Фузз своими руками
Гитарный эффект фузз на винтажных германиевых транзисторах:
Этот фузз по праву занял место одного из самых популярных в мире. Корни его растут от небезызвестной и так любимой Jimi Hendrix педали Dunlop Fuzz Face. Изобретатель педали Захарий Векс, по сути взял схему Fuzz Face, на вход ей добавил дополнительный каскад на кремниевом транзисторе, а некоторые резисторы схемы заменил на переменные, так и появился этот фузз с кучей настроек и звуков, благодаря большому количеству регулировок.
Итак, транзисторы подобраны или хотя бы мы смогли выяснить у какого из двух HFE больше, теперь можно приступать к сборке этого гитарного эффекта, вот схема по которой будем собирать
Хочу обратить внимание, что все переменные резисторы на схеме указаны с линейной характеристикой B, но по личному опыту могу сказать, что ручку Vol лучше поставить с логарифмической характеристикой А5К, а ручку Comp напротив с антилогарифмической C5K, так регулировки будут плавнее и будет легче произвести более точную настройку.
Собрал сегодня за полчаса очередную гитарную примочку-фузз на совковых германиевых транзисторах, транзисторах молодости нашей:
Для соло читабельность нот посредственная (чем выше лады тем хуже), но в общем играть на высоких ладах и струнах неинтересно - атака и звучание скрадываются. А вот на средних, нижних струнах и барах играть приятно. Это примочка для риффов и пауэр-аккордов, не для соло. Пробовал её с лесполообразной гитарой и звучками single coil - такое впечатление, что играешь на хамбакерах.
А вот если уменьшить регулятором на гитаре сигнал на входе примочки до минимума, получается очень вкусный хрустящий овердрайв, похожий на ламповый "кранч". Это мне понравилось. Лет 6 назад много бы отдал за такой звук, а сейчас у меня есть несколько сохраненных настроек в гитарном процессоре, и не надо "искать тот самый звук", хе-хе :) Хотя аналоговое звучание германиевых транзисторов еще найдет применение в моих записях, я уверен.
К явным минусам устройства относятся - сравнительно высокий уровень шумов (усиление большое) и факт, что в показанном на картинке виде это устройство в паузах между аккордами отчетливо ловит пару местных станций СВ диапазона. Но это легко устранить, поместив плату в экранирующую коробочку из алюминия.
Если вы желаете повторить схему, то вместо движка R7 советую поставить простой делитель 27К (верх) / 2.7К (низ). Практической пользы от вывода этого регулятора на лицевую панель ноль. Лучше один раз установить уровень так, чтобы ваш комбик не перегружался. Я выставил это значение на подстроечном резисторе и измерил получившиеся отрезки, вот откуда номиналы 27/2.7K.
Фузз (Fuzz ). Что это за эффект? Как он изменяет сигнал? Плюсы и минусы эффекта? Как узнать на слух? А также известные исполнители, примеры устройств.
Фузз (Fuzz)
Фузз (он же Фус, Фуз, с английского Fuzz — Фаз) — популярный гитарный эффект, который является самым старым из дисторшинов. Расцвет этого эффекта пришёлся на 60-е годы прошлого века с появлением стиля называемого психоделическим роком.
Как изменяет fuzz сигнал?
Развитие электроакустической схемотехники породило целый класс устройств, намеренно вносящих в звуковой сигнал нелинейные искажения и таким образом насыщая спектр новыми компонентами, которые впоследствии прозвали словом drive.
Как уже говорилось самым ранним эффектом стал fuzz. А появился он благодаря инженерам-электроакустикам, предложившим устройство — триггерный преобразователь, которое превращало сигнал, близкий к однотональному, в меандр, колебание прямоугольной формы с той же частотой. При желании была возможность использовать фильтр нижних частот для смягчения звука, тогда форма сигнала приближалась уже к треугольной, а в спектре заметно снижался уровень высших гармоник.
Поясним рисунком ниже:
Протяжённые звуки электрогитары становились при использование эффекта зудяще-скрипящими, как бы покрытыми какой-то шумовой оболочкой. И может именно поэтому тембральное качество, которое ассоциировалось с некой оболочкой в виде плотных слоёв пушинок, застилающих взгляд и появилось английское название такого специфичного звучания как fuzz (пух).
Плюсы и минусы эффекта.
Частоту сигналов прямоугольной формы с помощью несложной схемотехники можно было удваивать или делить пополам. Получалось простое октавное транспонирование, что способствовало ещё большому распространению триггерных устройств.
А теперь о минусах.
Упомянутое звукоизвлечение приходилось постоянно контролировать и на стадии перезаписи обращаться к такой обработке часто было нецелесообразно, если сказать безрезультатно.
Как же узнать эффект fuzz?
По звучанию он больше напоминает колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, что-то наподобие рыхлого и колючего дисторшна.
Известным исполнителям, применявшим этот эффект является Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его известной примочкой Fuzz Face.
Примеры устройств:
Педаль эффекта фуз для электрогитары. Схема на кремниевых транзисторах, регулятор Fuzz отвечает за уровень искажений, Bloom за атаку звука. 3-позиционный свитч Mid для настройки средних частот, тумблер Thick добавляет низких частот. Подсветка всех ручек, светодиод Jawel.
Педаль эффекта фуз для электрогитары. Основан на Foxx Tone Machine, схема на германиевых транзисторах. Ручки Volume, EQ, Fuzz и Octave, отключаемая аналоговая октава вверх. Холодный тип байпаса (True Bypass), металлический корпус.
Спасибо, что читаете New Style Sound . Подписывайтесь по почте или RSS-ленте и делитесь статьями с друзьями. Подробнее что такое RSS здесь ⇒ ( читать ).
Стоит оговориться, что сборка примочки требует элементарных знаний электротехники и хорошего опыта пайки, без которых разобраться в схеме будет весьма трудно.
Печатную плату, корпус и элементы схемы можно купить в специализированном магазине. Саму схему легко найти в сети — например, здесь. Схем сборки существует великое множество, но для первого раза мы выбрали самый простой и классический вариант, решив спаять фузз. К слову, точно с такой примочкой когда-то начинал играть Джими Хендрикс.
Отрезать кусок печатной платы согласно схеме. Далее по схеме сделать разрывы в контактных дорожках. Для этого рассверлить отверстия сверлом, диаметр которого должен быть больше ширины контактной дорожки.
После того как элементы установлены на плату, нужно перевернуть ее, прижав элемент указательным пальцем, и нанести на контактные дорожки, в местах, откуда выходят выводы, флюс. Он снимает окислы с поверхности контактных дорожек и обеспечивает лучшее растекание жидкого припоя. После чего набрать припой на паяльник и поднести жало паяльника так, чтобы одной гранью оно касалось дорожки, а другой — вывода. Так получится наиболее качественная пайка. Припаяв элемент, необходимо скусить выводы.
Когда пайка завершена, нужно проверить, чтобы в зазорах между контактными дорожками не было припоя, иначе схема работать не будет из-за короткого замыкания. Для этого тонкой отверткой либо обратной стороной канцелярского ножа прочистить эти зазоры.
3 Сверление корпуса
Разместить детали, которые будут крепиться на корпусе, внутри корпуса и оценить, какое должно быть между ними расстояние. Расположить детали так, чтобы при дальнейшей эксплуатации к ним был удобный доступ. Также необходимо учесть конечный размер платы со всеми припаянными элементами. Приступая к сверлению, начать лучше с маленького сверла, постепенно рассверливая отверстия большими сверлами. Так отверстия получатся более ровными.
Тест эффекта
Редакция благодарит Станислава Николаева за помощь в подготовке материала.
Читайте также: