Образом чего являются монстры в беовульфе
Монстры Толкина являются злые существа, такие как орки , тролли , и гигантские пауки, которые выступают против , а иногда и бороться с главными героями в Толкиена «s Средиземья легендариуме.
Толкин был знатоком древнеанглийского языка , особенно Беовульфа , и некоторые из его монстров имеют общие черты с монстрами Беовульфа ; его Тролли были уподоблены Грендели , Орк имя восходит к поэме orcneas , и дракон Смог имеют несколько атрибутов в Беовульфе драконе .
Европейская средневековая традиция монстров делает их либо гуманоидными, но искаженными, либо подобными диким зверям, но очень большими и злобными; Толкин следует обеим традициям с такими монстрами, как орки первого вида и варги второго. Некоторые ученые добавляют в список чрезвычайно могущественных Тёмных лордов Толкина Моргота и Саурона как чудовищных врагов как по духу, так и по телу.
Ученые отметили, что злая природа монстров отражает римский католицизм Толкина , религию, которая имеет четкое представление о добре и зле.
Литературная форма
Считается, что песнь о Беовульфе написана в стихотворной форме, однако она не совсем соответствует традиционным канонам поэзии. Как и многие другие ранние произведения средневековья, «Беовульф» был составлен в форме песни или баллады и написан так, чтобы певцам было легче запомнить огромное количество срок (в поэме их 3182). «Беовульф» в кратком содержании и даже в переводе со староанглийского теряет свое специфическое звучание.
Песенная форма Средних веков основывалась на куплетах, но «Беовульф» – произведение настолько раннее, что не содержит их. Фактически это текст, состоящий из более трех тысяч строк, никак не разделенных и ничем не прерываемых. Чтобы не запутаться, певцы слагали песни, используя прием аллитерации, где важна фонетическая система повторяющихся ударных звуков и пауз.
Аллитерация используется в каждой строке поэмы «Беовульф». Краткое содержание с цитатами в оригинале (на староанглийском языке) с детальными описаниями правильного чтения поможет оценить щепетильность подхода к сложению песни. Особенно важную роль для мелодичности строк играют также модуляция голоса и темп прочтения.
Часть вторая: схватка с чудовищем
Воины заканчивают пир рано и оставляют гаутскую дружину в большом праздничном холле в ожидании Гренделя. Беовульф идет ко сну без доспехов и оружия, поскольку знает, что монстра можно одолеть лишь равной силой и умением.
В середине ночи Грендель врывается в зал и хватает одного из воинов. Проснувшись, Беовульф сразу бросается на противника и крепко хватает его за огромную лапу. Бой с Гренделем тяжел и долог, чудовище массивнее и сильнее воина, но, несмотря на это, Беовульф ни разу не ослабил железную хватку на лапе Гренделя. Уже под утро уставший от схватки монстр совершает неловкое движение и Беовульф с силой тянет его лапу, которая с хрустом отрывается от тела. Испуганный Грендель убегает в свое болото, где и погибает от раны. Рука чудовища остается в холле и Беовульф вручает ее в дар Хротгару.
Монстры
Ученые сравнили некоторых монстров Толкина, в том числе его троллей, Голлума и Смауга, с монстрами в Беовульфе .
Тролли
Первая битва Беовульфа происходит с монстром Гренделем, которого ученые часто принимают за своего рода тролля из скандинавской мифологии . В Троллях в Властелин колец разделяют некоторые атрибуты Гренделя, такие как большой размер и прочность, будучи более или менее бессловесные, непроницаемый для обычных мечей и одобряя ночь. Ученый Кристина Фосетт предполагает, что «ревущий тролль» Толкина в «Возвращении короля» отражает «огненный глаз и ужасный крик» Гренделя. Отмечая, что Толкин сравнивает их со зверями, когда они «приближались, ревя, как звери . ревя», она замечает, что они «остаются бессловесными воинами, как Грендель», хотя они разумны, обладают интеллектом и одним языком, в отличие от различные языки орков Толкина.
Голлум
Голлума , гораздо меньшего по размеру монстра в Средиземье, также сравнивают с Гренделем за его предпочтение к охоте голыми руками и его пристрастие к пустынным, болотистым местам. Многие параллели между этими монстрами включают их склонность к воде, их изоляцию от общества и их звериное описание. Верлин Флигер предполагает, что он - центральная фигура чудовища Толкина, сравнивая его как с Гренделем, так и с драконом; она описывает его как «извращенного, сломленного, отверженного хоббита, чья человеческая форма и драконья жадность сочетают в себе оба вида монстров Беовульфа в одной фигуре».
Грендель | Голлум | Беовульф дракона |
---|---|---|
Людоед | Каннибалист , ест гоблинов , хоббитов, если нет рыбы | - |
"Отверженный, странник в пустыне, из рода Каина " | Убийца, изгой | - |
Невозможно вынести звуки человеческого удовольствия под музыку арфы | Небольшой уголок его разума все еще мог наслаждаться «добрым голосом . но это . в конце концов только разозлило бы его злую часть. | - |
- | Жадность кольца | Жажда сокровищ |
- | Из-за жадности к кольцу он превратился в ползучую тварь, его оригинальное имя Смеагол означает «ползучий». | ( Фафнир превратился в дракона, чтобы охранять свое золото и свое кольцо) |
- | Его имя для кольца «Precious» является OE māþum | māþum - кладезь дракона |
Смауг
Толкин использовал в Беовульфе дракона , чтобы создать одну из его самых отличительных монстров, дракон в Хоббите , Smaug . Беовульф дракон пробуждается и разгневанной кражей золотой чаши из его груды сокровищ; он улетает в ночи и разрушает зал Беовульфа; он убит, но сокровище проклято, и Беовульф тоже умирает. В «Хоббите» одноименный главный герой Хоббита Бильбо, соответственно, крадет золотую чашу из огромной груды сокровищ дракона, пробуждая Смауга, который вылетает и сжигает Озерный город ; Очарование золота слишком соблазнительно для дварфа Торина Дубощита , которого вскоре убивают. С другой стороны, дракон Беовульф не говорит; Толкин сделал Смауга разговорчивым и хитрым с этим. Ученые проанализировали параллели между Смаугом и безымянным драконом Беовульф :
"старый сумеречный опустошитель . горячий и свирепый" .
"война этого червя была / широко известна"
"был тогда в ярости / смотритель кургана
хотел врага / огнем отомстить за
драгоценную чашу для питья ".
"обнаженный дракон ненависти, летящий ночью,
увенчанный огнем"
«Тот, кто на высокой вересковой пустоши / клада смотрел на
крутой каменный курган /
никому неизвестная тропа к нему ».
СОДЕРЖАНИЕ
Англосаксонская поэма «Беовульф»: краткое содержание сюжета
Как и все средневековые эпосы, первая англосаксонская поэма воспевает силу, ловкость и героизм воинов. Пересказ сюжета поэмы можно разделить на три основные части, совпадающие с тремя битвами главного героя.
Для того чтобы упростить пересказ сюжета, краткое содержание «Беовульфа» проще всего разделить на пять небольших частей:
- Введение, или экспозиция.
- Битва с Гренделем.
- Битва с матерью Гренделя.
- Битва с драконом.
- Заключение.
Однако стоит принять во внимание песенную форму поэмы «Беовульф». Краткое содержание по стихам делит ее на большее количество частей в силу немалого объема.
Часть вторая: знакомство с главным героем
Слух о бедствиях, обрушившихся на датских сородичей, дошел до короля Хигелака, правящего над Гаутами. Могучий племянник короля Беовульф вызвался уйти в плаванье с целью помочь Хротгару победить монстра. Беовульф собрал дружину из четырнадцати воинов и отправился в путь.
Приплыв к берегам Дании, Беовульв с товарищами направляется ко двору Хротгара. Встречающиеся на пути люди поражены статью и силой причаливших воинов и надеются на их помощь.
Большая часть сотни строк, знакомящих читателя с Беовульфом, посвящена описанию доспехов и оружия Гаутской дружины. Представленное в статье краткое содержание «Беовульфа» не уделяет внимания описательным сценам, хотя стоит отметить, что оружие удостаивается особого внимания автора на протяжении всей песни.
О монстрах и людях: кем было мрачное существо, известное как Грендель, из эпической поэмы "Беовульф"
Даже в наши дни можно встретить монстров. Обычно они прячутся под кроватями, выглядывают из шкафа или свисают с потолка, а детская фантазия неустанно дорисовывает им клыки, чешую, пылающие глаза и когти. А вот в средневековой Англии монстры не были такими однозначными, к примеру, так дело обстоит с Гренделем в поэме “Беовульф”. Ее считают основным примером англосаксонской литературы и западной эпической поэзии. Этот текст изначально был написан на древнеанглийском языке, в поэме рассказывается история скандинавского героя Беовульфа, который пытался помочь датскому королю Хротгару, а для этого ему нужно было убить монстра известного как Грендель, а он был известен не меньше, чем сам Беовульф.
Великан или дракон?
Из-за того, что текст имеет скандинавское происхождение, аргументы на пользу того, что Грендель был великаном весьма интересны. Если вдуматься, то это достаточно разумное предположение, ведь в норвежских сагах и мифологических историях великаны описаны как большие двуногие гиганты, живущие в сфере огня. Великану Имиру даже приписывают создание первоначальной версии мира от его собственных конечностей. Физические данные Гренделя лучше всего соответствуют предположению, что он великан, поскольку норвежцы утверждали, что у гиганта было много отвратительных черт, таких как когти и клыки, а у некоторых было даже больше одной головы.
А вот аргумент о том, что Грендель является драконом, не соответствует скандинавским взглядам на этих существ. Основное доказательство того, что Грендель может попасть в эту категорию, основано на европейской интерпретации драконов как достаточно крупных существ. Их тела были покрыты чешуйками, а сами драконы предпочитали сидеть в пещерах, охраняя золотые запасы от жадных людей. Считается, что Грендель мог быть более ранней версией дракона, хотя в оригинальном тексте он был несколько гуманоидным, но физические описания монстра из “Беовульфа” совпадают с описанием раннего европейского дракона.
Битва с Гренделем. Часть первая
Грендель – один из трех могучих противников, битва с которыми составляет основную часть поэмы «Беовульф». Содержание битвы из-за объема строк удобно разделить на две части.
Беовульф, приплыв на помощь Хротгару в час нужды, дарит надежду датчанам и пробуждает в них дух веселья. Хротгар знаком с подвигами могучего гаута и на пиру в честь героя обещает Беовульфу в случае победы множество дорогих даров и все, о чем воин только попросит.
Однако не все подданные датского короля настроены благожелательно. Завистливый Унферт умаляет силу и славу Беовульфа, предсказывая его гибель в поединке с болотным чудовищем. Беовульф, несмотря на свою молодость и неопытность в дипломатических делах, не идет на поводу у навязчивого Унферта и достойно отвечает задире.
Гуманоид, звери и не только
Зло в уме или теле
В энциклопедии Толкина Джонатан Эванс первоначально выделяет две категории монстров в Легендариуме Толкина . К первому относятся тролли , орки и балроги , гуманоиды, но искаженные различными способами; второй состоит из злобных зверей, которые напоминают животных из естественного мира, но намного крупнее, таких как волкоподобные варги , гигантские злые пауки - Унголиант и ее выводок, Наблюдатель с щупальцами в воде . Бесперые крылатые кони Назгулов чудовищны во втором смысле, гигантские, но, очевидно, основанные на природе, и «склонные ко злу». Толкин никогда не называет их, хотя и ссылается на них как на «падших зверей», а в письме описывает их как « птеродактильных ».
Эванс отмечает, что третий вид монстров, Драконы Толкина, «особенно важный чудовищный тип», не подходит ни к одной из этих категорий, и он рассматривает этих «чрезвычайно больших, рептильных существ . сверхъестественно злых монстров» отдельно. Драконы упоминаются лишь вскользь во «Властелине колец» , но драконы, которые могут говорить, но определенно не являются гуманоидами, являются важными персонажами как в «Сильмариллионе», так и в «Хоббите» .
Толкин непоследовательно относил монстров к этим категориям. В «Хоббите» холмовые тролли изначально комичны; они плотоядны, но не особенно злобны, имеют вульгарные манеры за столом и говорят с акцентом кокни. Однако, когда волшебник Гэндальф перехитрил их, пишет ученый Кристина Фосетт, эти тролли рассматриваются как «чудовищные, предостережения против порока, навсегда запечатленные в камне за их жадность и гнев». Критик Грегори Хартли добавляет, что тролли в «Сильмариллионе» и «Властелине колец » «более зверины» и гораздо меньше похожи на троллей из скандинавской мифологии ; Фосетт сравнивает их с чудовищем Гренделем в Беовульфе . В описании Толкина: «Олог-хаи их называли на Черном Наречии . Никто не сомневался, что Саурон вырастил их, хотя неизвестно, из какой породы . Они были троллями, но исполнены злой воли своего хозяина: падшая раса , сильные, подвижные, свирепые и хитрые, но тверже, чем камень. В отличие от старой расы Сумерек, они могли вынести Солнце, пока воля Саурона властвовала над ними. Они мало говорили и говорили на единственном языке, который знали было Черным Наречием Барад-дура ".
Зло в духе
Другие ученые иногда добавляют могущественных противников Легендариума в список монстров; Джо Эбботт, пишущий в Mythlore , описывает Темных лордов Моргота и Саурона как монстров, умных и могущественных, но полностью перешедших на сторону зла. Эбботт отмечает, что в книге «Монстры и критики» Толкин проводил различие между обычными монстрами в теле и монстрами также в духе:
Различие [есть] между дьявольским людоедом и дьяволом, проявляющим себя в облике людоеда - между чудовищем, пожирающим тело и приносящим временную смерть, которое населено проклятым духом, и духом зла, стремящимся, в конечном счете, к душе. и неся вечную смерть »
Выйдя за пределы тела с этими чудовищными Темными Лордами, Толкин, с точки зрения Эбботта, совершил «окончательную трансформацию» для христианского автора, создав «гораздо более ужасающего монстра».
Зло и тьма
Римский католицизм Толкина дал ему ясное представление о добре и зле и готовую символику под рукой: свет символизирует добро, а тьма - зло, как это делается в Библии.
В «Братстве кольца» первым злым существом, с которым сталкиваются хоббиты после выхода из Шира в поисках уничтожения Единого Кольца, является Старик Ива , могущественное дерево или древесный дух, который контролирует большую часть Старого леса . Он совершенно недоброжелателен. За пределами входа в Морию Братство снова атаковано, на этот раз Наблюдателем в воде . Он специально захватывает Фродо , хранителя кольца, как если бы он знал и противился квесту. Эванс комментирует, что, хотя это чудовище явно смертельно опасно, оно расплывчато, лишь схематично описано в тексте.
Эванс отмечает, что «еще более неопределенными», возможно, даже не живыми, являются «чудовищные Стражи», охраняющие ворота Башни Кирит Унгол на проходе в злую землю Мордора . Толкин описывает их как осведомленных, но неподвижных, с пребывающим в них «духом злой бдительности»:
Они были подобны огромным фигурам, восседающим на тронах. У каждого было по три соединенных тела и по три головы, обращенных наружу, внутрь и через ворота. На головах были лица стервятников, а на их огромных коленях лежали руки, похожие на когтистые. Они казались вырезанными из огромных каменных блоков, неподвижными, и все же они осознавали: в них обитает какой-то ужасный дух злой бдительности. Они знали врага. Видимый или невидимый никто не мог пройти без внимания. Они запретят ему вход или побег.
Чудовищные Стражи побеждены эльфийским светом Фиала Галадриэли ; Сэм держит его, «и тени под темной аркой убежали»; Сэм видит «блеск в черных камнях их глаз», полный злобы, и их воля сломлена.
Свет Фиала Галадриэль также эффективен против гигантского паука Средиземья Шелоб , дочери линии злых Унголиант . Шелоб одновременно злая и древняя, «раздутая и толстая от бесконечных размышлений о своих пирах, плетение паутины теней; все живое было ее пищей, а ее блевотиной тьма». Оппозиции Галадриэля и Шелоб интерпретировались психологически с точкой зрения юнгианских архетипов , медиевист Алариком Холл утверждает , в более общем плане, что в Властелине колец , как в Беовульфе и сагах Греттира , противостояние героев и монстров психологическое так же , как физический, поскольку «герои не могут победить своих врагов, не забрав что-то себе». Толкиновский ученый Верлин Флигер пишет, что свет Галадриэли - это расколотый остаток света двух деревьев Валинора, которые растворились в безграничной тьме самого раннего предка Шелоб, Унголианта. Этот свет содержал и символизировал божественную силу; его разрушение было воплощением зла.
Нежить
Другие монстры во «Властелине колец» являются гуманоидами, но нежитью , например, курганом, который ловит хоббитов вскоре после того, как они покинули дом Тома Бомбадила . Такие существа встречаются в скандинавской мифологии. Намного более могущественны назгулы, нежить и невидимые, но все же физические кольцевые призраки, способные ездить на лошадях и владеть оружием; когда-то они были королями людей , но были пойманы Сауроном в ловушку с даром Колец Власти .
Голлум , который когда-то был членом мирной группы хоббитов, превратился в отчаянного монстра, живого, но с почти разрушенным разумом, постоянно ищущего Единое Кольцо после того, как носил его в течение многих столетий. Флигер предполагает, что Голлум является центральной фигурой чудовища Толкина, сравнивая его как с Гренделем, так и с драконом Беовульфа , «извращенным, сломленным, отверженным хоббитом, чья человеческая форма и подобная дракону жадность сочетают в себе оба вида монстров Беовульфа в одной фигуре».
Души и разум
Орки изображаются полностью злыми, что означает, что их можно убить без сожаления. Тем не менее, орки похожи на людей в том, что они могут говорить и иметь схожее представление о добре и зле, моральное чувство справедливости, даже если они не могут применить свою мораль к себе. Это поставило Толкина, набожного католика, перед проблемой: поскольку «зло не может творить, только насмехаться», по крайней мере несколько разумные и морально осведомленные орки не могли быть созданы злом как действительно новый и отдельный вид; но альтернатива, что они были испорчены одним из свободных народов Средиземья, например, эльфами, что означало бы, что они были полностью разумными и имели бессмертные души, была столь же неприятна для него. Толкин осознал, что некоторые решения, которые он принял в своей детской книге 1937 года « Хоббит» , показывая своих гоблинов (орков) даже немного цивилизованными и давая своим животным силу речи, явно подразумевали разумность; это противоречило более взвешенной теологии его Легендариума.
Варги , огромные волкоподобные звери, могут атаковать независимо, как они это делают, когда Братство Кольца движется на юг от Ривенделла и вскоре после того, как Рота Торина вышла из Туманных гор. Эта группа варгов в «Хоббите» могла говорить, но никогда не говорила приятно. Хартли рассматривает варгов как «олицетворенных животных», отмечая, что Толкин пишет об их действиях, используя такие глаголы, как «планировать» и «охранять», подразумевая, по его мнению, что варги чудовищны, «больше, чем просто звери»; но все же он отрицает, что они «обладают автономной волей».
Падшие ангелы
Некоторые монстры Толкина, безусловно, разумны, поскольку они ангелоподобные существа, могущественные Айнур , впавшие во зло. Это так же, как в христианстве, где дьявол Люцифер понимается как падший ангел, который когда-то действительно был величайшим из ангелов. У этих персонажей были бессмертные души, они были созданы одним Богом ( Эру Илуватар в Легендариуме), но сделали выбор зла по собственной воле .
Злые лорды Легендариума чрезвычайно могущественны. Мелькор или, как он стал, Моргот, особенно напоминает Люцифера, поскольку он описывается как самый могущественный из айнур, прежде чем он обратился во тьму. Он действительно был интерпретирован как аналог сатаны , поскольку, как и Люцифер, он восстает против своего создателя. Он физически и символически уничтожает Два Древа Валинора , которые принесли свет в мир. Когда часть их света улавливается и воплощается в подобных драгоценным камням Сильмарилям , он крадет их и помещает в свою корону.
Слуга Моргота, Саурон , также был описан как Темный Лорд; он был Майей, служившей Вала Ауле , но, предав другого Майара, стал главным помощником Моргота, а затем, в отсутствие Моргота, Темным Лордом Средиземья сам по себе. У Толкина есть персонаж во «Властелине колец» , Элронд , который заявляет: «Вначале нет ничего злого. Даже Саурон не был таким».
Демоны огня или балроги тоже попадают в эту категорию, по крайней мере, в более поздних работах Толкина, где они были описаны как Майя, испорченная Мелькором. В Властелина колец , то мастер Гэндальф имена балрог Кхазад-Дум , как «недругу за любой из вас» и «пламя Удуна», то есть бессмертным , но злое существо, с силой , подобной его собственной.
Битва с драконом. Часть первая
Героям средневековых эпосов редко удается достичь старости, особенно это касается произведений, основанных на скандинавской мифологии, где основной целью воина является смерть в славном бою, гарантирующая герою место в Вальхалле.
Поучаствовав во многих битвах и умножив свою воинскую славу, Беовульф вынужден занять трон своего дяди Хигелака. Под его управлением земля гаутов процветает и богатеет. Много лет правит Беовульф своим королевством и охраняет безопасность своих подданных. Вот он уже стар и чувствует, что близок конец славной жизни. Все, о чем просит бывалый воин – покинуть этот мир в бою и заслужить Вальхаллу.
Недалеко от королевского двора незадачливый прохожий нашел клад, охраняемый спящим драконом. Не зная о последствиях, он взял из кучи драгоценностей всего один небольшой кубок, но дракон, почуяв кражу, пробудился и стал нападать на соседние поселения. Слух о крылатом змее очень скоро достиг Беовульфа, который дал клятву до последних своих дней защищать подданных от любой напасти. Король приказывает сковать себя тяжелый щит для защиты от драконьего пламени и готовится к последнему, как он чувствует, бою в своей жизни.
Часть вторая: героическая смерть Беовульфа
Взяв в проводники того самого злополучного вора и снарядив небольшой отряд, король гаутов храбро идет навстречу своей судьбе. На пути к логову змея воины сталкиваются с огненным ручьем, через который невозможно перебраться. Беовульф громким кличем выманивает дракона на бой.
Увидев страшного огнедышащего змея, воины бегут вон, оставляя своего короля. Лишь храбрый молодой Виглаф остается подле Беовульфа. Старый воин наносит дракону удар мечем, но сила его уже не та, и от непробиваемой чешуи змея меч раскалывается пополам. Дракон прокусывает шею Беовульфа и из раны льется кровь. Верный Виглаф, желая помочь своему королю, наносит дракону удар в живот, при этом обжигая себе руку.
Собрав последние силы, король вонзает длинный кинжал в бок змея с такой силой, что чудовище падает замертво. Беовульф снова одержал победу, однако рана его оказалась смертельной. В свои последние мгновения король благодарит Богов за освобожденные сокровища и завещает Виглафу свой трон и ответственность над народом.
СОДЕРЖАНИЕ
Краткий анализ основных тем
Первый англосаксонский эпос включает в себя элементы, не характерные для культуры британских островов. Сюжет поэмы является абсолютно скандинавским, и это выделяет песнь о Беовульфе из ряда западноевропейских средневековых эпических поэм.
На фоне неистощимой темы борьбы добра со злом, где добро всегда остается победителем, несмотря на цену победы, в песне о Беовульфе прослеживаются темы, типичные особенно для скандинавского фольклора:
- Важность сокровищ и даров.
- Особый фокус, в котором находятся доспехи и оружие.
- Восхваление силы и формы, причем не только героев, но и антигероев.
- Двоякое отношение к соседним народам – желание помочь в беде и готовность к нападению с их стороны в самый неподходящий момент.
"Беовульф": краткое содержание по главам
Англосаксонская поэма "Беовульф" известна тем, что она является первым произведением на английском языке. Вероятно, поэма была составлена за несколько веков до того, как была впервые записана англосаксонским бардом и поэтом, имя которого остается неизвестным. Манускрипт датируется VIII–XI веками, в то время как действия, описанные в поэме, происходят в V–VII веках.
В статье представлен сюжет поэмы «Беовульф», краткое содержание по главам или основным частям и краткий анализ основных тем.
Исторический контекст поэмы
Поэма «Беовульф» считается исконно английской, однако есть ряд обстоятельств, которые оспаривают это мнение. Несмотря на то что поэма была записана англосаксонским поэтом, сюжет песни был известен в народе задолго до VIII века.
За несколько столетий до создания манускрипта британские острова, заселенные в то время кельтами, были захвачены скандинавскими племенами, которые принесли с собой, кроме языка и традиций, свой фольклор. Доказано, что сюжет поэмы прослеживается в скандинавском устном народном творчестве еще до того, как первые германские племена высадились у берегов Англии.
Введение и экспозиция. Часть первая
Введение и знакомство с персонажами и ситуацией, в которой они находятся, занимают около 200 строк песни. Как и многие другие эпосы ранней европейской литературы, с достаточно подробного описания ситуации начинается и поэма о Беовульфе. Краткое содержание первых строк выглядит следующим образом.
В первых куплетах автор знакомит читателей с великими королями древности, которые правили славным датским народом. На их место пришел могучий король Хротгар, под чьим руководством королевство росло и процветало. Хротгар построил огромный зал для пиршеств и много дней подряд датские воины весело праздновали в нем.
Шум и грохот веселья привлекли внимание жестокого болотного монстра по имени Грендель. Сначала обозленный Грендель утащил и сожрал 300 славных воинов, затем стал приходить каждую ночь, пока великий зал не стих и потемнел, став больше похожим на склеп, чем праздничный холл.
Горько сожалел Хротгар о потерянных воинах, но, зная о неимоверной силе чудовища, не смел просить своих подданных сразиться с Гренделем.
Адаптации и наследие
Средиземье Толкина и его чудовища были задокументированы в « Битве богов: чудовища Толкина» , телепрограмме 2009 года из серии « Столкновение богов» на History Channel . Джейсон Сератино, писавший о « Комплексе» , перечислил десять своих любимых монстров Толкина в фильмах, описывая Великого Гоблина как «склизкую помесь Ленина и Человека-слона ».
Художники, в том числе Алан Ли , Джон Хоу и Тед Нэсмит , создали картины с монстрами Толкина, в том числе те, что опубликованы в книге Толкина «Драконы и монстры: книга из 20 открыток» .
Заключение
Последняя воля славного Беовульфа – сжечь его тело на берегу моря и насыпать над пеплом огромный курган, который будут видеть моряки, причаливающие к берегам королевства.
Струсившие воины, поникнув, возвращаются к месту гибели короля, где отчаявшийся Виглаф все еще пытается его оживить. Молодой наследник трона горько отчитывает дружину за их трусость и говорит, что этот слабохарактерный поступок принесет много горя гаутскому народу теперь, когда Беовульф уже не может их защитить. Виглаф предсказывает войны с соседними племенами, которые только и ждали кончины гаутского короля.
Народ огорчен и подавлен вестью о смерти Беовульфа. Его тело сжигают на ритуальном костре, и людской плач заглушает рев пламени. Курган над телом короля насыпают на утесе, который спускается в самое море.
Неоднозначность Гренделя
Однако в скандинавской литературе драконы были больше похожи на змей, чем на своего современного товарища, которого нередко показывают в фильмах. Средневековые скандинавские драконы имели змеиные тела с крошечными ногами, похожими на таковые у такс. Что касается способности летать, то не все драконы ею обладали. Существует также легенда, что Фафнир, сын дварфа, убившего за золотое кольцо Андвари, превратился в дракона, способного дышать ядом, но не летать.
Между тем, Нидхоггр, дракон, который грыз корни Древа Жизни Иггдрасиль, обладал способностью летать. Правда, эти описания скандинавских драконов не обязательно указывают на то, что Грендель не является версией скандинавского дракона. В поэме внимание акцентировалось на том, что он мог принимать гуманоидную форму, а для сражения с Беовульфом вполне мог стать и драконом.
Взвешивая доказательства
Из всего вышеперечисленного можно предположить, что Грендель является своеобразной версией скандинавского гиганта. В то время, как англосаксонский автор мог создать собственную версию монстра. А поскольку история о Беовульфе была распространена в Скандинавии, автор вполне мог включить в текст скандинавскую мифологию. Кроме того, между дохристианскими англосаксонскими и норвежскими богами довольно много общего.
Беовульф и Средиземье - Beowulf and Middle-earth
Дж. Р. Р. Толкин , автор фэнтези и профессиональный филолог , использовал древнеанглийское стихотворение « Беовульф» во многих аспектах своего легендария о Средиземье : с точки зрения таких элементов, как имена, монстры и структура общества в героическую эпоху; с точки зрения стиля, например, создавая впечатление глубины и принимая элегический тон ; и с точки зрения его большей, но скрытой символики.
Названия рас, включая энтов , орков и эльфов , а также топонимы , такие как Ортханк и Медусельд , происходят от Беовульфа . Медведя- оборотня Беорна в «Хоббите » сравнивают с самим героем Беовульфом ; оба имени означают «медведь», и оба персонажа обладают огромной силой. Ученые сравнили некоторые из монстров Толкина к тем в Беовульфе . Оба его троллей и Голлум доля атрибуты с Гренделем , а Смог характеристика «s близко совпадает с Беовульф дракона . « Всадники Рохана» Толкина явно являются староанглийскими, и при их создании он использовал множество элементов Беовульфа , включая их язык, культуру и поэзию.
Толкиен восхищался тем, как « Беовульф» , написанный христианином, оглядывающимся на языческое прошлое, воплощает «большой символизм», никогда не становясь аллегорическим . Этот символизм жизненного пути и индивидуального героизма Толкин старался отразить во «Властелине колец» .
Песнь о Беовульфе: краткое содержание и структура
Будучи песней, «Беовульф» отвечает спросу среднестатистического средневекового застолья. Что больше всего желала услышать публика? Конечно, сказания о доблести, храбрости и могучих сражениях, в которых все зло остается поверженным.
В основе сюжета поэмы - деяния славного скандинавского воина по имени Беовульф. Как и полагается эпосу, песня о Беовульфе фокусируется на битвах с мифическими существами, одаренными сверхчеловеческой силой. В поэме таких битв три: первые две следуют одна за другой, прославляют силу главного героя и, что не характерно для жанра, уделяют особое внимание характеру воина, его поведению вне поля боя.
Третья, финальная битва рассказывает о героической смерти героя во имя безопасности своего народа. Она типична для скандинавской литературы, изобилующей мифологическими существами и победами человека над ними. В то же время в описании битвы, подготовки к ней и особенно заключения, есть ряд тем, абсолютно не характерных не только для фольклора германских племен, но и для средневекового эпоса в целом, что прибавляет уникальности и без того единственной в своем роде поэме «Беовульф».
Содержание по главам приводится на основе структуры песни, которая разделена по смыслу на три части, соответствующие трем сражениям главного героя со Злом.
Контекст
«Беовульф» - это длинное стихотворение на староанглийском , рассказывающее историю своего одноименного языческого героя . Он становится королем геатов послетого, как избавил Хеорот , чертог датского короля Хротгара , от монстра Гренделя , опустошавшего землю; он умирает, спасая свой народ от дракона . Сказка рассказывается окольными путями, со множеством отступлений в историю и легенды, с неизменным элегическим тоном, заканчивающимся панихидами . Он был написан христианским поэтом, задумчиво оглядывающимся на времена, которые уже были в далеком прошлом своего народа.
Толкиен был английский писатель и филолог древних германских языков , специализирующихся на староанглийском; большую часть своей карьеры он проработал профессором Оксфордского университета . Он наиболее известен своими романами об изобретенном им Средиземье , Хоббите и Властелине колец . Он был набожным католиком и описал «Властелина колец» как «фундаментально религиозное и католическое произведение», богатое христианской символикой.
Беовульф был, по словам ученого-Толкиена и коллеги-филолога Тома Шиппи , «единственной работой, которая больше всего повлияла на Толкина». Он использовал это в своем легендариуме Средиземья разными способами: в определенных элементах истории, таких как монстры; в древнеанглийской культуре, как это видно в королевстве Рохан ; в эстетическом стиле «Властелина колец» , с его впечатляющей глубиной и элегическим тоном ; и в его «большой символике».
Расы филолога
Толкин использовал свои филологические знания о Беовульфе для создания некоторых рас Средиземья. Список сверхъестественных существ в Беовульфе , eotenas Зонда ylfe Зонда orcnéas , « ettens и эльфы и демоны-трупы», способствовали его Орков и Эльфов , и намек на Ettens в его топоним «Ettenmoors». Его древовидные гиганты или энты (этимологически близкие к Эттену) могут происходить от фразы из другого древнеанглийского стихотворения, Maxims II , orþanc enta geweorc , «искусная работа гигантов». Шиппей предполагает, что Толкин взял название башни Ортханк ( orþanc ) из той же фразы, переосмысленной как «Ортханк, крепость энтов».
Символы
Слово oranc снова встречается в Беовульфе вместе с термином Searo во фразе Searonet seowed, smiþes orþancum , «хитроумная сеть, сшитая мастерством кузнеца», что означает кольчугу или бирни. Толкин использовал сиево в его мерсийской форме * saru для имени правителя Ортханка, волшебника Сарумана , имя которого, таким образом, можно было перевести как «хитрый человек», включив идеи тонких знаний и технологий в характер Сарумана.
Беовульфийский персонаж появляется в «Хоббите» как Беорн ; его имя первоначально означало «медведь», но потом стало означать «человек, воин», что дало Толкину возможность сделать персонажа медведем- оборотнем , способным менять свою форму . Человек-медведь Бёдвар Бьярки существует в скандинавских мифах , в то время как Беовульф перекликается с самим Беовульфом в древнеанглийской поэме. Имя «Беовульф» действительно можно прочитать как «Пчелиный волк», то есть «Медоед», другими словами «Медведь», человек, который настолько силен, что щелкает мечи и отрывает руки. монстров с его огромной медвежьей силой. Шиппи отмечает, что Беорн свиреп, груб и весел, характеристики которого отражают его огромную внутреннюю уверенность в себе - что само по себе является аспектом северного героического мужества.
Кем был монстр?
Никогда точно не было известно, кем на самом деле был Грендель. Его природа варьируется от великана до дракона, а в некоторых случаях его еще и считают скандинавским берсерком. Гренделя зачастую описывают, как двуногое животное, вместо кожи у которого плотно прилегающие друг к другу чешуйки с шипами. В текстах он часто выступает бродячим монстром, что появляется то тут, то там.
К тому же прозвище “Грендель” указывает на то, что монстр любит тьму и тени, хотя некоторые исследователи уверяют, что оно может иметь исключительно символическое значение, описывающее некое темное или теневое существо, которое подразумевали изначально. Однако истинная сущность монстра долгое время была предметом споров среди ученых.
Происхождение
Слово «чудовище» происходит от латинского monstrum , «чудо, вундеркинд, знамение», в свою очередь от латинского monstrare , «показывать». Монстры в средневековой Европе часто были гуманоидами, но могли также напоминать диких зверей, но огромных размеров; Дж. Р. Р. Толкин следовал обоими путями в создании своих собственных монстров.
Некоторые из чудовищ Толкина могут происходить из его детального знания древнеанглийской эпической поэмы « Беовульф» ; Голлум имеют некоторые атрибуты Гренделя , а дракон Смог в Хоббите акции несколько функций с в Беовульфе драконе . В стихотворении также говорится об орках с древнеанглийского сложного слова orcneas , что означает «трупы демонов». В своей знаменитой лекции 1936 года « Беовульф : монстры и критики » Толкин описал монстров поэмы как центральных в ее структуре, изменив курс изучения Беовульфа . Комментаторы отметили, что Толкин явно предпочел критикам монстров из эпоса.
Битва с матерью Гренделя
После славной и тяжелой победы над Гренделем Беовульф удостаивается заслуженных похвал, богатых даров и благодарности Хротгара и всех датских воинов. Все садятся пировать и праздновать и не ожидают прихода разъяренной матери Гренделя, которая врывается в зал и хватает ближайшего друга и советника Хротгара. Будучи слабее и осторожнее сына, она сразу убегает к себе в болото, таща за собою жертву.
Целый день опускается Беовульф на дно, сражаясь с болотными чудовищами. Благодаря доспехам, воин достигает дома Гренделя в целости и сохранности. Там, на дне болота, над телом своего сына сидит разъяренная мать. Она сразу же нападает на Беовульфа, обхватывая его своим чешуйчатым телом и не позволяя свободно наносить удары. Те выпады, которые умудряется сделать воин, не наносят чудовищу никакого вреда. Вспомнив про могучий меч, Беовульф ослабляет хватку противника и наносит единственный удар, мгновенно отрубая голову чудовищу.
Только через несколько дней поднимается Беовульф на поверхность болота, где его ждут уже отчаявшиеся товарищи и Хротгар. Увидев отрубленную голову монстра, король восхваляет силу и доблесть Беовульфа и благодарит его за оказанную службу. На пиру в честь второй победы Хротгар слагает песнь о храбрости гаутского воина и обещает, что подвиги его не забудутся во веки веков.
Читайте также: