Hi res audio что это в смартфоне
Смартфоны с Hi-Res относятся к музыкальным гаджетам, которые будут радовать владельца чистым звучанием. Подобные аппараты оборудованы дискретными (встроенными) аудиопроцессорами и усилителями.
Смартфоны, поддерживающие стандарт Hi-Res Audio, обладают глубоким и чистым звучанием. Суть технологии заключается в объединении форматов WAV, FLAC, ALAC и AIFF. В итоге аудиофайлы воспроизводятся в высоком качестве.
Когда музыка конвертируется в формат MP3, неизбежно происходит потеря качества. Если смартфон оснащен рассматриваемым стандартом Hi-Res Audio, это позволит слушать музыку в форматах высокого качества, например, FLAC. В этом случае музыка звучит более детально и глубоко.
Hi-Res Audio — цифровой звук высокого разрешения. У подобных файлов более высокая частота дискретизации и/или битрейт, чем у остальных. Обычно она достигает 96 кГц или 192 кГц и 24 бит. Для сравнения, у CD-файлов — 16 бит и 44,1 кГц. Единственным недостатком файлов Hi-Res Audio является большой размер — музыка в этом формате может быстро занять все свободное место на смартфоне.
На сегодняшний день не все смартфоны поддерживают данный формат воспроизведения. Например, он воспроизводится на линейках флагманах Samsung Galaxy S8 и Galaxy S9, LG V30 и других флагманах.
Главным преимуществом Hi-Res Audio является превосходное качество звука по сравнению со сжатыми и стандартными аудио форматами, например, со стандартным MP3. Битрейт MP3-файла с самым высоким качеством — 320 кбит/с. Скорость передачи данных 24-битного Hi-Res-аудиофайла (192 кГц) составляет 9216 Кбит/с. Это особый формат музыки, поэтому чтобы воспроизвести музыку в Hi-Res Audio, обычно нужное мощное ПО и аппаратная часть, например, наличие выделенного ЦАПа в смартфоне.
Оказывается, из многих гаджетов на базе процессора от Qualcomm можно «выжать» данный формат аудиофайлов, так как они оснащены встроенным ЦАП, который может работать в режиме 24бита/96КГц. Эти возможности часто ужимаются операционной системой Android до 16 бит. Обойти процесс сжатия качества можно, например, через плеер Poweramp , но многие пользователи отмечают, что улучшение качества звучания практически незаметно.
Аудиозаписи в высоком разрешении – выбор самых преданных поклонников цифровой музыки. Что же это такое, где это взять и что необходимо, чтобы это слушать?
Сохранить и прочитать потом —
Если вы хотя бы немного интересуетесь цифровой музыкой (будь то прослушивание компакт-дисков или стриминг со Spotify на смартфоне), вам наверняка встречался термин «аудио в высоком разрешении», или «Hi-Res-аудио».
В последние годы популярность Hi-Res-аудио медленно, но верно набирает обороты, чему способствует появление новых компонентов, стриминговых сервисов и даже смартфонов с поддержкой этого стандарта. Еще недавно оно представляло собой нишевый сегмент для узкого круга посвященных, сегодня же все стремятся приобщиться к нему.
Если вы хотите получать от прослушивания музыки максимально возможные впечатления – или хотя бы более качествен-ный звук – вам стоит ознакомиться с концепцией Hi-Res-аудио.
Эта перспектива слегка пугает, поскольку затрагивает множество факторов. Что представляет собой Hi-Res-аудио? Что означают все эти форматы и цифры? Где взять высококачествен-ные файлы и на каких устройствах их воспроизводить? Наконец, с чего начать?
Наш путеводитель по миру Hi-Res-аудио поможет вам досконально разобраться в этом вопросе. Дочитав до конца этот материал, вы будете вооружены всеми нужными знаниями и сделаете первый шаг на пути в волшебный мир лучшего звука.
В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта. Digital Entertainment Group, Consumer Electronics Association и Th e Recording Academy, а также крупнейшие компании звукозаписи определяют его следующим образом: «Аудиофайл в формате без потерь, несущий в себе фонограмму звучания во всем том частотном диапазоне, в котором производился ее мастеринг посредством аппаратуры с качеством выше, чем у CD».
Попросту говоря, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разряд-ностью, чем у CD (т. е. 16 бит/44,1 кГц).
Частота дискретизации говорит о том, сколько раз в секунду делается выборка сигнала в процессе его преобразования из аналоговой в цифровую ипостась. Чем выше разрядность, выражаемая в битах, тем точнее оказывается измерение сигнала в точке выборки, так что переход от 16 бит к 24 битам позволяет значительно повысить качество.
У форматов Hi-Res-аудио частота дискретизации обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Кроме того, встречаются файлы с 44,1, 88,2 и 176,4 кГц.
Невелика потеря
Однако у Hi-Res-аудио есть один серьезный недостаток – размеры файлов. Обычно они составляют десятки мегабайт, и несколько песен легко могут занять всю память вашего устройства. Из-за этого же их сложно передавать по Wi-Fi и мобильным сетям.
И это еще не все: у каждого из форматов файлов Hi-Res-аудио есть определенные ограничения совместимости. В качестве примера можно привести FLAC (Free Lossless Audio Codec) и ALAC (Apple Lossless Audio Codec); оба они теоретически обеспечивают передачу музыкальной информации без потерь. Кроме того, есть форматы без сжатия – WAV и AIFF, DSD (формат, используемый в Super Audio CD) и недавно разработанный MQA (Master Quality Authenticated).
Можно спорить об относительных преимуществах каждого формата, но в первую очередь придется учитывать их совместимость с компонентами аудиосистемы и программными решениями.
Главным преимуществом форматов в высоком разрешении над теми, что со сжатием, является более высокое качество звука. Сайты с возможностью скачивания, такие как Amazon и iTunes, и стриминговые сервисы наподобие Spotify предлагают форматы со сжатием с относительно низким битрейтом – например, AAC с 256 кбит/с у Apple Music и Ogg Vorbis с 320 кбит/с у Spotify.
В процессе кодирования со сжатием часть информации теряется; иными словами, ради удобства и снижения размера файла уменьшается разрешение сигнала. Это сказывается на качестве звучания: в этих форматах ваши любимые песни не смогут раскрыться до конца.
Мастер-класс
С этим можно мириться при прослушивании плей-листов со Spotify во время поездки на работу в автобусе, но истинным поклонникам музыки такого качества будет недостаточно. Им на помощь придет аудио в высоком разрешении.
Чтобы понять, почему оно должно звучать лучше, чем MP3, сравним их битрейты. Наивысший возможный битрейт MP3 составляет 320 кбит/с, тогда как у файла в формате 24 бит/192 кГц при трансляции он равен 9216 кбит/с, а у записи с компакт-диска – 1411 кбит/с.
Следовательно, файлы Hi-Res-аудио в форматах 24/96 или 24/192 должны более точно воссоздавать звук, над которым музыканты и инженеры трудились в студии. В некоторых случаях вы можете получить именно эти студийные файлы; они помечены как «Studio Masters».
Раз файл содержит больше информации, то можно передать больше деталей и текстур, что позволяет слушателю максимально приблизиться к изначальному исполнению музыки – в том случае, если его система достаточно прозрачна.
Многие новые компоненты способны воспроизводить Hi-Res-аудио. Выбор будет зависеть от величины системы и размера бюджета, а также от предпочтительного способа прослушивания музыки.
Хватайте телефон
Поклонникам мобильного образа жизни стоит обратить внимание на растущий список совместимых смартфонов, главным образом – флагманских моделей под Android, таких как Samsung Galaxy S8, S8+ и LG V30 (пока это единственная модель с поддержкой MQA). Apple iPhone официально не поддерживают Hi-Res-аудио, хотя есть способы добиться этого.
Кроме того, есть специализированные Hi-Res-плееры – например, различные модели Sony Walkman и удостоенные Award плееры Astell & Kern; по сравнению со смартфонами у них больше памяти и качество звучания намного выше.
Что касается настольных решений, самым логичным вариантом будет компьютер под Windows, Mac или Linux (в конце концов, именно на него вы будете скачивать файлы); только убедитесь, что программы для воспроизведения музыки поддерживают Hi-Res. К примеру, у Apple iTunes такой совместимости нет, так что для своего MacBook вам придется скачать или купить дополнительную программу – например, Pure Music или Amarra.
Не стоит полагаться на ограниченные возможности встроенного ЦАП компьютера или смартфона. Настольный или USB-ЦАП (такой как AudioQuest DragonFly Red или Chord Mojo) обеспечит максимальное качество звучания Hi-Res-файлов с устройств, аудиоконтуры которых не оптимизированы для этой задачи.
Включите приличный цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) в цепь между источником и наушниками, и качество звука сразу же возрастет.
Если же вы мечтаете о полноценной Hi-Fi-системе, вам потребуется сетевой музыкальный плеер с поддержкой Hi-Res-аудио – такой как Cambridge CXN или Arcam rPlay. Они особенно хороши для систем на базе NAS-серверов (Network Attached Storage, или сетевое устройство хранения – в сущности, жесткий диск со встроенным процессором; мы всецело рекомендуем такой подход).
Широкая поддержка
Форматы Hi-Res-аудио сегодня поддерживают и многие другие компоненты – например, гибридные системы «ЦАП-усилитель-сетевой плеер» (Moon Neo Ace) или активные АС со всей встроенной электроникой (KEF LS50 wireless), некоторые мультирумные системы (Bluesound) и AV-ресиверы (Sony STR DN1080).
Как всегда, мы рекомендуем выбрать качественные наушники или колонки, которые позволят в полной мере оценить достоинства формата.
Теперь вы в полной мере вооружены теоретическими знаниями, и логично задаться вопросом: где же взять все эти чудесные композиции в Hi-Res-форматах?
На сегодняшний день уже немало сайтов предлагают приобрести отдельные треки и целые альбомы в различных форматах аудио высокого разрешения. Они есть в Великобритании, США и ЕС; в некоторых случаях существуют региональные ограничения на покупку.
Такие крупнейшие лейблы, как Sony, Warner и Universal, открыли этим сервисам доступ к своим огромным архивам записей, а поклонникам качественной музыки – в аудиофильский рай.
При покупке на любом сайте вначале проверьте формат и параметры дискретизации файлов. В конечном итоге вы найдете свой любимый сайт, но даже в этом случае время от времени уточняйте информацию о требуемых альбомах или песнях – в других местах цены могут оказаться ниже.
Шесть лучших сайтов для скачивания Hi-Res-аудио
Масштабный каталог Hi-Res-музыки любых жанров и удобный сайт с простыми возможностями покупки делают 7Digital сервисом по умолчанию.
У него удобный поиск и продуманная навигация по сайту. Записи в высоком разрешении легко заметить благодаря значку «24-bit FLAC»; есть также отдельный раздел Hi-Res-аудио. К сожалению, предлагаются файлы только в формате FLAC. Зато цены вполне доступны, а покупать можно как отдельные треки, так и альбомы.
Французский сайт Qobuz получает высшую оценку за выбор музыки и удобство навигации. И сайт, и приложение отличаются продуманностью и позволяют искать музыку по жанрам или новинкам, а затем по частоте дискретизации. Каталог пополняется каждый день, но все-таки лучше всего в нем представлена французская музыка.
Все преимущества каталога 7digital в наличии, при этом сайт ориентирован строго на Hi-Fi-форматы: никаких MP3, только CD-качество и выше. Файлы доступны во FLAC с параметрами от 24 бит/44,1 кГц до 24/192 и помечены значком «Hi-Res» на миниатюрной подложке.
Благодаря строгому интерфейсу собственной разработки Technics заметно отличается от 7digital. Однако цены сравнимы, что делает Technics Tracks одним из лучших мест для покупки Hi-Res.
Как и Technics Tracks, магазин Hi-Res-аудио Onkyo Music образовался в результате партнерского соглашения с платформой 7digital, так что ассортимент и цены в нем такие же, как и в двух других.
Интерфейс и функции поиска у Onkyo несколько менее удобные, и для нахождения нужных альбомов придется постараться. С другой стороны, у него есть целый отдельный раздел для файлов в формате MQA; четкие логотипы Hi-Res и MQA позволят не ошибиться в выборе.
HDTracks – один из самых уважаемых магазинов для скачивания Hi-Res-аудио, но ему стоило бы переделать дизайн и каталог. Он ориентирован на взрослую аудиторию (джаз, классика и старый рок) и располагает соответствующим интерфейсом. Отдельные песни купить нельзя, а альбомы стоят довольно дорого.
С другой стороны, в этом магазине можно выбрать требуемый формат (FLAC, ALAC, WAV или AIFF) и частоту дискретизации. Есть и треки в DSD – рай для меломанов.
Если вы любите классическую музыку, то это вариант для вас. Primephonic гордится своей узкой специализацией. Огромный каталог сервиса включает десятки тысяч композиций в записях с качеством от CD до FLAC с 24/192 и DSD. Некоторые даже доступны в многоканальном формате. Можно покупать альбомы целиком либо отдельные симфонии.
С продуманным сайтом очень приятно работать, функция поиска позволяет быстро найти произведение любой эпохи.
Откуда транслировать музыку в Hi-Res-форматах?
Tidal и Qobuz уже предлагают стриминг в Hi-Res-аудио, а также в стандартном CD-качестве; Spotify и Apple Music пока этим похвастаться не могут.
Партнерство Tidal и MQA еще на шаг приближает нас к широкому распространению Hi-Res-стриминга. Вначале нужно подписаться на раздел Tidal HiFi для доступа к трансляциям в CD-качестве и скачать приложение для компьютера. Стриминг MQA-файлов возможен только через это приложение; мобильные устройства и веб-плеер ограничены качеством CD.
Tidal обещает 30 000 файлов в формате MQA, около 400 из них снабжены пометкой. MQA-файлы имеют дискретизацию до 24 бит/96 кГц (файлы с 192 кГц будут пересчитаны декодером MQA до 96 кГц). При правильном подборе системы транслируемые композиции звучат фантастически здорово, обещая в будущем еще более сильные впечатления.
Qobuz считает свой гибридный ресурс со скачиванием и стримингом «лучшим музыкальным сервисом по подписке в мире». Максимальный пакет включает стриминг Hi-Res-файлов до 24 бит/192 кГц (а также в MQA и CD-качестве) на компьютеры и мобильные приложения.
Все смартфоны умеют воспроизводить аудио. Для прослушивания музыки в mp3 подойдет любая модель, но не каждый смартфон умеет качественно работать с аудио высокого разрешения. Да еще и мода на замену аудиоджека портом USB-C путает карты любителям аудиофильских проводных наушников. А если взять беспроводные, возникает неразбериха с кодеками Bluetooth. Эта статья прольет свет на то, какие смартфоны лучше всего дружат с разными наушниками и подходят для прослушивания музыки в HD-форматах.
Раньше все было проще — выделенный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, декодирует сигнал из нулей и единиц в аналоговое аудио) в смартфоне однозначно говорил о его аудиофильской направленности. Однако сегодня выделенные ЦАП убивают интерес к беспроводному подключению, при котором декодирование сигнала выполняется аудиочипом в наушниках в обход начинки смартфона. В этом случае важнее становятся применяемые кодеки. К тому же, компания Qualcomm разработала платформу Aqstic, включающую в себя интегрированные в процессоры смартфонов ЦАП, усилители и набор кодеков. По качеству это решение не уступает выделенным ЦАП, но не каждый производитель научился с ним работать, поэтому результаты получаются разные. Тем не менее, смартфоны для музыки в 2020 году можно условно разделить на две группы: с выделенным ЦАП и без оного.
С выделенным ЦАП
Samsung Galaxy S20
Несмотря на отсутствие джека 3,5 мм, в Samsung S20 есть выделенный 32-разрядный ЦАП и поддержка ультра хай-энд форматов DSD 64/128. Вдобавок в комплекте со смартфоном идут добротные внутриканальные наушники AKG, подключающиеся по USB Type-C. Дополняют картину громкие встроенные стереодинамики, позволяющие самому смартфону звучать как беспроводная колонка.
Пользователи отмечают, что в устройстве неожиданно много низких частот, что позволяет музыке и фильмам звучать более натурально. Программная начинка не уступает: функция Dolby Atmos позволяет добиться ощущения многоканального аудио за счет эффектов психоакустики. Есть несколько настраиваемых пресетов, которые лучше всего проявляют себя именно с фильмами. Из минусов, кроме вышеупомянутого джека (вопрос решается переходником), назовем отсутствие поддержки кодеков AptX HD: есть только обычный AptX.
HONOR 10
Смартфон от Huawei оснащается выделенным 32-битным аудиочипом AK4376A. В комплекте идут довольно скромные наушники, но наличие старого доброго 3,5 мм аудиоджека позволяет подключить любые. Владельцы смартфона отмечают детальное и динамичное звучание, которое можно корректировать с помощью встроенного софта. Технология Huawei Histen позволяет поиграть с объемным звучанием, а также дает доступ к 10-полосному эквалайзеру с кучей пресетов, в том числе оптимизированных под конкретные модели наушников.
Само устройство оснащается монодинамиком, но даже на предельной громкости он звучит громко, чисто и без искажений. Пользователи жалуются на низкую мощность встроенного усилителя и не рекомендуют подключать высокоомные наушники напрямую к смартфону. С другой стороны, наличие кодеков AptX, AptX HD и LHDC открывает доступ к беспроводным наушникам и усилителям для высокоомных моделей.
LG V60 ThinQ
Смартфоны LG уходят с российского рынка, но не рассказать о них нельзя: они напрямую позиционируются как смартфоны для аудиофилов. Помимо выделенного 32-битного ЦАП в устройство засунули сразу 4 микрофона для записи аудио, позволяющие добиться реалистичной звуковой картины при съемке на камеру. Даже в непростых условиях получается чистый звук. В том числе за счет функции «голосового боке», позволяющей сфокусировать микрофоны на голосе пользователя и убрать лишние шумы. Кроме того, есть поддержка технологии LG 3D Sound Engine, автоматически улучшающая звучание в зависимости от вида воспроизводимого контента (также она имеется в телевизорах и саундбарах LG, например, в SNH5).
Особняком стоит фича Quad-DAC: в смартфоне стоит чип ES9218 SABRE с четырьмя 32-битными ЦАП, работающими параллельно. То есть аудиосигнал обрабатывается одновременно четыре раза, после чего результаты обработки сравниваются и перепроверяются. Это нужно, чтобы избежать малейших ошибок при декодировании.
Богатая программная начинка, кроме эквалайзера и функции объемного звучания DTS:X 3D Surround, имеет параметр «Цифровой фильтр», открывающий доступ к настройке объема помещения — это похоже на эквалайзер для звуковой сцены.
Все волшебство в полной мере раскрывается с наушниками формата 7.1. Разумеется, смартфон поддерживает AptX и AptX Hd, а также имеет 3,5 мм джек для наушников.
Vivo X50 Pro
Этот смартфон, в первую очередь, знаменит хитрой системой стабилизации камер и хорошей картинкой при съемке фото и видео, за что его можно назвать камерофоном. Но и с музыкальной составляющей здесь все в порядке — есть выделенный ЦАП AK4337A, отвечающий за детальность и качество звучания. Правда, отсутствует 3,5 мм джек, так что наушники придется подключать по USB Type-C. Что касается беспроводного аудио, то и тут смартфон может похвастаться поддержкой всех современных кодеков, включая AAC, AptX/AptX HD и LDAC.
Без выделенного ЦАП
Sony Xperia 1
Мультимедийный флагман от Sony не оснащен привычным аудиоджеком (его вернули во второй версии), зато есть USB-C с поддержкой функций Direct Audio и USB Host Mode. Это расширяет выбор совместимых наушников: подойдут как обычные, так и со встроенным ЦАП.
И все же коньком этого смартфона является беспроводное подключение. Изобретенные Sony кодеки LDAC в 2 раза превосходят AptX HD по максимальному битрейту при кодировании аудио (до 990 кб/сек). Поэтому наилучшим образом устройство раскрывают беспроводные наушники Sony с поддержкой LDAC — девайс распознает их и переключится в режим Sound quality preferred для проигрывания аудио с наилучшим качеством. При этом звук встроенных стереодинамиков достаточно громкий и разборчивый, чтобы смотреть видео на 4K-дисплее без подключения внешней колонки.
Xiaomi Mi 10
На коробке смартфона есть наклейка Hi-Res Audio, однако выделенного аудиочипа тут нет. Но это не мешает смартфону показывать исключительные результаты в тестах на качество воспроизведения аудио. Все благодаря Qualcomm Aqstic с усилителем от Cirrus Logic. Встроенные стереодинамики часто выделяют как одни из лучших среди мультимедийных смартфонов благодаря громкому звуку без каких-либо артефактов и искажений.
К сожалению, нет 3,5 мм аудиоджека, но смартфон может отдавать звук по USB-c как в формате Direct Audio (нужный переходник есть в комплекте), так и в нулях и единицах. Есть поддержка всех актуальных кодеков, включая LDAC, LHDC, AptX HD и AptX-Adaptive (автоматически оптимизирует звук в зависимости от сценария использования).
Huawei Mate 20
Вышедший два года назад Huawei Mate предлагает топовую начинку с поддержкой Bluetooth 5.0 и всех возможных кодеков, включая AptX HD, LDAC и HWA Audio. Последний разработан Huawei и конкурирует с LDAC от Sony, предлагая сравнимый битрейт в районе 900 кбит/с. Девайс может похвастаться кастомным DSP и аудиокодеками Hi6403. Этот набор позволил добиться впечатляющего динамического диапазона (в районе 117 dB) и крайне низкого количества искажений.
Пользователи отмечают, что даже встроенные стереодинамики обладают отменным звуком — громким и чистым, без артефактов и искажений. Все благодаря технологии Super-Bass Stereo Speaker System, которая вдвое увеличивает амплитуду динамиков по сравнению с обычной конструкцией. Система Dolby Atmos позволит поэкспериментировать с объемным звучанием при просмотре фильмов. Пользователю доступно множество предустановленных профилей, хоть и нет тонкой настройки.
Samsung Galaxy S10
Самый доступный из всех Galaxy, S10 обладает отличным звуком и является еще одним примером удачной реализации Qualcomm Aqstic. Устройство может похвастаться большим многообразием аудионастроек, включая функцию объемного звучания Dolby Atmos и UHQ Upscaler, который искусственным образом увеличивает битрейт звука. Встроенные стереодинамики порадуют громким и детальным звучанием без артефактов даже на высоких уровнях. Единственный недостаток — отсутствие поддержки AptX HD, зато смартфон имеет 3,5 мм аудиопорт и комплектуется неплохими наушниками от AKG.
Oppo Reno 2
Прошлогодняя топовая модель от Oppo порадует большими возможностями и хорошим звуком. Смартфон умеет подключаться по Bluetooth 5.0. Он поддерживает все кодеки, включая AptX/AptX HD, LDAC и HWA. Функция Dolby Atmos позволяет менять аудопрофили под разные ситуации и получить больше от мультиканальных наушников, хотя и обычное аудио становится более объемным, и даже встроенный монофонический динамик как будто звучит лучше. Впрочем, смартфон и так звучит достаточно громко и ясно. Любопытна возможность записи аудио в режиме 360 градусов — устройство пишет окружающую обстановку на все доступные микрофоны, а затем пользователь может программно усилить звук от того или иного объекта. Стандартным аудиоджеком производитель жертвовать не стал, оставив его на своем месте.
Apple iPhone 11
Несмотря на то, что именно Apple задала тренд на отказ от 3,5 мм джека и выпускает айфоны без ЦАП, iPhone все же часто используют для прослушивания музыки и прочего мультимедиа. Для этого лучше всего подходят беспроводные наушники, которые оснащены собственным ЦАП. А кодек AAC, несмотря на более скромный битрейт (около 250 кбит/с), оптимизирован так, что по качеству неотличим от AptX HD, к тому же он обеспечивает очень высокую стабильность подключения.
В обзорах также отмечают отличный звук встроенных стереодинамиков и наличие Dolby Atmos для фильмов и игр. Аудиофилы же дополняют Айфоны внешними ЦАП c усилителем для наушников (типа FiiO Q1 II). Получается приличного размера бутерброд, зато он воспроизводит аудио в самом высоком разрешении и позволяет прокормить любимые высокоомные лопухи.
Последние несколько лет тема качественного звука «на ходу» актуальна как никогда. Цифровые плееры возвращаются на рынок, технологии DAC, ранее доступные только для дорогих аудиофильских систем, теперь помещаются в карман, а стриминговые сервисы начинают вещание в Hi-Res-качестве. Самое время разобраться, нужны ли вам наушники по цене автомобиля и что на самом деле влияет на качество звука.
История
Первым по-настоящему мобильным плеером стал Sony Walkman в 1979 году. Тогда он произвел революцию в музыке. Сам факт того, что музыка могла играть из кармана, казался фантастикой. Кассетные записи имели достаточно много шумов, пленку могло зажевать, и, чтобы сэкономить заряд, ее можно было забавно перематывать с помощью карандаша. Тем не менее Walkman стал прорывным продуктом, который оставался чрезвычайно успешным в коммерческом плане на протяжении аж 20 лет!
Буквально через несколько лет, в 1983-м, появился Sony Discman, который проигрывал CD — суперсовременный на то время формат, до сих пор не утративший своей актуальности. Звук был намного лучше кассетного, но при каждом сотрясении музыка замирала, так как головка лазерного считывателя не могла удержаться на оптической дорожке. Однако главной проблемой портативных CD-плееров были размеры: эти проигрыватели оказались намного больше кассетных. Следующий формат Sony, который должен был решить проблему размеров, — MiniDisc — c треском провалился.
Первые MP3-плееры появились в конце 90-х годов. Они проигрывали сильно сжатые MP3-файлы, которые с трудом помещались во встроенной памяти на 32 МБ. Настоящую революцию в портативной цифровой музыке совершил Apple iPod, представленный Стивом Джобсом как «1000 песен в вашем кармане». Позже появился и первый по-настоящему популярный магазин, где можно было покупать и скачивать музыку, — iTunes Store.
Следующим этапом развития портативной музыки стали смартфоны и стриминговые сервисы в конце нулевых. А это уже «Более 30 000 000 песен в вашем кармане». Никаких больше покупок сжатой музыки по цене компакт-диска — за небольшую абонплату вы получаете почти всю музыку на планете.
Сейчас
Трендом текущего десятилетия стало качество звука. Люди устали от низкого качества музыки. Продажи виниловых пластинок (!) бьют все рекорды. В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 млн дисков, что на 53% больше, чем в 2015-м, в то время как покупки цифровой музыки упали на 30%.
Из профессиональной звукозаписывающей среды пришли Hi-Res-форматы звукa, которые начали появляться в стриминговых сервисах. Смартфоны научились работать с внешними DAC, которые способны выдавать Hi-End-звук прямо из вашего кармана. В портативные наушники пришли технологии от внутриканальных мониторов, которые используют музыканты во время живых концертов. И наконец, вернулись плееры, но уже не из дешевой пластмассы, а из металла, стекла и с высококачественными аудиопроцессорами внутри. Неплохое время, чтобы быть фанатом музыки!
Портативная Hi-Fi-система
Чтобы получить хороший звук, недостаточно просто воткнуть в смартфон наушники подороже. Конечно, звучание станет лучше по сравнению с теми «затычками», которые идут в комплекте с телефоном, но для по-настоящему хорошего звука понадобится ревизия всей цепочки — от студии звукозаписи до вашего уха.
Файл — это та музыка, которую мы скачиваем или стримим из музыкального сервиса. В первой части этой статьи мы остановимся на музыкальных форматах, рассмотрим преимущества Hi-Res и определимся со стриминговыми сервисами.
Обычный смартфон, выполняя роль музыкального плеера, часто выступает транспортом, DAC (ЦАП, цифро-аналоговый преобразователь) и усилителем. Основная цель производителя телефона — уменьшить его стоимость и энергопотребление, поэтому для аудиотракта выбираются простые дешевые компоненты, которых вполне хватает для копеечных наушников, идущих в комплекте, но они и близко не позволяют раскрыть потенциал хороших наушников.
Хорошая новость в том, что сейчас смартфоны могут выступать только в роли транспорта и позволяют подключать внешние портативные DAC с усилителями — они дают качество звука, ранее доступное только для дорогих стационарных систем. Компактные внутриканальные наушники, в свою очередь, научились воспроизводить звук на уровне продвинутых акустических систем, занимающих половину комнаты, всего за малую часть их цены.
Форматы музыки
Самый популярный цифровой формат записи звука сегодня — это PCM (Pulse Code Modulation). В этом формате музыка записывается и микшируется, производится ее мастеринг. На обычном компакт-диске записан поток PCM 16 бит и 44,1 кГц — эта спецификация называется Red Book. Звук представляет собой колебания воздуха, которые улавливает микрофон десятки и даже сотни тысяч раз в секунду, а записывающее устройство фиксирует уровень громкости для каждого этого момента. 16/44,1 означает, что для уровня громкости используется 16-битное значение (число уровней квантования) и фиксируется оно 44 100 раз в секунду (частота дискретизации).
Значения 16/44,1 были выбраны для CD не случайно. Считается, что человек может воспринимать звуковые частоты от 20 Гц до 20 кГц. Согласно теореме Найквиста, частота дискретизации должна быть вдвое больше максимальной записываемой частоты. Поэтому 44,1 кГц позволяют записывать весь слышимый диапазон звука с небольшим запасом, от 0 до 22 кГц. Динамический диапазон, или разница между самым тихим и самым громким звуком, в случае 16-битной записи составляет около 96 дБ. Этого более чем достаточно для любого типа музыки, особенно учитывая тот факт, что современные записи, как правило, имеют сильную компрессию динамического диапазона и фактически используют лишь малую его часть, чтобы из радио песни звучали «погромче».
PCM-поток может быть упакован в файл в lossless-форматах — таких как WAV, AIFF, m4a (ALAC), FLAC. Внутри всех этих файлов содержится все тот же PCM, только в разной «упаковке». Никакой принципиальной разницы между ними нет, за исключением того, что ALAC и FLAC используют сжатие без потери качества (аналогичное тому, если бы, к примеру, WAV-файл был сжат архиватором Zip). Стереозвук PCM 16/44,1 имеет битрейт 1411 кбит/с, и минута занимает около 10,5 МБ. Самый популярный формат — FLAC — позволяет уменьшить размер несжатого PCM-файла на 40—50% без потери качества.
Когда на смену CD пришли первые flash-плееры, iPod, а затем и мобильные телефоны со стримингом, возникли форматы, использующие сжатие звука с потерями в качестве. Наибольшую популярность получил MP3, затем появились более эффективные AAC, WMA и OGG Vorbis. Формат звука на выходе, как правило, те же 16/44,1 (как в CD), а битрейт сжатой музыки колеблется в диапазоне 96—320 кбит/с, что в 5—15 раз меньше несжатого PCM. Это существенно упрощает загрузку и хранение музыки.
Разумеется, такое сжатие не проходит даром, и качество звука деградирует. Особенно сильно разница между сжатым и несжатым звуком будет заметна на низких битрейтах 96—128 кбит/с. В аудиофильском понимании это просто мусор. Пропадает детализация, теряются высокие частоты, звук становится плоским. Во многих стриминговых сервисах, плей-листах в соцсети «ВКонтакте» это стандартный уровень качества. Помимо битрейта имеет значение также кодек, с помощью которого создавались сжатые файлы, и его настройки.
С максимальным битрейтом для сжатых файлов — 320 кбит/с — ситуация намного лучше. На низкокачественном оборудовании часто бывает сложно почувствовать разницу с CD, но хороший DAC и наушники быстро расставляют все на свои места. Этот тест позволяет самостоятельно попробовать определить, где 128, 320 и lossless-версия песни. Для DAC Chord Mojo, хороших наушников и моего не особо аудиофильского слуха результат получился отличным — уверенные 6 из 6.
- CD-качества (PCM 16/44,1) теоретически достаточно, чтобы воспроизводить весь слышимый человеком диапазон звуков.
- Сжатые форматы с низким битрейтом никуда не годятся.
- Сжатые форматы с высоким битрейтом актуальны для недорогой техники или для беглого ознакомления с новой музыкой.
- Чтобы получить качество, нужно использовать lossless.
Hi-Res Audio
Термин Hi-Res (High Resolution) Audio относится к музыкальным форматам и устройствам, которые могут воспроизводить музыку с качеством «лучше, чем CD» — то есть PCM-поток с битностью более 16 и частотой дискретизации более 44,1 кГц. Впервые Hi-Res появился на дисках SACD (Super Audio CD) и DVD-Audio. Ни один из этих форматов не смог закрепиться на рынке, так как к моменту возникновения этих стандартов музыка начала уходить c физических носителей в интернет.
Но, пожалуй, самой большой проблемой Hi-Res является сомнительное преимущество по сравнению с CD-качеством. Давайте рассмотрим все по порядку.
Возьмем, к примеру, запись 24/88,2. Как вы помните, битность отвечает за динамический диапазон, или попросту за разницу в громкости. В случае 16 бит мы имеем 96 дБ, для 24 бит — 144 дБ. Что это дает? Ровным счетом ничего! Для некоторых типов музыки рабочий динамический диапазон не превышает 12 дБ, в самых сложных случаях (например, при записи произведений симфонического оркестра) можно встретить диапазон около 60 дБ. Кроме того, 144 дБ — это далеко за пределами возможностей систем воспроизведения и человеческого слуха.
Преимущества более высокой частоты дискретизации, например 88,2 или 176,4, не менее туманны. Единственное, на что влияет большая частота дискретизации, это верхняя граница частотного диапазона. 44,1 — это 22 кГц, 88,2 — 44 кГц, 176,4 — 88 кГц. Считается, что предел слуха — это 20 кГц, но, как правило, такие частоты могут слышать только дети, и с возрастом этот порог становится все меньше и меньше. Кроме того что эти частоты невозможно услышать, существует очень мало наушников, которые способны их воспроизвести. Несмотря на то что в спецификациях можно встретить достаточно высокие значения верхнего порога частот, без графика АЧХ они не имеют никакого смысла, так как уровень звука при пороговых значениях может быть крайне мал.
На торрент-трекерах можно встретить удивительную вещь — запись виниловых дисков в формате DSD. Сложно придумать нечто более странное. Преимущество записей на виниле заключается в их аналоговой природе и отсутствии DAC-преобразования. Меньше преобразований — меньше ошибок, в результате звук кажется более натуральным, тембр инструментов не искажается, да и вообще все звучит «музыкальнее». Но у винила есть ряд своих недостатков, таких как статические щелчки и пыль на пластинке, искривление от неправильного хранения, деградация записи и звукоснимателя со временем и так далее. Оцифровка пластинки удивительным образом объединяет недостатки аналоговой и цифровой записи: с одной стороны, у нас есть статика, щелчки и не такая хорошая детализация, а с другой — ADC-DAC-преобразование, которое добавляет цифровые недостатки из-за несовершенства DAC, особенно бюджетных. Бинго!
MQA (Master Quality Authenticated) — это очень интересное изобретение британской компании Meridian, которое позволяет сделать Hi-Res-файлы более компактными и в целом улучшить качество ADC- и DAC-преобразований. Кроме того, MQA-файлы имеют «цифровую подпись», которая подтверждает, что качество звука не пострадало по пути из студии к проигрывателю. Слава богу, никаких систем DRM не предусмотрено и файлы можно спокойно копировать куда угодно. MQA представляет собой РСM-поток «CD-качества» 16/44,1, который может быть упакован в любой lossless-формат, такой как FLAC, ALAC или стриминг. Хитрость состоит в том, что Hi-Res-часть, то есть частоты выше 20 кГц, упаковываются под уровень шума основной записи. Это как раз те самые децибелы динамического диапазона, которые не используются и содержат в себе шум.
Во время воспроизведения приложение-проигрыватель или внешний DAC разворачивает файл, и в итоге на выходе получается Hi-Res. Если внешний DAC поддерживает MQA, то ему можно отдать нераспакованный поток, а он самостоятельно сделает из него исходный Hi-Res, заодно исправив некоторые неточности DAC-преобразования. Если поддержки нет, то за распаковку будет отвечать приложение, которое отдаст внешнему DAC уже распакованный Hi-Res-поток.
Проигрыватели без поддержки MQA воспроизведут его как обычный файл, нераспакованная аудиоинформация проиграется вместе с естественным уровнем шума записи. Компания утверждает, что за счет оптимизации ADC качество файла будет даже выше обычного, что звучит не особо правдоподобно. Впрочем, существенного ухудшения качества быть не должно, так как основная аудиоинформация никак не затрагивается.
Есть ли смысл переходить на Hi-Res-музыку?
Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Аудиофилы сломали не один десяток клавиатур на профильных форумах. Кто-то однозначно слышит в Hi-Res дополнительную глубину, детализацию, особенно после прогрева своих дорогостоящих серебряных кабелей, уложенных на специальных подставочках (из особой породы дерева) в правильном направлении. Когда дело доходит до слепых тестов — разница колеблется в рамках статистической погрешности. Есть различные теории о том, что ультразвуковые частоты могут каким-то образом влиять на восприятие слышимого диапазона или как-то по-другому восприниматься человеком. Суровые инженеры, в свою очередь, говорят, что при работе усилителя интермодуляционные искажения сигналов из диапазона более 20 кГц могут проникать в слышимый диапазон, ухудшая качество аудиофайла. Ну и очевидный минус — размер альбома в районе 2 ГБ и более «отъедает» приличное количество места на диске, если не используется технология MQA.
Большая часть всех представленных High-Res-релизов имеют мастер-записи в стандартном качестве или даже аналоговые записи на пленке, которые существенно хуже CD по техническим параметрам. Чаще всего это просто копии CD, которым увеличили разрешение. Если у вас есть старая пленочная фотография, то ей не особо поможет увеличение разрешения файла, в который она отсканирована. То же касается увеличенного разрешения уже готовой цифровой фотографии. Но почему тогда некоторые Hi-Res-релизы звучат так хорошо, особенно MQA? Все дело в мастеринге. Если проводить аналогию с фото, то это «ретушь» записи. Инженер, взяв мастер-запись, может убрать шумы, оставить больший динамический диапазон, применить различные фильтры, чтобы улучшить качество. Даже старые записи 50-х — 60-х годов прошлого века начинают звучать местами просто великолепно. Если сравнить такую запись с более старым релизом на CD, то разница будет очевидна, но эта разница в мастеринге, а не формате записи. Поэтому качественный мастеринг намного важнее Hi-Res. В последние годы имя инженера мастеринга можно даже встретить в описании к альбому, так как во времена улучшающегося качества систем воспроизведения музыки его работа становится особенно важна.
Среди записей, которые изначально созданы с учетом Hi-Res, в основном встречаются различные классические концерты и композиции не особо популярных исполнителей. Впрочем, с появлением MQA, который делает Hi-Res доступным для стриминга, ситуация начинает меняться. Из крупных лейблов о поддержке заявили Warner Music Group и Universal Music Group, а Tidal начал стриминг ограниченного числа альбомов в MQA-формате. И нужно отметить, качество звука просто потрясающее.
- Преимущество Hi-Res перед «CD-качеством» сомнительно.
- DSD ничем не лучше и не хуже PCM.
- Оцифровки с винила в Hi-Res не имеют смысла.
- Большая часть Hi-Res-релизов — это копия с CD.
- Мастеринг имеет намного большее значение, чем Hi-Res.
- MQA — это хорошо.
Стриминговые сервисы
Сегодня каждый уважающий себя IT-гигант имеет свой стриминговый сервис: Apple Music, Google Play Music, Amazon Prime Musiс и даже «Яндекс.Музыка». Все эти сервисы предлагают приблизительно один и тот же каталог со сжатой музыкой. Останавливаться на них подробно нет никакого смысла, так как по большей части они одинаково функциональны и одинаково унылы.
Пожалуй, только два сервиса сейчас заслуживают пристального внимания — Spotify и Tidal. Сразу отметим, что официально они пока не доступны в Беларуси, но путем нехитрых манипуляций со страной там все же можно зарегистрироваться и потом совершенно спокойно слушать музыку без каких-либо региональных ограничений. В случае со Spotify есть нюансы с оплатой, но Tidal без проблем принимает местные карточки.
Spotify родом из Швеции, и на сегодня это самый крупный и продвинутый музыкальный сервис. У него самая большая музыкальная база, где можно найти даже Макса Коржа и группу «Ляпис Трубецкой». Функция Spotify Connect позволяет с легкостью проигрывать музыку на совместимых устройствах вроде Wi-Fi-колонок, когда колонка сама «тянет» музыку из сети, а телефон используется как пульт управления. Но самое главное преимущество перед конкурентами — это рекомендации, динамические плей-листы и возможность слушать плей-листы друзей. Рекомендации работают настолько хорошо, что со временем начинаешь слушать все больше новых треков. Фактически это новый способ потребления музыки, за которым будущее. Но у Spotify есть одна проблема — качество. На сегодня это OGG Vorbis 320 кбит/с. Для Wi-Fi-колонки, которая стоит на кухне, этого вполне достаточно, но для качественной техники — уже нет.
Hi-Res Audio постепенно набирается популярность. Этому способствует распространение акустических систем, производительных «начинок» смартфонов и улучшенных ЦАПов. Далее о том, что такое Hi-Res (Хай-Резолюшн), и есть ли смысл брать устройство с его поддержкой.
Что такое Hi-Res audio простыми словами
В отличие от видео и фото, для аудио высокого разрешения не придумали конкретного стандарта. Принято считать, Хайрез – это аудиофайл с частотой дискретизации (sample rate) и разрядностью больше, чем у CD. Первый параметр отвечает за то, какое число раз в секунду выполняется выборка сигнала при его преобразовании в цифровой формат. А от разрядности напрямую зависит точность измерения сигнала, поэтому скачок от 16 бит к 24 улучшает качество звучания. Соответственно, частота дискретизации у Хайрез составляет 96/192 кГц при разрядности в 24 бита, но также встречаются и показатели ниже этих.
К этому режиму относят следующие форматы файлов:
- FLAC – распространенный формат, вес файлов которого меньше, чем в аналогах. Большинство устройств (кроме техники Apple) поддерживают этот стандарт. Ряд пользователей считает FLAC лучшим вариантом для загрузки отдельных аудио и альбомов.
- ALAC – формат, получивший сертификацию в Apple. Он имеет высокие показатели дискретизации и служит заменой FLAC для открытия в iTunes.
- WAV – формат, в котором преимущественно записывают CD. Качество звучания хорошее, но размер файлов большой из-за недоступности сжатия.
- MQA – формат, в котором главное – ритмичность. Часто применяется компанией Tidal для проведения трансляций. Недостаток MQA в том, что у него мало поддерживаемых устройств.
- AIFF – альтернативный формат от «яблочников», получивший более полные метаданные. При этом AIFF, как Хайрез формат, не распространен.
Есть и другие форматы в Хайрез, с перечнем которых ознакомиться можно в Википедии. Но эти – основные.
Этот магазин запустили после партнерского соглашения с 7digital, поэтому разницы в каталоге и ценах между этой платформой и другими нет.
При первом запуске в 2016 году сайт не пришелся по вкусу пользователям из-за неудобного интерфейса. Но вскоре меню Onkuo Music перестроили.
Primephonic
Эта платформа подойдет для любителей классических композиций. Каталог сайта включает тысячи произведений в разрешении от CD и FlAC (Lossless) до DSD. Композиции доступны к скачиванию как по отдельности, так и в альбомах.
Разработчики магазина не отказываются от своей узкой специализацией и еженедельно пополняют каталог файлов. А если пользователю нужно найти конкретную композицию, значок поиска поможет это сделать.
7Digital
Крупная музыкальная площадка, предоставляющая пользователям подбор музыки в FLAC и MQA. Здесь предусмотрены сервисы для скачивания. Кроме того, приложения 7Digital доступны для всех операционок. Покупать можно как отдельные композиции, так и альбомы.
HDTracks
Крупный музыкальный магазин, в каталоге которого доступно много жанров музыки, включая классику, джаз, поп, рок (например, Antropillo) и т.д. Наполнение сайта контролирует музыкант Дэвид Чески.
Аудиофайлы на сайте доступны во многих форматах, в т.ч. в максимальных разрешениях и даже в CD. На платформе пользователь найдет любые композиции, начиная от работ американских и английских музыкантов, и заканчивая произведениями Боба Марли.
При этом сайт имеет и недостаток. Пользователям поднадоел устаревший дизайн, разобраться с которым новичку будет сложно. Вдобавок, дизайн сайта направлен на взрослое поколение, поэтому он отталкивает меломанов среди молодежи.
Qobuz Sublime
Сайт, который порадует людей качественным подбором треков, а также возможностью выбирать музыку по жанрам, новизне и даже показателям дискретизации. Каталог Qobuz расширяется ежедневно новыми разделами. Однако пользователи отмечают, что идеально в нем реализована французская музыка.
Цены на подписки сравнимы с теми, что предлагают конкуренты. Но если пользователь оформит гибридную подписку (ее стоимость составляет 350 евро в год), то получит скидки на приобретение альбомов в Hi-Res-форматах.
Tidal
Стриминговый сервис музыки Hi-Res, который в 2014 году запустила норвежская компания Aspiro. Помимо 60 миллионов файлов различных форматов, здесь доступно 250 000 видеоклипов. Преимущество подписки на Tidal заключается и в том, что платформа периодически транслирует концерты или мероприятия, доступ к которым открыт для подписчиков.
Софт доступен для скачивания в магазине приложений. Для новых пользователей предусмотрена акция в виде бесплатной 30-дневной подписки, отменить которую можно в любой момент.
Есть и другие популярные сервисы музыки, например, Spotify.
Можно ли конвертировать формат Hi-Res-Audio
Пользователи часто спрашивают: можно ли конвертировать Hi-Res? Да, в Хайрез доступно понижение показателей дискретизации и разрядности файлов без серьезных потерь в качестве.
Для выполнения этого действия потребуется система понижения разрядности и конвертер частоты дискретизации.
Популярные производители Hi-Res акустики
Для того, чтобы пользователи выбрали надежную акустику с Hi-Res, ниже представлен рейтинг производителей проводной и wireless (беспроводной) техники.
МЕСТО | Производитель | ОПИСАНИЕ |
1 | Sony | Японский производитель, который выпускает топовую Hi-Fi акустику. Помимо акустики Sony продает и смартфоны с Хайрез; |
2 | Samsung | Корейский бренд, использующий новые технологии при производстве stereo. Samsung славится саундбарами и мощными колонками; |
3 | Focal-JMLab | Французская фирма, которая выпускает топовую Hi-Fi акустику; |
4 | Yamaha | Японская фирма; |
5 | Acurus | Этот бренд славится усилителями, которые надежны и не искажают звук; |
6 | AudioQuest | Помимо акустики AudioQuest выпускает и наушники с Хайрез; |
7 | Avid Hi-Fi | Компания продает как бюджетную акустику, так и дорогие модели; |
8 | Microlab | Бренд, который выпускает аудиоэлектронику и периферийные устройства; |
9 | JBL | Лидер на рынке акустических систем, техника которого стало синонимом к эталонному звучанию; |
10 | Sven | Бренд продает как компактную акустику, так и комплекты из сателлит и дополнительных сабвуферов. |
Заключение
Надо поминать, что к понятию «Hi-Res» относится много форматов. К сожалению, многие считают Хайрез ненужной, и отчасти они правы, т.к. файлы в таких разрешениях занимают много памяти в хранилище устройства и сильно нагружают процессор. При этом звук воспроизводится в том виде, в котором его записал музыкант.
Радиоинженер (по первому высшему образованию). С раннего детства слушаю разнообразную музыку. Всегда интересовался звуковоспроизводящей аппаратурой, которую обновлял множество раз. Я увлеченный любитель и музыка по жизни всегда со мной. Увлекаюсь HI-Fi уже более 20 лет.
Читайте также: