Globe theatre что это
Основа афиши TheatreHD, то, с чего почти десятилетие начался наш проект - спектакли британских театров. Возможность увидеть на сцене любимых киноактеров - бесценна, но не менее интересно взглянуть и на заметно отличающуюся от российской театральную традицию.
Как устроен этот прекрасный мир, полный традиций, четких правил и экспериментов, имя которому “британский театр”?
Один из самых старых лондонских театров, знаменитый Royal Drury Lane Один из самых старых лондонских театров, знаменитый Royal Drury LaneНемного истории
Театр Великобритании, как, в общем, и все остальные драматические театры Европы - родом с рыночных площадей. Настоящая драматургия появилась примерно в середине XVI века, и почти сразу, в конце века, театр начал перебираться на стационарные сцены. Первый театр, расположенный в Лондоне, был открыт в 1576 году и без прикрас был назван просто “Театром.” Ему напрямую наследовал “Глобус”, открытый в 1599 году. Скажем честно, уличных замашек эти заведения не утратили (“Глобус” сохраняет их и сейчас).
Родоначальниками британского театра принято считать Кристофера Марло и Джона Лили. Второй заложил основы романтической комедии, а первый считается родоначальником английской драмы. “Доктор Фауст” Марло на века пережил своего создателя; этот спектакль в постановке театра “Глобус” и сейчас можно увидеть на экранах TheatreHD .
Артур Дарвилл в спектакле "Доктор Фауст" театра "Глобус", фото Keith Patisson Артур Дарвилл в спектакле "Доктор Фауст" театра "Глобус", фото Keith PatissonНу а потом “к власти” пришел Шекспир, и все дальнейшее развитие британского театра связано уже с ним.
Кстати, “театр” тогда не было равно “труппа”. Театр звался “Глобусом”, а труппа, состоявшая из пайщиков и еще нескольких актеров, звалась “Слуги лорда-Камергера”. “Театр не равно труппа” верно для Великобритании и сейчас. В большинстве случаев артистов собирают под конкретный проект, потом распускают. Это не означает, что у театров нет своего постоянного “пула” исполнителей, но это совсем не то же самое, что наше “прослужил в Малом театре пятьдесят лет”.
Репертуарных драматических театров в нашем понимании в Великобритании фактически нет. Даже те, где есть постоянный набор спектаклей - в основном музыкальные - работают блоками в ротации. То есть если сейчас идет “Лебединое озеро”, то оно будет идти десятком-двумя спектаклями подряд, а в следующем месяце вы его в афише точно не найдете, а можете не найти и в ближайшие пару лет. Мюзиклы, да, играют годами, но это - отдельная история, о них как-нибудь в другой раз.
Есть и исключения типа знаменитой “Мышеловки” (ее играют с 1952 года и впервые прервались только на карантин!). Но основная масса театров работает “ранами” (англ. run - пробег, период времени). Продолжительность рана - четыре-десять недель. Под постановку собирается команда. Когда ран заканчивается, команду распускают, а спектакль прекращает свое существование. Бывает, конечно, такое, что где-то восстанавливается та же самая постановка, этот формат называется возобновлением, скорее всего, с другим составом исполнителей. Но в большинстве случаев со спектаклем прощаются навсегда, он может сохраниться только в архивных записях или на экранах кинотеатров.
Сначала спектакль играют на превью - предпоказах, во время которых еще возможны существенные изменения в режиссуре, а прессе запрещено писать рецензии. Так, например, над предпоказах “Галмета” Бенедикт Камбербэтч читал монолог To be or not to be в самом начале спектакля, но к концу превью монолог переехал на свое обычное место.
Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета, спектакль театра Barbican, фото Johan Persson Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета, спектакль театра Barbican, фото Johan PerssonВ завершение блока превью случается press night - официальная премьера спектакля, куда приглашаются VIP гости, звезды, представители прессы. На этот спектакль уже появляются рецензии в СМИ. Случается так, что спектакль становится мегапопулярным, и тогда, если позволяют другие контракты актеров и планы театра, ран продляют, скажем, на пару недель.Но в случае со звездами и такое решение не всегда спасает: даже огромный “Барбикан” не смог вместить всех желающих увидеть Бенедикта в “Гамлете”, а билеты на эти спектакли продавались за год! Что уж говорить о крохотном “Донмаре”, где играл своего Кориолана Том Хиддлстон.
Хорошо, что у нас есть возможность видеть эти спектакли на большом экране, когда их уже не играют на сцене.
Актерский VS режиссерский
Раны - не единственная непривычная для нас вещь. Есть еще принципиальная разница в том, на кого делает ставку театр. Русский театр, как минимум в последние сто лет - театр режиссерский. Британский театр всегда был и остается актерским. Кстати, Шекспир, многое сделавший впервые, был первым, кто добился обязательного указания автора пьесы - при том, что главными звездами все равно оставались актеры.
Если в России зрители драматического театра очень часто ориентируются на имя режиссера на афише, ходят “на Бутусова” или, скажем, “на Туминаса”, то в Великобритании и рекламу строят, и идут в первую очередь на актера. Сможете сходу назвать режиссера “Двенадцатой ночи” “Глобуса” или “Аудиенции” Национального театра? Зато наверняка сможете сказать, кто там играет.
Хелен Миррен в спектакле "Аудиенция", (с) National theatre Live Хелен Миррен в спектакле "Аудиенция", (с) National theatre LiveБританские актеры, скажем честно, ставят театр в своей табели о рангах выше кино. Все, что в кино можно замаскировать работой камеры и множеством дублей, монтажом и дублерами, на сцене скрыть невозможно. Но кино, помимо того, что дает актерам совсем другие деньги и совсем другую славу, позволяет им приводить в театр свою армию фанатов. Многие из которых именно благодаря таким событиям открывают для себя театр и остаются там навсегда. Примерами тому - работы в театре Бенедикта Камбербэтча, Тома Хиддлстона, Дэвида Теннанта.
Традиция Stage door
В Великобритании не принято дарить артистам цветы, но зато принять ждать артистов после спектакля - иногда ради автографа, иногда, чтобы вручить подарок, сделать сэлфи, а иногда просто ради того, чтобы поболтать. В большинстве случаев все это происходит довольно свободно. Но в случае с большими звездами и страшным ажиотажем театрам приходится диктовать правила, связанные с безопасностью и хотя бы минимальным комфортом для звезды, которая из вежливости может общаться с поклонниками не один час, еле держась на ногах. Тогда ставят охрану, могут выставить решетки для очереди, запретить сэлфи или еще что-то в этом духе. Бывает и такое, что в очередь на stage door пускают только тех, у кого есть билет на спектакль. Конечно, без сумасшедших и агрессивных не обходится, но обычно ситуацию удается разрешать, а звезд, никто не развозит домой и из дома. Историю про то, как Иэн МакКеллен торопился на своего Короля Лира и споткнулся на лестнице в метро, думаем, все слышали.
Билеты: стандартная тактика и маленькие хитрости
Можно сказать, что в Великобритании настоящий культ театра. При этом государственную поддержку имеет абсолютное меньшинство, остальные зарабатывают себе на жизнь сами. И прикладывают огромные усилия для того, чтобы наращивать аудиторию. Очень много усилий тратится на то, чтобы привлекать в театр молодежь, чтобы поддерживать педагогов: сейчас, в период дистанционного обучения особенно пригодились программы, сделанные для них.
Система продажи билетов в британские театры, в общем-то, похожа на российскую, но гораздо более прозрачна. Продажа всегда открывается сильно заранее (иногда за год!), в заранее (правда, иногда накануне) анонсированное время. Купить билеты можно живьем в кассе, по телефону, на сайте театра (не у всех), на билетных агрегаторах (самый известный - ATG tickets), и, конечно, у перекупщиков (этого делать не стоит, но нарваться легко, так что внимательно смотрите, куда попали и что за цены вам предлагают, театры обычно пишут разброс цен).
У многих театров есть клубные карты, владельцы этих карт обычно имеют право приоритетного бронирования, которым и пользуются в случае спектаклей-хитов. Это, кстати, отличный лайфхак, если вам не жалко денег, но очень, очень хочется попасть на спектакль с любимым актером - купить клубную карту. Другой лайфхак, менее затратный, но требующий выносливости и более рискованный - day tickets.
Билеты, которые продаются по живой очереди в день спектакля. На некоторые стоять надо начинать с ночи, но когда это останавливало фанатов! Еще один путь - всевозможные лотереи, а также пул недорогих спонсируемых билетов. Такие были, к примеру, на “Кориолана”: Barclay Front Row позволяли за 10 фунтов попасть в первый ряд! Но тут, как говорится, старожилы помнят, какая это была битва!
Еще один способ, которым пользуются опытные зрители в Лондоне - знаменитый киоск на Leicester Square, где можно купить билеты с заметной скидкой “на сегодня”. Там, конечно, оказывается далеко не все, но, например, для мюзиклов это отличное решение.
Тот самый киоск. Не путать с кучей перекупщиков, работающих по периметру площади Тот самый киоск. Не путать с кучей перекупщиков, работающих по периметру площадиЕсли вам не удалось поймать билет или если вновь хочется увидеть прекрасный спектакль, у вас всегда есть TheatreHD ;) разумеется, в наш репертуар попадает далеко не все, что играется на лондонских сценах, но репертуар у нас огромный.
Думаем, мы не рассказали и сотой доли того, что можно рассказать про британский театр. Не рассказали про великих, кто проложил дорогу нынешнему “бренду”, не рассказали про Вест-Энд и остальные театры Лондона, про историю лучших театров. Возможно, вы напишите, о чем бы вам хотелось узнать? А мы напишем :)
Внутреннее устройство театра Шекспира «Глобус»
В основе здания театра был заложен фундамент в форме восемнадцатигранника, то есть он не был в полном смысле колизеем, хотя и повторял многие элементы римских театров. При входе зрителей встречал каменный атлант, держащий на руках земной шар, – ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, что было первично: название театра или скульптура. Шар был обернут лентой со словами «Весь мир – театр».
Внутренний объем строения делился на три яруса, овальная сцена была выдвинута к центру, крыша отсутствовала. Размещение зрителей было спланировано так:
- Верх занимали галереи, предназначенные чиновникам, богатым торговцам и зажиточным горожанам
- Под галереями находились круто наклоненные ложи знати
- На сцене были оборудованы места особо привилегированных зрителей
- Так называемый народный двор опоясывал сцену и предназначался для «граундлингов» – невзыскательных зрителей, готовых за один пенни простоять весь спектакль.
Любопытно, даже среди «граундлингов» было негласное деление на «сословия»: при одинаковой цене на стоячий билет кто-то мог сидеть на табурете.
Театральные представления проходили всегда при дневном свете, одним действием и при минимальном количестве декораций.
Второе рождение театра
Здание практически не сохранилось, но сплоченный коллектив актеров-собственников решает заново отстроить свое детище. В 1614 г. фасады и внутренние помещения «погорелого театра» были полностью восстановлены, и труппа играла в нем спектакли вплоть до 1642 г., нанимая дополнительно актеров на жалование. Пуританам у власти не нравилось, что театр не просто функционирует, но и успешен, ему благоволят коронованные особы, на его сцене ставятся «бередящие умы» пьесы. «Глобус» был закрыт, после чего разобран, чтобы на освободившемся месте началось строительство доходных домов, приносящих деньги в казну.
Афиша театра «Глобус» в Лондоне
На официальном сайте шекспировского театра «Глобус» доступна афиша на весь театральный сезон. Кроме спектаклей по произведениям Уильяма Шекспира, вы найдете постановки и других драматургов. В афише указана сцена, где состоится мероприятие, и небольшая аннотация.
Спектакли
Постоянной труппы в театре нет, каждый год формируется новый состав. Репертуар «Глобуса» состоит в основном из шекспировских пьес: «Укрощение строптивой», «Как вам это нравится», «Венецианский купец», «Генрих IV», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет». Ставятся пьесы других известных авторов и молодых английских драматургов, проходят гастроли драматических коллективов разных стран. Представления проходят днем, поскольку искусственное освещение не используется, так же как и любые усилители голоса. Отличаются спектакли от средневековых тем, что роли исполняют не только мужчины, но и женщины.
Где находится и как добраться
Здание «Глобуса» расположено в сердце культурного лондонского квартала Бэнксайд на южной стороне реки напротив лондонского Сити. Его адрес: SE1 9DT, London, Bankside New Globe Walk, 21. Ориентиром может служить мост Миллениум, который находится в 50 м. В 10–15 минутах ходьбы – станции метро: Блэкфрайарс, Лондонский Мост, Саутворк и Святого Павла.
Театр «Глобус» в Лондоне: новая жизнь главного творения Шекспира
Расположенный рядом с мостом Миллениум театр Шекспира «Глобус» – старый и молодой одновременно, и этот парадокс хорошо понятен тем, кто знакомился с историей одного из самых известных храмов Мельпомены Великобритании , а возможно, и мира. Он всегда был окружен нешуточными страстями: пожары и разрушения, на спектаклях взрывались бутафорские пушки и загорались брюки на зрителях, а по прошествии почти 400 лет со дня смерти известнейшего актера театра – Уильяма Шекспира — в некоторые ученые умы закралось подозрение: а жил ли великий актер и драматург на самом деле?
В кассе театра можно приобрести билет на экскурсию по театру в сопровождении опытного гида. Было очень интересно послушать историю В кассе театра можно приобрести билет на экскурсию по театру в сопровождении опытного гида. Было очень интересно послушать историюКак добраться
Шекспировский театр «Глобус» находится на берегу Темзы, между Саутуоркским мостом и мостом Миллениум. Точный адрес: 21 New Globe Walk, Bankside, London, SE1 9DT. Добраться сюда можно разными путями: на метро, на поезде, на автобусе, на лодке, на машине или такси, пешком.
Поскольку театр возведен в историческом центре Лондона, то рекомендуется дойти до него пешком, осматривая другие достопримечательности города. Например, от Тауэра прогулка займет не более 25 минут.
Если вы добираетесь на поезде, то следует выйти на одной из ж/д станций:
-
(10 минут ходьбы); (15 минут ходьбы); (15 минут ходьбы); (25 минут ходьбы).
Станции метро ищите у моста Блэкфрайерс (зеленая и желтая (круговая) линии — ст. «Blackfriars»); у Лондонского моста (Северная и Юбилейная линии — ст. «London Bridge»); на Блэкфрайерс-роуд (Юбилейная линия — ст. «Southwark»); у собора Святого Павла (Центральная красная линия — ст. «St. Paul’s»).
Автобусы № 40, 63, N63, N89 останавливаются у моста Блэкфрайерс, № 15, 17, 521 на Кэннон-стрит, № 8, 11, 15, 17, 25, 26, 521 возле Мэншн Хаус, № 381 на Саутварк-стрит и № 344 у Саутуоркского моста.
Всего в 10 метрах от театра «Глобус» расположен пирс Бэнксайд, откуда курсируют рейсы в разные районы Лондона. Расписание лодок и стоимость билетов смотрите здесь.
Такси в Лондоне заказывайте с помощью приложений Uber, mytaxi, Gett, Kabbee, Bolt.
Шекспировский театр «Глобус» в Лондоне: видео
Первый «Глобус» времён Шекспира
При строительстве Первого «Глобуса» использовали деревянные конструкции старого театра, принадлежащего актерской династией Бербеджей с 1576. Он располагался в городской черте Лондона в районе Шордич и прекратил свое существование в 1597 году из-за непомерно высокой арендной платы за землю, на которой стоял. Тогда его разобрали по бревнам и перенесли на южный берег Темзы. Это место находилось в пригороде, и аренда здесь была намного ниже. В 1599 году театр был собран и начал свою работу.
Первый «Глобус» принадлежал шести собственникам, составлявшим костяк труппы. Их доли были различны, основные средства вложили два актера – братья Бербеджи. Уильям Шекспир, автор пьес, имел вначале 12,5%, а затем его доля уменьшилась до 8%. Прибыль от спектаклей распределялась пропорционально вложенным средствам. В труппе были и наемные актеры, которые работали только за жалование.
Театр просуществовал недолго: всего 14 лет. В июне 1613 года во время премьеры спектакля по пьесе Шекспира «Генрих VIII» случился пожар. Из-за неудачного сценического выстрела, в результате которого искра попала на соломенную крышу, здание вспыхнуло и за два часа сгорело. К счастью при этом никто не пострадал.
Театр сегодня
«Глобус» был забыт более чем на 300 лет. Началось его восстановление с идеи, принадлежащей американцу Сэму Уонамейкеру – известному актеру и режиссеру. Англичане скептически отнеслись к его предложению, и финансировать проект отказались. В 1970 году Уонамейкер создает фонд для финансирования строительства, по крупицам собирает материалы о конструкции здания, привлекает архитекторов и строителей. Возведение здания начали на расстоянии 200 м от исторического места расположения первого театра. В 1993 году, когда каркас был построен, Уонамейкер умер. Его последователи завершили проект в 1997 г. Открывала новый «Глобус» сама королева Елизавета II.
Его вид максимально приближен к первоначальному образцу. Это летний театр без крыши, построенный из массивных дубовых бревен, покрытие над сценой и верхним ярусом сделано из соломы, что за 300 лет является первым случаем в Лондоне. В целях безопасности все строительные материалы пропитаны противопожарными составами. Как и во времена Шекспира в театре выступающая в зрительный зал сцена, сидячие места расположены на трех ярусах, а стоячие (500 мест) – вокруг сцены.
Современный «Глобус» рассчитан на 1600 человек и является одним из самых посещаемых мест в Лондоне. Стоячие места самые дешевые, они популярны у студентов и молодежи. Всего спектакли посещает за сезон более 250 тыс. человек. Сезон длится с конца апреля до середины сентября. Вне сезона посетителей привлекает музей при театре, в котором собраны костюмы и предметы утвари времен Шекспира, эскизы, макеты, декорации. В музее собраны интересные факты о жизни и работе драматурга, его труды и личные вещи.
Новый «Глобус»
Место, до 1642 г. занятое театром Шекспира, со временем застроилось домами, и не осталось почти никаких свидетельств о его местонахождении вплоть до 1989 г., пока ведущая раскопки на берегу Темзы группа археологов не наткнулась на остатки каменной кладки. После тщательного изучения найденных фрагментов и документов было решено воссоздать здание театра. Новый «Глобус», возведенный на небольшом расстоянии от своего предшественника, распахнул двери для первых зрителей в 1997 г.
Второй «Глобус». Раскопки
На следующий год сгоревшее здание восстановили, но из предосторожности его построили из камня, а крышу покрыли черепицей. К этому времени Шекспир уже покинул труппу, но театр был неразрывно связан с его именем, пьесы великого драматурга по-прежнему успешно ставились на сцене. Второй «Глобус» просуществовал до 1642 года и был закрыт правительством Кромвеля, поощрявшего агрессивно настроенных пуритан, отвергавших любого рода развлечения. Они не признавали культурной и просветительской роли искусства, а воспринимали его как рассадник безнравственности и разврата. За короткое время были закрыты все театры Англии, в том числе и «Глобус».
Через 2 года здание сравняли с землей, на его месте построили дешевые ночлежные дома. Со временем исчезли и они, а место, где когда-то стоял любимый зрителями храм Мельпомены, казалось, утеряно навсегда. Однако в 1989 обнаружили остатки фундамента старой постройки. Сравнив его конфигурацию с описаниями, сохранившимися в архивах, пришли к заключению, что это славный театр «Глобус». Оказалось, что здание, которое принято было считать круглым, на самом деле – многоугольник, имеющий 20 граней. Более подробное исследование не проводидили, поскольку фундамент находится на территории памятника истории Anchor Terraceи и раскопки запрещены. Ограничились тем, что обозначили контуры фундамента.
Театр Шекспира Глобус в Лондоне
Первый театр «Глобус» (The Globe Theatre) построен в 1599 году. Это было круглое здание без крыши, предназначенное для летних представлений. Своим оригинальным названием он обязан скульптуре стоящего на входе Атланта, держащего на плечах шар (лат.globus, «шар»). На обвивающей его ленте читались слова: «Весь мир – театр».
Шекспировский театр «Глобус»: репертуар, экскурсии
Репертуар театра постоянно обновляется, в каждом сезоне появляются новые пьесы современных драматургов или постановки произведений классической литературы. Конечно зрители смогут увидеть спектакли Шекспира — «Сон в летнюю ночь», «Генрих VI», «Ричард III» и другие. На открытой сцене театра «Глобус» постановки идут, в основном, в летний период, в зимний — на Малой сцене театра Сэма Уонамейкера.
Экскурсии по шекспировскому театру проводится с апреля по октябрь. Продолжительность программы 40 минут, гид говорит на английском языке, но имеются информационные брошюры на других языках, в том числе и на русском. Экскурсии проводятся ежедневно с 10:00 до 15:00.
Стоимость экскурсии по театру «Глобус»:
- Взрослые — £17.00;
- Дети от 5 до 16 лет — £10.00;
- Лица старше 60 лет — £15.50;
- Студенты (от 16 лет с ID-картой) — £13.50;
- Семейные — £46.00.
При покупке онлайн-билетов взимается комиссионный сбор — £2.50.
Каким было здание театра при Шекспире
Достоверных сведений о внешнем виде и интерьере «Глобуса» нет. По имеющимся документам, описаниям, фрагментам чертежей аналогичного театра «Лебедь», остаткам фундамента, картинам городских пейзажей Лондона того времени удалось восстановить лишь приблизительный облик. Внешне здание представляло собой двадцатигранник. Зрительный зал имел форму овальной площадки размерами 29,6 * 31,1 м, окруженной деревянными стенами. Соломенная крыша закрывала верхние зрительные места и сцену.
Центральная часть здания находилась под открытым небом, поэтому спектакли шли только в теплое время года – с мая по сентябрь в светлое время суток. Антрактов не было, декорации почти не использовались, их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Сад» и др. После громкого сигнала трубы зрители занимали свои места, с них собирали плату и спектакль начинался. Актерами были исключительно мужчины, которые исполняли и женские роли.
Зрительские места
Театр вмещал по разным данным от 1200 до 3000 зрителей, был доступен всем сословиям. Сидячие зрительские места – деревянные скамейки располагались по периметру стены в три яруса и с трех сторон окружали сцену. Нижний ярус находился на уровне сцены, там сидела аристократия, второй и третий предназначался для состоятельных горожан. Для особо почетных зрителей было несколько мест на сцене сбоку.
Цены на места варьировались в зависимости от престижности, самые дорогие были на сцене. Беднота, покупавшая дешевые билеты по одному пени, смотрела спектакли, стоя вокруг сцены, из так называемой «ямы». Таких мест было около 700. Атмосфера в зрительном зале царила непринужденная. Во время спектаклей зрители активно участвовали в действии, громко одобряя или порицая игру актеров, обменивались репликами, ели орехи и апельсины, бросая отходы под ноги. Не возбранялось на месте справлять естественную нужду.
Кулисы и места для музыкантов
Сцена шириной 13 м и глубиной 8 м, вдавалась в зрительный зал прямоугольником и не имела занавеса. Она была приподнята над полом примерно на 1,2 – 1,5 м. Место вокруг сцены называлось «яма». Между сценой и полом было свободное пространство, закрытое шторами. Там хранили инвентарь, который подавали в люк, находящийся на сцене. Через люк по ходу действия проваливались в «преисподнюю» грешники, из него выходили жители подземного царства, призраки, черти, ведьмы.
В задней части сцены было три двери, за которыми актеры переодевались и выходили к зрителям. Над сценой, в глубине, имелась площадка, используемая в спектаклях как стена замка или балкон. На ней появлялись персонажи: Джульетта, тень отца Гамлета, глашатаи и проч. Кроме того на верхней площадке иногда размещались музыканты, исполняющие живую музыку. Определенного места для музыкантов не было, поэтому они появлялись и на сцене, создавая неповторимое настроение веселой игрой на простых музыкальных инструментах: лютне, барабане, флейте.
Выше балкона располагалась небольшое помещение. Оно напоминало хижину с двумя окнами, из которых появлялись артисты в ходе разыгрываемых сцен и произносили монологи. На крыше хижины укрепляли флаг, по цвету которого жители округи определяли, какой спектакль идет: трагедии соответствовал черный цвет, комедии – белый, исторической драме – красный. Сцену покрывала соломенная крыша – «небеса», которая держалась на двух мощных колоннах, была разрисована с внутренней стороны знаками зодиака. В ней был люк, из которого спускались на канатах представители потустороннего мира: ангелы, боги, духи.
Современные будни театра Шекспира «Глобус»
Нынешний театр «Глобус» воссоздан по историческому образцу, поэтому в нем отсутствует крыша, что повлияло на его работу: спектакли даются в теплое время года. Для современных «граундлингов» доступно 700 билетов стоимостью пять фунтов на стоячие места, под покрывающей сцену крышей умещаются кресла для обладателей дорогих билетов. От прототипа современный «Глобус» отличает осветительное оборудование, разбрызгиватели на крыше для защиты от пожаров и обширная зона фойе, ведь в зимнее время, когда театр закрыт, в нем проводятся образовательные и культурные мероприятия.
Архитектура театра Шекспира
Над созданием точной копии театра Шекспира трудилась большая команда профессионалов. Проект здания долго согласовывали с властями, так как постройка не соответствует всем современным строгим правилам противопожарной безопасности, поскольку представляет собой деревянное здание с соломенной крышей. Однако команде удалось настоять на своем. В итоге получилось 20-угольное здание с трехъярусным амфитеатром и сценой внутри зрительного зала. Места для зрителей делятся на сидячие (амфитеатр) и стоячие (вокруг сцены). Как и во времена Шекспира, крыши у театра нет, в непогоду зрители вынуждены стоять под дождем. Защитный балдахин натянут лишь над сценой и амфитеатром.
Строительство копии «Глобуса» велось по технологиям XVI века, здание полностью деревянное, в нем нет стальных конструкций. Из современных материалов использовали лишь защитные противопожарные составы, которыми покрыты все элементы и солома на крыше.
Долгие годы в театре Шекспира специально не устанавливали осветительную и другую технику, спектакли ставились как при жизни драматурга — при естественном свете, с живым оркестром, играющим на старинных музыкальных инструментах. С приходом нового худрука Эммы Райс в 2016 году, от этого правила отошли. Но позже новый руководитель Мишель Терри вернулся к первоначальной концепции и сегодня зрители театра «Глобус» в Лондоне могут увидеть уникальные постановки, погружающие в театр XVI столетия.
Амфитеатр и сцена театра «Глобус»:
Театр имеет несколько сопутствующих зданий — это закулисные помещения для творческого коллектива, театр Сэма Уонамейкера (Малая сцена, где ставят пьесы в зимнее время), образовательный центр, а также инфраструктура для туристов — отель, ресторан, сувенирный магазин и информационный центр.
Шекспировский театр «Глобус» (Shakespeare’s Globe Theatre)
Имя Уильяма Шекспира знакомо не только поклонникам искусства. Английского драматурга часто называют гением литературы и театра, ведь его произведения, созданные в XVI веке, до сих пор актуальны и включены в основной репертуар большинства театров мира. При жизни Шекспира многие его пьесы ставились на сцене театра «Глобус». Сегодня поклонники великого драматурга могут посетить копию этого знаменитого театра. Располагается заведение рядом с тем местом, где исторически находился театр — в районе Саутуарк.
Известно, что это не первая копия «Глобуса». Сам театр, построенный в 1599 году, сгорел в 1613-м. Спустя год здание восстановили и, хотя Шекспир уже покинул Лондон, театр функционировал еще 28 лет, но после был заброшен, разрушен и к XX веку от него остались лишь воспоминания.
Идея восстановить шекспировский театр в первоначальном виде на историческом месте пришла американскому актеру Сэму Уонамейкеру. Для проекта создали фонд для сбора средств и организованы раскопки, в результате которых удалось найти фрагменты фундамента театра «Глобус». Но за прошедшие годы архитектура окружающего пространства значительно изменилась и построить новый театр на прежнем месте оказалось невозможно. Сэм Уонамейкер долго боролся за выделение соседнего участка и одержал победу.
Строительство нового театра «Глобус» закончилось в 1997 году, по настоянию Уонамейкера здание имеет тот же вид, что и первый театр, а не его копия 1614 года. К сожалению, сам актер, посвятивший «Глобусу» почти 20 лет жизни, не дожил до его открытия.
Здание театра на панораме:
В мире есть еще несколько копий шекспировского театра «Глобус», а также одноименные заведения. Находятся они в Риме, Нойсе, Чикаго, Одессе, Сан-Диего и других городах. Российский театр «Глобус» работает в Новосибирске. Правда, все эти театры очень далеки от оригинала.
История появления первого театра Шекспира
Нет точных свидетельств, когда писатель и драматург Шекспир сочинил первую пьесу, но театральная карьера Шекспира-актера началась в 1594 г., когда во времена правления Елизаветы I создалась театральная труппа «Слуги лорда-камергера», быстро обретшая популярность и ставшая успешным коммерческим проектом того времени. Разбогатев, члены театрального коллектива решили учредить концессию и построить для себя театр. В 1599 г. здание было готово, театр получил название «Глобус», но через 14 лет во время спектакля «Ричард VIII» случился пожар – строение сгорело дотла. Причиной трагедии послужили неисправная пушка и соломенная крыша. По счастью, никто не погиб: пострадали лишь кюлоты одного из зрителей, которые он благополучно залил захваченным на спектакль элем.
Билеты
Здание театра «Глобус» вмещает 857 человек (места в амфитеатре) и 700 человек (стоячие места у сцены). Забронировать и купить билеты можно через афишу на сайте театра.
Стоимость билета зависит от места:
- места на третьем этаже амфитеатра — до £35.00;
- на втором и первом этаже — от £12.00 до £35.00;
- стоячие места у сцены — £5.00.
На спектакли, проходящие на сцене театра Сэма Уонамейкера, билеты стоят от £7.00 до £62.00.
Продаются билеты и в кассе театра «Глобус» в Лондоне, которая функционирует рядом с учреждением. Однако, накануне мероприятия билетов может не оказаться. Касса работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Телефон: +44 (0) 20-7401-9919.
Копии театра в других странах
«Глобус» завоевал любовь во всем мире. Его большая популярность у поклонников сценического искусства объясняется тем, что он передает атмосферу театральных представлений эпохи Шекспира и позволяет зрителям перенестись в то давнее время. Во многих городах мира созданы копии лондонского театра «Глобус». Их нельзя назвать точными, это скорее интерпретации лондонского театра, каждый из которых имеет свои особенности. Всего их построено 12: 6 – в городах США, 3 – в Германии, 1 – в Италии, 2 – в России. Российские театры в Москве и Новосибирске из-за особенностей климата имеют крышу и не являются летними.
Читайте также: