Как пользоваться звуковой картой для записи музыки
5.0 Оценок: 4 (Ваша: ) Необходимость записать голос на компьютер через микрофон вызывает много вопросов у неопытных пользователей. Непонятно, как настроить процесс, устранить типичные ошибки, какие ресурсы и сколько времени для этого понадобится. При этом каждый хочет получить достойный результат, независимо от того, что записывает, – вокал для собственной песни, поздравление для родственников или аудио-курс для клиентов. Качественно решить вопрос можно с помощью программ и онлайн-сервисов с поддержкой звукозаписи. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, с которыми мы предлагаем ознакомиться.
Простая звукозапись средствами Windows
Встроенная в Виндовс 10 утилита так и называется «Запись голоса», а в более ранних версиях (Windows 7, 8) — «Звукозапись». В последнем обновлении появилась возможность обрезки лишних фрагментов, а продолжительность одного файла может достигать 24 часов. До этого максимальная продолжительность дубля составляла всего 1 минуту, но после возобновления можно было продолжить «писать» звук в тот же файл.
Вот как использовать запись голоса в Windows 10:
-
В меню «Пуск» кликнете по строке с названием программы. При необходимости разрешите приложению доступ к микрофону.
Вы также можете найти утилиту для записи голоса через поиск по приложениям
Подключите микрофон и запустите процесс записи голоса на компьютере
У вас будет возможность обрезать неудачные дубли и паузы
Сохраните звукозапись и оцените качество
- самый простой способ, как сделать запись голоса на ноутбуке;
- минималистичный дизайн, в котором невозможно запутаться;
- можно вырезать тишину и неудачные места;
- есть почти на каждом современном компьютере с Windows.
- только 1 формат сохранения файла, который может не открываться в некоторых проигрывателях или на устройствах;
- ограничение времени дубля в старых версиях;
- нет расширенного редактирования готового трека, спецэффектов.
Запись голоса с помощью звукового редактора
Существуют десятки аудиоредакторов для записи и сведения звука на высочайшем уровне. Например, Adobe Audition, PreSonus Studio One, Reaper. Любой из них поможет записать голос с микрофона на компьютер дома в хорошем качестве, однако они крайне требовательны к ресурсам системы, сложны в освоении и доступны только после покупки/подписки. Непрофессионалам стоит воспользоваться редакторами чуть проще, но и тут важно не ошибиться в выборе. Здесь для примера возьмем звуковой редактор АудиоМАСТЕР – компромиссный вариант между очень сложными и слишком простыми программами.
Инструкция по записи звука в АудиоМАСТЕРЕ:
Вы сможете приступить к записи голоса сразу после запуска программы
В качестве устройства записи могут выступать как встроенные, так и внешние микрофоны
Как правило, в списке присутствует только одно устройство – микрофон, работающий по умолчанию, как раз он вам и нужен. Но есть и исключения – к примеру, на ноутбуке могут отображаться одновременно встроенный и внешний микрофоны, в списке могут появиться звуковая карта или стерео микшер, если он включен. В этом случае вам нужно указать устройство, которое даст наилучшее качество записи, чаще всего это именно внешний микрофон.Не бойтесь запинок и ошибок - продолжайте запись, потом вы сможете вырезать лишнее в редакторе
В АудиоМАСТЕРЕ вы сможете не только изменить темп и тон голоса на записи, но и применить эффекты
Выберите оптимальный формат и при необходимости настройте параметры качества
Если вы хотите максимально качественное и четкое звучание без потерь, рекомендуем сохранить звукозапись в формате WAV. Если же безупречное качество звука не требуется, и вам нужен легкий файл, который можно за пару секунд выгрузить в соцсеть, используйте формат MP3.- старт записи за три клика мышкой;
- простой и понятный интерфейс;
- обширные возможности редактирования и доработки звука;
- сохранение в любом популярном формате c настройкой качества.
- нет возможности записывать звук, параллельно слушая себя через наушники.
Способ подойдет для тех случаев, когда нужно получить:
- высокое качество звука;
- минимальный размера файла;
- элегантно оформленный спецэффектами трек.
Онлайн-диктофон
Если некогда разбираться с новыми программами, можно записать голос на онлайн-диктофон. Весь процесс рассмотрим на примере сервиса dictaphone.audio, который не требует регистрации и не захламлен назойливой рекламой.
Вот как им пользоваться:
Дизайн сайта с онлайн-диктофоном удобный и понятный, нет ничего лишнего
Позже в настройках браузера вы сможете отключить доступ к своему микрофону
Сохраните запись своего голоса или оставьте ее храниться на сервере с доступом по ссылке
- ничего не нужно скачивать и инсталлировать;
- запись доступна бесплатно, без регистрации, рекламного спама и голосовых логотипов;
- возможна работа с несколькими звуковыми слоями;
- можно зайти с любого устройства.
- требуется интернет-подключение с высокой скоростью, без перебоев;
- доступен только один формат для экспорта;
- нельзя обрезать ненужные части, редактировать громкость, убирать шумы, настраивать качество;
- сайт получает доступ к микрофону (параноикам придется каждый раз в конце работы его запрещать).
Чек-лист по подготовке к записи голоса дома
Итак, с доступными способами звукозаписи на компьютере разобрались – выберите тот, который считаете наиболее оптимальным в вашем случае. Однако, хороший рекордер – далеко не все, что требуется для достойного результата. Ниже предлагаем 7 советов от профессионалов о том, как красиво записать голос в домашних условиях. Сверьтесь со списком при подготовке к сессии!
-
Микрофон рекомендуется настроить на 60-70% чувствительности. Такой уровень позволит минимизировать искажения и посторонние шумы. Для этого правой кнопкой кликают по значку динамика в правом углу панели задач и переходят в раздел параметров. Если этот вариант по какой-либо причине невозможен, то настройку производят в программе звукозаписи.
Настройте параметры микрофона перед тем, как записывать свой голос
Заключение
Вы узнали о 3 простых способах того, как качественно записать свой голос на компьютере. Вы можете сделать это с помощью встроенной утилиты Windows, стороннего звукового редактора или в онлайн-сервисе. 1 и 3 варианты – самые быстрые, так как не требуют дополнительной загрузки софта, но обладают ограниченным функционалом. Подойдут для самых простых задач (например, ведение дневника). Внештатный аудиоредактор поможет до блеска отредактировать получившуюся запись и сохранить в любом популярном формате. Подойдет для решения сложных задач (создание полупрофессиональных треков, ремиксов, каверов, аудиокниг, подкастов или озвучек для видеороликов).
Все процедуры, связанные со звуком, в компьютере выполняются с помощью звукового контроллера. Он позволяет записывать звук, обрабатывать его и воспроизводить на внешних устройствах. Аудио карты персонального компьютера могут быть интегрированными в материнскую плату или выполненными в виде отдельного устройства. С помощью несложных приложений и утилит можно записать звук с любого источника.
Запись звука со звуковой карты
Аудио контроллер организует запись и воспроизведение звука приходящего на компьютер из любых источников. Кроме того на плате имеется разъём для подключения внешнего микрофона. Все операционные системы имеют встроенные средства для сохранения файлов, поэтому проблемы, как записывать со звуковой карты обычно не возникает. Для того чтобы осуществить запись с микрофона нужно нажать кнопку «Пуск», далее нажать «Все программы». В списке программ нужно открыть строку «Стандартные». В перечне стандартных программ, входящих в ОС, имеется строка с изображением микрофона и надписью «Звукозапись».
При этом микрофон включается, что можно определить по зелёному сегменту, который перемещается в секторе уровня записи, в зависимости от громкости звука. После нажатия строки «Начать запись» голосовая информация будет записываться. В этой строке, запись можно остановить, продолжить и сохранить в виде звукового файла. Ему можно присвоить конкретное имя. Все файлы сохраняются на жёстком диске.
Звуковая карта запись звука
Для полноценной записи звука с любых источников на компьютере предназначена бесплатная утилита UV SoundRecorder. Она позволяет выполнять следующие действия:
- Записывать звук с любых источников
- Сохранять записи в виде отдельных файлов
- Объединять разные дорожки в один файл
- Конвертировать запись в формат MP3
- Работать с несколькими звуковыми контроллерами
Программу можно загрузить с официального сайта производителя. После установки утилиты, на вкладке будут видны все подключенные к компьютеру звуковые устройства. В данном случае к контроллеру подключен микрофон от WEB камеры и акустические системы. Чтобы начать запись звука с карты нужно выбрать любое устройство из списка. Радом с устройствами на вкладке расположены регуляторы уровня. В некоторых моделях звуковых контроллеров можно выбрать несколько линий для записи. Перед тем, как начинать запись нужно сделать несколько проб, выбирая оптимальный уровень сигнала. Если звук с нескольких устройств нужно записать в один файл, то это выбирается нажатием специальной кнопки. Такая же кнопка есть для записи информации в разные файлы. В процессе записи все файлы будут нумероваться.
Очень удобной для пользователей является возможность конвертации файлов в формат MP3. Для этого нужно поставить галочку в графе «Конвертировать в mp3 сразу после записи». Переключение «В один файл», «В разные файлы», при этом так же учитывается. Горизонтальным движком, в нижней части вкладки, устанавливается требуемый битрейт. Для записи речи достаточно установить 32 Кб/сек, а для записи музыкальных файлов, не менее 128 Кб/сек. Для управления процессом имеются две кнопки – «Запись» и «Проиграть»
Для записи любых файлов из компьютера на внешний носитель или оптический диск используется мощная многофункциональная программа Nero Burning ROM или её упрощённая версия Nero Express.
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
-
(желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
- DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
- VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
-
— эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
- Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP; и полезных вещей от NI Kontakt;
- Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS.
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
- 4 Гб ОЗУ (рекомендуется 8 Гб)
- Двухъядерный процессор с минимальной частотой 1.5 ГГц (рекомендуется 2.0 ГГц)
- 500 Мб на диске
Пошаговая инструкция:
- Загрузить DAW (например, Reaper) и зайти в настройки девайса для записи, сменив драйвер на ASIO4ALL.
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
- Гитара звучит тускло, невыразительно, с завалом баса и высоких частот;
- Съедается атака по струнам, риффы звучат ватно;
- Задержки при игре мешают исполнять быстрые партии;
- Гитара с мощными датчиками звучит сразу с овердрайвом из-за клиппинга;
- В сигнале присутствуют хрипы, скрипы, гудение, писк, различные наводки, а порой сквозь лирические переборы пробивается радио «Маяк».
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
- Инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением не менее 1 Мом. Это нужно, чтобы мощные гитарные датчики не перегружали преамп.
- Кнопку Pad, уменьшающую уровень входного сигнала на 20 Дб. Необходимая вещь для любителей бить по струнам со всей силы.
- Драйвера с поддержкой ASIO 2.0, чтобы можно было выставить минимальный уровень буфера и играть без задержек.
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
- Многие современные гитарные процессоры, например, Line 6 серии Pod HD, Helix и GO, Kemper Profiler, Axe FX, Boss GT-1000 и другие, можно использовать как аудиоинтерфейс. Они подключаются по USB и позволяют записывать аудио в высоком разрешении, на них можно заниматься сведением, так что необходимость в отдельной аудиокарте отпадает.
- Некоторые микшеры поддерживают ASIO, позволяют подключить их к ПК и использовать в качестве аудиоинтерфейса, например, Peavey PV 6 BT.
- Симуляторы кабинета — отдельная категория гитарных приборов, многие из которых имеют ЦАП\АЦП на борту, к примеру, Two Notes Torpedo C.A.B., AMT Pangea и другие.
- Наконец, аудиоинтерфейс можно найти даже в современных комбиках (Boss Katana) и ламповых усилителях (Peavey 6505 MH).
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.
Если вы задались целью построить бюджетную студию звукозаписи дома, один из первых вопросов, которые вы зададите себе: на какую звуковую карту писать звук? И, конечно, первым ответом будет: на встроенную в ноут или комп. Не делайте этого!
Мы сейчас не будем вдаваться в технические подробности. Делать это еще слишком рано. Расскажу лучше свою историю. Когда я только начинал заниматься этим вопросом и был полным чайником в деле домашней звукозаписи, естественно, первые мои опыты с электрогитарой, басом и синтезатором были записаны прямо на ноутбук. Но я сразу столкнулся с двумя проблемами, которые можно назвать базовыми.
Проблема 1: Эмммм… Как подключить гитару к ноутбуку?
На гитарном шнуре — разъем «джек» (для чайников — большой), а вход на ноуте — «миниджек» (маленький). Как их совместить? Ладно, едем на радиорынок или в магазин электроники и покупаем переходник. Втыкаем его в гнездо микрофона на ноуте, а в него — гитарный провод. Нуууу… Получилось фигово. Переходник постоянно теряет контакт то с проводом, то с ноутом, фонит. Мрак!
Проблема 2: Эй, а чё звук такой убогий?
Ладно, первые записи через переходник со скрипами и хрипами состоялись. Пытаюсь послушать, что получилось… А что со звуком? Жуткое шипение, какие-то фоны, слышно, как процессор попискивает. Не говоря уж о том, что детальности ноль и все тембры искажены. Мрак!
В качестве примера звукозаписи дома приведу вот эту песенку. Здесь акустические гитары, электрогитара, электропианино, несколько вокалов. Записана песенка отнюдь не на встроенную звуковую карту! Как вам?
Как влияет звуковая карта на запись звука
Разочарую тех, кто хочет записать песню дома с минимальным бюджетом. В недорогих ноутбуках и компьютерах стоят такие же недорогие звуковыя карты. Они не то чтобы для записи, они даже для воспроизведения музыки не пригодны. Считывают все шумы внутри компьютерной коробки, дают ноль детальности.
Кстати, многие производители сейчас ставят на ноуты встроенные карты аудиофильского уровня. Они играют музыку с разрешением 192 кГц (то есть Hi-Res), имеют неуловимый ухом уровень шума, адекватно воспроизводят тембры и у них полный порядок с детальностью. Это полноценные ЦАПы (цифро-аналоговые преобразователи) для прослушивания музыки «в качестве».
Например, я обзавелся топовым ноутом Xiaomi и только спустя время случайно и с огромным удивлением обнаружил в нем звуковую карту великолепного качества. Вот прям аудиофильский Realtek! Но я ею не пользуюсь! Вернее, иногда слушаю на ней музыку, но никогда ничего на нее не записываю. Почему? Она ведь качественная!
Звуковая карта для компьютера не подходит для записи
Качественный ЦАП в звуковой карте дает вам возможность СЛУШАТЬ музыку с хорошим звуком. Но вам-то нужно ЗАПИСЫВАТЬ музыку! Даже аудиофильские звуковухи для компов такой функции не имеют. Вы не подключите к ним гитару или конденсаторный микрофон напрямую без переходников, которые искажают звук.
Кроме того, во встроенной компьютерной звуковой карте практически никогда не бывает качественного АЦП — аналого-цифрового преобразователя. А именно он вам нужен для записи звука дома.
Аудиоинтерфейс — центр студии звукозаписи, ведь именно через него проходят все сигналы, звучащие в помещении. Учитывая важность этого компонента, выбор звуковой карты становится по-настоящему сложным занятием. Чтобы облегчить жизнь музыкантам, SAMESOUND предлагает лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи. Каждое из устройств в списке полностью оправдывает вложенные средства.
Выбор аудиоинтерфейса для домашней студии напрямую зависит от задач, стоящих перед самой студией. Производительность и качество звучания всегда требуют финансовых вложений: большая часть бюджета уйдёт не на крутые мониторы и качественную коммутацию (хотя и они важны), а на приобретение производительного аудиоинтерфейса.
Чтобы упростить выбор музыкантам, SAMESOUND собрал лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи. Список не самый большой — мы сфокусировались на качестве, а не количестве интерфейсов в подборке. Каждое из представленных устройств полностью оправдает вложенные средства и предоставит максимум возможностей и качественного звука за свою цену.
Сравнительная таблица аудиоинтерфейсов
В таблице ниже представлены сводные данные по всем аудиоинтерфейсам в подборке с возможностью сравнить те или иные характеристики звуковых карт.
Данные о реальных частотных характеристиках взяты из обзоров Julius Krause, ProSound IXBT, AudioScienceReview и Audiofanzine. В случае отсутствия информации о частотной характеристике аудиоинтерфейса, использовались данные по ближайшим «родственным» интерфейсам в линейке. Сведения нельзя считать точными на 100%, однако они дают общее представление о возможностях устройства.
Информация о совместимости с Shure SM7b бралась из открытых источников и обзоров аудиоинтерфейсов на YouTube. Сама компания Shure рекомендует использовать микрофон со звуковыми картами, чей максимальный диапазон усиления составляет как минимум 60 дБ.
Информация о средней стоимости звуковых карт получена на основании данных Яндекс.Маркет. Цены актуальны на момент написания материала.
Выходы на мониторы
Выходы на наушники
Эквивалентный уровень шума
Максимальный уровень входного сигнал
Работа с Shure SM7b **
Питание от электросети
Средняя стоимость по данным Яндекс.Маркет ***
Лучшие звуковые карты для домашней студии звукозаписи
Аудиоинтерфейс — центр студии звукозаписи, ведь именно через него проходят все сигналы, звучащие в помещении. Внутри звуковой карты объединяются аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, микрофонные предусилители, усилители наушников и десятки других компонентов, позволяющих всему студийному оборудованию работать как единое целое.
В чём особенность: отличный звук, LED-дисплей для вывода информации
Стоимость: от 24 150 ₽
Выпуск M2 и M4 ознаменовал выход MOTU в бюджетный сегмент. Тем не менее слово «бюджетный» не должно пугать: M2 и M4 пишут так же, как более дорогие модели MOTU, а стоят — дешевле.
M2 предлагает комбинированные микрофонные, инструментальные и гитарные входы, полноценные MIDI-разъёмы, а также конвертеры ESS Sabre32 Ultra, устанавливаемые на всех интерфейсах MOTU. В общем, с качеством записи здесь полный порядок: сигналы звучат чисто, гейна хватает, помех не так много.
Единственный минус M2, как и её расширенной версии M4 — удивительный дефицит. С момента выхода оба интерфейса пользуются небывалым спросом, поэтому найти их в свободной продаже не так-то просто — карта банально не успевает появляться в магазинах.
В чём особенность: кнопка A/B, позволяющая параллельно работать с двумя миксами
Стоимость: от 22 825 ₽
PreSonus Studio 26c — одно из самых ультимативных решений среди аудиоинтерфейсов. Американская компания постаралась объединить в одном устройстве всё, что может потребоваться в небольшой разноплановой домашней студии: два микрофонных, линейных и инструментальных входа, выходы на пару мониторов и наушники, MIDI-разъёмы.
Местный выход на наушники легко справляется даже с высокоомными моделями вроде Beyerdynamic DT990. Карта также позволяет работать с двумя миксами одновременно, переключаясь между ними клавишей A/B, для чего программно создаётся вторая шина, направляющаяся на «виртуальный» выход.
Качество записи вполне достойное, хотя местным предусилителям порой не хватает громкости: там, где конкуренты работают на отметке «5», Studio 26c достигает того же уровня только на отметке «7». Среди других недостатков — возможные проблемы драйвера с процессорами AMD Ryzen, из-за чего карта может «не завестись» на вашей системе.
В чём особенность: DSP-процессор с небольшим, но качественным набором эффектов
Стоимость: от 15 490 ₽
Младшая версия линейки звуковых карт Steinberg отличается супербыстрым USB 3.1, наличием MIDI-входов и выходов, и встроенным процессором DSP-эффектов. Последний снимает нагрузку с компьютера, позволяя записывать уже обработанный сигнал.
Местный DSP — не аналог плагинов UAD, а количество эффектов не так велико, одно он успешно снимает нагрузку с компьютера. Так, например, можно записывать уже обработанную гитару, сжимать вокал или добавлять реверберацию ещё до поступления сигнала в компьютер. Возможность не жизненно необходимая, но точно полезная.
Отдельно стоит отметить качество записи — карта пишет чисто, ясно и богато благодаря предусилителям D-PRE. По соотношению цены и качества — один из лучших вариантов на рынке, о чём мы уже рассказывали в обзоре аудиоинтерфейса.
Что касается минусов: инструментальные входы иногда неприятно шумят (гитары придётся дополнительно чистить), кнопка активации фантомного питания почему-то находится на тыльной стороне корпуса, а Hi-Z доступен только на одном канале. Последнее совсем неудобно: тем, кто хочет записывать две гитары одновременно, Steinberg предлагает смотреть в сторону более дорогих UR44C и UR816C.
В чём особенность: режим AIR, улучшающий передачу высоких частот
Стоимость: от 19 480 ₽
Прочный корпус, много софта в комплекте, два входа для подключения микрофонов или гитар. На тыльной стороне — набор балансных выходов и MIDI-разъёмы. В общем, всё, что нужно и ничего лишнего — купил и записывайся.
Помимо традиционного аттенюатора на кнопке PAD, третье поколение Scarlett обзавелось специальным режимом AIR на входах. Его активация усиливает высокие частоты, придавая сигналу больше воздушности — какие-то инструменты точно выиграют от такого буста.
Некоторые ругают Scarlett за слишком скучное и безжизненное звучание предусилителей, но здесь скорее вопрос вкуса. В любом случае, перед покупкой стоит послушать и посмотреть обзоры.
К слову, если наличие MIDI-входов и дополнительных выходов на мониторы для вас не критично, то можно немного сэкономить, купив Scarlett 2i2 вместо 4i4. Начинка у моделей идентичная, а цена — разная.
Технические характеристики Focusrite Scarlett 4i4 3rd GenNative Instruments Komplete Audio 6 MKII направлена на электронных музыкантов, а производитель позиционирует устройство как инструмент для выступающих диджеев. Оснащение у карты достойное: большой набор входов, MIDI-порты и выходы на все случаи жизни.
Из минусов стоит отметить отсутствие каких-либо подробностей о технических характеристиках карты — диапазоне воспроизводимых частот, эквивалентном уровне шума и прочих параметрах. К тому же модели не хватает качественного экранирования (карта может ловить наводки от телефона), а мониторинг здесь возможен только в моно.
Технические характеристики Native Instruments Komplete Audio 6 MKII В чём особенность: предусилители, звучащие значительно дороже конкурентов, и ADAT для расширения каналов
Стоимость: от 17 990 ₽
Главная особенность Audient iD14 MKII — качественные предусилители, звучащие значительно дороже. Точно такие же преампы британская компания ставит в профессиональные студийные консоли, поэтому с качеством записи у iD14 MKII полный порядок.
Среди других особенностей — параллельный выход на две пары наушников, транзисторы JFET на гитарном Hi-Z входе. Здесь же — назначаемый регулятор ScrollControl, способный управлять любым параметром в DAW и плагинах, и ADAT-порт. Последний значительно расширяет количество входов и выходов: достаточно купить какой-нибудь Behringer ADA8200, чтобы получить 10 полноценных каналов.
Из минусов — отсутствие MIDI, ограничение по частоте дискретизации в 96 кГц, а также проблемы с драйвером. Первые два пункта не так критичны, чего не скажешь о сырости драйвера, тянущейся ещё с первого поколения. Карта может отваливаться или не определяться при запуске компьютера, что порой раздражает.
В чём особенность: режим 4K, эмулирующий звучание консолей SSL 4000, и два независимых выхода на наушники
Стоимость: от 24 990 ₽
SSL 2+ — первый USB-аудиоинтерфейс от известной британской компании Solid State Logic. Компания специализируется на производстве студийных консолей, её оборудование используется в сотнях студий по всему миру.
SSL 2+ — старшая модель в линейке звуковых карт. Оба входа устройства оснащаются режимом 4K Legacy, программно имитирующим звучание больших консолей Solid State Logic. Как итог: в звуке появляется больше высоких частот, а сам он обретает дополнительную сатурацию. Звучит круто, однако подходит далеко не всем источникам сигнала, о чём мы рассказывали в нашем обзоре.
Среди других интересных фишек — два независимых выхода на наушники, что встречается редко среди конкурентов в ценовом диапазоне до 25 000 рублей (у той же Audient iD14 MKII выходы работают параллельно).
Без компромиссов не обошлось: кастомные предусилители модели очень шумные, что не устроит гитаристов (записи придётся основательно чистить), а регуляторы гейна слишком чувствительные.
Технические характеристики Solid State Logic SSL 2+ В чём особенность: лучший выбор для гитаристов с большим парком инструментов и оборудования
Стоимость: от 28 790 ₽
IK Multimedia AXE I/O — звуковой интерфейс, созданный в первую очередь для гитаристов. Внутри тёмного корпуса собрана целая палитра крутых фишек: настраиваемый импеданс, три схемы прохождения сигнала, режимы работы для активных и пассивных датчиков, ди-бокс. Отдельно стоит отметить выход на усилитель для реампинга, разъёмы для подключения педалей и встроенный тюнер.
Главный минус — не самый стабильный драйвер для Windows и macOS. Пользователи жалуются на то, что порой карта не воспринимает переключение частоты дискретизации: к примеру, при переключении на частоту 96 кГц интерфейс продолжает записывать в 44,1 кГц.
В чём особенность: DSP-эффекты и качественные предусилители, выгодно выделяющиеся на фоне конкурентов
Стоимость: от 50 790 ₽
Самый доступный интерфейс в линейке Antelope Audio. Модель предлагает четыре входа и восемь выходов, которые могут быть расширены через ADAT, встроенный DSP-чип с эффектами Antelope Audio и сенсорный дисплей для управления устройством.
Качество записи — выше всяких похвал: сигнал звучит чисто, дорого и богато, выгодно отличаясь от конкурентов. Для вывода звука предусмотрено два выхода на наушники и пара RCA и TRS-разъёмов для подключения мониторов.
Главное достоинство карты — 37 эффектов, работающих с помощью DSP-чипа, и управляющихся через отдельное приложение-компаньон. Однако работает система нестандартно: плагины нельзя подгрузить в DAW в Windows — нужно создать сессию, а затем назначить эффекты на дорожки в приложении, чтобы получить в DAW уже обработанный сигнал. На macOS ситуация обстоит проще за счет специального плагина.
Со стабильностью работы также наблюдаются некоторые проблемы — карта отваливается, забывает сессии, а некоторые эффекты начисто устраняют звук. Звучит так себе, но разработчики быстро исправляют проблемы, а поддержка всегда готова решить любую проблему пользователя.
Технические характеристики Antelope Audio Zen Go SC В чём особенность: развитая архитектура и инсерты для подключения внешних аналоговых обработок
Стоимость: от 56 243 ₽
Французский аудиоинтерфейс с очень развитой архитектурой: к карте можно подключать микрофоны, гитары, синтезаторы, виниловые вертушки и прочие источники. Помимо этого модель оснащена инсертами для подключения внешних аналоговых обработок, USB-хабом, портом для реампинга, Talkbox-микрофоном и специальным коннектором для заземления.
В общем, возможностей — целый вагон. Из минусов: устаревшее подключение кабелем microUSB, очевидный нагрев устройства при работе и слабый запас по громкости у выхода на наушники. К тому же у предусилителей наблюдается смещение по оси, из-за чего возможны глитчи и прочие неприятные звуки.
В чём особенность: высокое качество записи, большой набор входов и управление через виртуальный микшер
Стоимость: от 72 992 ₽
Один из самых необычных интерфейсов. Внешняя простота обманчива: карта предлагает большой набор входов и выходов, MIDI-интерфейс, порты расширения ADAT и собственный DSP-процессор для обработки сигнала.
RME Babyface Pro FS стабильно работает, великолепно записывает аудио и отличается малыми задержками. Отдельно стоит отметить качественную сборку: корпус — единый монолит, которому не страшны падения, тряски и путешествия. Вместе с интерфейсом поставляется дополнительное программное обеспечение, расширяющее возможности карты, и позволяющее гибко маршрутизировать сигнал.
Недостатков не так много. На карте нет отдельных ручек для управления громкостью на каждом физическом канале, изменять уровень для параллельно работающих каналов придётся в программном микшере. И всё бы ничего, но софт не отличается удобством и интуитивностью.
В чём особенность: неплохой звук и доступные цены
Стоимость: от 99 840 ₽
Аудиоинтерфейсы Universal Audio знамениты качественными предусилителями Unison и UAD-плагинами, позволяющими записывать обработанный сигнал с практически нулевой задержкой. Не считая карт Antelope Audio и Apogee, интерфейсы Universal Audio — безальтернативные устройства.
Universal Audio Apollo Twin X Duo построена вокруг двух DSP-процессоров SHARC DSP, позволяющих обрабатывать сигнал в реальном времени без задержки, а также значительно разгружающих ресурсы компьютера. Модель оснащается двумя микрофонными входами с предусилителями Unison и набором выходов на все случаи жизни. Среди полезных дополнений — Talkback-микрофон, перевод микса в моно, функция DIM.
Что касается DSP-плагинов, то в комплекте с картой покупатели получают внушительный набор особо точных копий реального аналогового оборудования. Среди предлагаемых обработок: копии Ampeg, Pultec, Teletronix, Rupert Neve и других знаменитых девайсов. Если захочется большего, то расширить коллекцию можно через магазин Universal Audio, однако стоимость плагинов часто бьёт по карману.
Карта совместима с Windows и macOS, работая по протоколам USB 3.0 и Thunderbolt 3. Тем не менее в Windows с Thunderbolt наблюдаются постоянные проблемы — проблем хватает с головой, а устройство работает не так стабильно, как при подключении через USB 3.0 или в связке с macOS.
Читайте также: