Как поменять цветовой профиль в акробате
Для точного и достоверного управления цветом необходимы точные ICC-совместимые профили всех цветовоспроизводящих устройств. Например, без точного профиля сканера хорошо отсканированное изображение может отображаться в другой программе неправильно из-за различий между алгоритмами отображения, используемыми сканером и программой. Недостоверность цветопередачи может привести к внесению в хорошее изображение ненужных и, возможно, вредных "улучшений". При наличии точного профиля программа, импортирующая изображение, способна скорректировать разницу с устройством и воспроизвести достоверные цвета отсканированного изображения.
Система управления цветом использует профили перечисленных ниже типов.
Профили мониторов: описывают текущий способ воспроизведения цвета монитором. Такой профиль следует создавать в первую очередь, поскольку точная цветопередача на экране монитора позволяет принимать важные решения относительно цветов на этапе оформления. Если цвета на экране монитора не соответствуют настоящим цветам документа, то поддерживать достоверность цветопередачи в процессе работы не удастся.
Профили устройств ввода: описывают цвета, которые способно захватывать или отсканировать устройство ввода. Если с цифровой камерой поставляется несколько профилей, то компания Adobe рекомендует выбрать Adobe RGB. В противном случае можно использовать профиль с пространством sRGB (который в большинстве камер используется по умолчанию). Кроме того, опытные пользователи могут применять разные профили для разных источников света. При работе со сканером некоторые фотографы создают отдельные профили для каждого типа или марки сканируемых пленок.
Профили устройств вывода: описывают цветовое пространство выводящих устройств, например настольных принтеров или печатных машин. Система управления цветом использует профили выводящих устройств для корректного соотнесения цветов документа с цветами из охвата цветового пространства выводящего устройства. Кроме того, в профиле выводящего устройства должны быть учтены конкретные условия печати, такие как тип бумаги и красок. Например, на глянцевой и матовой бумаге можно передать разные цветовые диапазоны. Цветовые профили поставляются вместе с большинством драйверов принтеров. Прежде чем вкладывать деньги в создание пользовательских профилей, имеет смысл испытать стандартные.
Профили документов: описывают конкретное цветовое пространство RGB или CMYK, используемое в документе. Путем назначения профиля, или пометки документа профилем, приложение определяет фактические цвета документа. Например, запись R = 127, G = 12, B = 107 — это просто набор чисел, которые разные устройства будут отображать по-разному. Однако при пометке цветовым пространством Adobe RGB эти числа определяют фактический цвет или длину световой волны (в данном случае — один из оттенков лилового). Если управление цветом включено, то приложения Adobe автоматически назначают профиль новым документам на основе параметров рабочей среды, заданных в диалоговом окне Настройки цветов. Документы без назначенных профилей называются неразмеченными и содержат только первоначальные значения цветов. При работе с неразмеченными документами приложения Adobe для отображения и редактирования цветов используют профиль текущего рабочей среды.
При показе изображения на экране монитора или его отсылке на принтер нередко возникает необходимость преобразования цветов изображения. Любое изображение в файле, созданном в приложении, которое использует ICC-профиль, например, Photoshop или Illustrator, может иметь профиль ICC - присоединенное описание цветового пространства устройства. Программа Acrobat может интерпретировать встроенные ICC-профили с целью автоматического управления цветом. Кроме того, программа Acrobat может назначать ICC-профили для неконтролируемых цветовых пространств. Для преобразования неконтролируемых цветовых пространств можно воспользоваться цветовыми профилями на вкладке Color Management (Управление цветом) диалога Preferences (Настройки) программы Acrobat.
Любые параметры управления цветом, встроенные в файл PDF, всегда преобладают над параметрами в файле CSF.
Теперь рассмотрим настройки управления цветом.
- В меню программы Acrobat выберите команду Edit > Preferences (Правка > Предпочтения) (Windows) или Acrobat > Preferences (Acrobat > Предпочтения) (Mac OS) и в левой области окна выберите пункт Color Management (Управление цветом).
В меню Settings (Настройки) перечисляются предварительно заданные файлы настроек управления цветом (файлы CSF), имеющиеся в программе Acrobat. Вы можете использовать любые из этих предварительно заданных настроек, либо воспользоваться любой из них как отправной точкой для создания собственного файла CSF. Для публикации содержимого файла в Web лучше всех подходит предварительно заданная настройка Web Graphics Defaults (Стандартные настройки графики Web).
Установленные по умолчанию настройки Color Management Off (Без управления цветом) обычно используют лишь в том случае, когда содержимое файла предназначено для экранного просмотра или для видеопрезентаций. Эти настройки используют минимум параметров управления цветом с целью эмуляции характеристик приложений, которые не поддерживают управление цветом.
- В меню Settings (Настройки) выберите пункт Web Graphics Defaults (Стандартные настройки графики Web).
- В области Working Spaces (Рабочие пространства) диалога выберите пункт Wide Gamut RGB (Широкая гамма RGB) в меню RGB. Обратите внимание, что в меню Settings (Настройки) значение параметра изменилось с Web Graphics Defaults (Стандартные настройки графики Web) на Custom (Особые). Изменить параметры предварительно заданного файла CSF невозможно.
Наконец, выберите машину управления цветами.
В тех случаях, когда различные устройства и различное программное обеспечение используют разные цветовые пространства, то есть «разговаривают» на разных цветовых языках, возникает проблема сопоставления цветов. Машина управления цветом сравнивает цветовое пространство, в котором создавался цвет, с цветовым пространством, в котором этот цвет будет выводиться, и настраивает его так, чтобы согласовать эти два цвета настолько, насколько это возможно.
- В области Conversion Options (Параметры преобразования) диалога раскройте меню Engine (Машина) щелчком мышью на стрелке. В этом меню представлены машины управления цветом, которые задают систему и метод сопоставления цветов, используемый для преобразования цветов между цветовыми пространствами. Выбор машины зависит от платформы, на которой вы работаете, но по умолчанию устанавливаются система управления цветом и машина фирмы Adobe.
Стандартной технологии сопоставления профилем ICC чистого черного цвета от источника к получателю не существует. Поэтому чистый черный цвет исходного профиля может отличаться от чистого черного цвета конечного профиля. При установке флажка Use black point compensation (Использовать компенсацию черной точки) программа исследует совместимость черных точек обоих профилей.
Рабочее пространство — это промежуточное цветовое пространство, с помощью которого в приложениях Adobe определяются и редактируются цвета. Для каждой цветовой модели предусмотрен свой профиль рабочей среды. Выбрать профиль рабочего пространства можно в диалоговом окне «Установки» в категории Управление цветом в меню «Настройки».
Если объект имеет встроенный цветовой профиль, не совпадающий с профилем рабочего пространства, приложение определяет способ обработки данных о цветности с помощью политики управления цветом. В большинстве случаев политика по умолчанию предполагает сохранение встроенного профиля.
В диалоговом окне «Установки» выберите категорию Управление цветом .
Чтобы просмотреть описание какого-либо профиля, выберите профиль. Описание отобразится в нижней части диалогового окна.
Определяет цветовое пространство RGB приложения. Как правило, лучше использовать пространство Adobe RGB или sRGB, а не выбирать профиль для конкретного устройства (например, монитора).
sRGB рекомендуется использовать при подготовке изображений для мобильных устройств или публикации в Интернете, поскольку оно определяет цветовое пространство стандартного монитора, используемого для просмотра изображений в Интернете. Кроме того, цветовое пространство sRGB можно использовать при работе с изображениями, полученными с помощью цифровых камер потребительского класса, поскольку в большинстве этих камер цветовое пространство sRGB используется по умолчанию.
Цветовое пространство Adobe RGB рекомендуется использовать при допечатной подготовке документов, поскольку в цветовой охват пространства Adobe RGB входят некоторые печатаемые цвета (в частности, оттенки голубого и синего), которые нельзя определить в пространстве sRGB. Кроме того, цветовое пространство Adobe RGB хорошо подходит для работы с изображениями, полученными с помощью профессиональных цифровых камер, поскольку в большинстве таких камер цветовое пространство Adobe RGB используется по умолчанию.
Определяет цветовое пространство CMYK приложения. Все рабочие пространства CMYK являются аппаратно-зависимыми, то есть основанными на фактическом сочетании красок и бумаги. Рабочие пространства CMYK, поставляемые компанией Adobe, основаны на стандартных условиях типографской печати.
В градациях серого
Определяет цветовое пространство в градациях серого для использования в приложении.
Для просмотра и печати можно использовать цветовое пространство внедренного метода вывода. Дополнительную информацию о методах вывода см. в разделе Преобразование цветов и управление чернилами (Acrobat Pro).
Приложения Adobe поставляются со стандартным набором профилей рабочих пространств, протестированных и рекомендуемых компанией Adobe для большинства процессов, связанных с управлением цветом. По умолчанию в меню рабочих пространств доступны только эти профили.
Для создания и редактирования цветов в документе используется профиль рабочего пространства, связанный с цветовым режимом, если не указано иное. Однако в ряде существующих документов может использоваться профиль, отличный от заданного, а в других может совсем не быть управления цветом. В рабочих процессах, предусматривающих управление цветом, могут возникать следующие исключения.
Открытие неразмеченного документа или импорт из него данных о цветности (например, при копировании и вставке или перетаскивании объекта). Такая ситуация часто возникает при открытии документа, который создан в приложении, не поддерживающем управление цветом, или в приложении, где управление цветом отключено.
Открытие документа, профиль которого отличается от текущего рабочего пространства, или импорт данных о цветности из такого документа. Это может произойти при открытии документа, созданного с другими параметрами управления цветом, или отсканированного документа, которому назначен профиль сканера.
В обоих случаях приложение определяет способ обработки данных о цветности с помощью стратегии управления цветом.
Параметры преобразования цвета позволяют задать для приложения способ преобразования числовых значений цвета одного цветового пространства для другого. Изменять эти параметры рекомендуется, только если вы хорошо разбираетесь в управлении цветом и уверены, что изменения необходимы. Чтобы отобразить параметры преобразования, выберите категорию Управление цветом в диалоговом окне «Установки».
Задает модуль управления цветом (CMM), применяемый для сопоставления охвата одного цветового пространства с охватом другого. Для большинства пользователей алгоритм Adobe, используемый по умолчанию (ACE), будет удовлетворять всем требованиям преобразования.
Чтобы просмотреть описание алгоритма или параметра, выберите параметр. Описание отобразится в нижней части диалогового окна.
Использовать компенсацию точки черного
Сохраняет детализацию теней в изображении путем имитации полного динамического диапазона устройства вывода. Выберите этот параметр, если при печати планируется использовать компенсации точки черного (что рекомендуется в большинстве случаев).
Метод рендеринга определяет, каким образом система управления цветом преобразует цвет из одного цветового пространства в другое. Разные методы рендеринга определяют коррекцию исходных цветов по разным правилам. Например, цвета, укладывающиеся в целевой цветовой охват, могут остаться без изменений. Или цвета могут быть изменены для сохранения оригинального цветобаланса при преобразовании в меньший цветовой охват. Результат выбора метода рендеринга зависит от графического содержимого документов и от профилей, с помощью которых заданы цветовые пространства. Некоторые профили дают одинаковый результат при различных методах рендеринга.
Как правило, лучше всего использовать метод рендеринга, который используется по умолчанию для выбранного цветового пространства и протестирован компанией Adobe на соответствие отраслевым стандартам. Например, настройкам цвета для Северной Америки или Европы по умолчанию соответствует метод рендеринга Относительный колориметрический , а настройкам цвета для Японии — «Перцепционный».
Выбрать метод рендеринга можно при настройке параметров преобразования цветов для системы управления цветом, экранных цветопроб и печати.
Предназначен для сохранения цветобаланса, чтобы глаз воспринимал цвета как естественные, даже если числовые значения цветов при этом изменяются. Этот метод подходит для обработки фотографических изображений с большим количеством цветов, лежащих за границами цветового охвата. В японской полиграфической отрасли он принят в качестве стандартного.
Цвета изображения становятся яркими и насыщенными в ущерб точности цветопередачи. Этот метод подходит для работы с деловой графикой, например со схемами и диаграммами, поскольку в этом случае яркость и насыщенность цветов важнее цветобаланса.
Этот метод сравнивает самый яркий цвет в исходном цветовом пространстве с аналогичным цветом в целевом цветовом пространстве, и вся цветовая палитра смещается соответствующим образом. Цвета, лежащие за границами цветового охвата, cмещаются в сторону ближайших воспроизводимых цветов в целевом цветовом пространстве. Метод Относительный колориметрический сохраняет в изображении больше исходных цветов, чем «Перцепционный». В Северной Америке и Европе он принят в качестве стандартного метода рендеринга при допечатной подготовке.
Цвета в пределах целевого цветового охвата остаются неизменными. Цвета, лежащие за рамками цветового охвата, усекаются. Цветокоррекция по точке белого в целевом пространстве не выполняется. Этот метод рендеринга предназначен для сохранения точности цветопередачи в ущерб цветобалансу и подходит на этапе цветопробы для имитации вывода на конкретном устройстве. Он особенно полезен, когда нужно оценить влияние цвета бумаги на итоговые цвета при печати.
Для точного и достоверного управления цветом необходимы точные ICC-совместимые профили всех цветовоспроизводящих устройств. Например, без точного профиля сканера хорошо отсканированное изображение может отображаться в другой программе неправильно из-за различий между алгоритмами отображения, используемыми сканером и программой. Недостоверность цветопередачи может привести к внесению в хорошее изображение ненужных и, возможно, вредных «улучшений». При наличии точного профиля программа, импортирующая изображение, способна скорректировать разницу с устройством и воспроизвести достоверные цвета отсканированного изображения.
Система управления цветом использует профили перечисленных ниже типов.
Описывают текущий способ воспроизведения цвета монитором. Такой профиль следует создавать в первую очередь, поскольку точная цветопередача на экране монитора позволяет принимать важные решения относительно цветов на этапе оформления. Если цвета на экране монитора не соответствуют настоящим цветам документа, то поддерживать достоверность цветопередачи в процессе работы не удастся.
Профили устройств ввода
Описывают цвета, которые способно захватывать или отсканировать устройство ввода. Если цифровая камера реализует несколько профилей, компания Adobe рекомендует использовать профиль Adobe RGB . В противном случае можно использовать профиль с пространством sRGB (который в большинстве камер используется по умолчанию). Кроме того, опытные пользователи могут применять разные профили для разных источников света. При работе со сканером некоторые фотографы создают отдельные профили для каждого типа или марки сканируемых пленок.
Профили устройств вывода
Описывают цветовое пространство выводящих устройств, например настольных принтеров или печатных машин. Система управления цветом использует профили выводящих устройств для корректного соотнесения цветов документа с цветами из охвата цветового пространства выводящего устройства. Кроме того, в профиле выводящего устройства должны быть учтены конкретные условия печати, такие как тип бумаги и красок. Например, на глянцевой и матовой бумаге можно передать разные цветовые диапазоны.
Цветовые профили поставляются вместе с большинством драйверов принтеров. Прежде чем вкладывать деньги в создание пользовательских профилей, имеет смысл испытать стандартные.
(Не применимо к документам PDF) Определите для документа цветовое пространство RGB или CMYK. Путем назначения профиля, или пометки документа профилем, приложение определяет фактические цвета документа. Например, запись R = 127, G = 12, B = 107 — это просто набор чисел, которые разные устройства будут отображать по-разному. Однако при пометке цветовым пространством Adobe RGB — эти числа определяют фактический цвет или длину световой волны (в данном случае — один из оттенков лилового).
Если управление цветом включено, то приложения Adobe автоматически назначают профиль новым документам на основе параметров рабочей среды , заданных в диалоговом окне Настройки цветов . Документы без назначенных профилей называются неразмеченными и содержат только первоначальные значения цветов. При работе с неразмеченными документами приложения Adobe для отображения и редактирования цветов используют профиль текущего рабочего пространства.
A. Профили описывают цветовые пространства устройства ввода и документа. B. На основе описаний в профилях система управления цветом идентифицирует фактические цвета документа. C. На основе данных из профиля монитора система управления цветом переводит числовые значения цветов в документе в цветовое пространство монитора. D. На основе данных из профиля устройства вывода система управления цветом переводит числовые значения цветов в документе в значения цветов устройства вывода, чтобы обеспечить правильную цветопередачу при печати.
С помощью программы для создания профилей можно откалибровать монитор и определить его характеристики. Калибровка монитора позволяет привести его в соответствие с определенным стандартом, например настроить монитор таким образом, чтобы он отображал цвета со стандартной цветовой температурой точки белого в 5000 К (Кельвин). Определение характеристик монитора просто создает профиль, описывающий текущее воспроизведение цветов.
В процедуру калибровки монитора входит настройка следующих видеопараметров:
Яркость и контрастность
Общий уровень и диапазон интенсивности изображения. Эти параметры ничем не отличаются от аналогичных телевизионных параметров. Программа калибровки мониторов позволяет задать оптимальный диапазон яркости и контрастности для калибровки.
Яркость полутонов. Монитор воспроизводит значения от черного к белому нелинейно — диаграмма значений будет кривой, а не прямой линией. Гамма определяет положение точки, которая лежит по центру кривой между черным и белым цветами.
Вещества, излучающие свет в мониторах с электронно-лучевой трубкой. Различные люминофоры имеют разные цветовые характеристики.
Цвет и интенсивность максимальной белизны, которую может воспроизвести монитор.
Под калибровкой монитора понимают его настройку в соответствии с известной спецификацией. После калибровки монитора программа позволяет сохранить получившийся цветовой профиль. Профиль определяет цветовое поведение монитора — какие цвета способен или не способен воспроизвести данный монитор и как следует преобразовывать числовые значения цветов для их точного отображения.
Убедитесь, что монитор включен не менее получаса. Этого времени достаточно, чтобы монитор прогрелся и обеспечивал максимально стабильную цветопередачу.
Монитор должен работать в режиме отображения тысяч цветов или более. Лучше всего, если монитор отображает несколько миллионов цветов, то есть работает с 24-разрядной или большей глубиной цвета.На рабочем столе не должно быть цветного узорного фона — только нейтральные оттенки серого. Пестрые узоры или яркие цвета вокруг документа мешают точному восприятию цветов.
Чтобы откалибровать монитор и создать его профиль, выполните одно из следующих действий.При работе в Windows установите и запустите служебную программу калибровки монитора.
При работе в Mac OS используйте средство «Калибровка», расположенное на вкладке «Системные установки»/«Отображение»/«Цвет».
Для получения лучших результов используйте сторонние программы и измерительные устройства. Как правило, сочетание колориметра и специализированного ПО позволяет создавать более точные профили, поскольку прибор оценивает отображаемые на мониторе цвета гораздо точнее человеческого глаза.
Качество работы монитора со временем изменяется и ухудшается, поэтому раз в месяц следует калибровать монитор и создавать его профиль. Если трудно или невозможно откалибровать монитор в соответствии со стандартом, то он, возможно, слишком стар и выцвел.
Большинство программ для создания профилей автоматически назначают новый профиль монитора как профиль по умолчанию. Описание процедуры назначения профиля монитора вручную см. в справке операционной системы.
Цветовые профили часто устанавливаются при добавлении устройства в систему. Точность этих профилей (часто называемых стандартными профилями или вложенными профилями) у разных производителей оборудования различна. Кроме того, можно получить профили устройств от поставщика услуг, загрузить их из Интернета или создать пользовательские профили с помощью профессионального оборудования.
- В Windows щелкните профиль правой кнопкой мыши и выберите пункт «Установить профиль». Или же скопируйте профили в папку WINDOWS\system32\spool\drivers\color.
- В Mac OS скопируйте профили в папку «/Library/ColorSync/Profiles» или «/Users/[имя_пользователя]/Library/ColorSync/Profiles».
После установки цветовых профилей перезапустите приложения Adobe.
В объект можно встроить цветовой профиль. Программа Acrobat присоединяет соответствующий профиль, указанный в диалоговом окне Преобразование цветов , к выбранному объекту в документе PDF. Дополнительную информацию см. в разделе Преобразование цветов и управление чернилами (Acrobat Pro).
Для преобразования цветов в документе PDF предназначен инструмент «Преобразование цветов», расположенный на панели Допечатная подготовка . Дополнительную информацию см. в разделе Преобразование цветов и управление чернилами (Acrobat Pro).
Казалось бы, про работу с документами в формате PDF написано столько, что не должно остаться ни одного нераскрытого вопроса. Увы, это далеко не так.
Из-за массовой поддержки PDF большинством издательств и простоты подготовки публикаций к печати в данном формате на приёмной стороне очень часто приходится встречаться с некорректно созданными файлами. Особенно когда макет отсылается на цветопробу, — тут без глубоких познаний не обойтись. Для начала пара тестовых вопросов: как узнать, под какой профиль создан PDF, и как внедрить профиль в PDF? Если ответы вам известны, можете дальше не читать. Если же задумались, статья для вас.
Профиль в PDF
Пользуйтесь стилем PDF-X/1-a и никогда не будете иметь проблем в типографии |
Причина проблем при работе с PDF тривиальна: чем сложнее техпроцесс, тем более значима каждая его составляющая. Если хотя бы одна установка задана неправильно, весь труд идёт насмарку. Это в полной мере относится к цветопередаче.
Начнём с первого вопроса: как узнать, под какой профиль создан PDF? Он возникает всегда, когда в отделе цветопроб получают подготовленный макет (предполагается, что согласно предоставленным техтребованиям). Ответ зависит от того, какая спецификация была выбрана при экспорте файла.
Для удобства экспорта готовой публикации Adobe предлагает 5 стилей (перечислены в InDesign в списке стилей Export PDF/Adobe PDF Preset). Условно они делятся на две группы: имеющие в названии аббревиатуру PDF/X и остальные. Первые гарантируют соответствие стандарту ISO для обмена графическим содержанием. Подчёркиваю — международному стандарту, что означает: подготовленный по таким параметрам файл не будет иметь никаких проблем в типографии хоть в Чехии, хоть в Китае. Разумеется, если она ориентируется на стандарт ISO.
Абсолютно все PDF/X — производные от той или иной спецификации Adobe PDF. Напомню их особенности.
PDF/X-1a. Стандарт для обмена страницами гарантирует необходимый результат при печати. Формат фильтрует всё содержимое, которое не служит непосредственно для высокого качества печати, выполняет сведение прозрачности и удовлетворяет наиболее распространённым требованиям типографий. Значения по умолчанию для него в InDesign такие: конвертирование цветов — включено, конвертацию проводить в профиль текущего документа; профили в PDF не включать (логично, т. к. содержимое будет конвертировано в единый профиль); профиль назначения соответствует профилю документа.
PDF/X-3. Главное отличие от предыдущего в том, что формат рассчитан на рабочий процесс, где предусмотрено управление цветом (поддерживает в т. ч. Lab с профилями). В InDesign для него определены такие настройки: конвертирование цветов не проводить; все используемые профили внедрять (это позволит управлять цветопередачей на приёмной стороне); профиль назначения установить равным профилю документа.
Менее распространены ещё две спецификации.
PDF/X2. В отличие от первых двух форматов, созданных для обмена документами между мало контактирующими сторонами, разработан для обмена файлами между тесно сотрудничающими. Поддерживает Lab, управление цветоделением через ICC-профили, разрешает использование OPI, допускает отсутствие внедрённых шрифтов. В InDesign не задействуется из-за высокого риска пропуска ошибки при использовании неподготовленными людьми.
PDF/X4. Расширенная версия PDF/X-3 поддерживает весь набор возможностей стандарта PDF 1.6 (в т. ч. использование прозрачности). Предназначен для современных растрирующих систем.
Профиль, который будет внедрён в файл как профиль назначения, задаётся в поле Output Intent Color Profile (Export/Output/PDF-X). Заметьте, что изменять политику управления профилями (Profile Inclusion Policy) для PDF-X запрещено — это требование стандарта ISO убережёт от многих бед. Более того, как только меняется целевой профиль (Output Intent Profile, группа параметров PDF-X), автоматически изменяется профиль назначения Destination и наоборот. Поэтому сделать так, чтобы они отличались, невозможно. Причины, думаю, ясны. Таким образом, если файл подготовлен в соответствии с промышленным стандартом, профиль назначения можно узнать всегда.
В этом окне собрана исчерпывающая информация о документе, включая встроенные профили |
Очень хорошо, если в техтребованиях значится, например, поддержка PDF 1.4 (Acrobat 5) и выше — это избавит от массы проблем с конвертированием профилей. Например, даже выбрав стиль, основанный на PDF/X-1a, нужно помнить, что цвета будут конвертироваться, только если профиль изображения отличается от профиля назначения Convert To Destination (Preserve Colors). Тут мы попадаем из огня да в полымя — какой профиль будет у изображения, помещённого в публикацию, зависит от глобальной политики управления цветопередачей для импортируемых изображений (Edit • Color Settings • Color Management Policies), которая может синхронизироваться между всеми продуктами Creative Suite. Но это тема отдельного разговора. Более высокие версии PDF/X от таких сюрпризов свободны.
При выборе того или иного стандарта поле соответствия спецификации Adobe PDF остаётся доступным для изменения (что несколько странно). Если случайно спецификацию измените, соответствие стандарту ISO будет автоматически (и без всякого предупреждения) отключено. Будьте внимательны!
Нестандартные стили
Теперь посмотрим на стили, на стандартах не основанные, — High Quality Print (Высококачественная печать) и Press Quality (Полиграфическое качество). Первый широко используется для печати на принтерах, в частности, для получения цветопроб. Рекомендуемые настройки по цветопередаче: конвертацию цветов не проводить (это логично, поскольку далеко не все устройства, особенно офисного класса, имеют профиль; соответственно, и конвертация невозможна). Профили, используемые в изображениях, внедряются без исключений, а изображения без профиля передаются «как есть».
О каком внедрённом профиле PDF тогда речь? Каждое изображение может иметь свой или не иметь вообще. А ответ на вопрос о профиле документа будет таким: «профиля нет», хотя это и не совсем справедливо (поскольку информация о профилях изображений всё-таки может быть).
Я недаром отметил, что эти настройки в стилях High Quality Print и Press Quality рекомендуемые, — пользователь волен менять их. Детальный обзор выходит за рамки статьи.
Ещё одна настройка — Press Quality (Полиграфическое качество) — практически идентична стандартизированному PDF/X-1а, за одним исключением: допускается менять политику профилей (плюс поддержка прозрачности, но к цветопередаче это напрямую не относится). Я не рекомендую менять значения полей, установленные по умолчанию (в Adobe точно знают, что делают, а вы — не всегда), иначе можно напороться на серьёзные проблемы.
Поскольку настройки от Adobe стандартом не являются, название профиля назначения Output Intent Profile для них остаётся недоступным, и на этапе PreflightChecking поступит сигнал о том, что документ стандарту не соответствует.
Таким образом, в техтребованиях по приёму публикаций в типографию пункт о необходимости сохранения в форматах PDF 1.4, 1.5 или других не совсем корректен с профессиональной точки зрения. Желательно о такой нотации версий вообще забыть, а руководствоваться более точным и даже более правильным семейством PDF/X. Ведь недаром поле выбора стандарта в диалоге сохранения в PDF стоит первым, а поле выбора версии — последним. Соответствие той или иной версии Adobe PDF лишь описывает возможности RIP по обработке прозрачности и не говорит ни слова о цветопередаче, оставляя решение за специалистом по препрессу.
Если в техтребованиях заявлена поддержка формата версии выше 1.4, можно использовать стиль экспорта PDF/X-4:2008 и не проводить никакой конвертации. Поскольку прозрачность поддерживается, RIP способен правильно обработать информацию о профилях в изображениях.
Профиль назначения
Acrobat информацию о профиле назначения документа берёт из поля PDF/X • Output Intent Color Profile, других вариантов не предусмотрено. Если хотите, чтобы на приёмной стороне знали о нём, включите соответствие тому или иному стандарту (поле Export PDF • Standard). Чтобы увидеть, какой профиль внедрён, откройте документ в Acrobat, и в поле Sumulation Profile (Advanced • Print Production • Output Preview) будет отображаться название исходного профиля.
В случае подготовки файла без соответствия стандарту PDF/X (профиль назначения не задаётся) в этом поле увидите значение по умолчанию (как правило, US Web Coated, профиль по умолчанию для продуктов Adobe). Это не значит, что именно такая информация записана в файле, просто системе нужно как-то управлять выводом на экран — вот она и использует то, что ей доступно (по полной аналогии с Photoshop — если конкретный профиль для данного документа не установлен, используется заданный в качестве «глобального рабочего» — Working CMYK).
Если в поле Sumulation Profile указан профиль, отличный от US Web Coated, это однозначно говорит о том, что документ специально подготовлен под данный профиль. В противном случае изображения могли быть конвертированы в какой-то профиль или оставлены без изменений.
Если конвертирование не проводилось, а профили были включены, интересующую информацию можно получить, выбрав Output Preview • Preview • Object Inspector и щёлкнув в интересующей вас области экрана. В появившемся списке Acrobat отобразит все слои документа в данной зоне (начиная с самого нижнего, верхний будет последним), указывая для растровых объектов наряду с разрешением их цветовой профиль (Color Space). Если наслоение объектов в указанной зоне большое, то разобраться будет хоть и не просто, но возможно.
Профили маркируются следующим образом. Под Device CMYK понимаются изображения в модели CMYK, не имеющие внедрённого профиля и потому содержащие аппаратно-зависимые цвета. Not Device CMYK — соответственно, всё остальное. Device — изображения в любой модели, не имеющие внедрённого профиля (RGB, Lab). Calibrated (ICCbasedCMYK) — имеющие внедрённый ICC-профиль. Если увидите Indexed — не пугайтесь: так Adobe маркирует изображения, имеющие ограниченную палитру в 256 цветов (например, полутоновое изображение).
Ещё пару слов в подтверждение тому, что при допечатной подготовке желательно забыть о соответствии той или иной версии PDF, а работать исключительно с PDF/Х. Запустите предпечатную проверку (Preflight) и выберите проверку на соответствие, например, журнальным/газетным требованиям (Magazine Ad/Newspaper Ad). Просмотрите, какие при этом проверки проводятся: вы нигде не увидите упоминания об PDF 1.4 или каком-другом «адабовском» — только стандарты различных реализаций. Таким образом, подготовка на соответствие PDF/Х является не только признаком хорошего тона и демонстрации собственного уровня подготовки, но и единственным условием беспроблемного приёма документов в типографии.
Ещё один способ проверки профиля документа — открыть его в Photoshop. Если профиль назначения указан, в диалоге установок для растеризации в поле Image Mode вместо безликого «CMYK» будет отображаться название назначенного профиля. Если же там красуется «CMYK» — значит, профиля нет.
Профиля нет. Или не надо…
Осталось узнать, как назначить профиль документу PDF, если это не сделано изначально. Конечно, можно заново экспортировать файл, поправив свою ошибку, но если документ большой, это займёт много времени, а ведь сделать нужно лишь небольшую правку. Решение вопроса ищите в меню Preflight (Допечатная проверка документа), опция Fixups (Исправления). В меню Advanced • Print Production • Preflight, в самом верху диалога расположены три кнопки, позволяющие оставить в открывшемся длиннющем списке только интересные вам пункты. В данном случае воспользуемся кнопкой Fixups и увидим все возможности программы по устранению неполадок. Тут и конвертация из профиля в профиль, с сохранением заказных цветов и без таковой, и масса других. Если ранее сюда не заглядывали, рекомендую хотя бы бегло пробежаться, тут много чего интересного. Есть и удаление назначенного профиля (Remove ICC destination profile from Output Intent), но вот возможности внедрения нет.
Это не проблема, поскольку предусмотрено создание пользователями собственных типов исправлений. Для этого идём в пункт Create new fixup Preflight (в списке, открывающемся при нажатии на кнопку Options в самом верху диалогового окна) и попадаем в настройки. Чтобы легче найти требуемое, все исправления разбиты по темам (Spaces, Pages, layers, Interactive Elements и т. д.). В нашем случае логично начать поиск с группы Spaces (цветовые пространства). Первый пункт — Convert colors, но нам нужен расположенный чуть ниже Embed Output Intent (внедрить профиль назначения). Заметьте, тут также разработчики апеллируют исключительно к промышленному стандарту PDF-X, иные версии PDF не упоминаются.
Иногда может потребоваться и удаление профиля (Remove ICC profiles from Output Intent). Каждая операция имеет описание, чтобы взвешенно принять решение об её использовании. И конечно же, работа с исправлениями требует подготовки.
Работайте профессионально
Механизм работы с цветом в продуктах Creative Suite — комплексный, что должно гарантировать предсказуемость результата в любом редакторе. Синхронизируются все настройки цветопередачи централизованно через Adobe Bridge (Edit • Creative Bridge Color Settings), а при несоответствиях редакторы выдают предупреждение. Если у вас нет времени для глубокого изучения механизмов управления цветопередачей, проще всего придерживаться установленных стандартов PDF/X и не утруждаться созданием собственных настроек для сохранения в PDF. Если же считаете себя профессионалом, то функции InDesign и Acrobat позволят гибче подходить к своей работе. В экстренных случаях воспользуйтесь возможностями последнего по редактированию сформированного файла.
Читайте также: