Как называлась эта настольная игра с рулем
Настольная детская игры для юных автолюбителей «За рулём» появилась на рынке в 70-х годах и обрела популярность у советской детворы. В 1985 году об этой игре грезил каждый советский ребёнок и старался хорошо учиться, чтобы получить в награду за труды вожделенный автостимулятор. Игра на тот момент стоила 10 рублей, а функционировала на двух больших круглых батарейках.
Настольная игра «За рулём» состояла из вращающегося диска, двух резиновых валиков, препятствий и пульта управления. Как настоящий автомобиль, эта игра приводилась в действие ключом зажигания, а управлять машинкой помогал магнит, расположенный в днище автомобиля. Задачей игрока было максимально аккуратно проехать на машине по трассе, не зацепив препятствий в виде арок и столбиков и не вылетев за бортики.
Постепенно игра совершенствовалась и дополнялась новыми элементами и необычными препятствиями. Юные фантазёры для большей правдоподобности сооружали импровизированную кабину автомобиля из стульев и забирались туда с игрой, чтобы почувствовать себя настоящими автогонщиками. Если магнитная машинка из набора ломалась, находчивые автомобилисты заменяли её подручными материалами: монеткой, скрепкой и другими мелкими вещицами из металла. Для увеличения скорости вращения диска дети обматывали ведущий ролик изолентой. При потере ключа зажигания дети выходили из положения, замыкая контакты, и игра приводилась в действие. Взрослые шутили, что дети, увлечённые этой игрой – это не будущие гонщики, а будущие угонщики.
Желающие усложнить себе игру подбрасывали на полотно дополнительные препятствия в виде разных мелких вещиц. У тех, кто родом из Советского Союза, игра «За рулём» хранится в шкафу и по сей день, а дети и внуки проявляют к ней неподдельный интерес, несмотря на обилие компьютерных игр. Современные дети, увидевшие этот автомобильный стимулятор, тянутся к нему и просят поиграть, ведь детворе всегда интересно то, что можно потрогать и настроить своими руками.
Спасибо за прочтение! Если статья вам понравилась, взгляните на похожие:
Надписи на коробке
«Батарейки в комплект не входят»
Несмотря на всю свою эпичность, «За рулём» всё же имела недостатки. Машинка не всегда хорошо поддавалась управлению, и её нужно было постоянно поправлять рукой, что нарушало непрерывность движения. Типовая трасса, пусть даже с несколькими вариантами поворота, быстро надоедала. Хорошим выходом могли бы стать сменные трассы, но возможности их замены предусмотрено не было. От частой игры батарейки быстро садились, а «раскрутить» родителей на новые было не так уж просто, что приводило к длительному простою «транспортного средства».
Сегодня фраза «игра предназначена для детей от 5 до 15 лет» вызывает недоумение, но тогда это было суровой реальностью. Одни и те же игры производились как для детсадовских детей, так и для школьников, без каких-либо изменений. Если в конце 70-х игра «За рулём» ещё выглядела «электрическим чудом», то в 80-е, когда на Западе уже вовсю играли в «Digital Derby Auto Raceway» и «Tomy Racing Turbo», она морально устарела. Стоит ли говорить, что с появлением тех же тетрисов (не говоря уже об игровых приставках, где была масса гонок от третьего лица), советские игры «от 5 до 15» потеряли свою актуальность и были отправлены на шкаф?
Игра «За рулём» – аналоговый Need For Speed!
Нынешнему поколению детей никогда не понять те восторг и эйфорию, которые в нашу «докомпьютерную» эру вызывал этот объёмный автосимулятор! Бумажная дорога, пластмассовые машинки, примитивные рисунки – но что-то в нём заставляло почувствовать тот самый драйв, который позднее вызывали более продвинутые игры, вроде «Автослалома», автомата «Магистраль» и приставки «Видеоспорт» (не говоря уже о компьютерных гонках!).
Во-первых, ключ зажигания – пусть примитивный, но он давал ощущение собственности! Без ключа машина не поедет, значит эта вещь только моя, и только я решаю когда отправляться в путь! И, как настоящий ключ, его можно было потерять.
Во-вторых, приборная панель – немного воображения, и наклейки превращались в реальные датчики («о нет, мой бензин на нуле!»), а переключатель скорости – в коробку передач!
В-третьих, руль – разработчики игр гарантируют, что управлять машиной с помощью руля гораздо более захватывающе, чем с помощью кнопок или джойстика. К счастью, разработчики игры сделали руль съёмным – оторвав его, всегда можно было приладить обратно. Пятая версия игры также снабжалась педалями газа и тормоза, придававшими игровому процессу ещё большую реалистичность! Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое, и сегодняшние игровые рули вроде Logitech G27 или Genius Trio R тоже комплектуются педалями.
И наконец - движение. Как известно, дети обожают всё, что движется, а возможность управлять процессом – ещё больше. И хотя трасса была довольно незатейливой, она требовала хорошей реакции и наблюдательности, чтобы вовремя проезжать под мостами и уходить от препятствий. А скрежет движущихся частей в сочетании с жужжанием моторчика вполне мог сойти за рокот двигателя!
В наши дни
Сегодня, когда в новые игрушки уже давно перестали добавлять «гормоны счастья», винтажные настольные игры вроде «За рулём» вновь пользуются спросом! Трудно сказать, для кого их покупают – для избалованных гаджетами детей или для ненаигравшихся пап, но по последним данным, Омский Завод Электротоваров наладил серийный выпуск этих игр в двух модификациях: «За рулём» и «За рулём - 5» с педалями тормоза и газа. Не отстаёт и Китай, уже давно взявший производство всех российских игрушек на себя!
Популярная советская игра "За рулем". Цель игры: провести машинку по трассе так, чтобы не задеть стоек мостов. В данной версии, в отличие от классической, присутствуют педали газ и тормоз. Как играть? Перед стартом поставьте машинку на игровое поле напротив отметки в левой части корпуса игры. В этой области под игровым полем находится магнит на подвижной детали. Чтобы управлять машинкой, необходимо, сперва примагнитить ее к магниту под диском. Делайте плавные движения рулем, пока не убедитесь, что машинка примагнитилась. Переключите красную кнопку в положение "вкл". Переключите скорость с 0 на 1 или выше, нажмите на педаль газа и поле начнет крутиться. Автогонки начинаются! Движением руля нужно поворачивать машинку так, чтобы избежать столкновения с препятствиями. Предусмотрено 3 скорости вращения трассы. Машинка не будет слетать в том случае, если управлять рулем плавно. Машинка слетит, если произойдет столкновение с одним из препятствий на игровом поле. Батарейки идут в комплекте!
Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от продавца
Принцип действия
Игровое поле представляет собой круговую гоночную трассу с разметкой, газонами, мостами и дорожными знаками. Внешнее кольцо - более простое, внутреннее — для «продвинутого» водителя. Поле приводится в движение поворотом ключа зажигания, переключение скорости осуществляется рычагом. Управление машинкой простое – помните, как в детстве мы показывали «фокус» с движущейся скрепкой, водя под столом магнитом? Автомобильчик приводит в действие такой же магнит, установленный под игровым полем, перемещаемый при помощи руля.
«Сердце» игры - универсальный типовой моторчик, входивший в бесчисленное множество советских игрушек и настольных игр. Вращаясь против часовой стрелки, диск создавал иллюзию движения, заставляя поверить в то, что это машина едет, а дорога остаётся неподвижной.
В некоторых версиях на игровом поле можно было расставлять фигурки людей, деревья, домики, светофоры и дорожные знаки. Строгие папы-водители пристально следили, чтобы их дети ехали только по знакам!
Помимо чисто эстетического упоения своей властью над происходящим, игра способствовала развитию у детей мелкой моторики рук, координации движений, концентрации внимания, наблюдательности и реакции. А школьникам она давала первичные навыки управления автомобилем.
Точную дату появления игры сегодня, наверное, никто не назовёт. Судя по многочисленным комментариям на форумах, фотографиям и демо-роликам на YouTube, её производство началось не позднее 1977-го года и прекратилось не ранее, чем в 1989-м. Впрочем, о чём это мы – ведь она производится до сих пор!
Первый водительский опыт или детская игра "За рулем"
Десять советских рублей - не такая уж маленькая сумма, если представить ее, допустим, в виде набора продуктов по ценам того времени или каких-нибудь необходимых бытовых вещей. Именно в эту психологически сложную сумму обходилось любимейшее детское развлечение советских времен - игра "За рулем".
Наверняка, все отлично помнят, как именно выглядела эта игра и что представляла собой, но чисто из ностальгических побуждений давайте вкратце вспомним детали. Вышла эта игра в 1977 году и чаще всего ранние версии встречались в голубом корпусе с рулем белого цвета (или черного - попадались разные модификации). Корпус был оснащен ключом зажигания и рычагом переключения передач - всего их было три.
На дне корпуса располагался магнит, который и притягивал автомобильчики к игровому полю. Электромотор при повороте ключа и включении одной из передач начинал вращать игровое поле с дорожной разметкой, знаками и препятствиями, а юному водителю предстояло управлять машинкой таким образом, чтобы направлять ее по заданному маршруту - такой вот Need for Speed по-советски.
Игра пользовалась невероятной популярностью как у мальчиков, так и у девочек. Родители какого-нибудь счастливчика всегда страдали от нашествия детских толп - ведь поиграть в такое чудо собирались чуть ли не всем двором, и не было в этом дворе человека более значимого и уважаемого, чем владелец легендарной игрушки :)
Ну и конечно же, наверняка многие помнят самое "засадное" место в игре, которое преодолеть с первого раза практически никому не удавалось - арки моста. Конечно, при долгой выработке навыков это препятствие уже преодолевалось без проблем, но кто же даст тебе нарабатывать это мастерство, когда за спиной - нетерпеливая очередь из жаждущих "порулить"? :))
Но самым обидным было не труднообъезжаемые препятствия, а то, что батарейки, от которых работала игрушка, быстро "высаживались". Батарейки, как и много других простых бытовых вещей в СССР были дефицитом, поэтому довольно быстро игрушка приносила горькое разочарование - азарта хоть отбавляй, очередь до тебя еще не дошла, а батарейка уже разряжена и когда удастся поиграть в следующий раз - неизвестно.
Кстати, именно по этой причине был очень распространен тюнинг "За рулем" - мастеровитые взрослые, а порой и сами дети, самостоятельно мастерили блоки питания, работающие от розетки, тем самым навсегда решая проблему нехватки дефицитных элементов питания. Находились и настоящие "гонщики", которые вместо батареек подсоединяли трансформатор с плавной регулировкой - "двигатели" машинок автоматически "тюнинговались" до гоночных :)
Кстати, сходство с упомянутой выше NFS было еще и в том, что многие дети, когда им надоело ездить по одной и той же, хорошо изученной трассе, модифицировали ее, лепя из пластилина различные препятствия и ограждения - каждый раз получалась совершенно новая и непредсказуемая дорога. И не менее популярной модификацией игры была установка реверса - подключение тумблера позволяло машинке ездить задним ходом.
Ну а когда приходило умение с легкостью проезжать стандартные препятствия, начинались уроки "высшего пилотажа". Наверняка, многие практиковали "полный разворот с продолжением начатого движения", когда очень резко руль поворачивали вправо, потом - так же резко влево, автомобильчик красиво заносило, иногда он даже разворачивался, а через какое-то время снова продолжал движение. Делали так? :)
А я еще на трассах трамплин делал, хотя результат не всегда впечатлял - машинка или улетала куда-нибудь, или оставалась на этом трамплине. Еще, помнится, я лезвием срезал туннели и таким образом получал больших арки - это позволило рисовать свои трассы и мастерить всевозможные препятствия по всему треку.
Друг мой, помнится, сделал себе машинку с прицепом - гонять на ней было в сто раз интереснее, чем на штатном автомобильчике.
А нам, когда надоело просто так гонять по трассе, придумали модификацию игры - "водитель" рулит машинками, сидя на диване, а со спинки дивана на него нападают "бандиты". Водитель должен скинуть "бандита", не теряя управления. Если машинка врезалась во что-то - выбываешь из игры. Кто бы знал, как это было весело!
Ну и напоследок хотелось бы упомянуть, что замечательная игра "За рулем", как и многие другие советские вещи, была не отечественной разработкой, а самой банальной зарубежной копией игры U Drive it, вышедшей в 1974 году. Дизайн трассы обеих игр был различным, а вот все остальное - очень похожее.
Производитель
Вопреки обыкновению, производитель на коробках игр «За рулём» советского производства не указан (написано просто «Томск»), однако есть адрес по приёму отзывов покупателей: г. Томск, Иркутский тракт, 172. В настоящее время по этому адресу расположен самый обычный жилой дом, однако в шаговой доступности от него есть музей Томского приборного завода и, собственно, сам завод. Зайдя на сайт завода (а он успешно работает до сих пор), можно увидеть его логотип, который в точности совпадает с логотипом на коробке игры «За рулём-5». Исходя из этого, мы делаем окончательный вывод, что именно Томский приборный завод, в рамках конверсионной программы, занимался производством игры «За рулём». Очевидно из-за оборонной специфики завода его адрес был засекречен и на коробке указан не был.
Лайфхаки и скиллы
Истинные ценители «пластмассовых гонок» должны помнить пресловутый белый заборчик. Проём между забором и стенкой был в аккурат по размеру машинки, и проехать в него (особенно на третьей скорости), было наивысшей степенью мастерства! Не менее крутым навыком было умение разворачиваться на 360 градусов на полной скорости!
Собираясь вместе, дети устраивали настоящие соревнования, хвастаясь друг перед другом навыками экстремального вождения! Для пущей реалистичности в ход шла типовая мягкая мебель – правильно расставленные диванные подушки имитировали кабину транспортного средства!
Как и большинство советских игр, «За рулём» часто ломалась, невольно пробуждая в своих юных владельцах дух изобретательства и рационализаторства. Лайфхаки были нехитрыми, но любопытными: потерянную машинку успешно заменял металлический шарик. Вместо утраченного (или отобранного мамой) ключа зажигания мог сойти любой металлический предмет нужного размера.
Те, у кого в комплекте не было дополнительных фигурок и дорожных знаков, мастерили их сами, приклеивая к бумажному полю пластилином. И конечно, задолго до игры GTA, детям нравилось врезаться на полном ходу в солдатиков, букашек или другие препятствия, совсем как в киношных боевиках!
Самый неприятный момент – постоянную зависимостью от батареек (4,5v типа «Планета») помогал преодолеть папа-радиолюбитель, собиравший в коробочке из под сыра «Viola» любительский блок питания, позволявший навсегда сказать батарейкам «adiós»! Впрочем, даже мало-мальски смышлёный школьник, своевременно посещавший лабораторные по физике, мог приладить к игре адаптер от какой-нибудь железной дороги. Правда, адаптеры на 4,5 вольта были редкостью, а от типовых 9/12-вольтовых машинка начинала носиться как бешеная!
Ещё более продвинутый родитель мог «прокачать» пластмассовую «тачку». Например, встроить в приборную панель потенциометр, позволявший плавно регулировать скорость моторчика движка или украсить её лампочками: одну на включение зажигания, другую - на включение передачи. Дополнительный магнитик, установленный обратной стороной за основным, давал интересный эффект: когда машинка врезалась, она подпрыгивала. Тем же несчастным детям, у кого ни папа, ни дедушка не обладали нужными навыками, при малейшей поломке приходилось крутить игровое поле самому, руля одной рукой (или поручать вращение поля младшему братику или сестрёнке).
Читайте также: