Как подключить две звуковые карты одновременно ableton
В некоторых случаях, пользователя персонального компьютера может возникнуть проблема, как запустить две звуковые карты одновременно. В персональном компьютере всегда имеется интегрированная звуковой контроллер, но многих пользователей не устраивает качество звука и в коннектор материнской платы устанавливается дополнительная аудио плата более высокого уровня.
Как заставить работать две звуковые карты одновременно
Вывод звука на звуковые карты определяется выбором источника сигнала. Если в компьютере используется только один проигрыватель, то звук может идти только с него. Другое дело если источник имеет собственные звуковые настройки. Как вывести звук с 2 звуковых карт, что один канал работал на наушники, а второй на колонки. Такой принцип воспроизведения можно реализовать в программе Скайп.
Аудио контроллеры, которые поддерживают стандарт High Definition Audio, определяют разъёмы, к которым подключены внешние устройства и могут одновременно работать в режимах воспроизведения и записи с несколькими звуковыми каналами. Можно сделать так, чтобы акустические системы, подключенные к задней панели, воспроизводили звук из проигрывателя, а общение через Скайп организовывалось через наушники.
Для этого нужно последовательно нажать следующие кнопки:
- Пуск
- Панель Управления
- Диспетчер Realtek HD
В главном окне диспетчера нужно открыть графу «Дополнительные настройки устройства». Там нужно включить режимы, обозначенные на рисунке галочками.
Далее звуковой контроллер настраивается так, чтобы звук по умолчанию шёл через динамики. В панели управления выбирается пункт «Звук». Там на вкладке «Воспроизведение» выделяются «Динамики», как приоритетное устройство. Далее выделяется Realtek HD Audio 2 nd output, что означает выход на передней панели компьютера. Там выбирается «Устройство связи по умолчанию». Это будут наушники. На вкладке «Воспроизведение» динамики и наушники будут помечены зелёными значками. После завершения настроек панель управления можно закрыть.
Далее нужно открыть программу Скайп и войти в настройки звука. Здесь в качестве микрофона выбирается устройство, установленное вместе с наушниками на одной гарнитуре. Для активации микрофона и наушников нужно выбрать следующие пункты: «Mic in at front panel» и «2 nd output». Теперь основным каналом звука будут акустические системы. На них выводится музыка, звуковое сопровождение фильмов или телепрограмм и системные события. Общение по Скайпу будет идти через наушники и встроенный микрофон.
Первым делом беремся за MIDI-OX. Если контроллер еще не включен — самое время его включить. Включили, драйвер загружен, устройство в системе, отлично. Запускаем MIDI-OX. Не теряемся в неказистом интерфейсе и сразу топаем в Options → MIDI Devices. Выбираем в MIDI Inputs наш девайс. Справа видим список объектов, куда сигнал с BCD3000 будет множиться и транслироваться. Добавим в этот список «Output to MIDI Yoke: 1» и «Output to MIDI Yoke: 2». Получаем вот такую картину:
После этих манипуляций MIDI-OX не закрывать!
Разборки с аудио
- SR — 44100… 48000
- Connected Source Lines — Line
Заводим Трактор
У Трактора в Audio Setup указываем устройство ASIO4ALL, несмотря на то, что там полно других:
Затем в панели управления ASIO4ALL отключаем вообще все аудиоустройства, кроме Out-каналов для Virtual Cable 1 и 2:
Трактору такое безобразие может не понравится, поэтому для верности перезапускаем его. После перезапуска отправляемся в Output Routing, делаем так:
Микшер у нас и правда External, поэтому не удивляемся.
Еще немного шаманства с MIDI на вкладке MIDI Setup:
Помните, сигнал с BCD3000 у нас множится на Yoke 1 и 2? Вот с первого (который предназначен Трактору) мы будем принимать управляющий сигнал для транспорта (Play/CUE, лупы, джоги и так далее). А через Yoke 3 посылаем MIDI Clock, синхронизирующий сигнал для Аблтона.
Живой Аблтон
В Аблтоне заходим в Options → Preferences, вкладка Audio/Выбираем тип драйвера ASIO и ASIO4ALL. Заметили, у нас появилась вторая панель управления драйвером? Вот в ней надо выключить все, кроме входов VAC и выхода вашей звуковой карты.
Кто еще не понял — мы соединили последовательно выходы от каждой деки Трактора с входами Аблтона, и все это счастье направили на звуковую карту. Но радоваться рано, магия не окончена. Настраиваем входы в Аблтоне (Input Config):
Теперь надо установить VST-плагин компрессора. Это довольно просто — надо распаковать в папку (общепринятый стандарт C:\Prorgam Files[\Steinberg]\VstPlugins, но можно вообще в любую). После этого надо указать эту папку на вкладке Folder и сделать рескан. Плагин установлен, можно открывать Belvario's Smart Mixer.
Заметьте, важно включить внешнюю синхронизацию (в левом верхнем углу, EXT). Теперь, видим у нас три аудиодорожки (чего обычно за глаза хватает обычному диджею), но у нас настроено для двух, поэтому про третью можно забыть. Если еще не включена панель I/O (входы-выходы), включаем:
На каждом канале выбираем Audio From → Ext. In, для первого 1/2, для второго 9/10. Кликаем Monitor → In, запускаем треки в Тракторе. Красота.
Для полного счастья необходимо нажать Ctrl+M и «обучить» Аблтон фейдерам и нобам на контроллере.
Как сделать выход на наушники, aka предпрослушка, aka CUE/MIX/MASTER?
Делать это нужно в Аблтоне, но при условии, что в наличии имеется не просто одноканальная стерео-карта, а каналов минимум два. Или же, эту карточку можно переключить в многоканальный режим (Surrond или 5.1). Тогда у нас в Аблтоне, в панели Output Config появляется дополнительная пара выходов, 3/4 например.
Переключаем Options → Cue Switches, у каждого аудиотрека появляется значок с наушниками. Нажав на него, мы можем прослушать трек через выход 3/4, если туда у нас подключены наушники, и, внимание, на мастер-треке для Cue Out стоит 3/4. Слева от мастер-фейдера есть переключатель, который скорей всего сейчас показывает Solo, так вот кликом по нему надо сделать Cue, все.
Теперь на аудиотреки в Аблтоне можно вешать все: фильтры, эквалайзеры, какой-нибудь CamelSpace или glitch, мастер можно вооружить oZone'ом (если машинка позволяет) и вообще распоряжаться со звуком как душе угодно. Клево? Клево. :)
Нет звука
Проверяем выходы из Трактора на VAC, проверяем входы в Аблтоне, проверяем как идет звук по каналам в Аблтоне, смотрим на мониторы сигнала и еще раз внимательно проделываем все так, как в топике.
Не могу назначить MIDI-контроллеру соответствующие контролы в Аблтоне
Иногда помогает установка Remote для MIDI Yoke 2 в MIDI-сетапе Аблтона (как в моем, например, случае).
У меня звуковая карта со встроенной маршрутизацией, на кой фиг мне это колдовство?
Действительно, не нужно. Если есть встроенная из коробки возможность рулить аудиоканалами — ради бога.
А я очень крутой диджей, мне надо еще аудиотреки в Аблтоне как-то в эфир пускать
У меня не вышло — отчего-то сигнал игнорируется, как я ни пытался это сделать. Возможно, если есть две звуковые карты, можно будет сделать обход, но это как-то сомнительно выглядит.
Звук «лагает»!
Следи за размером буфера, audio latency, и ее компенсацией. Везде.
Ну вот вроде бы и все. Задавайте вопросы, постараюсь ответить, но сразу скажу: я куда больший спец по Трактору, чем по Аблтону. По Аблтону здесь есть другие ребята соображающие :)
Настройка аудио в Ableton Live
Большинство внешних аудио интерфейсов используют для подключения к компьютеру порты USB, Thunderbolt или Firewire. В нашем примере мы будем использовать подключение по USB.
5. На Mac можно выбрать разные устройства для звукового ввода (Input) и вывода (Output) или отключить их выбрав No Device;
6. Меню Input Config и Output Config позволяют активировать или деактивировать входы и выходы аудио интерфейса. У аудио интерфейсов начального уровня, как правило есть 2 входа и 2 выхода. Они будут автоматически настроены программой. Отключите не используемые входы и выходы, чтобы снизить нагрузку на процессор.
7. По умолчанию, для входа и выхода выбрана частота дискретизации 44100 Гц. При необходимости эта величина может быть уменьшена, либо увеличена.
8. Размера буфера (Buffer Size) может быть выбран начиная со значения 32 сэмпла. Чем меньше буфер, тем меньше задержка при вводе и выводе звука, однако, это также значительно увеличивает нагрузку на ЦП. Как разумный компромисс, Ableton рекомендует выставить значение от 256 до 512 сэмплов.
Чтобы настроить размер буфера, в Windows вам может потребоваться открыть панель управления аудио интерфейсом.
Подключение аудио мониторов и наушников
Перед подключением аудио мониторов (динамиков) к аудио интерфейсу, убедитесь, что аудио мониторы выключены. Подключите входы аудио мониторов к выходам аудио интерфейса. Выставите на аудио интерфейсе минимальное значение громкости. Теперь подключите наушники и увеличивайте громкость, пока не услышите звук.
Режим сессии (Session View) в Ableton Live (иногда его называют просто «Сессия» для простоты), это немного больше, чем просто инструмент для живого выступления. По сути это – точка старта для большинства композиций. Это то место, где идеи могут набрасываться, нарабатываться и быстренько схватываться без заботы о том, как и где они будут использованы в финальном варианте трека.
Следующая фаза всего процесса заключена в Arrangement View (Режиме Аранжировки), но здесь совершенно не о чем беспокоиться на данный момент. Просто сосредоточьтесь на том, чтобы хорошенько развлечься в режиме сессии.
Сетка слотов для клипов
Когда вы открываете режим сессии (напоминаю, что это легко сделать при помощи клавиши Tab), то можете сразу увидеть, что важным отличием от режима аранжировки в нём является сетка со слотами.
Это – своеобразная палитра, благодаря которой вы сможете легко экспериментировать со всевозможными звуковыми красками, эффектами, и, в конце концов, получать настоящие шедевры. Как художник смешивает свои цвета, прежде чем нанести на полотно, так и современные продюсеры начинают работать с отдельными звуками, партиями и музыкальными фразами в режиме сессии, прежде чем преобразовать их в аранжировку песни.
Каждая ячейка в сетке режима сессии (в Ableton они называются Clip Slots) может содержать один клип. Клип – это кусочек аудио или MIDI-информации, который может быть проигран благодаря клику мыши, компьютерной клавиатуры, или MIDI-контроллера. Попробуйте поместить в эти слоты несколько лупов прямо из браузера. Затем запустить их при помощи нажатия на значок «play», который имеется у каждого клипа (для более подробной информации о том, как загружать клипы в слоты, прочтите параграф «Браузер», который также находится в этой главе).
Каждый пустой слот режима сессии содержит квадратную кнопку «Stop» (внизу каждого столбца также есть кнопки «стоп», которые будут доступны даже тогда, когда вы забили семплами весь столбец, не оставив в нём свободного места). Клик на этот квадрат в одном из этих слотов будет являться сигналом к остановке любого играющего клипа в этом столбце.
У нас есть возможность удалять Stop-кнопки в пустых слотах. О том, для чего это нужно, вы сможете прочитать в Главе 4.
Также, имеется кнопка, которая называется «Stop All Clips» на мастер-треке справа. Эта кнопка, как видно из её названия, остановит все клипы на всех дорожках (как аудио, так и MIDI), как только будет нажата.
Треки и сцены
Столбцы в сетке Режима Сессии называются Tracks (дорожки), в то время как строки называются Scenes (сцены).
Тип дорожки определяет, что та или иная дорожка будет в себе содержать: audio tracks (аудио дорожки) могут содержать только аудио клипы, а Midi-tracks (MIDI дорожки) могут содержать в себе только миди-клипы. В режиме сессии также присутствуют Return-дорожки (дорожки возврата), которые не содержат и не могут содержать какие-либо клипы. О них мы поговорим позже в Главе 6 “Дорожки и роутинг сигналов”. Потом мы подробнее рассмотрим работу со сценами, а сейчас просто знайте, что сцены – это очень удобный способ организовывать музыкальные идеи. Например, когда у вас в сетке содержатся ударные, бас, и клавишные, при этом они отлично взаимодействуют друг с другом и прекрасно звучат. В этом случае просто перетяните все клипы, которые вам нравятся в одну строчку, чтобы они содержались в одной “сцене”.
Scene Launcher (Запуск Сцен)
Справа на экране вы можете видеть специальную дорожку, которая называется Master. Каждый слот этой дорожки содержит Scene Launch Button (кнопку запуска сцен в виде клавиши "Play"), которая используется для того, чтобы одновременно запускать каждый клип, содержащийся в сцене по горизонтали.
Когда вы запускаете сцены таким способом, это всё равно, что вы одновременно кликнули на каждый отдельно взятый клип по горизонтали, даже на те, которые пустые и содержат в себе кнопку «Stop». Поэтому запуск сцены также останавливает воспроизведение в любых дорожках, которые не содержат клипов в этой сцене (или не останавливают, если в слоте нет кнопки стоп - прим. тех. ред.). Проведите немного времени, чтобы поиграться с этими клипами и сценами и понять их логику. В результате вы увидите, насколько мощным и интересным решением является такая организация рабочего процесса для быстрой структуризации различных музыкальных идей.
Микшер
Микшер в программе Ableton Live сделан из нескольких секций, которые могут быть показаны или спрятаны независимо друг от друга благодаря меню View, или при помощи упомянутых ранее круглых иконок (см. скриншот внизу).
Секция, содержащая базовые регуляторы микширования, такие как громкость (volume) и панорама (pan), называется Mixer (Микшер). Live может работать с несколькими различными видами дорожек, некоторые из них используют различные уникальные функции микшера, но большинство содержат одинаковые кнопки и кое-какие детали интерфейса. Давайте рассмотрим их на следующем скриншоте.
Также как и большинство функций в Режиме Сессии, микшер доступен и в Режиме Аранжировки. Однако, в Режиме Сессии он, на мой взгляд, наиболее интуитивен и нагляден, а также предоставляет несколько дополнительных функций. Я использую термин «Микшер Режима Сессии», когда мне необходимо разграничить один микшер от другого.
Давайте посмотрим на каждую секцию микшера дорожек в Режиме Сессии. На скриншоте я привожу их английские названия, но под ним вы сможете прочитать их расшифровку на русском.
Volume (Громкость): Фейдер, который нужно потянуть вниз или вверх, для того, чтобы изменить громкость дорожки. Доступен также бокс, в который можно ввести нужное значение громкости (в dBFS - прим. тех. ред.) с числовой клавиатуры. Этот бокс на скриншоте называется "Numeric Volume Display" и означает "Числовое Значение Громкости". Если вы не видите этот бокс, то, скорее всего, вам нужно потянуть верхнюю границу секции микшера вверх, чтобы расширить его. Увеличившись по вертикали, секция покажет несколько дополнительных элементов, среди которых – этот самый бокс. Найдите его на верхнем скриншоте.
Track Activator (Активатор Дорожки): В большинстве микшеров эта кнопка соответствует клавише “mute”, т.е. "заглушить". Когда мы выключаем эту кнопку на дорожке, мы тем самым заглушаем её.
Solo/Cue (Соло/Прослушка): активирование этой кнопки с буквой "S" глушит все остальные треки, оставляя играть только тот трек, на котором и была нажата эта клавиша. Если вы хотите нажать Solo больше чем на одном треке, то вам необходимо зажимать Ctrl + клик (Cmd + клик) при выборе дополнительного трека. Также вы можете изменить функцию Exclusive в Preferences во вкладке Record/Warp/Launch. Эта же кнопка может быть переключена в режим предпрослушки “Cue”, об этом мы поговорим в Главе 6, параграф 6.1. "Master Track".
Arm Record (Вооружение на запись): позволяет вам записывать новые аудио и миди клипы. В своих занятиях я переводил эту кнопку как «вооружение дорожки на запись». Это означает, что дорожка становится восприимчива к внешним сигналам (аудио или миди), и на неё может осуществляться запись. Если вы хотите «вооружить» сразу несколько дорожек, вам также как и в случае с solo/cue, следует использовать комбинации Ctrl + клик (Cmd + клик) при выборе дополнительного трека, или же изменить функцию Exclusive в Preferences во вкладке Record/Warp/Launch.
Если вы кликните и потащите вверх верхнюю границу секции микшера, то сможете изменить её размер, чтобы лучше видеть уровни громкости во время сведения. Развёрнутый вид способствует появлению информационной ячейки, которая будет показывать числовые значения максимальных пиков амплитуды звукового сигнала. Она называется Peak Level (Пиковый Уровень), и, щёлкнув на неё мышкой, вы можете сбросить её последнее значение.
SENDS (Посылы)
Эта секция используется для записи, а также различных продвинутых техник маршрутизации (маршрутизацию ещё называют "роутингом"). Секция «Audio From» (вторая дорожка на скриншоте) используется для указания источника, из которого дорожка будет получать сигнал (Input, т.е. вход), в то время как секция «Audio To» определяет, куда этот сигнал пойдёт далее (Output, т.е. выход). Audio To состоит из двух меню: Input Type и Input Channel.
В аудио дорожках (Audio Tracks), Input Type (тип входа) определяет источник, который данная дорожка будет записывать или мониторить. Это может быть как любая дорожка непосредственно в самом Live ("Resampling" позволяет записывать звук со всех дорожек Live - прим. тех. ред.), так и сигнал с внешнего звукового интерфейса, который называется в списке Ext.in (Внешний вход).
Меню Input Channel используется для обозначения конкретного input’а (входа) выбранного источника звука. Например, если вы хотите записать гитару, которая подключена к Input 2 вашей звуковой карты, то вы должны выбрать Ext. Input из верхнего меню и 2 из второго меню. Что, собственно и сделано на данном скриншоте.
Для Миди-Дорожек (Midi Tracks), меню Input Type используется для выбора миди-девайса, сигналы которого вы желаете записать во время игры, или же для выбора дорожки, миди-сигналы с которой вы желаете записать. По умолчанию, это меню поставлено в значении All Ins (что означает All Inserts, «все входы»), что обычно работает вполне нормально. По крайней мере, пока у вас не появится очень навороченный сетап, в котором вы работаете сразу с несколькими миди-девайсами. И вам, к примеру, потребуется одновременно писать несколько партий на различные дорожки сразу с нескольких миди-девайсов. В этом случае вы можете выбрать в меню Input Channel определённый MIDI-канал для каждого девайса (Midi-channel), или оставить всё по умолчанию, что будет означать, что дорожка получает сигналы со всех миди-каналов.
Вы можете заметить, что меню Output Channel по умолчанию выключено. Оно залито серым цветом. Это потому что в Ableton по умолчанию включены две возможные настройки: перенаправление сигнала на Master или No Output (нет выхода). Ни один из них не имеет никаких особых настроек каналов. Но если вы подберёте другой тип выхода, например, Ext. Out (внешний выход), то это меню тут же активируется и позволит вам выбрать, из какого выхода вашей звуковой карты будет поступать сигнал этой дорожки.
Секция Monitor контролирует, будет или нет сигнал, который мы указали в "Audio From" слышен через микшер Ableton.
В нём есть три режима:
Auto: входящий сигнал проходит через микшер и слышен только когда дорожка «вооружена на запись» (включена кнопка «Arm Record»), и нет ни одного клипа, который воспроизводится на дорожке (если вы подключите микрофон так, как я указывал в предыдущем примере, вы услышите микрофон только при нажатии кнопки Arm Record).
Если вы опытный звукорежиссёр, тогда эти различные режимы могут быть совершенно понятны и банальны. Если нет, не волнуйтесь. Просто оставляйте на первых порах ваши треки в значении Auto (по умолчанию).
Я объясню различный роутинг и его настройки в следующих главах. При необходимости, вы всегда сможете вновь обратиться к этому параграфу, если вдруг забудете, какой режим что означает.
Кроссфейдер
Live также имеет кроссфейдер, который очень напоминает кроссфейдеры на Dj-оборудовании. На протяжении многих лет аналоговые кроссфейдеры использовались диджеями для того, чтобы обеспечивать смешивание двух треков вместе одним простым движением. Скретч-диджеи вывели техники владения кроссфейдером на невероятный уровень, трансформируя микшер в музыкальный инструмент.
Кроссфейдер, который есть в Live состоит из двух компонентов: собственно, сам кроссфейдер (находящийся внизу мастер-трека), и Crossfader Assign (т.е. Назначения Кроссфейдера), это кнопки "A" и "B", в самом низу каждой дорожки.
Для того чтобы использовать всё это, вам нужно щелчком мыши назначить определённые треки на A (левый) или B (правую) часть кроссфейдера. Как только вы сдвинете кроссфейдер вправо, то тем самым увеличите громкость всех дорожек с выбранной кнопкой B, в то время, как дорожки с включенной кнопкой A уменьшат свою громкость. Противоположные действия произойдут, если вы передвинете кроссфейдер в левое положение. Не назначенные дорожки будут игнорированы кроссфейдером, и будут играть, как ни в чём не бывало независимо от положения кроссфейдера.
Открытие контекстного меню кроссфейдера вызывает меню различных режимов перехода, которые определяют, какая огибающая (резкая или пологая) будет использоваться во время передвижения вашего кроссфейда. Режимы Constant, Dipped и Intermediate – это огибающие, которые медленно меняют вашу громкость на протяжении всего движения кроссфейдера. Во всех трёх режимах наблюдается снижение громкости для обеих сторон в центре позиции кроссфейда (Dipped режим уменьшает громкость больше всех, Constant-меньше) для компенсации перегруженности, которую вы можете получить из-за звучания двух треков одновременно, особенно если они весьма мощные, как танцевальные треки. Fast Cut, Slow Cut и Slow Fade имеют два источника на максимальных амплитудах (громкости), прежде чем центральная позиция будет достигнута. Slow Fade предоставляет наиболее длительный переход между двумя позициями, в то время как Fast Cut практически не содержит такого перехода.
Track Delay
Задержка дорожки (Track Delay) не является традиционным регулятором, и он обычно не представлен в мире аналоговых микшеров. Но в мире цифрового аудио функциональность этого параметра сложно недооценить.
Данный регулятор позволяет слегка задержать или наоборот поторопить исходящий сигнал (Output) с дорожки на небольшое время (измеряемое в миллисекундах или семплах). Это нужно для того, чтобы компенсировать медлительную аппаратуру или плагины, которые генерируют чрезмерную задержку. Этот параметр можно использовать просто в качестве креативного инструмента (теоретически, Ableton может автоматически компенсировать все задержки плагинов, но это зависит от того, насколько точно плагин репортует его задержку движку Аблетона, т.к. не все плагины делают это).
Положительные значения параметра Track Delay означают, что дорожка будет немного запаздывать, в то время как отрицательные значения показывают, что дорожка будет проигрываться немного раньше.
Помните, для того, чтобы услышать эффекты от применения Track Delay, Delay Compensation должна быть активирована в меню Options. Для того чтобы сделать меню Track Delay видимым внизу каждой дорожки Session View, выберите пункт Track Delay в меню View, или нажмите на круглую иконку с буквой «D» в правом углу экрана режима сессии.
Читайте также: