Что такое готика в кино
Самое древнее и самое сильное чувство человека — страх.
От страха леденеет кровь в жилах, седеют волосы и останавливаются сердца. Впрочем, как и в медицине, разница между ядом и лекарством здесь только в дозе. Искусственно вызванные ужасы — своеобразное успокоительное средство, олицетворением которого может служить готическая литература.
Образ готики в кинематографе
«. Ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу».
Натан Дрейк
С каждым годом все дальше от нас уходит та тонкая романтическая нить визуальной поэзии голубого экрана и чем слабее она становится, тем сильнее бьет ностальгия. Много сокрыто прекрасного в удивительной сокровищнице кинематографа, одновременно такой далекой, но все более доступной с каждым витком технического прогресса настоящего века коммуникаций. Конечно, многие вещи подлежат историческому взысканию, оценивающему и беспристрастному. На многие жанры, направления и даже отдельные картины сквозь призму времени смотреть легче, чем в упор обыденных дней. Кто из нас мог подумать, что когда-нибудь настанет время, когда зритель перестанет нуждаться в романтике шумных морских приключений или в таинственных загадках качественной научной фантастики? Спрос зрителей диктует моду кино, теперь герои нового поколения – бывшие рестлеры, фигуристые певицы и громадные роботы — занимают экранное время. А между тем именно картины прошлого ценны в первую очередь как достоверный диагноз поколений: чем они жили, о чем мечтали, какие вопросы ставили перед собой?
Безнадежно «архаичным» выглядит очень тонкое понимание жанра ужасов (жанра, в котором сейчас диктуют моду азиатские тенденции в довольно вульгарной американской интерпретации) — неоготика. Направление, как тонкое инструментальное исполнение первобытных страхов человечества перед темным и настойчиво притягательным потусторонним. Эта статья посвящена краткому синопсису кинематографа неоготики, анализу композиции этого рода картин, пускай и довольно поверхностному, а также нашей основной задачей является рассмотрение жанра со стороны психологии кино, постараться узнать тайну притягательности химии этого направления.
***
Готика, как период в развитии искусства, зародилась в XII веке во Франции и очень быстро распространилась практически на всей территории Старого Света. Придя на смену романскому стилю, готическая культура в современном её понятии является «перегородкой», отделяющей средневековье от эпохи Возрождения. Очень важным для нашего эссе представляется пояснить, что изначально готический стиль применялся исключительно в архитектуре храмов, соборов и монастырей, то есть был религиозным по тематике. Насквозь пропитанный христианскими мотивами, он олицетворяет своеобразное обращение к вечности, к высшим всемогущим силам, к природе. Подчеркнутая вертикаль всех зданий этой архитектуры обозначает идею устремления ввысь. Внутреннее убранство готических сооружений представляет собой многочисленные скульптуры и витражные окна, что также подчеркивает тектонический смысл направления. Такие внутренние элементы, создавая импульсивную светотеневую игру, в свою очередь оживляют и одухотворяют архитектурные массы. В начале XV века, смещенная помпезностью Ренессанса, готика была отвергнута, как варварский пережиток тёмных веков. К произведениям искусства, созданным в период эклектики и позднее, применяется термин «неоготика».
Появление первых неоготических литературных романов можно отнести ко второй половине XVIII века. Именно тогда появился «Замок Отранто» Горация Уолпола и «Влюбленный дьявол» Жака Казота. В это время Европа переживала сильный религиозный упадок, отказ от авторитета аристократии и церкви, как репрессивных и основанных на предрассудках и пережитках прошлого. Оттого новое литературное направление, открыто выступающее против рационализма современной эпохи, еще больше выглядело как настоящий бунт. Пугающие замки, мистика и тон забытой средневековой романтики моментально пленили читателей, сделав это направление одним из самых популярных. Ключевым отличием неоготических романов от первоисточника стало то, что тут противоборство человека с силами зла выполнено в более мажорном ключе, с ярко выраженной фольклорной основой.
Число авторов в этом новом жанре начало расти как на дрожжах: Клара Рив, Мэри Шелли, Анна Радклиф, Чарлз Мэтьюрин и еще больше сотни имен выпускали сотни произведений, но лишь немногие нашли свое продолжение в кинематографе.
Без преувеличения, самым значимым неоготическим романом, оказавшим непосредственное и очень сильное влияние на становление готики в кинематографе, стал роман Брэма Стокера «Дракула» написанный в 1897-м. Именно с этого романа началась масштабная популяризация «вампирского мифа». История о любви трансильванского графа была неоднократно экранизирована, а в настоящее время встречается в низкопробных вариантах фильмов ужасов категории Б и даже в таком своеобразном направлении, как аниме.
Самая первая и, опять же, очень значимая для жанра готики экранизация романа Стокера была снята выдающимся немецким кинорежиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау в 1922 году. Фильм вышел под названием «Носферату: Симфония ужаса». Эта картина имела ошеломляющий успех, принесла своему создателю мировую известность, а образ графа Орлока, (в фильме пришлось изменить имена оригинального литературного произведения в связи с проблемами на права экранизации) великолепно исполненного Максом Шреком, и по сей день остается недостижимой планкой. Его талантом был создан магический образ безусловно трагического героя с собственной манерой, пластикой и ощущениями. «Прадедушка» всех вурдалаков на экране, Макс Шрек смог зародить основные постулаты героев такого типа, поддающихся вожделению и страдающих от своих животных, а от того предельно понятных каждому зрителю, желаний. Сказать что-то новое в создании таких персонажей практически невозможно, лучшее, что можно сделать – постараться максимально приблизиться к «оригиналу».
Немаловажным является присутствие элемента эротики в фильме. Сама идея многовековой любви и соединения любящих через питье крови друг друга являет собой всего лишь замену обыденному половому акту на нечто фантастическое и таинственное, что вполне бы могло вписаться в концепцию неготического киноформата. В большинстве своем эти сцены граничат между неотвратимым ужасом и непреодолимым желанием, что и придает им такую пикантность.
Во многом инновационный для своего времени, «Носферату: симфония ужаса» определил собственную кинематографическую традицию. Созданный под влиянием эпохи декаданса «Носферату» делает попытку донести до зрителя идеи не в очевидной, готовой к употреблению манере, а отдельными символами. Неоготическое кино, в этом определении, есть некая форма, способная собственной мистической эстетикой и посредством иносказаний донести до зрителя вполне конкретные истины. Такое понятие неоготического искусства во многом определяет промежуточные (для нашего эссе) границы жанра — символизм, как неотъемлемая часть идейной композиции. Отталкиваясь хотя бы от этого малого, мы смеем сделать следующие различие: два разных течения в одном направлении, которые идут параллельно и, как известно, никогда не пересекутся.
***
В 1931 году студия Universal выпускает свою экранизацию сценической версии романа Брэма Стокера. Фильм «Дракула», снятый основателем классической американской школы ужасов Тодом Броунингом , был невероятно далек от сути готической культуры, где ужас стал целью, но никак не методом. Режиссер отошел от общей эстетики романа, предпочел символизму примитивизм, пренебрег чувственностью и сексуальностью самой истории. Недаром фильм вышел аккурат ко дню Святого Валентина и был преподнесен зрителям, как «самая невероятная история любви».
Тод Броунинг, сам того не осознавая, ознаменовал своим фильмом начало целой эпохи «классических ужасов Голливуда», оставив за рамками фундаментальные вопросы неоготики и полностью посвятив свои фильмы (а в будущем все фильмы этого течения проделывали тоже самое) усладе потребности зрителей в страхе. Его «Дракула» обзавелся пятью абсурдными продолжениями. В это время студия Universal «выпустила» своих лучших монстров, таких как Мумия, Человек-неведимка, Человек-волк и несчастного Франкенштейна.
К ярким современным представителям классической Голливудской школы ужасов, в чертах которых до сих пор узнаются нотки готического направления, можно отнести «Мумию» и «Ван Хелсинга» Стивена Соммерса , «Интервью с вампиром» Нила Джордана и трилогию Лена Уайзмана «Другой мир». Краеугольным камнем композиции этих фильмов, позаимствованным у прародителя, стало трагико-романтическая история любви. Во многом эти картины обязаны своему успеху именно ей. Зазубренные Голливудом сюжеты, пересказанные по много раз в других жанрах, тут, за счет специфических (но в отличие от настоящих неоготических лент абсолютно пустых) стилистических особенностей выглядят «по-новому». Голливудские мастера по спецэффектам разворачиваются своим талантом, маскируя общую потрепанность сценария и многочисленные ошибки, придают фильмам отполированный и блестящий внешний вид. Впрочем, это отнюдь не означает, что за блестящей «обёрткой» обнаруживается зияющая пустота. Многие из них могут похвастаться интересными актерскими и операторскими работами, что неоднократно отмечалось самыми престижными кинопремиями, да и свою прямую обязанность - развлекать зрителя - они выполняют с лихвой.
***
В то же время классическое понимание готики в кинематографе осталось практически без изменений. Через многие десятилетия последователи Мурнау пронесли свою консервативность и верность традициям, что, конечно же, нельзя сказать о многих других жанрах в кино, на которых всегда заметно сказывался технический прогресс. Нам в этом кратком исследовании остается только рассмотреть наиболее впечатляющие, показательные и значимые неоготические картины и постараться сформулировать основные черты, присущие «чистой неоготике».
В 1957 году знаменитый шведский режиссер театра и кино, сценарист и писатель Ингмар Бергман представляет свою картину «Седьмая печать». Сюжет повествует о рыцаре Антониусе Блоке, вернувшемся после долгих крестовых походов к себе на Родину. Он давно разочаровался в жизни, и, когда за ним приходит Смерть, решает сыграть с ней в шахматы, тем самым отложив свою неминуемую гибель. Такая отсрочка дает возможность Блоку узнать, есть ли Бог на самом деле.
Перед нами в центре картины главный герой — рыцарь Антониус Блок. Все его христианские убеждения, долгие поиски Гроба Господнего потерпели крушение. Его терзают вечные несоответствия религиозных учений с мрачной реальностью. Бергман, как настоящий мастер визуального искусства, показывает нам эти несоответствия, но вслух о них не говорит. Буквально каждая сцена выражает продолжение гениальной задумки этого шведского маэстро. Общее пессимистичное настроение ленты и фундаментальные философские вопросы, которые перед собой ставят герои, непосредственно столкновение человека с силами сверхъестественными: тут все это пропитано еще и христианскими мотивами. В самом начале этой статьи я хотел обратить внимание читателя на то, что готика изначально была религиозной по тематике. Пока что мы воздержимся от конкретных выводов, является ли столкновение героя с религиозными убеждениями неотъемлемой частью композиции жанра, постараясь проследить эту идею и в других картинах.
Практически через полвека, в 1978 году, еще один выдающийся немецкий режиссер Вернер Херцог снял ремейк картины Мурнау, только теперь под названием «Носферату: призрак ночи». Ориентируясь только на картину Мурнау, а не на литературный первоисточник, Херцог усердно снимает кальку с этого шедевра немого кино. Новое резкое графическое восприятие немецкого экспрессионизма охватывает и прекрасные съемки натуры и необыкновенно сладостное и обреченное питье крови на этот раз уже в исполнении Клауса Кински . Херцог смог в точности, но уже само собой по своему, передать эту незабываемую мистику высокого искусства неоготики, которая потом еще долго таится в сознании зрителя.
В данном случае перед нами конфликт, в основе которого не христианские догматы, а фундаментальные загадки природы человеческих желаний. Страсть, вожделение и желание, то есть все, что олицетворяет вампиризм, сталкивается с воспитанным рационализмом современной культуры. Конфликт вечный, конфликт неисчерпанный здесь рассказан одной жуткой и притягательной историей, которая в силу вышесказанного никогда не потеряет свою актуальность.
После фильма Вернера Херцога в жанре неоготики наступило затишье. Европейское кино вплотную занялось новым авангардом, острым гротеском, поисками новых художественных приемов съемки и монтажа, а западная культура начала откровенно паразитировать на сюжетах и находках Старого Света, превращая их в удобоваримую смесь. Для того чтобы вернуть неоготику на широкий экран потребовалось вмешательство настоящего маэстро.
Таким маэстро стал Фрэнсис Форд Коппола , выпустивший в 1992 году первую прямую экранизацию романа о Графе Дракуле - «Дракула Брэма Стокера». В то время мировую кинообщественность смутил новый фильм уже признанного кинематографиста. Недоумение было вызвано таким резким переходом от проблематики сложных военных драм и криминальных саг (популярность которых была тогда на высоте) к такому «второстепенному материалу», как фильмы о вампирах. К сожалению, жанр ужасов, который все же имеет свои (пускай и отдаленные) корни в почве неоготического искусства, уже стал в 90-х достоянием тинэйджеров. В новых фильмах ужасов уже не уделяли время на создание зловещей атмосферы, заменив классический саспенс мгновенным шоком. В условиях таких модных тенденций для того чтобы вернуть утраченную моду на неоготику потребовался весь гений Копполы с его тонким восприятием прекрасного, чувством такта и уважением к традициям. Только благодаря таланту этого американского режиссера и его незаурядному подходу к постановке (и отчасти из-за космических сборов картины по всему миру) все большие студии «долины кукол» поспешили заручиться правами на экранизацию современных и классических неоготических романов, а сам фильм был отмечен тремя премиями «Оскар» и четырьмя премиями «Сатурн». Фрэнсису Форду Копполе многое удалось изменить своим «Дракулой». В первую очередь он вернул моду на мистико-романтические постановки, показав, что возможно создать шедевр, варьирующий на тонкой грани интеллектуального и коммерческого зрелища.
В первую очередь режиссера в своей постановке привлекает идея вторжения жуткого и мистического в тихий рационализм британского общества конца XIX века. Композицию Коппола строит вокруг трагической многовековой истории любви, ради которой граф бросил вызов Богу. Становится заметным, что в первую очередь Коппола ориентировался на «Носферату» Херцога, выполненного, как сказано выше, в манере немецкого экспрессионизма, хотя и исполнено все это по всем канонам «высокого стиля» Голливуда. В общем, во всех отношениях трудоемкая задача угодить всем – и приверженцам старых добрых традиций неоготики и не столь изощренной широкой массе — реализована на высшем уровне.
Фильм Романа Поланского стал на данный момент последним самым ярким представителем классической неоготики. Конечно, есть много талантливых и не очень режиссеров, которые в своих работах используют те или иные приемы из готической эстетики, но рассказ о каждой такой мелочи займет неприлично много времени, а продвинуться в суть вопроса нам это никак не поможет. Используемого и разобранного материала вполне хватает, чтобы сделать необходимый вывод. Так что же такое неоготика в кино? Неоготика – это то самое неуловимое, тонкое и возвышенно поэтическое восприятие вечных конфликтов плоти и разума, религии и человека. Насквозь пропитанное христианской культурой, это направление несет оттенок исключительно европейского кино. Недаром практически все (за одним, пускай даже очень ярким исключением) значимые картины сняты европейскими маэстро. Неоготика призвана соблазнять зрителя привлекательностью некоего (хотя всегда недостижимого) откровения. Неоготика – это сложная эстетика с причудливыми оборотами, жуткими метафорами и откровенными формами, где каждая деталь перенасыщена значениями. В общем, это то, каким должно быть искусство: строптивым и распутным одновременно.
В заключение хотелось бы сказать, что высокое искусство всегда делает шаг в сторону совершенного: протаптывает дорогу другим, менее смелым. Мне хотелось бы закончить это эссе словами одного моего друга, которые как нельзя кстати подходят к теме разговора: «Как это ни парадоксально, но «кинематограф развлекательный» – он сам по себе вампир. Своей крови нет, нужно всё время пить чужую».
Дурдом с привидениями
Нет, все понятно. Но почему фильм назвали “Готика”? В прямом смысле слова “готическими” там является только две вещи — абсолютно ненужная латынь, всплывшая под самый конец истории (татуировка шерифа), да несколько кадров с мрачными видами на фасад больницы, сильно напоминающие старые фильмы про Франкенштейна. Больше никакой готики в этом фильме нет — с таким же успехом он мог называться “Саддам Хусейн и философская нефтяная труба” или “Матрица 4: возвращение Нео”.
Впечатление от фильма сильно портится огромным количеством старых, как мир, штампов и клише из жанра классических “ужастиков”, заботливо перенесенных режиссером в этот фильм (хотя сделано это, надо признаться, весьма умело). Вспышки молний, внезапное появление в кадре чьей-то руки, хватающей главную героиню за плечо (варианты — появление взлетающего голубя или крупный план на бледную харю неупокоенного призрака), сопровождаемое трагичным визгом Халли Берри, а также прочие шуточки в стиле Хичкока и Ардженто гармонируют с грамотной тревожной музыкой и постоянными отключениями света в дурдоме.
Но это — классика, которую невозможно испортить. Кроме нее, в фильме есть и другие “ужасы”. Например, отожравшийся губастый негр (муж главной героини) — администратор этого богоугодного заведения, а по совместительству — устроитель подпольной садомазохистской видеостудии, где он на пару с местным шерифом (малохольным извращенцем с сатанинской татуировкой на пузе) занимается всякими нехорошими маньячествами (если судить по отснятым на любительскую видеокамеру сценам — привязывает к кровати молоденьких девушек, раздевает их до трусиков, обливает кетчупом и разыгрывает из себя Отелло, понарошку душа свою жертву). В этот чумовой антураж очень хорошо вписывается страшненькая Пенелопа Круз с ее куцей трехминутной ролью девушки Хлои, в разрушенном чердаке которой прочно засела мысль о том, что ее насилует сам дьявол. Нет, на обложках модных журналов Пенелопа выглядит довольно неплохо, но в таком амплуа она тянет разве что на “Мисс Буркина-Фасо”.
После “Властелина Колец” и переводов от Гоблина актер Бернард Хилл еще очень долго будет восприниматься зрителями только как спившийся Теоден. Увы, но мимика Хилла особым разнообразием не отличается — стабильное офигевше-грустное выражение лица неплохо смотрится на короле Рохана, но абсолютно неуместно в стенах дурдома с привидениями.
Из плюсов следует отметить правдоподобность героини Халли Берри, не побоявшуюся сниматься в короткой больничной распашонке и с минимальным гримом на лице. Увидев ее игру, Станиславский крикнул бы: “Не верю!”, однако мы не будем привередничать и поверим — ведь симпатичные фигуристые куколки редко когда бывают хорошими актрисами. Обещанная продюсерами “обнаженка” в женском душе вызывает скорее не позитивный эротизм, а патологическое отвращение (жирные бабы-статистки окружают голую Халли со всех сторон, не давая рассмотреть ее приятные мелочи). В актив можно также засчитать редкие, но дорогие спецэффекты (например, облеты камеры с замедлением времени и зависанием капель воды в воздухе); нетривиальную завязку сюжета, качественную режиссуру (среди кинокритиков бытует мнение, что косные голливудские продюсеры просто не дали Кассовицу, снявшему мрачноватые “Багровые реки” и агрессивную “Ненависть”, как следует развернуться в работе над “Готикой”); заимствование коммерчески успешной потусторонней стилистики из фильмов “Звонок”, “Ведьма из Блэр 2” и “Отзвуки эха”; безотказный дедовский арсенал “страшилок” и добротную операторскую работу.
Общее впечатление: Качественный, дорогой, но маловыдающийся триллер.
Крови мне! Крови!
В глазах массового потребителя истинным олицетворением готической литературы давно стали многочисленные истории о вампирах. Благодаря Брэму Стокеру типичный вампир из фольклорного одутловатого урода в белом саване превратился в элегантного бледного аристократа, соблазнителя и жуира. С тех пор вампиры вообще и граф Дракула в особенности стали любимцами читателей и зрителей.
Интервью с вампирами Энн Райс
Она выросла в Нью-Орлеане, самом терпком и нетипичном американском городе. Звали ее почти по-мужски — Энн Говард Аллен, из-за чего в школе над ней смеялись. Школа была та еще — женская католическая, с униформой, постоянной муштрой, зубрежкой закона божьего и телесными наказаниями. А заодно и однополой влюбленностью, и бесконечной девчачьей болтовней “про это”. Когда Энн было четырнадцать, от болезни умерла мама. Она излила чувства на бумаге, написав свой первый роман — о двух девочках, кончающих жизнь самоубийством.
Энн Райс: вампиры такие милашки!
Вскоре семья уехала из Нью-Орлеана, впереди был коровий Техас. Там Энн встретила Стэна Райса, с которым они учились, а вскоре после окончания школы — поженились и уехали в Сан-Франциско. Энн училась в университете и подрабатывала, Стэн пытался рисовать. Потом родилась дочь Мишель, мужа пригласили преподавать в Беркли. Еще одной обычной американской семьей среднего класса стало больше. Но их мир рухнул, когда лейкемия отобрала ребенка. Вечерами Энн не могла заснуть, глотала кучу таблеток, потом стала прикладываться к бутылке. Год почти беспробудного пьянства — от безумия спасало только писательство. Понемногу пьяный бред стал складываться в слова, обретшие плоть и кровь. Так родились “Интервью с вампиром” и Энн Райс. Писательница, которая познакомила мир с притягательными, изысканными, эротичными, страдающими, почти бессмертными существами.
Когда в 1976 роман был напечатан, реакция критики была прохладной, но читателям понравилось, и книги пошли чередой. И не только о вампирах, но и исторические романы, и любовные новеллы, и мистические триллеры. Потом родился сын Кристофер, жизнь налаживалась, а книги продолжали выходить, их экранизировали, слава Энн Райс росла, а по всему миру множилось число ее фанатов.
Главное достижение Райс — взгляд на мир глазами вампиров, которые иногда оказываются более человечными, чем сами люди. На сегодня “Вампирские хроники” включают десять романов, последний из которых, “Blood Canticle”, вышел в 2003. А главный герой цикла вампир Лестат рискует затмить самого графа Дракулу. На счету Райс также “Новые сказания о вампирах”, герои которых не связаны с Лестатом, и пересекающиеся с “Хрониками” романы о мэйферских ведьмах.
Запретный плод Лорел Гамильтон
Когда Лорел Гамильтон было тринадцать, она прочла “Голубей Ада” Р. Говарда, которые произвели на нее неизгладимое впечатление. Судя по автобиографическим рассказам, Лора в детстве очень смахивала на маленькую девочку из фильма “Семейка Аддамс”, любящую всякие кошмарики. Ее литературным дебютом стало фэнтези “Обет колдуньи” (1992), не имевшей успеха. Но уже в следующем году вышел “Запретный плод”, открывший ее культовый сериал об Аните Блэйк. На подходе уже двенадцатый роман саги.
Притягательный мир Лорел Гамильтон.
Строго говоря, цикл об Аните Блэйк не является чисто вампирским. Главная героиня — аниматор, способная поднять мертвеца из могилы (и, что еще важнее, загнать его обратно) — лишь иногда вспоминает юность, когда была лицензированным охотником за излишне наглыми кровососами. Гамильтон очень выпукло описала мир-отражение современных Штатов, в котором вполне комфортно чувствуют себя оборотни, вампиры, зомби. Эти динамичные, захватывающие, иронические книги пришлись по душе многим читателям. Перед нами гибрид классического нуара в стиле Чандлера (сходство Аниты с Филом Марло налицо), детективного триллера а-ля “Молчание ягнят” Р. Харриса, любовно-психологического вампирятника под Райс и урбанистического фэнтези. Частный детектив в большом городе, один против всех — классика! Только вместо “Коза Ностры” или “медельинского картеля” Аните противостоят безумные богатеи-мистики, расчетливые колдуньи, бесприютные зомби или могущественные вампиры. Главное достоинство — достоверно прописанный готический мир. Здесь можно вызвать из могилы недавно умершего дядюшку, не успевшего оставить завещания, и с помощью аниматора узнать имя наследника. Вампиры живут тут вполне легально в особом гетто, и даже находятся люди, ведущие борьбу за предоставление кровососам гражданских прав и свобод. Иронические и даже сатирические моменты в цикле очень сильны: временами Гамильтон откровенно издевается над политкорректной, ханжеской и в то же самое время порочной современной Америкой. Правда, в последних книгах цикла слишком много времени и места уделяется чувствам героини, которая никак не может разобраться, кто ей милее, оборотень или вампир.
Гости Темной Страны
Из других бытоописателей жизни упырей можно назвать англичанина Тома Холланда (“Вампир: История лорда Байрона”, “Раб своей жажды”), чье главное достижение — точно выверенная стилизация прозы под классическую английскую готику в духе Уилки Коллинза или Булвера-Литтона. Еще одна “звезда” жанра — кинокритик Ким Ньюмен, творец остроумного мира, где Дракула приходит к власти в викторианской Англии (цикл “Anno Dracula”). Сильная сторона книг Ньюмена — чисто киношное цитирование всех и вся: Киплинга, Флеминга, Хайсмит, По, Дойла. Уитли Стрибер своим рафинированным триллером “Голод” немало способствовал рождению готической субкультуры. Весьма популярны романы Нэнси Коллинз, хоть они и откровенно вторичны по отношению к творчеству Л.Гамильтон.
Готику щедро использует Голливуд.
Время от времени в страну готического сумрака наведываются и случайные гости, прославившиеся в других жанрах. Великолепной атмосферой викторианской готики насыщен роман “Те, кто охотится в ночи” (1988) Барбары Хэмбли. Отец “Гипериона” Дэн Симмонс внес свой вклад в вампирскую тему “Детьми ночи” (1992). Тонкой стилизацией под британскую классику блещут Тим Пауэрс во “Вратах Анубиса” и Джеффри Барлоу (“Дом в глухом лесу”). На счету Тани Хафф успешный цикл о паранормальном детективе Виктории Нельсон. А крайне разносторонняя Тэнит Ли является одним из ведущих мастеров мирового мистического фэнтези. И почти все ее романы в этом направлении можно хотя бы краешком отнести к готике: циклы “Замок Тьмы”, “Кровавый Камень”, “Тайные книги Парадиза”, “Тайные книги Венеции”, “Кровавая Опера”.
Русская готика | |
Родоначальником русской готики считается декабрист Александр Бестужев, который под псевдонимом Марлинский опубликовал несколько подражаний Байрону и Уолполу. Один из творцов Козьмы Пруткова, граф А. К. Толстой отметился двумя рассказами о вампирах: “Упырь” (1841) и “Семья вурдалака” (1884). И, конечно, гоголевский “Вий”. Пусть там нет средневековых замков и викторианских усадеб, зато вполне готического ужаса в избытке: “Подымите мне веки!”. Главный шедевр нашей готики, как ни странно, появился в советские времена. Это “Дикая охота короля Стаха” Владимира Короткевича — блестящая модернизированная стилизация под Анну Радклифф, где пробирающие до костей якобы мистические ужасы оказываются на самом деле порождением вполне человеческой подлости и злобы. Элементы готики присутствовали и в менее удачном романе Короткевича “Черный замок Ольшанский”. На последнее десятилетие приходится бурное развитие готической субкультуры. На улицах крупных городов все чаще встречаются люди в черной кожаной одежде и с характерными прическами. Регулярно проводятся крупные готические фестивали — Wave Gotik Treffen (ФРГ), Whitby Gothic Weekend (Англия), Convergence (США), на которые съезжаются готы со всего мира. Возникло самостоятельное музыкальное направление — gothic metal. Видимо, пришло время человечеству в очередной раз принять таблетку против страха. Современная готикаОтнюдь не каждый ужастик относится к готике. Лишь некоторые произведения таких знаменитостей, как С. Кинг, Д. Кунц, К. Баркер, Р. МакКаммон, несут в себе готические элементы. Есть три магистральные темы готической литературы. Во-первых, это Смерть, чей **))))*культ пронизывает всю готическую субкультуру. Отсюда плавно вытекают две другие: сверхъестественный оккультизм с призраками, зомби и черной-пречерной магией, а также истории о вампирах. Ученики ЛавкрафтаОснователь хоррора дал мощный толчок развитию жанра. Практически все мало-мальски заметные авторы первой половины XX века, творившие “ужасные” истории, признавали Лавкрафта своим учителем. Хотя был еще, скажем, англичанин Монтегю Родс Джеймс (1862-1936), специалист по истории средних веков, написавший массу рассказов о привидениях. Он также вполне обосновано считается одним из гуру готической литературы. Август Уильям Дерлет (1909-1971) — страстный поклонник Лавкрафта, посвятивший жизнь пропаганде его творчества. Он основал издательство Arkham House, где наряду с произведениями кумира публиковались и другие мастера. Сам Дерлет написал два сборника подражаний Лавкрафту: “Маска Ктулху” (1958) и “След Ктулху” (1962). Денис Уитли (1897-1977), кроме мистики, писал также исторические и шпионские книги. Но славу ему принесли романы именно готической стилистики, связанные с дьявольскими кознями и миром призраков. Наиболее известны “To the Devil a Daughter” (1953) и “The Satanist” (1960). Ширли Джексон (1919-1965) считается родоначальником “психологической готики”. Особенно прославил ее сборник “Лотерея”, заглавный рассказ которого стал визитной карточкой писательницы. Новое поколениеСреди мастеров современной готики ведущие позиции принадлежат британцам. Темы их творчества самые гото-мэйнстримовские: СМЕРТЬ, Смерть, смерть — во всех видах и проявлениях. Ужасы на любой вкус. Рэмзи Кэмпбелл (р. 1946), кроме готических триллеров, пишет также “темное фэнтези”. Критики окрестили его современным Лавкрафтом. Помимо россыпи рассказов, Кэмпбелл выдал ряд хитовых романов: “The Doll Who Ate His Mother” (1976), “To Wake the Dead” (1980, Британская премия фэнтези-81), “The Hungry Moon” (1986, Британская премия фэнтези-88). Джеймс Херберт (р. 1943) поначалу творил довольно мерзкие ужастики о монстрах — особой популярностью пользовались “Крысы” (1974) и “Логово” (1979) о гигантских крысах-мутантах. А потом уже пошла готика: “The Dark” (1980), “The Magic Cottage” (1986), “Sepulchre” (1987). Брайан Ламли (р. 1937) более 20 лет служил в Королевской военной полиции, попутно кропая подражания Лавкрафту (цикл “Titus Crow”). Сейчас он является одним из известнейших британских авторов хоррора. Герой его самого знаменитого цикла “Некроскоп” (вышло уже десять томов) Гарри Киф умеет разговаривать с мертвыми. Из-за этого он и ввязывается в разные неприятности, вроде противостояния некромантам да вампирам. Шотландец Грэм Мастерсон (р. 1946) обитает в старинном доме готической постройки в ирландском городе Корк. Неудивительно, что он стал одним из самых прославленных авторов современной готики! Мастерсон — лауреат премий “Эдгар” и “Брэм Стокер”, номинант Всемирной премии фэнтези. Уже дебютный роман Мастерсона — “Маниту” (1975) — стал бестселлером, далее последовали цикл о детективе-мистике Джонни Руке, романы “Prey” (1992), “Spirit” (1995), “The Chosen Child” (1997), “Trauma” (2001). Американцы, конечно, тоже пишут готический хоррор, но у них перед глазами заманчиво маячит пухлый банковский счет Стивена Кинга, идущего по дорожке саспенса. И алчно сопящие последователи выстраиваются в очередь. Впрочем, есть в Штатах и готические умельцы. Врач и музыкант Фрэнк Пол Уилсон (р. 1946) начинал писательскую карьеру как фантаст, но с 80-х годов переключился на ужастики. Его суперхит — роман “Застава” (1981) — буквально пропитан готической атмосферой. Действие происходит в Трансильвании во время Второй мировой войны, в старинном замке. Остановившийся здесь немецкий отряд пробудил древнее лихо, и счастья это фрицам не принесло. Произведения Анджелы Олив Картер (1940-1992) считаются жемчужиной так называемого “магического реализма”. Ее творчество сочетает в себе черты традиционной готики, классической сказки (с упором на страшноватые истории братьев Гримм) и несколько манерной психологической драмы. Недавно в “Эксмо” вышел ее знаменитый сборник новелл “Кровавая комната”. Перу Картер принадлежат также романы “Shadow Dance” (1966) и “Magic Toyshop” (1967). Большой популярностью у ценителей пользуются и романы из межавторской серии Ravenloft. Так именуется сеттинг для настольной ролевой игры D&D, основанный на атмосфере классической готики. Мир Ravenloft управляется Владыками Тьмы — ужасными монстрами или мерзейшими людьми — и неизвестно, кто из них гаже (самый колоритный — вампир граф Страд фон Зарович). Первая из новеллизаций игры вышла в 1991 (Кристи Голден, “Вампир туманов”) — и понеслось. На сегодня в серии более десятка книг, среди авторов отметились Л. Гамильтон, Марк Энтони и Т. Хафф. Таков мир Равенлофта (иллюстрация К. Колдуэлла) Что такое готика в кино «. Ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика. даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу». Готическое кино затрагивает интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека. Начало отсчета готического кино - 30-тые гг. ХХ века. Когда появились первые фильмы как мистического плана , так и абстрактно - экспресионнистского. Вскоре как и в литературе, к готических фильмам стали относить и психологическое кино. Принципиальное отличие готики от фильмов ужасов - отсутствие атмосферы страха и ужаса при наличии опасных сверхъестественных существ, вроде вампиров и оборотней, приведений. При этом характерно, что герои в готических фильмах (в отличие от фильма ужасов) не впадают в ужас при столкновениями со сверхъестественными существами и не испытывают страха от пребывания в местах с соответствующей мистической атмосферой. Жучиный Сок Эдвард Руки-Ножницы (Edward Scissorhands, 1990) Ворон (The Crow) 1994 Два из них (Beetlejuice и Edward Scissorhands) сняты режиссером Тимом Бартоном (Tim Burton). Ворон (The Crow) снял режиссер Алекс Пройас. Также можно упомянуть фильмы Колдовство (The Craft, 1996 режиссер Эндрю Флеминг) где главной героиней является шестнадцатилетняя проблемная девушка с суицидальными наклонностями и страдающая галлюцинациями. И конечно же фильм Семейка Аддамс (The Addams Family, 1993 режиссер Барри Сонненфельд) где большая часть персонажей и антураж -готичны. Вас бросит в дрожь от одного только вида Аддамсов.. Но их шутки вас приведут в восторг в этой черной комедии! Отдельно стоит упомянуть культовых готов Bauhaus, выступление которых можно увидеть в самом начале фильма "Голод" (The Hunger, 1983 режиссер Тони Скотт). Есть фильмы, имеющие у готов культовую популярность. Таковые можно условно разделить на несколько групп: К первой группе можно отнести классику horror , немые фильмы ужасов снятые в 30-е годы XX века «Носферату» 1921 Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау. В главных ролях: Макс Шрек. Граф Орлок укусил Элен Хаттер (кадр из фильма) Интересные факты о фильме: Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен (то-то нынче его можно найти только в отвратительном качестве). Мурнау нашел, что в реальной жизни Макс Шрек настолько уродлив, что по большому счету можно обойтись и без гримера: достаточно приделать к этой страшной роже клыки и остроконечные уши. В Швеции фильм забанен за его ужасные ужасы, и бан продолжался вплоть до 1972 года. Большинство сцен с графом Орлоком были отсняты в дневное время и это очень хорошо видно на черно-белой пленке. Поэтому в "официальных" релизах ночные сцены сделали синими. В 1978 году режиссёр Вернер Херцог снял римейк «Носферату», новый фильм назывался «Носферату — призрак ночи». В этом фильме графа зовут уже не Орлок, а Дракула. :/ В 1988 году выходит продолжение, которое называется «Носферату в Венеции». В 2000 году выходит фильм «Тень вампира», который рассказывает о съёмках «Носферату» в 1921 году. В фильме говорится, что Фридрих Мурнау (Джон Малкович) пригласил настоящего вампира (Уиллем Дефо) на съёмки своего фильма для достижения небывалого реализма и за съёмки пообещал ему актрису Грету Шрёдер, то есть, по фильму, никакого Макса Шрека не существовало. О_О «Носферату — призрак ночи» (нем. Nosferatu: Phantom Der Nacht) — фильм немецкого кинорежиссёра Вернера Херцога. 1978 Лондон после полуночи / London After Midnight (1927) - немой мистический фильм Тода Браунинга был утерян (последняя известная копия была уничтожена при пожаре в 1967 году). Это один из самых известных утерянных фильмов. В 2002 Шмидлин восстановил 45 минут (в оригинале он занимал 75 или 69 (по разным источникам) минут) фильма по сохранившимся кадрам.оо Прекрасно, неправда ли? Один этот снимок стоит целой истории! Час волка / Vargtimmen (1968) Затянутая готическая трагикомедия от Бергмана об "одержимости бесами" уже тысячу раз и стократ более убедительно реализованная, как до него, так и после. «Кабинет доктора Калигари» Фильмы ужасов студии Hammer «Dracula»,» Dracula has Risen from the Grave»,» Countess Dracula» и др., и довольно большую часть фильмов с культовыми актерами ужасов - Бела Лугоши, Питер Кашинг, Борис Карлофф и Кристофер Ли. Вторая группа - современные вампирские фильмы, как крупнобюждетные постановки, например, «Дракула» Брэма Стокера «Интервью с вампиром» так и менее популярные ленты, например, «Надя» или "Зависимость" The Addiction. И третья группа - фильмы с главными готичными героями - The Crow Edward Scissorhands Beetlejuice The Addams Family Отдельно стоит упомянуть культовый готический мультфильм «Кошмар перед Рождеством», спродюссированный Тимом Бартоном. Из режиссеров пользующихся культовой популярностью стоит упомянуть Тима Бартона (Tim Burton), пожалуй, это самый готический режиссер из снимающих в Голливуде. Практически все его фильмы несут в себе черты готического антуража, это и Beetlejuice и Batman (Batman Returns) «Эдвард Руки-Ножницы» и «Эд Вуд» «Сонная Лощина» и конечно «Кошмар перед Рождеством». Человек может быть тем, кем он решил быть. Всегда есть возможность выхода за пределы самого себя, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Готическое кино несет в себе определенный эмоциональный, духовный заряд могущий послужить для одельных людей поворотным моментом в их судьбе (человеческой жизни), открывающих возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор. «Королева проклятых» (Queen Of The Damned) 2002 «Ребенок Розмари» (Rosemary’s Baby, Роман Полански) 1968 «Труп невесты» (Tim Burton’s Corpse Bride, Тим Бёртон) 2005 «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street, реж. Тим Бёртон) На данный момент готическое кино - это как психологическое кино, так и мистика, ужасы. В этих фильмах, созданных в стиле мрачной романтики, затрагиваются темы проникновения в глубочайшие сферы сознания, поиска себя, баланса эмоций. Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д., рассматривается понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Вот люблю я такое кино! Мрачное, завораживающее, таинственное. Хотела бы даже снять что-то в таком стиле, ну или сняться.. Вот в таком образе например :) Да да, губа не дура.. Классическая готикаРодоначальником жанра ужасов является “готический роман”, популярный в XVIII-XIX веках. Этот термин появился из-за пристрастия авторов разворачивать свои мрачные истории в старинных замках готической постройки — с винтовыми лестницами, скрипящими в темноте дверьми, скользящими по стенам подземелий тенями. Готический роман зародился в 1764 г. в Англии стараниями Хораса Уолпола (“Замок Отранто”), чье черное дело продолжили А. Радклифф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер. В жанре готики отметились и многие знаменитости: Байрон, Готорн, Гофман, Гюго, Мериме, Уайльд. Эдгар Аллан По разделил готический роман на два новых жанра: триллер и детектив. Семена, брошенные По, упали на благодатную почву, и триллер превратился в один из наиболее популярных жанров. Целые орды авторов бросились пугать народ: Бирс, Эверс, Мейринк, Рампо, Блэквуд, Мэйчен, Ходжсон. Истории о заброшенных зловещих домах, под завязку набитых призраками, о проклятом золоте затонувших кораблей, об оживших мертвецах, выползающих из разрытых могил, и прочих милых пустяках издавались во всем мире. Вот кто заварил кашу. В 20-40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления: хоррор и саспенс. Родоначальник хоррора Говард Филлипс Лавкрафт наполнил свои мистические истории древними демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс, прежде всего, в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью криминального жанра. Романы Блоха “Психо”, “Ночь Потрошителя” и другие — слегка затянутые, даже нудноватые вначале, с нарочито обыденным антуражем — вдруг оборачиваются таким ужасом, что сердце готово выпорхнуть из груди. “Битлджус”, “Эдвард Руки-Ножницы” и “Ворон” — вот символы киноготики. Два первых фильма сняты самым готическим режиссером Тимом Бертоном. Сюжет, антураж, главные герои — все в этих лентах пронизано готикой. Объект фанатичного поклонения готов —- “Ворон” Алекса Пройаса. Его герой Эрик Дрэйвен в исполнении Брэндона Ли (погибшего на съемках!) породил настоящий культ: и стиль одежды, и макияж Эрика стал образчиком для подавляющего большинства поклонников. Стоит также упомянуть немые фильмы ужасов начала XX века (“Носферату”, “Кабинет доктора Калигари”), фильмы ужасов студии Hammer (прежде всего, “Дракула” с Бэлой Лугоши), фильмы с участием таких “монстров”, как Лон Чэйни, Борис Карлофф, Питер Кушинг и Кристофер Ли. Ну, и конечно, современные ленты: “Интервью с вампиром” Нила Джордана, “Дракула Брэма Стокера” Копполы, пародийная “Семейка Аддамс” Б. Зоннефельда. Отдельно стоит назвать готический мультфильм “Nightmare Before Christmas”. Самый готический современный актер — безусловно, Джонни Дэпп. Читайте также:
|