Что такое тонкомпенсация в realtek
Включение тонкомпенсации устраняет различия громкости, учитывая особенности человеческого восприятия. В параметрах звука, диспетчере Realtek HD или используемом видеоплеере можно её включить. Некоторые пользователи включают функцию, чтобы увеличить общий уровень громкости эффектов.
Эта статья расскажет, как включить тонкомпенсацию в Windows 10. В некоторых ситуациях отсутствуют улучшения звуковых эффектов в свойствах устройства. Можно попытаться обновить звуковые драйвера. Смотрите что делать, если после обновления не работает звук Windows 10.
Тонкомпенсация Windows 10
- Что такое тонкомпенсация? Функция, которая устраняет различия громкости с учётом особенностей человеческого восприятия. Тонкомпенсация изменяет частотную характеристику, выравнивая уровень воспроизводимых частот (не углубляясь в физ. процесс).
- Нужна литонкомпенсация? Всё зависит от Ваших звуковых устройств и звуковой карты. В некоторых случаях воспроизведение звуков не нуждается в различных улучшениях. Все звуки слышно отлично (качественная звуковая карта или наушники делают свою работу отлично).
- Тонкомпенсация на практике. Например, в просматриваемом фильме звук голоса актёров тише, чем спецэффекты или некоторые звуки в игре слишком громки (стрельба), а другие плохо слышно (шаги). Иногда тонкомпенсация собственно и устраняет различия громкости.
Как включить тонкомпенсацию в Windows 10
Перейдите в раздел Параметры > Система > Звук. В сопутствующих параметрах выберите Панель управления звуком. Выберите своё устройство воспроизведения звука и нажмите Свойства.
Теперь во вкладке Улучшения снимите отметку Отключение всех звуковых эффектов и в списке выберите Тонкомпенсация.
А также включить тонкомпенсацию можно в Диспетчере Realtek HD. Нужно выбрать устройство воспроизведения звука по умолчанию. Теперь перейти в Звуковой эффект и установить отметку Тонкомпенсация.
Пропала / Нет тонкомпенсации Windows 10
Важно! Всё зависит от комплектующих. На материнской плате ASRock Fatal1ty 990fx Killer можно было настраивать эффекты, как показано выше. Обновление до MSI B450 Gaming Plus Max полностью убрало такую возможность. В параметрах просто отсутствует вкладка улучшений. Теперь в руках пользователя Realtek Audio Control и Nahimic.
В первую очередь рекомендуем обновить звуковые драйвера. Возможно, после обновления или даже их установки появится возможность включения тонкомпенсации. Если же у Вас её попросту нет, тогда смотреть Звуковые эффекты в Диспетчере Realtek HD или Realtek Audio Control.
На новом железе меня заставляют использовать приложение Nahimic 3. ПО совместимо со списком компьютеров и материнских плат от различных партнёров, таких как MSI и Gigabyte / Aorus. Сейчас логика проста. Хотите изменять звуковые эффекты? Будьте добры, установите Nahimic 3.
Часто бывает, что и инженры путаются, говоря, что тембрлок и уж тем более эквалайзер - это вердно для музыки. И мы Аудиофилы тоже путаемся, говоря, что тембрблок и уж тем боле эквалайзер - это вредно для музыки. Но, при этом, мы ничего не имеем против Тонкомпенсации. Хотя она она тот же тембрблок.
1. Что такое Тонкомпенсация и Кривые Равной Громкости.
Как-то так вышло, что еще давным давно, еще во времена механического Аудиофильсва века этак 17-го, было замечено, что разная громкость звучания органа, по-разному воспринимается. Вот инженер вроде бы все настроил правильно. Вроде бы все как надо. А вот берет он ноты потише отключив половину труб - а оно опа, и где блин басы. А почему пронзительный яркий звук на вч превратился в гнусавый и писклявый? Все же по формулам настроено. Отдельно каждая труба проверена и выверена. Что происходит.
Стали исследовать. Орган-то делать надо. Заказчик то требует. А там ведь не тот заказчик, которого можно смело обмануть, и подусунуть ширпотреб, и пусть сам разбирается. Не тот, совсем другого уровня заказчик - он все видит.
И вот инженеры стали искать причины. Придумали различные способы измерения звукового давления. И оказалось, что оно изменяется пропорционально. Т.е. без искажения АЧХ. Все ровно убывает согласно формулам, и никаких нарушений нет. Но почему же тогда звук меняется?
И тут возникла идея поизучать человека. Начали ставить над ним эксперименты, гоняя проверенные "по приборам" сигналы издаваемые Органом. И оказалось, что это его уши реагируют по-разному. Это в них АЧХ на разной громкости разная.
Поизучали вопрос дальше, и вывели график кривых равной громкости.
Немножко данных для анализа графиков. Над каждой кривой изображены некоторые цифры. По середине изображения. Это уровень громкости в Фонах. Фон в переводе с греческого Звук(есть вариант с переводом - Голос). Т.е. когда мы говорим магнито-фон мы по сути говорим что это магнито-звук, когда говорим электро-фон - электро-звук. Теле-фон. И тд.
Этот же термин, внимание, в музыке, в ее теории, к инженерии имеющей мало отношения - используется для определения уровня громкости. Так вышло, что с децибелами он пересекается на частоте в 1 кГц. А вот на других частотах, например на на 50 Гц, для получения громкости в 20 фон нужно будет раскачать аж 45 дб, при том что на 1 кГц было 20 дб, а на 16 кГц придется делать 30 Дб.
Вывели этот термин как раз после испытаний человека в Органной Среде.
В результате данных исследований, иногда можно видеть, как органист вроде бы играя в одном "Тембре" одно произведение активно перебирает настройки регистров. Теперь вы знаете зачем. Он таким образом корректирует Ачх под разную громкость различных нот. Но не ту АЧХ что у органа - а ту, что у ушей человека.
2. Воторое рождение Тонкомпенсации
Но все стало сложнее, когда стали делать качественную акустику, усилители и магнитофоны с винилом и прочими источниками. Вдруг оказалось, что рок группа хорошо звучащая на приличной, но не очень кофмортной для повседневных дел громкости, сильно сдает свои позиции при попытке ее убавить.
Если мы проанализируем графики, то видно что более менее линейно наши уши рагируют на музыку в дипазоне от 60 - 110 фон. А мирная речь это 40 дб(а т.к. 1 кГц это в общем основа речевого диапазона то и 40 фон) Но тогда музыка начинает даже в самом тихом состоянии явно ее заглушать.
И тут-то один пронырливый инженер, вычитал в учебнике по музыкальной теории про кривые равной громкости.
История гласит что он не был Инженером-Антиаудиофилом. Ему хватило и ума и смелости, поизучать родственную звуковоспроиводящей электронике науку. Такое смелое отношение к усилителям и колонкам доступно далеко не всем инженерам. Многие дальше одного учебника по УНЧ нос не суют. А этот сунул.
Мало то, что сунул, так еще и попробовал сделать. Взял тембрблок да пассиком от маФОНа соединил крутилки так чтобы они с некоторым передаточным коэффеициентом крутились. И о чудо. Музыка и на более низкой громкости звучит полноценно.
Дальше он конечно схему модицифировал. Но схемотехнически там как были цепи тембрлока что на нч, что на вч, так они там и остались. Это те же же тембры, только крутятся автоматически вместе с ручкой громкости. И ничего более. Но зато теперь громкость убавлять стало приятнее.
3. Но у всех ли одинаковые уши?
И тут возникает вопрос. А как выбраны эти кривые? Как они исследованы? На сколько усреднены? И не менее важно - а на сколько вообще у них предел регулировки. Ведь согласно графикам у нас даже порог чувтвительнсоти(слышимости) по басу такой, что соседям в час ночи мало не покажется. Это же мы убавили так, что музыка едва едва звучала, а она басами то все равно наваливает?
Вот именно. Вопрос как же эти графики реализованы? Проверить просто. Ставим громкость на минимум и следим на столько басовики в колонках двигаются. Если не двигаются значит график реализован частично.
И это логично. Реализация этой функции другая.
Но все таки вернемся к ушам. Если они у всех разные как быть? Можно ли вообще относиться к ушам всех людей как к одинаковым?
Это еще более актуально в вопросах стереопанорамы. Многие Инженеры-Антиаудиоифилы знающие теорию считают, что центральный динамик в Домашнем Кинотеатре даром не нужен. Что это проделки маркетологов и т.д. Но так или это? Или у разных людей разное восприятие звука по центру? Особенно у детей и взрослых?
Нет, вы меня простите, но с чего вы взяли что там все универсально? Это ведь как пардон размер груди у девушек. Я чего именно его то приплел? По нему сразу понятно, что у всех все по-разному, и при этом мы мужки очень очень внимательны к этому различию.
А с ушами нам значит пофиг? Так вот там тоже все по разному. Хотите я привлеку ваше внимание к ним ничуть не меньшее, чем к груди?
Все просто! Курс физиогномики гласит, что чем выше уши относительно линии глаз, тем выше интеллект. И есть еще версия, что ракушки ушей это радиаторы процессора, что головным мозгом назван. Чем крупнее тем процессор мощнее. Т.е. чем крупнее уши и чем выше они над линией глаз тем выше интеллект.
Когда во время просмотра фильма пользователи в определённые моменты времени сталкиваются со значительными перепадами громкости, вынуждающими их манипулировать этим параметром, многие списывают это на плохое качество колонок, слабую звуковую карту или на что-то ещё. И частично будут правы, качество звучания действительно сильно зависит от оборудования. Но в данном случае очевидно, что это так записан фильм: звуковая дорожка разговоров тише, эффектов – громче. Подобные проблемы исправимы с помощью встроенного в Windows средства тонкомпенсации.
Что такое тонкомпенсация
Этот термин не является чисто компьютерным, он относится ко всем устройствам воспроизведения звука. И для его более точного понимания нужно вспомнить теорию.
Человеческое ухо – инструмент, который природа создавала, импровизируя. В результате получилось не идеально. Его чувствительность к разным звуковым частотам неодинакова, и сам порог чувствительности у разных людей тоже неодинаков. Да ещё и меняется с течением времени. Более того, для определённых частот этот порог тоже разный.
И всё это можно измерить и визуализировать с помощью кривых равной громкости, на которых отображены значения воспринимаемого уровня звукового давления в зависимости от частоты звучания. Так вот, 80 дБ на частоте 60 Гц и 3000 Гц воспринимаются ухом совершенно неодинаково, хотя уровень звукового давления идентичен. Получается, что человеческое ухо по своей природе более чувствительно к звуковым волнам средней частоты. И, соответственно, менее чувствительно к акустическим колебаниям на высоких низких частотах при одинаковом уровне звукового давления.
Такая зависимость приводит к несколько неожиданным эффектам: допустим, мы слушаем музыку, которая вполне ожидаемо звучит в достаточно широком спектре частот на уровне 80 дБ, а затем понижаем звуковое давление до 40 дБ. В этом случае низкие частоты будут звучать тише на фоне остальных частот. При дальнейшем снижении уровня громкости некоторые частоты окажутся вообще вне пределов слышимости. Меломанам должно быть знакомо это явление, когда, слушая музыку в не очень качественных наушниках, при снижении громкости они перестают слышать басы.
Другими словами, изменение громкости звучания приводит к корректировке восприятия частотного баланса, что и приводит к тому, что звучание музыки, разговоров или фона воспринимается совсем по-другому. Такие явления и призвана устранять тонкомпенсация, причем подобная технология применяется достаточно давно и на самых разных устройствах. Уже в 70-х годах прошлого столетия она присутствовала в топовых моделях усилителей.
Есть тонкомпенсация и в Windows 10/8/7. Как правило, при реализации этого алгоритма, заключающегося в сглаживании уровня воспроизводимых акустической системой частот, стараются добиться уровня звукового давления порядка 90 дБ. Именно этого стандарта придерживаются при записи звуковых дорожек к фильмам. Увы, не всегда, поэтому и встречаются файлы, где громкость скачет, не позволяя расслабиться. Бывает такое и с аудиозаписями.
Стоит ли включать тонкомпенсацию на компьютере
Мы воспринимаем звук неодинаково. Для многих пользователей различия в качестве звучания малозначимы, но есть и те, которые чутко реагируют даже на незначительное изменение апмплитудно-частотных характеристик. Использование high-end аппаратуры (мощной и качественной звуковой платы, хороших наушников или дорогой акустической системы) позволяет добиться хорошего звучания на всех частотах вне зависимости от громкости. Дешёвые колонки и встроенный аудиочип сами по себе приводят к ухудшению восприятия звука, а тем более с динамически изменяемыми частотой и уровнем звукового давления.
Это не означает, что тонкомпенсацию нужно использовать только на компьютере с «пищалками» – если вы привыкли слушать музыку на дорогой акустике, но негромко, то включение тонкомпенсации поможет улучшить качество звучания.
При просмотре фильмов, где разговоры записаны тише фоновых звуков (а эта тенденция прослеживается с появлением домашней многокомпонентной акустики), включение этой функции будет не просто полезным, а нужным поступком, иначе дискомфорта не избежать.
Стоит отметить, что тонкомпенсация нее сглаживает уровень звучания – она корректирует уровень частот. Для выравнивания громкости используется функция нормализации (Midnight), которая тоже присутствует в настройках звуковых карт, но она работает немного грубее и не затрагивает частоты. Тонкомпенсация выравнивает звук качественнее.
Словом, здесь всё индивидуально. Если вы не слишком привередливый к качеству колонок, то вряд ли будете пользоваться этой функцией, разве что в исключительных случаях. В остальном всё зависит и от акустической системы, и от прослушиваемого контента. В любом случае операция обратима, и если вы ни разу не пользовались функцией, стоит попробовать. Отметим, что некоторые пользователи ПК включают тонкомпенсацию только для того, чтобы увеличить громкость.
А сама технология присутствует на многих устройствах с акустическими компонентами – усилителях, домашних кинотеатрах, телеприёмниках и даже на ресиверах и медиапроигрывателях. Многие об этой функции даже не догадываются, хотя встречали её название в настройках (она может называться и по-другому, например, Loudness).
Как включить тонкомпенсацию в ОС Windows 10/8/7
Выравнивание звука появилось в Windows, начиная с «семёрки». После инсталляции системы эффект деактивирован, это его дефолтное значение.
В «десятке» включение производится следующим образом:
Включение тонкомпенсации в Windows 7/8 производится примерно по такой же схеме, через свойства звука.
Желательно сразу же произвести собственное тестирование с включённой и отключённой функцией – это поможет вам сориентироваться, нужна ли она вам или вы не почувствовали разницы.
Управляющая утилита Realtek HD также предоставляет возможность активации этого эффекта. Здесь нужно перейти во вкладку текущего устройства воспроизведения (динамики, наушники, микрофон), выбрать опцию «Звуковой эффект» и включить тонкомпенсацию. Как и в предыдущем случае, эффект будет иметь глобальное действие, и для его отмены нужно выполнить обратную операцию.
Если по какой-то причине в списке звуковых эффектов тонкомпенсация отсутствует (это чаще всего происходит при переустановке драйверов), можно попробовать обновить их на «родные», то есть загрузить последнюю версию с сайта производителя звукового устройства.
Если эффекта нет в настройках параметров звука Windows, пробуйте запустить фирменную управляющую программу Realtek Audio Control/HD, так он должен быть во вкладке «Звуковые эффекты».
Тонкомпенсация также присутствует во многих утилитах управления звуком от сторонних производителей.
Заключение
Продвинутые пользователи обычно настраивают звук под себя, используя эквалайзер и другие подобные инструменты. Для остальных самым простым способом добиться оптимального качества звучания, особенно в тех случаях, о которых мы рассказывали, является эффект тонкомпенсации, благо, включить её легко, и включённый постоянно эффект никоим образом не скажется на работе компьютера.
На старом советском мощном усилителе есть регулятор круглый который если крутить прибавляются низкие частоты причём очень приятные, но рядом есть ещё регулятор "нижние" вот если его крутить то прибавляются гудящие низкие
.
А почему все звуки после включения тонкомпенсации становятся громче?
изменение частотных характеристик звукового сигнала
Характеристики человеческого уха в зависимости от частоты звукового сигнала носят явно выраженный нелинейный характер, причем степень нелинейности сильно зависит от уровня громкости звука. Чем громче звук акустических колонок, тем более линейна по частоте характеристика уха, чем тише звук колонок, тем сильнее ослабляется громкость на низких частотах (НЧ) и высоких частотах (ВЧ) относительно средних частот (СЧ) . Очень наглядно нелинейность чувствительности уха человека показывают так называемые "кривые равной громкости Флетчера-Менсона", которые можно посмотреть в специальной литературе.
Чтобы скомпенсировать такую нелинейность, в высококачественных усилителях звуковых частот (УЗЧ) применяются специальные способы тонкомпенсации.
Наиболее простым и чаще всего применяемым является способ тонкомпенсации с помощью переменного резистора - регулятора громкости специальной конструкции, имеющего обратную по отношению к уху нелинейную зависимость частотной характеристики от уровня громкости.
В обычном переменном резисторе (с круглой или линейной резистивной дорожкой) имеются три вывода: на один крайний вывод подаётся звуковой сигнал с предварительного усилителя, другой крайний вывод соединяется с корпусом, а со среднего переменного вывода снимается сигнал снимается на усилитель мощности. Амплитудно - частотная характеристика (АЧХ) такого регулятора громкости линейна.
Для создания специальной нелинейности (тонкомпенсации) к резистивной пластине переменного резистора прикрепляются два дополнительных вывода на 1/3 и 2/3 длины дорожки. Такой переменный резистор имеет пять выводов: три обычных и два для подключения специально рассчитанных корректирующих RC-цепочек. Максимальная коррекция АЧХ такого регулятора громкости (тонкомпенсация) будет при низком уровне громкости, когда в коррекцию включены обе RC-цепочки, средняя тонкомпенсация при среднем уровне громкости, когда АЧХ корректируется только одной RC-цепочкой, и минимальная тонкомпенсация при высокой громкости, когда RC-цепочки на АЧХ регулятора громкости не влияют.
Тонкомпенсация - компенсация пониженной чувствительности человеческого уха к низким и высоким частотам на малой громкости
Читайте также: