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)Убивая в конце романа своего героя, автор повторяет ошибку Коннан-Дойля. Господина действительного статского советника неизбежно придётся воскрешать. Уж больно скомканной и некрасивой получилась сцена смерти, да и в романы о будущем фандоринской эпопеи не укладывается. Причём, в отличии от создателя Шерлока Холмса, воскресившего героя с неохотой, под давлением читателей, мэтр несомненно осознаёт неизбежность воскресения героя, что после выстрела профессионалом в голову, будет не просто.
Сильнейшей стороной романа являетя исторический колорит событий, отработанный Акуниным идеально. Сценизм, образы героев, моральные линии — всё очень цельно и по акунинский увлекательно. Проигрывая остальному творчеству мэтра, роман прочёлся с интересом и легко.
Morfindel, 2 ноября 2013 г.
Ух, ребята. Хотел написать очень критичный материал, но почитал комменты: «политика, износ героя, боевик вместо детектива». Конечно, Фандорин во многом предсказуем. Но не может быть герой, которого все мы читаем 15 лет, в новом романе абсолютно другим и с новыми приемами. Почему-то никого не впечатляет, что Бонд из фильма в фильм использует одни и те же приемы. Так вот, Фандорин стал своеобразным Бондом на пост-СССР. И именно ради его предсказуемых решений, спасений в последний момент и снятия покровов на последней странице мы все прочитали «Черный город». Признайтесь сами себе — такого контента мы и ждали. Кто-то ожидал чего-то другого? Книга для жанра 10 из 10. Один политический абзац только добавляет колорита (но больше не надо, надеюсь автор осознает).
П.С. Удивлен, что кто-то верит в смерть Фандорина. Этот герой переживет 8й айфон )
alex33, 27 ноября 2012 г.
Последняя книга фандоринского цикла повествует о событиях 1914 года. Жизнь бъёт нефтяным фонтаном в российском «колондайке» — кавказском Баку. Эраст Фандорин приезжает в «чёрный город», чтобы поквитаться с революционером с птичьей кличкой Дятел. В то же время на мир надвигается очередная военная катастрофа.
Новый роман самого раскрученного акунинского цикла получился несколько мрачный. Ко многому можно применить слово «чёрный» — чёрное золото, чёрный город, чёрные люди, чёрные события, чёрный финал. Читать было интересно, повествование по-прежнему в фирменном стиле — приключенческо-исторический экш. Сюжет вылеплен по стандартным фандоринским лекалам, поэтому после прочтения остался некий осадок вторичности. Впрочем, это черта всех сериалов. Больше расстроила мрачность общей картины. Бешеные деньги, циничные люди, жёсткий конец. Старые персонажи задвинуты, новые (колоритный абрек, нефтяная королева, котофеистый полицейский) опять же достойны эпитета «чёрный». Возможно, политическая деятельность господина Акунина несколько утемняет его творчество.
Всем поклонникам Акунина читать, безусловно, рекомендую.
tarasovich09, 27 августа 2015 г.
Очень любопытный роман с интригующим началом, интересным героем.
Меня привлекла щедро и густо показанная экзотика, множество небольших, но увлекательных сведений о Баку, о проживающих в этой местности народах, о их быте, традициях, отношениях.
Сюжет в данной книге играл уже второстепенную роль. Просто листая страницы видишь эти жаркие степи, знойные улицы, серебристую воду заливов, где в местах выхода нефти вспыхивают огненные фонтанчики.
Борис АКУНИН: Фандорин появится еще в четырех книгах
20 мая у знаменитого писателя двойной праздник: 50-летний юбилей и выход нового романа «Ф. М.». Накануне мы пообщались с Григорием Шалвовичем Чхартишвили (он же Борис Акунин).
«Представлять себя женщиной было неуютно»
- После «Алмазной колесницы» вы говорили, что про Эраста Фандорина больше ничего писать не будете.
- Я иногда с таким удивлением читаю в прессе о том, что я якобы «говорил»! Ничего подобного, фандоринский цикл по плану должен состоять из шестнадцати книжек, и я намерен довести его до конца. Будет еще два романа и два сборника.
- В «Алмазной колеснице» Эраст Петрович был уже вашим ровесником. Значит, скоро он вас «перерастет».
- Книжка, которая, я надеюсь, выйдет до конца этого года, будет называться «Приключения Эраста Фандорина в ХIХ веке». Это сборник повестей и рассказов, которыми я хочу попрощаться с ХIХ веком, чтобы потом уже целиком погрузиться в век ХХ - действие книги охватит двадцать лет и закроет пробелы в биографии героя.
- А вот Пелагию вы совсем оставили после трех романов?
- Да, цикл про нее с самого начала был задуман как триколор: белый бульдог, черный монах, красный петух.
- Вы окончательно завязали с женщинами как героинями?
- Как с героинями, конечно, нет. А как с повествователями - да. Очень неуютное для меня оказалось ощущение - представлять себя писательницей-женщиной, меня все время от этого топорщило. Во мне очень мало, скажем так, женского. Это было интересно сначала, а потом стало как-то не по себе - будто чувствуешь себя беременным или что-то в этом роде.
- А вообще сыщицы имеют такое же право на существование, как и сыщики?
- По-моему, женщины вообще имеют гораздо больше прав на существование, чем мужчины! Я попытался на примере Пелагии показать, что у женщины-детектива есть арсенал, которым не располагает мужчина. Она, конечно, не бегает с пистолетом, не дерется руками и ногами, но она в большей степени доверяет своей интуиции, лучше разбирается в людях, не боится показаться глупой или смешной - то, на чем мужчина постоянно прокалывается и спотыкается.
- А к женщинам-писателям вы как относитесь? Сегодня получается, что Акунин - едва ли не единственный мужчина, который способен конкурировать с женщинами-детективщицами.
- Это не так - все-таки самый продаваемый автор сегодня Дэн Браун, и вообще среди авторов детективного жанра в мире первая пятерка будет, наверное, сплошь мужская.
- Но у нас-то иначе. Акунин по тиражам в одной компании с Марининой, Донцовой и т. д., а прочие мужчины - позади с большим отрывом.
- Если это так, то, думаю, это определяется особенностью нынешнего этапа развития российского общества. У нас сейчас в моде этакая триада: мачистский патриотизм, уголовно-приблатненная романтика и гламур. Первые два компонента больше бьют по мужчинам, третий - по женщинам. Поэтому мужская детективная проза часто получается агрессивной, грубой, картонной. Женский детектив мягче, тоньше, психологичней. Ну и не будем забывать о том, что большинство читательской аудитории составляют женщины.
«Со мной случались загадочные истории»
- В цикле «Жанры» какие еще жанры у вас впереди?
- Я освоил пока всего три, а их нескончаемое множество. Меня, например, очень занимает семейная сага. Фэнтези. Военный роман.
- А кто из ваших героев больше всего похож на вас самого?
- Не знаю. Белый бульдог, наверное.
- В вашей жизни случались детективные истории?
- Криминальных, по счастью, не случалось, а вот загадочные были.
- Ну вот из совсем недавнего. Когда я писал роман «Ф. М.», мне понадобилось найти место, чтобы спрятать перстень Порфирия Петровича. Это старинное кольцо с большущим бриллиантом достанется тому из читателей, кто сумеет первым расшифровать зарифмованную шараду, приведенную в романе. Точку отсчета я знал заранее, направление движения тоже. Не знал только, куда этот маршрут меня выведет. С одной стороны, код - это шутка, способ поиграть с читателем, подурачить его. С другой стороны, место должно быть вполне правдоподобным - ведь перстень действительно существует и достанется самому проницательному читателю. В центре Москвы найти укромный уголок, где можно зарыть клад, очень непросто. Но все сложилось как по заказу: стишок привел меня в зеленый сквер, идеально подходящий для моей задачи. Поднимаю глаза - напротив Уголок Дурова. Вот к какому уголку привело меня мое дурашливое четверостишие.
- Вышло так, что ваша «Пелагия и Красный петух» в какой-то степени предвосхитила «Код да Винчи».
- Нет, это как раз в новом романе, «Ф. М.», я поразвлекся, передразнивая Дэна Брауна, там это видно невооруженным глазом. Я вообще хотел сначала написать роман, который назывался бы «Код картины «Утро в сосновом бору», чтобы все изучали мишек и разглядывали пеньки, но потом решил, что в «Преступление и наказание» играть интересней.
- А как вы относитесь к фанатской волне вокруг детективов этого поджанра?
- Да бога ради, все, что стимулирует чтение, идет на пользу дела. Очень много молодых людей по всему миру не считают необходимым читать художественную литературу. А вся эта «дэнбрауномания» способствует еще и просвещению, потому что люди начинают интересоваться Возрождением, тамплиерами, Граалем, Леонардо. Ну отлично!
«Хочу, чтобы в Голливуде сняли «Азазеля»
- Не так давно была неприятная история с поддельным Акуниным, романом «Рокировка», который продавался на Украине под вашим именем. Вы в итоге его прочитали?
- Нет. Мне жена зачитывала цитаты, и я понял, что не выдержу, не смогу это читать.
- А чем все это закончилось?
- А ничем. Эта тайна века осталась нераскрытой, потому что потребовала от украинских правоохранительных органов совершенно немыслимых усилий: надо было пойти в магазин и спросить, откуда пришел тираж. От Украины ничего в этом смысле добиться нельзя. Там ситуация с пиратством абсолютно такая же, какая была у нас 10 лет назад. Видимо, со временем это все придет в норму.
- Вас эта история задела?
- Да, мне было противно. Я сначала где-то прочитал, что на Украине выпустили роман Дэна Брауна, который Дэн Браун не писал, и очень развеселился: вот, мол, какие украинцы предприимчивые. А потом, когда это произошло со мной, я подумал: «Какая гадость, как только людям не стыдно!»
- Актуален ли еще голливудский проект - будут ли американцы снимать «Азазеля»? И как вам российские экранизации ваших романов?
- Кино - стихия загадочная. Ничего предсказывать не берусь. Контракт с Полом Верхувеном вступил в силу. Превратится он в фильм или нет, не знаю. Но, конечно, хотел бы. А российские экранизации - ну спасибо им. Смотреть их мне было интересно. Особенно потому, что это совершенно иной взгляд на сюжеты и героев, которых я знаю с другой, литературной, стороны. Мысленно, у себя в голове я, конечно, снимал эти фильмы иначе. У меня скоро выйдет сборник сценариев. Те, кому это интересно, смогут понять, как я сам представлял себе каждый из трех фильмов. Что-то у меня там было лучше, чем получилось в кино, что-то хуже.
- Благодаря «фандориане» XIX век в России стал восприниматься как интересное время, где было место и приключениям, и даже благородным чиновникам. Это сознательный патриотический ход или «случайно получилось»? Вас, грузина по рождению и япониста по образованию, можно назвать русским патриотом?
- Только очень тихим голосом, пожалуйста. Терпеть не могу, когда о патриотизме и любви к Родине орут во все горло. Как и всякую любовь, ее нужно доказывать не болтовней, а делом.
- На презентацию романа «Ф. М.» приходил Гребенщиков - это давняя дружба или вы познакомились только из-за его песни «Достоевский»?
- Нет, с Борей мы дружим. Это тот редкий случай, когда творческая и личная составляющая в человеке тождественны.
- Как вы будете отмечать юбилей?
- Попросту. Выпью в узком кругу друзей.
Получи перстень с бриллиантом в 4 карата!
Главный герой новой книги Бориса Акунина «Ф. М.» - Николас Фандорин, наш современник, знакомый читателям по романам «Алтын Толобас» и «Внеклассное чтение». На этот раз потомок Эраста Петровича разыскивает неизвестную рукопись Достоевского - предтечу «Преступления и наказания», где в центре повествования не Раскольников, а следователь Порфирий Петрович. В комплекте с рукописью идет «Перстень Порфирия Петровича» (сокращенно «П. П. П.») - старинный, золотой, с бриллиантом в 3,95 карата, он якобы был подарен Достоевскому студентами-правоведами.
Рукопись герой отыскал. А вот на перстень его уже не хватило. Так что завершить работу Николаса и получить в награду «П. П. П.» Акунин предлагает читателям. Правда, издательство «Олма-пресс» честно призналось, что призовое кольцо сделано через четверть века после смерти Достоевского, но тем не менее оно антикварное и очень дорогое.
Итак, перстень достанется тому, кто поймет, что имеется в виду в четверостишии:
Пять камешков налево полетели.Четыре - вниз и не достигли цели.Багрянец камня светит на восход.Осиротев, он к цели приведет.
Есть и подсказка: зашифрован в этом стихотворении сквер на Суворовской площади, близ Уголка Дурова. Но отгадавший должен подробно указать, как именно пользоваться инструкцией про камушки, чтобы попасть в это место столицы, и написать письмо в издательство по адресу: 129473, Москва, Звездный бульвар, 23, стр. 12.
Возрастная категория сайта 18 +
К вопросу о смерти Фандорина
Уже не первый день на ФЛ и в ЖЖ Бориса Акунина читаю сетования по поводу смерти Эраста Фандорина в романе «Чёрный город». Немного удивляет, что настолько много людей поверили в то, что герой погибает. На мой взгляд упоминаний о дальнейшей судьбе Фандорина после 1914 года более чем достаточно, чтобы предположить именно такой исход.
Итак, речь идёт об этом отрывке:
Очнулся и подумал: «Стоп. Это со мной уже было. Недавно. Что за дурацкое дежавю? Только жасмином не пахнет».
Он сидел прикрученный к стулу, совсем как давеча, в страховой конторе. Правда, без подушек, и связан был гораздо основательней: не одни руки, но и колени стянуты веревками.
В затылок недвусмысленно упирался металлический ствол. Помещение было без ковров и шелка, а всё какое-то черное, но толком Фандорин не рассмотрел, потому что увидел перед собой человека, который никак не мог здесь находиться.
Перед беспомощным Фандориным появился человек, одетый в черное.
Фандорин посмотрел в сторону, чтобы не видеть в последние мгновения жизни гнусную физиономию предателя. Лучше уж глядеть на черную стену.
«Сочинить бы предсмертное стихотворение, как предписывает «сидзюцу», наука правильной смерти. Что-нибудь про черный цвет. Про то, что из такой черной комнаты совсем не жалко уходить в еще большую черноту. И кто знает – может быть, за нею сияет свет?
Нет, не успеть. Наскоро такое ответственное дело не делается. Нужно было заранее озаботиться. Еще ведь надо слоги считать.
А если без арифметики? Попросту, как получится?
Забираю душу в космос,
Возвращаю Земле взятую напрокат материю.
Спасибо, жизнь, и прощай».
Но человек в черном всё нудил что-то, мешал сосредоточиться на поэзии.
Человек в черном поднял револьвер и выстрелил связанному в голову.
Вдруг голос, очень знакомый, но уже не вспомнить чей, зашептал Фандорину на ухо сказку, под которую когда-то было так страшно засыпать: «В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…»
Что же нам известно:
Во-первых, из «Алтын-Толобаса» мы знаем, что жена (?) Эраста Фандорина Елизавета Анатольевна в 1920 успела уехать из Крыма, будучи беременной. Речь идёт несомненно об Эрасте Фандорине, упоминаются вывезенные нефритовые чётки, работа чиновником по особым поручениям при московском градоначальнике.
На столе у отца стоял извлеченный оттуда же, из ларца, фотографический портрет умопомрачительной красоты брюнета с печальными глазами и импозантной проседью на висках. Это был дед, Эраст Петрович, персонаж во многих отношениях примечательный.
Историки-слависты встретили публикацию благосклонно, и окрыленный успехом исследователь занялся статским советником Эрастом Петровичем Фандориным, который в 80-е годы прошлого века служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, а после, уже в качестве приватного лица, занимался расследованием всяких таинственных дел, на которые был так богат рубеж девятнадцатого и двадцатого столетий.
. а вот за то, что Елизавета Анатольевна сохранила старинные нефритовые четки (теперь уж не узнать, кому из предков принадлежавшие).
Во-вторых, на основании «Шпионского романа» мы можем предположить, что майор Октябрьский (Алексей Романов) встречался с Эрастом Фандориным во время Гражданской войны (т.к. никаких упоминаний о встрече Эраста и Фандорина и Алексея Романова до 1917 году в цикле «Смерть на брудершафт» я не нашёл):
– Нос это на ринге сломали. А фамилия у меня по месту рождения, деревня Дорино. Бабушка рассказывала, помещики такие были – Фон Дорены, что ли. От них и деревню назвали.
Октябрьский, собиравшийся прикурить, не донес спичку до папиросы.
– Как ты сказал? Фандорины?
– …Нет, ничего. – Старший майор открыл было рот, но передумал. – Ничего.
В-третьих, в «Алмазной колеснице» есть «предсказание» мастерицы нинсо Мидори (О-Юми) о том, что в следующий раз Эраст женится около шестидесяти лет:
Посмотри, какая у тебя левая бровь. Она идёт полукругом, вот так… И сверху, вот здесь, наметилась маленькая морщинка. Её пока не видно, но лет через пять она проступит.
– При чём здесь морщинка? – таял Эраст Петрович от её прикосновений.
– Она говорит о том, что тебя будет любить очень много женщин, а это мне вряд ли понравится… И ещё вот этот чуть опущенный уголок рта, он свидетельствует о том, что в следующий раз ты женишься не раньше шестидесяти.
Маленький комментарий: брак с актриссой Элизой Альтаирской-Луантэн был гражданским, считается он или нет, не известно. Но я предполагаю, что нет.
Суммируя: смерть Эраста — крайне маловероятна (могу предположить только какое-то фантастическое развитие сюжетной линии, которое позволило бы увязать гибель с имеющимися фактами).
Дальнейшая предполагаемая хронология:
— 1914 год, Эраст Фандорин уже точно не участвует в расследовании убийства эрцгерцога Фердинанта.
— около 1917 года, он должен встретить свою будущую супругу (согласно предсказанию О-Юми).
— встреча с Алексеем Романовым и с высокой долей вероятности участие в совместном расследовании какого-то преступления.
— примерно в 1920 году должен успеть зачать ребёнка и пропасть (предположил бы, что как раз в 1919-1920 развернётся действие следующего романа).
Ну и когда-то Фандорин ещё должен добраться до Москвы и забрать чётки.
Как же Фандорин мог уцелеть:
— вариант Рокамболь, т.е. никаких объяснений просто не будет (не думаю, что Акунин на это пойдёт, неинтересно)
— вариант Остап Бендер, несмертельное ранение. Маловероятно. Гасым предпочитает кольт 45 калибра. «Патрон как слива. Бах! Кто стоял – лег, больше стоять не будет».
— а самым вероятным мне кажется то, что был застрелен кто-то другой. Кандидатов хватает, вот, например, пока совершенна неясна судьба Франца (пропавшего гувернёра сына Саадат), да и смерть полковника Шубина под большим вопросом. Как Фандорин спасся после предположить уже не могу, слишком много возможных путей.
Как выжил фандорин после черного города
Есчо раз: под катом СПОЙЛЕР. (раскрытие сюжета)
. убили значит Фандорина-то нашего. Или как? Трудно, знаете, выжить после выстрела в голову из 45-го калибра в упор. Тут никакая фамильная, даже фандоринская удача не сработает. Но:
а) Откуда появился сын Эраста сэр Александр, 1920-м году переправившийся в утробе матери в Англию?
б) Из-за чего так нервничает товарищ Октябрьский ака Алексей Романов, при упоминании о Фандорине? Значит есть еще тема для завязки этой суеты?
в) Мидори обещала, что Фандорин женится позже этой даты смерти.
upd
г) Наверное, самым убедительным, будет внесюжетный фактор: Не такой человек Акунин, чтобы сделать такой черный подарок читателям "героя Судьбы и Везения" убить так тривиально. Или говоря иначе, фандориада в "Черном городе" не ощущается финализированным. Да, слышно неистовое крещендо кульминациии. Однако для полной гармонии необходима изящная каденция. Уж Акунин-то не мог, так неряшливо закончить путь самого важного своего персонажа.
Конечно, все доводы легко отметаемы.
- Мы все помним Митридата Карпова, ставшего Самсоном Фандориным и фактически все последующие Фандорины - Карповы:) Но унаследовавшие фандоринскую удачливость и щепетильность. Так что, любая из многочисленных пассий Эраста, могла залететь от "святого духа" и заставить поверить в это всех окружающих. В том числе и себя. Или вовсе, Масахиро Сибата, крестник Фандорина удружил своему "батюське" наследником:)))
- Какашкин-Октябрьский, мог столкнуться с любым из Фон Дорнов, Фондориных, Фондорновых, Федориных, да Фандориных, также умеющих оставлять неизгладимый след на судьба встреченного на их пути.
- Мастерица нинсо говорит, что Фандорин женится не раньше 60 лет. Эраст родился 1856 году. Значит жениться должен 1916 как минимум. Однако - у него уже была жена, неофициально, но он считал себя супругом Элизы-Клары, а это скорее всего существенней, чем закрепление законодательно брака, для предсказательницы. Так что, если предположить, что Фандорин женился примерно к 60-ти лет, то эта карта тоже бита.
Может кто вспомнит другие факты для спасения Фандорина? И не говорите про "еще 2 книги по Фандорину", Акунин скачет по хронологии совершенно легко, напишет про то как он работал на Габсбургов 1900 году, вот и вся недолга.
Читайте также: