Что такое сумрак в ночном дозоре
Всероссийская популярность вселенной Дозоров, созданной Сергеем Лукьяненко при участии Владимира Васильева, началась летом 2004 года с премьеры фильма «Ночной дозор» по одноименному роману. Книги, фильмы и игры описывают секретную магическую изнанку нашего мира, где сражаются Иные — люди и нелюди со сверхъестественными способностями. Одно из ключевых понятий мира — Сумрак, многослойное «отражение» нашей реальности, доступное только Иным.
С точки зрения беспристрастной науки, любой Иной сразу после посвящения перестает быть человеком и становится кандидатом в бестиарий мира «Дозоров». Не верите? Достаточно взглянуть на сумеречный облик любого Светлого или Темного. Впрочем, все зависит от точки зрения. Светлые, конечно, этого не афишируют, но мир Иных неоднороден. Зачастую зыбкая и невидимая граница пролегает уже в именованиях. С одной стороны — нейтральные «маг», «волшебница», «колдун», «ведьма». О них и о магии «Дозоров» в целом мы поговорим в другой раз. С другой — вампиры, оборотни, загадочные бескуды и даже политкорректные «боевые маги-перевертыши». Про этих Иных, а также о специфических тварях Сумрака читайте на следующих страницах.
Различные факты [ ]
Существуют сумеречные болезни. См. Сумеречные болезни Иных
Пушечное мясо Тьмы
О кровь! Ты — жизнь!
На стороне Темных традиционно выступают существа, к которым больше всего подходят определения «нечисть» и «нежить». Сами Темные называют их низшими Иными и относятся к ним соответственно — как к рабочим скотинкам. Главное отличие вампиров и оборотней от прочих Иных — ими может стать любой представитель человечества, вне зависимости от умения входить в Сумрак. После инициации — классического укуса другого вампира или оборотня при обоюдном согласии как «инициатора», так и жертвы, — они теряют человеческую сущность, зато получают долгую жизнь, иммунитет к болезням, физическую мощь и «животный магнетизм». Ну и, разумеется, «Зверя внутри» — что пьющий кровь вампир, что перекинувшийся оборотень контролируют себя слабо. Именно поэтому Дозоры требуют регистрации низших Иных — как постоянной, по месту обитания, так и временной, если они остаются в чужом городе на ночь. Метка регистрации выглядит как синий сгусток энергии на груди Иного, и в случае необходимости дозорные могут с ее помощью остановить зарвавшегося нечеловека. Интересно, что и вампиры, и оборотни не любят сильных запахов — они мешают им охотиться, а охота на простых смертных необходима им для существования.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
В фильме «Ночной дозор» мы встретились с куклой Машенькой. Насколько распространено среди ведьм заводить таких питомцев-фамилиаров и какими они бывают?
Это очень распространенное явление. Однако обычно ведьмы используют животных (чаще всего — котов или сов), реже — предметы быта (веники, котлы, лопаты). Подобные питомцы, помимо функции магического друга, еще и выполняют полезную работу по дому. Ведьма из фильма, очевидно, из ностальгических соображений, использовала детскую игрушку. Свою? Своей дочери? Скорее всего, дочери, и, вероятно, погибшей. Но это уже только предположения автора.
Волшебники Востока научились создавать себе помощников из чистой Силы, безо всякой материальной основы. Их называли дэвами или джиннами. Поскольку никакого «выключателя» у дэвов не предусмотрено, довольно сложной задачей было подчинить их создателю. Джинны видны только в Сумраке, причем их облик может быть самым разным. В «Последнем дозоре» описывается дэв с человеческим торсом и хвостом змеи, а также обезьяноподобный дэв с шерстью и почему-то очень резким запахом.
Артефакт под названием кот Шредингера относится к тем сущностям, о которых нельзя точно сказать, живые они или мертвые. Он выглядит как пушистая удавка и используется для конвоирования особо опасных преступников. Если Иной, на шее которого висит кот Шредингера, пытается применить магию, артефакт моментально убивает его. В названии есть некоторый юмор: физик Шредингер вошел в историю благодаря мысленному эксперименту, где описывал кота, который, в согласии с положениями квантовой механики, одновременно и жив, и мертв.
Сам Сергей Лукьяненко опознал далеко не всех существ из фильма «Дневной дозор».
Владимир Васильев в «Лике Черной Пальмиры» описывает ментор-артефакты. Эти предметы, в которые вложены частичка создателя и Сила многих веков, нередко обладают подобием собственной воли. Ментор-артефакты действуют самыми невероятными способами, но почти всегда «продвигают» использующего их Иного на пару уровней вверх.
Мир Дозоров — место, где могут соседствовать самые непохожие друг на друга существа: оборотни, дэвы, кот Шредингера, резиновые куклы-фамилиары. Эта вселенная — умелый сплав древних легенд и мифов с традициями современной мистики и реалиями, когда-то бывшими частью нашего реального мира. Пожалуй, именно это смешение стилей и есть то, что привлекает многих в мире Дозоров — как в оригинальных романах, так и в фильмах и играх по их мотивам.
Бескуды
Меняющие шкуры
Оборотни — существа не менее классические, чем вампиры. В мире Дозоров они ведут обычную человеческую жизнь — за исключением трех-четырех ночей в месяц, которые им необходимо проводить в зверином облике. Это не обязательно волк: в книгах упоминаются оборотни-ящеры, оборотни-пантеры и даже древний-древний оборотень-смилодон (доисторический саблезубый хищник). Оборотни всегда превращаются в существо одного и того же биологического вида, максимум — двух родственных. Время, проведенное в зверином теле, они используют для охоты: как и вампирам, им выдаются соответствующие лицензии, и, как и вампиры же, перекидыши получают жизненную энергию из человеческих жертв.
В фильм «Дневной дозор» проникли даже оборотни-вороны.
Сумрак — мой дом родной
Побывать в Сумраке под силу многим. В сущности, способность входить в Сумрак и отличает человека от Иного. Но даже если вы простой человек, можете попросить знакомого мага устроить вам экскурсию на иные слои бытия. Или понаблюдать за кошками: они одновременно находятся на всех уровнях реальности. Похвастаться же тем, что обитают в Сумраке постоянно или даже родились в нем, могут немногие. С этих редких экземпляров и начнем.
Сумрак — место пребывания развоплотившихся (или развоплощенных) Иных — попросту говоря, навсегда покинувших наш солнечный мир. Достоверно узнать, как там пребывается, мы не в состоянии. Случаи ревоплощения (насильного возврата из Сумрака) крайне редки, причем ревоплощенные Иные ведут себя так, будто только что умирали — и не помнят, что было с ними после смерти. Можно, конечно встретиться с развоплотившимися на их территории, но в Сумраке они крайне необщительны: в лучшем случае покажут тебе пару двусмысленных жестов и оставят в недоумении. Впрочем, чем дальше в лес, тем толще партизаны: немногие Великие маги, умеющие забраться на самые глубокие слои Сумрака, знают куда больше о своих ушедших коллегах. Ну да это знание лежит в основе интриги «Последнего дозора», поэтому не станем портить удовольствие тем, кто еще не прочитал четвертый роман цикла.
Случается так, что волшебник призывает в реальный мир давно развоплощенного мага, накачивает его силой и пытается использовать для своих целей. Ничего хорошего из этой операции не выходит: пришелец быстро сходит с ума и начинает маниакально уничтожать все вокруг — пока его самого не упокоят обратно. В обиходе таких возвращенцев называют Тенями Владык. Неудивительно, что с момента подписания Договора разрешение на ревоплощение может дать только беспристрастная Инквизиция.
Инкубы и суккубы
В Средние века инкубами и суккубами называли два обличья Дьявола, которые тот принимал для совокупления с ведьмами и колдунами. В Дневном дозоре так зовутся маги узкого профиля, специализация которых — соблазнение соответственно женщин и мужчин. В какой-то мере инкубом можно назвать и главного ловеласа Ночного дозора Игната.
Игнат, светлый «инкуб».
Слово творца: Сергей Лукьяненко
Придумывали ли вы для книг и фильмов сверхъестественных существ, которые по каким-либо причинам не попали в финальные версии?
Практически нет. Разве что некоторые необычные виды оборотней: оборотни-ящеры, оборотни-лошади и т. д. Дело в том, что Иной-оборотень способен «перекидываться» в то животное, с которым себя наиболее ассоциирует. Поэтому, помимо обычных волков-оборотней и медведей-оборотней, существует целый ряд редких, экзотических перевертышей.
Наиболее интересное в оборотнях — разумеется, само превращение. Откуда эти существа берут дополнительную материю для звериного облика (и куда она исчезает потом) — непонятно. Зато известно, что после трансформации им требуется много мяса — очевидно, чтобы восстановить затраченную энергию. Помимо этого, процесс превращения пробуждает в них сильное сексуальное желание. «График трансформаций» никак не привязан к лунному циклу, однако в полнолуние оборотни обычно испытывают прилив сил.
В компьютерной игре оборотня (в человеческом облике, разумеется) можно опознать по капюшону.
Оборотень и перевертыш.
На службе Ночного дозора состоят боевые маги-перевертыши. Считается, что это те же оборотни, только Светлые. Впрочем, судя по косвенным данным, они проходят инициацию «в общем порядке», а потому могут быть исключены из числа низших Иных. В компьютерной игре «Ночной дозор» перевертышам доступно заклинание «Зов» (не имеет ничего общего с одноименной вампирской способностью), вызывающее зверя-помощника.
Грянулась красавица оземь и стала тигрицею.
Сумрак
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая только в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Так описывается вход в Сумрак в книге «Ночной дозор»:
Также подобное описание имеет место в книге «Дневной дозор»:
В романе «Новый дозор» говорится, что Сумрак — живое существо и даже обладает собственным разумом, а эмоции людей служат ему пищей.
В романе «Новый Дозор» открывается сущность Сумрака — это живая субстанция, обладающая разумом, а также инстинктом самосохранения. Когда Пророки предсказывают возможность уничтожения Сумрака, последний появляется в человеческом воплощении («Тигр») и начинает охотиться на Пророков.
Инкубы и суккубы
В Средние века инкубами и суккубами называли два обличья Дьявола, которые тот принимал для совокупления с ведьмами и колдунами. В Дневном дозоре так зовутся маги узкого профиля, специализация которых — соблазнение соответственно женщин и мужчин. В какой-то мере инкубом можно назвать и главного ловеласа Ночного дозора Игната.
Игнат, светлый «инкуб».
Содержание
Сумрак — мой дом родной
Побывать в Сумраке под силу многим. В сущности, способность входить в Сумрак и отличает человека от Иного. Но даже если вы простой человек, можете попросить знакомого мага устроить вам экскурсию на иные слои бытия. Или понаблюдать за кошками: они одновременно находятся на всех уровнях реальности. Похвастаться же тем, что обитают в Сумраке постоянно или даже родились в нем, могут немногие. С этих редких экземпляров и начнем.
Сумрак — место пребывания развоплотившихся (или развоплощенных) Иных — попросту говоря, навсегда покинувших наш солнечный мир. Достоверно узнать, как там пребывается, мы не в состоянии. Случаи ревоплощения (насильного возврата из Сумрака) крайне редки, причем ревоплощенные Иные ведут себя так, будто только что умирали — и не помнят, что было с ними после смерти. Можно, конечно встретиться с развоплотившимися на их территории, но в Сумраке они крайне необщительны: в лучшем случае покажут тебе пару двусмысленных жестов и оставят в недоумении. Впрочем, чем дальше в лес, тем толще партизаны: немногие Великие маги, умеющие забраться на самые глубокие слои Сумрака, знают куда больше о своих ушедших коллегах. Ну да это знание лежит в основе интриги «Последнего дозора», поэтому не станем портить удовольствие тем, кто еще не прочитал четвертый роман цикла.
Случается так, что волшебник призывает в реальный мир давно развоплощенного мага, накачивает его силой и пытается использовать для своих целей. Ничего хорошего из этой операции не выходит: пришелец быстро сходит с ума и начинает маниакально уничтожать все вокруг — пока его самого не упокоят обратно. В обиходе таких возвращенцев называют Тенями Владык. Неудивительно, что с момента подписания Договора разрешение на ревоплощение может дать только беспристрастная Инквизиция.
Сумрак
Собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Продолжительное пребывание на втором слое доступно Иным третьего уровня, ниже третьего слоя могут погружаться только Иные первого уровня и Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв поражает все слои Сумрака. Двери в Сумраке, даже запертые в обычном мире, обычно открыты (но их можно закрыть из Сумрака, так обычно и поступают со своими домами Иные). На первых слоях Сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет), а затем снова начинают набирать силу вплоть до 7-го (нашего мира). Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только нулевые Иные. Мерлин считал, что каждый слой Сумрака — это то, что могло случиться с нашим миром, возможность, не ставшая данностью, тень, отброшенная на Бытие. Границы между слоями представляют собой что-то вроде тонких плёнок поверхностного натяжения между мирами.
Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Но это лишь самая изученная форма жизни Сумрака.
Первый слой [ ]
- Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.
- Небо: Днём из-под облаков пробивается мёртвый свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
- Обитатели: Синий мох.
- Краски: Оттенки серого, смазанные черты.
- Движения: Замедленные.
- Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.
- Доступ: Все Иные.
Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени. Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
Второй слой [ ]
Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный мёртвый свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.
- Обитатели: Отсутствуют.
- Краски: Отсутствуют.
- Движения: Ещё более замедлены.
- Ощущения: Холод, тяжесть, сильное давление.
- Доступ: Начиная с пятого уровня Силы.
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
Третий слой [ ]
- Рельеф: Каменные плиты, сухие стебли и голые стволы деревьев.
- Небо: Странно сверкающие облака. Вместо солнца — багровое огненное облако.
- Обитатели: Отсутствуют.
- Краски: Отсутствуют.
- Движения: Очень замедлены.
- Ощущения: Пространство сопротивляется резким движениям.
- Доступ: Начиная со второго уровня Силы, с третьего - с использованием заклинания "Заем Сил".
В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями. В небе плывут сверкающие облака («будто взвесь стальных опилок в глицерине»). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве. Пространство «высокой плотности атмосферы». 1-й, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты. Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие. Например, боевая граната — в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба. Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева. Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники).
Четвёртый слой [ ]
- Рельеф: Песчаная земля, чёрные валуны.
- Небо: Розово-белое, солнца нет.
- Обитатели: Шептуны.
- Краски: Появляется намёк на них.
- Движения: Замедлены, но приближены к реальным.
- Ощущения: Индивидуальны — либо жар, либо холод.
- Доступ: Начиная с первого уровня Силы.
В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.
Пятый слой [ ]
- Рельеф: Высокая трава, деревья.
- Небо: Фиолетовые облака, солнце, иногда грозы. Ночью — белое небо с чёрными звёздами.
- Обитатели: Иногда сюда спускаются развоплощенные Иные.
- Краски: Присутствуют, но всё же не достаточно живые и натуральные.
- Движения: Максимально приближены к реальным, почти не замедлены.
- Ощущения: Холодно, но дышать и двигаться здесь легче.
- Доступ: Иные Вне категорий (Высшие).
На пятом слое находиться гораздо легче — он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию. Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе — Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо). Но если всмотреться — можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы — бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные. Этому пространству не хватает «натуральности».
Шестой слой [ ]
- Рельеф: Природный, почти натуральный.
- Небо: Есть солнце и луна, но нет звёзд.
- Обитатели: Развоплощенные Иные.
- Краски: Яркие, хотя не вполне естественные.
- Движения: Как в реальном мире.
- Ощущения: Подобны реальным, но присутствует налёт некой условности. У растений есть вкус.
- Доступ: Великие Иные, Вне категорий с использованием заклинания "Заем Сил".
Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый. Будучи «Магом вне категорий», Антон Городецкий понял это, и смог оказаться в нём, но только при помощи Мерлина. В этом слое пребывают все развоплощённые Иные. Некоторые из них способны подниматься и в более высокие слои Сумрака, вплоть до первого.
Седьмой слой [ ]
Венец Всего здесь скрыт. Всего лишь шаг остался.
Но он — наследие для сильных или умных,
Получишь всё и ничего, когда достать его сумеешь.
Иди вперед, коль ты силен, как я; иди назад, коль ты, как я, умён.
Начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино
Седьмой слой — это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом — в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (то есть спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только нулевые Иные.
Слои Сумрака [ ]
Сумрак состоит из нескольких слоёв.
Первый слой [ ]
Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени.
Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях Сумрака). К примеру, если взглянуть из Сумрака на газетную статью, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.
Второй слой [ ]
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
Третий слой [ ]
В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями.В небе плывут сверкающие облака («будто взвесь стальных опилок в глицерине»). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве.Пространство «высокой плотности атмосферы».
1-й, 2-ой и (в какой-то степени) 3-ий слои Сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире, соответствуют их сумрачные эквиваленты.Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие.Например, боевая граната — в первом слое ей соответствует такая же граната, во втором это может быть обычный камень. Самолёту во втором слое соответствует большая каменная глыба.Но бывает так, что в Сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так случилось с Останкинской телебашней: во втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева.Аналогичных объектов может не быть и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в Сумраке не сразу: чем глубже слой, тем больше время запаздывания. (Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй Мировой войны, в первом слое имеют чёткие сумрачные двойники).
Четвёртый слой [ ]
В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.
Пятый слой [ ]
В пятом слое находиться гораздо легче — он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию.Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе — Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо).Но если всмотреться — можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы — бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные.Этому пространству не хватает «натуральности».
Шестой слой [ ]
Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый.Будучи «Магом вне категорий», Антон Городецкий понял это, и смог оказаться в нём.В этом слое пребывают все развоплощённые Иные. Некоторые из них способны подниматься и в более высокие слои Сумрака, вплоть до первого.
Седьмой слой [ ]
Седьмой слой — это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом — в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (то есть спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только нулевые иные.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
В фильме «Дневной дозор» появляется любовная линия между вампиром Костей и ведьмой Алисой. Насколько вообще возможны и распространены подобные «межвидовые» связи во вселенной Дозоров?
Вполне возможны. Им препятствуют лишь предубеждения Темных против «низших Иных», однако порой романы все-таки заводятся. Куда реже встречаются романы между Светлыми и Темными. Как правило, их результат глубоко трагичен: кто-то из влюбленных должен «изменить цвет», а это могут безболезненно совершить лишь Высшие Иные, с гибкой, хорошо тренированной совестью. Впрочем, Высшие редко поддаются такой слабости, как любовь.
Ничего хорошего из любви Кости к Алисе не выйдет.
Кровососы
Вампиры — без сомнения, самые популярные существа в современном городском фэнтези. В одной гламурной газете даже назвали «Дневной дозор» фильмом про то, как выясняют отношения добрые и злые вампиры. Впрочем, кровососы мира Дозоров — далеко не могущественный стокеровский Дракула, не романтические одиночки из «Вампирских хроник» Энн Райс и даже не засекреченная организация из «Мира Тьмы». А просто — далеко не самые сильные Иные, к тому же безнадежно мертвые.
В обыденной жизни вампиры почти неотличимы от простых людей. Разве что не пьют даже по большим праздникам: алкоголь для упырей — сильный яд, разрушающий их метаболизм. Зато в Сумраке вампиры — трупы трупами: лобастая звериная морда, землисто-серая кожа, редкие волосы, впалые щеки, мертвые глаза. За собой «гемоглобинозависимые» оставляют «вампирскую тропу» — серый след, который некоторое время держится в Сумраке.
Кровь — единственная форма энергии, которой могут подпитываться вампиры. В современном мире они существуют в основном на консервированной донорской крови, однако время от времени получают лицензии на убийство людей. Свежая кровь, в частности, необходима вампирам-подросткам: без нее не пройдет их половое созревание, — а также только что инициированным кровососам для перестройки организма. Жертвой, как правило, становится человек противоположного вампиру пола, если только последний не обладает гомосексуальными склонностями. Приманивая жертву, упырь испускает гипнотический Зов — и человек подставляет шею, чувствуя себя абсолютно счастливым. В «рабочем режиме» вампир преображается: удлиняются клыки, отрастают когти. Клык вампира имеет весьма своеобразное строение, поэтому знающему Иному довольно просто отличить упырский укус от дешевой подделки. Укус происходит не обязательно в горло: на теле человека есть пять возможных для этого точек. Впитывать кровь вампиры могут всей поверхностью тела. Сам процесс «питания» занимает три-четыре минуты, в крайних случаях можно уложиться в несколько секунд. Но уже через четверть часа кровь будет полностью переработана в энергию, и вампир снова почувствует голод, терзающий его на протяжении всего посмертного существования.
Ну вот, опять в горло.
Способности вампира зависят от его личного могущества и опытности. Всем кровососам в той или иной мере присущи физическая сила, нечеловеческая ловкость, быстрые рефлексы. Со временем они приобретают способность к оборотничеству: чаще всего в классическую летучую мышь, но встречаются и другие варианты. Магические умения упырей незначительны и, как правило, требуют контакта взглядов. Несмотря на то, что вампиров не так много, между ними идет борьба за продвижение по внутренней иерархии. Высшее место в ней занимают локальные Мастера вампиров — самые сильные кровососы, никогда не терпевшие поражений. Большинство слухов об упырях — боязнь солнечного света, чеснока, осины, серебра — не более чем суеверия. Впрочем, они всегда отражаются в зеркале — даже если этого не хотят — и нуждаются в приглашении, чтобы зайти в чужой дом. После инициации вампиры сохраняют способность к деторождению, хотя по невыясненной причине «посмертный» ребенок у «гемоглобинозависимого» может быть только один. При этом он не станет по умолчанию вампиром — его придется специально инициировать.
Далеко не все вампиры готовы примириться с тем, что они уже мертвые.
Заслуги вампиров перед медициной и, в частности, донорством, неоспоримы.
Совершенно отдельная статья — Высшие вампиры, по уровню Силы сравнимые с магической элитой Иных. Наиболее правильный путь для вампира стать Высшим — питаться кровью молодых девственниц. Впрочем, подойдет и «пропись Саушкина» — коктейль из крови двенадцати доноров. Помимо высокого положения во внутренней иерархии, Высший вампир получает доступ к части магического арсенала Темных — ну и, разумеется, сильно продвигается во всех специфических способностях кровососов.
Пушечное мясо Тьмы
О кровь! Ты — жизнь!
На стороне Темных традиционно выступают существа, к которым больше всего подходят определения «нечисть» и «нежить». Сами Темные называют их низшими Иными и относятся к ним соответственно — как к рабочим скотинкам. Главное отличие вампиров и оборотней от прочих Иных — ими может стать любой представитель человечества, вне зависимости от умения входить в Сумрак. После инициации — классического укуса другого вампира или оборотня при обоюдном согласии как «инициатора», так и жертвы, — они теряют человеческую сущность, зато получают долгую жизнь, иммунитет к болезням, физическую мощь и «животный магнетизм». Ну и, разумеется, «Зверя внутри» — что пьющий кровь вампир, что перекинувшийся оборотень контролируют себя слабо. Именно поэтому Дозоры требуют регистрации низших Иных — как постоянной, по месту обитания, так и временной, если они остаются в чужом городе на ночь. Метка регистрации выглядит как синий сгусток энергии на груди Иного, и в случае необходимости дозорные могут с ее помощью остановить зарвавшегося нечеловека. Интересно, что и вампиры, и оборотни не любят сильных запахов — они мешают им охотиться, а охота на простых смертных необходима им для существования.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
Придумывали ли вы для книг и фильмов сверхъестественных существ, которые по каким-либо причинам не попали в финальные версии?
Практически нет. Разве что некоторые необычные виды оборотней: оборотни-ящеры, оборотни-лошади и т. д. Дело в том, что Иной-оборотень способен «перекидываться» в то животное, с которым себя наиболее ассоциирует. Поэтому, помимо обычных волков-оборотней и медведей-оборотней, существует целый ряд редких, экзотических перевертышей.
Наиболее интересное в оборотнях — разумеется, само превращение. Откуда эти существа берут дополнительную материю для звериного облика (и куда она исчезает потом) — непонятно. Зато известно, что после трансформации им требуется много мяса — очевидно, чтобы восстановить затраченную энергию. Помимо этого, процесс превращения пробуждает в них сильное сексуальное желание. «График трансформаций» никак не привязан к лунному циклу, однако в полнолуние оборотни обычно испытывают прилив сил.
В компьютерной игре оборотня (в человеческом облике, разумеется) можно опознать по капюшону.
Оборотень и перевертыш.
На службе Ночного дозора состоят боевые маги-перевертыши. Считается, что это те же оборотни, только Светлые. Впрочем, судя по косвенным данным, они проходят инициацию «в общем порядке», а потому могут быть исключены из числа низших Иных. В компьютерной игре «Ночной дозор» перевертышам доступно заклинание «Зов» (не имеет ничего общего с одноименной вампирской способностью), вызывающее зверя-помощника.
Грянулась красавица оземь и стала тигрицею.
Рукотворные существа
Если сам Сумрак не отличается особой активностью в плане сотворения живых существ, то разнообразные маги часто создают себе живых (или почти живых) сверхъестественных помощников. Иногда в качестве исходного материала берутся люди — например, некромант может поднять из могил воинство нежити. Другой вариант — создание могущественного артефакта, который приобретает черты живого существа.
Лукьяненко много времени прожил в Казахстане, поэтому восточный колорит в его книгах не редкость.
Яркий пример первого пути — девона, помощник великих магов. Это не Иной, а обычный человек, чаще всего умственно отсталый, которого под завязку «накачивают» Силой. Девона становится преданным слугой волшебника, в буквальном смысле слова превратившего его из грязи в князи, но при этом требует постоянной «подпитки». В народе такого спутника мага, понятное дело, считают одержимым духами.
В арабской мифологии девона — что-то вроде европейского фамилиара, дух, вселившийся в физическое тело. Причем чаще всего это тело птицы или зверя, а не человека. По-узбекски слово «девона» означает «юродивый».
В прошлом европейские маги нередко прибегали к услугам големов — кукол, оживленных магией. Наиболее подходящий материал для голема — глина, она пластична и хорошо «держит» Силу. Можно соорудить и деревянного «буратино», и металлического «самоделкина» — вот только работать они будут недолго. А из пластика голема не получится. Интеллектом глиняные человечки обделены, поэтому чаще всего служили для охраны, хотя попадались и «рабочие» экземпляры, и даже големы «для развлечений и забав». В соответствии с учением еврейских каббалистов, для активации голема необходима пластинка с волшебным словом, впрочем, иногда ее заменял камень, на котором начертана руна.
Ведьминская кукла-помощница Маша — тот же голем, только резиновый.
Бескуды
Меняющие шкуры
Оборотни — существа не менее классические, чем вампиры. В мире Дозоров они ведут обычную человеческую жизнь — за исключением трех-четырех ночей в месяц, которые им необходимо проводить в зверином облике. Это не обязательно волк: в книгах упоминаются оборотни-ящеры, оборотни-пантеры и даже древний-древний оборотень-смилодон (доисторический саблезубый хищник). Оборотни всегда превращаются в существо одного и того же биологического вида, максимум — двух родственных. Время, проведенное в зверином теле, они используют для охоты: как и вампирам, им выдаются соответствующие лицензии, и, как и вампиры же, перекидыши получают жизненную энергию из человеческих жертв.
В фильм «Дневной дозор» проникли даже оборотни-вороны.
БЕСТИАРИЙ «ДОЗОРОВ»
Всероссийская популярность вселенной Дозоров, созданной Сергеем Лукьяненко при участии Владимира Васильева, началась летом 2004 года с премьеры фильма «Ночной дозор» по одноименному роману. Книги, фильмы и игры описывают секретную магическую изнанку нашего мира, где сражаются Иные — люди и нелюди со сверхъестественными способностями. Одно из ключевых понятий мира — Сумрак, многослойное «отражение» нашей реальности, доступное только Иным.
С точки зрения беспристрастной науки, любой Иной сразу после посвящения перестает быть человеком и становится кандидатом в бестиарий мира «Дозоров». Не верите? Достаточно взглянуть на сумеречный облик любого Светлого или Темного. Впрочем, все зависит от точки зрения. Светлые, конечно, этого не афишируют, но мир Иных неоднороден. Зачастую зыбкая и невидимая граница пролегает уже в именованиях. С одной стороны — нейтральные «маг», «волшебница», «колдун», «ведьма». О них и о магии «Дозоров» в целом мы поговорим в другой раз. С другой — вампиры, оборотни, загадочные бескуды и даже политкорректные «боевые маги-перевертыши». Про этих Иных, а также о специфических тварях Сумрака читайте на следующих страницах.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
Появятся ли в фильме «Дневной дозор» представители нечисти, чудовища и прочие сумеречные обитатели, которых не было в книгах?
Да, появятся. В финале фильма будет присутствовать целый бестиарий Темных в их Сумеречном (отвечающем внутренней сути) воплощении. Зрелище довольно жуткое. Даже автор узнал не всех присутствующих монстров.
Синий мох жирует на человеческих (и Иных) эмоциях.
Зеркальный маг или попросту Зеркало — еще одно стихийное порождение Сумрака. Это наглядная иллюстрация того, что мироздание стремится к равновесию. Зеркало появляется там, где Свет или Тьма получают быстрый и существенный перевес над противником, — и становится на сторону проигрывающих. Исходным материалом служит неинициированный Иной, который не склоняется ни к Свету, ни к Тьме. После преобразования в Зеркало он теряет память и начинает стремительный карьерный рост. Зеркальный маг отражает любую атаку противника и быстро набирает Силу, пока не нанесет врагу урон, достаточный для восстановления баланса, — и сразу самостоятельно развоплощается. За всю историю Дозоров Зеркало появлялось девять раз: семь у Темных и два у Светлых. Предугадать появление Зеркального мага нельзя, можно только на его приход надеяться. Воистину, неисповедимы пути сумеречные.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
В фильме «Дневной дозор» появляется любовная линия между вампиром Костей и ведьмой Алисой. Насколько вообще возможны и распространены подобные «межвидовые» связи во вселенной Дозоров?
Вполне возможны. Им препятствуют лишь предубеждения Темных против «низших Иных», однако порой романы все-таки заводятся. Куда реже встречаются романы между Светлыми и Темными. Как правило, их результат глубоко трагичен: кто-то из влюбленных должен «изменить цвет», а это могут безболезненно совершить лишь Высшие Иные, с гибкой, хорошо тренированной совестью. Впрочем, Высшие редко поддаются такой слабости, как любовь.
Ничего хорошего из любви Кости к Алисе не выйдет.
Кровососы
Вампиры — без сомнения, самые популярные существа в современном городском фэнтези. В одной гламурной газете даже назвали «Дневной дозор» фильмом про то, как выясняют отношения добрые и злые вампиры. Впрочем, кровососы мира Дозоров — далеко не могущественный стокеровский Дракула, не романтические одиночки из «Вампирских хроник» Энн Райс и даже не засекреченная организация из «Мира Тьмы». А просто — далеко не самые сильные Иные, к тому же безнадежно мертвые.
В обыденной жизни вампиры почти неотличимы от простых людей. Разве что не пьют даже по большим праздникам: алкоголь для упырей — сильный яд, разрушающий их метаболизм. Зато в Сумраке вампиры — трупы трупами: лобастая звериная морда, землисто-серая кожа, редкие волосы, впалые щеки, мертвые глаза. За собой «гемоглобинозависимые» оставляют «вампирскую тропу» — серый след, который некоторое время держится в Сумраке.
Кровь — единственная форма энергии, которой могут подпитываться вампиры. В современном мире они существуют в основном на консервированной донорской крови, однако время от времени получают лицензии на убийство людей. Свежая кровь, в частности, необходима вампирам-подросткам: без нее не пройдет их половое созревание, — а также только что инициированным кровососам для перестройки организма. Жертвой, как правило, становится человек противоположного вампиру пола, если только последний не обладает гомосексуальными склонностями. Приманивая жертву, упырь испускает гипнотический Зов — и человек подставляет шею, чувствуя себя абсолютно счастливым. В «рабочем режиме» вампир преображается: удлиняются клыки, отрастают когти. Клык вампира имеет весьма своеобразное строение, поэтому знающему Иному довольно просто отличить упырский укус от дешевой подделки. Укус происходит не обязательно в горло: на теле человека есть пять возможных для этого точек. Впитывать кровь вампиры могут всей поверхностью тела. Сам процесс «питания» занимает три-четыре минуты, в крайних случаях можно уложиться в несколько секунд. Но уже через четверть часа кровь будет полностью переработана в энергию, и вампир снова почувствует голод, терзающий его на протяжении всего посмертного существования.
Ну вот, опять в горло.
Способности вампира зависят от его личного могущества и опытности. Всем кровососам в той или иной мере присущи физическая сила, нечеловеческая ловкость, быстрые рефлексы. Со временем они приобретают способность к оборотничеству: чаще всего в классическую летучую мышь, но встречаются и другие варианты. Магические умения упырей незначительны и, как правило, требуют контакта взглядов. Несмотря на то, что вампиров не так много, между ними идет борьба за продвижение по внутренней иерархии. Высшее место в ней занимают локальные Мастера вампиров — самые сильные кровососы, никогда не терпевшие поражений. Большинство слухов об упырях — боязнь солнечного света, чеснока, осины, серебра — не более чем суеверия. Впрочем, они всегда отражаются в зеркале — даже если этого не хотят — и нуждаются в приглашении, чтобы зайти в чужой дом. После инициации вампиры сохраняют способность к деторождению, хотя по невыясненной причине «посмертный» ребенок у «гемоглобинозависимого» может быть только один. При этом он не станет по умолчанию вампиром — его придется специально инициировать.
Далеко не все вампиры готовы примириться с тем, что они уже мертвые.
Заслуги вампиров перед медициной и, в частности, донорством, неоспоримы.
Совершенно отдельная статья — Высшие вампиры, по уровню Силы сравнимые с магической элитой Иных. Наиболее правильный путь для вампира стать Высшим — питаться кровью молодых девственниц. Впрочем, подойдет и «пропись Саушкина» — коктейль из крови двенадцати доноров. Помимо высокого положения во внутренней иерархии, Высший вампир получает доступ к части магического арсенала Темных — ну и, разумеется, сильно продвигается во всех специфических способностях кровососов.
Рукотворные существа
Если сам Сумрак не отличается особой активностью в плане сотворения живых существ, то разнообразные маги часто создают себе живых (или почти живых) сверхъестественных помощников. Иногда в качестве исходного материала берутся люди — например, некромант может поднять из могил воинство нежити. Другой вариант — создание могущественного артефакта, который приобретает черты живого существа.
Лукьяненко много времени прожил в Казахстане, поэтому восточный колорит в его книгах не редкость.
Яркий пример первого пути — девона, помощник великих магов. Это не Иной, а обычный человек, чаще всего умственно отсталый, которого под завязку «накачивают» Силой. Девона становится преданным слугой волшебника, в буквальном смысле слова превратившего его из грязи в князи, но при этом требует постоянной «подпитки». В народе такого спутника мага, понятное дело, считают одержимым духами.
В арабской мифологии девона — что-то вроде европейского фамилиара, дух, вселившийся в физическое тело. Причем чаще всего это тело птицы или зверя, а не человека. По-узбекски слово «девона» означает «юродивый».
В прошлом европейские маги нередко прибегали к услугам големов — кукол, оживленных магией. Наиболее подходящий материал для голема — глина, она пластична и хорошо «держит» Силу. Можно соорудить и деревянного «буратино», и металлического «самоделкина» — вот только работать они будут недолго. А из пластика голема не получится. Интеллектом глиняные человечки обделены, поэтому чаще всего служили для охраны, хотя попадались и «рабочие» экземпляры, и даже големы «для развлечений и забав». В соответствии с учением еврейских каббалистов, для активации голема необходима пластинка с волшебным словом, впрочем, иногда ее заменял камень, на котором начертана руна.
Ведьминская кукла-помощница Маша — тот же голем, только резиновый.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
Появятся ли в фильме «Дневной дозор» представители нечисти, чудовища и прочие сумеречные обитатели, которых не было в книгах?
Да, появятся. В финале фильма будет присутствовать целый бестиарий Темных в их Сумеречном (отвечающем внутренней сути) воплощении. Зрелище довольно жуткое. Даже автор узнал не всех присутствующих монстров.
Синий мох жирует на человеческих (и Иных) эмоциях.
Зеркальный маг или попросту Зеркало — еще одно стихийное порождение Сумрака. Это наглядная иллюстрация того, что мироздание стремится к равновесию. Зеркало появляется там, где Свет или Тьма получают быстрый и существенный перевес над противником, — и становится на сторону проигрывающих. Исходным материалом служит неинициированный Иной, который не склоняется ни к Свету, ни к Тьме. После преобразования в Зеркало он теряет память и начинает стремительный карьерный рост. Зеркальный маг отражает любую атаку противника и быстро набирает Силу, пока не нанесет врагу урон, достаточный для восстановления баланса, — и сразу самостоятельно развоплощается. За всю историю Дозоров Зеркало появлялось девять раз: семь у Темных и два у Светлых. Предугадать появление Зеркального мага нельзя, можно только на его приход надеяться. Воистину, неисповедимы пути сумеречные.
Слово творца: Сергей Лукьяненко
В фильме «Ночной дозор» мы встретились с куклой Машенькой. Насколько распространено среди ведьм заводить таких питомцев-фамилиаров и какими они бывают?
Это очень распространенное явление. Однако обычно ведьмы используют животных (чаще всего — котов или сов), реже — предметы быта (веники, котлы, лопаты). Подобные питомцы, помимо функции магического друга, еще и выполняют полезную работу по дому. Ведьма из фильма, очевидно, из ностальгических соображений, использовала детскую игрушку. Свою? Своей дочери? Скорее всего, дочери, и, вероятно, погибшей. Но это уже только предположения автора.
Волшебники Востока научились создавать себе помощников из чистой Силы, безо всякой материальной основы. Их называли дэвами или джиннами. Поскольку никакого «выключателя» у дэвов не предусмотрено, довольно сложной задачей было подчинить их создателю. Джинны видны только в Сумраке, причем их облик может быть самым разным. В «Последнем дозоре» описывается дэв с человеческим торсом и хвостом змеи, а также обезьяноподобный дэв с шерстью и почему-то очень резким запахом.
Артефакт под названием кот Шредингера относится к тем сущностям, о которых нельзя точно сказать, живые они или мертвые. Он выглядит как пушистая удавка и используется для конвоирования особо опасных преступников. Если Иной, на шее которого висит кот Шредингера, пытается применить магию, артефакт моментально убивает его. В названии есть некоторый юмор: физик Шредингер вошел в историю благодаря мысленному эксперименту, где описывал кота, который, в согласии с положениями квантовой механики, одновременно и жив, и мертв.
Сам Сергей Лукьяненко опознал далеко не всех существ из фильма «Дневной дозор».
Владимир Васильев в «Лике Черной Пальмиры» описывает ментор-артефакты. Эти предметы, в которые вложены частичка создателя и Сила многих веков, нередко обладают подобием собственной воли. Ментор-артефакты действуют самыми невероятными способами, но почти всегда «продвигают» использующего их Иного на пару уровней вверх.
Мир Дозоров — место, где могут соседствовать самые непохожие друг на друга существа: оборотни, дэвы, кот Шредингера, резиновые куклы-фамилиары. Эта вселенная — умелый сплав древних легенд и мифов с традициями современной мистики и реалиями, когда-то бывшими частью нашего реального мира. Пожалуй, именно это смешение стилей и есть то, что привлекает многих в мире Дозоров — как в оригинальных романах, так и в фильмах и играх по их мотивам.
Читайте также: