Как добрыня никитич познакомился с настасьей
Настасья Микулишна - богатырская жена. И сама богатырша. Или, как принято говорить, поленица . Так называли дев-воительниц в русских былинах.
Но обо всём по порядку.
Про Добрыню Никитича, уверена, все знают. Да и как он выглядел представляют. Живописец Виктор Васнецов очень уж красочно изобразил его на своей знаменитой картине "Богатыри" .
Добрыня Никитич - это тот, кто слева на картине, на белом коне. Со щитом и мечом, с буйной бородой. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований. И, конечно, смел и силён. Много подвигов он совершил во славу князя Владимира, у которого состоял на службе.
При таком образе жизни не было у Добрыни времени жениться. Но однажды помог ему случай жену достойную найти. Об этом и наш рассказ.
Ехал в один день Добрыня Никитич по дороге и увидел следы конские. Да не простые, не от какой-нибудь лошадки зачуханной, а от коня могучего, на коем подобает ездить воинам сильным. Надо бы догнать, решил Добрыня, узнать, что делает тут чужак, не зло ли какое замыслил.
И догнал. А тот едет себе вперед, не оглядывается. Окликнул богатыря Добрыня, имя стал спрашивать. А тот ответил, что скажет его только после того, как осилит его Добрыня в бою.
И, знаете, не осилил. Сильным оказался чужак. И каково же было удивление Добрыни, когда после боя увидел он, что победила его женщина. То и была Настасья Микулишна
Андрей Рябушкин. Настасья Микулична (Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича), 1898 Андрей Рябушкин. Настасья Микулична (Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича), 1898Победив Добрыню, Настасья сунула его себе в карман, а уже после этого задала себе вопрос, кого же она в карман сунула? И тогда она решает, что если богатырь ей понравится, то тогда она выйдет за него замуж, но если не понравится ей богатырь, тогда она отрубит ему голову. Понравился он ей. А, значит, и поженились они.
Настасья Микулишна - дочь легендарного пахаря-богатыря Микулы Селяниновича . Достойная дочь достойного отца.
Могучим богатырем был Микула Селянинович. Ведь недаром был он сыном Матушки Сырой Земли. Рассказывают про случай, что произошел с ним. Однажды повстречался Микула Селянинович с великаном Святогором и просит того поднять упавшую на землю сумку. Святогор не справляется с заданием. А Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой. Вот такая сила была в нем.
Характер
У Настасьи достаточно сложный характер. Она очень строгая, смелая, и немного ревнивая. Всегда готова постоять за своих друзей. При этом добрая. Именно она стала лидером среди жён богатырей. Алёнушка и Любава всегда следуют за ней. У неё есть качества, достойные лидера.
Настасья Филипповна
В самом первом фильме Настасья выглядит очень молодо. На её лице нет обилия косметики. Обычное лицо русской девицы с красными щеками и персиковыми губами. Глаза голубые, как сказал Добрыня: "как васильки". Волосы у неё светло-русые, заплетены в немного растрёпанную косу, которая на конце перевязана розовым бантом. Платье у неё тёмно-синего цвета, есть светло-голубой фартук. Белая рубашка.
У Настасьи в новых сериях образ становится сочнее. Лицо покрыто косметикой: губы клубнично- алые, щёки светло-розовые, есть веснушки. В ушах у неё появились серёжки бирюзового цвета в виде капелек. Платье вместо синего стало бирюзовым, на талии есть красный пояс, сзади такого же цвета бант, фартук стал светло-бирюзовым, на его конце две красные полосы. Коса почти никак не изменилась, стала немножко темнее, поменялся цвет банта - не розовый, а красный.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
История
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Готовя обед Настасья утешает Добрыню, которого князь отправил в отпуск, говоря, что не век же ему за злодеями бегать.
Она высказывает ему, что у него на уме только служба, а о ней он и не заботится. Высказывает мужу, что вынуждена ходить в старой шубе, так как он о ней и не думает.
Когда он извинившись перед ней уходит под предлогом того что его вызвал князь, Настасья сердится. Однако, в походе Добрыня думает о своей жене, его задевает мнение Елисея что они живут не душа в душу. А по возвращении из удачного похода, Добрыня просит у Князя шубу сорок шестого размера.
Три богатыря и Шамаханская царица
Шамаханская царица помещает Настасью Филипповну вместе с другими женами богатырей в темницу, но дед Тихон выводит их оттуда. Вместе с другими женами она завязывает богатырям глаза, чтобы они не попали под чары Шамаханской царицы.
Три богатыря на дальних берегах
Вместе с Алёнушкой и Любавой она замечает странности в поведении богатырей, которые не отражаются в зеркале и не отбрасывают тени и понимают что тех подменили. Когда в городе начинают происходить волнения они, при поддержке Горыныча врываются в княжеские покои и как могут бьют захватчиков власти, Бабу-Ягу и Колывана.
Три богатыря. Ход конём
Коварный дуб выселяет из Киева богатырей, их жён, князя и Юлия и они отправляются к матери Ильи Муромца не на долгое время жить.
Морского Царя ненароком покоряет сердце нового правителя. Морской царь пытается опоить её и жениться на ней.Он ее целует.
Три богатыря и принцесса Египта
Настасья и её подруги, Алёнушка и Любава отправляются вместе с Дедом Морозом спасать своих мужей от козней месяца Дурило в Египетское царство.
Конь Юлий и большие скачки
Настасья и её подруги, Алёнушка и Любава появляются только в двух сценах и играют незначительную роль в мультфильме.
Сюжет
Добрыня и Елисей же, приезжают к Горынычу и тот заявляет, что не причастен к похищению княжны. Однако той же ночью, испытывая вину перед Добрыней, за то что обманул его, Горыныч решает вернуть Забаву и отправляется на поиски Колывана, оставив объяснительную записку, однако Колыван с помощью избушки Бабы-Яги на огромных ножках одолевает Горыныча и прячет его с Забавой в чулане. На следующее утро Елисей находит записку и рассказывает о ней Добрыне. Добрыня сильно разочарованный обманом друга, вместе с Елисеем отправляется на поиски Колывана.
Тем временем князь, узнав про отъезд Добрыни пишет письмо Колывану и тот просит Бабу-Ягу извести богатыря, однако ни одно её заклинание не может сломить крепкий дух Добрыни. Тогда Колыван приказывает хану Бекету, также одному из его должников, разделаться с богатырём. Тот берёт в плен Елисея, однако Добрыня спасает его и узнаёт от хана, что Колыван прячется на Кудыкиной горе.
Тем временем Забава и Горыныч сбегают из избушки, однако Горыныч, не умеющий летать, начинает тонуть в болоте. Но, подоспевший Добрыня с Елисеем, спасает его. Тогда Баба-Яга, вызвав тёмную силу атакует героев. Добрыня, после длительного боя одолевает Ягу. Колыван пытается сбежать, но Добрыня его ловит и предлагает решить, что с ним делать, но пока они совещаются Колыван сбегает. Добрыня, Горыныч, Елисей и Забава возвращаются домой. По пути Горыныч, вновь научившийся летать улетает, а Добрыня, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь очень рад видеть племянницу, однако всё равно против её брака с Елисеем. Однако Добрыня уговаривает князя изменить решение. После чего Елисей и Забава устраивают пышную свадьбу.
В былинах
В былинах она младшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича и таким образом — Настасья Микулишна. Впервые появляется в качестве богатырши (поленницы) в былине «Добрыня и Настасья», а как жена Добрыни Никитича — в былинах «Добрыня и змей»; «Женитьба Добрыни»; «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича».
Любовные похождения Алёши Поповича. "Здорово женился, да не с кем спать!"
В картинах, да кино увековеченные, в былинах да сказаниях воспетые защитники Руси-матушки.
Но какими они были на самом деле? Не в кино, не на картине Васнецова. Кого любили? На ком женились? Неужто в мультике обманули нас?
Ну, во-первых друзьями закадычными в былинах их не описывают. И с семейной жизнью всё не так однозначно.
Ну взять бы хоть к примеру Алёшеньку Поповича .
Первая попытка остепениться
Из былин известно, что жена законная и любимая была у Добрыни Никитича.
Поляница (воительница) Настасья Микулична . Одна из дочерей богатыря Микулы Селяниновича. Вот с ней-то и произошёл некий казус, говорящий об отсутствии настоящей мужской дружбы между богатырями.
илл. к былине "Добрыня Никитич и Алёша Попович". фото из открытого источника илл. к былине "Добрыня Никитич и Алёша Попович". фото из открытого источникаПосле женитьбы пришлось Добрыне на границу ехать. И пробыл он там 12 лет (по некоторым данным все 20), хотя обещал 8. Вот и начал Алёшенька вокруг Настасьюшки крутиться. Отбивалась она долга, пока князь в дело не вмешался и на свадьбе настаивать не стал. Тут и Добрыня вернулся, в скомороха замаскировался, и на пиру его жена только и признала. В общем не вышло у Алексея с женитьбой в этот раз. Стыд да и только. А Добрыня вышвыривает Алешу со словами:
«У бабы волос долог, а ум короток. Здорово женился, да не с кем спать »!
Попытка вторая.
Алёша и сестра Збродовичей.
Эта былина не столь известна, как предыдущая история. Возможно из-за пресловутого 18+. Или потому, что здесь Алёша Попович выглядит весьма неоднозначно.
На пиру у князя Владимира ( как всегда всё за столом начинается ) гости, как всегда хвастают. Братья Збродовичи (в других версиях Петровичи или Бородовичи) рассказывают о прекрасной и добродетельной сестре Олёне:
«Есть у нас сестрица единая, молодая Олена Збродовишна. Ясные очи у нее, — как у сокола, черные брови — как у соболя, личико — словно белый снег. Сидит она в высоком тереме, заперта девятью замками железными. Буйные ветры ее не обвеют, частые дожди не замочат, добрые молодцы не увидят»
Алёша Попович (судя по всему изрядно пьяный, ибо трезвому такое в голову не придёт) высмеивает братьев.
«Напрасно вы, братья, похваляетесь. Не раз видел я Олену Збродовишну, не раз у нее в тереме гащивал»
Ну как-то не по богатырски так девицу срамить, даже если и впрямь захаживал. Не находите?
Отметим сразу, что ученый-фольклорист В.Я. Пропп считает, что Алёша наоборот - герой. Он продуманно пытается спасти девушку, вырвав её из-под опеки чрезмерной братьев-деспотов.
Братья не поверили! Но Алёшенька настаивает:
«Коли на слово мне не верите, так убедитесь сами. Подойдите нынче вечером к сестрину терему, бросьте ей в окошко ком белого снегу и посмотрите, что она будет делать».
Так и сделали. Девушка выглянула в виде срамном, да с речами непристойными:
«Здравствуй, мил-друг Алешенька! Давно уж тебя поджидаю. Без тебя кушанья призачерствели, питьица медовые застоялися»
Отругали братья сестру, а старший в сердцах ей голову чуть не срубил. Но она заплакала, и брат смягчился. Дали ей сроку час: умыться да в церкви помолиться.
А в церковь Алёшенька Попович проник и девушку научил:
«Не плачь, — говорит, — Оленушка. Просись у братьев в чистое поле, чтобы там срубили тебе буйную голову»
Она его наказ исполнила.
А в поле Алёшенька налетел на братьев и увёз Олёну с собой в Киев. Там в церкви они законно повенчались и колечками обменялись.
К.А. Васильев "Алеша Попович и красна девица". фото из открытого источника К.А. Васильев "Алеша Попович и красна девица". фото из открытого источникаВроде бы неплохая история. Но!
Есть и другие версии былины, с некоторыми подробностями.
Версия вторая. Пикантная:
После того, как Алёша заявляет Збродовичам, что живёт с их сестрою ( дословно ) « будто муж с женой », а слова его подтверждаются, девушка начинает защищаться и оправдываться.
При этом появляются интересные подробности!
Олёнушка утверждает, что жена старшего из братьев живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего — с Перемётушкой!
И если Добрыню мы с вами знаем, то кто такой Перемётушка история умалчивает. (Судя по времени повествования, кстати, Добрыня женат. )
Эту же фразу о неверных жёнах братьям Алёша повторяет, увозя Олёну от них в Киев. Всё снова заканчивается в храме у алтаря.
Тут возникает третья версия. Трагичная.
До Киева Алёша с Олёной после обвинений в адрес неверных жён братьев Збродовичей добраться не успевают. Братья не терпят оскорбления и нагоняют беглецов. В схватке Алёша погибает, и Олёна в след за ним.
Какой из вариантов ближе к истине?
Если вспомнить, что многие специалисты считают образ Алёши Поповича собирательным, то любая.
А вот в своде 1448 года есть вставка, сообщающая о гибели на битве при реке Калке 70 «храбров» великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Во главе "храбров" стоял Александр Попович . Именно его зачастую считают основным прообразом былинного Алёши Поповича.
Значит версию былины, где Алёша погибает от рук братьев Збродовичей будем считать несостоятельной! Ведь так хочется верить в победу любви.
Интересные факты
Читайте также: