Как пользоваться autodesk maya
Досье 3D-софта:
Autodesk Maya
Autodesk Maya — это мощный инструмент для 3D-моделирования, анимации и визуализации. Его используют в кинематографе, рекламе, игровой индустрии, VR-проектах и 3D-печати.
Специалисты ценят Maya за огромный набор инструментов для анимации и создания разнообразных эффектов. Художники как преимущество часто называют удобную систему навигации по инструментам с помощью горячих клавиш.
Также удобно реализован UV-маппинг. Программа позволяет работать с динамикой твердых и мягких тел, обеспечивает простоту наложения текстур, дает широкий инструментарий для полигонального моделирования. Специалистам, работающим в Maya, открываются широкие возможности ретопологии и скульптинга.
Для визуализации готовых моделей в Maya встроены соответствующие визуализаторы и возможность установки дополнительных плагинов.
Что говорит в пользу Maya в сравнении с другим софтом? Два ближайших конкурента — 3Ds Max и Blender. У них есть свои плюсы, но в конкретных моментах они проигрывают Maya.
3Ds Max лучше подходит для проектирования элементов архитектуры или деталей, но он имеет меньше функционала для работы с анимацией и менее удобную навигацию по инструментарию.
Blender прост в использовании и бесплатный. Но его инструменты для скульптинга более ограничены в сравнении с Maya.
Maya часто используют в мировых студиях при создании кино, анимационных мультфильмов и видеоигр. Maya также использовал член команды художников сериала «Мандалорец» Мигель Б. Оуэлле при разработке дизайна робота IG-1. Здесь нужно отметить один факт. Maya — лидер среди софтов в США, хотя GameDev-студии пространства СНГ чаще отдают предпочтение 3Ds Max.Неоднократно студии, использующие Maya в производстве визуальных эффектов, получали «Оскары». Поэтому Maya часто встречается в требованиях вакансий, связанных с производством видео.
Знание Maya поможет развиваться в профессии технического художника. Ваша роль будет в обеспечении баланса между качеством визуального контента и качеством технической реализации игры. В таком случае вы будете выступать связующим звеном между разработчиками и CG-специалистами.
Прежде чем приступить непосредственно к работе в Maya нам нужно, ознакомится с интерфейсом, а для этого запускаем саму программу.
1 Menu Sets (Постоянное меню) – Постоянный набор меню состоящий из семи пунктов File, Edit, Modify, Create, Display, Window , Assets всегда остается неизменным.
2 Menu (Меняющееся меню)– Меню содержащее инструменты для создания и редактирования объектов в сцене.
3 Status Line (Строка состояния) — Строка состояния содержит ярлыки для ряда пунктов меню, а также инструменты для создания и выбора объекта привязки. Поля Quick Selection (Быстрое выделение)также доступны, и могут быть настроены числовым вводом.
4 Shelf (Полка) – Полки помогают создавать индивидуальные наборы инструментов, которые можно быстро применить с помощью одного клика. Вы можете установить полки для поддержки различных рабочих процессов. Нажмите Shift + Ctrl + левая клавиша мыши при выборе пункта меню, чтобы добавить его на полку.
5 Panel Toolbar – Панель Toolbar находится под меню в каждой визуальной панели. Ее можно вызвать или скрыть клавишами Ctrl+Shift+M. Служит для включения или отключения визуальных эффектов при работе с камерой и объектами.
6 Chanel Box – Позволяет редактировать значение и ключи выделенного объекта.
7 Layers – Maya имеет три типа Слоев (Layers)
Display layers – Используется для управления сценой. Отображение и скрытие объектов сцены.
Render layers – Используется для настройки рендера по пассам и слоям для композитинга
Anim layers – Используется для создания альтернативной анимации и смешивания нескольких анимаций.
8 QWERTY Tool Box – Горячие клавиши QWERTY используются для вызова основных инструментов
9 Quick layout Buttons – Переключение разных рабочих областей. Для просмотра дополнительных опций нажмите на правую кнопку мыши.
10 Help Line – Короткие подсказки, описание инструментов.
11 Time Slider – Показывает временную шкалу, а также ключи выбранного объекта. Работа с ключами по большей части происходит именно здесь.
12 Range Slider – Редактирование временных отрезков. Начало анимации и конец, а также общее время.
13 Command Line – С лева производится ввод mel скрипта, а с права мы видим отклик программы.
14 PlayBack – Кнопки для проигрывания анимации.
15 Anim Character – Анимационное или персонажное меню служит для быстрого переключения анимационных слоев или настроек текущего персонажа.
Видео урок как работать в MAYA. Где и как скачать программу:
Инструменты Tool Box в Maya
Для того чтобы что-то начать делать, нам нужно разобраться чем и как это делать.
Tool Box это основные инструменты с помощью которых проходит большая часть всей работы.
Select – выделение объектов и компонентов (Edge, Vertex, Face, joints, dynamic objects и др.) в зависимости от задач и эффектов.
Lasso — Произвольное выделение нескольких объектов и компонентов
Paint Selection – Выделение объектов и компонентов с помощью прорисовки.
Move – перемещение объектов и компонентов
Rotate – Вращение объектов и компонентов
Scale – Изменение размеров объекта и компонентов
К стати очень легко запомнить горячие клавиши этих инструментов так как они расположены подряд, это QWERTY Правда в них не вошли Lasso и Paint Selection так как они не настолько часто используются по сравнению с другими инструментами.
Работа с камерой тоже имеет не маловажное значение
+ | = |
+ | = |
+ | или | = |
+ + = | Выделяем область которая будет увеличена или уменьшена. |
Если перетащить с лева на право то область увеличится
Если перетащить с права на лева, то камера отъедет.
Системы координат в Maya
Самое основное в 3d это понимание трехмерного пространства, а именно то что объекты строятся из множества точек которые имеют свои координаты в пространстве. Скажем на иллюстрации с низу мы видим точку которая находится 7 по X, 3 по Y и 4 по Z (7,3,4) относительно начала координат 0,0,0
Соответственно объекты строятся из совокупности этих точек. Скажем чтобы построить куб требуется знать координаты 8 точек. Чем сложнее и замудрёнее объект, тем большее количество точек (vertex) он содержит.
Для чего нужно знать количество точек объекта?
В game индустрии (создание игр) важную роль играет малое количество точек, так как чем их больше, тем тяжелее работать с композицией (игровой локацией и так далее) поэтому модельеры для игр стараются делать объекты как можно с меньшим количеством точек.
Работа с полками Shelf
Для более удобной и быстрой работы в Maya нужно использовать Shelves (полки). По умолчанию уже существует множество вкладок и иконок, но также вы можете добавлять свои инструменты и скрипты. Иконки можно удалять, перетаскивать, редактировать рисунок и многое другое, а чтобы добавить инструмент из меню достаточно нажать Ctrl + Shift + Левая кнопка мыши (ЛКМ) и данный инструмент тут же отобразится на полке.
Совет: Если вы часто заходите в меню чтобы выбрать определенный инструмент то самое время перекинуть его на полку.
Работа с объектами
И так мы добрались до объектов.
Каждый объект, будь то стандартная фигура или созданный самостоятельно имеет редактируемые компоненты, которые можно переключать между собой и редактировать.
Так например полигональный объект может редактироваться с помощью Edge (Ребра), Vertex (Вершины), Vertex face, Face (Плоскость), Multi (универсальный инструмент). Для этого наводим на объект и нажимаем правую кнопку мыши. Появится меню, в котором можно выбрать компонент.
Дальше с помощью инструментов из Tool Box, выделяем вершины или ребра и начинаем редактировать модель, превращая в то, что задумали ранее.
Горячие клавиши в Maya
Начинающим конечно же не стоит изучать сразу все горячие клавиши, но основные функции которые используются чаще всего нужно знать.
На этом уроке Вы познакомитесь с основами Maya. Следующие уроки построены таким образом, что для их изучения Вы уже должны будете иметь некоторые знания о пользовательском интерфейсе Maya, уметь ориентироваться среди множества окон и пользоваться предоставляемым редактором, не говоря уже о знакомстве с такими элементами, как меню, быстрые ссылки, marking menus.
Если Вы уже неплохо знакомы с Maya, то можете пропустить этот урок, но все таки лучше будет, если Вы прочтете его и освежите свои знания, ведь повторение - мать учения. С другой стороны, возможно, с тех пор, как Вы последний раз пользовались этой программой, в интерфейс внесены некоторые изменения, и нелишним будет с ними ознакомиться.
В этом туториале Вы узнаете:
- С чего начать
- Как пользоваться примитивами Maya и инструментами камеры
- Как пользоваться инструментами преобразования
- Как использовать Shelf и renaming объекты
- Как использовать Channel Box и Outliner
- Как оптимизировать вид объекта в окне просмотра
- Как выбирать и преобразовывать компоненты
- Как позиционировать объекты
- Duplicating и instancing
- Что такое опорными точками и как их нужно использовать
- Как пользоваться редакторами для выбора узловых точек и для подгонки атрибутов
Также Вы ознакомитесь со встроенным языком Maya (Maya Embedded Language, далее - MEL) (ждите через неделю), и прочтете краткое описание пользовательского интерфейса Maya (ждите через неделю).
Перед тем, как Вы начнете:
Для того, чтобы пользоваться этим уроком так, как задумывали авторы, Вам необходимо будет подключить файлы сцен Maya. Чтобы инсталлировать эти файлы, перейдите в раздел Try Maya CD-рома Taste of Maya.
Запуск Maya:
Дважды щелкните на иконке Maya 3.0 Evaluation на рабочем столе или из Start>Programs>Maya 3.0 Evaluation>Maya.
В Maya:
Как только файлы туториала будут инсталлированы, разрешите текущему проекту доступ к файлам сцен Maya. Для этого в Maya :
· Выберите File>Progect>Set и укажите здесь каталог, в котором Вы установили файлы сцен Maya.
· Выберите каталог Maya_tutorial_data и нажмите Ок
ВАЖНО!
Для того, чтобы работать с этим уроком, Вам понадобиться трехкнопочная мышь.
- Выберите Start>Programs>Maya 3.0 Evaluation>Maya.
- Внимательно ознакомьтесь с верхней левой частью главного окна. Там расположено все то, чем Вам придется наиболее часто пользоваться.
- common menus (начиная с File и заканчивая Window) в самой верхней части окна содержат пункты, которые являются общими для всех операций в Maya.
- Каждая из настроек меню (menu sets) соответствует одному из программных модулей Maya - Animation, Modeling, Dynamix или Rendering. Вы можете переключаться между различными menu sets просто выбирая нужную из выпадающего меню. Меню, соответствующие определенной menu set, отображаются около общего меню.
- Наиболее часто используемые инструменты (Common tools, или, как их иногда называют, Mini Bar) расположены просто под menu sets. Вы будете использовать эти инструменты для того, что выделять, перемещать, вращать и масштабировать объекты.
- Выберите Window>Settings/Preferences> Preferences.
Maya предоставляет для Вашего удобства огромное количество настраиваемых параметров, с помощью которых Вы можете "подогнать" под свои нужды каждый сеанс работы с Maya. Например, Вам может понадобиться отменить несколько последних действий. Вы можете определить, сколько таких отмен будет запоминать Maya (это мы сделаем в нашем туториале, но чуть позже), и этот параметр будет использоваться в последствии каждый раз, когда Вы запустите Maya. - В списке категорий слева, выберите Undo (внизу списка) и установите для параметра Queue значение Infinite (бесконечное количество). Это значит, что Вы сможете вернуться назад на неограниченное количество шагов. Используйте для этого пункт меню Edit>Undo.
Наше первое построение
В этом уроке Вы построите дверь, используя для этого примитивы. Вы научитесь пользоваться инструментами преобразования , предоставляемыми Maya, а также научитесь настраивать положение камеры с помощью клавиш мыши и научитесь пользоваться некоторыми редакторами и окнами.
Использование примитивов Maya и инструментов камеры
Maya предоставляет пользователю примитивы NURBS (Non Uniform Rational B-Splines) и полигональные примитивы. Эти примитивные формы - кубы, сферы, цилиндры, торы - могут быть использованы в качестве "заготовок", которые потом с помощью инструментов Maya могут приобрести необходимую форму. Дверь, которую Вы будете строить в этом туториале, Вы начнете строить из самого примитивного объекта - куба.
Создайте дверь из полигонального примитива - куба.
- Выберите Create>Polygon Primitives>Cube.
Вы увидите, что на экране появится куб. Он появится в окне 3D сцены. Это окно часто также называют рабочим пространством (workspace), панелью (panel), и иногда - вид камеры (camera view). - Укрупняем план (Dolly in): придерживая клавишу Alt, перемещаем мышь вправо, нажимая при этом левую (LMB) и среднюю (MMB) клавиши мыши. С помощью этой процедуры (далее - доллинг )мы перемещаем виртуальную камеру в виртуальном пространстве ближе к объекту, то есть укрупняем план.
Запомните:
- Доллинг и трекинг можно применять ко всем видам, а Tumble - только к виду в перспективе.
- Эти и другие инструменты камеры доступны также из меню View>Camera Tools на каждом виде.
- Чтобы раскрыть один вид на все рабочее пространство, щелкните на нем мышкой, потом отпустите мышь и нажмите пробел. Чтобы вернуть четырехоконное представление, снова нажмите на пробел.
Использование инструментов трансформации
Далее Вы познакомитесь с инструментами преобразования Maya, а также как можно наиболее эффективно трансформировать объект разными способами.
Масштабирование куба
-
Щелкните на иконке инструмента Scale (масштаб) на панели наиболее часто используемых инструментов в левой верхней части главного окна Maya.
СОВЕТ
Для того, чтобы прочесть информацию об инструменте, просто подведите к иконке мышь, не нажимая на ее кнопки.
-
На виде спереди щелкните на верхнем квадрате на рукоятке инструмента Scale. Если рукоятка не отображается, щелкните на кубе.
Pluralsight, авторизованный издатель Autodesk и лидер в области онлайн-обучения технических специалистов, сотрудничает с Autodesk и выпускает учебные видеоролики «Знакомство с Maya 2018».
Autodesk Maya — программа для 3D-моделирования, анимации, визуализации и создания визуальных эффектов, которая обеспечивает полноценный рабочий процесс для специалистов в сфере кино, телевидения, анимации и дизайна. Программа обладает широким функционалом, а курс «Знакомство с Maya 2018» позволяет ознакомиться с ключевыми особенностями Maya и некоторыми примерами практического применения полученных знаний. Вы познакомитесь с основами работы интерфейса и ключевыми инструментами программы. Узнаете принципы работы в 3D-пространстве. Кроме того, получите информацию об основных рабочих процессах Maya, что является отличным началом для изучения мощных возможностей этой программы для работы с 3D-графикой. Каждый видеоролик содержит пошаговые инструкции, и к ним прилагаются файлы сцен, которые позволят пользователям быстро освоить методы работы с Maya.
Цикл видеороликов «Знакомство с Maya 2018»
Знакомство с Maya 2018: пошаговые учебные видеопособия для начинающих по программе Maya
Навигация по пользовательскому интерфейсу
Изучите меню, параметры, инструменты и элементы управления, которые часто используются в Maya. В этом видеоролике представлен обзор наборов меню, консолей, рабочих пространств, видов листов, основных элементов управления анимацией и командной строки. Вы научитесь пользоваться инструментом Channel Box, редакторами слоев и атрибутов, а также работать с объектами в 3D-пространстве.
Создание моделей в Maya
Ознакомьтесь с инструментами для 3D-моделирования и рабочими процессами в Maya. Используя набор инструментов для моделирования в соответствующем рабочем пространстве, вы построите простую примитивную модель и выполните операции с ее вершинами, ребрами и гранями полигонов. Работая с готовой моделью, вы научитесь выдавливать грани полигонов с помощью инструмента Extrude и вставлять контуры ребер с помощью инструмента Multi-Cut, чтобы создавать более реалистичные и плавные ребра. (Файл компонентов сцены 02_begin.ma находится в папке Scenes архива ExploringMaya2018.zip.)
Испытайте возможности анимации в Maya. В этом видеоролике рассматривается создание ключевых кадров и изменение хронометража анимации. Во время работы с редактором анимационных кривых вы узнаете, как изменить структуру ключевых кадров и интерполяцию между ними. (Файл компонентов сцены 03_begin.ma находится в архиве ExploringMaya2018.zip.)
Создавайте UV-текстуры для 3D-компонентов, чтобы использовать для них 2D-текстуры. Вы научитесь использовать редактор UV-текстур и создавать UV-текстуры для моделей в Maya. Вы узнаете об искажениях и о том, как их устранять. Кроме того, вы научитесь проецировать карту UV-текстур, использовать возможности плоского наложения, а также перемещать и масштабировать карту с помощью манипулятора проекции. (Файл компонентов сцены 04_begin.ma находится в архиве ExploringMaya2018.zip.)
Добавление материалов и текстур
Изменяйте внешний вид поверхностей в моделях Maya, добавив материалы и текстуры. Вы изучите среду Hypershade и научитесь использовать узлы для создания сети тонирования. Вам предстоит адаптировать параметры материалов и работать с атрибутами в редакторе свойств. После применения базовых материалов к поверхностям тонирование переносится на следующий уровень путем применения карты текстур (2D-изображения) к 3D-объекту. (Файл компонентов сцены 05_begin.ma находится в архиве ExploringMaya2018.zip.)
Работа с источниками света в Maya
Перед визуализацией сцены необходимо добавить источники освещения. В этом видеоролике рассматриваются атрибуты различных источников освещения в Maya и Arnold. Вы научитесь добавлять точечные источники освещения и регулировать их яркость, цвет, интенсивность и масштаб. Кроме того, вы узнаете, как выбирать источник освещения, который оптимально подходит конкретной сцене. (Файл компонентов сцены 06_begin.ma находится в архиве ExploringMaya2018.zip.)
Визуализация с помощью Arnold
Визуализируйте сцену окончательного изображения, заполненного картами текстур, материалами и источниками освещения. Вы научитесь визуализировать 3D-сцену в 2D-изображение с помощью Maya и Arnold. Вам предстоит использовать RenderView, определять и визуализировать области, а также поработаете с модулем визуализации IPA для получения мгновенной обратной связи. Кроме того, мы дадим практические советы по настройке значений в соответствии с элементами в сцене и желаемыми результатами. (Файл компонентов сцены 07_begin.ma находится в архиве ExploringMaya2018.zip.)
Посетите веб-сайт Pluralsight, чтобы увидеть еще больше видеороликов по Maya.
Читайте также: