Что такое портативный hdd seagate
Сегодня мы поделимся с вами впечатлениями и попутно расскажем о функциях и возможностях внешнего портативного жёсткого диска от Seagate под названием Backup Plus. Данный продукт представляет собой привычное внешнее хранилище объёмом от 500 ГБ до 1 ТБ в зависимости от модели, позволяющее не только хранить в себе файлы и данные, но и делать другие очень полезные вещи. Но обо всём по порядку.
Итак, к нам попали модели Seagate Backup Plus объёмом 1 ТБ в синем исполнении. Про упаковку нельзя сказать ничего особенного, в конце концов, это не супер навороченный смартфон или ультрабук, чтобы шокировать покупателя даже обёрткой. В коробке после вскрытия обнаруживается пластиковый контейнер, в котором и хранится искомый девайс.
Комплектация, в отличие от рассмотренного нами ранее Seagate GoFlex Satellite, не такая богатая, однако, всё необходимое для использования хранилища по дефолтному назначению, то есть сам диск и кабель, присутствует.
Сам кабель не отличается огромной длиной (примерно 30 см) и очень, очень понравится владельцам Mac благодаря изящному белому цвету. Небольшое отступление по поводу подключения. В комплект входит только кабель USB 3.0, но пользователи Mac при желании могут докупить себе FireWire 800 или Thunderbolt кабели.
Теперь о внешнем виде и характеристиках самого хранилища. Оно очень компактное (12 на 8 сантиметров при высоте всего 14.5 миллиметров) и лёгкое, можно даже сказать невесомое (224 грамма), что для портативного устройства безусловно является огромным плюсом.
Вторым плюсом диска является поверхность. Она не глянцевая! Конечно, при определённом желании и старании заляпать можно и этот девайс, но о новых отпечатках на корпусе при каждом прикосновении можно не думать. Если присмотреться к корпусу диска повнимательнее, то можно заметить, что он состоит из двух частей. Деталь с портом для подключения кабеля снимается и перед нами открывается USM интерфейс.
Подключенный к компьютеру диск светит нам белым светодиодом и просится приступить к своей работе.
После установки операционной системой необходимых драйверов хранилище отображается как обыкновенный жёсткий диск.
Здесь мы вольны создать собственную структуру папок и файлов, но в первую очередь стоит обратить внимание на расположенные на диске по умолчанию приложения. Здесь и открываются те возможности, которые отличают этот портативный жёсткий диск от других.
Приложение под названием Seagate Dashboard (для PC и Mac) позволяет превратить хранилище в средство автоматического создания бэкапов любых данных с компьютера и из социальных сетей, а также загружать данные в соц профили непосредственно с диска без использования браузера.
Рассмотрим каждую из функций отдельно.
Защита
Seagate называют резервное копирование защитой данных. С этим можно поспорить, но смысл тут всё же есть, особенно если речь идёт о выходе из строя жёсткого диска компьютера или потере контроля над аккаунтом социальной сети. При выборе данной опции нам предлагается немедленно создать бэкап всех пользовательских данных со всех жёстких дисков компьютера, либо создать свой кастомный план бэкапа, указав файлы и папки для копирования и задав интервалы времени, через которые будет происходить копирование.
После создания первой резервной копии Dashboard будет мониторить изменения тех файлов, которые были выбраны для бэкапа, и переносить изменённые файлы в резервную копию.
Настройка интервалов между созданиями резервных копий довольно гибкая: можно задать промежуток от одного месяца до одного часа, а для самых тревожных пользователей есть опция немедленного копирования при изменении или добавлении файла или папки.
Бэкап в облако
Последней опцией идёт выбор места, в котором создастся резервная копия. Помимо самого хранилища, пользователь может создать учётную запись в облачном сервисе Seagate и бэкапить самые-самые важные данные туда. Примечательно, что первый год пользования облачным хранилищем (4 ГБ) не будет стоить ни копейки.
После задания всех параметров начнётся первый бэкап, который в дальнейшем можно перенастроить или удалить.
Бэкап данных из социальных сетей
Помимо бэкапа данных с компьютера, Dashboard предлагает резервное копирование ценных данных и из ваших профилей Facebook и Flickr. Достаточно авторизоваться своей учётной записью в соответствующем пункте меню, после чего провести копирование вручную, либо установить автоматический бэкап.
Загрузка данных с диска в социальные сервисы
Приложение умеет не только сохранять, но и загружать данные в ваши профили в Facebook, Flickr и YouTube. Для этого необходимо авторизоваться в нужном сервисе, выбрать файлы, которые вы хотите загрузить и указать дополнительную информацию (к примеру, для Facebook это название альбома для загрузки, а также добавление комментария к нему).
Безусловно, Seagate Backup Plus может быть очень полезен для тех, кто заботится о дополнительной сохранности своих данных. Выборочное автоматическое резервное копирование позволит забыть о необходимости ручного копирования важной информации, а бэкап данных из социальных сервисов представляет собой действительно простое и эффективное средство для надёжного хранения ценных видео и фотографий. В конце концов, это просто отличный внешний жёсткий диск с USB 3.0, и применение ему найдётся всегда.
В течение всего прошлого столетия технологии хранения информации непрерывно совершенствовались. За это время человечество постепенно прошло извилистый путь от намагниченной проволоки до суперпарамагнитного порога. Но, как это ни странно, ни одной из новых концепций постоянной памяти не удалось пошатнуть авторитет потомков знаменитого Винчестера, созданного IBM ещё полвека назад.
Прямой доступ, достаточная скорость чтения/записи и высокая плотность размещения данных сделали жёсткие диски неотъемлемой и чуть ли не самой важной частью современного компьютера. Тактика медленного, но планомерного увеличения плотности записи на диски принесла производителям миллиарды долларов. Возможно поэтому долгое время основное внимание уделялось ёмкости, а не форме или внешнему виду винчестеров.
Но теперь, когда пришло время задуматься о расширении и удержании рынка, производители делают ставку отнюдь не на гигабайты. Отдельные модели HDD стали ударопрочными, огнеупорными, а некоторые даже поддерживают аппаратное шифрование данных. Но, пожалуй, самая многообещающая тенденция – миниатюризация с изысканным дизайном. Её достижения позволили магнитным носителям всерьёз конкурировать с портативными флэш-накопителями, так охотно занявшими нишу хранителей данных для мобильных устройств. Позвольте представить вашему вниманию кругленький карманный диск Seagate Pocket Hard Drive 2.5 GB:
Seagate Pocket Hard Drive
Круглая форма драйва настолько соблазнительна, что его непременно хочется подержать в руке. Именно тогда обнаруживается спрятанный внутри USB-шнур, разматывающийся на 15 см.
Характеристики Pocket-драйва
Модель | ST625211U-RK |
Ёмкость, Гбайт | 2,5 |
Размер кэша на HDD, Мбайт | 2 |
Скорость вращения, об/мин | 3600 |
Интерфейс | Высокоскоростной USB 2.0 с питанием от шины |
Совместимость с USB | Mass Storage Class, Bulk Only Transport |
Скорость последовательного чтения/записи, Мбайт/сек | 4–7 |
Температура, рабочая, C | 0–40 |
Температура, хранения, С | 0–70 |
Шум устройства, дБ | 22 |
Рабочая высота, м | От -60 до 3048 |
Высота хранения, м | От -60 до 12192 |
Максимальный температурный градиент, град/час | не более 20 |
Габариты, мм | высота 18, диаметр 77 |
Вес, г | 62 |
При хранении рекомендуется:
- избегать влажных сред, защищать Pocket Drive от дождя и сырости, не проливать на него жидкостей,
- не размещать диск рядом с источниками сильного магнитного поля
- не трясти и не отключать от компьютера, когда горит синяя лампочка посередине устройства.
В комплект поставки, помимо самого внешнего жёсткого диска, входят руководство по установке и диск с программным обеспечением.
Знакомство с Seagate Toolkit
В наборе с драйвом поставляется программа Seagate Toolkit , которая позволяет защитить USB-накопитель от записи, создать на нём загрузочный раздел, удобным образом безопасно извлекать устройство, создать зашифрованный раздел диска для хранения конфиденциальной информации.
После установки набора утилит Seagate Toolkitв в трей добавляется иконка с изображением poсket-драйва.
Возможности, предоставляемые Seagate Toolkit
При нажатии на неё правой кнопкой мыши появляется меню, в котором можно быстро снять или установить защиту от записи. В этом же меню можно безопасно извлечь устройство, причём не выводится никаких дополнительных окон и не надо нажимать никаких других кнопок, как в стандартной процедуре извлечения в Windows. Почти сразу после такого «родного» отключения получаем ответ системы: либо
Загрузочный раздел создаётся двумя нажатиями на кнопку мыши, но в качестве операционной системы можно поставить только FreeDOS.
Под зашифрованный раздел (Secure Zone) можно выделить любую часть диска. К паролю можно добавить подсказку, что, несомненно, облегчает его запоминание, ибо в наш информационный век приходится держать в голове по несколько паролей и пин-кодов.
Второй, открытый раздел (Public Zone) работает в штатном режиме, и при подключении USB-накопителя отображается только он. Для доступа к секретному разделу нужно пройти процедуру авторизации (которая доступна через иконку Seagate Toolkit в трее).
После ввода правильного пароля в системе появляется ещё один логический диск – с содержимым зашифрованного раздела.
Что и как тестируем…
Нами были проведены стандартные для таких накопителей тесты. Перед тестированием диск был отформатирован в файловую систему FAT32. В AIDA32 были измерены скорости линейного и случайного чтения/записи, среднее время доступа к дорожкам. С помощью IOMeter мы построили графики зависимостей скоростей чтения и записи от размера блока. Тест программы Sandra позволил сравнить испытываемое устройство с распространёнными флэш-накопителями. Практическое тестирование проводилось с помощью утилиты FC- Test.
- процессор Intel Pentium 4 A, 2400 MHz (4.5 x 533);
- чипсет VIA VT8751(A) ProSavageDDR P4M266(A);
- память 768 МБ (DDR SDRAM);
- BIOS Award (07/08/04);
- жёсткий диск Seagate Barracuda ST340014A (40G, 7200 RPM, Ultra-ATA/100).
Операционная система Windows XP Professional 5.1.2600, Service Pack 2.
Теория и практика
Было решено начать испытания с самого сложного для накопителя теста – проверки реальной скорости работы с файлами в Windows. FC-Test может использовать наборы сгенерированных файлов любого размера. Мы выбрали три варианта с одинаковым общим объёмом в 100 Мбайт.
Результаты тестирования Seagate Pocket Drive программой FC-Test.
Набор файлов | Средняя скорость записи(создания) набора, Мбайт/с | Средняя скорость чтения набора, Мбайт/с |
1 файл размером 100 Мбайт | 3,89 | 6,81 |
10 файлов размером 10 Мбайт | 3,02 | 6,65 |
100 файлов размером 1 Мбайт | 2,67 | 5,30 |
При экспериментировании с накопителем использовались и другие совокупности файлов, гораздо большего объёма (400 и 900 Мбайт), но они лишь подтверждали указанные выше результаты. Здесь лишь стоит оговориться, что файлы размещались в начале диска, и поэтому показатели скорости немного завышены.
Как и следовало ожидать, скорость работы с одним большим файлом оказалась выше, чем с несколькими маленькими. Но радует сравнительно небольшое отставание: чтение 100 файлов по одному мегабайту лишь на 20% медленнее, чем считывание одного 100-мегабайтного файла.
Не будем пока критично относиться к цифре 2,67 Мбайт/с, поскольку, скорее всего, под размытой формулировкой «скорость чтения/записи от 4 Мбайт/сек до 7 Мбайт/сек (среднее значение)» производитель подразумевал линейные скорости, к тестированию которых мы как раз подошли.
Скорость данных в вакууме – AIDA32
AIDA32 использует низкоуровневый интерфейс и не обращает внимания даже на то, отформатирован ли накопитель. Поэтому результаты такого теста отражают лишь теоретическую предельную скорость обмена, которая может достигаться в реальных условиях только при последовательном расположении всех кластеров файла.
AIDA32. Линейное чтение
Максимальная скорость – 7,7 Мбайт/с, что даже чуть выше заявленного. Минимальная (в конце диска) – чуть меньше 5 Мбайт/с, что вполне приемлемо.
AIDA32. Линейная запись
Браво! Кривая записи практически повторяет график линейного чтения.
Теперь режимы со случайным выбором позиции:
AIDA32. Случайное чтение
5,4 Мбайт/с в среднем – совсем неплохо.
AIDA32. Случайная запись
И по-прежнему цифры укладываются в заявленный Seagate’ом диапазон 4-7 Мбайт/с.
Среднее время доступа выгодно отличает Pocket Drive стабильностью – 22,6 мс +/-10%
В целом по итогам тестов в AIDA32 Seagate Pocket Drive оставляет хорошее впечатление.
IOMeter: скорость – ничто, размер блока – всё
В этом синтетическом тесте можно проследить за изменением производительности драйва в зависимости от размера блока данных.
Результаты совсем неплохие. Для сравнения приведём аналогичную таблицу для недавно протестированного USB-накопителя DIGMA 4 GB (см. обзор «DIGMA 4GB – миниатюрный винчестер»):
lin iomet digma
Результаты тестирования USB-накопителя DIGMA 4 GB
Линейные скорости у Pocket Drive при таких размерах блоков почти постоянны, но если мы будем выбирать блоки на диске случайно, то получим следующую зависимость:
Разбросанные по диску файлы размером меньше 100 кбайт сильно снижают производительность. То же самое произойдёт при сильной фрагментации больших файлов, так как часто размер кластера выбирают равным 16 кбайтам.
Тест в бенчмаркинговом модуле SiSoft Sandra (2004.10.9.89) показал следующее: обобщённый индекс диска (который показывает эффективность использования при типичных задачах) равен 746 операций/мин. Сравнение результатов по базе Sandra показало, что Seagate Pocket Drive очень близок по производительности к IBM MicroDrive Compact Flash и немного обгоняет Kingston Data Traveller.
Эпилог
Что мы имеем в итоге? Солидный блинчик ёмкостью 2,5 Гбайта с вытягивающимся USB-хвостом, синим мигающим глазом и фирменным набором утилит на все случаи жизни.
В наше время, когда дискеты превратились в музейные экспонаты, USB-накопители стали естественным их преемником. Сколько бы ни развивались сетевые технологии, в информационном хозяйстве всегда будут нужны мобильные, компактные устройства для хранения файлов. Наш Pocket Drive обеспечивает скорость 5-7 Мбайт/с при записи и чтении, что вполне приемлемо для большинства пользователей. Лишь немногие флэш-диски работают на большей скорости, но они стоят гораздо дороже. Время доступа (22,6мс) достаточно маленькое, чтобы не создавать заметного дискомфорта для пользователя. Это подтверждается высокой скоростью случайного чтения – 5,4 Мбайт/с.
Если вам уже не хватает ёмкости вашей флэшки, то стоит присмотреться к карманным дискам Seagate Pocket Drive. Вполне возможно, что с выходом мобильных 1-дюймовых дисков ёмкостью 20 Гбайт, выполненных по новой технологии перпендикулярной записи, цена на Seagate Pocket Drive упадёт на 40-60%.
На одном процессоре компьютеры далеко не уехали бы, как и на одной оперативной памяти или накопителях в виде аудиокассет. Несколько компаний стояли у истоков современных видов накопителей — HDD и SSD, переживших гибкие магнитные диски и перфокарты. Сегодня мы поговорим об истории Seagate, представившей в 1980 году первый жёсткий диск ёмкостью 5 мегабайт.
Из истории накопителей
В 1920-1950-х годах в качестве способа хранения и передачи информации для компьютеров использовали перфокарты и перфоленты. Они пришли в компьютерную отрасль из ткацких станков.С помощью перфорации станки делали определённое количество опусканий и подъёмов нитей, чтобы отобразить рисунок на ткани. Скорость работы с этим носителем была невысокой, много времени уходило на перфорацию выведенных в процессе расчётов данных и ввод новых перфокарт в машину для дальнейших вычислений. Изобретатели в то время работали над относительно новыми способами ввода и хранения данных – над магнитными лентами и проволокой.
Способ магнитной записи был запатентован в 1898 году датским физиком и инженером Вальдемаром Поульсеном. В качестве носителя он использовал не ленту, а проволоку. С усилителя сигнал подавался на записывающую головку, вдоль которой с постоянной скоростью перемещалась проволока и намагничивалась соответственно сигналу. В 1927 году немецкий инженер Фриц Пфлеймер нанёс напыление порошка оксида железа на тонкую бумагу и запатентовал метод, но патент отменили из-за изобретения тридцатилетней давности. Обе эти идеи использовала компания AEG, представившая в 1935 году «Магнетофон-К1» на магнитной ленте производства химического концерна BASF.
«Магнетофон-К1»
В 1950 году Национальное бюро стандартов США построило компьютер SEAC. В нём в качестве накопителей использовали металлическую проволоку в кассетах.
Кассета с магнитной проволокой для компьютера SEAC
В 1951 году впервые использовали в компьютере магнитную ленту – в UNIVAC. Компьютер построили для нужд Военно-воздушных сил и топографической службы армии США. В качестве носителя использовали накопитель UNISERVO с лентами из никелированной бронзы шириной 13 миллиметров и длиной до 450 метров. Одна лента вмещала 1 440 000 шестибитных символов.
Ленточные накопители UNISERVO для UNIVAC
Магнитная лента в бытовых компьютерах в 1970-х годах использовалась в виде кассет. Программы воспроизводили либо с помощью специальных накопителей, либо с помощью обычных домашних аудиомагнитофонов. Магнитные ленты до сих пор используются — например, на них хранят результаты работы Большого адронного коллайдера в CERN, с ними работает НАСА и некоторые крупные корпорации с огромными архивами. На них делают бэкапы, когда нужно хранить большие объёмы данных.
Преимущество этого метода хранения состоит в цене. В IBM считают, что до 80% корпоративных данных можно записать на ленту. Но за низкую цену приходится платить низкой скоростью — доступ осуществляется последовательно, так что придётся ждать от нескольких десятков секунд до минуты для получения нужного файла.
Основание Seagate Technology
В компании разработали интерфейс SCSI (Small Computer System Interface), который изначально неофициально назывался Shugart Associates System Interface.
Символично, что в издании Computerworld за 1976 год на одной странице уместилась заметка о похоронах перфокарт IBM и о запуске продаж мини-флоппи дисководов от Shugart Associates.
Computerworld, 1976 год
5 1⁄4-дюймовый флоппи-дисковод Shugart SA400
В 1979 году Алан Шугарт основал новую компанию — Shugart Technology. Целью предприятия было создание жёсткого диска размером с дисковод для 5,25-дюймовых флоппи-дисков, но в десять раз большей скоростью и в 15 раз большей ёмкостью. Сохранить название не удалось, так как уже существовала Shugart Associates, работавшая в той же отрасли, созданная тем же человеком, но принадлежавшая другой компании. Поэтому Shugart Technology переименовали в Seagate Technology.
Гонка за ёмкостью и скоростью
Спустя год после основания Seagate Technology компания представила жёсткий диск ST 506 ёмкостью 5 мегабайт. Продажи шли успешно благодаря двум факторам: ряд компаний взял диски Seagate за стандарт, и IBM выбрала этот диск для своего компьютера IBM PC/XT.
В 1981 наступил переломный момент: компания выпустила ST-412 — жёсткий диск, вмещавший 10 Мб, в котором для записи использовался метод RLL. Метод прибавлял диску до 50% скорости передачи данных благодаря более плотной упаковке данных.
Семейство персональных компьютеров PC/XT компания IBM представила 8 марта 1983 года. Новые модели ПК получили 5,25-дюймовые жёсткие диски объёмом от 10 или 20 мегабайт.
В 1982 году Seagate захватила половину рынка с продажами более 40 миллионов долларов США, а в 1984 году стала крупнейшим производителем, продав жёстких дисков на 344 миллиона долларов. В 1986 году компания производила 200 000 дисков в месяц, в 1988 отгрузила более пяти миллионов жёстких дисков — в том числе благодаря успешным продажам Commodore 64 PC.
В начале 1980-х годов появился первый коммерчески успешный портативный компьютер — 11-килограммовый Osborne-1 с флоппи-дисководами. Чуть позже появился Compaq PORTABLE с похожим дизайном. Commodore SX-64 стал первым лэптопом с цветным дисплеем.
В 1990-х устройства стали гораздо более лёгкими и компактными, на рынок вышли NEC UltraLite, который впервые получил обозначение «ноутбук», Apple PowerBook 100 и IBM ThinkPad. Компактным моделям было нужно подходящее по размерам устройство для хранения данных. В 1990-м Seagate предложила 2,5-дюймовый жёсткий диск.
В 1992 году на арену вышли диски Barracuda — первые HDD со шпинделем, вращающимся со скоростью 7200 оборотов в минуту. Их ёмкость составила 6,8 гигабайт — этого хватало для хранения почти полутора сотен музыкальных альбомов. Через четыре года спустя вышла новая линейка — Cheetah со скоростью вращения шпинделя 10 000 оборотов в минуту.
В 1993 году, когда Всемирная паутина состояла из 130 сайтов, Seagate стала первой компанией, продавшей 50 миллионов HDD. Через пару лет в США количество домохозяйств с одним компьютером или более превысило 36 миллионов.
За 20 лет ёмкость жёстких дисков увеличилась в тысячи раз. В 2005 году в моём компьютере стоял диск на 500 гигабайт. К марту 2012 года Seagate удалось добиться плотности записи в 1 терабит на квадратный дюйм.
Не обошлось и без проблем. В 2009 году в Barracuda 7200.11 нашли ошибку, которая приводила к блокировке жёсткого диска и невозможности получить доступ к данным без специального оборудования. Некоторым пользователям удавалось восстанавливать данные самостоятельно, с помощью информации от друзей и на форумах.
Твердотельные накопители и гибриды
В 1978 году американская StorageTek разработала на основе RAM-памяти первый полупроводниковый накопитель современного типа. В 1982 году подобные накопители сделала Cray для суперкомпьютеров Cray-1 и Cray X-MP. Эти накопители работали со скоростью 100 МБит/с и 320 МБит/с соответственно.
Диски на flash-памяти появились в 1995 году, их представила израильская компания M-Systems. Они предназначались для нужд военных и созданы для работы при высоких температурах и сильных вибрациях, при которых обычная техника ломалась.
Лишь в 2006 году Samsung анонсировала первый в мире ноутбук с NAND-памятью вместо HDD. Это был Samsung Q30, ноутбук с 12,1-дюймовым дисплеем и 32 гигабайтами памяти SSD. Его продавали только на корейском рынке по цене в 3700 долларов. При этом процессор был не самый шустрый – 1,2 ГГц Celeron M753.
Для сравнения: ThinkPad X60 с 12-дюймовым дисплеем разрешением 1400х1050, HDD на 80 гигабайт и процессором Intel Core 2 Duo L7400 с тактовой частотой 1,5 ГГц стоил в России 2 500 долларов. За 3500 долларов можно было купить ASUS Lamborghini VX2 с Intel Core 2 Duo T7400 с тактовой частотой 2,1 ГГц и видеокартой NVIDIA GeForce Go 7700 на 512 мегабайт, на тот момент самой мощной среди ноутбуков.
Seagate подключилась к производству SSD-накопителей в 2007 году, выпустив гибрид. Через пару лет вышел первый SSD от компании.
В 2016 году, десять лет спустя, Seagate анонсировала 3,5-дюймовый SSD ёмкостью 60 терабайт. Подобные устройства рассматривают как продукт для высоконагруженных научных и/или метеорологических систем, производящих сложные вычисления.
В марте 2016 года Seagate представила самый быстрый PCI Express SSD в мире с пропускной способностью в 10 ГБ/с. Ближайший конкурент от Samsung показал результат только в 5,6 ГБ/с.
Слияния и поглощения
В 2006 году Seagate, выбранная Forbes компанией года, поглотила своего конкурента – компанию Maxtor Corporation. Maxtor до сделки была третьим в мире по величине производителем жёстких дисков, она была основана в 1982 году тремя бывшими сотрудниками IBM. Сумма сделки составила 1,9 миллиардов долларов. Samsung HDD обошлась компании дешевле — в 1,4 миллиарда долларов.
В 2011 году у компаний Western Digital, Hitachi, Seagate, Samsung HDD и Toshiba возникли проблемы с производством дисков. Предприятия в Таиланде, где изготавливали некоторые важные детали для дисков, затопило. Тогда же Seagate завершила покупку Samsung HDD. По условиям сделки Seagate получила все активы подразделения Samsung HDD, включая большинство предприятий, технологий, патентов и сотрудников. Вместе с подразделением в Seagate перешли несколько менеджеров высшего звена Samsung.
Спустя год Seagate приобрела 64,5% акций французской компании LaCie, с которой долгое время сотрудничала и выпускала некоторые модели жёстких дисков. Стоимость контрольного пакета акций оценили в 186 миллионов долларов, что немало, даже для крупных компаний.
Крупнейшие на данный момент игроки рынка HDD – Western Digital, Seagate и Toshiba. Доли практически не меняются с 2012 года: WD забрала 43-44%, Seagate – 39-40%, а Toshiba медленно выросла с 13,35% в 2012 году до 17% в 2016.
Прогнозы на будущее
В Википедии твердотельный накопитель определили как «компьютерное немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти, которое пришло на смену HDD». У нас уже есть SSD и в 500 ГБ, и в 1 ТБ, но мы продолжаем упорно пользоваться жёсткими дисками.
Стоит вспомнить Историю «мягких» (гибких) накопителей: CERN для хранения результатов работы Большого адронного коллайдера использует магнитную ленту, кроме них совмещают облака с магнитными лентами НАСА и телеканал Discovery. А магнитная лента – гораздо более архаичный, на первый взгляд, инструмент для хранения данных.
В 2015 году корпорации собирали менее 30% всей информации, а к 2025 году по прогнозу IDC они будут создавать около 60% мировых данных. За последние десять лет данные создавались в основном за счёт развлекательного контента, теперь объёмы данных будут расти из-за автоматизации и межмашинного взаимодействия. «Классические» жёсткие диски продолжат превалировать на рынке благодаря соотношению цены, скорости и качества. Пока цены на HDD и SSD не сравняются, это вряд ли изменится.
Эпитет «игровой» применительно к компьютерным комплектующим давно уже стал однообразным. Понятно, что иногда он имеет вполне конкретный смысл: игровая видеокарта (без комментариев), игровая мышь, игровая клавиатура. Но появление игровой памяти, системных плат или там SSD — простая дань тому факту, что геймеры являются хорошей платежеспособной аудиторией, обычно покупающей более дорогие компьютеры и периферию, так что не лишним будет ухватить тут и свой кусок пирога :) Впрочем, ругаться на несовершенство современного (или не только современного) мира — дело вообще неблагодарное.
Немного особняком стоят внешние накопители, предназначенные для игровых приставок. С одной стороны, ничего специального тут придумывать не приходится: вся основная работа уже сделана производителями консолей. И Microsoft, и Sony давно уже поддерживают в качестве «расширителей» встроенного дискового пространства любые накопители емкостью от 250 ГБ с интерфейсом USB 3.0. С другой — оба разработчика предупреждают, что проблемы возможны. В общем случае, разумеется — специализированные сертифицированные модели в обязательном порядке протестированы, так что проблем точно не вызовут. Вероятность таковых (по нашему мнению) изначально не велика, но все же. А еще немалая польза таких решений — они вообще привлекают внимание покупателей к тому факту, что Xbox и PlayStation способны работать с внешними накопителями как со внутренним. Так что при нехватке места на последнем не обязательно постоянно стирать и скачивать игры и/или менять винчестер на более емкий — можно просто докупить еще одно устройство. Какое? Да вот это — которое о такой возможности и поведало. Сбрасывать со счетов этот фактор тоже никак нельзя — массовый покупатель в хорошем смысле слова ленив и нелюбопытен, так что на пути к счастью его приходится подталкивать :)
Все это уже было сказано в обзоре Seagate Game Drive Hub for Xbox — как раз являющегося типовым представителем класса внешних винчестеров «для консолей». В ассортименте компании к тому моменту был уже и портативный жесткий диск «for Xbox», и даже позиционируемый также внешний SSD, а вернуться к теме нас заставило то, что осенью прошлого года Seagate и Sony совместно объявили о появлении Game Drive for PS4, т. е. вниманием производителя оказалась охвачена и вторая популярная консоль. Ничего неожиданного в этом нет — поддержкой внешних накопителей для расширения дискового пространства PlayStation 4 обзавелась еще в марте 2017 года (с выходом прошивки 4.5), что в условиях постоянного увеличения размера игр быстро стало актуальным — штатный винчестер приставок этого семейства имеет емкость лишь 500 ГБ или 1 ТБ. В принципе, его можно и заменить (без потери гарантии), но подходящие модели все равно имеют емкость не более 2 ТБ, так что лучше столько использовать не вместо, а вместе со штатным (и проще, к тому же). Как покупатели обходились два года без «официальных» накопителей? Да так и обходились: использовали любые наличные — как и в случае Xbox :) Просто теперь можно не задумываться о (потенциальной) несовместимости, а также о том, что жесткий диск будет плохо смотреться рядом с консолью — со специальной моделью никаких проблем такого плана быть не может. Seagate же в итоге можно сказать охватила специальными предложениями весь рынок игровых приставок — моделей «for Xbox» много, а «for PS4» встречаются несравнимо реже. А что это устройство собой представляет, и что дает покупателю — сейчас и рассмотрим более подробно.
Seagate Game Drive for PS4 Systems STGD2000200 2 ТБ
Внешне накопитель сильно напоминает недавно изученный нами Backup Plus Slim STHN2000401, что не удивительно — кто видел один портативный жесткий диск, тот видел их все. Основные отличия — радикально черный корпус (пластиковый с алюминиевыми вставками) немного других габаритов: 114×76×12 мм, 149 г против 115×78×12 мм, 126 г. На лицевой поверхности логотип Seagate переехал в нижнюю часть, а на его месте появилось лого PS4.
Задняя «стенка» теперь рельефная, а не простая плоская.
Все углы скруглены немного сильнее.
В общем, радикальных изменений нет — просто по замыслу дизайнеров такой вариант будет лучше смотреться рядом с любой модификацией PS4, благо все они тоже черные.
Не изменился и интерфейсный разъем — к сожалению, Seagate в большинстве продуктов продолжает сохранять приверженность устаревшему Micro-USB 3.0. При использовании винчестера совместно с консолью, да еще и постоянно подключенным большой разницы, конечно, нет — только вот в продукте конца 2019 года смотрится таковой уже архаично. Что, впрочем, можно списать и на перфекционистское брюзжание — на деле большинство покупателей о типе разъемов вообще не задумывается.
Работа с компьютером
Любой внешний жесткий диск — в первую очередь внешний жесткий диск, а только потом уже есть смысл говорить о разном позиционировании. Так что сначала мы собирались провести полное тестирование Game Drive при работе с ПК, но оказалось, что это не нужно. Кому интересно – может прочитать материал о Backup Plus Slim. Дело в том, что в обоих накопителях внутри установлен один и тот же винчестер Seagate ST2000LM007-1R8174 (поскольку вопрос в последнее время часто поднимается: в нем распаян SATA-интерфейс, так что при желании или необходимости можно «разукомплектовать» коробку — что одну, что другую) с одной и той же прошивкой SBK2, и используется один и тот же «стандартный» для продуктов компании мост USB—SATA. Что характерно — еще SATA300; впрочем, портативным винчестерам больше и не требуется в принципе. Так что «поведение» при подключении к ПК у обоих накопителей одинаковое. Единственное отличие — по умолчанию Backup Plus Slim отформатирован под exFAT, а Game Drive — (почему-то) под NTFS, но это не так уж и сложно поменять в процессе эксплуатации. Причем при использовании второго по целевому назначению это придется сделать в любом случае.
Работа с PlayStation
С другой стороны, никаких особенностей при подключении к PS4 мы тоже не ожидали, да и (если говорить кратко) не увидели. Но практическую проверку провести стоило — просто для того, чтобы понять, что вообще дает внешний винчестер и как этим лучше пользоваться. Для этого мы взяли PS4 Pro, два винчестера Seagate и еще два внешних SSD — на 240 ГБ и 1 ТБ. Первый из них «вылетел» сразу — оказалось, что требование «не менее 250 ГБ» для консоли жесткое: «малышей» можно использовать для воспроизведения мультимедийных данных в проигрывателе, но нельзя отформатировать как расширенное хранилище. С остальной тройкой никаких проблем не возникло, так что для Backup Plus Slim на этом проверки тоже кончились, а Game Drive и самосборный SSD остались для поиска ответа на еще один насущный вопрос.
Что мы получаем от внешнего накопителя? Возможность установки приложений и дополнений. Сохраненные данные или там скриншоты все равно будут сохраняться только в «памяти системы» (т. е. на внутреннем винчестере), обновления — устанавливаться туда, куда и основное приложение, а вот дополнения можно загружать в расширенное хранилище даже когда сама игра установлена в «основное». Выбор места для загрузки по умолчанию делается в меню и может быть изменен в любой момент. Почти в любой — кроме приходящихся на процесс установки чего-либо. Соответственно, можно считать, что емкость внутреннего и внешнего накопителей суммируется — и не пропадает ни один байтик. Уже установленные приложения можно переносить из основного хранилища в расширенное и обратно. Пригодиться это может не только для того, чтобы расчистить основное, но и для получения своеобразной portable-версии игры. Если она размещена на внешнем накопителе, то таковой можно подключить к любой PS4, войти в свою учетку PlayStation Network и. играть ничего не загружая и не устанавливая. В общем, поиграть с друзьями теперь можно не только пригласив их в гости, но и придя/приехав к ним самому, что иногда может оказаться удобным.
К компьютеру же подключать отформатированный таким образом накопитель бессмысленно: файловая система ему незнакома. Соответственно, при необходимости для разных мультимедийных данных придется использовать еще один внешний USB-накопитель: работа с ним осуществляется независимо от используемого под расширенное хранилище. А два отформатированных таким образом подключать одновременно не получится — придется выбирать, какой именно будет использоваться.
Нас же больше всего интересовал вопрос — насколько комфортно само по себе использование внешнего винчестера сравнительно с внутренним. Или, может быть, лучше купить внешний SSD? Для проверки воспользовались GTA V — игра хоть и вышла два года назад, но имеет внушительный размер в 45 ГБ, т. е. если ориентироваться на такие проекты, быстро можно «забить» и терабайт, да и данных загружать приходится много и часто. Во всяком случае ПК-версия при попытке поиграть «с винта» нередко «радует» микрофризами на любой системе, чудесным образом исчезающими при переходе на SSD. Тут же практика показала, что никакой разницы между тремя использованными нами накопителями (внутренний и внешний винчестер, а также шустрый твердотельник) нет. Либо она есть, но присущими человеку органами чувств не детектируется. Причины чего становятся понятными если почитать интервью Марка Черни (руководитель разработки PlayStation 4 и 5), данной им весной прошлого года Wired. В нем он как раз затронул тему загрузки данных. В первую очередь в приложении к PS5 — где будет использоваться быстрый твердотельный накопитель. Но также упомянул и то, что производительность жестких дисков была низковатой и для PS4, так что пришлось выкручиваться. В частности, дублируя многие данные (дабы свести задачу к простому последовательному чтению без обращения к разным файлам или их кускам), маскируя «тормоза» экранами загрузки и т. п. Обратной стороной оказалось то, что для PS4 в итоге SSD оказался. не слишком и нужен. Какой-то эффект можно получить лишь от замены внутреннего накопителя, но только потому, что на нем «живет» и сама система. Возможно, что после такого мероприятия можно будет немного быстрее переносить игры между внутренним и внешним накопителями — при условии, что оба станут твердотельными. Без этого все упирается в один из пары. А собственно загрузка приложений под медленное устройство и оптимизирована, причем интерфейс таковым никак помешать не может. С учетом того, что заметная разница в стоимости хранения информации до сих пор сохраняется, для владельцев PlayStation 4 приятная, в общем-то, информация. Вот nextgen уже способен заставить платить больше (чтоб не мириться с тормозами), но к тому моменту и SSD могут еще немного подешеветь. А пока насущной необходимости в них при таком использовании нет, так что лучше сэкономить.
Итого
Тестирование всегда интересно, когда в нем сохраняется какая-то интрига. В данном же случае ее априори не было — поддержка USB-накопителей в PlayStation (как и в Xbox) появилась существенно ранее, чем «специализированные» накопители. Но разработчики это как-то реализовывали и отлаживали — следовательно, и пользоваться можно аналогично. Что не делает сами по себе такие устройства бесполезными. В конце концов, нервные клетки не восстанавливаются, а в данном случае присутствуют гарантии совместимости (со стороны как Seagate, так и Sony), да и дизайн жесткого диска согласован с консольным — во благо эстетической составляющей. Сколько за это придется платить? Нужно изучать розничные цены, причем непосредственно перед покупкой и с учетом всех спецпредложений магазинов: случается всякое. На момент написания статьи цены Game Drive for PS4 и Backup Plus Slim отличались в среднем примерно на $15/₽1000 (практически не завися от конкретного магазина и даже страны), а оправдана ли доплата — каждый выбирает сам для себя.
Интригу мы попробовали внести, сравнив винчестер с SSD при использовании по целевому назначению. В целом, тоже не слишком успешно. Игры для сегодняшнего поколения консолей старательно оптимизируются именно «под механику», поскольку именно такой вариант является стандартом де-факто, а большинство пользователей ни с чем другим и нее столкнутся. К счастью (для их кошельков) это и не требуется. Вот емкости может не хватать (особенно если речь идет о версиях PS4 со встроенными 500 ГБ) — внешние накопители данную проблему и решают простым и удобным образом.
Читайте также:
- Файл зашифрован открытым ключом сертификат которого был предъявлен вами как открыть
- Как синхронизировать ютуб на телефоне и компьютере
- Что означает термин компьютерная асинхронная текстовая коммуникация acmc
- Как поиграть в need for speed most wanted на xbox
- Что означает перечеркнутый круг на планшете самсунг