Как боги называют землю мидгард асгард йотунхейм вальхалла
В скандинавской мифологии вселенная состоит из девяти миров, через которые раскинул свои корни и ветви мировой ясень Иггдрасиль.
Асгард — обитель асов, где главенствует Один. Здесь располагаются чертоги и жилища богов, а на самой высокой горе стоит Вальхалла — дворец павших воинов. В Асгард простирается первый корень мирового древа. Под этим корнем покоится источник судьбы Урд.
Ванахейм — обитель ванов, богов урожая и плодородия. Семья ванов берёт своё начало от Ньёрда — владыки морей.
Альвхейм — дом светлых эльфов, самых прекрасных созданий во вселенной.
Мидгард — земля смертных, где Один и его братья создали первых двух людей, положив начало всему человечеству. Со всех сторон Мидгард окружён мировым океаном, в котором водится чудовищный змей Ёрмунганд. Змей настолько огромен, что опоясывает собой всю землю и кусает собственный хвост.
Ётунхейм — жуткие земли, населённые великанами-ётунами. Сюда тянется второй корень мирового древа, под которым находится источник мудрости Мимира.
Муспельхейм — мир огня, где обитают огненные великаны и их владыка Сурт.
Свартальвхейм — подземелье дворфов и гномов. Здесь живут искуснейшие мастера кузнечного и ювелирного дела.
Хельхейм — царство мёртвых, которым правит Хель — богиня смерти. Сюда попадают только те, кто умер от старости или болезни, а также самоубийцы.
Нифльхейм — тёмный мир льда и холода, куда уходит третий корень мирового древа. Под тем корнем бьёт вечно кипящий ключ — источник Хвергельмир. Внутри него поселился дракон Нидхёгг, который неусыпно обгрызает корень дерева, а тех, кто повинен в самых ужасных преступлениях бросают ему на растерзание.
Миры скандинавской мифологии
Здравствуй, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой северный дневник Freinheim . Я увлекаюсь историей, философией и мифологией средневековой Скандинавии. Наполняю свой дневник записями на интересные мне темы.
Сейчас я расскажу тебе о всех девяти мирах скандинавской мифологии. Мой раздел северная мифология славится интересными историями, поэтому устраивайся поудобнее.
В древние времена, когда не было ни одного живого существа. В непроглядной бездне Гинунгап стояли два первейших мира:
Более подробно о сотворении девяти миров я рассказывал в Легенде об Имире , а сейчас я кратко поведаю тебе самую суть.
Верхние миры
I. Асгард
Не все знают, но скандинавские боги издавна разделились на два лагеря:
- Для удобства у меня есть списки всех богов и существ скандинавской мифологии.
В Асгарде боги живут и занимаются ежедневными делами, проводят собрания и решают важные вопросы, защищаются от нападений великанов и чудищ.
II. Ванахейм
- Ньёрд — старый седовласый владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
- Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета, брат близнец Фрейи.
- Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила асов колдовству, сестра близнец Фрейра.
- Гулльвейг — колдунья, давным-давно поссорившая ванов и асов.
III. Альвхейм
Открытые светлые луга Альфхейма сменяются густыми тёмными лесами из громадных деревьев на которых и селятся эльфы. Нигде не встретишь ты таких необычных растений и животных, как здесь. Всё красиво и изящно в этом мире.
Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию
Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе.
В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм" (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля. И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке. А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу. Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.
1. Асгард (Åsgard)Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.
"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."
Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы — валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).
2. Ванахейм (Vanaheim)"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."
Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны — Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет
Божественная направленность ванов:
- Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
- Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
- Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
- Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.
3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)
В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.
"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь. в следующий момент они могут позволить Вам упасть."
Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы — искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд — повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.
4. Мидгард (Midgard)Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".
"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."
Мидгард был создан Одином и его братьями ( Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозг — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) — первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира — Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество — великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров.
5. Ётунхейм (Jotunheim)"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."
Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма — Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир — дом Менглад и Тримхейм — дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).
Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира — он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.
6.Нифльхейм (Niflheim)"Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."
Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля — земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.
7. Свартальфхейм (Svartalfheim)"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."
Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов — родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)
Тёмные альвы (гномы)
- Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
- Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
- Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
- Бил — сын Видфина.
- Видфин — гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
- Галар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
- Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
- Отр — сын Хрейдмара.
- Регин — сын Хрейдмара.
- Синдри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
- Фафнир — сын Хрейдмара.
- Фьялар — упоминается, как изготовитель «мёда поэзии».
- Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
- Хьюки — сын Видфина.
- Эйтри — брат Синдри и Брока.
8. Хельхейм (Helheim)"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."
"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.
В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).
Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.
Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.
9. Муспельхейм (Muspelheim)"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."
Muspelheim, то есть огненная земля — страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.
Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар), как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) — в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) — Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").
Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но. тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям". Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу — цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.
Нижние миры
Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.
VII. Свартальвхейм
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
VIII. Хельхейм
Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.
Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.
Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.
IX. Нифлхейм
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .
Рагнарёк (Ragnarök) - гибельная судьба богов, т.е. гибель и одиночки, и всего сущего, конец всего смертного и бессмертного - неумолимая судьба. Весьма определённый, эпохально обусловленный, скандинавский подход. Потому любой, выпестованный временем и людьми, викинг умереть не боялся: жизнь - борьба, а смерть - судьба. Иногда мне это кажется странным, не могу понять такой обречённости и такого отношения к смерти скандинавов-язычников. Рагнарек – один из центральных сюжетов скандинавской мифологии (с него всё начинается и к нему ведёт). Эта легенда эсхатологична – она соответствует представлению о грядущем конце мироздания. Ее аналоги есть в любой мифологии. Скандинавский Рагнарек на этом фоне обладает множеством особенностей. Например, в христианской традиции мир должен погибнуть из-за грехопадения. Мифический Рагнарек же гласит, что конец всего предначертан Судьбой.
"И сойдутся на последнем бранном поле белые и чёрные, тёмные и светлые, боги и смертные, злокозненные твари и священные животные, Огонь и холод Льда, Свет и Тьма. Не будет зелёного, синего, красного цветов естества - станет серым от пепла Иггдрасиля весь срединный мир. Падут извечные преграды между всеми мирами и соседи обратятся во врагов, а пролитой крови будет больше, чем воды в реках и озёрах Мидгарда. Никто не останется бессмертным или невредимым. И Небо, и Вода, и Земля утонут в пламени войны. Чтобы возродиться нужно умереть, чтобы родилось новое - нужно безжалостно уничтожить всё старое, а последняя война - перст всеобщей Судьбы и требование нового Мироздания. Нужно сначала создать пустоту, а потом наполнить её новым содержимым - так будет создана новая Вселенная, населённая обновлёнными богами, просветлёнными смертными и все миры её будут благоденствовать. "
Апокалипсис - греческое христианское слово, означающее конец света, катастрофу планетарного масштаба, но упоминание о нём уместно с точки зрения сопоставления причин и последствий Армагеддона и Рагнарёка. В первом случае - людских, во втором - ничейных (судьба?! боги?!). Случись Армагеддон в древней Скандии, он ограничился бы лишь Мидгардом. Рагнарёк же - битва всех против всех, все девять миров сойдутся в смертельной битве. Нет в Рагнарёке вселенской катастрофы, уничтожающей всё сущее, а есть катастрофа под названием "война". Таков скандинавский Апокалипсис и Армагеддон.
В преддверии Рагнарёка
Как любая из войн Рагнарёк имеет свои предпосылки. Предвестием скандинавского Апокалипсиса стала гибель Бальдра – бога Света и Весны. Однажды его начали мучить дурные сны. Отец юного бога – Один обратился к провидице (вёльве) и попросил объяснить смысл дурных знамений. Прорицательница объявила, что Бальдр в скором времени погибнет. Более того, вёльва поведала, что бога убьет его собственный брат Хед. Выбор Бальдра в качестве сакральной жертвы, необходимой для начала Апокалипсиса, не случаен. Этот персонаж – не только бог Весны, но еще и Солнца, а также Жизни как таковой. Его гибель – символ триумфа Смерти и Тьмы. Миф о воскресающем и умирающем боге растительности есть не только в скандинавской, но и в ближневосточной языческой мифологии. Кроме того, точно таким же был греческий Дионис.
Один передал ответ вёльвы остальным богам Асгарда. Мать Бальдра – Фригг взяла клятву со всех вещей и всех живых существ, что они не станут вредить ее сыну. Заступничество подействовало. Бог Весны и Света стал неуязвимым. Родственники начали развлекаться, бросая в него камни, рубя его мечами и т. д. Бальдру действительно все было ни по чем. Да и как можно убить сына бога, который сам бог и бессмертен от рождения? Случившееся далее стало последствием предательства. Бог Локи выведал у Фригг, что она не стала брать клятвы не вредить Бальдру с омелы. Это растение показалось ей слишком безобидным. Локи взял побег и уговорил Хеда метнуть растение в брата. Тот был слепым и не понял обмана. Хед метнул омелой в Бальдра, и жертва рухнула мертвой на землю. Так умерла Весна и Солнце почернело от горя.
Последствия смерти Бальдра
По выражению знаменитой саги «Младшей Эдды», гибель Бальдра стала величайшим несчастьем для богов и людей. Так свершилась трагедия, повлекшая за собой Рагнарёк. «Что это такое?» – таким вопросом задавались жители Асгарда. светлые боги Асы Они не понимали, что послужило причиной казавшейся невозможной смерти Бальдра. Асы погрузились в великую печаль, за которой наступила страшная зима. Жена Бальдра Нанна умерла от горя – у нее разорвалось сердце. Супругов возложили в погребальную ладью и похоронили по скандинавскому обычаю. Брат Бальдра – Хермод – отправился в подземный мир, чтобы попросить его владычицу Хель освободить аса. Хозяйка преисподней согласилась сделать это при условии, что погибшего бога оплачет все живое и мертвое на земле. Бальдра не удалось оживить из-за великанши Текк. Она единственная на всем свете отказалась оплакать бога Весны. Из-за неё Рагнарёк и превратился в неотвратимую реальность. Что это такое? Черствость великанши? Нет, на самом деле под ее обликом скрывался все тот же Локи. Опять Локи!
Бедами полнится корзина бытия
После смерти Бальдра наступил Фимбульветр – трехлетняя страшная зима. Согласно пророчеству, на ее исходе гигантский волк Фенрир разомкнул челюсти и проглотил Солнце. Затем мир всколыхнулся от землетрясений и наводнений. Но страшнее природных катаклизмов оказалось массовое безумие людей и богов. Они отказались от привычных правил содружества и развязали вселенскую войну, войну всех против всех. Родич пойшёл на родича, а друг на друга.
Из-за утраты порядка мироустройства рухнули извечные границы миров и Мидгард наполнится всевозможными хтоническими чудищами. Кроме волка Фенрира, объявился змей Йормунганд. Из Хельхейма приплыл корабль Нагльфар, сооруженный из ногтей мертвецов. Много других бед принёс Рагнарёк. Описание этого апокалипсиса известно благодаря сагам. В них также говорится о том, что Локи (до этого заточенный богами за его предательское убийство Бальдра) освободился из своей темницы. Армия великанов под предводительство Сурта ринулась в Мидгард, а затем и в Асгард. Под этими гигантами провалился Биврёст – радужный мост, который соединяет Асгард с остальными мирами. Ничего уже не смогло бы вернуть мирам первоначальный порядок взаимоотношений и мирного жития. Война охватила всё пространство Вселенной и последняя, решающая битва стала неизбежной.
Рагнарёк - гибель боговДля того чтобы победить, боги призвали отменную дружину эйнхерий (Einherjar) из Вальхаллы. И было тех воинов великое множество: 540 дверей открылись в Вальхалле и тот час по 800 героев Мидгарда вышли из каждой. А в небе уже разместились мириады коннокрылых валькирий. И Скидбладнир, судно Асов, ведомое Фрейром, устремилось на встречу Нагльфару, кораблю мертвецов.
Всё воинство богов устремилось на Бранное поле, где для последней решающей битвы их в нетерпении ждало войско чудовищ и нелюдей. Каждому Асу достался свой противник. Один схватился с волком Фенриром, против Тора ополчился морской змей Йормунганд. Главный противник Асов Локи померился силами со стражем мирового древа Хеймдаллем. Асы потерпели поражение. Фенрир проглотил Одина. Локи и Хеймдалль погибли оба, так и не определив сильнейшего. Сын Одина Видар отомстил за отца и разорвал пасть Фенриру. И вот Видар остался один среди тел богов, людей и чудовищ, он решил, что победил, но. из открывшихся врат Муспельхейма появился огненный великан Сурт и океан огня затопил остатки Вселенной, так от некогда существовавших миров остался лишь серый безликий пепел. Вот он какой, конец света.
Пострагнарёк
Вот так привычный мир, созданный из тела древнего великана Имира, исчез. Остался только корень мирового древа, который и продолжит объединять и пронизывать новую Вселенную. Из его побегов возникнет Новый Мир. После этого к жизни вернутся многие из тех, кого лишил жизни Рагнарёк. Мифология скандинавских и германских язычников в этом сюжете обыгрывает мотив регенерации, цикличности мироздания и возрождения жизни. Из обители мертвых вернутся Хед и Бальдр, сыновья Тора - Магни и Моди, а также сыновья Одина Вали и Видар. В сагах их также называют «младшими богами». Помимо них Рагнарек переживут мужчина и женщина. От них произойдет будущий человеческий род. При этом новая история будет историей не богов, а людей. Не богов, а людей как богов!
Повесть о Рагнарёке сложена в песне «Прорицание вёльвы». По разным оценкам она появилась около X века. В эпоху европейского романтизма это произведение стало пользоваться небывалой популярностью.
Историю о Рагнарёке изложил в своем творчестве знаменитый композитор Нового времени Рихард Вагнер. В его тетралогии «Кольцо Нибелунга» боги охвачены безумной жаждой золота, из-за которой мир погружается в испепеляющее пламя. Оперы композитора оказались настоящей вехой в искусстве. Благодаря Вагнеру выражение «Сумерки богов» стало фразеологизмом и синонимом порочного разгула накануне катастрофы.
Другой средневековый источник сведений о Рагнарёке – «Старшая Эдда». Ее мифологические песни трагичны, но при этом в своем конце они оставляют надежду на лучшее. Легенда о Рагнарёке – это повесть о том, что триумф хаоса недолговечен и кратковременен. На смену смерти приходит новая жизнь, обновленный мир и люди.
Рагнарёк – это еще и метафора о смене времен года. Гибель богов приводит к смерти природы и зиме, а их возвращение к жизни происходит вместе с наступлением очередной весны.
Последний штрих
Хотелось бы немного пояснить причину появления сегодняшней темы. В предыдущей речь шла о девяти скандинавских мифологических мирах, древнем восприятии мироздания для плавного перехода к сегодняшнему посту ( уже известны миры, население, основные мифологические герои, отношения миров). Неверно, никто и не заметил последнюю фразу введения в предыдущую тему:
И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе.
Даже боги не властны над своей Судьбой, которая может запросто лишить их бессмертия. Для этих скандинавов основополагающим моментом была судьба (рок), и для каждого свой Рагнарёк - чтобы вновь родится в Вальхалле, нужно сначала умереть на поле битвы (с мечом в руке). Они так и делали и для этого жили. Судьба и Удача взаимосвязаны, потому-то удачливых и считали божественными посланцами Судьбы (эти древнескандинавские тезисы я постарался воспроизвести в "Солнце над фьордами"). И последнее. Весь сегодняшний разговор сводится к ещё одному, крайне важному, по моему мнению моменту: в предыдущих постах постах и комментариях, я постарался изложить основные причины, которые привели к закономерному концу викингства. Эта будет не последней, но важной. И называется она - христианская религия, основным постулатом которой является утверждение: не Судьба, а Вера - для того чтобы быть принятым богом не нужно умирать с мечом в руках, и христианский бог слышит детей своих в любом конце света, а языческие боги, лишь на земле Скандии. Конец эпохи викингов совпадает с укоренением христианской религии по всей Скандинавии.
А закончить мне бы хотелось вот такими стихами о войне.
Война - дело подлое,
Даже если воюют честные,
Даже если они правы.
Война - дело тёмное,
Даже если воюют светлые,
Даже если не ради славы.
Война - дело грязное,
Даже если руки чистые,
Сзади тянется след кровавый.
Каждый раз обнажая меч.
Помни о тех, кто падёт от него.
На войне не один отвечает за всех.
А, весь Мир - за одного.
Средние миры
IV. Мидгард
V. Ётунхейм
Мир скандинавских великанов Ётунов . Большая холодная страна высоких гор, каменных крепостей и гигантских пещер. Часто Ётунхейм называют Утгардом. Правит здесь огромный и сильный великан Трим.
В скандинавских мифах Тор и Локи часто посещают Утгард в своих приключениях. А здешние великаны постоянно норовят пробраться в Асгард и заполучить его богинь и его сокровища.
VI. Муспельхейм
Читайте также: